Программа коррекционно-развивающих занятий по проблеме школьной тревожности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Программа коррекционно-развивающих занятий по проблеме школьной тревожности

2020-07-07 164
Программа коррекционно-развивающих занятий по проблеме школьной тревожности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа коррекционно-развивающих занятий по проблеме школьной тревожности

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в необходимости вырабатывать и развивать коммуникативные навыки у детей. Особое внимание тревожность привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы,, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Эти психологические проблемы нуждаются в целенаправленной коррекции. Усвоение социальных навыков происходит наиболее успешно в ходе тренинга. Дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и усваивают новые модели общения и поведения. Предложенная программа коррекционно-развивающих занятий призвана снижать уровень у высокотревожных детей до оптимального, повышать самооценку у детей, сформировать у них активную жизненную позицию, позитивное отношение к жизни.

Цель программы:

 

Создание условий для снижения тревожности у детей до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

Задачи:

 

* обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

* способствование повышению самооценки у участников группы;

* способствование повышению общей коммуникативной культуры.

 

Установление правил, создание рабочей атмосферы

 

Необходимые материалы: планы для упражнения «Представление», бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы и скотч, игрушка — «талисман группы», ватман, маркер.

 

Ход занятия

1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях иформе проведения занятий.

Знакомство.

 Участники разбиваются на пары с помощью приема «Глаза в глаза»: необходимо без слов, взглядом договориться с кем-нибудь о том, чтобы работать в паре (в случае нечетного числа участников возникает одна тройка). Каждая пара получает план «интервью», и через 6-7 минут работы каждый представляет своего напарника.

После этого каждый участник получает возможность выбрать себе тренинговое имя, оформить «визитку», вырезав из бумаги основу нужной формы и используя фломастеры и цветные карандаши.

Во время упражнения, помимо основной цели — знакомства участников друг с другом, -- необходимо параллельно работать над изменением стереотипов, связанных с восприятием ребятами работы группы как урока. Должен быть точно продемонстрирован стиль взаимоотношений, предлагаемый ведущим группы.

Если в группе появляются «отверженные» участники, необходимо тактичное вмешательство ведущего, перераспределение пар.

Игра «Путаница» (развитие сплоченности группы через физический контакт).

Все участники располагаются в кругу. По команде они поднимают вверх левую руку и находят руку другого участника, затем — правую. Важно, чтобы каждый участник держал за руки двух разных ребят.

Когда «путаница запуталась», нужно распутаться — не разнимая рук, встать в круг (в итоге некоторые участники могут оказаться лицом в круг, некоторые — из круга). Важнейшее правило — ни в коем случае не расцеплять рук.

Если появляется ребенок, у которого очевидные трудности, связанные с необходимостью телесного контакта, он может стать «соведущим» упражнения.

4. Установление правил работы группы (регламентирование работы на основе добровольно принятых правил).

Обсуждаются трудности, возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабатываются правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситуаций, например:

* говорить по одному (может быть как правило «талисмана»);

* не перебивать того, кто говорит;

* не применять физическую силу в адрес других;

* никого не оскорблять, не дразнить и т.д.

Кроме того, оговаривается, что в некоторых упражнениях будет правило «Стоп!» («В этой игре я не участвую»).

Правила записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы.

 

5. Рефлексия результатов занятия (ассимиляция опыта). Обсуждение итогов: круг «Новое и важное для меня». Вырабатывается ритуал завершения занятий, включающий элементы рефлексии.

 

 

Сплоченность группы, закрепление правил.

 

Необходимые материалы: талисман.

 

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

 Выработка ритуала приветствия, включающего элементы рефлексии.

 

Ход занятия

 

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Угадай, кто я» для создания рабочей атмосферы, раскрепощения.

Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какое-то помещение в школе. Остальные должны догадаться, какое помещение загадано. Некоторые дети могут демонстрировать вербальную агрессию, которую необходимо пресекать в рамках установленных правил.

