Формирование умения концентрировать внимание — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Формирование умения концентрировать внимание

2020-07-07 91
Формирование умения концентрировать внимание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успех работы пропорционален

не ко­личеству затраченного времени,

а ко­личеству затраченного при этом вни­мания!

С. Савшинский

Педагоги, работающие с начинающими учениками, прекрасно знают, как непросто сконцентрировать внимание маленького ре­бёнка на поставленной задаче. Если удаётся на какое-то время это сделать, возникает другая проблема – как удержать внимание на протяжении всего урока и, что ещё сложнее, в домашних занятиях? Ученик, занимающийся без внимания, не только попусту тратит своё время, но и наносит себе ощутимый вред. Неконтролируемые, неосознанные действия приводят к небрежности и неточности в иг­ре, к автоматизации неверных навыков. Одно только отсутствие внимания может свести на нет все достоинства ученика. Не решают проблему постоянные призывы к ученику быть внимательным во время игры, не отвлекаться, думать о музыке и т.д. С их помощью, возможно, получится на какое-то время собрать внимание ученика, однако добиться устойчивой его работы не удастся. Вышесказанное подтверждает необходимость развития внимания у детей с самого начала их обучения. Вслушиваясь в качество звучания во время иг­ры, проверяя правильность текста, контролируя ритмическую точ­ность, оценивая собственную работу или выступление, находя в них неточности, ошибки, ребёнок учится быть внимательным.

Внимание может быть как произвольным, так и непроизвольным. В занятиях музыкой необходимость целенаправленных действий при решении определённых задач обусловливает преимущественное при­менение произвольного внимания. Его устойчивость в большой сте­пени зависит от интереса ученика к занятиям, к инструменту, на ко­тором он обучается. При увлечённости работой, достижении в ней положительных результатов, реализации возможности самовыраже­ния активность и концентрация внимания могут достигать такого уровня, когда из стадии произвольного оно переходит в стадию непроизвольного, то есть не требующего усилий воли. Данный фактор является определяющим для развития внимания у начинающих ма­леньких учеников. Осознанный контроль, целенаправленность рабо­ты у них ещё не скреплены волевыми усилиями, и если в работе от­сутствует подлинный интерес, удержать внимание бывает невоз­можно. И наоборот, интерес в работе всегда присутствует, когда пе­ред учеником открывается возможность самовыражения. Например, использование педагогом в своей работе элементов детской игры по­зволяет ему добиться высокой концентрации внимания ученика. Са­мовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается работой, что его внимание становится одновременно и целенаправленным и непроиз­вольным. Искусство педагога состоит в данном случае в умелом подборе форм игры соответственно индивидуальности ученика, а также в использовании им таких игр, которые создавали бы непри­нужденную атмосферу на уроке и были направлены одновременно на решение учебных задач.

И художественная работа, и работа чисто технического плана должна строиться на применении разнообразных методов, на по­стоянном включении в неё новых задач. Фактор новизны играет важную роль для установления и удержания внимания. Наблюда­лось, например, что «сравнительно слабые новые... раздражители дают больший эффект, чем сильные, но много раз применявшиеся» (Симонов П. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. - М., 1962. С. 53-54.)

Разнообразие задач определяет работу педагога по комплекс­ному, всестороннему развитию внимания. Воспитание подвижно­сти внимания, способности его быстрого и лёгкого переключения с объекта на объект необходимо как в повседневной работе, так и в процессе концертного исполнения. Умение «двоить» внимание, кон­тролировать одновременно несколько звучащих линий – наиболее важно при изучении полифонии. Распределяемость внимания – это умение выделить главное, отделить то, что должно быть в центре внимания, от того, что должно находиться на его «периферии». Не­возможно, например, услышать и выявить тему в плотной многоголосной фактуре, если не сконцентрировать внимание на её инто­нировании, динамической и артикуляционной окраске звука, ха­рактере туше.

