ТЕМА 14. Советское государство и право середины 1950 -х –середины 1980-х гг. Кодификация права в конце 1950-х – 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

ТЕМА 14. Советское государство и право середины 1950 -х –середины 1980-х гг. Кодификация права в конце 1950-х – 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г.

2020-08-20 1337
ТЕМА 14. Советское государство и право середины 1950 -х –середины 1980-х гг. Кодификация права в конце 1950-х – 1960-х гг. Конституция СССР 1977 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Перестройка государственного механизма в период середины 1950-х – середины 1960-х гг. Реформы системы управления

Смерть И.В. Сталина ознаменовала новый период в развитии Советского государства, связанный с личностью Н.С. Хрущева, под руководством которого подверглись реформированию основные сферы советского общества.

Существо происходивших изменений было направлено на демократизацию и либерализацию государства и общества.

Во внешней политике: проводилась идея мирного сосуществования двух систем, рассматривались проблемы всеобщего разоружения, перед СССР ставилась задача достижения и превышения уровня развития капиталистических стран, с другой стороны - усиливалась гонка вооружений.

Во внутренней политике: Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР, совместив тем самым руководящие посты в партии и государстве и сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Одновременно Хрущев проводит разоблачение культа личности Сталина, следствием которого стали процессы над «врагами народа» (Л.П. Берия) и массовая реабилитация репрессированных.

В области государственного устройства проводится политика децентрализации и разделения всей системы управления: расширяются права союзных республик в области промышленности и производства, формирования бюджета, решения вопросов административно-территориального устройства, законодательства и осуществления правосудия.

Проводится перестройка государственного аппарата, направленная на демократизацию жизни государства и преодоление централизма.

Принимались меры, направленные на повышение роли Советов депутатов трудящихся и активизацию их деятельности: вводилось деление Советов на промышленные и сельские.

В управлении народным хозяйством: отраслевая система управления заменяется на территориальную. СССР был поделен на 107 экономических районов, в которых действовали коллективные органы управления - Советы народного хозяйства (совнархозы), они подчинялись республиканским совнархозам, работу которых в свою очередь координировал Совнархоз СССР.

В системе правоохранительных органов: отменялся внесудебный порядок рассмотрения дел, упразднялось Особое совещание при МВД СССР, при Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности. Возникали добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

      Реформы Управления

Для данного периода было характерно стремление к демократизации государственной жизни, которое должно было коснуться, прежде всего деятельности Советов депутатов трудящихся всех уровней.

В связи с этим были предприняты меры, направленные на повышение роли Советов, активизации их деятельности, укрепления связей с избирателями.

В январе 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», в котором ставились задачи значительного улучшения организационно-массовой работы и дальнейшего укрепления связи Советов с народными массами, а также привлечение трудящихся в состав комиссий общественных организаций. В постановлении рекомендовалось бороться с проявлениями бюрократизма и волокиты, невнимательного отношения к нуждам граждан, добиваться усиления роли Советов, обеспечения общественного порядка и прав граждан, а также соблюдения законности.

В 1957—1960 гг. была существенно расширена нормативно-правовая база деятельности Советов депутатов трудящихся. Так, в союзных республиках были разработаны и приняты Положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых нашли отражение их права и обязанности, а также порядок их деятельности.

30 октября 1959 г. Верховный Совет СССР принял закон «о порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР», в соответствии с которым существенно повышалась ответственность депутатов перед своими избирателями.

В системе Советов были проведены некоторые преобразования, которые вызвали неоднозначную оценку в обществе. В конце 1962 г. краевые, областные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские, полномочия которых распространялись на промышленные и сельскохозяйственные районы. Вскоре стало очевидно, что такая реорганизация нарушила единство власти и привела к нарушениям в сложившейся системе управления.

Существовавшая централизованная административно-командная система управления народным хозяйством не способствовала развитию инициативы предприятий в сфере промышленности и строительства.

