С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода

2020-08-20 113
С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА

Кафедра факультетской педиатрии

С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

 для студентов

педиатрического факультета

Оренбург - 2009

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА

Кафедра факультетской педиатрии

С курсами пропедевтики детских болезней, здорового ребенка и общего ухода

 

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

 для студентов

педиатрического факультета

Оренбург - 2009

 

УДК:[611.3:612.3:616.3 – 053.2 – 071] (075.8)

 

Авторы: Мотыженкова О.В., Зыкова Л.С.,

Любимова О.К.

Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой

«МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ   СИСТЕМЫ

У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

для студентов педиатрического факультета. – 2009. – с.

Аннотация: в пособии представлены некоторые особенности пищеварения у детей, особенности жалоб, анамнеза, методики и методов исследования органов пищеварения. Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.

 

Рецензенты:

Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.

 

Оренбургская государственная медицинская академия

2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема занятий ……………………………………………….. 6
2. Целевые установки ………………………………………… 6
3. Теоретическая справка ……………………………………. 8

4.

Занятие 1. «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» Самостоятельная работа во внеучебное время.…... 9
4.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. 9
4.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы…………………………………………. 10
4.3. Особенности пищеварения у детей …………………... 11
4.4. Анатомия и физиология внепеченочной билиарной системы ……………………………………………………… 12
4.5. Рекомендации по методике исследования органов пищеварения у детей ………………………………………... 15
4.6. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. 26
5. Формы самостоятельной аудиторной работы на I занятии.............................................................................. 31

6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  
6.1. Материальное обеспечение 1 занятия ……………… 32
6.2. Интеграция темы «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы у детей» …………………… …………………….. 32

7.

Занятие 2. «Методы исследования органов пищеварения у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время.….. 33
7.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию …………………………………………………….. 33
7.2. Темы микрорефератов для выступления на занятии… 34
7.3. Письменное задание и список литературы …………... 34
7.4. Тестовые задания для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ……………… 35
8. Формы самостоятельной аудиторной работы на 2 занятии………………………………………………….   40

9.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  
9.1. Желудочная секреция и кислотность у детей разного возраста ………………………………………………………. 42
9.2. Техника проведения фракционного исследования желудочного сока …………………………………………… 43
9.3. Стимуляторы желудочной секреции …………………. 46
9.4. Многодатчиковая внутрижелудочная РН-метрия …… 47
9.5. Дуоденальное зондирование ………………………….. 48
9.6. Функции печени ………………………………………... 52
9.7. Основные показатели биохимического анализа крови, характеризующие функции печени ………………………... 53
9.8. Копрологические исследования ………………………. 55
9.9. УЗИ органов брюшной полости ………………………. 57
9.10. Эндоскопические методы исследования …………….. 58
9.11. Рентгенография органов пищеварения ……………… 60

10.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  
10.1. Материальное обеспечение 2 занятия ………………. 66
10.2. Интеграция темы «Методы исследования органов пищеварения у детей» ………………………………………. 67

11.

Занятие 3. «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей». Самостоятельная работа во внеучебное время…………………………………………. 67
11.1. Аннотированный перечень вопросов для подготовки к занятию ……………………………………………………. 67
11.2. Письменное задание ………………………………….. 68
11.3. Темы микрорефератов для выступления на занятии и список литературы ………………………………………... 68
11.4. Клинические задачи для самоконтроля качества домашней подготовки с эталонами ответов ………………. 70
12. Формы самостоятельной аудиторной работы на 3 занятии ………………………………………………… 76

13.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4  
13.1. Некоторые заболевания органов пищеварения …….. 78

14.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5  
14.1. Материальное обеспечение 3 занятия ………………. 82
14.2. Интеграция темы «Семиотика поражений пищеварительной системы у детей»……………………….. 83

 

1. ТЕМА: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И

       СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ

       СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»

ЦЕЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Изучить на уровне воспроизведения по памяти:

1. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы, особенности регуляции процессов пищеварения у детей.

2. Основные симптомы и синдромы поражения пищеварительной системы.

3. Биохимические показатели крови, характеризующие функциональное состояние печени.

4. Технику проведения желудочного и дуоденального зондирования.

5. Правила подготовки ребенка к УЗИ органов пищеварения, к рентгенологическому, эндоскопическому исследованию пищеварительной системы.

