История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-07-07 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Успех работы пропорционален
не количеству затраченного времени,
а количеству затраченного при этом внимания!
С. Савшинский
Педагоги, работающие с начинающими учениками, прекрасно знают, как непросто сконцентрировать внимание маленького ребёнка на поставленной задаче. Если удаётся на какое-то время это сделать, возникает другая проблема – как удержать внимание на протяжении всего урока и, что ещё сложнее, в домашних занятиях? Ученик, занимающийся без внимания, не только попусту тратит своё время, но и наносит себе ощутимый вред. Неконтролируемые, неосознанные действия приводят к небрежности и неточности в игре, к автоматизации неверных навыков. Одно только отсутствие внимания может свести на нет все достоинства ученика. Не решают проблему постоянные призывы к ученику быть внимательным во время игры, не отвлекаться, думать о музыке и т.д. С их помощью, возможно, получится на какое-то время собрать внимание ученика, однако добиться устойчивой его работы не удастся. Вышесказанное подтверждает необходимость развития внимания у детей с самого начала их обучения. Вслушиваясь в качество звучания во время игры, проверяя правильность текста, контролируя ритмическую точность, оценивая собственную работу или выступление, находя в них неточности, ошибки, ребёнок учится быть внимательным.
Внимание может быть как произвольным, так и непроизвольным. В занятиях музыкой необходимость целенаправленных действий при решении определённых задач обусловливает преимущественное применение произвольного внимания. Его устойчивость в большой степени зависит от интереса ученика к занятиям, к инструменту, на котором он обучается. При увлечённости работой, достижении в ней положительных результатов, реализации возможности самовыражения активность и концентрация внимания могут достигать такого уровня, когда из стадии произвольного оно переходит в стадию непроизвольного, то есть не требующего усилий воли. Данный фактор является определяющим для развития внимания у начинающих маленьких учеников. Осознанный контроль, целенаправленность работы у них ещё не скреплены волевыми усилиями, и если в работе отсутствует подлинный интерес, удержать внимание бывает невозможно. И наоборот, интерес в работе всегда присутствует, когда перед учеником открывается возможность самовыражения. Например, использование педагогом в своей работе элементов детской игры позволяет ему добиться высокой концентрации внимания ученика. Самовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается работой, что его внимание становится одновременно и целенаправленным и непроизвольным. Искусство педагога состоит в данном случае в умелом подборе форм игры соответственно индивидуальности ученика, а также в использовании им таких игр, которые создавали бы непринужденную атмосферу на уроке и были направлены одновременно на решение учебных задач.
|
И художественная работа, и работа чисто технического плана должна строиться на применении разнообразных методов, на постоянном включении в неё новых задач. Фактор новизны играет важную роль для установления и удержания внимания. Наблюдалось, например, что «сравнительно слабые новые... раздражители дают больший эффект, чем сильные, но много раз применявшиеся» (Симонов П. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. - М., 1962. С. 53-54.)
Разнообразие задач определяет работу педагога по комплексному, всестороннему развитию внимания. Воспитание подвижности внимания, способности его быстрого и лёгкого переключения с объекта на объект необходимо как в повседневной работе, так и в процессе концертного исполнения. Умение «двоить» внимание, контролировать одновременно несколько звучащих линий – наиболее важно при изучении полифонии. Распределяемость внимания – это умение выделить главное, отделить то, что должно быть в центре внимания, от того, что должно находиться на его «периферии». Невозможно, например, услышать и выявить тему в плотной многоголосной фактуре, если не сконцентрировать внимание на её интонировании, динамической и артикуляционной окраске звука, характере туше.
|
Развитое внимание работает как чуткий прибор. Даже самые малые градации динамики, артикуляции, окраски звука, психической и физической нагрузки, характера туше предвосхищаются и чётко регистрируются этим прибором, вовремя предоставляя необходимую информацию ученику в процессе его работы. Поэтому так важен для эффективной работы внимания тонкий, развитый слух, высокая степень ощущаемости игрового аппарата.
