Динамика качения колеса по недеформируемой поверхности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Динамика качения колеса по недеформируемой поверхности

2020-08-20 339
Динамика качения колеса по недеформируемой поверхности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    Со стороны шасси автомобиля на колесо действуют силы Fx и Fz, а также момент Т к (рис. 7). Вертикальная сила Fz направлена вниз и является результатом воздействия на подшипники колеса приходящейся на него массы автомобиля. Горизонтальная сила Fx в зависимости от режима движения колеса может иметь направление, совпадающее с направлением движения автомобиля (вектор скорости Vx) или противоположное ему. Момент Т к подводится к ведущему колесу от полуоси, этот момент совпадает с направлением вращения колеса и поэтому считается положительным. Если момент Т к подводится от тормозного механизма, его направление противоположно вектору угловой скорости колеса wк, и он считается отрицательным. Возможна также ситуация, когда Т к = 0.

        Нормальная реакция от поверхности дороги Rz направлена вверх, причем точка ее приложения у катящегося колеса с эластичной шиной смещена вперед на величину D х относительно проекции оси вращения колеса на опорную поверхность. Это смещение обусловлено существенным отличием эпюры нормальных давлений в зоне контакта шины с дорогой у неподвижного колеса (эпюра давлений симметрична относительно вертикальной оси колеса и равнодействующая реакция Rz совпадает с этой осью, см. рис. 8, а) и у движущегося  колеса (эпюра давлений несимметрична вертикальной оси колеса, реакции со стороны дороги больше в набегающей области, чем в сбегающей, что приводит к смещению равнодействующей Rz вперед, рис. 8, б).

     Продольная реакция Rx поверхности дороги расположена в плоскости дороги и является положительной, если она совпадает с направлением движения колеса, т.е. с вектором Vx.

    Уравнение сил, описывающее движение колеса, имеет вид

                         m к а к = Rx - Fx или Rx = Fx + m к а к,                         (7)

где m к – масса колеса; а к  - ускорение поступательного движения колеса.

Соответственно уравнение моментов относительно точки О колеса

                                  J к  Ек = Т к - Rz  D x - Rx r д

или                                  Тк = Rz D x + Rx r д+ J к E к ,                                                    (8)

где J к – момент инерции колеса относительно оси его вращения; Е к – ускорение вращательного движения колеса.

 

 

     Из выражения (8) получим

                              Rx = T к / r д - Rz D x / r д- J к Е к / r д.                        (9) 

Мощность (Р к), подводимая к колесу, определится из выражения

                                               Р к = Т к wк .                                                                      (10)

     Колесо преобразует вращательное движение в поступательное, при этом, как при всяком преобразовании, происходят потери мощности. Эти потери определяются разностью между мощностью Р к, подводимой к колесу, и мощностью Р ав, передаваемой от колеса  автомобилю, т.е.

                                              Р f = P к - Р ав,                                         (11)

где Р f – мощность потерь при качении колеса или мощность сопротивления качению колеса.

 
 
 
     Если рассмотреть режим движения с постоянной скоростью (Vx = const), то Е к = 0 и, поскольку Р ав = Fx Vx = Rx Vx, с учетом выражения (9) получим

                                 Р ав = (Т к / r д - Rz D х / r д) wк r к  .                      (12)

     Подставим выражения (10) и (12) в формулу (11). Тогда мощность сопротивления качению колеса определится как

                         Р f  = T к  wк - (Т к / r д - Rz D x / r д) wк r к =

                            = [ T к (r д - r к) / r д + Rz  D х r к / r д ] wк.                                (13)

     Отношение Р f / wк = Tf  называют моментом сопротивления качению колеса, а отношение Р f / Vx = Ff  –  силой сопротивления качению колеса.

    Условную количественную характеристику f = Ff / Rz называют коэффи- циентом сопротивления качению колеса.

     Принимая во внимание равенство (13) развернем выражение   f = Ff / Rz, помня, что Ff = Pf / Vx = Р f / wк   r к. Получим

                          f = D х / r д + Т к (r д - r к) / Rz r д r к = f c + f к,                (14)

где f c = D x / r д – составляющая коэффициента сопротивления качению, характеризующая силовые потери, обусловленные смещением нормальной реакции R z вперед и возникновением момента, противодействующего качению колеса (при отсутствии  буксования  является главной составляющей  этого коэффициента);

  f к = Т к (r дr к) / Rz r д r к  – составляющая коэффициента сопротивления качению, характеризующая кинематические потери, вызванные изменением радиуса качения колеса при передаче тягового момента (основное влияние на величину коэффициента сопротивления качению оказывает при существенном буксовании колеса).

     В процессе качения колесо автомобиля (колесной машины) находится в одном из следующих режимов: ведущем, свободном, нейтральном, ведомом, тормозном. Для характеристики режима качения колеса используем уравнение силового баланса (9), несколько трансформировав его с учетом выводов формулы (14)

                                   Rx = T к / r дRz f c  - J к Е к / r д.                             (15)

     1. Ведущим называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение моментом Т к, совпадающим по направлению с вектором wк, при этом действующая на ось колеса продольная сила F х (реакция корпуса автомобиля) противоположна направлению движения, т.е. противоположна вектору V х (см. рис.7). Режим возможен только при R х > 0 и, как следует из выражения (15),          

                                   Тк > Rz f c r д + J к Е к > 0.

     2. Свободным называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение моментом Т к, совпадающим по направлению с вектором wк, а продольная сила F х равна нулю (рис. 9, а).

Следовательно, на указанном режиме F х = 0;   R х = 0 и выражение (15) превращается в

                                     Т к = Rz f c r д + J к Е к > 0.

     3. Нейтральным называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение моментом Т к, совпадающим по направлению с вектором wк, и продольной силой F х, совпадающей по направлению с вектором V х  (см. рис. 9, б).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

     Здесь Т к > 0, а R х < 0 (она поменяла направление по сравнению с режимом ведущим). Тогда

                                     0 < Т к < Rz f c r д + J к Е к.                                                                         

     4. Ведомым называют режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение продольной силой F х, направление которой совпадает с вектором V х  , а крутящий момент Т к равен нулю (см. рис. 9, в). Следовательно, при этом F х = Rx < 0, а Т к = 0 и соответственно из выражения (15) получим

                             R х = - [ Rz f c + J к Е к / r д ] < 0.

 


     5. Тормозным называется режим качения колеса, при котором оно приводится во вращение продольной силой F х, направление которой совпадает с вектором    V х,   и   одновременно   оно   испытывает   действие  момента    Т к,               направленного противоположно вектору wк (рис. 9, г). В этом случае F х < 0,   R х < 0,    Т к < 0, причем

R х  = - [ Т к / r д + Rz f c + J к Е к / r д ].

    Все перечисленные режимы качения колеса  наглядно иллюстрирует гра-

фик зависимости R х от Т к  (рис. 10).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.