Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-07-07 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Организация домашней работы обучающегося
Для занятий музыкой исключительно важную роль играет умение ученика самостоятельно работать. Как научить ребёнка продуктивно заниматься, рационально использовать время? Как привить ему любовь к труду за инструментом? Эти вопросы неизбежно встают перед педагогом, понимающим, что решение данных проблем без контроля оставить нельзя. Недостаточными выглядят указания, такие как: играй медленно, учи по частям, применяй разные штрихи, туше, используй ритмические варианты... Постоянная детальная регламентация работы с уточнениями, сколько раз и какое количество времени нужно играть то или иное упражнение либо пьесу, говорит обычно о недопонимании педагогом основных принципов организации самостоятельной работы ученика, об отсутствии творческого подхода к раскрытию его индивидуальности. Особенно актуальным представляется данный вопрос на начальном этапе обучения баяниста или аккордеониста, когда объективные сложности освоения инструмента усугубляются беспомощностью в организации его домашней работы. Следствием этого может стать потеря учеником интереса к занятиям музыкой, к инструменту. У педагога же может сложиться впечатление о слабых данных своего подопечного, в свою очередь теряется интерес к занятиям с ним. Как показывает музыкально-педагогическая практика, формирование исполнительских навыков уже в начальный период обучения необходимо сочетать с формированием навыков самостоятельной работы.
Принципы организации самостоятельной работы ученика:
1. Индивидуальный подход к применению учеником различных методов, приёмов и способов работы.
|
2. Формирование у учащегося умения анализировать собственные действия, развитие самостоятельности мышления.
3. Осознание учеником целей и задач своей работы.
4. Формирование умения концентрировать внимание.
5. Режим и гигиена работы.
6. Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.
Важно подчеркнуть необходимость органичной взаимосвязи всех этих принципов. Сформированные на их основе навыки самостоятельной работы позволят ученику добиться высокой её эффективности.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из принципов, особенности их воплощения на практике.
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩЕГОСЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Научить ребёнка самостоятельно думать, анализировать собственные действия и принимать решения – одна из наиболее трудных задач педагогики. Формирование этих качеств – длительный и трудоёмкий процесс воспитания, требующий постоянных совместных усилий педагога и ученика. Ориентация на развитие самостоятельности в обучении способствует рациональной организации занятий ученика, даёт ему возможность познать себя, развивает его индивидуальность.
В практической работе самостоятельность мышления, способность к самоанализу предполагает непрерывную цепочку наблюдений, размышлений, поисков, экспериментов. Произвести анализ собственных действий и дать им оценку способен даже начинающий ученик, если педагог постоянно работает с ним в этом направлении. Сфера анализа захватывает все стороны и все аспекты деятельности ученика в процессе его обучения. Рассмотрим пример с выполнением учеником домашнего задания. Педагог объясняет ученику домашнее задание, касающееся исполнения какой-либо пьесы, рассматривая возможные пути его выполнения. Педагогу необходимо убедиться, что задание понято правильно, поэтому он просит ученика здесь же на уроке выполнить его, пусть в общих чертах. После проделанной дома работы, на следующем уроке, ученик первым анализирует собственное исполнение. В своём анализе он исходит из предъявляемых к его игре требований педагога. Некоторые из них долговременные, стратегические: грамотная работа с текстом, свобода, лёгкость, точность игры, качество формируемых и уже применяемых навыков и умений, музыкальность исполнения и т.д. Другие требования носят тактический характер: ученик должен найти и исправить текстовые неточности, скорректировать неверно выбранные технические приёмы и средства выразительности, определить трудности в освоении какого-либо эпизода, пассажа и т.д. Если ученик привыкает первым давать оценку своей игре, то со временем его наблюдательность, активность контролирующего слуха и умение анализировать становятся действенным фактором в организации им собственной работы. Такой подход имеет ещё одно немаловажное достоинство – он способствует интеллектуальному развитию ученика. Всю полученную через слух и игровые ощущения информацию ученик должен оформить в соответствующие слова-понятия, проанализировать причины как своих достижений, так и неудач. После самооценки ученик выслушивает мнение педагога о своей игре. Желательно, чтобы они совместно проанализировали актуальные на данный момент или какую-либо перспективу задачи. Отмечая, например, удавшиеся эпизоды, педагог просит вспомнить, как ученик работал над ними, фиксируя в его сознании наиболее существенные, способствующие получению положительного результата действия. В случае неудачи педагог корректирует проделанную учеником работу, предлагает альтернативные варианты действий. Отдельные моменты домашней работы могут быть воспроизведены на уроке с целью выявления причин недостаточной подготовленности учащегося к освоению того или иного произведения либо фрагмента. Пять-десять минут бывает достаточным для того, чтобы понять, в чём ошибка ученика, проанализировать проделанную им работу и скорректировать задачи, определить методы их решения.