Рекомендации для развития и активизации внимания у начинающих:
1. Применение разнообразных форм работы: игра на инструменте, пение, рисование, движение под музыку, игра в ансамбле и т.д.
2. Обучение в форме игры – один из наиболее эффективных способов активизации внимания начинающего ученика.
3. Ясность и доступность поставленной задачи, обеспечивающие желание ученика её разрешить и получить положительный результат.
4. Активизируя работу слуха, игровые ощущения ученика, педагог неизбежно активизирует работу его внимания.
5. Контроль психической и физической нагрузки, недопущение усталости, резко снижающей способность к сосредоточенной работе, к концентрации внимания.
6. Внимание активизируется в том случае, если ученик приучен анализировать свою игру после каждого проигрывания.
7. Развитие у ученика способности к одновременному контролированию нескольких объектов внимания: мелодии и аккомпанемента, голосов в полифонии, разнообразных средств выразительности, применяемых параллельно.
8. Развитие навыков свободной распределяемости, переключения, подвижности внимания.
9. Создание условий, обеспечивающих возможность сосредоточить внимание: наличие рабочей комнаты, отсутствие внешних источников шума и др.
10. Увлечённость работой, любовь к музыке как основа внутренней художественной мотивации занятий ученика, активности его внимания может сочетаться с побочными стимулами. Это – возможность выступить на концерте, на конкурсе, положительная или отрицательная оценка игры ученика, использование его конкурентных качеств. Всё это будет способствовать сосредоточенности и ответственности в работе.
|
РЕЖИМ И ГИГИЕНА РАБОТЫ
Устают и изнемогают не столько от того,
что много работают, но от того, что плохо работают.
Н. Введенский
Чтобы обеспечить возможность длительных и продуктивных занятий, сохранить высокий рабочий тонус, психическую и физическую свежесть, необходим рациональный режим работы и соблюдение условий её гигиены.
Важнейшие вопросы режима и гигиены труда – вопросы утомления и отдыха. Утомление является неизбежным следствием всякой работы, оно лимитирует её продолжительность, активность. Зависит утомление главным образом от физических факторов: количества работы, её темпа, степени напряжения и той обстановки, в которой она проходит. Субъективное чувство, называемое усталостью, в большей мере психического происхождения. В формальной, не вызывающей интереса работе усталость может наступить даже после недолгих занятий, когда для утомления ещё нет объективных оснований. И наоборот, высокий рабочий тонус, увлечённость работой способствуют выносливости: ученик не замечает усталости, утомления. Отсюда вывод, к которому мы уже не раз приходили: работа должна строиться таким образом, чтобы она была интересной для ученика, задачи посильными; успешность работы должна осознаваться и учеником, и педагогом. На уроках педагог постоянно контролирует состояние ученика. Особенно важен подобный контроль над начинающим малолетним учеником, первые признаки усталости у которого могут наступить уже через 10-15 минут после начала работы. Внимание ребёнка становится неустойчивым, глаза сонными, он начинает позёвывать, потягиваться, смотреть по сторонам. Необходим перерыв – и лучше не пассивный отдых, а движение, игра, беседа, которая может заинтересовать ученика. Если момент для отдыха упущен, то дальнейшая работа становится бессмысленной, а при настойчивом принуждении может обернуться отвращением к занятиям. Сказанное не означает, что уже при первых признаках усталости надо прекращать работу. Нередко спад бывает временным, и работоспособность быстро восстанавливается.
|
С годами воспитывается выдержка, воля, но существо дела не меняется – утомленное внимание неизбежно ведёт к нарушению связи между слухом и движениями, ослаблению слухового контроля, ухудшению работы памяти. Эти и другие признаки утомления делают занятия не только бесполезными, но и вредными. По этому поводу И. Гофман писал: «В состоянии усталости ума и тела мы неспособны противиться образованию дурных привычек, и поскольку учиться – означает формирование правильных привычек мышления и действия, мы должны остерегаться всего, что может ослабить нашу бдительность по отношению к дурным привычкам...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы // Искусство. 1938. С. 86).
