Глава VIII Добыча Дана в Медине, семьдесят пять стихов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава VIII Добыча Дана в Медине, семьдесят пять стихов

2020-07-07 96
Глава VIII Добыча Дана в Медине, семьдесят пять стихов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во имя Бога милостивого и милосердого.

1771. Тебя спросят насчет добычи. Отвечай им: добыча принадлежит Богу и Его посланному. Бойтесь Бога, устраи­вайтесь между собою полюбовно и повинуйтесь Богу и пророку Его, если вы верующие.330 2. Верующие суть те, которых сердца исполняются страха, когда произносится имя Божие; которых вера усиливается при всяком чтении стихов Его и которые возлагают упование свое на Господа. 3. Которые исполняют молитву и подают милостыню из благ, дарованных Нами. 4. Таковые суть истинно верую­щие, они будут иметь высшие места у Господа, им будет помилование и щедрые дары. 5. Когда Господь заставил


 


325 По мусульманскому поверью, когда Евва сделалась беременна, к ней
явился Иблис и сказал ей: что у тебя во чреве? Я опасаюсь, что это собака
или свинья и что она выйдет у тебя изо рта или же разорвет твое чрево,
чтобы выйти вон. Евва в ужасе сообщила об этом Адаму, который тоже впал
в размышление; тогда Иблис вновь предстал им уже в другом виде и спросил
их о причине их озабоченности. Они объяснили ему, что смущало их; Иблис
сказал им: не печальтесь, я знаю великое имя, и молитва моя принимается
Богом, я попрошу у Всевышнего, чтобы плод был создан по вашему подо­
бию и чтобы роды не были трудны, но с условием, чтобы вы назвали ново­
рожденного 'Абдуль-Харет (потому что между ангелами имя Иблиса было
Харет). Евва, обманутая, приняла это условие. Мусульманские ученые гово­
рят, что, дав своему ребенку имя 'Абдуль-Харет (т. е. раб Харета), Адам и
Евва не впали в грех многобожия и не сочли Харета своим господом; Адам,
будучи пророком, не может быть заподозрен в многобожии, он дал это имя
только потому, что полагал это средством спасения своей жены и младенца.

326 Говорят, что Пророк, после сошествия этого стиха, спросил у Гавриила,
как понимать его настоящий смысл. Гавриил отвечал ему: твой всевышний
Господь повелевает, чтобы ты сближался с удаляющимся от тебя, чтобы ты
был щедр с обижающим тебя и чтобы ты прощал оказывающим тебе зло и
несправедливость. В сущности, стих этот есть свод всех совершеннейших
добродетелей.


327 Говорят, что язычники, заметя остановку в ниспослании стихов, насмеха­лись над Пророком и, желая ввести его в грех, говорили ему, чтобы он сам от себя сочинил стих.

32Х Стих этот объясняет, что чтение Корана должно сопровождаться внима­тельным слушанием и молчанием. Но тут является разногласие между уче­ными, большая часть из них думает, что при чтении вне молитвы внимание и молчание похвальны, а во время молитвы обязательны. Подробно вопрос этот излагается в мусульманской юриспруденции.

329 Пророк говорил, что когда один из сынов Адама (из людей), читая стих о
преклонении ниц. кладет земной поклон, то дьявол удаляется и, плача,
говорит: горе мне! Ему повелено поклоняться, и он, исполняя это, заслужи­
вает рай, а мне присужден вечный огонь за то, что я не повиновался, когда
мне приказано было преклониться.

В Коране земной поклон предписан в 10-ти местах. Это 1-й раз.

330  После Бедрского сражения вышло разногласие относительно дележа
добычи, молодые говорили, что добыча принадлежит им, потому что они
сражались, старики, со своей стороны, говорили: мы вам помогали, если бы
вы были обращены в бегство, то пришли бы искать убежища к нам, за что
же нам оставаться с пустыми руками0 Наконец все спорящие обратились к
Пророку и получили в ответ этот стих


140


Коран


Сура 8


Добыча (эль-Энфаль)


141


 


тебя оставить дом твой против желания части верующих, 6. они начали спорить с тобою

об истине, после того, как она сделалась очевидна, как будто бы они были влекомы к смерти и видели бы ее соб­ственными глазами.331 7. Когда Бог обещал вам, что один из двух отрядов будет в вашей власти, вы пожелали, чтобы это был тот, который без защиты. Господь желал, однако, доказать истину слов Своих и истребить неверных до по­следнего, 8. чтобы утвердить правду и уничтожить ложь, если бы даже преступным это было неприятно.332

1789. Когда вы просили помощи у Господа, Он внял вам, сказав: я подкреплю вас тысячью ангелов, следующих одни за другими.333 10. Бог обещал вам это единственно затем, чтобы дать сердцам вашим спокойствие и уверенность. Нет помощи, как только от Бога, ибо Он велик и премудр. 11. Когда Он объял вас для поддержания уверенности легким сном и низвел на вас с неба воду, чтобы очистить ею вас и снять с вас скверну Сатаны; чтобы привязать сердца ваши и утвердить ваши стопы.334 12. Господь твой сказал анге-

331 Это неудовольствие и споры не происходили от намерения противиться
воле Божией. а единственно от малочисленности и слабости и от многочис­
ленности и силы врагов.

