Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа.

2020-07-07 132
Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Класс

1 Выразительные средства музыки 11 часов
2 Вокальные тембры и их выразительные возможности 5 часов
3 Инструментальные тембры и их выразительные возможности 10 часов
4 Музыкальные жанры    6 часов

                                                                               Всего

                                                                                32 часа

 

                          

                                   Содержание предмета

                                             

                                                   1 класс

 Тема 1.  Окружающий мир и музыка.

Урок 1.

Введение. Музыка вокруг нас. Кто сочиняет музыку. Кто ее исполняет. Для кого она предназначена. Где звучит музыка, для чего. Разнообразие музыкальных произведений.

Термины: композитор, исполнитель, слушатель, фортепиано, певец, солист.

 

Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа.

Урок 2.

Темп и динамика – наиболее обращающие на себя внимание, прежде всего запоминающиеся музыкальные средства. От них  во многом зависит характер музыки.

Примеры: Кабалевский. Клоуны. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

Майкапар. Эхо в горах.

Термины: форте, пиано, темп.

Урок 3.

Регистр. Зависимость образа от регистра.

Примеры: Галынин. Медведь. Майкапар. Росинки. Сен-Санс. Слоны, Птичник.

Термины: регистр нижний, средний, высокий.

Урок 4.

Лад. Зависимость характера музыки от лада. На первых порах дети не всегда точно определяют лад произведения, для них пока еще вся быстрая музыка – мажорная, а медленная – минорная. Над этим элементом нужна особая работа в течение всего года.

Примеры: Чайковский. Старинная французская песенка. Полька.

Термины: лад, мажор, минор, мелодия.

Урок 5.

Ритм. Гармония. Штрихи. Роль этих элементов в создании образа.

Примеры: Кабалевский. Ежик. Барабанщик. Слонимский. Лягушки. Чайковский. Старинная французская песенка. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

Термины: ритм, пульс, аккорд, стаккато, легато.

Термин «гармония» пока не вводится, а дети отмечают наличие или отсутствие в произведении «музыкальных колючек» (диссонансов). Это понятие тоже требует проработки. Любопытный результат дает игра «найди ошибку» -исполнение знакомой пьесы с абсолютно другой гармонией.

 

Тема 3. Композиторы – детям. Чайковский. Детский альбом.

Урок 6.

«Игрушки». История про куклу. Прослушивание и анализ: лад, темп, регистр, мелодический рисунок, динамика.

Термины: кульминация, аккомпанемент.

Урок 7.

Прослушивание и анализ пьес «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки». Для подготовки к понятию «жанр» удобно на первых порах задавать вопрос: «что хочется делать под эту музыку: петь, танцевать, маршировать, мечтать?»

Термины: повторность, строение пьесы (форма), марш.

 

 

Урок 8.

«Песенки» в «Детском альбоме». Рассказ –подготовка, прослушивание и анализ-беседа.

«Старинная французская песенка», «Немецкая песенка».

Термины: песня, запев, припев, трехчастное строение (форма).

Урок 9.

Контрольный.

Урок 10.

Беседа, прослушивание и анализ «Итальянской» и «Неаполитанской песенки». При изучении пьес Чайковского удобно пользоваться изданием с иллюстрациями, нотами и стихами: «Детский альбом. Музыка П.И. Чайковского. Стихи Виктора Лунина, иллюстрации Веры Павловой». М. 1994.                                                                      Термины: развитие, контраст.

Урок11.

Подготовительная беседа, прослушивание и анализ пьес «Шарманщик поет» и «Песня жаворонка».

Термины: двухчастное строение.

Урок 12.

Танцы в «Детском альбоме». Рассказ, прослушивание и анализ «Польки» и «Вальса.»

Термины: двух- и трехдольность, размер, сложная трехчастность.

Урок 13.

Беседа, прослушивание и анализ «Мазурки» и «Камаринской».

Термины: варьирование, вариант.