|
Такие психофизические процессы, как ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, запоминание, концентрация внимания, эмоциональные проявления, волевые усилия и др. – протекают во всех видах деятельности человека, наполняя её смыслом. Давайте посмотрим на первые три процесса с точки зрения музыкального воспитания, в частности – обучения игре на музыкальном инструменте.
|
Ощущения – реакция человека на контакт с внешним миром, способ его познания. Восприятия возникают на основе ощущений. Для музыканта они прежде всего связаны со слухом и определяются как музыкально-слуховые. На основе ощущений и восприятий формируются представления. Данная последовательность позволяет сделать вывод, что успешность формирования представлений будет зависеть от развитости ощущений и восприятий ученика. Известна способность организма сохранять и обобщать ощущения и восприятия. Жизненный опыт, воспитание, индивидуальные особенности человека, инстинкт самосохранения, другие факторы регулируют и развивают эти процессы в обыденной жизни естественным путём. В музыкальной педагогике роль этих процессов столь велика, что педагог не может позволить себе пустить их на самотёк; он должен сознательно их культивировать, особенно те, которые непосредственно связаны с музыкой: музыкально-слуховые, осязательно-двигательные, зрительные. Музыкально-слуховые восприятия связаны с образным содержанием музыки, различными видами музыкального слуха, ритмическим чувством, ощущением времени в музыке. К осязательно-двигательным ощущениям мы относим прежде всего те из них, которые связаны с действиями игрового аппарата: ощущения цельности игрового аппарата, ощущаемость его различных частей, чуткость в прикосновении пальца к клавише (туше), постановочные моменты, уровни напряжений и расслаблений и др. Зрительные восприятия связываются обычно с нотным текстом и влияют на работу памяти. Наиболее эффективный путь в культивировании этих процессов – развитие у ученика способности к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу.
Анализ и сопоставление разнообразных двигательных ощущений, слуховых восприятий способствует их прочной фиксации в сознании ученика и, как следствие этого, созданию отчётливых слуховых и двигательных представлений, выработке качественных технических навыков. Способность анализировать, самостоятельно мыслить в равной степени необходима как в сфере развития технического умения, так и при решении художественных задач. Закономерности различных стилей, жанров, направлений, форма и структурное строение произведений, особенности их фактурного изложения, интонационного строя, образного содержания, а также выбор соответствующих выразительных средств при игре на инструменте, эстетика его звучания – всё это должно быть не только прочувствовано, но и во многом изучено, осознано, глубоко и детально проанализировано. Не следует думать, что «подсматривание за собой», осознание своих действий лишает исполнение непосредственности, мешает работе интуиции. Как писал Г. Нейгауз: «Тот, кто только переживает искусство, останется навсегда лишь любителем; кто только размышляет о нём, будет исследователем-музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы, живейшего восприятия и соображения» (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1967. С. 197). Эмоции, не контролируемые разумом, не освещённые общей культурой исполнителя, приобретают нередко сумбурные, преувеличенные, а иногда и просто уродливые формы выражения. Вкус, эрудиция, интеллект человека (в том числе и его способность к анализу, самостоятельному мышлению), его общая и музыкальная культура, интуиция, музыкальность и развитая техника – комплекс качеств, позволяющий решать сложнейшие задачи равновесия чувства и разума, органичности средств и цели, исполнительской культуры в целом. Подводя итог сказанному, определим сферы действия анализа при работе с музыкальным произведением.
|
Анализ как метод работы с музыкальным произведением:
1. Анализ музыкального произведения:
1) Анализ художественно-стилевых, жанровых особенностей произведения, образного содержания, его формы в целом.
2) Ладогармонический анализ.
