Предоставлял иностранцам равные права на вступление в брак с советскими гражданами (регистрация брака осуществлялась на общих основаниях). — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Предоставлял иностранцам равные права на вступление в брак с советскими гражданами (регистрация брака осуществлялась на общих основаниях).

2020-08-20 239
Предоставлял иностранцам равные права на вступление в брак с советскими гражданами (регистрация брака осуществлялась на общих основаниях). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таким образом, новый кодекс освободил семейное право от устаревших норм, создававших препятствия в развитии брачно-семейных правоотношений.

 

6. Государство и право в 1964 – 1985 гг.

Смещение Хрущева во многом было результатом стремления номенклатуры к стабильности своего положения, которому прежде угрожали сталинские чистки аппарата и хрущевской перетряски кадров. Поэтому сразу же после его отстранения от власти в СССР был проведен ряд контрреформ, призванных обеспечить практически пожизненное обладание советскими чиновниками их постами. Так министр рыбной промышленности А.А. Ишков занимал свой пост 39 лет, министр судостроительной промышленности Б.Е Бутома – 28 лет, первый секретарь Тульского обкома КПСС И.Х. Юнак – 24 года.

Уже в первые месяцы эпохи «застоя» были свернуты все хрущевские реформы, угрожавшие стабильности советского общества и всевластию номенклатуры. Был отменен принцип ротации (постоянной смены) партийных кадров, восстановлена старая система управления (в связи с этим были ликвидированы совнархозы и деление государственных и партийных органов на «промышленные» и «сельские»). Прекратилось наступление на церковь, колхозникам было разрешено свободное пользование приусадебными участками и т.д.

Сильно изменилась общая структура управления, сформировавшаяся в условиях однопартийной системы. Диктатура коммунистической партии, де-факто установленная уже в первые годы советской власти, была окончательно оформлена де-юре (ст. 6 Конституции СССР 1977 г.) и приняла свой окончательный вид, в каком она существовала до конца 80-х – начала 90-х гг.

Внешне механизм власти Партии - Государства был стройным и отлаженным. Главой государства был тоталитарный вождь (генеральный секретарь ЦК КПСС), обладавший неограниченной властью. Главным органом центрального управления являлось Политбюро ЦК, решавшее все вопросы внутренней и внешней политики СССР. На местах волю генсека и Политбюро выполняли секретари республиканских ЦК, краевых и областных комитетов партии. При этом партийные органы, сосредоточив в своих руках законодательную, исполнительную и контрольно-судебную власть, не занимались непосредственным управлением. Они осуществляли общее руководство, практически никогда не отвечая за конкретные результаты своей деятельности. Непосредственным управлением в СССР занимались те же органы, что и в других государствах (министерства, ведомства и подчиненные им учреждения), но они были полностью подчинены партийному аппарату. Организационно это подчинение еще в начале 20-х г. было оформлено системой «учетно-распределительной работы» (распределения и контроля чиновников во всех звеньях государственного аппарата партийным аппаратом) и «подбора и назначения работников номенклатуры» (решения партийным аппаратом всех кадровых вопросов).

Однако на практике механизм господства номенклатуры не раз менялся. При Сталине и Хрущеве партийный и государственный аппарат были полностью подчинены вождю и не раз подвергались чисткам и репрессиям. После смещения Хрущева номенклатуре удалось установить свою классовую диктатуру, сменившую диктатуру вождя. Политбюро перестало быть послушным орудием генсека и превратилось из декоративного в реальный орган власти.

В высшем эшелоне советского руководства стиралась грань между партийным и государственным аппаратом. В Политбюро по должности были включены руководители важнейших государственных ведомств – КГБ, министерств обороны и иностранных дел. Обязательным условием «избрания» членом ЦК КПСС стала работа депутатом Верховного Совета СССР (как правило, нескольких созывов). Абсолютное большинство партийных работников получали не только партийное, но и специальное образование (техническое, сельскохозяйственное и т.п.). Секретари республиканских ЦК, обкомов и райкомов партии стали гораздо более самостоятельными, чем до 1964 г.

