Глава XIII Гром Дана в Мекке, сорок три стиха — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава XIII Гром Дана в Мекке, сорок три стиха

2020-07-07 90
Глава XIII Гром Дана в Мекке, сорок три стиха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого.

2491. А. л. м. р. Таковы стихи книги. Ниспосланное тебе от Господа твоего — истина; но большая часть людей не верует.467 2. Это Бог поднял небеса без всяких столбов, видимых для вас; потом Он воссел на престол. Он подчи­нил солнце и луну, каждое из светил свершает путь свой до определенного срока. Он всем управляет и разъясняет сти­хи Корана. Может быть, вы уверитесь, что предстанете пред лице Господа. 3. Он распростер землю, создал горы и реки, учредил два пола во всех плодах и сделал, что ночь и день взаимно покрывают друг друга. В этом — явные знамения для мыслящих. 4. На земле вы видите разнородные части, хотя соседственные: виноградные сады, посевы и пальмы, отдельные и вместе растущие. Все они напояются одной водой, и Мы делаем их на вкус одни лучше других. В этом — знамения для разумных. 5. Если ты удивляешься, удив­ляйся словам их: если мы будем прахом, то как мы снова будем созданы? Таковые неверные, цепи будут повешены на шеи их, и они будут вечными обитателями огня.

2506. Они будут просить тебя ускорить зло, а не добро; но подобные примеры встречались уже прежде их. Но если Господь твой и полон снисхождения к людям, несмотря на их нечестие, однако Он тоже — страшен и в наказаниях. 7.

466 Т. е. что Бог никогда не избирал пророков ни из среды кочующих пле­
мен, ни из среды джиннов, ни из среды женщин.

467 Буквы а. л. м. р. объясняются так: Я— Бог всеведущий и всевидящий.


196


Коран


Сура 13


Гром (эр-Ра'д)


197


 


Неверные говорят: если бы к нему сошло какое-нибудь знамение от Господа его?! Но ты—только проповедник и руководитель для всех народов. 8. Бог знает, что несет в чреве всякая женщина, на сколько сжата или расширена матка. Всякая вещь у Него взвешена. 9. Он знает все, что скрыто и явно; Он—великий, всевышний. 10. Ему все рав­но: скрывает ли кто слово свое или произносит его публич­но; прячется ли кто в ночи или является при свете дня. 11. Всякий имеет ангелов, беспрерывно сменяющихся, впереди себя и позади себя; они охраняют его, по повелению Бо-жию. Бог не изменяет того, что дал людям, пока они не изменят того, что в душах их. Если Бог желает сделать лю­дям зло. то ничто не может воспрепятствовать Ему, и люди

никого не имеют покровителем, кроме Его.468 12. Он показывает вам молнии, чтобы внушить страх и надежду. Он образует облака, отяжелевшие от дождя. 13. Гром славо­словит Его, ангелы со страхом восхваляют Его. Он посыла­ет молнии и поражает ими, кого хочет. Они спорят о Боге. Он — страшен могуществом Своим.469

25114. Только к Нему воззвание—истинно. Призываю­щие других, кроме Его. призывают напрасно; они подобны человеку, который зачерпывает воду отверстыми руками, чтобы поднести ко рту своему, но не подносит ничего. Воззвание неверных — ничто более, как заблуждение. 15. Пред Богом преклоняются все, что на небесах и на земле, волей и неволей. Даже тени всего существующего прекло­няются пред Ним утром и вечером. 16. Кто Господь небес и земли? Отвечай: Бог. Возьмете ли вы вместо Его божества, которые сами себе не могут сделать ни пользы, ни вреда? Отвечай: разве слепой равен зрячему, или мрак равен све-

46Х Некоторые полагают, что тут говорится о двух ангелах, которые записы­вают дела всякого человека; другие полагают, что дело идет об ангелах, охраняющих Пророка от злобы врагов его, подобных 'Амиру бен Тофейль и «Эрбаду бен Раби'э, о которых сказано будет ниже.

469 Один еврей, придя к Пророку, чтобы вступить с ним в прения, сказал ему: Абуль-Касим, из чего твои Бог: из жемчуга ли, из рубина или из золота? Вдруг ударил гром, и молния сожгла еврея. Тогда послан был этот стих. Предание объясняет, что гром есть ангел, двигающий облака, а молния есть бич этого ангела.