3) Структурный анализ: нахождение границ построений (мотивов, фраз, предложений), анализ цезур.
4) Фактурный анализ.
5) Анализ интонационных структур мелодии и других элементов фактуры, особенностей ритмики.
6) Анализ характера движения, агогических отклонений, нахождение кульминационных точек и зон в произведении, определение темпа.
7) Анализ произведения с точки зрения особенностей композиторского письма.
8) Анализ нотного текста с точки зрения композиторских ремарок, редакционных указаний.
2. Анализ исполнительских средств: динамики, артикуляции и штрихов, туше, аппликатурных вариантов, возможных смен меха и др.
3. Определение и анализ целей и задач в работе, диагноз исполнительских трудностей.
4. Выбор оптимальных способов и методов работы, поиск путей решения возникающих в работе проблем.
|
5. Анализ психофизиологических компонентов: слуховых и двигательных ощущений, восприятий и представлений.
РЕЖИМ И ГИГИЕНА РАБОТЫ
Устают и изнемогают не столько от того,
что много работают, но от того, что плохо работают.
Н. Введенский
Чтобы обеспечить возможность длительных и продуктивных занятий, сохранить высокий рабочий тонус, психическую и физическую свежесть, необходим рациональный режим работы и соблюдение условий её гигиены.
Важнейшие вопросы режима и гигиены труда – вопросы утомления и отдыха. Утомление является неизбежным следствием всякой работы, оно лимитирует её продолжительность, активность. Зависит утомление главным образом от физических факторов: количества работы, её темпа, степени напряжения и той обстановки, в которой она проходит. Субъективное чувство, называемое усталостью, в большей мере психического происхождения. В формальной, не вызывающей интереса работе усталость может наступить даже после недолгих занятий, когда для утомления ещё нет объективных оснований. И наоборот, высокий рабочий тонус, увлечённость работой способствуют выносливости: ученик не замечает усталости, утомления. Отсюда вывод, к которому мы уже не раз приходили: работа должна строиться таким образом, чтобы она была интересной для ученика, задачи посильными; успешность работы должна осознаваться и учеником, и педагогом. На уроках педагог постоянно контролирует состояние ученика. Особенно важен подобный контроль над начинающим малолетним учеником, первые признаки усталости у которого могут наступить уже через 10-15 минут после начала работы. Внимание ребёнка становится неустойчивым, глаза сонными, он начинает позёвывать, потягиваться, смотреть по сторонам. Необходим перерыв – и лучше не пассивный отдых, а движение, игра, беседа, которая может заинтересовать ученика. Если момент для отдыха упущен, то дальнейшая работа становится бессмысленной, а при настойчивом принуждении может обернуться отвращением к занятиям. Сказанное не означает, что уже при первых признаках усталости надо прекращать работу. Нередко спад бывает временным, и работоспособность быстро восстанавливается.
С годами воспитывается выдержка, воля, но существо дела не меняется – утомленное внимание неизбежно ведёт к нарушению связи между слухом и движениями, ослаблению слухового контроля, ухудшению работы памяти. Эти и другие признаки утомления делают занятия не только бесполезными, но и вредными. По этому поводу И. Гофман писал: «В состоянии усталости ума и тела мы неспособны противиться образованию дурных привычек, и поскольку учиться – означает формирование правильных привычек мышления и действия, мы должны остерегаться всего, что может ослабить нашу бдительность по отношению к дурным привычкам...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы // Искусство. 1938. С. 86).
Умение отдыхать столь же важно, как и умение работать. Ученик должен учиться чувствовать и определять, сколько и как отдыхать. Особенно важно научиться правильно отдыхать во время длительных занятий. Небольшие перерывы между этапами занятий должны быть направлены исключительно на восстановление сил организма, но они не должны привести к его расхолаживанию и демобилизации. Гофман предостерегал: «Не делайте длинных перерывов в ваших занятиях, ибо это нарушит вашу связь с инструментом, для восстановления которой потребуется значительное время...» (Гофман И. Фортепианная игра. //Искусство. 1938. С. 81).
