Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-07-07 | 132 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Класс
1 | Выразительные средства музыки | 11 часов |
2 | Вокальные тембры и их выразительные возможности | 5 часов |
3 | Инструментальные тембры и их выразительные возможности | 10 часов |
4 | Музыкальные жанры | 6 часов |
Всего
32 часа
Содержание предмета
1 класс
Тема 1. Окружающий мир и музыка.
Урок 1.
Введение. Музыка вокруг нас. Кто сочиняет музыку. Кто ее исполняет. Для кого она предназначена. Где звучит музыка, для чего. Разнообразие музыкальных произведений.
Термины: композитор, исполнитель, слушатель, фортепиано, певец, солист.
Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа.
Урок 2.
Темп и динамика – наиболее обращающие на себя внимание, прежде всего запоминающиеся музыкальные средства. От них во многом зависит характер музыки.
Примеры: Кабалевский. Клоуны. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.
Майкапар. Эхо в горах.
Термины: форте, пиано, темп.
Урок 3.
Регистр. Зависимость образа от регистра.
Примеры: Галынин. Медведь. Майкапар. Росинки. Сен-Санс. Слоны, Птичник.
Термины: регистр нижний, средний, высокий.
Урок 4.
Лад. Зависимость характера музыки от лада. На первых порах дети не всегда точно определяют лад произведения, для них пока еще вся быстрая музыка – мажорная, а медленная – минорная. Над этим элементом нужна особая работа в течение всего года.
|
Примеры: Чайковский. Старинная французская песенка. Полька.
Термины: лад, мажор, минор, мелодия.
Урок 5.
Ритм. Гармония. Штрихи. Роль этих элементов в создании образа.
Примеры: Кабалевский. Ежик. Барабанщик. Слонимский. Лягушки. Чайковский. Старинная французская песенка. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.
Термины: ритм, пульс, аккорд, стаккато, легато.
Термин «гармония» пока не вводится, а дети отмечают наличие или отсутствие в произведении «музыкальных колючек» (диссонансов). Это понятие тоже требует проработки. Любопытный результат дает игра «найди ошибку» -исполнение знакомой пьесы с абсолютно другой гармонией.
Тема 3. Композиторы – детям. Чайковский. Детский альбом.
Урок 6.
«Игрушки». История про куклу. Прослушивание и анализ: лад, темп, регистр, мелодический рисунок, динамика.
Термины: кульминация, аккомпанемент.
Урок 7.
Прослушивание и анализ пьес «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки». Для подготовки к понятию «жанр» удобно на первых порах задавать вопрос: «что хочется делать под эту музыку: петь, танцевать, маршировать, мечтать?»
Термины: повторность, строение пьесы (форма), марш.
Урок 8.
«Песенки» в «Детском альбоме». Рассказ –подготовка, прослушивание и анализ-беседа.
«Старинная французская песенка», «Немецкая песенка».
Термины: песня, запев, припев, трехчастное строение (форма).
Урок 9.
Контрольный.
Урок 10.
Беседа, прослушивание и анализ «Итальянской» и «Неаполитанской песенки». При изучении пьес Чайковского удобно пользоваться изданием с иллюстрациями, нотами и стихами: «Детский альбом. Музыка П.И. Чайковского. Стихи Виктора Лунина, иллюстрации Веры Павловой». М. 1994. Термины: развитие, контраст.
Урок11.
Подготовительная беседа, прослушивание и анализ пьес «Шарманщик поет» и «Песня жаворонка».
|
Термины: двухчастное строение.
Урок 12.
Танцы в «Детском альбоме». Рассказ, прослушивание и анализ «Польки» и «Вальса.»
Термины: двух- и трехдольность, размер, сложная трехчастность.
Урок 13.
Беседа, прослушивание и анализ «Мазурки» и «Камаринской».
Термины: варьирование, вариант.
Урок 14.
Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Сладкая греза», «Баба Яга», «Зимнее утро».
Термины: консонанс, диссонанс, фраза, мотив.
Урок 15.
«Размышления» в «Детском альбоме».Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Утренняя молитва» и «В церкви».
Термины: органный пункт.
Урок 16.
Контрольный.
Урок 17.
Шуман «Альбом для юношества». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Солдатский марш», «Первая утрата». При обсуждении этих пьес удобно сравнивать их с аналогичными по характеру пьесами из «Детского альбома» -«Маршем деревянных солдатиков», «Болезнью куклы», «Игрой в лошадки». Урок 18. Шуман «Альбом для юношества». Прослушивание и анализ пьес «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Дед Мороз».
Урок 19.
Шостакович. «Танцы кукол». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Вальс-шутка» и «Шарманка».
Урок 20.
