Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.

2020-08-20 1832
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

16 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) РСФСР. КЗАГС РСФСР, следуя идеям Декрета о гражданском браке, признавал только гражданский брак. Вместе с тем легализовывались церковные браки, заключенные до издания указанного Декрета.

Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие будущих супругов (их принадлежность к различным религиозным конфессиям) монашество и состояние в иерейском и дьяконском сане, а также обет безбрачия. На всю территорию России, в том числе на национальные окраины, был распространен принцип единобрачия (моногамное)

Минимальный возраст вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Был снят запрет на брак со свойственниками и дальними родственниками (например, допускались браки между кузенами).

Свобода брака была расширена также и за счет того, что для вступления в брак не требовалось разрешения родителей, опекунов или попечителей врачующихся. Лицам, состоявшим на службе, не нужно было, как прежде, испрашивать соответствующего разрешения вышестоящего начальства. В отличие от церковного, гражданский брак мог заключаться сколько угодно раз (последовательно, по расторжении предыдущего).

Новое советское право перестало считать преступными такие деяния, как прелюбодеяние, инцест (кровосмесительство) и др.

Вопрос о прекращении брака был решен чрезвычайно свободно, в духе Декрета о расторжении брака.

Перемена гражданства супругов при заключении брака, по КЗАГС, могла последовать только по специально выраженному желанию жениха (невесты) меняющего (меняющей) свое исходное гражданство.

Внебрачные дети, по КЗАГС РСФСР, приравнивались к детям, рожденным в законном браке.

КЗАГС 1918 г. определял: «Основой семьи признается действительное происхождение». Отцовство устанавливалось соответствующим местным отделом записи актов гражданского состояния, а в случае сомнений или споров – соответствующим народным судом. На выявленного таким образом отца возлагалась юридическая обязанность содействовать матери своего ребенка в его содержании и воспитании.

КЗАГС не предусматривал классического института семейного права – усыновления.

Кодекс 1918 г впервые после революции урегулировал вопросы опеки. Что же касается усыновления, то в Кодексе прямо указывалось, что оно не порождает никаких обязанностей и прав ни для усыновителя, ни для усыновленного.

 

 

ТЕМА 12. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Конституция СССР 1924 г [АП14].

1. Перестройка государственного механизма в период НЭПа (1921 – 1929 гг.)

Окончание гражданской войны, военной интервенции, активное недовольство населения методами «военного коммунизма» требовали изменений экономического и политического курса государственного развития.

Новая экономическая политика (нэп) на первый план выдвинула задачи восстановления разрушенного хозяйства, создания современной промышленности, развития сельского хозяйства.

Переход к нэпу был провозглашен на X съезде РКП(б) в марте 1921 г.

Продразверстка была заменена продовольственным налогом, разрешалась частная предпринимательская деятельность, государственные предприятия переходили на хозяйственный расчет.

Изменения в экономике обусловили и перестройку государственного аппарата.

Чрезвычайные органы упразднялись или реорганизовывались.

В результате сложилась следующая система, учитывавшая особенности государственного устройства как РСФСР, так и СССР:

на уровне СССР были созданы и действовали: Съезд Советов, ЦИК, СНК, СТО, наркоматы, Верховный Суд, ОГПУ, Красная Армия;

на уровне РСФСР действовали: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, Экономическое совещание, наркоматы, Верховный Суд, прокуратура в составе Наркомюста;

на уровне автономной республики действовали съезд Советов, ЦИК, СНК, наркоматы, Экономическое совещание, отделение Верховного Суда РСФСР, прокурор;

на областном уровне: областной съезд советов, исполком, экономическое совещание;

на уровне губерний: губернский съезд советов, исполком, экономическое совещание, суд, прокурор;

на уровне уезда: уездный съезд советов, исполком, экономическое совещание, народный суд, помощник прокурора губернии;

на уровне волости: волостной съезд советов, исполком, экономическое совещание;

на уровне города: совет депутатов, исполком, экономическое совещание, народный суд;

на уровне села: совет депутатов, исполком, экономическое совещание.

Как высший орган государственной власти Всероссийский съезд Советов наделялся полномочиями установления, дополнения и изменения Конституции и утверждением конституций автономных республик.