Естественное утомление, неизбежное в работе, не должно переходить в хроническое, ведущее к переутомлению со всеми его болезненными последствиями. Допустима та степень утомления, при которой после соответствующего отдыха способность к работе полностью восстанавливается. Каждое занятие надо начинать хорошо отдохнувшим. Отдых – это прежде всего сон, который, как известно, ничем заменить нельзя, прогулка на свежем воздухе, зарядка, смена вида деятельности. Необходим как еженедельный отдых, предусматривающий один день без занятий, так и ежегодный – в течение одного месяца. И. Гофман считал, что месячный перерыв «...обновит как ваши силы, так и любовь к работе, и вы потом не только наверстаете быстро то, что вы считали упущенным, но и сделаете быстрый скачок вперед, потому что качество вашей работы станет лучше, чем оно было бы, если бы вы продолжали работать с утомлённой головой...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы // Искусство. 1938. С. 85).
Увлечённому своим делом музыканту не всегда удаётся полностью отрешиться от своих музыкальных забот и даже на отдыхе иногда сознательно, иногда подсознательно он возвращается мысленно к своей работе. Но при этом он оперирует не реальными движениями, не реальными слуховыми и игровыми ощущениями и восприятиями, а их представлениями. Многие музыканты-исполнители, педагоги неоднократно указывали на то, что процесс приобретения навыков, освоения произведения в целом происходит не только в момент тренировки на инструменте или в осознанном представлении. Работа эта постоянно продолжается в сфере подсознания. Факт существования данного явления подтверждается практикой. Если, к примеру, мы отложим на некоторое время работу над каким-либо приёмом, эпизодом в пьесе, или всю пьесу, а затем после перерыва, иногда значительного, вернёмся к этой работе – мы заметим явное продвижение вперёд. То, что раньше не выходило, может начать получаться без особых усилий! Это явление нельзя объяснить только отдыхом, поскольку в таком продвижении заметно качественное накопление. Когда мы утверждаем, что отдых – неотъемлемая часть умения работать, то имеем в виду и тот факт, что во время отдыха в подсознании ученика работа продолжается.
Помимо умения отдыхать, важнейшее значение для занятий ученика имеют и такие общегигиенические условия, как проветренная, тихая, с нормальной температурой комната для занятий, правильное дыхание, опрятность по отношению к инструменту, забота о руках. Сюда же можно отнести требования к качеству инструмента, его настройке.
Распорядок работы:
Домашняя работа начинающего ученика должна быть регламентирована педагогом и контролироваться кем-либо из родителей. На первом году обучения маленькому ученику-баянисту или аккордеонисту достаточно заниматься один час в день с одним выходным в неделю. Этот час можно разделить на два-три «захода». На начальном этапе обучения последовательность работы желательно сохранять постоянной. Начинать можно с технических упражнений и работы над развитием слуха (15-20 минут). Далее – чтение нот с листа, сольные, ансамблевые пьесы, этюды (30-40 минут). Входить в работу нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений, не форсируя динамику, темп, играя спокойно и очень собранно. По мере разыгрывания можно понемногу усложнять задачи, увеличивать активность занятий. «Никогда сложную работу, как бы ты ни привык к ней... не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности своей» (Павлов И. Среды. - М.: АН СССР, 1949. Т. 2. С. 81).
Предложенный распорядок работы – лишь один из вариантов. Не надо настаивать на часовом регламенте работы. Если ученик хочет и может работать больше, это следует всячески поощрять. Важно лишь чётко разграничивать время работы и то время, когда инструмент и музыка превращаются в забаву, средство для развлечения. И даже свободное творчество: подбор по слуху, импровизация, сочинение музыки, безусловно поощряемые педагогом, должно выноситься за рамки времени, отведённого на выполнение домашнего задания (разумеется, если эти виды работы не входят в задание).
В дальнейшем время занятий должно увеличиваться, распределение материала для работы – меняться. Желательно, чтобы основная работа велась с утра. В это время лучше заниматься сложной технологической работой, разбирать и разучивать произведения. После большого перерыва, например, во второй половине дня занятия могут быть посвящены художественной доработке произведений, музицированию, чтению нот с листа, подбору по слуху, сочинению музыки и т.д.
Низкий порог утомляемости баяниста обусловлен конструктивно-акустическими особенностями баяна. Сохранять свежесть слухового восприятия и тонкость игровых ощущений, высокую степень концентрации внимания, физическую, умственную энергию, активность баянисту, возможно, труднее, чем исполнителю на других инструментах. Поэтому так важен постоянный контроль баяниста своего состояния в процессе работы.