Овладеть умениями:

1. Целенаправленно собрать и оценить анамнез у ребенка с патологией органов пищеварения.

2. Провести осмотр, пальпацию, перкуссию органов пищеварения у детей разного возраста.

3. Описать результаты объективного исследования ребенка в рабочих тетрадях.

4. Выделить синдромы поражения у больных с патологией органов пищеварения.

5. Оценить анализы желудочного сока, желчи, биохимические анализы крови, копрограммы, результаты бактериологического исследования кала.

Иметь представление о:

1. Дополнительных методах исследования системы пищеварения у детей:

а) УЗИ органов пищеварения с определением показателя двигательной функции (ПДФ) желчного пузыря;

б)   эндоскопических методах:

-  ЭГДС с интрагастральной Ph –метрией

- колонофиброскопии

- ректороманоскопии

- лапараскопии брюшной полости

 в) радиологических методах (динамической

гепатобилисцинтиграфии)

 г) рентгенологических:

- R- скопии (графии) пищевода,  желудка и двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария

- ирригоскопии (графии)

- холецистографии

- компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансной холангиопанкреатографии.

2. Некоторых нозологических формах патологии пищеварительной системы:

- пилоростенозе, пилороспазме

- гастрите

- дуодените

- дискинезии желчевыводящих путей (дисфункциональных расстройствах билиарного тракта)

- холецистите, холангите

- гепатите

- панкреатите

- муковисцидозе

- энтерите, колите.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Больные с патологией желудочно – кишечного тракта среди обратившихся за медицинской помощью в лечебные учреждения занимают одно из ведущих мест, а в экстренной хирургии – первое место.

Распространенность заболеваний органов пищеварения у детей в разных регионах России достигает 297-400 на 1000 (Пайков В.Л., Эрман, Л.В.,1998)

Эта патология отрицательно сказывается на здоровье детского населения и может приводить в дальнейшем к серьезным осложнениям у взрослых.

Для ранней диагностики и успешного лечения заболеваний органов пищеварения врачу необходимо знать особенности строения и функционирования каждого отдела пищеварительной системы у детей, симптомы поражения, уметь провести клиническое обследование данной системы, оценить результаты лабораторных, инструментальных методов исследования органов пищеварения.

 

Изучению данных вопросов посвящены три практических занятия:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

 

АННОТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ   ВОПРОСОВ ДЛЯ           ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Морфологические и функциональные особенности органов пищеварения:

- полости рта (приспособления к акту сосания, особенность кровоснабжения, слюнных желез)

- пищевода (расположение, анатомические сужения и степень их выраженности в разном возрасте)

- желудка (особенность развития отделов желудка в периоде новорожденности, функциональная незрелость желудочных желез, ферменты желудочного сока)    

- кишечника (особенности расположения, относительно большая длина по отношению к длине тела, особенности кровоснабжения, развития ворсинок, секреторного аппарата, развития нервных путей, клапанного аппарата, особенности лимфооттока от тонкой кишки)

- печени (масса печени относительно массы тела, особенности строения, кровоснабжения. Роль печени в организме)

- поджелудочной железы у детей разного возраста.

 2.   Регуляция пищеварения  у детей (роль парасимпатической и симпатической нервной системы, гормонов и активных полипептидов, клапанного аппарата желудочно-кишечного тракта. Влияние раннего прикладывания к груди на образование энтеральных гормонов у новорожденных).

3. Особенности пищеварения у детей (пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Роль нормальной микрофлоры кишечника).

4.  Методика исследования органов пищеварения:

- жалобы, предъявляемые больными с патологией пищеварительной

системы и их родителями;


-  анамнез заболевания;

-  особенности анамнеза жизни (факторы риска);

-  цвет кожных покровов, слизистых оболочек;

-  осмотр полости рта, зева;

-  осмотр живота, ануса;

-  поверхностная пальпация живота;

-  губокая пальпация живота: толстого, тонкого кишечника; желудка;

  поджелудочной железы (точки Дежардена, Мейо-Робсона, Зона

  Шоффара); печени, желчного пузыря (пузырные симптомы Кера,

  Мерфи, Ортнера- Грекова, Георгиевского-Мюсси, Боаса);

-  перкуссия живота (определение размеров  печени по Курлову,

наличие свободной жидкости в брюшной полости);

-  аускультация живота.

5.   Особенности методики исследования системы пищеварения у

детей раннего возраста.

