Организация домашней работы обучающегося — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация домашней работы обучающегося

2020-07-07 110
Организация домашней работы обучающегося 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация домашней работы обучающегося

Для занятий музыкой исключительно важную роль играет умение ученика самостоятельно работать. Как научить ре­бёнка продуктивно заниматься, рационально использовать время? Как привить ему любовь к труду за инструментом? Эти вопросы неизбежно встают перед педагогом, понимающим, что решение данных проблем без контроля оставить нельзя. Недостаточными вы­глядят указания, такие как: играй медленно, учи по частям, приме­няй разные штрихи, туше, используй ритмические варианты... По­стоянная детальная регламентация работы с уточнениями, сколько раз и какое количество времени нужно играть то или иное упражне­ние либо пьесу, говорит обычно о недопонимании педагогом основ­ных принципов организации самостоятельной работы ученика, об отсутствии творческого подхода к раскрытию его индивидуально­сти. Особенно актуальным представляется данный вопрос на на­чальном этапе обучения баяниста или аккордеониста, когда объективные сложности ос­воения инструмента усугубляются беспомощностью в организации его домашней работы. Следствием этого может стать потеря учени­ком интереса к занятиям музыкой, к инструменту. У педагога же может сложиться впечатление о слабых данных своего подопечного, в свою очередь теряется интерес к занятиям с ним. Как показывает музыкально-педагогическая практика, формирование исполнитель­ских навыков уже в начальный период обучения необходимо соче­тать с формированием навыков самостоятельной работы.

Принципы организации самостоятельной работы ученика:

1. Индивидуальный подход к применению учеником различ­ных методов, приёмов и способов работы.

2. Формирование у учащегося умения анализировать собствен­ные действия, развитие самостоятельности мышления.

3. Осознание учеником целей и задач своей работы.

4. Формирование умения концентрировать внимание.

5. Режим и гигиена работы.

6. Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.

Важно подчеркнуть необходимость органичной взаимосвязи всех этих принципов. Сформированные на их основе навыки само­стоятельной работы позволят ученику добиться высокой её эффек­тивности.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из принципов, осо­бенности их воплощения на практике.

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩЕГОСЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Научить ребёнка самостоятельно думать, анализировать собст­венные действия и принимать решения – одна из наиболее трудных задач педагогики. Формирование этих качеств – длительный и тру­доёмкий процесс воспитания, требующий постоянных совместных усилий педагога и ученика. Ориентация на развитие самостоятель­ности в обучении способствует рациональной организации занятий ученика, даёт ему возможность познать себя, развивает его инди­видуальность.

В практической работе самостоятельность мышления, способ­ность к самоанализу предполагает непрерывную цепочку наблюде­ний, размышлений, поисков, экспериментов. Произвести анализ собственных действий и дать им оценку способен даже начинаю­щий ученик, если педагог постоянно работает с ним в этом направ­лении. Сфера анализа захватывает все стороны и все аспекты дея­тельности ученика в процессе его обучения. Рассмотрим пример с выполнением учеником домашнего задания. Педагог объясняет уче­нику домашнее задание, касающееся исполнения какой-либо пье­сы, рассматривая возможные пути его выполнения. Педагогу необ­ходимо убедиться, что задание понято правильно, поэтому он про­сит ученика здесь же на уроке выполнить его, пусть в общих чер­тах. После проделанной дома работы, на следующем уроке, ученик первым анализирует собственное исполнение. В своём анализе он ис­ходит из предъявляемых к его игре требований педагога. Некоторые из них долговременные, стратегические: грамотная работа с текстом, свобода, лёгкость, точность игры, качество формируемых и уже при­меняемых навыков и умений, музыкальность исполнения и т.д. Дру­гие требования носят тактический характер: ученик должен найти и исправить текстовые неточности, скорректировать неверно выбран­ные технические приёмы и средства выразительности, определить трудности в освоении какого-либо эпизода, пассажа и т.д. Если уче­ник привыкает первым давать оценку своей игре, то со временем его наблюдательность, активность контролирующего слуха и умение анализировать становятся действенным фактором в организации им собственной работы. Такой подход имеет ещё одно немаловажное достоинство – он способствует интеллектуальному развитию учени­ка. Всю полученную через слух и игровые ощущения информацию ученик должен оформить в соответствующие слова-понятия, проана­лизировать причины как своих достижений, так и неудач. После са­мооценки ученик выслушивает мнение педагога о своей игре. Жела­тельно, чтобы они совместно проанализировали актуальные на дан­ный момент или какую-либо перспективу задачи. Отмечая, напри­мер, удавшиеся эпизоды, педагог просит вспомнить, как ученик ра­ботал над ними, фиксируя в его сознании наиболее существенные, способствующие получению положительного результата действия. В случае неудачи педагог корректирует проделанную учеником ра­боту, предлагает альтернативные варианты действий. Отдельные моменты домашней работы могут быть воспроизведены на уроке с целью выявления причин недостаточной подготовленности учаще­гося к освоению того или иного произведения либо фрагмента. Пять-десять минут бывает достаточным для того, чтобы понять, в чём ошибка ученика, проанализировать проделанную им работу и скорректировать задачи, определить методы их решения.