Урок 14.

Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Сладкая греза», «Баба Яга», «Зимнее утро».

Термины: консонанс, диссонанс, фраза, мотив.

Урок 15.

«Размышления» в «Детском альбоме».Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Утренняя молитва» и «В церкви».

Термины: органный пункт.

Урок 16.

Контрольный.

Урок 17.

Шуман «Альбом для юношества». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Солдатский марш», «Первая утрата». При обсуждении этих пьес удобно сравнивать их с аналогичными по характеру пьесами из «Детского альбома» -«Маршем деревянных солдатиков», «Болезнью куклы», «Игрой в лошадки».                                                                               Урок 18.                                                                                                                               Шуман   «Альбом для юношества». Прослушивание и анализ пьес «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Дед Мороз».

Урок 19.

Шостакович. «Танцы кукол». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Вальс-шутка» и «Шарманка».

Урок 20.

Прокофьев. «Детская музыка». Беседа, прослушивание и анализ пьес «Марш» и «Вальс». При анализе сравнить вальсы Чайковского, Шостаковича и Прокофьева и обратить внимание на различные типы мелодии, «взрослость», психологизм у Прокофьева и «игрушечность», «шарманочность» у Шостаковича.

Урок 21.

Майкапар. «Бирюльки». Рассказ, прослушивание и анализ пьес «Эхо в горах» и «Мимолетное виденье».

 

Урок 22.

Майкапар. «Музыкальная шкатулочка», «Полька», «Росинки». Обратить внимание на родственность приемов в изображении «шарманочно-заводных» образов.

Урок 23.

Свиридов. Альбом пьес для детей. Прослушивание и анализ пьес «Колдун», «Музыкальный ящик». Сравнить с пьесами «Баба Яга», «Дед Мороз», отметить общие черты в изображении «страшилок», а так же с «Вальсом-шуткой» и «Музыкальной шкатулочкой».

Тема 9. Содержание, жанры и формы в произведениях выдающихся композиторов прошлого.

Урок 24.

Эдвард Григ. Рассказ, прослушивание и обсуждение пьес «Танец эльфов», «Шествие гномов».

Урок 25.

Григ. Беседа и прослушивание пьес «Кобольд», «В пещере горного короля».

Термины: оркестровая музыка, симфонический оркестр.

Эмоциональное воздействие многократно усилится, если использовать не традиционный вариант записи пьесы «В пещере горного короля» (из сюиты), а вариант с хором (из музыки к драме).

Урок 26.

Моцарт. Рондо в турецком стиле.

Термин: рондо (как круг, хоровод мелодий).

Полезно перед прослушиванием дать задание сосчитать все разные мелодии.

Урок 27.

Контрольный.

Урок 28.

Шуберт. «Лесной царь». Рассказ, разбор текста, прослушивание и обсуждение.

Термины: вокальная музыка, певец, баллада.

Перед началом прослушивания лучше прочесть текст полностью и слушать исполнение на русском языке. При заинтересованной и активной группе можно вторичное прослушивание предложить на немецком, чтобы почувствовать фонетическую энергию языка.

Урок 29.

Шуберт. «Шарманщик». Знакомство с текстом, обсуждение и прослушивание. Трагичность и психологизм образа, особенности мелодии и гармонии. Сравнить с выразительными средствами ранее пройденных «шарманок».

Урок 30.

Бетховен. Рассказ и прослушивание пьес «Сурок» и «Элизе».

Термины: куплетная форма.

Урок 31.

Бах. Волынка. Скерцо.

Термины: волынка, скерцо, флейта.

Урок32.

Контрольный.

 

 

 

Класс

Тема 1. Балет.

Урок 1. Музыка в театре. Балет – крупное музыкально-сценическое произведение, объединяющее музыку, танец и пантомиму. Чайковский – создатель русского классического балета. Сказочное содержание «Щелкунчика».