Развитое внимание работает как чуткий прибор. Даже самые малые градации динамики, артикуляции, окраски звука, психиче­ской и физической нагрузки, характера туше предвосхищаются и чётко регистрируются этим прибором, вовремя предоставляя необ­ходимую информацию ученику в процессе его работы. Поэтому так важен для эффективной работы внимания тонкий, развитый слух, высокая степень ощущаемости игрового аппарата.

Рекомендации для развития и активизации внимания у начинающих:

1. Применение разнообразных форм работы: игра на инструмен­те, пение, рисование, движение под музыку, игра в ансамбле и т.д.

2. Обучение в форме игры – один из наиболее эффективных спо­собов активизации внимания начинающего ученика.

3. Ясность и доступность поставленной задачи, обеспечивающие желание ученика её разрешить и получить положительный ре­зультат.

4. Активизируя работу слуха, игровые ощущения ученика, педа­гог неизбежно активизирует работу его внимания.

5. Контроль психической и физической нагрузки, недопущение усталости, резко снижающей способность к сосредоточенной работе, к концентрации внимания.

6. Внимание активизируется в том случае, если ученик приучен анализировать свою игру после каждого проигрывания.

7. Развитие у ученика способности к одновременному контроли­рованию нескольких объектов внимания: мелодии и аккомпа­немента, голосов в полифонии, разнообразных средств вырази­тельности, применяемых параллельно.

8. Развитие навыков свободной распределяемости, переключения, подвижности внимания.

9. Создание условий, обеспечивающих возможность сосредото­чить внимание: наличие рабочей комнаты, отсутствие внешних источников шума и др.

10. Увлечённость работой, любовь к музыке как основа внутренней художественной мотивации занятий ученика, активности его  внимания может сочетаться с побочными стимулами. Это – воз­можность выступить на концерте, на конкурсе, положительная или отрицательная оценка игры ученика, использование его кон­курентных качеств. Всё это будет способствовать сосредото­ченности и ответственности в работе.

РЕЖИМ И ГИГИЕНА РАБОТЫ

Устают и изнемогают не столько от того,

что много работают, но от того, что плохо работают.

Н. Введенский

Чтобы обеспечить возможность длительных и продуктивных занятий, сохранить высокий рабочий тонус, психическую и физи­ческую свежесть, необходим рациональный режим работы и со­блюдение условий её гигиены.

Важнейшие вопросы режима и гигиены труда – вопросы утомле­ния и отдыха. Утомление является неизбежным следствием всякой работы, оно лимитирует её продолжительность, активность. Зависит утомление главным образом от физических факторов: количества работы, её темпа, степени напряжения и той обстановки, в которой она проходит. Субъективное чувство, называемое усталостью, в большей мере психического происхождения. В формальной, не вы­зывающей интереса работе усталость может наступить даже после недолгих занятий, когда для утомления ещё нет объективных осно­ваний. И наоборот, высокий рабочий тонус, увлечённость работой способствуют выносливости: ученик не замечает усталости, утомле­ния. Отсюда вывод, к которому мы уже не раз приходили: рабо­та должна строиться таким образом, чтобы она была интересной для ученика, задачи посильными; успешность работы должна осоз­наваться и учеником, и педагогом. На уроках педагог постоянно контролирует состояние ученика. Особенно важен подобный контроль над начинающим малолетним учеником, первые признаки усталости у которого могут наступить уже через 10-15 минут после начала работы. Внимание ребёнка становится неустойчивым, глаза сонными, он начинает позёвывать, потягиваться, смотреть по сторонам. Необходим перерыв – и луч­ше не пассивный отдых, а движение, игра, беседа, которая может заинтересовать ученика. Если момент для отдыха упущен, то даль­нейшая работа становится бессмысленной, а при настойчивом при­нуждении может обернуться отвращением к занятиям. Сказанное не означает, что уже при первых признаках усталости надо пре­кращать работу. Нередко спад бывает временным, и работоспособ­ность быстро восстанавливается.