К совместной компетенции Съезда и ВЦИК относилась ратификация мирных договоров, вопросы территориального устройства, объявление войны.

На практике ВЦИК являлся реальным высшим органом государственной власти. Президиум ВЦИК Конституция определяла как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган власти РСФСР.

 

2. Развитие советского права в годы НЭПа. Кодификация законодательства (1921 – 1929 гг.).

В 20-е годы идет унификация правовой системы страны. Упразднение Дальневосточной республики ликвидировало одновременно ее право. Национально-государственное размежевание Средней Азии и исчезновение бывших народных республик привело к отмиранию и их правовых систем. Во всех республиках были приняты свои конституции. Были изданы и некоторые кодексы. Пережитком прошлого еще на несколько лет оставалось действие шариата в некоторых мусульманских районах. Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы – права союзного государства, тесно взаимосвязанного с правовыми системами союзных республик. Формировалось однотипное социалистическое право.

Работа по кодификации советского законодательства началась в середине 1918 г. Однако в условиях Гражданской войны кодификационные работы не получили большого размаха. С окончанием войны кодификационные работы возобновились. 1920-е годы стали периодом интенсивной кодификационной работы. В 1922 г. были приняты и вступили в действие кодексы: Гражданский, Уголовный, Земельный, Кодекс законов о труде, в 1923 г. – Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный, Лесной. В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс, в 1926 г. – Кодекс законов о браке, семье и опеке. В 1926 г. была принята новая редакция Уголовного кодекса. Революционное правосознание приобретает значение метода, восполняющего пробелы в законе.

Основная тяжесть кодификационных работ легла на отдел законодательных предположений и кодификации Наркомата юстиции РСФСР. Проекты кодексов проходили через Совнарком и получали силу закона после принятия их ВЦИК.

При принятии кодексов РСФСР специально ставился вопрос об их действии в пространстве. При этом оговаривалось их распространение на союзные с РСФСР независимые советские социалистические республики. Впоследствии на основе кодексов РСФСР союзные республики создавали самостоятельные кодексы. Российские кодексы применялись и в народных республиках.

С образованием СССР развернулась систематизация законодательства и в масштабе Союза. Так, в 1924г. были утверждены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, потребовавшие приспособления к ним и уголовных кодексов союзных республик. Одновременно были приняты и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства. Таким образом, в 20- годы советское право было оформлено в четкую систему кодексов. Велась работа и над Сводом законов, систематически объединявшим все отрасли права, но эта работа в то время так и не была завершена.

 

3. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.

УК РСФСР был принят в мае 1922 г. УК РСФСР 1922 года состоял всего лишь из 227 статей, четверть из которых относились к общей части. Это был один из самых коротких уголовных кодексов во всей мировой истории. Кодекс состоял из Введения, Общей и Особенной частей. Важнейшими источниками Уголовного кодекса 1922 г. являлись декреты рабоче-крестьянского правительства 1917-1922 гг., «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 г. и свыше чем четырехлетний огромный опыт работы революционных трибуналов и народных судов.

Под преступлением кодекс понимал "всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку (ст. 6).

Преступления разделялись на 2 категории:

1. Направленные против основ советского строя, которые признавались особо опасными, по которым кодекс определял только низкий предел наказания не подлежащий понижению судом;

2. Все остальные, по которым устанавливался высший предел наказания.

Предусматривались следующие виды наказаний:

- изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

- лишение свободы;

- принудительные работы без содержания под стражей;

- условное осуждение;

- конфискация имущества;

- штраф;

- поражение в правах

- увольнение с должности;

- общественное порицание;

- возложение обязанности загладить вред.

По делам, находившиеся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной, высшей меры применялся расстрел. Кроме перечисленных в общей части УК наказаний, судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и воспрещение занимать определенные должности. УК предусматривал ряд мер, направленных на борьбу с незаконным частным предпринимательством. После принятия кодекса ОГПУ было предоставлено право применять наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и просто признанным социально опасными. К уголовной ответственности привлекались лица с 14 лет.

К несовершеннолетним (от 14 до 16 лет) могли быть применены меры медико-воспитательного воздействия. "В случае отсутствия в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений, наказания или меры социальной защиты применяются согласно статьям УК, предусматривающим наиболее сходные по важности и роду преступления с соблюдением правил Общей части сего Кодекса", т.е. использовался принцип аналогии. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу.