Прокофьев. «Детская музыка». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Марш» и «Вальс». При анализе сравнить вальсы Чайковского, Шостаковича и Прокофьева и обратить внимание на различные типы мелодии, «взрослость», психологизм у Прокофьева и «игрушечность», «шарманочность» у Шостаковича.
Урок 21.
Майкапар. «Бирюльки». Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Эхо в горах» и «Мимолетное виденье».
Урок 22.
Майкапар. «Музыкальная шкатулочка», «Полька», «Росинки». Обратить внимание на родственность приемов в изображении «шарманочно-заводных» образов.
Урок 23.
Свиридов. Альбом пьес для детей. Прослушивание и анализ пьес «Колдун», «Музыкальный ящик». Сравнить с пьесами «Баба Яга», «Дед Мороз», отметить общие черты в изображении «страшилок», а так же с «Вальсом-шуткой» и «Музыкальной шкатулочкой».
Тема 9. Содержание, жанры и формы в произведениях выдающихся композиторов прошлого.
|
Урок 24.
Эдвард Григ. Рассказ, прослушивание и обсуждение пьес «Танец эльфов», «Шествие гномов».
Урок 25.
Григ. Беседа и прослушивание пьес «Кобольд», «В пещере горного короля».
Термины: оркестровая музыка, симфонический оркестр.
Эмоциональное воздействие многократно усилится, если использовать не традиционный вариант записи пьесы «В пещере горного короля» (из сюиты), а вариант с хором (из музыки к драме).
Урок 26.
Моцарт. Рондо в турецком стиле.
Термин: рондо (как круг, хоровод мелодий).
Полезно перед прослушиванием дать задание сосчитать все разные мелодии.
Урок 27.
Контрольный.
Урок 28.
Шуберт. «Лесной царь». Рассказ, разбор текста, прослушивание и обсуждение.
Термины: вокальная музыка, певец, баллада.
Перед началом прослушивания лучше прочесть текст полностью и слушать исполнение на русском языке. При заинтересованной и активной группе можно вторичное прослушивание предложить на немецком, чтобы почувствовать фонетическую энергию языка.
Урок 29.
Шуберт. «Шарманщик». Знакомство с текстом, обсуждение и прослушивание. Трагичность и психологизм образа, особенности мелодии и гармонии. Сравнить с выразительными средствами ранее пройденных «шарманок».
Урок 30.
Бетховен. Рассказ и прослушивание пьес «Сурок» и «Элизе».
Термины: куплетная форма.
Урок 31.
Бах. Волынка. Скерцо.
Термины: волынка, скерцо, флейта.
Урок32.
Контрольный.
Класс
Тема 1. Балет.
Урок 1. Музыка в театре. Балет – крупное музыкально-сценическое произведение, объединяющее музыку, танец и пантомиму. Чайковский – создатель русского классического балета. Сказочное содержание «Щелкунчика».
Просмотр мультфильма «Щелкунчик» (или чтение фрагментов сказки Э.Т.А.Гофмана).
Урок 2. Продолжение просмотра мультфильма «Щелкунчик».
Понятия: знать содержание сказки.
Урок 3. Просмотр 1 действия балета «Щелкунчик». По ходу просмотра вводятся новые слова и понятия.
Понятия: хореография, хореограф, пантомима, пуанты.
Урок 4. Продолжение просмотра балета «Щелкунчик». Дивертисмент из 2 действия: Испанский, Арабский, Китайский танцы, Трепак, Танец пастушков.
|
Понятия: дивертисмент.
Урок 5. Просмотр 2 действия: вальс цветов и па-де де.
Понятия: кордебалет, па-де-де, вариация, кода, челеста, арфа.
Урок 6 – 7.
Содержание балета «Лебединое озеро». Просмотр мультфильма «Лебединое озеро».
Понятия: либретто. Знать содержание сказки.
Урок 8.
Контрольный.
Уроки 9 -10 -11.
Просмотр балета «Лебединое озеро» в видеозаписи.
Понятия: дуэт, классический, характерный танец, фуэтэ.
Урок 12.
Опера. Возникновение в Италии в XVII веке. Изложение содержания оперы –либретто. Сольные, ансамблевые, хоровые номера. Увертюра. Чтение сказки К. Виланда «Волшебная флейта».
Понятия: содержание сказки.
Урок 13.
Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Прослушивание и разбор арий Папагено из1 и 2 действий. Просмотр этих фрагментов в видеоизозаписи.
Понятия: ария, голос баритон.
Урок 14.
«Волшебная флейта». Разбор текста и прослушивание арии Царицы Ночи. Просмотр в видеозаписи.
Понятия: колоратурное сопрано.
Урок 15.
Бизе. «Кармен». Краткое содержание оперы и просмотр в видеозаписи фрагментов: Хабанера Кармен и куплеты Тореадора, увертюра.
Понятия: увертюра, хабанера, знать в общих чертах сюжет оперы.