При этом окончательное оформление диктатуры класса номенклатуры не означало отсутствия в СССР внутриклассовых конфликтов и внутриклассовой борьбы, которые расшатывали советскую систему и в конечном итоге привели к ее гибели. Хозяйственники подчиняли себе партийный и репрессивный аппарат. Партийный аппарат в ответ пытался использовать репрессии против хозяйственников. Секретари районных и областных комитетов партии все чаще противопоставляли свои интересы интересам центрального управления. Секретари обкомов именовали работников ЦК «аппаратчиками», саботировали решения Политбюро и ЦК и т.д.

Таким образом, «застой» в социально-экономической сфере сопровождался «застоем» в развитии государственного аппарата, что не исключало конфликтов в отношениях государственного и партийного аппарата.

Самым ярким проявлением этой противоречивости в развитии государственного строя СССР стала Конституция СССР 1977 г. Она подчеркивала преемственность с советскими конституциями 1918, 1924 и 1936 гг. Констатировалось построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»; указывалась цель развития советского общества – построение «бесклассового коммунистического общества», основанного на общественном самоуправлении. Основой экономической системы СССР объявлялась социалистическая собственность, основой политической системы – советы народных депутатов (в 1936-1977 гг. – советы депутатов трудящихся). В отдельной ст. 6 закреплялась «руководящая роль» КПСС. Впервые положение о «руководящей роли» партии появилось еще в ст. 126 Конституции СССР 1936 г., где после декларации права граждан СССР на объединение в общественные организации говорилось, что «наиболее активные и сознательные граждане…объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся». Однако в новой Конституции этот важнейший политический вывод был сделан более тщательно и юридически точно.

В Конституции впервые появились преамбула и ряд новых разделов (о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата). Закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум, новые гражданские права – право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены новые социальные права советских граждан – на охрану здоровья, жилище, пользования достижениями культуры, свободу творчества.

Принятие Конституции СССР 1977 г. имело большое положительное значение:

1. Была дана расширенная трактовка социальной базы СССР, в которую впервые была включена интеллигенция (ст. 19).

2. Несколько расширилась советская «демократия» (в связи с включением в Конституцию ст. 5 о всенародном обсуждении и всенародном голосовании).

3. Была расширена статья о личной собственности (ст.13).

4. В главу о внешней политики были включены 10 хельсинкских принципов (ст.29).

5. Расширена декларация социальных прав граждан СССР (всеобщее среднее образование, право на жилище, расширенная формулировка права на труд, свобода научного, технического и художественного творчества).

6. Декларирован ряд новых политических прав: право на судебную защиту (ст.57), право обжалования действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций (ст.58).

7. Более точно и четко определены полномочия ССР, АССР, автономных областей и округов.

8. Появилась статья о наказах избирателей (ст. 102).

9. Снижен на два года возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР.

10. Обсуждение новой Конституции (шло в апреле-сентябре 1977 г.) повысило политическую активность советского общества.

В то же время принятие «брежневской» Конституции имело ряд отрицательных последствий:

1. Была усилена политизация и идеологизация Конституции (за счет преамбулы).

2. Был юридически закреплен антинаучный вывод о «развитом социализме».

3. Более жестко по сравнению со «сталинской» Конституцией закреплялась «руководящая роль» коммунистической партии.

4. Новая Конституция не затронула власти и собственности номенклатуры.

5. Политические права советских граждан и право выхода союзных республик из СССР остались фикцией.

6. Для значительной части населения осталось фикцией право на жилище.

7. Закрепленная этой Конституцией политическая система СССР отвергала основные принципы демократии – многопартийность, альтернативные выборы, разделение властей, профессиональный парламент и др.