Такие психофизические процессы, как ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, запоминание, концентра­ция внимания, эмоциональные проявления, волевые усилия и др. – протекают во всех видах деятельности человека, наполняя её смыс­лом. Давайте посмотрим на первые три процесса с точки зрения музыкального воспитания, в частности  – обучения игре на музы­кальном инструменте.

Ощущения –  реакция человека на контакт с внешним миром, способ его познания. Восприятия возникают на основе ощущений. Для музыканта они прежде всего связаны со слухом и определяют­ся как музыкально-слуховые. На основе ощущений и восприятий формируются представления. Данная последовательность позволя­ет сделать вывод, что успешность формирования представлений будет зависеть от развитости ощущений и восприятий ученика. Из­вестна способность организма сохранять и обобщать ощущения и восприятия. Жизненный опыт, воспитание, индивидуальные осо­бенности человека, инстинкт самосохранения, другие факторы ре­гулируют и развивают эти процессы в обыденной жизни естествен­ным путём. В музыкальной педагогике роль этих процессов столь велика, что педагог не может позволить себе пустить их на само­тёк; он должен сознательно их культивировать, особенно те, кото­рые непосредственно связаны с музыкой: музыкально-слуховые, осязательно-двигательные, зрительные. Музыкально-слуховые вос­приятия связаны с образным содержанием музыки, различными ви­дами музыкального слуха, ритмическим чувством, ощущением вре­мени в музыке. К осязательно-двигательным ощущениям мы отно­сим прежде всего те из них, которые связаны с действиями игрово­го аппарата: ощущения цельности игрового аппарата, ощущаемость его различных частей, чуткость в прикосновении пальца к клавише (туше), постановочные моменты, уровни напряжений и расслаблений и др. Зрительные восприятия связываются обычно с нотным текстом и влияют на работу памяти. Наиболее эффектив­ный путь в культивировании этих процессов – развитие у ученика способности к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу.

Анализ и сопоставление разнообразных двигательных ощуще­ний, слуховых восприятий способствует их прочной фиксации в сознании ученика и, как следствие этого, созданию отчётливых слу­ховых и двигательных представлений, выработке качественных тех­нических навыков. Способность анализировать, самостоятельно мыс­лить в равной степени необходима как в сфере развития техническо­го умения, так и при решении художественных задач. Закономерно­сти различных стилей, жанров, направлений, форма и структурное строение произведений, особенности их фактурного изложения, ин­тонационного строя, образного содержания, а также выбор соответ­ствующих выразительных средств при игре на инструменте, эстети­ка его звучания – всё это должно быть не только прочувствовано, но и во многом изучено, осознано, глубоко и детально проанализирова­но. Не следует думать, что «подсматривание за собой», осознание своих действий лишает исполнение непосредственности, мешает ра­боте интуиции. Как писал Г. Нейгауз: «Тот, кто только переживает искусство, останется навсегда лишь любителем; кто только размыш­ляет о нём, будет исследователем-музыковедом; исполнителю необ­ходим синтез тезы и антитезы, живейшего восприятия и соображе­ния» (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1967. С. 197). Эмоции, не контролируемые разумом, не освещённые общей культурой исполнителя, приобретают нередко сумбурные, преувеличенные, а иногда и просто уродливые формы выражения. Вкус, эрудиция, интеллект человека (в том числе и его способность к анализу, самостоятельному мышлению), его общая и музыкальная культура, интуиция, музыкальность и развитая техника  –  комплекс качеств, позволяющий решать сложнейшие задачи равновесия чув­ства и разума, органичности средств и цели, исполнительской куль­туры в целом. Подводя итог сказанному, определим сферы действия анализа при работе с музыкальным произведением.

Анализ как метод работы с музыкальным произведением:

1. Анализ музыкального произведения:

1) Анализ художественно-стилевых, жанровых особенностей произведения, образного содержания, его формы в целом.