Урок 16.
Контрольный.
Урок 17 -18 -19.
Сен-Санс. «Карнавал животных». Беседа, прослушивание и обсуждение пьес «Королевский марш львов», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Ослы», «Кукушка», «Птичник», «Пианисты», «Ископаемые», «Лебедь», «Финал».
Понятия: сюита, звукоизобразительность, контрабас, кларнет, флейта, ксилофон, виолончель.
Урок 20.
Чтение и обсуждение повести Пушкина «Метель».
Урок 22 – 23.
Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Прослушивание и анализ пьес «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Военный марш».
Понятия: музыкальные иллюстрации, романс, инструментовка.
Урок 24.
Мусоргский. «Картинки с выставки». Прослушивание и анализ пьес «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло».
Урок 25.
Вивальди. «Времена года». Прослушивание и обсуждение 3 части концерта «Лето».
Понятия: концерт, камерный оркестр, солист.
Урок 26.
Контрольный.
Урок 27 – 28- 29.
Григ. «Пер Гюнт». Музыка к спектаклю. Прослушивание с нотами и анализ пьес «Утро», «Смерть Озе», Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» Последнюю пьесу лучше слушать в вокальном варианте и, желательно, на языке первоисточника (познакомившись предварительно с русским текстом).
Урок 30 – 31.
Бизе-Щедрин. «Кармен-сюита». Просмотр и обсуждение фрагментов балета. Особенности жанра, оркестровки.
Урок 32.
Контрольный.
|
Класс
Урок 1 -2.
Содержание и выразительность произведения. Рассказ, прослушивание и обсуждение произведений: Лядов «Кикимора», Шостакович. Эпизод нашествия из симфонии №7.
Урок 3. Типы мелодии – кантилена, речитатив, мелодия инструментальная. Примеры: Сен-Санс «Лебедь», Паганини Каприс №24, Мусоргский «С няней», «В углу».
Термины и определения мелодия, аккомпанемент, кантилена, речитатив.
Урок 4. Ритм в музыке. Метр. Метроритм. Примеры: Бетховен 5 симфония, экспозиция, Шуберт «Лесной царь».
Урок 5 -6.
Гармония.Примеры: Шопен прелюдии №4, 20, Бах прелюдия №1 из ХТК, Бах –Гуно «Ave, Maria».
Термины: аккорд,консонанс, диссонанс.
Урок7.
Темп.Динамика.Штрихи.
Термины: итальянские обозначения основных темповых и динамических терминов.
Урок 8.
Контрольный.
Урок 9.
Лад..Примеры: Шуберт вальс си-минор, Свиридов «Весна и осень».
Урок 10.
Регистр, диапазон. Примеры: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло».
Урок 11.
Фактура, склад.. Песню «Во поле береза стояла» спеть одноголосно, затем сыграть в аккордовой, гомофонно-гармонической фактуре, затем спеть в виде трехголосного канона и, наконец, соединить с другой мелодией (чтобы получилась контрастная полифония).
Понятия: монодический склад, аккордовый склад, гомофонно-гармонический склад, полифоничесеий склад.
Урок 12.
Тембр. Мужские голоса. Примеры: Римский-Корсаков Песни Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей из оперы Садко» (в видеозописи).
Понятия: тенор, баритон, бас.
Урок 13.
Тембр. Женские голоса. Примеры: Моцарт. Ария Царицы Ночи, Чайковский, песня Графини из оперы «Пиковая дама». Просмотр фрагментов опер.
Понятия: сопрано, меццо-сопрано, колоратурное сопрано.
Урок 14.
Виды хоров. Мужской, женский. Примеры: Вебер хор охотников из оперы «Волшебный стрелок», Бородин хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь». Просмотр фрагментов опер.
Урок 15.
Виды хоров. Смешанный, детский. Примеры: Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», детский хор из оперы «Кармен».
Урок 16.
Контрольный.
Урок17.
Симфонический оркестр. Группы инструментов. Дирижер. Просмотр видеозаписи (оркестр, отдельные инструменты).
Понятия: партия, партитура, tutti, solo, партитура, партия, группы оркестра, названия инструментов оркестра.
Урок 18.
Инструменты струнной группы. Просмотр видеозаписи. Прослушивание: Лист. Кампанелла, Сен-Санс «Лебедь», «Слоны».
Понятия: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Урок 19 - 20.
Духовые инструменты. Знакомство с инструментами в видеозаписи. Прослушивание: Чайковский Неаполитанский танец, Бах Скерцо.
Понятия: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба.
Урок 21.
Группа ударных инструментов и дополнительные инструменты.
Прослушивание: Хачатурян Танец с саблями, фрагменты балета А. Петрова «Сотворение мира», пьесы для арфы Дюссека.
