История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-07-07 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Индивидуальный подход к каждому ученику – фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Единые цели могут быть достигнуты самыми разными путями. Ни один педагог не может заранее предвидеть всех особенностей развития ученика. Только в процессе работы, благодаря постоянному изучению ученика, наблюдению за ним, педагог находит оптимальные в каждом конкретном случае методы его воспитания. Это возможно только в рамках индивидуальной педагогики как единственного творческого подхода к воспитанию учащегося-музыканта. Однако несмотря на то, что многие педагоги на словах признают достоинства индивидуального подхода к обучению, на практике они же применяют рутинные методы преподавания. Применяются одинаковые способы работы с учениками вне зависимости от их индивидуальности, используются безальтернативные аппликатуры, застывшие в своем однообразии интерпретации. Все эти и прочие аксессуары авторитарной педагогики препятствуют развитию индивидуальных качеств ученика, лишают его радости творческого самовыражения.
Принцип индивидуального подхода проявляется в отборе педагогом способов и методов, которые ученик будет применять в своей самостоятельной работе над музыкальным материалом. Необходимость отбора продиктована прежде всего тем, что нет таких способов, методов и приёмов работы, использование которых приводило бы к одинаковому результату во всех случаях их применения. Любой способ работы может принести как пользу, так и вред. Последнее может произойти в случае несогласованности его применения с приобретёнными ранее навыками, а также, если он применяется без учета психофизиологических особенностей личности ученика. Причём ущерб в данном случае может нанести не столько сам способ, сколько, условия его применения (дозировка, последовательность действий и т.д.). Несовместимы, например: склонность ученика к скованности и частое использование им плотного туше, заторможенность мышления, замедленная двигательная реакция ученика и форсирование им темпов игры, требование от ученика выразительности в игре и отсутствие или недостаточная развитость у него соответствующих технических навыков. Опытный педагог довольно быстро отбирает из огромного арсенала способов работы те, которые могут соответствовать индивидуальности ученика, особенностям его характера, музыкальным способностям. Тем не менее, и он вынужден какое-то время экспериментировать, предлагая ученику апробировать некоторые из них в своих занятиях. Причём выбор их ограничивается как возможностями ученика, так и поставленными перед ним задачами. Постепенно, сопоставляя методы работы с полученными результатами, воспитывая в ученике способность к осознанным действиям, анализу, педагог помогает ему обрести свой стиль работы. В итоге правильность избранного пути, его эффективность определяется тем, насколько полно смог реализовать ученик свой творческий потенциал.
|
Существует много способов, которые применяются в работе над любым музыкальным материалом. Назовём некоторые из них, наиболее распространённые, сгруппировав их в зависимости от характера решаемых задач.
Способы работы с музыкальным материалом:
1. Способы работы, ведущие к упрощению исполнения: более медленный темп относительно требуемого, игра каждой рукой отдельно, вычленение и проигрывание отдельных элементов фактуры (в полифонии – голосов), игра небольшими эпизодами с последующим их объединением и др. В основе этих способов работы лежит принцип – «от простого к сложному».
2. Способы работы, усложняющие исполнительскую задачу: увеличение числа повторов трудных упражнений, эпизодов, пассажей, искусственное усложнение условий игры: проигрывания в более быстрых темпах относительно требуемого, с повышенной активностью игрового аппарата, с усложнением фактуры, транспонирование. Основная цель этих способов работы – создание технического запаса, развитие выносливости, волевых качеств ученика, приобретение им стабильности и уверенности в игре, совершенствование его технических навыков, повышение слуховой активности за счёт усложнившихся условий работы.
|
3. Вариантные проработки. Их включение в учебную практику предполагает применение артикуляционных и динамических вариантов игры, разнообразных видов туше. Сюда же входят: варьирование ритма, технические группировки, изменение метрических опор, объединение гармонических пассажей в аккордовые последовательности и наоборот – преобразование аккордов в арпеджио и др. Основная цель – развитие гибкости формируемых навыков.
4.Другие методы и способы работы: занятия без инструмента, аналитическая работа по фактурному, структурному, гармоническому и другим видам анализа, комплекс способов работы для выучивания наизусть, способы, используемые для развития слухового восприятия (например, пение), двигательных ощущений и представлений (например, «проигрывание» на клавиатуре без звука) и многие другие.
