Уход из мира (восемь познавательных способностей) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Уход из мира (восемь познавательных способностей)

2020-08-20 94
Уход из мира (восемь познавательных способностей) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Рассмотрение подъема и спада

Познание, направленное на рассмотрение подъема и спада, является способом исследования изменений, происходящих с су­ществующими в данный момент дхармами.

1.1.Ученик приступает к рассмотрению с помощью метода, дан­ного в кратком изложении. Он представлен в каноническом тексте. Выражение «существующие в данный момент» имеет в виду форму, которая возникла, чувство, которое возникло, и то же самое для других скандх, для органов чувств и объектов чувств. Факт их воз­никновения — это «подъем»; факт перемен, происходящих с ними — это «спад». Рассмотрение — это «познание». Согласно этому кано­ническому методу он рассматривает в отношении всех материальных и ментальных феноменов, которые возникли, факт их генезиса как рождение, производство, новое образование или подъем, а факт пе­ремен, происходящих с ними, как их угасание, ослабление или спад.

1.2.Он знает: перед возникновением этих материальных или мен­тальных феноменов, т.е. перед тем, как они появились, здесь не было их нагромождения или их скопления. Когда они появились, то они не произошли из такого нагромождения или скопления. И когда они прекращают существование, то они не перемещаются в том или ином направлении. И для тех, что прекратили существование здесь, уже нет места, где они могли бы расположиться в виде нагромождения, скопления или чего-либо сохраняемого. Звук, который производится игрой на лютне, не появляется из «скопления звуков», образование которого предшествовало его возникновению. Когда он производится, то он не появляется из какого-то «скопления звуков». Когда он замолкает, то он не уходит в том или ином направлении. Когда он прекратился, то не продолжает существовать где-то в виде скопления, но, зависящий от лютни и ее шейки и соответствующих усилий чело­века, звук рождается, не обладая существованием до этого момента, и, просуществовав какое-то время, вновь исчезает.

Подобным образом все дхармы, материальные и нематериаль­ные, возникают, не обладая существованием до этого момента, и, просуществовав какое-то время, вновь исчезают.

1.3. Далее ученик переходит к более обстоятельному рассмотре­нию в отношении условия и момента того, «что является подъемом формы, и того, что является ее спадом». Он рассматривает 50 при­знаков, по 10 для каждой из скандх, следующим образом. Он видит подъем скандхи формы в качестве условий, ее порождающих, т.е. рождение формы обусловлено рождением (1) неведения, (2) страст­ного желания, (3) кармы, (4) пищи. И то же самое для других скандх, полагая, что для чувства, восприятия и импульсов четвертым условием является «соприкосновение», а для сознания — «имя-и-форма». Он видит подъем скандхи формы (etc), когда он видит (5) факт ее воз­никновения. Он видит спад скандхи формы, etc., в виде прекращения существования ее условий, т.е. прекращение существования формы, etc. обусловлено прекращением существования (6) неведения, (7) страстного желания, (8) кармы, (9) пищи (или соприкосновения, или имени-и-формы, в зависимости от рассматриваемого случая). Он видит спад скандхи формы, etc., когда он видит (10) факт ее изме­нения. Когда он направляет внимание таким образом, знание того, что «несомненно, дхармы рождаются, не обладая существованием до этого момента, и, просуществовав какое-то время, они исчезают вновь», становится все яснее и яснее.

Его умение различать подъем и спад в виде условия заключается в том, что он видит, что рождение скандх происходит вследствие рождения неведения, etc., и прекращение существования скандх происходит вследствие прекращения существования неведения, etc. А его умение различать подъем и спад в виде момента заключается в том, что он видит подъем и спад скандх, когда он видит факты их возникновения и их изменения. Факт их возникновения относится к моменту их производства, а факт изменения — к моменту их ослабления.

В результате для него становится очевидным их подлинное соб­ственное бытие, которое он рассматривает в свете того факта, что оно ограничено их подъемом и спадом. В этой связи для него также становится очевидным то, что оно обусловлено и может сохраняться только в течение какого-то времени, потому что он видит это с точки зрения того факта, что в момент подъема спад отсутствует, а в момент спада нет подъема. Он понимает: «Итак, несомненно, дхармы появляются, не обладая существованием до этого, и, появившись, они исчезают вновь». Встречаемые обусловленные вещи всегда совершенно новы (единственны). И не только они всегда совершенно новы, но и всегда ограничены в способности к длительному действию с неослабевающей силой, как капля росы при восходе солнца, как след линии, прочерченный палкой на воде, как горчичное зерно, ле­жащее на кончике шила, или как сверкание молнии. Они исчезают как нереальные, как не обладающие сущностью, как волшебное видение, мираж, сон, город Гандхарвов1, как пена или гроздь бананов, etc.