332 Ппеданис говорит, что ангел Гавриил дал тать Пророку о том. что идет
корсйшитский караван с богатыми товарами из Дамаска под предводительст­
вом Абу-Софьяпа: Пророк объявил об этом правоверным, которые, обрадо­
вавшись, что в караване много товаров и мало людей, выступили из Меди­
ны. Абу-Софьян. узнав о выступлении правоверных, сейчас же отправил
Демдам Гафари к Абу-Джехлю с требованием подкрепления. Абу-Джехль со
всем войском вышел из Мекки и направился к Бедру на помощь каравану.
Пророк находился в долине Дзафрана. когда Гавриил дал ему знать о при­
ближении войска неверных; Мухаммед обратился к своим товарищам с
вопросом: хотят ли они идти навстречу каравану или же желают идти на­
встречу войску и драться? Некоторые из них отвечали ему, что они не приго­
товлены к битве и считают удобнее захватить караван. Пророка огорчил
такой ответ, но главные энсары и мохаджиры сказали ему, что они выбирают
битву и ни на шаг не отступят от его приказаний. Эти слова успокоили
Мухаммеда, и он воскликнул: вперед с Божьим благословением! Объявляю
вам радостную весть, что я видел места, где будут убиты многобожники. Они
пошли к Бедру, встретили врагов, разбили их и, обратив в бегство, радостно
возвратились домой.

333 Говорят, что это были лучшие и избранные из сонма ангелов, другие
полагают, что это был только передовой отряд ангельских сонмов. Некото­
рые прибавляют, что ангелов было множество, но что в этот день только
тысяча ангелов принимала участие в бою.

334 По преданию, в день Бедрского боя многобожники, подавшись вперед,
остановились на месте, обильном водой, правоверные же стали на песчаном
месте, до того мягком, что погружались п песок до колен, и не имели ни
капли воды. В ночь накануне боя очень многие из правоверных видели сны,
которых следствием были поллюции; встав утром, они не нашли воды ни для
питья, ни для омовений; Сатана стал искушать их, говоря: вы воображаете,
что вы — друзья Бога и что с вами Пророк Божий, а посмотрите — у много-


лам: Я — с вами, идите подкрепить верующих. Я брошу страх в сердца неверных. Рубите их по шеям и по концам пальцев. 13. За то, что они воспротивились Богу и Его про­року. Тот, кто противится Богу и Его пророку, испытает тяжкое наказание от Бога. 14. Вкусите его; огонь будет наказанием неверным. 15. О верующие, когда вы встретите войско неверных, идущее в порядке, не показывайте им тыл. 16. Кто покажет тыл в день битвы, если это только не для того, чтобы вновь сделать нападение, тот подпадет под гнев Божий. Жилищем ему будет ад; какое ужасное место­пребывание!

17917. Не вы их убивали, а Бог убивал их; когда ты бро­сил (горсть земли), не ты бросил ее, а Бог, чтобы испытать верующих благим испытанием. Бог слышит и знает все.335 18. Это было так, потому что Бог обращает в ничто козни неверных. 19. Когда вы желали победы, о неверные, победа обратилась против вас. Для вас будет лучше, если вы пре­кратите (войну с нами). Если вы возвратитесь (к войне), мы тоже (к ней) возвратимся. Вам нисколько не поможет, если число ваше даже умножится, потому что Бог — вместе с верующими.336 20. О верующие, повинуйтесь Богу и Его пророку; не удаляйтесь от Него. Вы это слышите. 21. Не будьте подобны тем, которые говорят: мы слушаем,— и не слушают. 22. Ибо нет худшей твари пред Богом, как глухой и немой, которые не понимают. 23. Если бы Бог знал в них что-либо доброе, Он дал бы им слух; но если бы Он и сде­лал их слышащими, они отвернулись и удалились бы от Него.337 24. О верующие, отвечайте на зов Бога и пророка.