2) Ладогармонический анализ.

3) Структурный анализ: нахождение границ построений (мо­тивов, фраз, предложений), анализ цезур.

4) Фактурный анализ.

5) Анализ интонационных структур мелодии и других элемен­тов фактуры, особенностей ритмики.

6) Анализ характера движения, агогических отклонений, на­хождение кульминационных точек и зон в произведении, определение темпа.

7) Анализ произведения с точки зрения особенностей компо­зиторского письма.

8) Анализ нотного текста с точки зрения композиторских ре­марок, редакционных указаний.

2. Анализ исполнительских средств: динамики, артикуляции и штрихов, туше, аппликатурных вариантов, возможных смен меха и др.

3. Определение и анализ целей и задач в работе, диагноз испол­нительских трудностей.

4. Выбор оптимальных способов и методов работы, поиск путей решения возникающих в работе проблем.

5. Анализ психофизиологических компонентов: слуховых и двига­тельных ощущений, восприятий и представлений.

РЕЖИМ И ГИГИЕНА РАБОТЫ

Устают и изнемогают не столько от того,

что много работают, но от того, что плохо работают.

Н. Введенский

Чтобы обеспечить возможность длительных и продуктивных занятий, сохранить высокий рабочий тонус, психическую и физи­ческую свежесть, необходим рациональный режим работы и со­блюдение условий её гигиены.

Важнейшие вопросы режима и гигиены труда – вопросы утомле­ния и отдыха. Утомление является неизбежным следствием всякой работы, оно лимитирует её продолжительность, активность. Зависит утомление главным образом от физических факторов: количества работы, её темпа, степени напряжения и той обстановки, в которой она проходит. Субъективное чувство, называемое усталостью, в большей мере психического происхождения. В формальной, не вы­зывающей интереса работе усталость может наступить даже после недолгих занятий, когда для утомления ещё нет объективных осно­ваний. И наоборот, высокий рабочий тонус, увлечённость работой способствуют выносливости: ученик не замечает усталости, утомле­ния. Отсюда вывод, к которому мы уже не раз приходили: рабо­та должна строиться таким образом, чтобы она была интересной для ученика, задачи посильными; успешность работы должна осоз­наваться и учеником, и педагогом. На уроках педагог постоянно контролирует состояние ученика. Особенно важен подобный контроль над начинающим малолетним учеником, первые признаки усталости у которого могут наступить уже через 10-15 минут после начала работы. Внимание ребёнка становится неустойчивым, глаза сонными, он начинает позёвывать, потягиваться, смотреть по сторонам. Необходим перерыв – и луч­ше не пассивный отдых, а движение, игра, беседа, которая может заинтересовать ученика. Если момент для отдыха упущен, то даль­нейшая работа становится бессмысленной, а при настойчивом при­нуждении может обернуться отвращением к занятиям. Сказанное не означает, что уже при первых признаках усталости надо пре­кращать работу. Нередко спад бывает временным, и работоспособ­ность быстро восстанавливается.

С годами воспитывается выдержка, воля, но существо дела не меняется  – утомленное внимание неизбежно ведёт к нарушению связи между слухом и движениями, ослаблению слухового контро­ля, ухудшению работы памяти. Эти и другие признаки утомления делают занятия не только бесполезными, но и вредными. По этому поводу И. Гофман писал: «В состоянии усталости ума и тела мы неспособны противиться образованию дурных привычек, и по­скольку учиться – означает формирование правильных привычек мышления и действия, мы должны остерегаться всего, что может ослабить нашу бдительность по отношению к дурным привыч­кам...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы // Искус­ство. 1938. С. 86).

Умение отдыхать столь же важно, как и умение работать. Уче­ник должен учиться чувствовать и определять, сколько и как отды­хать. Особенно важно научиться правильно отдыхать во время дли­тельных занятий. Небольшие перерывы между этапами занятий должны быть направлены исключительно на восстановление сил организма, но они не должны привести к его расхолаживанию и демобилизации. Гофман предостерегал: «Не делайте длинных пе­рерывов в ваших занятиях, ибо это нарушит вашу связь с инстру­ментом, для восстановления которой потребуется значительное время...» (Гофман И. Фортепианная игра. //Искусство. 1938. С. 81).