Поэтому возникла необходимость в кардинальных экономических преобразованиях, которые должны были затронуть не только систему управления, но и большой бюрократический аппарат министерств и ведомств. 10 мая 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью», в соответствии с которым отраслевой принцип управления промышленностью и строительством в основном заменялся территориальным. В результате этой реформы ликвидировались многие общесоюзные и союзно-республиканские министерства, к ведению которых относились вопросы управления промышленностью и строительством. Страна разделялась на 105 экономических административных районов, в которых Советы Министров союзных республик создавали Советы народного хозяйства (совнархозы), руководившие промышленными и строительными предприятиями.

Однако в результате проведения данной реформы не были достигнуты главные задачи, заключавшиеся в необходимости более тесного взаимодействия системы управления с промышленными и строительными предприятиями и преодоления ведомственных барьеров. Кроме того, возникли другие недостатки, связанные с ограничением отраслевой специализации и местничеством.

В стране предпринимались также меры по укреплению правопорядка и законности. В связи с этим упразднялось Особое совещание при МВД СССР и отменялся внесудебный порядок рассмотрения дел.

А все дела, связанные с контрреволюционными и другими преступлениями, должны были рассматривать суды общей юрисдикции в обычном процессуальном порядке.

Изменения произошли и в системе правоохранительных органов.

Так, в марте 1954 г. на базе соответствующих управлений МВД СССР был учрежден Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. В связи с необходимостью ослабить достаточно жесткую централизацию управления органами внутренних дел в стране в октябре 1956 г. было принято решение преобразовать управления МВД и управления милиции в областях и краях в единые управления внутренних дел исполкомов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. В то же время в районах, городах и поселках были реорганизованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся.

Несколько укрепился статус органов милиции в союзных республиках, в результате чего начальник управления милиции союзной республики одновременно занимал должность заместителя министра внутренних дел союзной республики.

Необходимость повышения эффективности работы милиции и усилия контроля за ее деятельностью привела к широкому привлечению к охране общественного порядка общественности. В ноябре 1958 г. в Ленинграде были образованы первые добровольные народные дружины (ДНД). А 2 марта 1959 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране», в котором предписывалось во всех регионах страны создать отряды ДНД.

Следует отметить, что участие граждан в охране общественного порядка в составе ДНД в целом способствовало привлечению внимания общества к решению этой важной задачи. В то же время это привело к существенному сокращению сотрудников милиции. В конечном итоге стало очевидно, что для эффективной охраны общественного порядка требовалась соответствующая профессиональная подготовка, которой не обладали члены ДНД.

В контексте мер, направленных на расширение прав союзных республик 13 января 1960 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Министерство внутренних дел СССР, а его функции (руководство милицией, пожарной охраной, ЗАГС и другие) передавались министерствам внутренних дел союзных республик, которые в 1962 г. были переименованы в министерства охраны общественного порядка. Такие меры привели к нарушению сложившийся системы координации деятельности органов МВД союзных республик, что в целом оказало негативное воздействие на организацию борьбы с преступностью в СССР.

 

2. Развитие права в период середины 1950-х – середины 1960 -х гг. Кодификация права

В условиях либерализации общественной и государственной жизни заметно активизировалась правотворческая деятельность государства.

С середины 1950-х годов реформирование всей действовавшей системы советского законодательства. Были приняты новые общесоюзные и республиканские законодательные акты. Можно даже говорить о начале осуществления очередной кодификации советского права и прежде всего отдельных его отраслей (гражданское, уголовное и процессуальное право).

Гражданское право. В связи с тем, что прежнее гражданское законодательство принималось еще в начале 1920-х годов некоторые его нормы уже не использовались. К тому же, только в союзных республик были приняты гражданские кодексы, а в масштабах СССР такая кодификация не была проведена. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», в которых нашла отражение система имущественных отношений. Закон состоял из 8 разделов, 13 глав и 129 статей.

В статье 1 отмечается, что «Основой имущественных отношений в советском обществе являются социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства». В статье 20 указывается: «Социалистической собственностью является: государственная (общенародная) собственность; собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений; собственность общественных организаций». В статье 21 подчеркивается, что «государство является единым собственником всего государственного имущества», часть которого закреплялась за отдельными государственными предприятиями и находилась в их оперативном управлении.