8. Сохранялось неравенство народов СССР.

9. Исключение формулировки Конституций 1924 и 1936гг. об избрании в Совет Национальностей только представителей титульной национальности (от УССР – украинцев, от Грузинской ССР – грузин и т.д.) ущемляло право нерусских народов.

10. Советы остались ширмой для господства партийной и хозяйственной номенклатуры.

11. «Непосредственная демократия» образца 1977 г. не работала. «Всенародное обсуждение» создавало широкие возможности для фабрикации советской элитой любого нужного ей результата. «Всенародное голосование» за 14 лет действия Конституции было проведено только один раз (17 марта 1991 г.).

12. Ряд демократических предложений, внесенных при обсуждении Конституции (об альтернативных выборах, ликвидации привилегий номенклатуры, борьбе с коррупцией и др.), был отвергнут.

В годы «застоя» продолжалась начатая в 1958 г. новая кодификация советского права. В 1960 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о браке и семье и Основы земельного законодательства, в 1970 г. – Основы законодательства о труде и основы водного законодательства, в 1973 г. – Основы законодательства о народном образовании, в 1975 г. – Основы законодательства о недрах, в 1980 г. – Основы законодательства об административных правонарушениях. На базе этих общесоюзных кодификаций принимались республиканские, семейные, трудовые, административные и другие кодексы. Появился ряд новых законов СССР – Закон об охране и использовании памятников истории и культуры (1976 г.), Законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира (1980 г.), Закон о трудовых коллективах (1983 г.) и др. Во второй половине 70-х годов началась подготовка свода законов СССР. Шла инкорпорация советского законодательства (отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам).

 

7. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г.

В начале 60- х годов ХХ века СССР вступил в новую стадию своего развития. Практически завершился процесс формирования основ индустриального общества. В 1959 г. на XXI съезде КПСС был сделан вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Руководство страны осознавало необходимость перемен политической системы общества. Возникла необходимость разработать новую Конституцию. Масштабным политическим проектом стала разработка Основного закона советского общества – Конституции СССР. Сложился ряд объективных предпосылок появления новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности; переход власти к общенародному государству; необходимость закрепления прав и свобод граждан.

Подготовка материалов и работа над новой Конституцией началась в середине января 1962 года, когда была сформирована рабочая группа из 22 ведущих ученых страны под руководством секретаря ЦК КПСС Л.Ф.Ильичева. Впервые о необходимости принятия новой Конституции было сказано на XXII съезде КПСС. Верховный Совет СССР решил «образовать комиссию для подготовки проекта новой Конституции СССР». Постановлением Верховного Совета СССР от 25 апреля 1962 года был утвержден состав Конституционной комиссии в составе 94 человек во главе с Н.С.Хрущевым. Историк Пыжиков А.В. указывает 97 человек. Комиссия провела 2 пленарных заседания – 15 июня 1962 г. и 16 июля 1964 г. Первое пленарное заседание продолжалось 30 минут. Н.С.Хрущев назвал срок завершения работы - конец 1962-начало 1963 гг. «Новая Конституция должна дать гарантии строго соблюдения законности…стать документом международного значения».

С приходом на руководящие посты Л.И.Брежнева, он стал Председателем Конституционной комиссии (Постановление Верховного Совета СССР от 11 декабря 1964). В период между двумя этими датами и был разработан проект новой Конституции. Для разработки проекта в составе Конституционной комиссии было создано 9 подкомиссий: 1) по общеполитическим и теоретическим вопросам Конституции (Председатель- Н.С.Хрущев); 2) по вопросам общественного и государственного устройства (Н.В.Подгорный); 3) по вопросам государственного управления деятельности Советов и общественных организаций (Л.И.Брежнев); 4) по экономическим вопросам и управлению народным хозяйством (А.Н.Косыгин); 5) по вопросам национальной политики и национально-государственного строительства (А.И.Микоян); 6) по вопросам науки и культуры, народного образования и здравоохранения (М.А.Суслов);7) по вопросам народного контроля и социалистического правопорядка (Н.М.Шверник); 8) по вопросам внешней политики и международных отношений (Б.Н.Пономарев); 9) редакционная комиссия (Л.Ф.Ильичев).