Естественное утомление, неизбежное в работе, не должно пере­ходить в хроническое, ведущее к переутомлению со всеми его бо­лезненными последствиями. Допустима та степень утомления, при которой после соответствующего отдыха способность к работе полностью восстанавливается. Каждое занятие надо начинать хо­рошо отдохнувшим. Отдых – это прежде всего сон, который, как из­вестно, ничем заменить нельзя, прогулка на свежем воздухе, зарядка, смена вида деятельности. Необходим как еженедельный отдых, пре­дусматривающий один день без занятий, так и ежегодный – в тече­ние одного месяца. И. Гофман считал, что месячный перерыв «...об­новит как ваши силы, так и любовь к работе, и вы потом не только наверстаете быстро то, что вы считали упущенным, но и сделаете быстрый скачок вперед, потому что качество вашей работы станет лучше, чем оно было бы, если бы вы продолжали работать с утом­лённой головой...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и отве­ты // Искусство. 1938. С. 85).

Увлечённому своим делом музыканту не всегда удаётся полно­стью отрешиться от своих музыкальных забот и даже на отдыхе ино­гда сознательно, иногда подсознательно он возвращается мыслен­но к своей работе. Но при этом он оперирует не реальными движе­ниями, не реальными слуховыми и игровыми ощущениями и вос­приятиями, а их представлениями. Многие музыканты-исполнители, педагоги неоднократно указывали на то, что процесс приобретения навыков, освоения произведения в целом происходит не только в момент тренировки на инструменте или в осознанном представле­нии. Работа эта постоянно продолжается в сфере подсознания. Факт существования данного явления подтверждается практикой. Если, к примеру, мы отложим на некоторое время работу над каким-либо приёмом, эпизодом в пьесе, или всю пьесу, а затем после перерыва, иногда значительного, вернёмся к этой работе  – мы заметим явное продвижение вперёд. То, что раньше не выходило, может начать по­лучаться без особых усилий! Это явление нельзя объяснить только отдыхом, поскольку в таком продвижении заметно качественное на­копление. Когда мы утверждаем, что отдых – неотъемлемая часть умения работать, то имеем в виду и тот факт, что во время отдыха в подсознании ученика работа продолжается.

Помимо умения отдыхать, важнейшее значение для занятий ученика имеют и такие общегигиенические условия, как провет­ренная, тихая, с нормальной температурой комната для занятий, правильное дыхание, опрятность по отношению к инструменту, за­бота о руках. Сюда же можно отнести требования к качеству инст­румента, его настройке.

Распорядок работы:

Домашняя работа начинающего ученика должна быть регла­ментирована педагогом и контролироваться кем-либо из родителей. На первом году обучения маленькому ученику-баянисту или аккордеонисту достаточ­но заниматься один час в день с одним выходным в неделю. Этот час можно разделить на два-три «захода». На начальном этапе обучения последовательность работы желательно сохранять посто­янной. Начинать можно с технических упражнений и работы над развитием слуха (15-20 минут). Далее – чтение нот с листа, сольные, ан­самблевые пьесы, этюды (30-40 минут). Входить в работу нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений, не форсируя динамику, темп, играя спокойно и очень собранно. По мере разыг­рывания можно понемногу усложнять задачи, увеличивать актив­ность занятий. «Никогда сложную работу, как бы ты ни привык к ней... не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности своей» (Павлов И. Среды. - М.: АН СССР, 1949. Т. 2. С. 81).

Предложенный распорядок работы – лишь один из вариантов. Не надо настаивать на часовом регламенте работы. Если ученик хочет и может работать больше, это следует всячески поощрять. Важно лишь чётко разграничивать время работы и то время, когда инстру­мент и музыка превращаются в забаву, средство для развлечения. И даже свободное творчество: подбор по слуху, импровизация, сочи­нение музыки, безусловно поощряемые педагогом, должно выно­ситься за рамки времени, отведённого на выполнение домашнего за­дания (разумеется, если эти виды работы не входят в задание).

В дальнейшем время занятий должно увеличиваться, распреде­ление материала для работы – меняться. Желательно, чтобы основ­ная работа велась с утра. В это время лучше заниматься сложной технологической работой, разбирать и разучивать произведения. После большого перерыва, например, во второй половине дня заня­тия могут быть посвящены художественной доработке произведе­ний, музицированию, чтению нот с листа, подбору по слуху, сочинению музыки и т.д.

Низкий порог утомляемости баяниста обусловлен конструктив­но-акустическими особенностями баяна. Сохранять свежесть слу­хового восприятия и тонкость игровых ощущений, высокую сте­пень концентрации внимания, физическую, умственную энергию, активность баянисту, возможно, труднее, чем исполнителю на дру­гих инструментах. Поэтому так важен постоянный контроль баяни­ста своего состояния в процессе работы.