Целями наказания были: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления, правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания или других мер социальной защиты.

Общая часть состояла из 5 разделов:

1. Пределы действия Уголовного кодекса.

2. Общие начала применения наказания.

3. Определение меры наказания.

4. Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты.

5. Порядок отбывания наказаний.

Особенная часть УК состояла из 8 глав:

1. Государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления);

2. Должностные (служебные) преступления;

3. Нарушение правил отделения церкви от государства;

4. Хозяйственные преступления;

5. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;

6. Имущественные преступления;

7. Воинские преступления;

8. Нарушение правил, охраняющих общественную безопасность и публичный порядок.

Таким образом, классификация преступлений базировалась на нормативных актах Советской власти, принятых в 1917-1921 гг. УК РСФСР ввел понятие воинского преступления, определив круг его субъектов военнослужащими, служащими Вооруженных Сил, лицами, подлежащими призыву на военную службу.

Воинские преступления делились на следующие группы:

- преступления против порядка подчиненности и воинской чести;

- различного рода уклонения от военной службы;

- преступления, посягающие на военное имущество;

- нарушение правил несения караульной службы;

- должностные преступления;

- преступления военного времени;

- военный шпионаж.

За совершение воинских преступлений предусматривались следующие виды наказаний:

- расстрел;

- конфискация имущества;

- лишение свободы.

При наличии смягчающих обстоятельств применялись нормы Дисциплинарного устава. Совершение преступления в военное время относилось к отягчающим обстоятельствам, а в боевой обстановке к особо отягчающим.

УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью. УК РСФСР 1922 г. закрепил и освятил законом разделение между обычными и "государственными" преступлениями. Само понятие "государственное преступление" впервые появилось в официальном правовом акте. В Особенной части УК на первом месте перечислены наиболее опасные государственные преступления - контрреволюционные. Контрреволюционным признавалось всякое действие, направленное на свержение завоеваний пролетарской революцией, власти рабоче-крестьянских Советов и правительства, а также помощь той части международной буржуазии, которая стремилась к свержению советского строя путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами.

Для таких преступлений закон установил твердый минимум наказаний. УК вводил также понятие "экономическая контрреволюция" (ст. 57 УК). До 1921 г. почти всякая форма частной торговли определялась как спекуляция. По декрету СНК (июль 1921 г.) признаком спекуляции стали сговор с целью повышения цен, злостный не выпуск товаров на рынок и скупка-сбыт запрещенных к продаже товаров. Из прежнего понятия спекуляции выделились новые составы: контрабанда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростовщичество. Судебная практика давала довольно широкое толкование ст. 128 УК (о должностных преступлениях).

В число субъектов этих преступлений включались не только должностные лица, но и частные лица ("нэпманы") в качестве соучастников. Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, в форме организации "лжекооператива". Влияние принципа целесообразности на правоприменительную деятельность сказалось в расширении права суда толковать закон. Элементы правового нигилизма сочетались с тенденцией на усиление репрессивной уголовной политики.

На деле реформа, смысл которой внешне заключался в устранении различий в двух видах преступлений, усилила эти различия и превратила чрезвычайные меры в узаконенные и постоянные. ЧК была органом временным и чрезвычайным, ГПУ - постоянным и официальным, наделенным такими полномочиями, которых никогда не давали ЧК. С образованием ОГПУ как союзного органа и самостоятельного наркомата власть его возросла.

С созданием ОГПУ сфера госбезопасности стала расширяться, включая в себя все новые и новые типы важных преступлений. Наиболее важные уголовные правонарушения изымались из юрисдикции республик и передавались в ведение централизованного союзного органа.

Дискуссии по уголовному праву в середине 20-х годов носят на себе следы "последействия" идеологической доктрины. В ранний период советского права идея "классовых судов против буржуазии" почти не оказала никакого влияния на судебную практику (саму идею выяснять на суде классовую принадлежность преступника Ленин назвал "величайшей глупостью"). Суды просто поддерживали порядок и закон против любых нарушителей. В УК 1922 г. принцип классового суда не упомянут. Но в 1924 г. видные юристы (особенно прокурор РСФСР Н.В.Крыленко) подняли вопрос о применении классового подхода при назначении наказаний. После периода колебаний и противоречивых приказов Верховный суд РСФСР 29 июня 1925 г. издал инструкцию со специальным предостережением против классовой дискриминации в уголовном судопроизводстве.