1.4. Таким образом он всесторонне постигает все 50 признаков: То, что возникает, обречено на исчезновение; и то, что возникло, идет к своей гибели.

 

2. Рассмотрение исчезновения

Когда он упорно совершенствуется в таких практических упраж­нениях, исследуя и обдумывая то, что касается материальных и нематериальных дхарм, его познавательная способность приобретает остроту и проницательность, и обусловленная природа дхарм пости­гается им легко и быстро. Когда его познавательная способность приобретает остроту и проницательность, и он быстро постигает обусловленную природу дхарм, то он не направляет внимание на их появление или их угасание, их спад, их ослабление или прекращение их существования. Он видит, что «после того как эти обусловленные вещи появились, они опять исчезнут...» Как сказано в «Патисамбхидамагге»:

Мысль с формой в качестве ее объекта возникла и исчезла снова. Определив, что это за объект, он рассматривает ис­чезновение этой мысли. Каким образом он делает это? Он рассматривает ее как непостоянную, недолговременную; как страдание, а не как покой; как несамостоятельно существую­щую, а не как самостоятельно существующую; он «отворачива­ется» от нее и не довольствуется ею; он утрачивает алчность и страстное вожделение по отношению к ней; он стремится приостановить их (т.е. алчность и страстное желание) и не дает им возникать; он отбрасывает ее в сторону, а не цепляет­ся за нее. Рассматривая ее как непостоянную, как страдание, как не существующую самостоятельно, он отказывается от представления о ней как о долговременной, приносящей счастье и самодовлеющей. И то же самое в отношении чувств и других составляющих личности.

Как говорили древние: Есть только скандхи, которые оста­ются на непродолжительное время, и ничего кроме них. Исчезновение скандх называют смертью. Бдительный взгляд гасит их. Так гаснет блеск бриллианта, когда стесывают его грани.

Затем он направляет внимание на следующее: То, что еще не было приостановлено, теперь приостановилось, то, что еще не исчезало, теперь исчезло. Он видит только исчезновение, а что касается всех обусловленных процессов, то он не обращает внимания на их возникновение или Их наличие, так же, как тот, кто видит хрупкий кувшин уже разбитым, или мелкую пыль уже развеянной, или кунжутные зерна уже прожаренными. Так же, как человек, который стоит на берегу озера или реки видит, как от крупных капель проливного дождя на поверхности воды вздуваются большие пузыри, и не успеют они появиться, как тут же быстро исчезают, так и он видит, что «все обусловленные процессы исчезают, да, они исчезают».

В отношении тех, кто упражняется таким образом, Владыка ска­зал:

Гляди на мир, как если бы это был пузырь или мираж.

Царь Смерти не сможет увидеть того, кто смотрит на мир подобным образом.

 

3. Знание о присутствии опасности

Когда он таким образом проявляет внимательность к исчезно­вению и развивает практический опыт рассмотрения исчезновения, объектом которого являются угасание, спад, исчезновение и приос­тановление всех обусловленных процессов, всех форм становления, всех форм жизни, всех мест перерождения, всех состояний созна­тельной жизни, всех местопребываний чувствующих существ, то он обнаруживает в этом великий источник опасности, который сравним с существованием львов или чего-либо подобного, он обнаруживает великий источник опасности для робкого человека, который хочет жить счастливо. То же самое, если он видит, что обусловленные процессы прошлого прекратились, в настоящем они прекращаются, и те, что возникнут в будущем, также прекратятся, то у него на этой ступени понимания возникает знание о присутствии опасности.

В качестве иллюстрации можно привести такое сравнение. Жен­щина имела трех сыновей, которые провинились перед царем. Царь приказал их обезглавить. Она пошла с сыновьями к месту казни. Когда отсекли голову старшему сыну, приступили к казни среднего сына. Когда она увидела, что голова старшего сына отсечена и что они готовятся обезглавить среднего сына, она всю свою привя­занность перенесла на младшего сына, с мыслью о том, что и его ожидает то же самое.

Таково отношение ученика ко всем обусловленным процессам.

Но тот, кто практикуется в осознании присутствия опасности, на самом деле не становится боязливым. В результате этого он только осознает тот факт, что все обусловленные процессы прошлого прекра­тились и что обусловленные процессы будущего также прекратятся. Когда кто-то видит вблизи городских ворот три ямы, наполненные горящими углями, он не опасается за себя, а только осознает, что все те, кто упадет в них, будут переживать немалую боль.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.