Говорят, что на 9-й год после эмиграции в Медину 'Амир бен Тофейль и Эрбад бен Раби'э сказали: пойдем к Мухаммеду; я, сказал 'Амир, заговорю с ним, а ты, Эрбад, сзади ударь его саблей. Пришли к Пророку, 'Амир сказал с ним несколько слов и потом, выйдя от него, спросил Эрбада, отчего тот не исполнил уговора. Эрбад отвечал: как я ни старался ударить Мухаммеда саблей, ты все мешал мне. подвертываясь между ним и мной. Так они и ушли оба из Медины, но на дороге Эрбад был убит молнией, а 'Амир погиб в дороге еще худшим образом.


ту? Или придадут ли они Богу товарищей, которые могут создавать, как создает Бог, когда сами они похожи на тво­рение Божие? Скажи: Бог — создатель всего, Он един и могущ. 17. Он посылает с небес воду, и потоки текут во всякой долине в известной мере; они несут пену на поверх­ности; такая же пена видима в печах, когда люди плавят на огне для пользы или украшения. Таким образом Бог пред­ставляет истину и ложь. Пена быстро исчезает, но полезное для людей остается на Земле. Так Бог предлагает притчи. 18. Покорные Богу получат награды, непокорные, если бы они даже имели вдвое более всех богатств земли, не отку­пятся ими. Их расчет будет ужасен, жилищем им будет геенна. Какое ужасное ложе!470

25219. Останется ли подобно слепому знающий о ни­спослании тебе от Господа твоего истины? Пусть размыш­ляют об этом разумные люди. 20. Те, которые исполняют завет Божий и не разрывают союза с Ним, 21. которые соединяют то, чему Бог повелел быть соединенным, кото­рые боятся Господа их и страшатся дать дурной отчет, 22. те, которые терпят в надежде узреть лик Господа, творящие молитву и подающие милостыню тайно и явно из даров Наших и покрывающие добрыми делами грехи свои,— все они будут блаженны в будущей жизни. 23. Они будут вве­дены в Эдемские сады, равно как и те из их родителей, жен и детей, которые были добродетельны. К ним из всех две­рей будут входить ангелы. 24. Они скажут им: мир вам за то, что вы были терпеливы; как прекрасно вечное жилище! 25. Те же, которые разрывают союз с Богом, после того как приняли его, которые разъединяют то, чему Бог повелел быть соединенным, и поступают на земле несправедливо,— проклятие будет на тех и ужасное жилище в будущей жиз­ни. 26. Бог распространяет дары Свои, на кого хочет, или уменьшает их. Они радуются этой жизни, но эта жизнь сравнительно с будущей — ничто более, как временное пользование. 27. Неверные говорят: к нему не ниспослано никакого чуда от Господа его. Отвечай: Бог совращает, кого хочет, и направляет уповающих на Него, 28. верующих и успокаивающих свои сердца воспоминанием о Боге. Разве не воспоминание о Боге успокаивает сердца

470 ученые толкователи объясняют это таким образом: вода, нисходящая с неба,— это Коран; долина — сердце человека, каждое из них принимает Коран соответственно количеству веры, разума, сомнения и невежества; чистый остаток после плавления металлов есть тоже Коран, ибо он есть истина; а нечистота, снимаемая с поверхности,— это порочные дела и нечес­тивые верования неверных, не приносящие пользы.


199

198

Коран

25329. верующих и творящих добрые дела? Блаженство и прелестное убежище — удел их.471 30. Таким образом Мы послали тебя к народу, которому предшествовали другие народы, чтобы ты передавал ему тебе открытое. Они не веруют в Милосердого. Скажи им: Он — Господь мой, нет Бога, кроме Его, на Него возлагаю мое упование и Ему приношу покаяние.472 31. Если бы Коран двигал горы, разделял надвое землю или заставлял говорить мертвых (они бы не поверили). Бог всем повелевает. Разве верую­щие не знают, что если бы Бог захотел — направил бы всех людей на путь истины?473 Несчастие не перестанет пресле­довать неверных за дела их; оно будет их преследовать в домах их, пока не сбудется обещание Божие; а Бог не из­меняет обещаний. 32. И прежде тебя посланные Мои слу­жили предметом насмешек; Я дал неверующим отсрочку, потом наказал их, и каков был конец их! 33. Кто наблюдает за всеми поступками людей? Они придают равных Богу. Скажи им: назовите их; думаете ли вы научить Бога, чего бы Он не знал на земле, или же божества ваши — только пустые слова? Обманы неверных приготовлены для них заранее, и они совратились с пути. Кого Бог хочет совра­тить, тот не найдет путеводителя. 34. Наказание им будет в этой жизни, и еще тягчайшее наказание — в будущей; и не найдут они покровителя, который бы защитил их от Бога.