Умение отдыхать столь же важно, как и умение работать. Ученик должен учиться чувствовать и определять, сколько и как отдыхать. Особенно важно научиться правильно отдыхать во время длительных занятий. Небольшие перерывы между этапами занятий должны быть направлены исключительно на восстановление сил организма, но они не должны привести к его расхолаживанию и демобилизации. Гофман предостерегал: «Не делайте длинных перерывов в ваших занятиях, ибо это нарушит вашу связь с инструментом, для восстановления которой потребуется значительное время...» (Гофман И. Фортепианная игра. //Искусство. 1938. С. 81).
Естественное утомление, неизбежное в работе, не должно переходить в хроническое, ведущее к переутомлению со всеми его болезненными последствиями. Допустима та степень утомления, при которой после соответствующего отдыха способность к работе полностью восстанавливается. Каждое занятие надо начинать хорошо отдохнувшим. Отдых – это прежде всего сон, который, как известно, ничем заменить нельзя, прогулка на свежем воздухе, зарядка, смена вида деятельности. Необходим как еженедельный отдых, предусматривающий один день без занятий, так и ежегодный – в течение одного месяца. И. Гофман считал, что месячный перерыв «...обновит как ваши силы, так и любовь к работе, и вы потом не только наверстаете быстро то, что вы считали упущенным, но и сделаете быстрый скачок вперед, потому что качество вашей работы станет лучше, чем оно было бы, если бы вы продолжали работать с утомлённой головой...» (Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы // Искусство. 1938. С. 85).
Увлечённому своим делом музыканту не всегда удаётся полностью отрешиться от своих музыкальных забот и даже на отдыхе иногда сознательно, иногда подсознательно он возвращается мысленно к своей работе. Но при этом он оперирует не реальными движениями, не реальными слуховыми и игровыми ощущениями и восприятиями, а их представлениями. Многие музыканты-исполнители, педагоги неоднократно указывали на то, что процесс приобретения навыков, освоения произведения в целом происходит не только в момент тренировки на инструменте или в осознанном представлении. Работа эта постоянно продолжается в сфере подсознания. Факт существования данного явления подтверждается практикой. Если, к примеру, мы отложим на некоторое время работу над каким-либо приёмом, эпизодом в пьесе, или всю пьесу, а затем после перерыва, иногда значительного, вернёмся к этой работе – мы заметим явное продвижение вперёд. То, что раньше не выходило, может начать получаться без особых усилий! Это явление нельзя объяснить только отдыхом, поскольку в таком продвижении заметно качественное накопление. Когда мы утверждаем, что отдых – неотъемлемая часть умения работать, то имеем в виду и тот факт, что во время отдыха в подсознании ученика работа продолжается.
|
Помимо умения отдыхать, важнейшее значение для занятий ученика имеют и такие общегигиенические условия, как проветренная, тихая, с нормальной температурой комната для занятий, правильное дыхание, опрятность по отношению к инструменту, забота о руках. Сюда же можно отнести требования к качеству инструмента, его настройке.
Распорядок работы:
Домашняя работа начинающего ученика должна быть регламентирована педагогом и контролироваться кем-либо из родителей. На первом году обучения маленькому ученику-баянисту или аккордеонисту достаточно заниматься один час в день с одним выходным в неделю. Этот час можно разделить на два-три «захода». На начальном этапе обучения последовательность работы желательно сохранять постоянной. Начинать можно с технических упражнений и работы над развитием слуха (15-20 минут). Далее – чтение нот с листа, сольные, ансамблевые пьесы, этюды (30-40 минут). Входить в работу нужно постепенно, начиная с самых простых упражнений, не форсируя динамику, темп, играя спокойно и очень собранно. По мере разыгрывания можно понемногу усложнять задачи, увеличивать активность занятий. «Никогда сложную работу, как бы ты ни привык к ней... не начинай стремительно, а с некоторой постепенностью, смотря по условиям деятельности своей» (Павлов И. Среды. - М.: АН СССР, 1949. Т. 2. С. 81).