Просмотр мультфильма «Щелкунчик» (или чтение фрагментов сказки Э.Т.А.Гофмана).

Урок 2. Продолжение просмотра мультфильма «Щелкунчик».

Понятия: знать содержание сказки.

Урок 3. Просмотр 1 действия балета «Щелкунчик». По ходу просмотра вводятся новые слова и понятия.

Понятия: хореография, хореограф, пантомима, пуанты.

Урок 4. Продолжение просмотра балета «Щелкунчик». Дивертисмент из 2 действия: Испанский, Арабский, Китайский танцы, Трепак, Танец пастушков.

Понятия: дивертисмент.

Урок 5. Просмотр 2 действия: вальс цветов и па-де де.

Понятия: кордебалет, па-де-де, вариация, кода, челеста, арфа.

Урок 6 – 7.

Содержание балета «Лебединое озеро». Просмотр мультфильма «Лебединое озеро».

Понятия: либретто. Знать содержание сказки.

Урок 8.

Контрольный.

Уроки 9 -10 -11.

Просмотр балета «Лебединое озеро» в видеозаписи.

Понятия: дуэт, классический, характерный танец, фуэтэ.

Урок 12.

Опера. Возникновение в Италии в XVII веке. Изложение содержания оперы –либретто. Сольные, ансамблевые, хоровые номера. Увертюра. Чтение сказки К. Виланда «Волшебная флейта».

Понятия: содержание сказки.

Урок 13.

Моцарт. Опера «Волшебная флейта». Прослушивание и разбор арий Папагено из1 и 2 действий. Просмотр этих фрагментов в видеоизозаписи.

Понятия: ария, голос баритон.

Урок 14.

«Волшебная флейта». Разбор текста и прослушивание арии Царицы Ночи. Просмотр в видеозаписи.

Понятия: колоратурное сопрано.

Урок 15.

Бизе. «Кармен». Краткое содержание оперы и просмотр в видеозаписи фрагментов: Хабанера Кармен и куплеты Тореадора, увертюра.

Понятия: увертюра, хабанера, знать в общих чертах сюжет оперы.

Урок 16.

Контрольный.

Урок 17 -18 -19.

Сен-Санс. «Карнавал животных». Беседа, прослушивание и обсуждение пьес «Королевский марш львов», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Ослы», «Кукушка», «Птичник», «Пианисты», «Ископаемые», «Лебедь», «Финал».

Понятия: сюита, звукоизобразительность, контрабас, кларнет, флейта, ксилофон, виолончель.

Урок 20.

Чтение и обсуждение повести Пушкина «Метель».

Урок 22 – 23.

Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Прослушивание и анализ пьес «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Военный марш».

Понятия: музыкальные иллюстрации, романс, инструментовка.

Урок 24.

Мусоргский. «Картинки с выставки». Прослушивание и анализ пьес «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло».

Урок 25.

Вивальди. «Времена года». Прослушивание и обсуждение 3 части концерта «Лето».

Понятия: концерт, камерный оркестр, солист.

Урок 26.

Контрольный.

Урок 27 – 28- 29.

Григ. «Пер Гюнт». Музыка к спектаклю. Прослушивание с нотами и анализ пьес «Утро», «Смерть Озе», Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг» Последнюю пьесу лучше слушать в вокальном  варианте и, желательно, на языке первоисточника (познакомившись предварительно с русским текстом).

Урок 30 – 31.

Бизе-Щедрин. «Кармен-сюита». Просмотр и обсуждение фрагментов балета. Особенности жанра, оркестровки.

Урок 32.

Контрольный.

Класс

 

Урок 1 -2.

Содержание и выразительность произведения. Рассказ, прослушивание и обсуждение произведений: Лядов «Кикимора», Шостакович. Эпизод нашествия из симфонии №7.

Урок 3. Типы мелодии – кантилена, речитатив, мелодия инструментальная. Примеры: Сен-Санс «Лебедь», Паганини Каприс №24, Мусоргский «С няней», «В углу».