 

4.2. ТЕМЫ МИКРОРЕФЕРАТОВ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ:

    «Возрастные анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей»

ü «Особенности регуляции пищеварения и всасывания  у детей»

ЛИТЕРАТУРА

       Основная:

1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней.- 

С.-Петербург.- 1999. – с. 482-517.

2.  Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. -

 М., 1985.- с. 181-208, 107.

3. Пропедевтика детских болезней. Практикум./ Под ред. В.В.Юрьева. –

Питер, 2003.- с. 267-297.

4. Лекции сотрудников кафедры.

5.   Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. –

М: МЕДпресс-информ, 2006.

 Д ополнительная:

1. Пайков В.Л., Хацкель С.Б. и др. Гастроэнтерология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. – СПб, 1998.

2. Хавкин А.И., Жихарев Н.С. и др. Медикаментозная терапия язвенной болезни у детей // Лечащий врач.- 2006.- № 1.- с. 26-30.

3. Шендеров Б.А. Нормальная микрофлора и ее роль в поддержании здоровья человека //Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. - 1998. - № 1.- с. 61-65.

Желудок

     
 


Кальций                                                                         Желчь

     


Магний                                                                     

                                                                                      Панкреатические      

Железо                                                                         ферменты

                                                                             

Моносахариды                                                           Жирорастворимые

                                                                                       витамины (А, Д)

Дисахариды                                                           

                                                                                    Белок

Водорастворим.                                                     

Витамины                                                               Аминокислоты

(В1, В2, В6, С,

фолиевая кислота)

                                                                                   Жир

                                              

Подвз -                                                                       Жирные кислоты

дошная Вит. В12

кишка

                                                                                        

                                                                                    Желчные кислоты

     
 


Толстая

Кишка

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ЖАЛОБЫ

1. Боли в животе:

- локализация (эпигастральная область, правое подреберье, околопупочная область, левое подреберье, подвздошная область, разлитые);

- иррадиация;

- характер (ранние - во время еды, сразу после приема пищи, поздние боли - через 1-2 часа после еды, ночные);

- острые, приступообразные, тупые, давящие, ноющие, продолжительность болей;

- мойнигамовский ритм болей (при язвенной болезни: голод- боль- облегчение после еды- голод- боль и т.д.).

 

 

2. Диспептические расстройства:

- аппетит (отсутствует, понижен, повышен, извращен);

- отрыжка (кислым, тухлым, с примесью горечи);

- изжога, тошнота, рвота (характер, частота ее, с примесью желчи, крови, съеденной накануне пищей, натощак, после еды, облегчение состояния после рвоты, рвота «фонтаном», ацетонемическая рвота);    

-  ощущение урчания в животе;

- запоры, понос: частота стула, патологические примеси (слизь, зелень), обильный, скудный, водянистый, типа “болотной тины”, “малинового желе”.

3. Астено-вегетативные расстройства: утомляемость, слабость, головная боль.

 

АНАМНЕЗ:

- давность заболевания;

- сезонность обострения (весна, осень);

- характер вскармливания на первом году жизни (искусственное, раннее смешанное);

- наследственная отягощенность (гастроэнтерологические заболевания у родителей и ближайших родственников);

- нарушение ритма питания(длительные интервалы между приемами пищи, еда всухомятку, переедание, злоупотребление острой, грубой пищей со специями, употребление слишком холодной или горячей пищи, недостаточное пережевывание пищи);

- нарушение режима дня (переутомление, ограниченный по времени сон, дополнительные занятия в художественной, музыкальной школах и т.д.);

- гиподинамия (недостаточное пребывание на свежем воздухе, длительные приготовления домашних заданий, нерегулярные занятия физкультурой);

- отрицательные эмоции (неблагоприятные отношения в семье, школе, неполная семья, алкоголизм родителей);

- перенесенные инфекционные и паразитарные заболевания желудочно-кишечного тракта (инфекционный гепатит, дизентерия, сальмонеллез, кишечная колиинфекция, энтеробиоз, аскаридоз);

- хроническая интоксикация (тонзиллит, гайморит, аденоиды, кариозные зубы, хроническая пневмония и т.д.);  

- повышенная чувствительность к пищевым аллергенам (яйца, шоколад, цитрусовые и т.д.);

- при длительном заболевании и взятии на диспансерный учет выясняются мероприятия по оздоровлению (щадящее питание, противорецидивное лечение весной и осенью, санаторно-курортное лечение).

