Учебное пособие по пропедевтике детских болезней — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

2020-08-20 117
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 для студентов

педиатрического факультета

Оренбург - 2009

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА

Кафедра факультетской педиатрии

С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода

 

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

 для студентов

педиатрического факультета

Оренбург - 2009

 

УДК:[611.3:612.3:616.3 – 053.2 – 071] (075.8)

 

Авторы: Мотыженкова О.В., Зыкова Л.С.,

Любимова О.К.

Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ   СИСТЕМЫ

У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

для студентов педиатрического факультета. – 2009. – с.

Аннотация: в пособии представлены некоторые особенности пищеварения у детей, особенности жалоб, анамнеза, методики и методов исследования органов пищеварения. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.

 

Рецензенты:

Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.

 

Оренбургская государственная медицинская академия

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема занятий ……………………………………………….. 6
2. Целевые установки ………………………………………… 6
3. Теоретическая справка ……………………………………. 8

4.

Занятие 1. «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» Самостоятельная работа во внеучебное время.…... 9
4.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. 9
4.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы…………………………………………. 10
4.3. Особенности пищеварения у детей …………………... 11
4.4. Анатомия и физиология внепеченочной билиарной системы ……………………………………………………… 12
4.5. Рекомендации по методике исследования органов пищеварения у детей ………………………………………... 15
4.6. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. 26
5. Формы самостоятельной аудиторной работы на I занятии.............................................................................. 31

6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  
6.1. Материальное обеспечение 1 занятия ……………… 32
6.2. Интеграция темы «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» …………………… …………………….. 32

7.

Занятие 2. «Методы исследования органов пищеварения у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время.….. 33
7.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. 33
7.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии… 34
7.3. Письменное задание и список литературы …………... 34
7.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………… 35
8. Формы самостоятельной аудиторной работы на 2 занятии………………………………………………….   40

9.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  
9.1. Желудочная секреция и кислотность у детей разного возраста ………………………………………………………. 42
9.2. Техника проведения фракционного исследования желудочного сока …………………………………………… 43
9.3. Стимуляторы желудочной секреции …………………. 46
9.4. Многодатчиковая внутрижелудочная РН-метрия …… 47
9.5. Дуоденальное зондирование ………………………….. 48
9.6. Функции печени ………………………………………... 52
9.7. Основные показатели биохимического анализа крови, характеризующие функции печени ………………………... 53
9.8. Копрологические исследования ………………………. 55
9.9. УЗИ органов брюшной полости ………………………. 57
9.10. Эндоскопические методы исследования …………….. 58
9.11. Рентгенография органов пищеварения ……………… 60

10.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  
10.1. Материальное обеспечение 2 занятия ………………. 66
10.2. Интеграция темы «Методы исследования органов пищеварения у детей» ………………………………………. 67

11.

Занятие 3. «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время…………………………………………. 67
11.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию ……………………………………………………. 67
11.2. Письменное задание ………………………………….. 68
11.3. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы ………………………………………... 68
11.4. Клинические задачи для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. 70
12. Формы самостоятельной аудиторной работы на 3 занятии ………………………………………………… 76

13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4  
13.1. Некоторые заболевания органов пищеварения …….. 78

14.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5  
14.1. Материальное обеспечение 3 занятия ………………. 82
14.2. Интеграция темы «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей»……………………….. 83

 

1. ТЕМА: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И

       СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ

       СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Изучить на уровне воспроизведения по памяти:

1. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, особенности регуляции процессов пищеварения у детей.

2. Основные симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы.

3. Биохимические показатели крови, характеризующие функциональное состояние печени.

4. Технику проведения желудочного и дуоденального зондирования.

5. Правила подготовки ребенка к УЗИ органов пищеварения, к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию пищеварительной системы.

Овладеть умениями:

1. Целенаправленно собрать и оценить анамнез у ребенка с патологией органов пищеварения.

2. Провести осмотр, пальпацию, перкуссию органов пищеварения у детей разного возраста.

3. Описать результаты объективного исследования ребенка в рабочих тетрадях.

4. Выделить синдромы поражения у больных с патологией органов пищеварения.

5. Оценить анализы желудочного сока, желчи, биохимические анализы крови, копрограммы, результаты бактериологического исследования кала.

Иметь представление о:

1. Дополнительных методах исследования системы пищеварения у детей:

а) УЗИ органов пищеварения с определением показателя двигательной функции (ПДФ) желчного пузыря;

б)   эндоскопических методах:

-  ЭГДС с интрагастральной Ph –метрией

- колонофиброскопии

- ректороманоскопии

- лапараскопии брюшной полости

 в) радиологических методах (динамической

гепатобилисцинтиграфии)

 г) рентгенологических:

- R- скопии (графии) пищевода,  желудка и двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария

- ирригоскопии (графии)

- холецистографии

- компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной холангиопанкреатографии.

2. Некоторых нозологических формах патологии пищеварительной системы:

- пилоростенозе, пилороспазме

- гастрите

- дуодените

- дискинезии желчевыводящих путей (дисфункциональных расстройствах билиарного тракта)

- холецистите, холангите

- гепатите

- панкреатите

- муковисцидозе

- энтерите, колите.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Больные с патологией желудочно – кишечного тракта среди обратившихся за медицинской помощью в лечебные учреждения занимают одно из ведущих мест, а в экстренной хирургии – первое место.

Распространенность заболеваний органов пищеварения у детей в разных регионах России достигает 297-400 на 1000 (Пайков В.Л., Эрман, Л.В.,1998)

Эта патология отрицательно сказывается на здоровье детского населения и может приводить в дальнейшем к серьезным осложнениям у взрослых.

Для ранней диагностики и успешного лечения заболеваний органов пищеварения врачу необходимо знать особенности строения и функционирования каждого отдела пищеварительной системы у детей, симптомы поражения, уметь провести клиническое обследование данной системы, оценить результаты лабораторных, инструментальных методов исследования органов пищеварения.

 

Изучению данных вопросов посвящены три практических занятия:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.