Условия реализации программы: — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Условия реализации программы:

2020-08-20 97
Условия реализации программы: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа дискуссионного психологического клуба «Вертикаль» рассчитана на два года. В программе участвуют учащиеся 14-17лет 8-11 классов школ Петроградского района. Занятия проводятся один раз в месяц, 16 тематических встреч в течение двух лет. Нашими единомышленниками являются классные руководители и родители.

Участие в программе является добровольным, в принятии решения участвуют и обучающиеся и их родители.

Условием реализации программы является психологическая компетентность педагога, программа может быть реализована педагогами со специальной подготовкой и психологами образовательных учреждений.

Выбор тем опирается на возрастные особенности, интересы и запросы подростков. На первых встречах проводится анкетирование учащихся для выявления их вопросов, которые учащиеся хотят обсудить, проблем, трудных ситуаций, с которыми они столкнулись в жизни.

Важным условием реализации программы является использование следующих технологий:

· Арт-терапия

· Игровая деятельность

· Коллективная творческая деятельность

· Проблемное обучение

· Проективные технологии

· Метод воспитывающих ситуаций

На занятиях мы моделируем различные ситуации и различные варианты развития этих ситуаций, что позволяет осмыслить и закрепить полученные знания. Встречи направлены на самоопределение, умение рефлексировать, носят действенно-практический характер.

Материально-техническое обеспечение программыпредполагает оформление помещения, где проводятся встречи: реквизит, декорации; техническое оснащение: маркерная доска, телевизор, СD- плеер, видеокамера, магнитофон, фотоаппарат, компьютер, DVD с художественными фильмами, музыкальные CD.

 

Содержание программы:

В рамках программы подростки получат знания из ряда областей психологии в следующих блоках: психология общения «Познай себя», психология межличностного общения «Контакт», психология делового общения «На пути к успеху» и психология семейных отношений «Моя семья».

Содержание встреч выстроено от познания себя к познанию других. Исходя из этой логики, учащиеся на первом этапе обучения знакомятся со своими личностными качествами, учатся принимать себя через встречи: «Пойми себя, пойми другого», «Успех и лидерство».

Затем обучающиеся развивают умение понимать и принимать других, видеть положительные качества своих одноклассников, родителей, учителей. Это происходит при изучении темы «Понять, простить, принять…» совместно с родителями.

Практикумом по реализации системы созидательных отношений является праздничное занятие-путешествие «Говорят под Новый год…».

Завершают год темы, в которых каждый осмысливает своё место среди других людей: «Я и мое будущее», «Играйте в жизни только выигрышные роли».

Во второй год обучения направленность встреч сохраняется, но содержание углубляется, используются диспуты, большее место занимает рефлексия. Тематика встреч: «Я – автор событий своей жизни», «Тайна замка Конфликтус», «Нераскрытая тайна Вселенной: Он и Она».

Эмоциональность, тревожность подростков, подготовка к ЕГЭ, выбор профессии побудили включить такие темы как: «Тайна острова Внутренних сил», «На Перекрестке». В этот период особенно необходима поддержка родителей, поэтому в программу включено занятие «Открытая дверь – шаг навстречу друг к другу», которое проводится совместно с родителями.

Выбор тематики встреч частично связан с календарными событиями, праздниками: сентябрь – «Вот и стали мы на год взрослей», декабрь - «Говорят под Новый год…», март - «Нераскрытая тайна Вселенной: Он и Она».

Содержание каждой темы представлено в избыточном варианте, что обеспечивает гибкость, диалоговый характер занятий и возможность говорить именно о тех аспектах темы, которые будут интересны детям. Содержание раскрывается не через информирование, а через обсуждение притч, дискуссии, выполнение творческих заданий, анализ предложенных для обсуждения жизненных ситуаций и т.д.

 

Технология реализации программы:

Как отмечает Л. С. Выготский, ведущими доминантами подросткового возраста являются: потребность в общении со сверстниками, стремление к самореализации, негативизм. Именно поэтому мы выбрали как основную форму проведения наших встреч – дискуссионное общение. Дискуссия может состояться только при наличии умения слушать и слышать, способности направлять эмоции в нужное русло, контролировать их. Таким образом, сама форма проведения встреч становится для подростков обучающей и развивающей ситуацией. Каждая встреча погружает подростков в предлагаемые обстоятельства, ставит их в ситуацию выбора, учит принимать собственные решения и развивает умение слышать других.

При организации занятий мы ориентируемся на соблюдение следующих принципов:

· Принцип эмпатии и приглашающего обучения.

· Принцип гибкости, то есть учёта потребностей, интересов, возможностей учащихся

· Принцип успешности. Мы не сравниваем старшеклассников друг с другом, важен личностный рост и успех каждого.

· Принцип взаимодействия игровой и неигровой деятельности.

· Принцип активной жизненной позиции: «От слов - к делу». Не нужно ждать завтра, чтобы проявить те способности и способы действия, о которых мы говорим. Нужно изменять свою жизнь сегодня и сейчас.