 

4. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

ГК РСФСР начал разрабатываться уже после окончания Гражданской войны, летом 1921 г. Первоначально речь шла лишь о правовой регламентации общей части обязательственных отношений.

ГК РСФСР 1922 г. был построен на принципах, провозглашенных Декларацией основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР, принятой ВЦИК в мае 1922 г..

Осенью 1922 г. подготовленный проект ГК РСФСР обсуждался сначала на уровне Народного комиссариата юстиции РСФСР, затем – Совнаркома РСФСР. Его одобрил лично Ленин. Кодекс был утвержден решением ВЦИК 31 октября 1922 г. и вступил в силу с 1 января 1923 г.

Обязательственное право. Даже в период НЭПа советское право не восприняло полностью «буржуазный» принцип свободы договора, хотя в основном административно-правовые способы регулирования хозяйственной деятельности и уступили на время место договорным отношениям.

Гос. предприятия должны были в натуре (реально) исполнять свои обязательства друг перед другом исполнение этого правила строго контролировалось органами (комиссиями) гос. арбитража.

Вещное право. ГК РСФСР 1922 г. различал три вида собственности: гос., кооперативную и частную. Земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты находились в исключительной гос. собственности.

В отдельных случаях частным предпринимателям (включая иностранных) предоставлялись определенные права в изъятие из действующих российских гражданских законов, в концессионном порядке.

Частная собственность допускалась лишь на мелкие промышленные предприятия и строения.

Частные предприниматели и кооперативные организации имели возможность арендовать гос. промышленные предприятия.

Наследственное право. Наследственная масса (имущество, кот. можно передать по наследству) ограничивалась 10 тыс. руб. (этот лимит был отменен в 1926 г. в разгар НЭПа). Также был установлен прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Это были явные ограничения свободы наследования.

Допускалось наследование по закону и по завещанию. Наследниками могли быть супруг (супруга) наследодателя, его нисходящие родственники (дети внуки, правнуки…), а также лица (не только родственники), находившиеся в течение последнего года жизни наследодателя на его иждивении. Все указанные наследники одновременно призывались к наследованию после умершего наследодателя.

Право завещательного распоряжения имуществом ограничивалось кругом наследников по закону. Наследодатель мог лишь увеличивать (уменьшать) причитающиеся им доли наследственной массы или вообще лишить одного или несколько таких наследников доли наследства. В 1928 г. наследодателю было запрещено лишать наследства несовершеннолетних.

Выморочное имущество безоговорочно поступало в доход государства.

В 1928 г. были разрешены завещания в пользу советского государства, отдельных его органов.

Субъекты гражданского права. Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособные граждане и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц, причем их участие в гражданском обороте определяется особыми правилами.

Особую группу юр. лиц составляли предприятия, переведенные на хозрасчет. Среди них в первую очередь надо отметить тресты.

В целях защиты интересов государственных предприятий в сфере обмена и распределения создавались синдикаты.

Правоспособность и дееспособность граждан в полном объеме наступали по достижении 18 лет. Правоспособность всех граждан объявлялась одинаковой. Объем гражданской правоспособности не зависел от пола, национальности вероисповедания.

 

5. Образование СССР. Национально-государственное размежевание в 1920-е гг.

Советский Союз был образован четырьмя республиками. Вскоре количество его членов выросло до семи. Это явилось результатом национально-государственного размежевания в Средней Азии. В момент образования СССР на территории Средней Азии существовали входившая в состав Российской Федерации Туркестанская АССР и два самостоятельных государства - Хорезмская и Бухарская народные советские республики. Все эти государства были многонациональными. Государственные границы не совпадали с фактическим расселением народов. До 1924 г. размежеванию мешали Гражданская война, а также политическая отсталость Средней Азии, в особенности Хорезма и Бухары.