Предложенный распорядок работы – лишь один из вариантов. Не надо настаивать на часовом регламенте работы. Если ученик хочет и может работать больше, это следует всячески поощрять. Важно лишь чётко разграничивать время работы и то время, когда инструмент и музыка превращаются в забаву, средство для развлечения. И даже свободное творчество: подбор по слуху, импровизация, сочинение музыки, безусловно поощряемые педагогом, должно выноситься за рамки времени, отведённого на выполнение домашнего задания (разумеется, если эти виды работы не входят в задание).
В дальнейшем время занятий должно увеличиваться, распределение материала для работы – меняться. Желательно, чтобы основная работа велась с утра. В это время лучше заниматься сложной технологической работой, разбирать и разучивать произведения. После большого перерыва, например, во второй половине дня занятия могут быть посвящены художественной доработке произведений, музицированию, чтению нот с листа, подбору по слуху, сочинению музыки и т.д.
Низкий порог утомляемости баяниста обусловлен конструктивно-акустическими особенностями баяна. Сохранять свежесть слухового восприятия и тонкость игровых ощущений, высокую степень концентрации внимания, физическую, умственную энергию, активность баянисту, возможно, труднее, чем исполнителю на других инструментах. Поэтому так важен постоянный контроль баяниста своего состояния в процессе работы.
Рекомендации по организации работы учащегося-музыканта
1. Начинать занятия отдохнувшим. Контролировать состояние организма, не допускать усталости, переутомления. Исходя из этого, соблюдать ритм чередования работы и отдыха.
2. Лучшее время для занятий утреннее.
3. Не играть более одного часа подряд, для детей шести-семи лет – не более 20-30 минут.
4. Помнить, что новый вид работы, новый музыкальный язык, длительные однотипные движения, многократные повторы, проблемы с самочувствием, моральным состоянием вызывают быстрое утомление. Это требует более частых перерывов в занятиях.
5. В начале занятий соблюдать принцип постепенности, то есть не начинать со сложной работы, не играть с высокой степенью напряжённости, активности, не форсировать темп, особенно если руки холодные.
6. Разыгрывание необходимо для того, чтобы ввести в состояние готовности игровой аппарат, для общей психофизиологической настройки всего организма.
7. Соблюдение регламента занятий, постоянство расписания особенно важны в работе с начинающими.
8. Избегать инерции, шаблона, косности в построении занятий старших учеников.
9. Рациональная посадка должна обеспечивать удобство движений, свободу всего тела. Для начинающих баянистов это особенно важно, так как нарушения в посадке помимо скованности движений, недостатков в формировании навыков могут привести к искривлению, повреждению позвоночника, нарушению дыхания.
10. Инструмент должен быть качественным, настроенным, механика его должна быть отрегулирована.
Общегигиенические условия организации занятий ученика:
1. Комната для занятий должна быть проветрена. Хорошо, если в неё не проникают посторонние источники звука, шумы. Температура не должна быть ниже 16-17 и выше 20-22 градусов.
2. Необходимо высыпаться, заниматься зарядкой, по возможности –спортом.
3. Не заниматься сразу после плотной еды – энергия организма уходит на переваривание пищи, вследствие чего духовная и физическая активность ученика существенно понижается.
4. Во время занятий не допускаются: задержка дыхания, дыхание через рот, хрипение, сопение и т.д. Дыхание должно быть ровным, ритмичным.
5. Необходимо соблюдать опрятность: инструмент, клавиши, руки должны быть всегда чистыми.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!