Ключевую роль играли первая и последняя подкомиссии. В первую вошли почти все председатели подкомиссий, за исключением Ильичева и Пономарева, а также члены Президиума ЦК Г.И.Воронов, А.П.Кириленко, Ф.Р.Козлов, Д.С.Полянский. Редакционная комиссия сводила предложения остальных подкомиссий, учитывала или отвергала пожелания трудящихся и рекомендации руководства. В каждой подкомиссии были созданы специальные рабочие группы по разработке определенного вопроса. Для участников разработки проекта были составлены первоначальные рекомендации. Таким образом, обсуждение вариантов проекта шло по схеме: рабочая группа –подкомиссия – редакционная комиссия –председатель Конституционной комиссии –пленарное заседание Конституционной комиссии.

Комиссия строила свою работу на ином видении Конституции СССР, отличном от сталинских взглядов на место Конституции в системе закрепления власти. Новое видение Конституции выразил Хрущев на заседании Конституционной комиссии 15 июня 1962 г. Он определил 5 приоритетных направлений работы: выделение возрастающей роли организаций; фиксирование всех прав, которыми пользуются граждане, но которые не прописаны в Конституции 1936 года; повышение роли системы Советов всех уровней; введение раздела об экономическом развитии, хозяйственном строительстве, характеристики социалистической собственности, планировании, управлении, распределении материальных благ; расширение прав союзных республик.

Все эти подходы при подготовке проекта были реализованы в полной мере. Проект можно охарактеризовать как прогрессивный с точки зрения развития конституционного строительства. В проект было решено не вводить положений, которые могут подвергаться частным изменениям. Одним из важнейших принципов государственного строительства провозглашалась стабильность Конституции СССР. Исходя из этого, структурное строение новой Конституции нуждалось в серьезной поправке.

Новые предложения в проекте. В предложения подкомиссий к новому проекту предлагалось объединить понятия государственного и общественного устройства в едином разделе. Государство диктатуры пролетариата должно перерасти в общенародное государство, в связи, с чем предлагалось преобразовать Советы депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. Было включено понятие, что в СССР «народу принадлежат все общественные богатства и вся полнота политической власти».

Новым было положение о классовой структуре общества на новом этапе его развития. «Социалистическое общество состоит из дружественных классов - рабочего класса и крестьян, а также интеллигенции». Численность интеллигенции составляла в 1962 г. 22 млн.человек. Подчеркивался многонациональный характер общенародного государства. Звучал тезис о необходимости закрепления руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. В основе советской государственной системы должен лежать принцип демократического централизма, в частности принцип коллективности руководства.

Предлагалось поставить раздел о правах и обязанностях граждан. «Общенародный характер нашего государства нашел свое выражение в расширении прав советских граждан, в укреплении социалистической законности, в участии трудящихся в охране социалистической законности».

Специальный раздел планировалось посвятить новым общественно-политическим институтам: всенародное обсуждение важнейших законопроектов; отчетность избранных руководителей органов государственного управления перед населением; всесоюзные, республиканские и местные отраслевые совещания трудящихся, вырабатывающие рекомендации для органов государства; органы народного контроля. Отдельно было сказано о референдумах.

Планировались изменения избирательной системы: возрастной избирательный ценз снижался до 18 лет; право отвода кандидатов в депутаты не только на этапе выдвижения, но и после регистрации; требования Программы КПСС о ротации выборных партийных органов предполагалось распространить на депутатский корпус; право изменения избирательного законодательства передавалось из ведения Президиума Верховного Совета СССР Верховному Совету СССР.