В 1923- 1924 гг. высшие органы власти БНСР и ХНСР провозгласили свои республики социалистическими, а в середине 1924 г. партийные органы Средней Азии признали национально-государственное размежевание необходимым. В октябре 1924 г. ЦИК Союза ССР поручил своему Президиуму оформить образование новых республик.

В результате национально-государственного размежевания в Средней Азии были созданы Узбекская Советская Социалистическая Республика, Туркменская Советская Социалистическая Республика и Таджикская АССР, вошедшая в состав Узбекистана. Были образованы две автономные области: Кара-Киргизская в составе РСФСР и Кара-Кал-пакская в составе Киргизской АССР. В мае 1925 г. III Всероссийский съезд Советов принял новые республики в состав СССР. Союз ССР объединил шесть союзных республик: Российскую, Украинскую, Белорусскую, Закавказскую, Туркменскую и Узбекскую.

В октябре 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании его в союзную республику. В 1931 г. VI съезд Советов СССР подтвердил вхождение Таджикской ССР в состав Союза.

В 1926 г. Кара-Киргизская автономная область, переименованная в Киргизскую АО, была преобразована в автономную республику. Учредительный съезд Советов Киргизской АССР в 1927 г. принял Декларацию об образовании республики, избрал ее ЦИК. Эти события знаменовали завершение процесса национально-государственного размежевания Средней Азии.

Воссоединение советских народов в единых национальных государствах происходило не только на востоке, но и на западе страны. В 1924 г. по соглашению между РСФСР и БССР Белоруссии были переданы ряд районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, населенных преимущественно белорусами. В 1926 г. к Белорусской ССР отошли еще два уезда. В результате территория БССР увеличилась в 2,5 раза, а ее население - больше чем в 3 раза. Вне границ республики теперь оставались лишь западные белорусские земли, захваченные в 1920 г. Польшей.

В это же время усложнилась форма государственного единства Украинской ССР. В 1924 г. в ее составе образовалась автономная Молдавская советская республика, объединявшая молдаван, живущих на левом берегу Днестра. Большая часть Молдавии находилась под властью Румынии, захватившей Бессарабию во время Гражданской войны.

Работа по преобразованию административно-территориального устройства РСФСР была начата в 1920-1921 гг. В 1922 г. ВЦИК утвердил проект нового административно-территориального деления РСФСР. Аналогичные работы проводились и в Украине. С образованием СССР эта проблема встала во всесоюзном масштабе. Сначала было решено создать две экспериментальные административно-территориальные единицы - промышленную Уральскую область и сельскохозяйственный Северо-Кавказский край. Районирование было завершено к концу 1929 г. В РСФСР утвердилась трехзвенная система административно-территориального устройства - район, округ, область (край). В остальных республиках - двухзвенная (район - округ).

При районировании учитывался не только экономический, но и национальный фактор. Поэтому в ходе его создавались и новые автономные образования. Кроме того, районирование несколько изменяло положение автономных областей и республик. Автономные области включались в состав краев и областных объединений. В состав краев и областей на основе добровольности могли входить и автономные республики. Решение о вхождении в область или край принималось на съезде Советов автономной республики и утверждалось ВЦИК.

Национально-государственное строительство в ходе районирования затронуло даже мелкие административные единицы. Во всех союзных республиках выделялись уезды и районы, волости и сельсоветы, компактно населенные народами, отличными от основного насе­ления республики. При этом количественная норма, необходимая для создания соответствующей административной единицы в национальных районах, снижалась в среднем в 2,5 раза. Даже в Московской области были созданы 4 национальных района и 57 сельсоветов (карельские, татарские, немецкие, эстонские).

 

6. Конституция СССР 1924 г.: основные положения и структурные особенности.

Вопросы подготовки Конституции СССР нашли отражение в решениях I Всесоюзного съезда Советов 30 декабря 1922 г., а также в постановлении ЦИК СССР. Для подготовки основных частей Конституции Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. утвердил шесть комиссий: 1) комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; 2) бюджетную комиссию; 3) комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; 4) комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; 5) комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; 6) комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

26—27 июня 1923 г. проект Конституции СССР после обсуждения и внесения дополнений был одобрен на Пленуме ЦК РКП (б). А затем он рассматривался на сессиях ВЦИК РСФСР, ЦИК УССР, БССР и ЗСФСР, которые и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР одобрила проект Конституции СССР.