25435. Вот каков сад, обещанный боящимся Бога: он бу­дет орошаем водами; плоды его и тень будут постоянны. Таков будет конец боящихся, а конец неверных будет огонь. 36. Получившие писание радуются тому, что тебе ниспослано. Из союзников же некоторые отвергают часть полученного тобою. Скажи им: мне приказано, чтобы я поклонялся Богу и не придавал Ему других богов, к Нему взываю и к Нему возвращусь. 37. Так Мы дали тебе закон на арабском языке: если ты будешь следовать их желаниям.

471 Слово туба, переведенное словом блаженство, по мусульманскому пове­
рью, есть имя громадного райского дерева, которого корень — в обители
Пророка, а ветви — в раю; из-под дерева этого текут чистые и прозрачные
ручьи.

472 'Али. написав от имени Пророка письмо, поставил в начале: во имя Бога
милостивого и милосердого. Сохейль бен 'Амру, прочтя эту фразу, сказал: мы
не знаем, что значит милосердый (рахман).

473 Предание говорит, что некоторые из меккских многобожников сказали
Пророку: если ты хочешь, чтобы мы последовали за тобой, то силою Корана
снеси горы, окружающие Мекку, чтобы нам был простор; сделай, чтобы
разверзлась земля и чтобы из нее вытекли реки для орошения полей наших,
наконец, оживи Коссая бен Келяба и некоторых из предков наших, чтобы
мы у них могли расспросить о тебе. В ответ на это сошел настоящий стих.


Авраам (Ибрахим)

Сура 14

после того, что тобою получено из знания, в ком найдешь ты покровителя и помощника против Бога? 38. Мы уже посылали пророков прежде тебя и дали им жен и потомст­во; ни один из пророков не делал чуда иначе, как с соизво­ления Божия. Всякий срочный период времени имеет свою книгу. 39. Бог уничтожает и поддерживает, что хочет. В Его руках матерь книги.474 40. Покажем ли Мы тебе исполне­ние части того, что Мы обещаем, или же пошлем тебе смерть прежде этого — твоя обязанность проповедовать, а Наша — требовать отчета. 41. Разве они не видят, что Мы вошли в их землю и стесняем ее со всех сторон? Бог про­износит суд, и приговор Его неизменим. Он быстр в Своем расчете. 42. Предшественники их прибегали к хитростям, но все хитрости — в руках Божиих. Он знает дела всякого человека, и неверные узнают потом, кому достанется в удел вечное жилище.

475

25543. Неверные скажут тебе: ты — не посланник Божий. Отвечай им: мне довольно свидетельства Бога между мной и вами и свидетельства того, который обладает знанием

книги.

Глава XIV Авраам, да будет над ним мир! Дана в Мекке, пятьдесят два стиха

Во имя Бога милостивого и милосердого.

1. А. л. р. Мы ниспослали тебе эту книгу, чтобы ты вы­вел людей из темноты на свет, с соизволения Божия, и направил бы их на путь Всемогущего и Славного — 2. на путь Бога, которому принадлежит все, что на небесах и на земле. Горе неверным! Тяжко будет наказание их! 3. Те, которые предпочитают жизнь этого мира будущей жизни, совращают других с пути Божия и желают сделать его изви­листым,— находятся в далеком заблуждении. 4. Мы не ина­че посылали наших посланных, как говорящими каждый на языке народа своего, чтобы лучше объяснять им. Бог сов­ращает и направляет, кого хочет. Он могущ и мудр.476 5. Мы послали'Моисея с Нашими знамениями и сказали ему:

474 Стих этот объясняется очень различно; кто хочет прочесть все споры и
толкования ученых по этому вопросу, пусть прочтет их в книге Тефсир уль-
Хазаин.