божников вола, вы же остаетесь без омовения, грязными прелюбодеями, и в этом положении вы думаете и надеетесь победить врагов? Но в ту же минуту Бог послал благодатный дождь, так что песок окреп, ноги перестали вязнуть и верующие, омывшись и утолив жажду, успокоились и повеселели сердцем. 135 Легенда говорит, что, когда началось Бедрское сражение. Пророк обра­тился к Богу со следующей молитвой: Господи! Ты обещал мне помощь, исполни обещание Твое. Тогда нисшел Джебраил и сказал Пророку: возьми горсть земли и брось ее в сторону неприятеля. Пророк исполнил это, п брошенная земля ослепила глаза врагов до такой степени, что они обрати­лись в бегство. Мусульмане, убив некоторых, а других взяв в плен, после говорили: я убил, я взял в плен — и хвастались своими подвигами. ->36 Стих этот намекает на то. что многобожники, выступая из Мекки в Бедр, схватившись за покровы святого храма, произнесли следующую молитву: Господи, лай победу тому из двух войск, которое идет по пути истины п которое добродетельнее и достойнее и Твоих глазах!

337 Рассказывают, что меккские неверные говорили Пророку: воскреси Коссая бен Калэб, нашего деда, ом был благословенный человек, и если он засвидетельствует, что ты — Пророк, мы тоже уверуем в тебя. Бог отвечал на это, что если бы они даже и услышали слона Коссая. все-таки остались бы богоотстүп н и кам и.


142

Коран

когда они призывают вас к тому, что дает жизнь вам, и знайте, что Бог проникает между человеком и сердцем его и что все вы соберетесь к Нему.338 25. Бойтесь искушения: оно постигает не одних только нечестивых из вас; знайте, что Бог быстр в Своих наказаниях.

18026. Вспомните, что, малые числом и слабые в этой земле, вы боялись, чтобы вас не истребили враги ваши; но Бог вам дал убежище, подкрепил вас помощью Своею и даровал вам средства к существованию. Будьте же Ему при­знательны. 27. О верующие, не изменяйте Богу и пророку. Не изменяйте заключенным вами условиям. Вы это знае­те.339 28. Знайте, что ваше имущество и ваши дети суть только искушение и что у Бога есть для вас великая награ­да. 29. О верующие, если вы боитесь Бога, Он вас отделит от нечестивых, отпустит вам прегрешения ваши и простит вас. Бог — податель великих милостей. 30. Когда неверные строили тебе козни, чтобы схватить, или убить, или выгнать тебя, Бог тоже противопоставил им козни Свои, и, конеч­но, Бог искуснее их в этом.340 31. Когда им читаются Наши

ззх Относительно смысла этого стиха много различных толкований: одни говорят, что это значит близость Бога к сердцу человека, другие говорят, что смысл стиха тот, что Бог становится между верующим и неверием, между неверным и верою, между верующим и непокорностью и между неверным и покорностью высшей воле.

В большей части своих молитв Пророк произносил воззвание: о двига­тель сердец! Когда его спросили о значении произносимых слов, он отвечал: сердце всякого человека находится между двух перстов Божиих, Бог повора­чивает сердце человека, как хочет.

339 Вот как объясняют причину ниспослания этого стиха: когда Пророк
окружил бену корейза, они стали просить мира и пожелали уговориться об
условиях мира с Абу-Лубабэ, которого имущество и семейство было у них.
Абу-Лубабэ пришел к ним, и они в виде совета спросили у него, что будет с
ними, если они выйдут; Абу-Лубабэ показал пальцем на свое горло, т. е. дал
понять, что их перережут. Сейчас же поняв, что он провинился в измене, он
пришел в мечеть и, привязав себя к одной из ее колонн, оставался в таком
положении до тех пор, пока не было принято его покаяние.

340 Когда было дозволено переселение в Медину, все сподвижники Пророка
отправились туда, и в Мекке с Пророком остались только Абу-Бекр и 'Али;
корейшиты, побуждаемые страхом, собрались все для совета, и туда же
явился Иблис (Сатана) в образе Шейха Неджди. Один на совете подал голос,
чтобы Пророка запереть в доме и держать в заключении до смерти, подавая
ему в окно хлеб и воду; Иблису не понравилось это решение, и он сказал:
большая часть жителей Медины приняли ислам, сподвижники Мухаммеда
тоже в Медине, там же находятся многие из племени хашем; соединясь
вместе, они объявят вам войну и освободят Мухаммеда. Другой подал мне­
ние, чтобы Мухаммеда изгнать из этой области и чтобы он шел, куда хочет;
Иблис опять возразил: куда бы он ни ушел, везде поднимет на вас народ и
будет с вами вести войну. Тогда Абу-Джехль сказал: вот мой совет, потребу­
ем от всех корейшитских племен по одному человеку, имеющему вес, и все
сообща убьем Мухаммеда, так чтобы в крови его были повинны все племена,
тогда бену хашем не посмеют вести войну со всеми Корейшитами и поневоле


 

Сура 8

143

Добыча (эль-Энфаль)