В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен также съездами Советов союзных республик. Первая Конституция СССР окончательно была утверждена на II съезде Советов СССР 31 января 1924 г.

Декларация об образовании СССР, утвержденная I съездом Советом СССР, была включена в текст Конституции СССР без изменений.

Договор об образовании СССР претерпел существенные изменения и дополнения. Число его статей было увеличено с 26 до 72. В него были включены главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов, СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о Народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

Конституция СССР 1924 г. по своему содержанию не была похожа на предшествующую Конституцию РСФСР 1918 г. Она не содержала характеристики общественного устройства. В ней также отсутствовали главы о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Эти вопросы нашли отражение в статьях республиканских конституций. В Конституции СССР 1924 г. центральное место отводилось закреплению факта образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, порядка формирования высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. включала два раздела: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Причем второй раздел подразделялся на главы (11 глав), а главы — на статьи (72 статьи).

В первом разделе указывались причины объединения четырех советских республик в единое союзное государство. Среди них важное место занимали необходимость борьбы с внешними врагами и объединение усилий республик для восстановления народного хозяйства.

Акцентировалось внимание на принципах добровольности и равноправия, а также на закреплении в Конституции за каждой союзной республикой права на свободный выход из состава СССР.

Второй раздел Конституции СССР прежде всего отражал факт объединения четырех советских республик (РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР) в одно союзное федеративное государство. К компетенции СССР в лице его верховных органов были отнесены следующие вопросы: внешнеполитические отношения и внешняя торговля, разработка основ и общего плана развития народного хозяйства СССР, руководство транспортом и почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы, а также общих начал землеустройства и землепользования, формирование основ судоустройства и судопроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, принятие общих мер в области народного здравоохранения и просвещения.

Важнейшим вопросом, отнесенным к ведению СССР, являлся вопрос организации и руководства вооруженными силами Союза ССР.

Съезд Советов СССР располагал исключительным правом утверждать и вносить изменения в Конституцию СССР. За верховными органами Советского Союза были закреплены вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза ССР или границ союзных республик, а также спорные вопросы, возникавшие между отдельными республиками. В Конституции СССР для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство.

В Конституции СССР значительное место уделялось организации и порядку формирования высших государственных органов власти Союза ССР. Этим вопросам посвящены 3—9 главы. Верховным органом власти являлся съезд Советов СССР, избиравшийся от Советов городов из расчета 1 депутат на 25 тыс. избирателей и от губернских съездов Советов из расчета 1 депутат на 125 тыс. жителей. При этом в республиках, где отсутствовало деление на губернии, делегаты избирались на съездах Советов данных республик. В Конституции СССР предусматривались очередные съезды Советов СССР, созывавшиеся ЦИК один раз в год, а также чрезвычайные съезды, которые могли созываться ЦИК СССР или по решению одной из палат ЦИК, а также по требованию двух союзных республик.

В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, который состоял из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет избирали на съезде Советов СССР из представителей союзных республик в количестве 414 человек, что пропорционально соответствовало количеству населения в каждой из них. Совет Национальностей формировался из состава представителей союзных и автономных республик — по 5 от каждой республики и по 1 представителю от автономных областей. Затем он утверждался съездом Советов СССР. II съезд Советов СССР избрал Совет Национальностей в составе 100 человек.

Рассматривавшиеся ЦИК СССР законопроекты становились законами только после их одобрения обеими палатами. Не являясь постоянно действовавшим органом, ЦИК СССР созывался на сессии Президиумом ЦИК 3 раза в год. В то же время предусматривался и созыв чрезвычайных сессий. В период между сессиями ЦИК СССР, высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в СССР являлся Президиум ЦИК СССР. Он избирался в количестве 21 человека на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей.

ЦИК СССР утверждал персональный состав Совета Народных Комиссаров.

В его состав входили: председатель и заместители председателя СНК, председатель Высшего Совета Народного Хозяйства и народные комиссары. Являясь исполнительным и распорядительным органом, СНК СССР нес ответственность перед ЦИК СССР и его Президиумом.