 

3. Игра «Школа для животных» (цель—развитие гибкости поведения в ситуации урока).

Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т.д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение. Детям, испытывающим трудности в моделировании поведения, ведущий может оказать поддержку и помощь.

 

4. Упражнение «Море» для обучения навыкам саморегуляции.

Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).

 

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

Ход занятия

 

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Замороженные» для создания рабочей атмосферы, позитивного настроения, для развития навыков эмоционального самоконтроля.

Участники с помощью приема «Выбор кота Базилио» делятся на две группы, встают в два круга—внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «замороженные». Их задача—не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками. «Замороженные» должны продержаться одну минуту, затем группы меняются ролями. Условие: до замороженных нельзя дотрагиваться. Проявление агрессии в адрес «замороженных» должно пресекаться согласно правилам.

 

3. Игра «Школа для людей» для формирования позитивной установки на школу.

Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют рисунок «что мне нравится в школе» (желательно под музыку). Учитель, выбранный по жребию, всех хвалит (важно, чтобы не агрессивный ребенок). Устраивается выставка рисунков, они компенсируются авторами.

 

Ход занятия

 

1. Ритуал приветствия (включение в работу).

2. Игра «Встаньте те, кто…» (цель—формирование рабочего настроя, установки на рефлексию).

Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто…» и называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

 

3. Упражнение «Кораблик успехов» для повышения самооценки через самоанализ достоинств.

Участникам предлагается нарисовать корабль (один на всех) с тем условием, чтобы каждая проведенная ребенком линия означала какое-то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хорошую черточку. По завершении рисунок остается на стене в помещении, где проводится группа. В случае затруднений участнику можно предложить варианты положительных качеств или попросить помощи у позитивно настроенных к нему членов группы.

 

4. Упражнение «Буря» с целью обучения приемам саморегуляции, повышения самооценки.

Релаксация и визуализация (желательно под музыку).

 

5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

Ход занятия

 

1. Ритуал приветствия (включения в работу).

2. Игра «Гомеостат» для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу.

Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу ведущего можно прыгнуть, повернувшись в любую из 4-х сторон. Задача—добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.

 

3. Упражнение «Герб группы» для развития навыков эффективного общения.

Участникам предлагается на большом листе бумаги (обои) нарисовать общий рисунок—герб группы. Условие: в создании рисунка все дети должны принять равное участие. При обсуждении проговариваются и записываются на ватмане правила бесконфликтного взаимодействия. Общий рисунок и ватман с правилами остаются в помещении группы. В случае конфликтов необходимо обсуждение правил совместного рисования.

 

4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).

 

Подведение итогов

 

Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки «Дипломов достижений», талисман.

 

 

Ход занятия

 

Правила написания страшилок

На тему школьной жизни.

Подведение итогов

 

Необходимые материалы: рисунки, нарисованные на занятии 3, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки «Дипломов достижений», талисман.

 

 

Ход занятия

 

Правила написания страшилок

На тему школьной жизни.

Программа коррекционно-развивающих занятий по проблеме школьной тревожности

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в необходимости вырабатывать и развивать коммуникативные навыки у детей. Особое внимание тревожность привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы,, на здоровье и общий уровень психологического благополучия. Эти психологические проблемы нуждаются в целенаправленной коррекции. Усвоение социальных навыков происходит наиболее успешно в ходе тренинга. Дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и усваивают новые модели общения и поведения. Предложенная программа коррекционно-развивающих занятий призвана снижать уровень у высокотревожных детей до оптимального, повышать самооценку у детей, сформировать у них активную жизненную позицию, позитивное отношение к жизни.

Цель программы:

 

Создание условий для снижения тревожности у детей до уровня «мобилизующей» тревоги, соответствующего возрастной норме.

Задачи:

 

* обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;

* способствование повышению самооценки у участников группы;

* способствование повышению общей коммуникативной культуры.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.