· Принцип сотрудничества во взаимодействии с классными руководителями, родителями и администрации школы.

 Индивидуальный подход, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной работы позволяет быть активным каждому и осмысливать свою позицию во взаимодействии с другими.

Приёмами, которые используются на занятиях, являются:

· анализ   притчи,  тематика которой соответствует встрече, а идея раскрывает важные правила, которые требуют осмысления;

·   разбор писем и высказываний великих людей (Д. Лихачева, А.Моруа и пр.);

· создание ассоциаций с психологическими высказываниями и изображениями из набора   открыток Виктории Кирдий, которые позволяют проецировать различные ситуации, образы, вызывать воспоминания (Приложение 2)

·   использование « Копилки неразрешенных ситуаций», в которую подросток может написать любой волнующий его вопрос анонимно и получить ответ от всех участников группы и профессиональных психологов.

Ведущими программы являются педагоги–психологи. На каждой встрече у ведущих есть помощники - Хозяин и Хозяйка встречи. Кто именно будет выполнять роли Хозяина и Хозяйки, определяется в конце предыдущей встречи. Участники по кругу предлагают кандидатуры на роли Хозяина и Хозяйки следующей встречи и обосновывают свой выбор. Это должны быть самые активные, интересные подростки. Если возникло несколько кандидатур, то решение можно принять голосованием. Желательно, чтобы в течение двух лет роли Хозяина и Хозяйки попробовали все старшеклассники. Выбранные Хозяин и Хозяйка имеют свои атрибуты: шляпы и значки. Замысел следующей встречи обсуждается с теми, кто выбран на роль Хозяина и Хозяйки. Они продумывают приветствие и прощание на встрече, внося коррективы в традиционную форму, и всегда выполняют небольшое задание, связанное с содержательной подготовкой встречи (Приложение 2). Как правило, это подготовка ситуаций, выбранных в зависимости от темы следующей встречи.

 Хозяин и Хозяйка являются активными помощниками ведущих на встрече и занимаются подготовкой зала, раздачей реквизита, ведением некоторых обсуждений, разыгрыванием ситуаций и пр. В конце каждой встречи участниками оценивается выполнение ролей Хозяина и Хозяйки. Для этого используются цветные карточки: красный цвет – отлично, блистательно; зеленый – очень хорошо, позитивно; желтый – хорошо, комфортно. По итогам всех встреч выбирают лучших Хозяина и Хозяйку, которые награждаются билетами в театр.

Все встречи заканчиваются обсуждением, где каждый может высказать свое мнение и пожелание. Каждая встреча является целостной и завершенной благодаря осознанию участниками задач и результатов встречи.

Реализуя образовательную программу клуба, мы ориентируемся на идеи Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников: «Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий, а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре». Каждую встречу клуба мы организуем как культурное событие, которое даёт обучающимся опыт культурной практики.

 

Новизна присутствует и в содержательном, и в технологическом компонентах программы.

Содержательный аспект: Мы подобрали наиболее актуальныедля осмысления темы; назвали их, приблизив к восприятию подростков и старшеклассников; выстроили их последовательность. Темы откорректированы в соответствии с выявленными на основе диагностики потребностями обучающихся и их родителей

Технологический аспект: В технологии нами разработана авторская модель проведения диалогового занятия со старшеклассниками, основанная на обсуждении притч, ассоциативных картинок и на моделировании и анализе жизненных ситуаций. Кроме того, мы стремимся не только разговаривать, а изменять реальность на основе осмысленных старшеклассниками идей. Полученные знания реализуются в жизни и досуговой деятельности – в семье, в классе, в общении с друзьями, в досуге, в построении жизненной карьеры. Открытость встреч позволяет вовлечь в них учителей и родителей обучающихся и сделать взрослых старшими товарищами детей.

 

Ожидаемые результаты

Встречи дают возможность проявиться подростку, раскрыть его лидерские качества, сплотить коллектив, обсудить и решить имеющиеся проблемы.

Основными результатами программы являются:

1. Старшеклассники приобретут умения позитивного общения, методам конструктивного разрешения конфликтов.

2. У подростков появится интерес к активным формам проведения досуга, уверенность в себе.

3. Старшеклассники приобретут умения брать ответственность за свои действия и их последствия.

4.Научатся принимать себя, сверстников и взрослых, доброжелательно взаимодействовать с окружающими людьми.

5. Подростки научатся приемам саморегуляции, снизится внутреннее напряжение, появится эмоциональная стабильность.

6.Научатся работать в коллективе, разовьются организаторские способности

Критерии результативности

Результатыотражаются в положительной динамике личностного роста учащихся, которые проявляются в следующих критериях:

- позитивный микроклимат в классном коллективе;

-отношения взаимного уважения с родителями;

-рост активности, инициативности учащихся на занятиях и вне занятий;

-наличие в учащихся уверенности в себе и своих возможностях;

-наличие эмоциональной уравновешенности, способности управлять своими эмоциями;

- усиливается стремление к творчеству;

 - развиваются коммуникативные навыки;

- приобретаются навыки коллективной деятельности;

- формируются важнейшие качества личности – самостоятельность, ответственность, социальная активность.