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

II. ОСМОТР

1. Общий осмотр:

- цвет кожных покровов (бледность, желтушность)

- состояние физического развития (гипотрофия, истощение, паратрофия, ожирение)

- положение ребенка (обычное, вынужденное)

- выражение страха, страдания на лице (признак боли в животе)

 

2. Осмотр полости рта: цвет слизистой оболочки;

- высыпания на слизистой рта;

- состояние миндалин, глотки;

 - состояние языка (размеры, окраска, влажность, налеты, сосочки  

  языка, «географический» язык).

3. Осмотр живота:

- форма, величина, симметричность;

 - участие брюшной стенки в акте дыхания;

- венозная сетка;

- симптом «песочных часов» - видимая перистальтика желудка;

- послеоперационные рубцы;

- грыжи (пупочная, белой линии, паховая)

- области живота

                       

                                     

 


 

 

                                                         Рис. 1.

Клиническая топография передней брюшной стенки:

1 – эпигастральная область; 2 – области подреберий (правого и левого);

3 – околопупочная область; 4 – фланки (правый и левый);

5 – надлобковая область; 6 – подвздошные области (правая и левая)

 

Визуально линии проводятся следующим образом:

-  2 горизонтальные – по нижним краям 10 ребер с обеих сторон и между передними верхними остями подвздошных костей;

- 2 вертикальные линии – по наружным краям прямой мышцы живота.

 

4. Осмотр ануса: атрезия, зияние, трещины, изъязвления, выпадение

прямой кишки.

 

III. ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА

Так как большинство детей, особенно при первом осмотре, боятся пальпации, необходимо вначале войти в контакт с ребенком, отвлечь его внимание разговором, игрушкой.

        Положение ребенка во время обследования:

- лежа на спине;

- на плотной поверхности;

- ноги обследуемый должен согнуть в тазобедренных и коленных суставах примерно под углом 45 градусов;

- руки ребенка – вдоль туловища;

- голова обследуемого – на плоской поверхности (не на подушке).

 

Все эти правила необходимы для получения достоверных результатов, так как при описанном положении отсутствует напряжение мышц живота, что помогает врачу глубже проникнуть к органам брюшной полости, хорошо их ощутить и получить объективные данные.

 

В ряде случаев пальпация проводится в специальном положении ребенка:

- на боку – это сдвигает кишечник вниз и улучшает доступ к пальпируемому органу (например, при пальпации слепой кишки ребенка иногда кладут на левую сторону);

- стоя – в этом положении иногда лучше ощущаются увеличенные или смещенные вниз органы.

 

Если ребенок стоит, то врач и больной должны быть в удобном для обоих положении:

- обследуемый высокийврач стоит возле него с правой стороны;

- невысокий больнойврач сидит или ставит его на стул.

 

       Если больной находится в горизонтальном положении, врач располагается с правой стороны ребенка, сидя (!) на стуле или на краю кровати.

В большинстве случаев применяется бимануальный метод пальпации, при котором живот пальпируется одной рукой, а вторая рука поддерживает туловище на противоположном месте со стороны спины:

    - при исследовании органов, расположенных в правой половине брюшной полости, левая рука располагается на пояснице справа и осторожными движениями приближает органы к правой руке, которой проводится пальпация;

    - при исследовании органов левой половины брюшной полости пальпация проводится правой, иногда левой рукой, а на пояснице размещена вторая рука.

Пальпация проводится в определенном порядке. Однако он нарушается, если врач знает о болезненности в каком-нибудь участке брюшной полости – это место исследуется в последнюю очередь.

В большинстве случаев пальпация проводится на фоне выдоха, что расслабляет брюшной пресс. Иногда следует попросить ребенка сделать глубокий вдох – это сместит вниз в первую очередь печень, и тогда органы брюшной полости будут ощущаться лучше.

     

1. ПОВЕРХНОСТНАЯ ПАЛЬПАЦИЯ выявляет: болезненность, гиперестезию кожных покровов (зоны Захарьина – Геда)

Зоны кожной гиперестезии, определяемые при поверхностной пальпации, закономерно появляются при многих хронических заболеваниях органов брюшной полости. При этом зоны кожной гиперестезии могут появляться раньше и держаться дольше по сравнению с другими симптомами. Различают следующие зоны гиперестезии (зоны Захарьина – Геда):

       Холедоходуоденальная правый верхний квадрант (рис. 2) – зона, ограниченная правой реберной дугой, белой линией живота и линией, проходящей через пупок, перпендикулярно белой линии живота.