475 Который обладает знанием книги — т. е. ангел Джебраил или же люди,
подобные 'Абдуллаху бен Селяму, знавшему и Коран, и Пятикнижие.

476 Мусульмане полагают, что все священные книги были ниспосланы на
арабском языке и что Джебраил (Гавриил) потом уже переводил их каждому
пророку на его язык.


200


Коран


Сура 14


Авраам (Ибрахим)


201


 


выведи народ твой из мрака на свет и напомни ему о днях Божиих. В этом есть знамения для всех умеющих терпеть и быть признательными.

2566. Моисей сказал своему народу: вспомните милость к вам Божию, когда Он спас вас от семейства Фараона, кото­рый предавал вас злым мучениям, умерщвлял сыновей ва­ших и оставлял только в живых ваших женщин. В этом было вам великое бедствие от Господа вашего. 7. Господь воззвал тогда к вам: если вы будете признательны, Я увели­чу к вам милости Мои; если же вы будете неверны — знай­те, что наказание Мое ужасно. 8. Моисей сказал: если вы сделаетесь неверными и даже все живущие на земле — Бог богат и славен. 9. Разве до вас не дошли рассказы о ваших предшественниках: народах Ноя, 'Ада и Темуда? Тех, кото­рые были после них, знает только Бог. К ним являлись

пророки с явными знамениями, но они подносили руки свои ко рту и говорили: мы не верим тому, с чем вы посла­ны, и находимся в сомнении относительно того, к чему вы нас призываете. Мы сомневаемся в этом. 10. Пророки их отвечали им: может ли быть сомнение в Боге, творце небес и земли, который призывает вас, чтобы простить вам грехи ваши и отсрочить вам до определенного времени? Они сказали: вы — не более как люди, подобные нам, и хотите совратить от того, чему поклонялись отцы наши. Покажите нам явное могущество ваше.

25711. Пророки возразили: да, мы — такие же люди, как и вы; но Бог посылает милость Свою на тех из рабов Сво­их, на кого хочет, и мы не можем показать вам никакого могущества иначе, как по соизволению Божию. Верующие возлагают упование свое на Бога. 12. И как нам не возла­гать на Бога упование наше? Он направляет нас на пути нашем, и мы с терпением переносим ваши оскорбления. Покорные возлагают свое упование только на Бога. 13. Неверные сказали пророкам: мы выгоним вас из нашей земли или вы обратитесь в нашу веру. Тогда Бог дал откро­вение пророкам: Я уничтожу нечестивых. 14. Я поселю вас в их земле, после них. Это—награда боящимся Меня и Моих обещаний. 15. Пророки попросили помощи у Бога, и все могучие непокорные были истреблены. 16. Сзади их — геенна, и они будут пить ужасную воду. 17. Они будут гло­тать ее малыми глотками, и она будет едва проходить. Смерть придет к ним отовсюду, но они не умрут. Их будет ждать страшное мучение. 18. Дела неверующих в Господа подобны пеплу, разносимому сильным ветром в бурный


день. Они не воспользуются ничем из приобретенного ими, это — далекое заблуждение.

25819. Разве ты не видишь, что Бог по истине сотворил небо и землю. Если Он захочет, уничтожит вас и создаст новых тварей. 20. Это—легко для Его могущества. 21. Все предстанут пред Бога, и слабые скажут гордым: мы следо­вали за вами, не можете ли вы снять с нас что-либо из Божия наказания? Они ответят: если бы Бог направил нас, мы руководили бы вами. Нам все равно: будем ли мы жа­ловаться или будем переносить с терпением — для нас нет убежища.477 22. И когда все будет кончено, Сатана скажет им: Бог дал вам истинное обещание; я дал тоже обещание, но я обманул вас. У меня над вами не было никакой вла­сти. Я только призвал вас, и вы приняли зов мой. Не упре­кайте меня, упрекайте самих себя; я не могу помочь вам, и вы тоже не можете дать мне помощи. Я не виноват, что вы меня равняли с Богом. Нечестивые заслужили тяжкое нака­зание! 23. Верующие и делающие добро будут введены в сады, орошаемые водами; они будут там, по соизволению Божию, жить вечно. Приветствие им будет: мир вам! 24. Знаете ли, чему Бог уподобляет доброе слово? Доброму дереву, которого корни крепки в земле и ветви которого — в небе.