Термины  и определения мелодия, аккомпанемент, кантилена, речитатив.

Урок 4. Ритм в музыке. Метр. Метроритм. Примеры: Бетховен 5 симфония, экспозиция, Шуберт «Лесной царь».

 

Урок 5 -6.

Гармония.Примеры: Шопен прелюдии №4, 20, Бах прелюдия №1 из ХТК, Бах –Гуно «Ave, Maria».

Термины: аккорд,консонанс, диссонанс.

Урок7.

Темп.Динамика.Штрихи.

Термины: итальянские обозначения основных темповых и динамических терминов.

Урок 8.

Контрольный.

Урок 9.

Лад..Примеры: Шуберт вальс си-минор, Свиридов «Весна и осень».

Урок 10.

Регистр, диапазон. Примеры: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло».

Урок 11.

Фактура, склад.. Песню «Во поле береза стояла» спеть одноголосно, затем сыграть в аккордовой, гомофонно-гармонической фактуре, затем спеть в виде трехголосного канона и, наконец, соединить с другой мелодией (чтобы получилась контрастная полифония).

Понятия: монодический склад, аккордовый склад, гомофонно-гармонический склад, полифоничесеий склад.

Урок 12.

Тембр. Мужские голоса. Примеры: Римский-Корсаков Песни Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей из оперы Садко» (в видеозописи).

Понятия: тенор, баритон, бас.

Урок 13.

Тембр. Женские голоса. Примеры: Моцарт. Ария Царицы Ночи, Чайковский, песня Графини из оперы «Пиковая дама». Просмотр фрагментов опер.

Понятия: сопрано, меццо-сопрано, колоратурное сопрано.

Урок 14.

Виды хоров. Мужской, женский. Примеры: Вебер хор охотников из оперы «Волшебный стрелок», Бородин хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь». Просмотр фрагментов опер.

Урок 15.

Виды хоров. Смешанный, детский. Примеры: Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», детский хор из оперы «Кармен».

Урок 16.

Контрольный.

Урок17.

Симфонический оркестр. Группы инструментов. Дирижер. Просмотр видеозаписи (оркестр, отдельные инструменты).

Понятия: партия, партитура, tutti, solo, партитура, партия, группы оркестра, названия инструментов оркестра.

 

 

Урок 18.

Инструменты струнной группы. Просмотр видеозаписи. Прослушивание: Лист. Кампанелла, Сен-Санс «Лебедь», «Слоны».

Понятия: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Урок 19 - 20.

Духовые инструменты. Знакомство с инструментами в видеозаписи. Прослушивание: Чайковский Неаполитанский танец, Бах Скерцо.

Понятия: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба.

Урок 21.

Группа ударных инструментов и дополнительные инструменты.

Прослушивание: Хачатурян Танец с саблями, фрагменты балета А. Петрова «Сотворение мира», пьесы для арфы Дюссека.

Понятия: большой и малый барабан, тарелки, треугольник, кастаньеты, литавры, ксилофон.

Урок 22.

Духовой оркестр. Новые инструменты  альт, тенор, баритон, корнет, геликон.

Слушание: Агапкин. Прощание славянки, Джойс Осенний сон, Штраус полька «Трик-трак».

Урок 23.

Оркестр народных инструментов. Другие  виды оркестров.

Понятия: балалайка, домра, баян, гусли, трещотки, ложки.

Урок 24.

Клавишные инструменты.Слушание пьес в исполнении на клавесине. Фортепиано. История развития.

Понятия: клавесин, клавикорд.

Урок 25.

Орган. Устройство. История создания и развития. Слушанье: Бах Токката и фуга ре-минор.

Урок 26.

Контрольный.

Тема 4. Музыкальные жанры.

Урок 27. Что такое жанр. Какие бывают жанры. Песня. Слушание: Чайковский. Колыбельная в бурю. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы. Гершвин. Колыбельная Клары.