  Эпигастральная зона – занимает эпигастрий (область живота выше линии, соединяющей правую и левую реберные дуги).

Зона Шоффара – расположена между белой линией живота и биссектрисой правого верхнего квадранта (рис. 3).

Панкреатическая зона – зона в виде полосы, занимающей мезогастрий.

Болевая зона тела и хвоста поджелудочной железы – занимает весь левый верхний крадрант (рис.3).

Аппендикулярная зона – правый нижний квадрант (рис. 2)

Сигмальная зона - левый нижний квадрант (рис. 2).

 

Для выявления повышенной чувствительности может быть использован также метод щипка или прикосновения кончиком иглы на симметричных участках кожи живота. Выявление зон гиперестезии у детей младшего возраста (до 7 – 10 лет) не имеет большого диагностического значения в связи с неумением маленького ребенка локализовать болевые ощущения.

При поверхностной пальпации может быть выявлена и мышечная защита. Клинический опыт показывает, что нет мышечной защиты без болей, хотя и может быть боль без мышечной защиты.


                                                

     

                                                     Рис. 2.

Зоны кожной гиперестезии:

1 – холедоходуоденальная зона; 2 – аппендикулярная зона;

3 – сигмальная зона

 

 

 

 

Рис. 3.

Зоны кожной гиперестезии:

1 – зона Шоффара; 2 – зона тела и хвоста поджелудочной железы

При поверхностной пальпации можно выявить также:

   - напряжение мышц брюшной стенки

   - расслабление мышц брюшной стенки

   - грыжи

    - размеры внутренних органов – их увеличение

    - вздутие живота.     

 

2. ГЛУБОКАЯ ПАЛЬПАЦИЯ ЖИВОТА (порядок пальпации и критерии оценки)

   

2.1. Сигмовидная кишка.

В норме безболезненная, поверхность гладкая, размеры (ширина) – 1-2 см, мягкая, подвижная, урчания нет.

   

2.2. Слепая кишка.  

В норме безболезненная, размеры 3 - 3,5 см, малоподвижная, относительно плотная, поверхность гладкая, при надавливании может быть урчание.

         

Характерным признаком патологического состояния кишечника является симптом Щеткина – Блюмберга. При наличии патологии обычное медленное надавливание на брюшную стенку вызывает боль. Если при быстром отнятии руки боль резко усиливается – с имптом ЩеткинаБлюмберга положительный. Если же при отнятии руки интенсивность боли не изменяется – симптом отрицательный. Положительный симптом обусловлен раздражением брюшины и наиболее характерен для перитонита. В случае перфорации полого органа в брюшную полость и заполнении ее его содержимым – симптом положительный во всех отделах живота. При ограниченном перитоните с-м определяется локально. Этот же симптом Щеткина – Блюмберга является характерным признаком острого аппендицита, как и симптом Ровсинга (усиление боли в правой подвздошной области в момент пальпации при поднятии вверх выпрямленной правой ноги).

IV. ПЕРКУССИЯ ЖИВОТА

 

В норме почти по всей поверхности возникает тимпанический звук, формирование которого связано с наличием газа в кишках, заполняющих большую часть объема брюшной полости.

Тупой звук определяется над печенью, селезенкой, участками кишок, заполненных каловыми массами (чаще всего над сигмовидной кишкой, и над заполненным мочевым пузырем, исчезает после его опорожнения).

 

1. У детей старше 5 лет устанавливаются размеры печени по Курлову.

   

V. АУСКУЛЬТАЦИЯ ЖИВОТА

Можно услышать перистальтику кишечника. Интенсивность этих звуковых явлений невелика. Увеличение количества звуков и их интенсивности возникает при кишечных расстройствах, спазме кишечника. Отсутствие урчания - признак пареза кишечника при перитоните.

 

       Методом аускульто-аффрикции определяется нижняя граница желудка. В норме она находится посередине между пупком и нижним краем мечевидного отростка

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ

 

Выбрать все правильные ответы:

1. Склонность детей первого года жизни к срыгиванию обусловлена тем, что:

  1) желудок расположен вертикально

 2) дно желудка лежит ниже антрально-пилорического отдела

 3) имеется высокий тонус кардиального сфинктера

 4) слабая запирательная функция нижнего пищеводного

сфинктера

 5) высокий тонус пилорического отдела желудка

 6) тупой угол Гиса.