Методы отслеживания результативности:

1. Психолого-педагогическое наблюдение деятельности участников программы на протяжении всех встреч, которое ведётся по следующим критериям: эмоциональная включенность, готовность к общению, лидерские качества, умение работать в команде, речь (Приложение 3)

2. Авторские методики и тесты:

2.1 «Мое комфортное состояние» И. Медведевой и Т. Шишовой – направлена на выявление комфортности подростка в 4 сферах: семья, класс, улица, город. Проводится на первых встречах 1 и 2-го годов обучения.

2.2 Проективная методика «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич- направлена на выявление проблемных личностных качеств старшеклассников

2.3 «Моя самооценка» Дембо-Рубенштейна – на рефлексию своих качеств по шкале, проводится в 1 и 2-ой год обучения.

2.4 Тест незаконченных предложений Сакса и Леви – методика направлена на рефлексию своего участия, своих личностных качеств по итогам встреч

3. Анкетирование родителей и подростков «О проведении совместного досуга»

4. Социальный портрет учащихся

Социальный портрет включает в себя 4 параметра: состав семьи, здоровье, дополнительное образование помимо основного обучения, желание в дальнейшем получить образование. (Приложение 1)

5. Эссе: моя вторая половинка

6. Рисуночный тест «Мое настроение»

Итоговая аттестация:

В итоговой аттестации мы используем 3 методики:

· психолого-педагогическое наблюдение,

· «Мое комфортное состояние» И. Медведевой, Т. Шишовой

· тест незаконченных предложений Сакса и Леви.

Для оценки эффективности программы проводится качественный анализ высказываний учащихся по ключевым проблемам программы, представленный в методике незаконченных предложений, и сравнительный анализ констатирующего и итогового диагностического срезов по данным методикам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дискуссионного психологического клуба «Вертикаль»

№п/п

Тема

Количество часов

Диагностические

срезы

теория

практика

Год обучения

1. Путешествие в свой мир и мир своих друзей: «Скажи мне, кто твой друг». 2

6

«Мое комфортное состояние» И. Медведевой и Т. Шишовой 2. «Пойми себя, пойми другого» 2

6

Методика «Моя самооценка» Дембо-Рубенштейна 3. «Успех и лидерство»   2

6

  4. Путешествие:  «Говорят под Новый год» 2

6

  5. «Понять, простить, принять…» (совместно с родителями) 2

6

Анкета для родителей 6. «Я выбираю жизнь» (Нет суициду и наркотикам) 2

6

Арт-терапия с фольгой 7.   «Я и мое будущее» 2

6

Социальный портрет подростков   8. «Играйте в жизни только выигрышные роли» 2

6

Тест незаконченных предложений Сакса и Леви

Ой год обучения

№п/п

Тема

Количество часов

Диагностические срезы

теория

практика 1. «Вот и стали мы на год взрослей»

2

6 «Мое комфортное состояние» И. Медведевой и Т. Шишовой 2. «Я – автор событий своей жизни»

2

6 Проективная методика Несуществующее животное 3. Игра –путешествие «Тайна замка Конфликтус»

2

6     4. «Новогодний досуг старшеклассников»

2

6 Методика «Моя самооценка» Дембо-Рубенштейна 5. «Открытая дверь – шаг навстречу друг другу» (совместная встреча с родителями)

2

6 Анкета совместного досуга детей и родителей 6. «Нераскрытая Тайна Вселенной. Он и Она»

2

6 Эссе: моя вторая половинка 7. «Тайна внутренних сил»

2

6 Рисуночный тест. Мое настроение. 8. «На Перекрестке»

2

6 Тест незаконченных предложений Сакса и Леви            

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы 1-го года обучения

Тема 1: «Скажи мне кто твой друг…»

 «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты…» народная мудрость

Виды отношений между людьми. Симпатия, приятельство, дружба. Двухсторонний характер отношений. Что важнее: иметь друга или быть другом. Можно ли считать себя другом, если человека другом не считают. Страдания из-за отсутствия дружбы. Суррогатная дружба.

Дружба как личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимной симпатии, общих интересах и увлечениях.

 Дружба как межнациональная категория. Критерии для вынесения суждения:  «он – настоящий друг» или «он оказался плохим другом».

Признаки настоящей дружбы:

1. Настоящие друзья всегда делятся новостями об успехах друг друга.

2. Всегда, в любое время дня и ночи, готовы прийти на помощь и оказать эмоциональную поддержку.

3. В случае материальной нужды, всегда добровольно помогут.

4. Друзья всегда уверены друг в друге и полностью доверяют друг другу.

5. Друзья не позволяют сплетничать о друге в его отсутствие.

6. Друзья всегда возвращают друг другу долги.

7. Друзья терпимы к другим друзьям друга.

8. Друзья никогда публично не критикуют друг друга.

9. Друзья всегда сохраняют доверенные тайны друга.

Обязательность соблюдения всех правил дружбы.

Притча о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.