поучения, они говорят: мы уже это слышали. Если бы мы захотели, то могли бы говорить то же самое, потому что это — ничто более, как вымыслы предшественников.341 32. Они говорят еще: Боже, пошли на нас каменный дождь с неба или пошли на нас тяжкое наказание, если это — истина, исходящая от Тебя. 33. Бог не наказывает их, пока ты среди их; Бог не наказывает их, пока они испрашивают помило­вание.342

18134. Но ничто не помешает Богу наказать их, если они будут удалять верующих от святого храма, хотя они и не хранители его, потому что хранители храма суть те, которые боятся Бога; большая часть из них этого не знает. 35. Их молитва у святого дома была ничто более, как свист и хло­панье руками. Вкусите наказание за то, что вы были невер­ны.343 36. Неверные тратят имущество свое, чтобы совра­щать других с пути Божия; они растратят его все. Потом их поразит несчастие, и они будут побеждены. Неверные будут собраны в аду.344 37. Бог отделит злых от добрых; Он собе­рет одних злых на других, свяжет их в связки и низвергнет в ад. Они погибнут. 38. Скажи неверным, что им простится прошедшее, если они прекратят свое неверие; если же они снова вернутся к неверию, то пред ними пример их пред­шественников. 39. Воюйте с ними, пока не останется более искушения и все религии не сделаются религией Бога; если же они прекратят свое неверие, Бог будет видеть дела их. 40. Если же они обратятся к нам спиной, знайте, что Бог —

ограничатся принятием цены крови. Иблис с радостью подтвердил это мне­ние. По совету Абу-Джехля потребовали по одному влиятельному человеку из каждого племени и решили в ту же ночь умертвить Мухаммеда; но Бог через Гавриила дал об этом знать Пророку, и Мухаммед, положив на свое место в постель 'Али, скрылся с Абу-Бекром в пещеру. Стих этот намекает на описанное событие.

341 Предание говорит, что Надар бен Харет, съездив по торговым делам в
Персию, взял оттуда повести об Рустеме и Исфендиаре, перевел их на араб­
ский язык и привез с собою. Вот я привез, говорил он, повести, позанима­
тельнее тех, которые рассказывает Мухаммед. Бог послал этот стих для
объяснения его лжи.

342 Предание говорит, что, пока в среде какого-либо народа были пророки,
Бог никогда не посылал кары на этот народ, а посылал ее не иначе, как
удалив предварительно пророка и верующих.

343 В обычае многобожников было, между прочим, что мужчины и женщины
голые обходили вокруг храма со свистом и хлопаньем в ладони; прибавляют,
что неверные часто делали это во время молитвы Пророка, чтобы рассеивать
его и отвлекать от молитвы.

344 После Бедрского боя Абу-Софьян нанял для Оходского похода 2000
арабов за известную сумму денег, для того, чтобы они вместе с ним шли на
войну. Бог настоящим стихом открыл их коварство.


144


Коран


Сура 8


Добыча (эль-Энфаль)


145


 


ваш покровитель. Лучший покровитель и лучший помощ­ник!

18241. Знайте, что пятая часть взятой вами добычи при­надлежит (это вам — заповедь) Богу, пророку, родным, сиротам, бедным и странникам, если вы только веруете в Бога и в ниспосланное рабу Нашему в день различия, в день, когда встретились оба войска. Бог всемогущ.34542. Вы были по сю сторону долины, а они — по ту ее сторону, караван стоял ниже вас. Если бы вы заключили взаимные условия, то вы изменили бы им, испуганные числом не­приятеля, но вы были соединены, чтобы Бог мог исполнить Свое предначертание. Для того, чтобы долженствовавший погибнуть погиб явно и долженствовавший остаться в жи­вых жил бы явно. Бог слышит и знает все. 43. Бог показал тебе их во сне малочисленными. Если бы Он показал их тебе многочисленными, вы испугались бы и стали бы спо­рить об этом; но Бог хотел вас предохранить от этого. Он знает глубину сердец человеческих. 44. Когда вы встрети­лись с ними, Бог их показал малочисленными глазам ва­шим. Он и вас уменьшил в глазах их, чтобы свершилось предначертанное Богом. Все возвращается к Богу.346 45. О верующие! Когда вы встретите войско, будьте непоколеби­мы и чаще вспоминайте имя Бога. Вы будете счастливы.

18346. Повинуйтесь Богу и Его пророку; не спорьте, по­тому что это уменьшит храбрость вашу и лишит вас успеха. Имейте терпение, потому что Бог — на стороне терпели­вых. 47. Не будьте подобны тем, которые вышли с хвастов­ством и лицемерием из их жилищ, для того, чтобы совра­щать людей с пути Божия. Бог со всех сторон видит их

345 Стих этот толкуют так: из пяти частей одна принадлежит постоянно тем.
о которых упоминается в стихе, о Боге упоминается только для прославления
Его, потому что, в сущности, нее принадлежит Ему.  Остальные 4 части
принадлежат тем, которые участвовали н священной войне (гази). Абу-
Ханифэ говорит, что со смертью Пророка его часть и часть его родственни­
ков, утратив назначение свое, перешла к 3-м остальным категориям (т. е.
сиротам, бедным и странникам).