Отдельный блок вопросов касался деятельности государственных органов. Правом законодательной инициативы наделялись ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Расширялись права постоянных комиссий Советов всех ступеней. Впервые предполагалось привлекать членов постоянных комиссий Верховного Совета СССР к работе комиссий на продолжительное время, с освобождением на это время от работы на производстве. Постоянным комиссиям местных Советов предлагалось передать функции отделов исполкомов местных Советов. Зафиксирован тезис, что правосудие должно осуществляться только судами и ни один орган, кроме них, не может применять уголовные наказания. Санкцию на арест мог дать только суд. Прокуратура должна осуществлять надзор.

Статья 57 проекта Конституции СССР фиксировала обязанность граждан СССР беречь и охранять богатства природы, содействовать их разумному использованию; ст.63 содержала положение о том, что трудоспособные граждане обязаны заботиться о своих престарелых и нетрудоспособных родителях; ст.70 предусматривала право свободного выхода из СССР; ст.71 – право союзным республикам «осуществлять дипломатические и экономические отношения и культурные связи с зарубежными странами»; ст.72 – право иметь республиканские войсковые формирования; ст.76 – право республиканским властям «осуществлять государственную власть самостоятельно, охраняя свой суверенитет». Выборы республиканских органов проводить путем тайного голосования. Вместо Совета Министров предполагалось иметь Правительственный Совет республики. Новым было положение о местных органах власти – «местные Советы образуются по производственному и территориальному принципу».

Высшими органами государственной власти СССР должны были стать Верховный Совет народных депутатов СССР и Правительственный Совет СССР. Верховный Совет должен состоять из 2 палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В Совет Союза каждый депутат должен избираться от 300 тысяч населения. В Совете Национальностей - от каждой союзной республики – 25 депутатов; от автономий -11; от автономной области -5; от национального округа -1. Сессии Верховного Совета должны были проходить дважды в год.

Свои предложения об экономической системе советского общества предложила подкомиссия А.Н.Косыгина. Она предлагала исключить из действующей Конституции положения, о том, что «лица, покушающиеся на социалистическую собственность,- враги народа». Был расширен круг объектов государственной собственности: земля, недра, воды, леса, природные богатства, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи. Наряду со статьями о государственной и кооперативной собственности, вводилась личная собственность граждан и мелкое частное хозяйство. Ст.31 называла объекты личной собственности: трудовые доходы и сбережения; жилые дома и подсобное хозяйство предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления. Ст.32 рассматривала право колхозного двора на общую совместную собственность: жилой дом, подсобное хозяйство на приусадебном участке, продуктивный скот, птицу, мелкий хозяйственный инвентарь. Ст.43 закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, возрастание ее роли по мере строительства коммунизма. Ст.4 закрепляла монополию коммунистической идеологии. В статье 24 отмечалась перспектива постепенного слияния всех форм социалистической собственности в единую коммунистическую собственность.

Итоговый проект Конституции был обсужден на заседании Конституционной комиссии 16 июля 1964 г. Он состоял из 8 разделов, 32 глав:

1.Общественный и государственный строй. 2.Личность, общество и государство. 3.Народовластие в СССР.4.Органы государственной власти СССР. 5.Союзная республика. 6.Охрана социалистической законности и правопорядка. 7.Цели и принципы внешней политики СССР. 8.Заключительные положения.

Работа над проектом Конституции СССР, проведенная в 1962-1964 гг., отражала объективные потребности эволюции существовавшей в стране политической системы. В предложениях рабочих групп и подкомиссий нашли отражение актуальные проблемы развития советского государства.

Новый этап политического и социально-экономического развития СССР связывают с именем Л.И.Брежнева. Происходит эволюция и стагнация системы государственного управления в СССР, усилия руководства КПСС и СССР по укреплению централизованного управления.