Руководство отдельными отраслями осуществляли 10 Народных комиссариатов СССР: 5 общесоюзных и 5 объединенных Народных комиссариатов. К общесоюзным относились: наркоматы по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов. В состав объединенных наркоматов входили Высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции.

Другие сферы управления были отнесены к ведению союзных республик.

Это были республиканские Народные комиссариаты: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

По аналогии с Союзом ССР в Конституции была установлена следующая система высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик формировали органы исполнительной власти — Советы Народных Комиссаров.

В Конституции СССР 1924 г. указывалось, что федерация создавалась на основе Советов, принципах добровольности объединения союзных республик в единый СССР и равноправия субъектов союзного государства.

В целом принятие Конституции СССР 1924 г. привело к дальнейшему развитию советского законодательства. Конституция СССР 1924 г. действовала до 5 декабря 1936 г., когда была принята новая Конституция СССР. После принятия Конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в Конституции союзных республик и приведены в соответствие с общесоюзной.

 

7. Система высших органов власти по Конституции СССР 1924 г.

Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в перерыве между его сессиями Центральный исполнительный комитет - ЦИК СССР (ст. 8). Съезд Советов созывался по следующей пропорции: один депутат от 25 тыс. городских избирателей и один депутат от 125 тыс. сельских избирателей (ст. 9). Нелишне будет напомнить, что выборы были непрямыми, они представляли собой делегацию депутатов от съездов губерний или союзных (и автономных) республик. Конституционная новелла 1927 г. добавила к губернским съездам еще и окружные (СЗ СССР. 1927. N 21. Ст. 241).

Изначально съезд созывался один раз в год (ст. 11), но в 1927 г. срок увеличили в два раза. Теперь съезды созывались раз в два года. Однако предпоследний съезд Советов СССР (седьмой) был созван через четыре года после проведенного в 1931 г. VI съезда. Интересно отметить, что в 1931 г. никаких изменений на этот счет в текст Конституции не вносилось! Довольно серьезным отступлением от "демократических" стандартов первых лет Советской власти стала возможность вообще отказаться от созыва съезда. Статья 12 Конституции СССР 1924 г. гласила: "При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок съезда Советов Союза ССР, ЦИКу Союза ССР предоставляется право отсрочки съезда".

ЦИК СССР являлся законодательным и распорядительным органом, образуемым съездом. Он действовал в промежутках между съездами. Первоначально ЦИК СССР созывался три раза в год (ст. 21). Но в последующем, в 1931 г., он стал созываться не "менее трех раз в период времени между очередными съездами Советов СССР" (СЗ СССР. 1931. N 17. Ст. 162).

ЦИК состоял из двух советов: Союзного совета и Совета национальностей (ст. ст. 8 и 13 Конст.). Союзный совет формировался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению. Совет национальностей формировался за счет представителей от союзных, автономных республик и представителей автономных областей РСФСР и Грузинской ССР (Осетии, Абхазии и Аджарии). Впрочем, и Абхазия, и Аджария обладали статусом автономных республик в составе Грузии (ст. 15 Конст.).

Оба Совета были равноправны, в случае разногласия между ними образовывалась согласительная комиссия.

ЦИК имел собственных председателей в количестве четырех человек по числу состоявших на тот момент в Союзе республик и Президиум. Именно Президиум ЦИК СССР был постоянно действующим органом высшей законодательной, исполнительной и распорядительной власти в стране (ст. 29). Именно этот орган организовывал и направлял работу ЦИК и съезда, фактически дирижировал ею.

Исполнительно-распорядительным органом ЦИК СССР являлся СНК СССР (ст. 37). Полномочия его в основном соответствовали полномочиям СНК РСФСР, но уже в общесоюзном масштабе. В состав СНК СССР первоначально входило десять наркомов по числу наркоматов. С правом совещательного голоса в Совнарком Союза ССР входил Председатель ОГПУ - правопреемника ВЧК. В 1927 г. было конституционно закреплено положение заместителя Председателя СНК СССР, а в 1931 г. конституционная новелла закрепляет за Председателем СНК пост Председателя СТО Союза ССР. Число наркоматов тогда доводится до 13.

Можно с полной уверенностью сказать, что образцом организ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.