346 Рассказывают, что, когда оба войска были в виду друг друга, Ибн Мэс'уд
сказал одному из своих, бывшему подле него: по-видимому, у неприятеля
около 70 человек.— Мне тоже кажется, отвечал его товарищ, что их около
сотни. Тогда как у неприятеля было 950 человек. Неприятелю тоже казалось,
что число мусульман очень ничтожно, так что Абу-Джехль сказал своим
воинам, чтобы они не употребляли оружия, а просто, захватив, связали бы
мусульман веревками. Когда бои начался. Бог сделал так, что число мусуль­
ман показалось врагам вдвое более настоящего, это их устрашило, и они
разбежались.


действия.347 48. Сатана уже приготовил их действия и ска­зал им: никто из людей не победит вас сегодня; я — ваш союзник. Но когда оба войска появились в виду друг друга, он повернулся к ним задом и сказал: я отступаюсь от вас, потому что я вижу то, чего вы не видите; я боюсь Бога, Его наказания страшны.348 49. Лицемеры и одержимые недугом сердца говорили тогда: их вера ослепила их. Но возложив­ший свое упование на Бога знает, что Он всемогущ и пре­мудр.349 50. Если бы ты видел, как умирают неверные: ан­гелы наносят им удары по лицу и по спине и кричат им: вкусите наказание пламенем. 51. Это мучение есть дело рук ваших, потому что Бог не мучитель рабам Своим. 52. С ними случилось то же, что было с семейством Фараона и с теми, которые прежде их не верили в учение Божие. Бог истребил их за их грехи. Он силен и страшен в Своих нака­заниях.

18453. Это потому, что Бог не изменяет благодеянии, ко­торые Он даровал людям, до тех пор, пока они не изменя­ют того, что в сердцах их. Бог слышит и знает все. 54. Их поступки подобны поступкам Фараонова народа и тех, которые прежде их считали ложью учение Господа. Мы

347 Жители Мекки выступили для защиты своего каравана, но, получив по
дороге известие, что караван благополучно миновал Бедр, они вознамери­
лись уже вернуться, когда Абу-Джехль сказал, что он все-таки пойдет в Бедр
и там будет пить вино, пока весть о храбрости и могуществе меккских вои­
нов не разнесется по всем арабским племенам. Бог в этом стихе говорит
правоверным, чтобы они, подобно неверным, не выходили из своих жилищ с
хвастовством и самодовольством.

348 Предание говорит, что, когда корейшиты вышли из Мекки и пришли во
владения бену кенанэ. между ними и этими последними явилась некоторая
холодность, так что корейшиты уже намеревались возвратиться; но Иблис,
приняв образ Серракэ бен Малека, предводителя кенанитов, сказал им:
вступайте в бой, я вам порукой, что от бену кенанэ вам не будет никакого
преда, и я сам пойду с вами. Когда он с корейшитами пришел в Бедр и
увидел нисшествие ангелов с небес, он вознамерился бежать, но Харет бен
Хишам, с которым Иблис держался за руку, сказал ему: аи, Серракэ, что же
это? Ты хочешь уйти и оставить нас в этом положении? Иблис, ударя рукой
в грудь Харета бен Хишама, сказал тогда слова, приведенные в настоящем
стихе. Когда корейшиты, после бегства из Бедрского боя, возвратились в
Мекку, они послали сказать Серракэ, что он был причиной их разбития, но
Серракэ поклялся, что он не знал ни о их походе, ни о их бегстве; тогда
только они поняли, что в образе Серракэ им являлся Сатана.

349 Слово лицемеры относится в этом стихе к мединским лицемерам, а слова
те, в сердце которых недуг, относятся к тем из меккских мусул ьман, которые
неохотно переселялись вслед за Пророком в Медину; корейшиты, выступив
из Мекки к Бедру, вывели и упомянутых мусульман, но намерение этих
последних было принять сторону тех, на чьей стороне будет численный
перевес. Говорят, что за это постыдное намерение и за медленность, выка­
занную при переселении в Медину, все они до одного были убиты в Бедр-
ском бою.