В разделе III «Обязательственное право» большое внимание уделяется нормам, регулировавшим договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. При этом подчеркивалось, что договор рассматривается как инструмент выполнения планов развития народного хозяйства, а также обеспечения ответственности предприятий и организаций за ассортимент и качество производимой продукции.

Разделы IV—VI посвящены нормативному регулированию правоотношений в творческой сфере, т.е. авторскому и изобретательскому праву, а также праву на открытия.

В законе устанавливались единые принципы регулирования имущественных отношений граждан СССР. Особо подчеркивалось, что государство обеспечивает защиту личной собственности граждан, которая должна основываться на их труде и предназначаться только для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. При этом запрещалось использовать личную собственность граждан для извлечения нетрудовых доходов.

В целом «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» 1961 г. регулировали имущественные отношения в условиях отсутствия частной собственности на средства производства и господства социалистической системы хозяйствования.

В 1964 г. на основе данного закона были разработаны и утверждены гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право характеризовалось принятием мер, направленных на повышение уровня материального благосостояния граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955—1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым работникам. В 1964 г. возросла на 21%

заработная плата для лиц, работавших в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и т.д.

В 1956 г. была отменена уголовная ответственность за прогул и самовольный уход с предприятия. Руководителю предприятия было предоставлено право налагать на совершившего прогул дисциплинарное взыскание в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Руководитель мог приостановить ему выплату процентной надбавки за выслугу лет на срок до 3 месяцев, а также уволить с соответствующей отметкой в трудовой книжке. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предупреждением администрации за две недели.

Принимались также меры по переводу на сокращенный рабочий день прежде всего рабочих и служащих горнодобывающей и металлургической промышленности, а также предприятий с вредными условиями труда. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1956 г. был установлен 6-часовой рабочий день для рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни, а также для подростков в возрасте от 16 до 18 лет. Увеличивалась также продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам с 77 до 112 календарных дней.

В данный период были приняты меры по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан. 14 июля 1956 г. Верховный Совет СССР утвердил Закон о государственных пенсиях, в соответствии с которым пенсию имели право получать граждане, ставшие инвалидами при выполнении государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Закон предписывал, что граждане, имевшие право на получение различных пенсий, должны были самостоятельно выбрать одну из полагавшихся им пенсий. В законе указывалось, что пенсии не подлежали налогообложению.

В законе устанавливалось, что пенсии по старости мужчины имели право получать по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, а женщины — по достижении 55 лет при стаже не менее 20 лет.

Работавшим на шахтах и рудниках, на предприятиях с вредными условиями труда предоставлялись соответствующие льготные условия.

После введения «Закона о государственных пенсиях» средний размер пенсий увеличился на 50—60%, а по старости — более чем на 90%.

Колхозное право. Изменения в колхозном праве были обусловлены необходимостью устранить причины отставания сельского хозяйства.

В марте 1955 г. были расширены права колхозов в области планирования.

При условии обеспечения выполнения плана поставок сельхозпродукции в государственные фонды колхозы имели право осуществлять посевы любых культур и выращивать любые породы скота без ограничения его количества.

В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, согласно которому колхозы получили право дополнять и изменять отдельные положения «Примерного устава сельскохозяйственной артели» 1935 г. Они могли самостоятельно устанавливать не только размеры приусадебных участков колхозников и количество принадлежавшего им скота, но и обязательный минимум трудодней, а также решать вопросы о принятии в колхоз и исключении из него.

Изменились также принципы и формы оплаты труда колхозников.

С марта 1956 г. в колхозах вводилась ежемесячная выплата в денежном виде авансов колхозникам.

В связи с принятием Верховным Советом СССР в марте 1958 г. закона о реорганизации МТС колхозы стали приобретать сельскохозяйственную технику. Ее ремонт на первом этапе производился ремонтно-техническими станциями, а с 1961 г. — местными отделениями объединения «Союзсельхозтехника».

В целом принятые меры создали условия для определенного роста сельскохозяйственного производства. Тем не менее половинчатый и непоследовательный характер преобразований не мог привести к более ощутимым результатам.

