Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой

2020-07-07 146
Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чем одарённее человек, тем больше ему нуж­но работать.

Л. Николаев

Тогда, когда другие дети тех же лет ещё иг­рают в игрушки, дети-музыканты с упорст­вом профессионалов систематически рабо­тают за инструментом.

Л. Ауэр

Работа музыканта – творческий труд, требующий полного на­пряжения психических и физических сил организма. В расцвете своей виртуозной карьеры Лист писал: «...я играю по 4-5 часов в день упражнения (терции, сексты, октавы, тремоло, репетиции, ка­денции т.д.)» (Мильштейн Я. Ф. Лист. - М., 1956. Т. 1. С. 104). Рах­манинов на вершине своей славы, в 52-летнем возрасте рассказы­вал: «Во Франции сажусь опять за рояль и за упражнения для 4 и 5 пальцев» (Рахманинов С. Письма. - М., 1955. С. 503). Высказыва­ния выдающихся музыкантов, вся их творческая жизнь являются ярким примером трудолюбия, воли, отношения к работе для начи­нающих учеников. Трудности не отвращают, а привлекают творче­ски одарённого человека. Любовь к искусству, стремление к со­вершенству способствуют неослабевающему интересу к работе. «Художник, независимо от цели его труда, находит удовольствие уже в самом процессе творческого труда» (Вагнер Р. Избранные статьи. -М., 1935. С.64).

Трудолюбие для начинающего ученика в значительной степени связано с проявлением усилий воли. Техническая работа, началь­ный период разучивания произведения, когда решение непосредст­венно художественных задач временно отодвигается на второй план и требуется настойчивая, часто утомительная работа над от­дельными эпизодами произведения или пассажами, концентрация волевых усилий, дисциплина приобретают особое значение. Педа­гог воспитывает у ученика постоянное стремление к художествен­ному и техническому совершенствованию в пределах возможного – небрежность в исполнении или предварительной работе не допус­каются, так как это расслабляет волю и ведёт к дилетантизму. Раз­вивая целенаправленную волю ученика, педагог тем самым помо­гает формированию его личности, прививает любовь к труду, учит терпению. Все эти качества необходимы в сложном, но прекрасном труде музыканта.

Проявление воли в работе может рассматриваться не только как условие труда, но и как качество исполнения. Волевое начало в ис­полнении рождает яркость, ритмическую организованность. На сце­не у одних учеников малейшие неприятности вызывают панику, которую они не в состоянии побороть. Волевой ученик, наоборот, проявляет в таких случаях отличное самообладание.

Далеко не всем педагогам удаётся решить проблемы, связан­ные с воспитанием воли и трудолюбия ученика. Особенно актуален этот вопрос в начальном обучении баяниста. И у нас в стране, и за рубежом автору этих строк неоднократно приходилось слышать от педагогов, работающих с детьми, что многие из их учеников пас­сивны, мало занимаются, у них отсутствует воля, инициатива. Причины этого, к сожалению широко распространённого явления могут быть различными, но всегда остаётся вопрос к педагогу: всё ли он сделал, чтобы ученику было интересно заниматься музыкой? Осведомлён ли и применяет ли на практике способы работы, моти­вирующие занятия, воспитывающие волю, трудолюбие? Осознаёт ли он, что для маленького ребёнка освоение баяна чрезвычайно сложная задача? Ни один предмет в общеобразовательной школе не требует приобретения такого сложного комплекса навыков, как музыкальное исполнительство. Ведь ноты надо не просто читать, как букварь, но и находить их на клавиатуре, знать и чувствовать их временную организацию, управлять сложнейшими для ребёнка двигательными процессами. Такая психофизическая и интеллекту­альная нагрузка может быстро отбить у ученика желание занимать­ся музыкой. Поэтому столь важным, особенно в начальный период обучения, представляется вопрос мотивации занятий музыкой. Про­цесс обучения необходимо выстраивать таким образом, чтобы уче­ник постоянно ощущал компенсацию за тяжёлую работу на инст­рументе. Его усилия должны доставлять ему радость творческого груда, если не сразу, то в реальном, близком будущем.

Факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:

1. Увлечённость музыкой:

1) Освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса.

2) Доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар.

3) Слушание музыки в концертах, записях, игра педагога.

4) Выступления на концертах, перед классом, перед родителями.

5) Игра в ансамбле, коллективные занятия.

2. Контакт педагога и ученика:

1) Заинтересованность и благожелательность педагога.

2) Уважение к ученику, желание понять и изучить его личность.

3) Общение с учеником на самые различные темы.

4) Внеклассная работа.

3. Работа совместно с родителями:

1) Родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребёнка, поэтому его присутствие на уроках необходимо.

2) Заинтересованность родителей в обучении их ребёнка – это благожелательная домашняя атмосфера, поддерживающая его интерес к занятиям, повышающая престижность этих за­нятий.

4. Интерес и любовь к своему инструменту.

5. Педагогическое мастерство, использование педагогом в работе

с учениками знаний детской психологии.

1) Ориентирование ученика на достижение и осознание резуль­тата своей работы.

2) Поощрение и помощь ученику в проявлениях инициативы, твор­ческого самовыражения.

3) Использование педагогом конкурентных качеств ученика, его са­молюбия (участие в конкурсах, стимулирование младших уче­ников игрой продвинутых старших).

4) Поощрение ученика.

Любой из перечисленных факторов позволит стимулировать за­нятия музыкой, будет способствовать успешному развитию учени­ка, так как создающиеся благоприятные предпосылки не замедлят сказаться на качестве его работы. Желательно, чтобы высокий ра­бочий тонус был стабильным и в домашних занятиях, и на уроке. Таким занятиям противостоит вымученное отсиживание за инст­рументом, абсолютно бессмысленное для ученика. Во многих слу­чаях такое отношение к занятиям – вина не столько ребёнка, сколь­ко педагога, которому следует помнить, что обучение музыке – это не только работа по освоению инструмента, но и сложнейший про­цесс духовного воспитания ученика.

Тот факт, что занятия музыкой – дело чрезвычайно серьёзное, сложное, но одновременно и очень интересное, ученик должен по­нять как можно раньше. Важно также, чтобы в сознании его укре­пилось мнение о престижности занятий музыкой, что не так просто сделать при сегодняшнем отношении к культуре в нашем общест­ве. Однако профессионализм педагога, участие родителей, созда­ние творческой атмосферы в классе, а также посещение концертов, просмотры музыкальных передач по телевидению, прослушивание записей – всё это должно способствовать формированию заинтере­сованного отношения учащихся к музыке, осознанию её как значи­тельного явления в духовной жизни людей, а также тому, что она (музыка) может стать неотъемлемой частью жизни ученика.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.