Юридический (психологический) критерий — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Юридический (психологический) критерий

2020-08-20 116
Юридический (психологический) критерий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Наличие психического расстройства еще не определяет невменяемость лица. Лишь определенная степень тяжести его, указанная в формуле юридического критерия (принцип единства медицинского и юридического критериев невменяемости), т.е. когда субъект не мог "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими", может явиться основанием для ее констатации. При этом под действием или бездействием, о которых идет речь в данной ст. 21 УК, понимается общественно опасное деяние, предусмотренное одной или несколькими статьями Особенной части.

· Неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность деяния составляет содержание интеллектуального признака юридического критерия, неспособность руководить своими действиями – содержание его волевого признака.

 

 

     8. Психогигиена и психопрофилактика. Понятие о первичной, вторичной и третичной профилактике психических заболеваний.

Психогигиена и психопрофилактика -отрасли медицины направлены на предотвращение различных психических расстройств, прежде всего экзогенной, но в какой-то мере и эндогенной природы.

Психогигиена - изучает факторы и условия окружающей среды (природные, производственные, социально-бытовые), влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывает рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Для этого - осуществляет поиск научно-обоснованных мер активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Разделы психогигиены:

1) возрастная психогигиена;

2) психогигиена быта;

3) психогигиена семейной жизни;

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Возрастная психогигиена. Выделяют следующие возрастные периоды: младенчество — до 1 года, детство — до 11 лет, отрочество — 12—15 лет, юность — 16—21 год, зрелость — 22—50 лет, обратное развитие — 51—70 лет, старость — 70 лет и старше. При изучении заболеваемости в разные возрастные периоды установлено, что существуют периоды, когда риск заболева­ний значительно возрастает. Данные периоды получили обозначение - «воз­растные кризы». парапубертатный, препубертатный, пу­бертатный и климактерический

Психогигиена детского возраста базируется на особенностях психики ребенка и стремится гармонизировать ее формирование. В формирующейся психике ребенка выделяют следующие этапы: моторный — до 1 года; сенсомоторный — до 3 лет; аффективный — с 3 до 12 лет; идеаторный — с 12 до 14 лет. Нервная система ребенка более чутко реагирует на физические и психические воздействия, поэтому важное значение имеет правильное воспитание и обучение ребенка.

В пожилом и старческом возрасте снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, происходит заострение характерологических черт личности, появление ригидности. Психика пожилого человека - более уязвима для психических травм. Поддержанию психического здоровья способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, легкий труд.

Психогигиена быта. Большое значение имеет благоприятный психологический климат вокруг человека, а также правильное, адекватное реагирование на трудности повседневной жизни.

Психогигиена семейной жизни. В семье происходит начальное развитие, поэтому особенности взаимоотношений между членами семьи существенно влияют на формирование человеческой личности. Благоприятная атмосфера в семье создается при взаимном уважении, любви, общности взглядов. Особое значение имеют эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Счастливая семья - главное условие правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Трудовая деятельность занимает значительную часть жизни человека. Необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Труд должен приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, от этого зависит и психическое здоровье. Этому может способствовать промышленная эстетика: современные формы машин, удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих.

Большое значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа сопряжена с мобилизацией внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Неправильная организация работы, процесса обучения может вызвать переутомление и дезадаптационные состояния.

Ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку на школьные годы приходятся два кризовых периода (возраст 7-9 лет и пубертатный период — 13—15 лет), когда растущий организм особенно подвержен стрессовым влияниям.

Психопрофилактика — занимается предупреждением возникновения психических заболеваний или их перехода в хроническое течение, посредством разработки системы мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости.

Методы: изучение нервно-психического состояния человека в процессе трудовой и бытовой деятельности.

Психопрофилактика подразделяется на: 1.индивидуальную и 2.социальную, а также на: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика - мероприятия, направленные на предупреждение возникновения болезни (система законодательных мер, направленная на охрану здоровья населения).

Вторичная профилактика — выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, для более благоприятного течения болезни и более полного выздоровления.

Третичная профилактика - предупреждение рецидивов, путем мероприятий, направленных на устранение факторов, способствующих социальной дезадаптации, в т.ч., препятствующих трудовой деятельности больного.

Вопросы психогигиены и психопрофилактики решаются посредством организации медико-генетических, семейных, психологических консультаций и кабинетов социальной помощи. Врач общей практики, в процессе лечения соматических заболеваний, должен стремиться к превенции формирования аномальных нозогенных реакций больных, в том числе избегать ятрогений.

 

 

9. Медицинская этика и деонтология.

Медицинская деонтология (греч. — учение о должном) — по­ложения, правила, определяющие этические принципы пове­дения медицинских работников при выполнении их професси­ональных обязанностей и во взаимоотношениях с коллегами. Идея о врачебной этике и врачебном долге своими корнями уходят во времена глубокой древности. Непреходящее значе­ние имеют требования к врачу, его поведению и деятельности, сформулированные греческим врачом Гиппократом (V—IV вв. до н.э.), получившие название «Клятва Гиппократа». Вопро­сам медицинской этики и деонтологии врачи всех времен уде­ляли особое внимание. Большой вклад в развитие идей меди­цинской этики и деонтологии внес выдающийся русский хи­рург Н.И. Пирогов

Психиатрия отличается рядом особенностей от других меди­цинских дисциплин, ей присущи свои этические и медико-де- онтологические проблемы. В последние десятилетия в сферу деятельности психиатров все больше включается, помимо вы­раженных психических расстройств, широкий спектр погранич­ных психических нарушений.