С годами воспитывается выдержка, воля, но существо дела не меняется  – утомленное внимание неизбежно ведёт к нарушению связи между слухом и движениями, ослаблению слухового контро­ля, ухудшению работы памяти. Эти и другие признаки утомления делают занятия не только бесполезными, но и вредными. По этому поводу И. Гофман писал: «В состоянии усталости ума и тела мы неспособны противиться образованию дурных привычек, и по­скольку учиться – означает формирование правильных привычек мышления и действия, мы должны остерегаться всего, что может ослабить нашу бдительность по отношению к дурным привыч­кам...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы // Искус­ство. 1938. С. 86).

Умение отдыхать столь же важно, как и умение работать. Уче­ник должен учиться чувствовать и определять, сколько и как отды­хать. Особенно важно научиться правильно отдыхать во время дли­тельных занятий. Небольшие перерывы между этапами занятий должны быть направлены исключительно на восстановление сил организма, но они не должны привести к его расхолаживанию и демобилизации. Гофман предостерегал: «Не делайте длинных пе­рерывов в ваших занятиях, ибо это нарушит вашу связь с инстру­ментом, для восстановления которой потребуется значительное время...» (Гофман И. Фортепианная игра. //Искусство. 1938. С. 81).

Естественное утомление, неизбежное в работе, не должно пере­ходить в хроническое, ведущее к переутомлению со всеми его бо­лезненными последствиями. Допустима та степень утомления, при которой после соответствующего отдыха способность к работе полностью восстанавливается. Каждое занятие надо начинать хо­рошо отдохнувшим. Отдых – это прежде всего сон, который, как из­вестно, ничем заменить нельзя, прогулка на свежем воздухе, зарядка, смена вида деятельности. Необходим как еженедельный отдых, пре­дусматривающий один день без занятий, так и ежегодный – в тече­ние одного месяца. И. Гофман считал, что месячный перерыв «...об­новит как ваши силы, так и любовь к работе, и вы потом не только наверстаете быстро то, что вы считали упущенным, но и сделаете быстрый скачок вперед, потому что качество вашей работы станет лучше, чем оно было бы, если бы вы продолжали работать с утом­лённой головой...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и отве­ты // Искусство. 1938. С. 85).

Увлечённому своим делом музыканту не всегда удаётся полно­стью отрешиться от своих музыкальных забот и даже на отдыхе ино­гда сознательно, иногда подсознательно он возвращается мыслен­но к своей работе. Но при этом он оперирует не реальными движе­ниями, не реальными слуховыми и игровыми ощущениями и вос­приятиями, а их представлениями. Многие музыканты-исполнители, педагоги неоднократно указывали на то, что процесс приобретения навыков, освоения произведения в целом происходит не только в момент тренировки на инструменте или в осознанном представле­нии. Работа эта постоянно продолжается в сфере подсознания. Факт существования данного явления подтверждается практикой. Если, к примеру, мы отложим на некоторое время работу над каким-либо приёмом, эпизодом в пьесе, или всю пьесу, а затем после перерыва, иногда значительного, вернёмся к этой работе  – мы заметим явное продвижение вперёд. То, что раньше не выходило, может начать по­лучаться без особых усилий! Это явление нельзя объяснить только отдыхом, поскольку в таком продвижении заметно качественное на­копление. Когда мы утверждаем, что отдых – неотъемлемая часть умения работать, то имеем в виду и тот факт, что во время отдыха в подсознании ученика работа продолжается.

Помимо умения отдыхать, важнейшее значение для занятий ученика имеют и такие общегигиенические условия, как провет­ренная, тихая, с нормальной температурой комната для занятий, правильное дыхание, опрятность по отношению к инструменту, за­бота о руках. Сюда же можно отнести требования к качеству инст­румента, его настройке.

Распорядок работы:

Домашняя работа начинающего ученика должна быть регла­ментирована педагогом и контролироваться кем-либо из родителей. На первом году обучения маленькому ученику-баянисту или аккордеонисту достаточ­но заниматься один час в день с одним выходным в неделю. Этот час можно разделить на два-три «захода». На начальном этапе обучения последовательность работы желательно сохранять посто­янной. Начинать можно с технических упражнений и работы над развитием слуха (15-20 минут). Далее – чтение нот с листа, сольные, ан­самблевые пьесы, этюды (30-40 минут). Входить в работу нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений, не форсируя динамику, темп, играя спокойно и очень собранно. По мере разыг­рывания можно понемногу усложнять задачи, увеличивать актив­ность занятий. «Никогда сложную работу, как бы ты ни привык к ней... не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности своей» (Павлов И. Среды. - М.: АН СССР, 1949. Т. 2. С. 81).