Рекомендации педагогу и ученику в применении различных способов работы с музыкальным материалом:
1. Педагог должен знать и владеть всеми основными методами и способами работы.
2. В работе педагога важное место должны занимать творческий поиск новых способов, а также поощрение инициативы учеников, проявляемой в этом направлении.
3. Выбор способов работы, их дозировка, последовательность и условия применения должны определяться педагогом в зависимости от поставленных целей и индивидуальности ученика.
4. Необходимо избегать инерции, формального применения разнообразных способов работы; наоборот – использовать варианты, активизирующие игровые ощущения, обостряющие слух.
5. Ученик не должен замыкаться на нескольких, избранных им для работы способах. Включение в его занятия способов работы во всём их многообразии будет способствовать формированию прочных и гибких игровых навыков, активизации внимания, повышению интереса к занятиям.
|
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩЕГОСЯ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Научить ребёнка самостоятельно думать, анализировать собственные действия и принимать решения – одна из наиболее трудных задач педагогики. Формирование этих качеств – длительный и трудоёмкий процесс воспитания, требующий постоянных совместных усилий педагога и ученика. Ориентация на развитие самостоятельности в обучении способствует рациональной организации занятий ученика, даёт ему возможность познать себя, развивает его индивидуальность.
В практической работе самостоятельность мышления, способность к самоанализу предполагает непрерывную цепочку наблюдений, размышлений, поисков, экспериментов. Произвести анализ собственных действий и дать им оценку способен даже начинающий ученик, если педагог постоянно работает с ним в этом направлении. Сфера анализа захватывает все стороны и все аспекты деятельности ученика в процессе его обучения. Рассмотрим пример с выполнением учеником домашнего задания. Педагог объясняет ученику домашнее задание, касающееся исполнения какой-либо пьесы, рассматривая возможные пути его выполнения. Педагогу необходимо убедиться, что задание понято правильно, поэтому он просит ученика здесь же на уроке выполнить его, пусть в общих чертах. После проделанной дома работы, на следующем уроке, ученик первым анализирует собственное исполнение. В своём анализе он исходит из предъявляемых к его игре требований педагога. Некоторые из них долговременные, стратегические: грамотная работа с текстом, свобода, лёгкость, точность игры, качество формируемых и уже применяемых навыков и умений, музыкальность исполнения и т.д. Другие требования носят тактический характер: ученик должен найти и исправить текстовые неточности, скорректировать неверно выбранные технические приёмы и средства выразительности, определить трудности в освоении какого-либо эпизода, пассажа и т.д. Если ученик привыкает первым давать оценку своей игре, то со временем его наблюдательность, активность контролирующего слуха и умение анализировать становятся действенным фактором в организации им собственной работы. Такой подход имеет ещё одно немаловажное достоинство – он способствует интеллектуальному развитию ученика. Всю полученную через слух и игровые ощущения информацию ученик должен оформить в соответствующие слова-понятия, проанализировать причины как своих достижений, так и неудач. После самооценки ученик выслушивает мнение педагога о своей игре. Желательно, чтобы они совместно проанализировали актуальные на данный момент или какую-либо перспективу задачи. Отмечая, например, удавшиеся эпизоды, педагог просит вспомнить, как ученик работал над ними, фиксируя в его сознании наиболее существенные, способствующие получению положительного результата действия. В случае неудачи педагог корректирует проделанную учеником работу, предлагает альтернативные варианты действий. Отдельные моменты домашней работы могут быть воспроизведены на уроке с целью выявления причин недостаточной подготовленности учащегося к освоению того или иного произведения либо фрагмента. Пять-десять минут бывает достаточным для того, чтобы понять, в чём ошибка ученика, проанализировать проделанную им работу и скорректировать задачи, определить методы их решения.
|
Такие психофизические процессы, как ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, запоминание, концентрация внимания, эмоциональные проявления, волевые усилия и др. – протекают во всех видах деятельности человека, наполняя её смыслом. Давайте посмотрим на первые три процесса с точки зрения музыкального воспитания, в частности – обучения игре на музыкальном инструменте.