Уголовное право. Нормы уголовного права в значительной мере были кодифицированы в «Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. и других нормативных правовых актах, принятых в данный период («Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик», «Основах уголовного судопроизводства СССР и союзных республик», «Положении о военных трибуналах», а также в законах СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и «Об уголовной ответственности за воинские преступления»),

В «Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. устанавливалось, какие деяния являлись преступными, а также определялись подлежавшие применению наказания.

Начавшийся процесс демократизации общественной жизни способствовал тому, что в законе несколько смягчалась уголовная ответственность за правонарушения, которые не представляли большой общественной опасности. В то же время возрастала уголовная ответственность за наиболее тяжкие преступления.

К новому положению, появившемуся в законе, следует отнести отмену института аналогии. В нем четко устанавливалось, что человек не мог быть осужден за правонарушение, прямо не предусмотренное в законе.

Преступление определялось как общественно опасное деяние, прямо предусмотренное уголовным законом, действовавшим в момент его совершения. Норма, смягчавшая наказание, имела обратную силу, т.е. распространялась и на правонарушения, совершенные до вступления в действие закона. Норма, усиливавшая наказание, обратной силы не имела. Уточнялись также отдельные понятия уголовного права: умысел, неосторожность, невменяемость, крайняя необходимость, необходимая оборона, соучастие и др.

«Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. содержали перечень видов наказаний, начиная от общественного порицания и заканчивая лишением свободы и ссылкой.

В законе допускалось и применение высшей меры наказания (смертная казнь). Она полагалась исключительно за совершение тяжких преступлений (измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, а также умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах).

В законе был повышен до 16 лет минимальный возраст, по достижении которого могла наступить уголовная ответственность. В то же время снижался максимальный срок лишения свободы с 25 лет до 10 лет.

Однако за особо тяжкие преступления и для особо опасных рецидивистов он мог достигать 15 лет.

Определялся также порядок условно-досрочного освобождения, которое могло применяться только к осужденным, доказавшим свое исправление хорошим поведением и честным отношением к труду.

Кроме того, они должны были ко времени освобождения отбыть более 1/2 срока наказания. Осужденные за тяжкие преступления могли получить право на условно-досрочное освобождение только после отбытия более 2/3 срока наказания.

В декабре 1958 г., Верховный Совет СССР утвердил законы «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и «Об уголовной ответственности за воинские преступления», заменили нормативные правовые акты, действовавшие со второй половины 1920-х гг.

На основе общесоюзных уголовно-правовых актов были разработаны и введены в действия соответствующие кодексы союзных республик.

 

3. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г

Уголовный кодекс РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года и введен в действие с 1 января 1961 года. Положения Общей части данного кодекса повторяли Основы уголовного законодательства.

Ст. 1 определяла задачи УК - охрана общественного строя, социалистической собственности, личности, прав и свобод граждан и всего социалистического правопорядка.

Кодекс закрепил основание уголовной ответственности: уголовной ответственности и наказанию подлежало «только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние». Кроме того, законодатель указывал: «Уголовное наказание применяется только по приговору суда» (ст. 3 УК).

Определялось, что общесоюзные законы об уголовной ответственности за государственные, воинские преступления и иные деяния, направленные против интересов СССР, также включаются в Кодекс. На содержании Кодекса отразилась общая тенденция к демократизации общественной жизни. Смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представляющие большой опасности для общества и государства

В УК давалось развернутое материальное определение преступления и содержалась норма о малозначительном деянии, не являвшемся преступлением, однако, как и в ныне действующем УК, понятие «состав преступления» не раскрывалось.

Статья 7 УК 1960 г. «Понятие преступления» давала следующую дефиницию преступления: «Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй СССР, его политическую и экономическую системы, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом».

Ст. 3 определяла, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда.

К особо опасным государственным преступлениям законодательство относило измену Родине, шпионаж, террористический акт, диверсию, вредительство, антисоветскую агитацию, пропаганду войны. Организационная деятельность, направленная на подготовку и совершение особо опасных государственных преступлений, была отнесена к отдельной группе преступлений

К лицам, совершившим особо опасные государственные преступления, применялось наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества или высшей меры наказания. В качестве дополнительного наказания могла применяться ссылка на срок от двух до пяти лет.