Рекомендации по организации работы учащегося-музыканта
1. Начинать занятия отдохнувшим. Контролировать состояние организма, не допускать усталости, переутомления. Исходя из этого, соблюдать ритм чередования работы и отдыха.
2. Лучшее время для занятий утреннее.
3. Не играть более одного часа подряд, для детей шести-семи лет – не более 20-30 минут.
4. Помнить, что новый вид работы, новый музыкальный язык, длительные однотипные движения, многократные повторы, проблемы с самочувствием, моральным состоянием вызывают быстрое утомление. Это требует более частых перерывов в занятиях.
5. В начале занятий соблюдать принцип постепенности, то есть не начинать со сложной работы, не играть с высокой степенью напряжённости, активности, не форсировать темп, особенно если руки холодные.
6. Разыгрывание необходимо для того, чтобы ввести в состояние готовности игровой аппарат, для общей психофизиологической настройки всего организма.
7. Соблюдение регламента занятий, постоянство расписания особенно важны в работе с начинающими.
8. Избегать инерции, шаблона, косности в построении занятий старших учеников.
9. Рациональная посадка должна обеспечивать удобство движений, свободу всего тела. Для начинающих баянистов это особенно важно, так как нарушения в посадке помимо скованности движений, недостатков в формировании навыков могут привести к искривлению, повреждению позвоночника, нарушению дыхания.
10. Инструмент должен быть качественным, настроенным, механика его должна быть отрегулирована.
Общегигиенические условия организации занятий ученика:
1. Комната для занятий должна быть проветрена. Хорошо, если в неё не проникают посторонние источники звука, шумы. Температура не должна быть ниже 16-17 и выше 20-22 градусов.
2. Необходимо высыпаться, заниматься зарядкой, по возможности –спортом.
3. Не заниматься сразу после плотной еды – энергия организма уходит на переваривание пищи, вследствие чего духовная и физическая активность ученика существенно понижается.
4. Во время занятий не допускаются: задержка дыхания, дыхание через рот, хрипение, сопение и т.д. Дыхание должно быть ровным, ритмичным.
5. Необходимо соблюдать опрятность: инструмент, клавиши, руки должны быть всегда чистыми.
Организация домашней работы обучающегося
Для занятий музыкой исключительно важную роль играет умение ученика самостоятельно работать. Как научить ребёнка продуктивно заниматься, рационально использовать время? Как привить ему любовь к труду за инструментом? Эти вопросы неизбежно встают перед педагогом, понимающим, что решение данных проблем без контроля оставить нельзя. Недостаточными выглядят указания, такие как: играй медленно, учи по частям, применяй разные штрихи, туше, используй ритмические варианты... Постоянная детальная регламентация работы с уточнениями, сколько раз и какое количество времени нужно играть то или иное упражнение либо пьесу, говорит обычно о недопонимании педагогом основных принципов организации самостоятельной работы ученика, об отсутствии творческого подхода к раскрытию его индивидуальности. Особенно актуальным представляется данный вопрос на начальном этапе обучения баяниста или аккордеониста, когда объективные сложности освоения инструмента усугубляются беспомощностью в организации его домашней работы. Следствием этого может стать потеря учеником интереса к занятиям музыкой, к инструменту. У педагога же может сложиться впечатление о слабых данных своего подопечного, в свою очередь теряется интерес к занятиям с ним. Как показывает музыкально-педагогическая практика, формирование исполнительских навыков уже в начальный период обучения необходимо сочетать с формированием навыков самостоятельной работы.
Принципы организации самостоятельной работы ученика:
1. Индивидуальный подход к применению учеником различных методов, приёмов и способов работы.
2. Формирование у учащегося умения анализировать собственные действия, развитие самостоятельности мышления.
3. Осознание учеником целей и задач своей работы.
4. Формирование умения концентрировать внимание.
5. Режим и гигиена работы.
6. Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.
Важно подчеркнуть необходимость органичной взаимосвязи всех этих принципов. Сформированные на их основе навыки самостоятельной работы позволят ученику добиться высокой её эффективности.
Рассмотрим подробнее содержание каждого из принципов, особенности их воплощения на практике.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!