146


Коран


Сура 8


Добыча (эль-Энфаль)


147


 


истребили их за их беззакония и потопили род Фараона. Все они были нечестивы. 55. Нет твари в глазах Божиих хуже тех, которые неверны и не веруют, 56. тех, с которы­ми ты заключил союз и которые всякий раз нарушают его и не боятся Бога.350 57. Если ты захватишь их во время вой­ны, подвергни их таким мучениям, которые разогнали бы тех, которые за ними следуют; может быть, они поразмыс­лят. 58. Если ты боишься измены какого-нибудь народа, плати ему тем же, ибо Бог не любит изменников. 59. Да не рассчитывают неверные (спасшиеся после Бедрского боя), что они будут иметь верх, потому что они не могут осла­бить могущества Божия. 60. Приготовьте, сколько сможете, силы ваши и конницу, чтобы устрашить врагов Божиих и ваших, и еще кроме их — других, которых вы не знаете, но знает Бог. Все, что вы истратите на пути Божием, будет вам заплачено, и вы не будете обижены. 61. Если они склонят­ся к миру, склоняйся к нему и ты и возлагай упование твое на Бога, ибо Он слышит и знает все.

18562. Если они захотят обмануть тебя, то тебе остается Бог: Он укрепил тебя Своею помощью и помощью верую­щих; 63. Он соединил сердца их. Если бы ты истратил все богатства земли, все-таки тем не соединил бы сердца их. Но Бог соединил их, потому что Он могуществен и пре­мудр. 64. О пророк! Тебе достаточно помощи Бога и тех верующих, которые следуют за тобою.351 65. О пророк, воодушевляй верующих к битве. Если между ними будет двадцать храбрых, они победят двести. Если же их будет сто, они победят тысячу неверных, потому что неверные суть народ, не имеющий мудрости.352 66. Бог облегчает вас теперь, потому что Он знает, что вы слабы. Если в числе вас будут сто храбрых, они победят двести; если же у вас их будет тысяча, они, по соизволению Божию, победят две тысячи, потому что Бог — на стороне терпеливых. 67. Ни одному пророку не было прилично брать пленных, это для

350 Бену корейза заключили с Пророком договор, чтобы не быть в дружеских
сношениях с его врагами, но, несмотря на то, снабжали оружием многобож-
ников в Бедрском деле. После они извинились, говоря, что позабыли о
договоре, и вновь его заключили, но во время Хейденского боя снова нару­
шили договор и вступили в союз с Абу-Софьяном.

351 Говорят, что стих этот нисшел Пророку в Бедре перед началом боя для
подкрепления и успокоения его сердца. По другому преданию, стих этот
сошел после того, как в ислам вдруг обратилось 30 мужчин и 9 женщин, а
вслед за ними и 'Омар, дополнивший число обращенных до сорока.

352 Когда стих этот сошел в день Бедрского боя, правоверные призадумались
и опечалились, узнав, что каждому из них придется драться с десятью невер­
ными, поэтому в отмену ему был послан следующий стих.


того, чтобы неверие не размножалось на земле. Вы желаете благ этого мира, а Бог хочет дать вам блага будущей жизни. Он могуч и премудр.353 68. Если бы не книга Божия, кото­рая предшествовала, вас постигло бы жестокое наказание за то, что вы взяли.354 69. Питайтесь дозволенными благами, приобретенными в добыче, и бойтесь Бога, хотя Он снис­ходителен и милосерд.

18670. О пророк, скажи пленникам, которые в руках ва­ших: если Бог узнает, что сердца ваши добры, Он даст вам более того, что было у вас отнято, и простит вас, потому что Он снисходителен и милосерд.ъ5 71. Если они хотят изменить тебе, то это значит, что они уже прежде изменили Богу. Он их предаст тебе. Бог всеведущ и премудр. 72. Ве­рующие, которые оставили свои жилища и пожертвовали собой и своим достоянием, чтобы воевать на пути Божием, которые дали убежище и помощь пророку, будут считаться

353 Когда после Бедрского сражения привели к Пророку 70 человек пленных, он собрал совет из главнейших сподвижников своих, чтобы решить, как поступить с пленными. Абу-Бекр подал следующее мнение: все люди этого племени от мала до велика — твои родственники и соплеменники, сказал он Пророку, если каждый из них по мере сил и возможности даст выкуп, то, может быть, еще придет время, когда они направятся на путь истины и увеличат собою число мусульман. 'Омар сказал: Посланный Божий, эти люди — вожди неверных, прикажи, чтобы всем им отрубили головы, потому что по милости Божией ты не имеешь нужды в выкупе. Са'ад бен Мо'ад тоже согласился с мнением 'Омара. Пророк, однако же. предпочел последовать мнению Сиддика (Абу-Бекра) и назначил выкуп. Это было причиной ни­спослания стиха.

154 По преданию. Пророк сказал: если бы Бог ниспослал кару, то никто бы не спасся от нее, кроме Фарука ('Омара) и Са'ал бен Мо'ада, потому что только они двое не согласились на принятие выкупа.