Общая уголовная ответственность наступала с 16 лет и с 14 лет для лиц, совершивших тяжкие преступления. Понятие тяжкого преступления раскрывалось как умышленное деяние, представляющее повышенную общественную опасность.

К тяжким преступлениям относились: особо опасные государственные преступления, бандитизм, действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений, контрабанда, массовые беспорядки, повреждение путей сообщения и транспортных средств, изготовление и сбыт поддельных денег и ценных бумаг, нарушение правил о валютных операциях, хищение государственного или общественного имущества в крупных размерах, грабеж при отягчающих обстоятельствах, умышленное убийство, умышленное тяжкое телесное повреждение, изнасилование, захват заложников, спекуляция при отягчающих обстоятельствах, получение или дача взятки при отягчающих обстоятельствах, посягательство на жизнь работника милиции, злостное или особо злостное хулиганство, угон воздушного судна, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, радиоактивных материалов, наркотических веществ, насильственные действия в отношении начальника и ряд воинских преступлений.

УК содержал статьи, раскрывающие понятия необходимой обороны, крайней необходимости, соучастия, укрывательства, недонесения.

Для лиц, совершивших преступление, не представляющее большой общественной опасности, Кодекс предусматривал различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, в том числе с передачей дела в товарищеский суд или передачей виновного на поруки (ст. 51, 52).

Ст. 20 УК определяла, что целями наказания являются не только кара за совершенное преступление, но и исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Как и в Основах уголовного законодательства Союза ССР и Союзных республик, была несколько изменена система наказаний.

Ст. 21 УК определяла виды наказаний: лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы без лишения свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение с должности, компенсация вреда, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания.

В качестве видов наказания предусматривались ссылка и высылка. Ссылка состояла в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности (ст. 25), а высылка - в удалении осужденного из места его жительства с запрещением проживания в определенных местностях (ст. 26).

Из системы наказания были исключены изгнание из пределов СССР и объявление врагом народа. Кроме того, в систему наказаний УК 1960 г. включал увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред.

Увольнение от должности могло быть назначено в качестве как основного, так и дополнительного наказания - в случае признания судом невозможности оставления осужденного в занимаемой должности. Возложение обязанности загладить причиненный вред заключалось в том, что виновный сам устранял причиненный преступлением вред. Такая обязанность могла быть выражена в форме восстановления имущества или иного возмещения материального ущерба либо публичного извинения перед потерпевшим или членами коллектива.

Смертная казнь определялась как исключительная и временная вплоть до ее отмены мера наказания. Она могла назначаться за особо опасные государственные преступления и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Смертная казнь применялась за совершение следующих преступлений: измена Родине, шпионаж, диверсия, терроризм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и бандитизм.

Однако положение о том, что смертная казнь может быть предусмотрена законодательством Союза ССР в отдельных случаях и за некоторые другие особо тяжкие преступления, была явно неудачной. Она давала легальную возможность расширения сферы применения этой исключительной меры наказания.

И действительно, сразу же после принятия республиканских УК с 1962 г. последовала серия уголовных законов об усилении ответственности, например, за взяточничество, сопротивление работникам милиции и народным дружинникам, за особо крупное хищение государственного и общественного имущества, в которых предусматривалась смертная казнь Отменялись такие наказания как лишение избирательных прав и изгнание из СССР. Максимальный срок лишения свободы был уменьшен с 25 до 15 лет.

При замене в порядке помилования смертной казни лишением свободы оно не могло быть назначено на срок более 20 лет.

В конце 1969 г. в рассматриваемом УК появились нормы об особо опасном рецидивисте (ст. 24.1). Лицам, признанным судом особо опасными рецидивистами, могло быть назначено максимальное наказание в виде 15 лет лишения свободы, которое отбывалось либо в тюрьме, либо в колонии особого режима (женщины - особо опасные рецидивистки отбывали наказание в колониях строгого режима).

Таким образом, новый УК РСФСР в целом отражал общую тенденцию к демократизации общественных отношений.

 

4. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.

Основные положения кодекса:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.