В основу доработки проекта Конституции, осуществленной Конституционной комиссией, избранной Верховным Советом СССР 23 мая 1977 года в составе 75 депутатов Верховного Совета СССР (Председатель - Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев) были положены материалы XXV съезда КПСС.

Проект Конституции дважды обсуждался на Пленумах партии (майском 1977 г. и октябрьском 1977 г.). 24 мая 1977 г. состоялся пленум ЦК КПСС. На Пленуме с докладом «О проекте Конституции СССР» выступил Л.И.Брежнев. Он поставил первый вопрос: «Почему понадобилось создавать новую Конституцию?». Затем дал анализ происшедших в стране изменений за последние 40 лет. «Крупные, принципиальные перемены затронули все стороны общественной жизни». Л.И. Брежнев отметил изменения в социальном облике общества, отмечая, что 2/3 населения составляет рабочий класс, психологию крестьянина на социалистической основе, народность интеллигенции. «Прочнее стал нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции». Брежнев отметил, что советский народ решает «новые задачи: создание материально-технической базы коммунизма, постепенного преобразования социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитание людей в духе коммунистической сознательности». Брежнев отметил преемственность конституционного законодательства. «Мы хотим, чтобы граждане СССР хорошо знали свои права и свободы, пути и методы их осуществления, чтобы они умели применять эти права и свободы в интересах строительства коммунизма».

27 мая Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о проекте Конституции СССР и принял Указ: одобрить проект Конституции, вынести его на всенародное обсуждение; опубликовать проект 4 июня 1977 г. во всех центральных, республиканских, краевых, областных газетах; для рассмотрения проекта созвать в октябре1977 внеочередную сессию Верховного Совета СССР. «Политбюро считает, что проект новой Конституции должен быть вынесен на всенародное обсуждение».

Всенародное обсуждение проекта началось 5 июня 1977 г. и продолжалось до конца сентября 1977 г. По официальным данным в нем приняло участие свыше 140 млн.человек, то есть более 4,5 % взрослого населения. Рассмотрению проекта было посвящено около 1,5 млн. собраний трудящихся. Состоялось более 450 тысяч открытых партийных собраний. Всего поступило около 400 тысяч предложений о поправках к отдельным статьям.

Предложения граждан по вопросам государственного строительства с одной стороны, отражали сложившуюся в стране ситуацию, ориентировали разработчиков на ее закрепление, с другой стороны – содержали элементы традиционной либерально-демократической политической модели, основанной на разделении властей, общественном контроле над ними, реальном соблюдении гражданских прав и свобод, демократической системе выборов. «Всенародное обсуждение дало возможность заметно улучшить проект Конституции, внести в него ряд полезных дополнений уточнений и поправок».

Анализ материалов посвященных обсуждению проекта Конституции СССР 1977 показывает, что в обществе, несмотря на давление командно-административной системы, постепенно формировалось мнение о необходимости глубоких реформ в области политической системы национальных отношений, прав и свобод граждан, бережного отношения к природе. Между тем отсутствие четкого механизма учета высказываемых предложений снижает действенность этой формы демократии и даже ставит вопрос о ее целесообразности. Руководство страны, проигнорировав разумные предложения участников дискуссии 1977, упустило, как нам представляется, еще одну возможность приостановить нарастание кризисных процессов в обществе.

27 сентября 1977 г. состоялось заседание Конституционной комиссии, на которой были подведены итоги всенародного обсуждения. Состав ее несколько раз корректировался, но принцип формирования оставался неизменным - в комиссию входили первые лица союзного партийного и государственного руководства, а также представители от союзных республик, автономных республик, автономных областей, национальных округов, от различных слоев общества - рабочих, крестьян, науки, просвещения и т.д. Комиссия одобрила проект с уточнениями, дополнениями и поправками. «Конституционная Комиссия рекомендует Верховному Совету принять…около 150 поправок и уточнений по тексту Конституции». На Президиуме Верховного Совета СССР 30 сентября 1977 проект был одобрен.