В обществе все еще существует настороженное и подозри­тельное отношение к психически больным. Поэтому наличие психиатрического диагноза у лица, его пребывание на лечении или под наблюдением психиатрического учреждения, если это становится известно окружающим, могут создать для него до­полнительные трудности как в социальном существовании, так и в профессиональной деятельности.

Практика оказания психиатрической помощи регламентиру­ется законом. Но законом не могут быть предусмотрены час­тные вопросы этики. Врач же имеет дело с конкретным чело­веком и индивидуальными особенностями его состояния. В своей практической деятельности врач-психиатр руководству­ется положениями Закона и принципами врачебной этики, ос­новные требования которой следующие: деятельность врача должна быть направлена на благо больного, соблюдение его интересов и врачебной тайны.

Следует иметь в виду, что успешность в осуществлении эти- ко-деонтологического принципа во врачебной деятельности за­висит не только от личных качеств и гуманистических устано­вок врача, но и от его компетентности и уровня профессио­нализма.

У врача нередко возникают проблемы этико-медицинского и деонтологического характера, связанные с границами врачеб­ного вмешательства. Речь идет, во-первых, об оформлении диагноза лицам, обнаруживающим пограничные психические расстройства, адаптированным к жизни и выявленным при массовых обследованиях (например, диспансеризации); и, во- вторых, об обоснованности применения к больным различных исследовательских методик. Конечно, в решении этих вопро­сов мнение врача имеет чаще всего решающее значение. Од­нако известно, что мотивами для проведения различных про­цедур могут быть не только необходимость получения допол­нительных данных для оценки состояния больного, определе­ния показаний к его лечению, но и стремление получить но­вую научную информацию, а также обучение медицинских работников. Поэтому правилом является то, что сложные ме­тоды исследования, травматичные лечебные мероприятия, съемки и звукозапись с научными и педагогическими целями проводятся только с согласия больного.

В последнее время терапевтический арсенал психиатрии обогатился новыми эффективными лекарственными лечебны­ми средствами и нелекарственными методами, позволяющи­ми существенно модифицировать психическое состояние и по­ведение индивидуума, причем степень такой модификации и ее направленность в силу специфики деятельности психиатра определяется им зачастую без учета мнения пациента. Влия­ние на индивидуума может осуществляться с помощью хими­ческих или физических воздействий, последствия которых не всегда можно предусмотреть или контролировать. Этическое значение вопросов, связанных с подобным воздействием, еще более возрастет, если в арсенал врачебных средств вой­дет целенаправленное влияние на те или иные структуры мозга, вызывающее изменение поведения. Последние дости­жения нейрофизиологии делают подобную перспективу дос­таточно реальной.

Другим путем, изменяющим психическое состояние и по­ведение индивидуума, являются различные методы психотера­певтического вмешательства. Несмотря на их разнообразие, все они сводятся в конце концов к тому, что поведение одного человека изменяется другим в ранее планируемом направлении и в соответствии с представлениями психотерапевта о желае­мом и должном, которые не обязательно могут разделяться пациентом. Разумеется, психотерапия должна стремиться к использованию достижений научного прогресса для совершен­ствования методов исследования и воздействия, расширения возможностей врача и увеличения терапевтического эффекта. Однако при этом необходима разработка этических критериев, позволяющих определить приемлемые направления и допусти­мые пределы применения этих достижений.

Ниже будут приведены основные положения Кодекса про­фессиональной этики психиатров, принятого на пленуме прав­ления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г.

Этот Кодекс гласит:

Главной целью профессиональной деятельности психиатра являет­ся оказание психиатрической помощи всякому нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического здоровья на­селения.

Профессиональная компетентность психиатра: его специальные знания и искусство врачевания — является необходимым условием психиатрической деятельности.

Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: «Прежде всего не навредить!». Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессио­нальной этикой.

Моральная обязанность психиатра — уважать свободу и независи­мость личности пациента, его честь и достоинство, заботиться о со­блюдении его прав и законных интересов.

Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом «тера­певтического сотрудничества», основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности.

Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отка­зываться от предлагаемой психиатрической помощи после предостав­ления необходимой информации.

Психиатр не вправе разглашать без разрешения пациента или за­конного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения пациента и составляющие врачебную тайну.

При проведении научных исследований или испытаний новых ме­дицинских методов и средств с участием пациентов должны быть за­ранее определены границы допустимости и условия их проведения.

Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою професси­ональную независимость.

Во взаимоотношениях с коллегами главными этическими основа­ниями служат честность, справедливость, порядочность, уважение к их знаниям и опыту, а также готовность передать свои профессио­нальные знания и опыт.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.