Понятия: большой и малый барабан, тарелки, треугольник, кастаньеты, литавры, ксилофон.
Урок 22.
Духовой оркестр. Новые инструменты альт, тенор, баритон, корнет, геликон.
Слушание: Агапкин. Прощание славянки, Джойс Осенний сон, Штраус полька «Трик-трак».
Урок 23.
Оркестр народных инструментов. Другие виды оркестров.
Понятия: балалайка, домра, баян, гусли, трещотки, ложки.
Урок 24.
Клавишные инструменты.Слушание пьес в исполнении на клавесине. Фортепиано. История развития.
Понятия: клавесин, клавикорд.
Урок 25.
Орган. Устройство. История создания и развития. Слушанье: Бах Токката и фуга ре-минор.
Урок 26.
Контрольный.
Тема 4. Музыкальные жанры.
Урок 27. Что такое жанр. Какие бывают жанры. Песня. Слушание: Чайковский. Колыбельная в бурю. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы. Гершвин. Колыбельная Клары.
Урок 28.
Марши. Характерные черты маршей. Разные виды маршей. Слушанье: Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик», Глинка Марш Черномора, Мендельсон Свадебный марш, Шопен Траурный марш из 2 сонаты.
Понятия: характерные черты марша.
Урок 29.
Танец. Народные танцы. Бальные танцы. Менуэт. Гавот. Полонез. Слушание: Боккерини Менуэт, Люлли Гавот, Огинский Полонез,.
Урок 30.
Бальные танцы: полька, вальс, мазурка. Слушание: Рахманинов Полька, Штраус Полька «Трик-трак», вальс «На прекрасном голубом Дунае».
Понятия: отличительные черты каждого танца.
Урок 31.
Мазурка. Краковяк. Тарантелла. Слушание: Чайковский Мазурка из балета «Лебединое озеро», Глинка Краковяк из «Ивана Сусанина», Россини Итальянская тарантелла.
Урок 32.
Итоговый.
Список литературы.
1.Абызова Е.Н. «Картинки с выставки» Мусоргского.-М., 1987.
2.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1988.
3.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989.
4.Гингольд Л. В поединке с судьбой. Героические дни Бетховена. М., 1973.
5.Дешкова И. Балет. Иллюстрированная энциклопедия в рассказах и исторических анекдотах. М., 1995.
6.Левашева Г. Поговорим о музыке. Л., 1964.
7.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.
8.Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.
9.Осовицкая З., Казанцева А. В мире музыки. М., 1994.
10.Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. 1 год обучения. СПб 1999.
11.Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. СПб 1999.
12.Рыцарева М. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. М., 1994.
13.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3 класса ДМШ. СПб 2003.
14.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса ДМШ.СПб 2005.
.
Класс
1 | Выразительные средства музыки | 11 часов |
2 | Вокальные тембры и их выразительные возможности | 5 часов |
3 | Инструментальные тембры и их выразительные возможности | 10 часов |
4 | Музыкальные жанры | 6 часов |
Всего
32 часа
Содержание предмета
1 класс
Тема 1. Окружающий мир и музыка.
Урок 1.
Введение. Музыка вокруг нас. Кто сочиняет музыку. Кто ее исполняет. Для кого она предназначена. Где звучит музыка, для чего. Разнообразие музыкальных произведений.
Термины: композитор, исполнитель, слушатель, фортепиано, певец, солист.
Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа.
Урок 2.
Темп и динамика – наиболее обращающие на себя внимание, прежде всего запоминающиеся музыкальные средства. От них во многом зависит характер музыки.
Примеры: Кабалевский. Клоуны. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.
Майкапар. Эхо в горах.
Термины: форте, пиано, темп.
Урок 3.
Регистр. Зависимость образа от регистра.
Примеры: Галынин. Медведь. Майкапар. Росинки. Сен-Санс. Слоны, Птичник.
Термины: регистр нижний, средний, высокий.
Урок 4.
Лад. Зависимость характера музыки от лада. На первых порах дети не всегда точно определяют лад произведения, для них пока еще вся быстрая музыка – мажорная, а медленная – минорная. Над этим элементом нужна особая работа в течение всего года.
Примеры: Чайковский. Старинная французская песенка. Полька.
Термины: лад, мажор, минор, мелодия.
Урок 5.
Ритм. Гармония. Штрихи. Роль этих элементов в создании образа.
Примеры: Кабалевский. Ежик. Барабанщик. Слонимский. Лягушки. Чайковский. Старинная французская песенка. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.
Термины: ритм, пульс, аккорд, стаккато, легато.
Термин «гармония» пока не вводится, а дети отмечают наличие или отсутствие в произведении «музыкальных колючек» (диссонансов). Это понятие тоже требует проработки. Любопытный результат дает игра «найди ошибку» -исполнение знакомой пьесы с абсолютно другой гармонией.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!