355 Вот каким преданием объясняется этот стих: Пророк, обратившись к 'Аббасу бен 'Абдуль-Мутталеб, сказал ему: ты заплатишь выкуп за себя и за сыновей твоего брата, 'Акыль бен Аби-Талеба и Ноуфаль бен Харета.— О Мухаммед, возразил 'Аббас, разве ты считаешь приличным, чтобы дядя твой, подобно нищим, протягивал руку к родственникам и кровным и просил бы подаяние? Пророк отвечал 'Аббасу: а что же такое то золото, которое, выходя из Мекки, ты оставил Умму-ль-Фадля, сказав ей что если ты умрешь в походе, то золото это пусть будет ей и твоим сыновьям?— Кто тебе сказал это?— спросил 'Аббас. Всехвальный мой Господь, отвечал Пророк. Когда я отдавал золото Умму-ль-Фадля, была темная ночь, и. кроме нас двоих, никого не было, сказал 'Аббас и, немедленно произнеся исповедание веры, заплатил выкуп за трех человек. 'Аббас потом говорил: Бог относительно меня сдержал в точности обещания, заключающиеся в этом стихе, у меня теперь 20 рабов, из которых каждый ведет для меня торговлю на 20 тысяч золотых; мне принадлежит право раздавать воду Зсмзема. чего я не проме­няю на все богатства арабов, и, кроме того, я твердо уповаю, что Господь даст мне после смерти обещанное прощение.


148

Сура 9

Коран

родными один другому. Верующие, которые не покинули домов своих, не будут считаться в родстве вашем, пока не покинут жилищ своих. Но если они попросят помощи ва­шей в деле веры, то вы им должны подать помощь, если только это не против народа, который в союзе с вами. Бог видит дела ваши. 73. Неверные помогают друг другу; если вы не будете поступать таким же образом, то на земле будет смятение и великие беспорядки. 74. Верующие, которые покинули жилища свои, чтобы вести священную войну, равно как и те, которые дали убежище и помощь пророку, суть истинно верующие. Им будет прощение и щедрые дары. 75. Те, которые уверовали после и покинули жилища свои, чтобы вести вместе с вами священную войну, будут считаться из ваших. Люди, соединенные узами крови, впи­саны в книге Божией одни выше других (т. е. сообразно их заслугам); ибо Бог всеведущ.

Глава IX Покаяние 356 Дана в Медине, сто двадцать девять стихов

|871. Вот объявление от Бога и Его пророка тем из язычников, с которыми вы заключили союз. 2. Путешест­вуйте в этой земле в продолжение четырех месяцев (безопасно) и знайте, что вы не можете противустоять Богу, но что Бог покроет позором неверных.357 3. Вот объявление

356 Сподвижники Пророка расходятся в мнениях относительно причины, почему в начале этой главы не написано обычное воззвание во имя Бога и т. д. Некоторые говорят, что эта глава с предыдущей составляет одно целое, одну главу, другие говорят, что это две отдельные главы. 'Али высказывает следующее мнение: воззвание во имя Бога и пр. заключает в себе идею безопасности и милосердия, тогда как эта глава ниспослана с целью заста­вить действовать войной и мечом, поэтому упомянутое воззвание и не нашло в ней места.

Когда у 'Османа спросили его мнения, он отвечал: когда ниспосылалась какая-либо часть Корана, Пророк обыкновенно сам указывал, говоря: помес­тите это в такое-то место Корана; я писал коне ц главы Добыча и начало главы Покаяние, но Пророк ничего не сказал мне насчет воззвания, так что я решительно не знаю, продолжение ли это предыдущей главы или отдель­ная глава.

Ъ7 Нарушение договора было сделано следующим образом: когда Пророк выступил в Табукскую экспедицию, все многобожники, кроме бену дамра и бену кенанэ. нарушили договоры, с ним заключенные; основываясь на этом. и мусульманам было приказано не исполнять договоров с нарушителями и дать им сроку только 4 месяца.


 

149

Покаяние (эт-Тэвбе)

от Бога и Его пророка людям в день великого поклоне­ния358: Бог свободен от всякого обязательства относительно язычников, равно как и пророк Его. Если вы раскаетесь, то это вам будет выгоднее; если же вы отвернетесь, то знайте, что вы не можете противустоять Богу. Объяви неверным тяжкое наказание. 4. Исключение делается для язычников, с которыми вы заключили мир и которые ничем не нару­шили его и не подали никому помощи против вас. Храните союз с ними до истечения срока, ибо Бог любит боящихся Его. 5. По окончании священных месяцев 359 убивайте язычников, где бы вы их ни встретили, берите их в плен, осаждайте их и подстерегайте их во всевозможных засадах; но если они раскаются, станут исполнять молитву и пода­вать милостыню, то оставьте их в покое, ибо Бог снисходи­телен и милосерд. 6. Если один из язычников просит у тебя убежища, прими его, чтобы он мог слышать слово Божие, потом доставь его в безопасное место. Это потому, что они — люди непонимающие.