Пленум ЦК КПСС от 3 октября 1977 г. обсудил вопрос о проекте Конституции СССР и принял соответствующее постановление: одобрить доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Конституционной комиссии Л.И.Брежнева «О проекте Конституции (Основного Закона) СССР и итогах его всенародного обсуждения»; в основном одобрить представленный Конституционной Комиссией проект Конституции СССР и внести его на рассмотрение внеочередной 7 сессии Верховного Совета СССР девятого созыва; поручить Брежневу выступить с докладом о проекте Конституции на сессии Верховного Совета СССР; партийным органам, министерствам, комсомольским и иным организациям рассмотреть предложения по обсуждению Конституции и принять необходимые меры к их практической реализации.

Внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР открылась в Москве 4 октября 1977. Верховный Совет СССР образовал Редакционную комиссию по подготовке окончательного проекта Конституции. С докладом о проекте Конституции и итогах его всенародного обсуждения выступил Л.И.Брежнев. В обсуждении выступили 92 депутата ВС. Изменения коснулись 118 статей. Всего в проект внесено 323 коррективы, если считать и редакционные поправки.

7 октября 1977 г. состоялось голосование по проекту Конституции СССР. Оно было проведено в следующем порядке: голосование по преамбуле, затем по каждому разделу в отдельности и в заключение по проекту Конституции в целом. Депутаты Совета Союза и Совета Национальностей голосовали раздельно. Председатель Президиума Верховного Совета СССР — Л. И. Брежнев. Заместители председателя Президиума Верховного Совета СССР: М. А. Яснов (от РСФСР), А. Ф. Ватченко (от УССР), И. Е. Поляков (от БССР), Н. М. Матчанов (от Узбекской ССР), С. Б. Ниязбеков (от Казахской ССР), П. Г. Гилашвили (от Грузинской ССР), К. А. Халилов (от Азербайджанской ССР), А. С. Баркаускас (от Литовской ССР), К. Ф. Ильяшенко (от Молдавской ССР), П. Я. Страутманис (от Латвийской ССР), Т. Кулатов (от Киргизской ССР), М. Холов (от Таджикской ССР), А.-М. Клычев (от Туркменской ССР), А. П. Вадер (от Эстонской ССР). Секретарь Президиума Верховного Совета СССР — М. П. Георгадзе. Члены Президиума Верховного Совета СССР — И. И. Артоболевский, Р. Г. Гамзатов, А. В. Гиталов, В. В. Гришин, Н. А. Злобин, В. И. Конотоп, Д. А. Кунаев, П. М. Машеров, В. В. Николаева-Терешкова, Н. А. Новоселова, З. П. Пухова, Ш. Р. Рашидов, Г. В. Романов, Г. Н. Смирнов, Ф. А. Табеев, Л. Г. Тынель, С. С. Цецегов, М. З. Шакиров, В. В. Щербицкий. Председатель Совета Союза — А. П. Шитиков. Председатель Совета Национальностей — В. П. Рубен.[АП15]

Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года. С принятием новой Конституции СССР история получила документ огромного значения. Необходимо более тщательное изучение положений Конституции СССР 1977 года как источника государственного права советского периода; найти возможность в определенной мере использовать опыт государственного законодательного строительства в рамках создания более эффективной модели государственного управления современной России, политической системы, отводящей человеку достойное место в государстве.

8. Закрепление основ «развитого социалистического общества» в Конституции СССР 1977 г.

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева. Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской власти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г. был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г. текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей - советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенародному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, провозглашенной "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы" Далее в этой статье говорилось, что, "вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма".

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения. Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции. Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей. К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных "мерседесов-бенц", выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс. рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

9. Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1977 г.

Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провопглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условии жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятии и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Граждане СССР имеют право на отдых. Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Граждане СССР имеют право на жилище.

Граждане СССР имеют право на образование.

Граждане СССР име


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.