Предложенный распорядок работы – лишь один из вариантов. Не надо настаивать на часовом регламенте работы. Если ученик хочет и может работать больше, это следует всячески поощрять. Важно лишь чётко разграничивать время работы и то время, когда инстру­мент и музыка превращаются в забаву, средство для развлечения. И даже свободное творчество: подбор по слуху, импровизация, сочи­нение музыки, безусловно поощряемые педагогом, должно выно­ситься за рамки времени, отведённого на выполнение домашнего за­дания (разумеется, если эти виды работы не входят в задание).

В дальнейшем время занятий должно увеличиваться, распреде­ление материала для работы – меняться. Желательно, чтобы основ­ная работа велась с утра. В это время лучше заниматься сложной технологической работой, разбирать и разучивать произведения. После большого перерыва, например, во второй половине дня заня­тия могут быть посвящены художественной доработке произведе­ний, музицированию, чтению нот с листа, подбору по слуху, сочинению музыки и т.д.

Низкий порог утомляемости баяниста обусловлен конструктив­но-акустическими особенностями баяна. Сохранять свежесть слу­хового восприятия и тонкость игровых ощущений, высокую сте­пень концентрации внимания, физическую, умственную энергию, активность баянисту, возможно, труднее, чем исполнителю на дру­гих инструментах. Поэтому так важен постоянный контроль баяни­ста своего состояния в процессе работы.

Рекомендации по организации работы учащегося-музыканта

1. Начинать занятия отдохнувшим. Контролировать состояние ор­ганизма, не допускать усталости, переутомления. Исходя из этого, соблюдать ритм чередования работы и отдыха.

2. Лучшее время для занятий утреннее.

3. Не играть более одного часа подряд, для детей шести-семи лет –  не более 20-30 минут.

4. Помнить, что новый вид работы, новый музыкальный язык, дли­тельные однотипные движения, многократные повторы, пробле­мы с самочувствием, моральным состоянием вызывают быстрое утомление. Это требует более частых перерывов в занятиях.

5. В начале занятий соблюдать принцип постепенности, то есть не начинать со сложной работы, не играть с высокой степенью на­пряжённости, активности, не форсировать темп, особенно если руки холодные.

6. Разыгрывание необходимо для того, чтобы ввести в состояние готовности игровой аппарат, для общей психофизиологической настройки всего организма.

7. Соблюдение регламента занятий, постоянство расписания осо­бенно важны в работе с начинающими.

8. Избегать инерции, шаблона, косности в построении занятий старших учеников.

9. Рациональная посадка должна обеспечивать удобство движений, свободу всего тела. Для начинающих баянистов это особенно важно, так как нарушения в посадке помимо скованности дви­жений, недостатков в формировании навыков могут привести к искривлению, повреждению позвоночника, нарушению дыхания.

10.  Инструмент должен быть качественным, настроенным, механи­ка его должна быть отрегулирована.

 

Общегигиенические условия организации занятий ученика:

1. Комната для занятий должна быть проветрена. Хорошо, если в неё не проникают посторонние источники звука, шумы. Темпе­ратура не должна быть ниже 16-17 и выше 20-22 градусов.

2. Необходимо высыпаться, заниматься зарядкой, по возможности –спортом.

3. Не заниматься сразу после плотной еды – энергия организма уходит на переваривание пищи, вследствие чего духовная и физическая активность ученика существенно понижается.

4. Во время занятий не допускаются: задержка дыхания, дыхание через рот, хрипение, сопение и т.д. Дыхание должно быть ров­ным, ритмичным.

5. Необходимо соблюдать опрятность: инструмент, клавиши, ру­ки должны быть всегда чистыми.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.