 

2. К функциональным особенностям желудка детей первого полугодия жизни относятся:

1) низкая кислотность (рН выше 4)

2) высокая кислотность (рН ниже 2)

3) высокая активность пепсина

4) высокая активность ренина и гастриксина

5) низкая протеолитическая активность

6) хорошо выражены защитные свойства.

 

3. У детей раннего возраста функциональными особенностями тонкой кишки являются:

1) интенсивность полостного пищеварения больше, чем

мембранного

2) всасывательная способность больше, чем у взрослого

3) дистантное пищеварение

4) низкая активность гидролитических ферментов

5) высокая проницаемость слизистой оболочки.

 

4. Транзит пищи по желудочно-кишечному тракту у детей 1 года жизни:

1) происходит быстрее

2) происходит медленнее

3) при искусственном вскармливании пища проходит

быстрее

4) при естественном вскармливании пища проходит

быстрее

       5) вид вскармливания не имеет значения.

 

                    Выбрать один правильный ответ:

 

5. При грудном вскармливании преобладающей флорой кишечника являются:

1) бифидум-бактерии

2) ацидофильные палочки

3) кишечные палочки

        4) энтерококки.

 

6. У здоровых детей нижний край печени выходит из-под правого края реберной дуги до:

    1) 3-5 лет     2) 5-7 лет        3) 7-9 лет        4) 9-11 лет

 

Выбрать все правильные ответы.

 

7. К анатомическим особенностям печени у детей раннего возраста относятся:

1) большая величина относительно массы тела;             

2) относительно большая правая доля;

3) относительно большая левая доля;

4) лябильность увеличения в размерах;

5) возможность пальпации нижнего края.

 

8. К функциональным особенностям поджелудочной железы у детей первого года жизни относятся:

1) высокая активность амилазы

2) низкая активность липазы

3) низкая активность трипсина

4) с возрастом сначала увеличивается активность амилазы,

затем трипсина, позднее липазы

5) с возрастом сначала увеличивается активность трипсина,

затем амилазы, липазы

6) становление ферментативной активности зависит от

вида вскармливания.

 

9. Причины затрудненного усвоения жиров у детей раннего возраста:

1) низкая активность липазы;                                            

2) хорошее эмульгирование жира;

3) избыток желчных кислот;

4) низкая активность желчных кислот;

5) относительная гипопротеинемия.

 

10. В подвздошной кишке всасываются:

1) дисахариды;                2) аминокислоты;                  

3) витамин В12                4) желчные кислоты;

5) витамин Д

 

11. В проксимальных отделах тонкого кишечника всасываются:

1) витамин С;                              2) витамин В1 и В2    

3) витамин В12                            4) желчные кислоты;

5) моносахариды.

 

12. Ферментами тонкого кишечника являются:

1) сахараза;         2) мальтаза       3) декстриназа       

4) амилаза           5) катепсин

 

13. Ферменты панкреатического сока:

1) пепсин            2) трипсин      3) липаза           

4) амилаза           5) лактаза

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ДОМАШНЕЙ ПОДГОТОВКИ

 1)  2, 4, 5, 6                      

 2) 1, 4, 5                          

 3) 2, 3, 4, 5                      

 4) 1, 4                              

 5) 1                                  

 6) 2                                  

 7) 1, 3, 4, 5                      

 8) 2, 3, 5, 6

 9) 1, 4, 5

 10) 3, 4

 11) 1, 2, 5

 12) 1, 2, 3

 13) 2, 3, 4

  14) 1, 3, 4, 6

  15) 2, 3, 4, 6

  16) 4-5 мес.

  17) 1-а, 2-в, 3-д, 4-е, 5-з

 

 

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

    НА 1 ЗАНЯТИИ

Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000), которыми студент должен овладеть на 1 практическом занятии:

1. Целенаправленный сбор анамнеза жизни (биологический, генетический, аллергологический) у ребенка с патологией органов пищеварения.

2. Оценка анамнеза жизни (письменное заключение с выделением факторов риска развития заболевания с учетом экологических, экономических, социальных и других факторов).

3. Целенаправленный сбор анамнеза болезни с учетом предполагаемого заболевания.

4. Осмотр ребенка с патоло


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.367 с.