Ощущения – реакция человека на контакт с внешним миром, способ его познания. Восприятия возникают на основе ощущений. Для музыканта они прежде всего связаны со слухом и определяются как музыкально-слуховые. На основе ощущений и восприятий формируются представления. Данная последовательность позволяет сделать вывод, что успешность формирования представлений будет зависеть от развитости ощущений и восприятий ученика. Известна способность организма сохранять и обобщать ощущения и восприятия. Жизненный опыт, воспитание, индивидуальные особенности человека, инстинкт самосохранения, другие факторы регулируют и развивают эти процессы в обыденной жизни естественным путём. В музыкальной педагогике роль этих процессов столь велика, что педагог не может позволить себе пустить их на самотёк; он должен сознательно их культивировать, особенно те, которые непосредственно связаны с музыкой: музыкально-слуховые, осязательно-двигательные, зрительные. Музыкально-слуховые восприятия связаны с образным содержанием музыки, различными видами музыкального слуха, ритмическим чувством, ощущением времени в музыке. К осязательно-двигательным ощущениям мы относим прежде всего те из них, которые связаны с действиями игрового аппарата: ощущения цельности игрового аппарата, ощущаемость его различных частей, чуткость в прикосновении пальца к клавише (туше), постановочные моменты, уровни напряжений и расслаблений и др. Зрительные восприятия связываются обычно с нотным текстом и влияют на работу памяти. Наиболее эффективный путь в культивировании этих процессов – развитие у ученика способности к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу.
|
Анализ и сопоставление разнообразных двигательных ощущений, слуховых восприятий способствует их прочной фиксации в сознании ученика и, как следствие этого, созданию отчётливых слуховых и двигательных представлений, выработке качественных технических навыков. Способность анализировать, самостоятельно мыслить в равной степени необходима как в сфере развития технического умения, так и при решении художественных задач. Закономерности различных стилей, жанров, направлений, форма и структурное строение произведений, особенности их фактурного изложения, интонационного строя, образного содержания, а также выбор соответствующих выразительных средств при игре на инструменте, эстетика его звучания – всё это должно быть не только прочувствовано, но и во многом изучено, осознано, глубоко и детально проанализировано. Не следует думать, что «подсматривание за собой», осознание своих действий лишает исполнение непосредственности, мешает работе интуиции. Как писал Г. Нейгауз: «Тот, кто только переживает искусство, останется навсегда лишь любителем; кто только размышляет о нём, будет исследователем-музыковедом; исполнителю необходим синтез тезы и антитезы, живейшего восприятия и соображения» (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1967. С. 197). Эмоции, не контролируемые разумом, не освещённые общей культурой исполнителя, приобретают нередко сумбурные, преувеличенные, а иногда и просто уродливые формы выражения. Вкус, эрудиция, интеллект человека (в том числе и его способность к анализу, самостоятельному мышлению), его общая и музыкальная культура, интуиция, музыкальность и развитая техника – комплекс качеств, позволяющий решать сложнейшие задачи равновесия чувства и разума, органичности средств и цели, исполнительской культуры в целом. Подводя итог сказанному, определим сферы действия анализа при работе с музыкальным произведением.
Анализ как метод работы с музыкальным произведением:
1. Анализ музыкального произведения:
1) Анализ художественно-стилевых, жанровых особенностей произведения, образного содержания, его формы в целом.
2) Ладогармонический анализ.
3) Структурный анализ: нахождение границ построений (мотивов, фраз, предложений), анализ цезур.
4) Фактурный анализ.
5) Анализ интонационных структур мелодии и других элементов фактуры, особенностей ритмики.
6) Анализ характера движения, агогических отклонений, нахождение кульминационных точек и зон в произведении, определение темпа.
7) Анализ произведения с точки зрения особенностей композиторского письма.
8) Анализ нотного текста с точки зрения композиторских ремарок, редакционных указаний.
2. Анализ исполнительских средств: динамики, артикуляции и штрихов, туше, аппликатурных вариантов, возможных смен меха и др.
3. Определение и анализ целей и задач в работе, диагноз исполнительских трудностей.
4. Выбор оптимальных способов и методов работы, поиск путей решения возникающих в работе проблем.
5. Анализ психофизиологических компонентов: слуховых и двигательных ощущений, восприятий и представлений.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!