25925. Оно дает плоды во всякое время, по соизволению Господа своего. Бог говорит с людьми притчами, чтобы они размыслили. 26. Дурное слово — как дурное дерево: едва вышло поверх земли и не имеет устойчивости. 27. Бог ук­репляет верующих неизменным словом в этой жизни и в будущей. Бог совращает нечестивых. Он делает, что хочет. 28. Разве ты не видел тех, которые променяли милость Божию на неверие и низвели народ свои в обитель погибе­ли, 29. в геенну, где они будут сожжены? Какое страшное жилище!478 30. Они придают Богу равных, чтобы совращать людей с пути Божия. Скажи им: наслаждайтесь, ваше жи­лище будет огонь. 31. Скажи рабам Моим, которые веруют,

477 Они в продолжение 500 лет будут взывать о помощи; не видя от жалоб
своих никакой пользы и вспомни, что терпение есть ключ к спасению
(арабская пословица), они еще в течение 500 лет будут ожидать с терпением;
наконец, увидя, что терпение так же бесплодно для них, как и стоны, они
потеряют всякую надежду.

478 Полагают, что стих этот относится к жителям Мекки; Бог поселил их у
святого храма, ниспослал им дары Свои и милости, осчастливил их явлением
из среды их Пророка; но они продолжали оставаться неверными; тогда
послан им был семилетний голод и потом смерть и плен в Бедрском сраже­
нии.


202


Коран


Сура 14


Авраам (Ибрахим)


203


 


что они должны исполнять молитву и подавать милостыню, тайно и явно, из Наших даров, пока не наступит день, в который не будет ни торговли, ни дружбы. 32. Бог сотворил небо и землю, ниспослал воду с небес; при посредстве ее вырастил плоды, служащие вам в пищу; Он вам подчинил корабли, которые, по Его приказанию, двигаются в море; Он подчинил вам реки; 33. Он подчинил солнце и луну, которые движутся в орбитах своих. Он подчинил для вашей пользы ночь и день

26034. и дал вам все, что вы просили у Него. Если вы бу­дете считать милости Божий, то не перечтете их. Но чело­век несправедлив и неблагодарен! 35. Авраам сказал: Госпо­ди, пошли стране этой безопасность и охрани меня и сыно­вей моих от поклонения идолам. 36. Господи, они уже вве­ли в заблуждение многих людей; кто последует за мной, будет из моих, кто же будет мне непокорен... Ты снисходи­телен и милосерд! 37. Господи, я поселил часть потомства моего в бесплодной долине близ Твоего святого дома. Сде­лай, Господи, чтобы они исполняли молитву и чтобы серд­ца людей лежали к ним; даруй им пишу, может быть, они будут признательны.479 38. Господи, Ты знаешь, что мы скрываем и что мы объявляем; от Бога нет ничего скрытого ни на земле, ни на небе. 39. Хвала Богу, давшему мне на старости лет Измаила и Исаака. Господь мой слышит мо­литвы.480 40. Господи, сделай, чтобы я исполнял молитву, равно как и потомство мое. Господи, прими молитву мою. 41. Господи, прости мне, моим родителям и верующим в день отдания отчета.481 42. Не считайте Бога невниматель­ным к поступкам нечестивых. Он им дает отсрочку до того дня, когда все взоры обратятся к небу.

479 Когда в Сирии родился от Агари (Хаджар) Измаил, Сара, жена Авраама
(Ибрагима), движимая ревностью, сказала мужу своему: если ты хочешь
успокоить сердце мое, уведи Агарь с сыном и оставь их в каком-нибудь
необитаемом и безводном месте. Аврааму, погруженному в мысли об этом
требовании, явился Джебраил со следующим откровением: поступи по жела­
нию Сары. Тогда Авраам, взяв Агарь и Измаила, отправился по направлени ю
к Мекке и оставил их одинокими в меккской долине. Через несколько
времени молитва друга Божия (Халиль, эпитет Авраама) была услышана, и
Джебраил ударом крыла (некоторые говорят, ударом ноги Измаила) открыл
ключ воды Земзема. В этом месте поселилось племя джархам, народонаселе­
ние стало увеличиваться с каждым днем, и в Мекке появились всевозможные
плоды.