Рекомендации по организации работы учащегося-музыканта

1. Начинать занятия отдохнувшим. Контролировать состояние ор­ганизма, не допускать усталости, переутомления. Исходя из этого, соблюдать ритм чередования работы и отдыха.

2. Лучшее время для занятий утреннее.

3. Не играть более одного часа подряд, для детей шести-семи лет –  не более 20-30 минут.

4. Помнить, что новый вид работы, новый музыкальный язык, дли­тельные однотипные движения, многократные повторы, пробле­мы с самочувствием, моральным состоянием вызывают быстрое утомление. Это требует более частых перерывов в занятиях.

5. В начале занятий соблюдать принцип постепенности, то есть не начинать со сложной работы, не играть с высокой степенью на­пряжённости, активности, не форсировать темп, особенно если руки холодные.

6. Разыгрывание необходимо для того, чтобы ввести в состояние готовности игровой аппарат, для общей психофизиологической настройки всего организма.

7. Соблюдение регламента занятий, постоянство расписания осо­бенно важны в работе с начинающими.

8. Избегать инерции, шаблона, косности в построении занятий старших учеников.

9. Рациональная посадка должна обеспечивать удобство движений, свободу всего тела. Для начинающих баянистов это особенно важно, так как нарушения в посадке помимо скованности дви­жений, недостатков в формировании навыков могут привести к искривлению, повреждению позвоночника, нарушению дыхания.

10.  Инструмент должен быть качественным, настроенным, механи­ка его должна быть отрегулирована.

 

Общегигиенические условия организации занятий ученика:

1. Комната для занятий должна быть проветрена. Хорошо, если в неё не проникают посторонние источники звука, шумы. Темпе­ратура не должна быть ниже 16-17 и выше 20-22 градусов.

2. Необходимо высыпаться, заниматься зарядкой, по возможности –спортом.

3. Не заниматься сразу после плотной еды – энергия организма уходит на переваривание пищи, вследствие чего духовная и физическая активность ученика существенно понижается.

4. Во время занятий не допускаются: задержка дыхания, дыхание через рот, хрипение, сопение и т.д. Дыхание должно быть ров­ным, ритмичным.

5. Необходимо соблюдать опрятность: инструмент, клавиши, ру­ки должны быть всегда чистыми.

Организация домашней работы обучающегося

Для занятий музыкой исключительно важную роль играет умение ученика самостоятельно работать. Как научить ре­бёнка продуктивно заниматься, рационально использовать время? Как привить ему любовь к труду за инструментом? Эти вопросы неизбежно встают перед педагогом, понимающим, что решение данных проблем без контроля оставить нельзя. Недостаточными вы­глядят указания, такие как: играй медленно, учи по частям, приме­няй разные штрихи, туше, используй ритмические варианты... По­стоянная детальная регламентация работы с уточнениями, сколько раз и какое количество времени нужно играть то или иное упражне­ние либо пьесу, говорит обычно о недопонимании педагогом основ­ных принципов организации самостоятельной работы ученика, об отсутствии творческого подхода к раскрытию его индивидуально­сти. Особенно актуальным представляется данный вопрос на на­чальном этапе обучения баяниста или аккордеониста, когда объективные сложности ос­воения инструмента усугубляются беспомощностью в организации его домашней работы. Следствием этого может стать потеря учени­ком интереса к занятиям музыкой, к инструменту. У педагога же может сложиться впечатление о слабых данных своего подопечного, в свою очередь теряется интерес к занятиям с ним. Как показывает музыкально-педагогическая практика, формирование исполнитель­ских навыков уже в начальный период обучения необходимо соче­тать с формированием навыков самостоятельной работы.

Принципы организации самостоятельной работы ученика:

1. Индивидуальный подход к применению учеником различ­ных методов, приёмов и способов работы.

2. Формирование у учащегося умения анализировать собствен­ные действия, развитие самостоятельности мышления.

3. Осознание учеником целей и задач своей работы.

4. Формирование умения концентрировать внимание.

5. Режим и гигиена работы.

6. Трудолюбие, воспитание воли, мотивация занятий музыкой.

Важно подчеркнуть необходимость органичной взаимосвязи всех этих принципов. Сформированные на их основе навыки само­стоятельной работы позволят ученику добиться высокой её эффек­тивности.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из принципов, осо­бенности их воплощения на практике.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.