1887. Как могут быть язычники в союзе с Богом и Его пророком, кроме тех, с которыми вы заключили союз перед святым храмом? Пока они поступают с вами честно, посту­пайте честно с ними, ибо Бог любит боящихся Его. 8. Ка­ким образом? Если они возьмут верх, они не уважут ни узы крови, ни данные клятвы. Они вас хотят удовлетворить только словами. Большая часть из них преступны. 9. Они продают учение Божие за низкую цену и совращают других с пути Божия. Как дурно то, что они делают! 10. Они в своих сношениях с верующими не будут уважать ни уз кро­ви, ни данных клятв, потому что они нечестивы. 11. Но если они покаются, станут исполнять молитву и подавать милостыню, то они будут братьями вашими по вере. Мы подробно излагаем учение Наше для тех, которые понима-

Говорят, что когда низошла эта сурэ (глава) в числе первых 30 или 40 стихов, то Сиддик (Абу-Бекр) был отправлен в звании начальника священ­ного каравана (эмир уль-хадж) и ему было приказано читать народу эти стихи. Через несколько дней Пророк, посадив 'Али на свою верблюдицу Гадбе, послал его вдогонку за Сиддиком с приказанием, чтобы 'Али взял упомянутые стихи у Сиддика и сам читал их. Когда спросили у Пророка о причине такого распоряжения, он отвечал: Гавриил сказал мне, что это объявление должно быть сделано или мною лично, или одним из моих от моего имени. Когда 'Али настиг Абу-Бекра, этот последний только что прочел молитву и делал наставления об обрядах поклонения; 'Али в 10-й день зульхиджэ в Джемре-и-'Анаба прочел стихи этой главы. 35Х День великого поклонения — т. е. день принесения жертв, 10-го зульхид­жэ. 359 Эти 4 месяца: зульхиджэ, мухаррем. сафар и раби' уль-эввель.


150


Коран


Сура 9


Покаяние (эт-Тэвбе)


151


 


ют. 12. Если они нарушат свои клятвы по заключении сою­за и нападут на веру вашу, начните войну против вождей неверия, потому что у них нет уважения к клятвам. Может быть, они и перестанут. 13. Разве вы не будете вести войны против народа, нарушившего свои клятвы и старающегося изгнать пророка вашего? Они были зачинщиками первые. Разве вы боитесь их? Бог более имеет права на то, чтобы вы боялись Его, если вы верующие.

18914. Ведите против них войну, чтобы Бог наказал их вашими руками и покрыл позором; чтобы Он дал вам по­мощь против них и исцелил бы сердца верующих;360 15. чтобы Он уничтожил гнев в сердцах их. Бог принимает покаяние того, кого хочет; Он всеведущ, и премудр. 16. Думали ли вы что будете оставлены, как будто Бог не знает тех из вас, которые вели священную войну и не искали другого союза, как только с Богом, пророком Его и верую­щими? Бог знает все дела ваши. 17. Язычникам не следует посещать храма Божий, они сами на себя свидетели в неве­рии. Их дела обратятся в ничто, и они останутся вечно в огне.361 18. Посещать храм Божий могут те, которые веруют в Бога и в последний день, которые исполняют молитву, подают милостыню и не боятся никого, кроме Бога. Ко­нечно, таковые будут направлены на путь истины. 19. Буде­те ли вы равнять приносящих воду для богомольцев и по­сещающих святой храм с теми, которые веруют в Бога и в последний день и ведут священную войну? Они не равны перед Богом. Бог не направляет нечестивых.362 20. Те, ко­торые веруют, оставили дома свои и жертвуют на священ­ной войне и достоянием и жизнью, займут высшую степень у Бога и будут блаженны.

|9021. Господь их объявляет им Свое милосердие, Свое удовольствие и обещает им сады, где они будут постоянно

360 Это относится или к бсну хэза ':>. или к одному из йеменских племен; эти
люди, придя в Мекку, обратились к исламу, но многобожники стали притес­
нять их, так что они принесли на это жалобу Пророку. Он благовестил им
близкую радость.

361  Говорят, что, когда 'Аббас был взят в плен, мусульмане стали упрекать
его в неверии и расторжении уз крови и родства. Вы упоминаете только о
наших недостатках, отвечал им 'Аббас. а о добродетелях наших умалчивае­
те,— Какие же ваши добрые дела?— спросил его 'Али. Мы поддерживаем
святой храм, отвечал 'Аббас. делаем покровы для Каабы и даем воду поклон­
никам. Бог послал настоящий стих, чтобы опровергнуть слова 'Аббаса.

'(>2 Во времена невежества (т. е. ло ислама) иногда раздавали поклонникам питье; Пророк пу должность поручил 'Аббасу. а надзор за святым храмом — Шейб-), сыну Таль.ха; однажды, в присутствии 'Али, 'Аббас и Шейбэ


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.