480 Когда родился Измаил, Аврааму было 99 лет, а когда родился Исаак—112
лет.

481 Толкователи говорят, что эта молитва за родителей была исполняема
Авраамом прежде, нежели это было запрещено ему. Другие говорят, что,
молясь за своих родителей, он подразумевал под этим словом Адама и Евву.


26143. Торопливо бегущие, с поднятыми вверх головами, их взгляд будет неподвижен и сердца пусты. 44. Объяви же людям о дне наказания. Нечестивые воскликнут: Господи, дай нам еще немного сроку! Мы примем призыв Твой и последуем за пророками. Им ответят: разве вы не клялись прежде, что вы никогда не изменитесь? 45. Вы жили в тех же местах, где жили те, которые были нечестивы к самим себе, и вам было известно, как Мы поступили с ними. Мы вам поставили их в пример. 46. Они пустили в дело свои хитрости, но Бог был властелин их хитростей, если бы они даже посредством их двигали горы.482 47. Не думайте, что Бог изменяет обещания Свои, данные пророкам. Бог могущ и мстителен. 48. Придет день, когда изменится земля и небо и все люди предстанут пред Бога, единого и победо­носного.483 49. Тогда увидишь ты преступных закованными в цепях. 50. Их одежды будут из смолы, и огонь покроет лица их, 51. чтобы Бог воздал всякой душе заслуженное ею; ибо Бог быстр в расчетах. 52. Таково предостережение лю-

482 Вот легенда, относящаяся к этому стиху: Немврод, увидя чудесное спасе­ние Авраама от огня, сказал: Бог Авраама могуществен, я хочу подняться па небо, чтобы увидеть Его; и велел выстроить башню. Постройку ее кончили в три года, она была очень высока; Немврод, взойдя на ее вершину, увидел, что небо было все так же далеко, как и прежде. На другой день башня эта обрушилась и задавила много народу: Немврод. рассердившись, сказал: Бог Авраама разрушил мою башню, я за это буду с Ним вести войну. Немврод достал 4-х керкесов (баснословные шпцы. живущие тысячи лет и питающие­ся только мертвечиной) и велел сделать четырехугольный ящик, по углам которого были прикреплены четыре копья, могущие быть направлены и вверх и вниз; на концы этих копий были надеты куски мяса, а концы копий повернуты кверху. Потом, проморив голодом керкесов, их привязали к нижним углам ящика, и Немврод с одним спутником сам сел в этот ящик. Керкесы, видя мясо, стали рваться, чтобы достать его, и ящик поднялся на воздух. Пролетав один день и одну ночь, Немврод открыл верхнее окно ящика и увидел, что небо было все так же далеко, как и прежде, а открыв нижнее окно, он убедился, что земля виднелась вдали, как вода. Пролетели еще день и ночь, все-таки небо было по-прежнему далеко, а земля казалась черной

мглой, да и птицы уже выбились из сил. Немврод, объятый ужасом, схватил бывший с ним лук и пустил вверх стрелу; морская рыба (по другому пове­рью— птица), пожертвовав собою, налетела на стрелу, и эта последняя, окрасившись кровью, упала опять к Немвроду. А! Я покончил с Богом небес, воскликнул Немврод и, повернув копья вниз, стал спускаться на землю. Непокорные, услыша шум крыльев птиц и свист быстро опускавшегося ящика, вообразили, что настал час страшного суда, и чуть было не бежали.

3 Изменение земли будет заключаться в том, что сгладятся все горы и долины и исчезнут все деревья и здания; а изменение небес будет заключать­ся в том, что солнце и луна перевернутся и звезды рассыплются врозь; небо же будет как растопленное масло или расплавленный металл. Толкователи прибавляют, что Бог обратит тогда землю в ад. а небеса — в рай.


204

Коран

дям, пусть они этим научаются и знают, что Бог един. Пусть размышляют об этом люди, одаренные разумом.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.