Урок 28.

Марши. Характерные черты маршей. Разные виды маршей. Слушанье: Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик», Глинка Марш Черномора, Мендельсон Свадебный марш, Шопен Траурный марш из 2 сонаты.

Понятия: характерные черты марша.

Урок 29.

Танец. Народные танцы. Бальные танцы. Менуэт. Гавот. Полонез. Слушание: Боккерини Менуэт, Люлли Гавот, Огинский Полонез,.

Урок 30.

Бальные танцы: полька, вальс, мазурка. Слушание: Рахманинов Полька, Штраус Полька «Трик-трак», вальс «На прекрасном голубом Дунае».

Понятия: отличительные черты каждого танца.

 

 

Урок 31.

Мазурка. Краковяк. Тарантелла. Слушание: Чайковский Мазурка из балета «Лебединое озеро», Глинка Краковяк из «Ивана Сусанина», Россини Итальянская тарантелла.

Урок 32.

Итоговый.

                                  Список литературы.

 

1.Абызова Е.Н. «Картинки с выставки» Мусоргского.-М., 1987.

2.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1988.

3.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989.

4.Гингольд Л. В поединке с судьбой. Героические дни Бетховена. М., 1973.

5.Дешкова И. Балет. Иллюстрированная энциклопедия в рассказах и исторических анекдотах. М., 1995.

6.Левашева Г. Поговорим о музыке. Л., 1964.

7.Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1986.

8.Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

9.Осовицкая З., Казанцева А. В мире музыки. М., 1994.

10.Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. 1 год обучения. СПб 1999.

11.Островская Я., Фролова Л., Цес Н. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. СПб 1999.

12.Рыцарева М. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. М., 1994.

13.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 3 класса ДМШ. СПб 2003.

14.Фролов А. Музыкальная литература. Учебник для 4 класса ДМШ.СПб 2005.

 

 

 

 

.

 

 

Класс

1 Выразительные средства музыки 11 часов
2 Вокальные тембры и их выразительные возможности 5 часов
3 Инструментальные тембры и их выразительные возможности 10 часов
4 Музыкальные жанры    6 часов

                                                                               Всего

                                                                                32 часа

 

                          

                                   Содержание предмета

                                             

                                                   1 класс

 Тема 1.  Окружающий мир и музыка.

Урок 1.

Введение. Музыка вокруг нас. Кто сочиняет музыку. Кто ее исполняет. Для кого она предназначена. Где звучит музыка, для чего. Разнообразие музыкальных произведений.

Термины: композитор, исполнитель, слушатель, фортепиано, певец, солист.

 

Тема 2. Элементы музыкального языка и их роль в создании образа.

Урок 2.

Темп и динамика – наиболее обращающие на себя внимание, прежде всего запоминающиеся музыкальные средства. От них  во многом зависит характер музыки.

Примеры: Кабалевский. Клоуны. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

Майкапар. Эхо в горах.

Термины: форте, пиано, темп.

Урок 3.

Регистр. Зависимость образа от регистра.

Примеры: Галынин. Медведь. Майкапар. Росинки. Сен-Санс. Слоны, Птичник.

Термины: регистр нижний, средний, высокий.

Урок 4.

Лад. Зависимость характера музыки от лада. На первых порах дети не всегда точно определяют лад произведения, для них пока еще вся быстрая музыка – мажорная, а медленная – минорная. Над этим элементом нужна особая работа в течение всего года.

Примеры: Чайковский. Старинная французская песенка. Полька.

Термины: лад, мажор, минор, мелодия.

Урок 5.

Ритм. Гармония. Штрихи. Роль этих элементов в создании образа.

Примеры: Кабалевский. Ежик. Барабанщик. Слонимский. Лягушки. Чайковский. Старинная французская песенка. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

Термины: ритм, пульс, аккорд, стаккато, легато.

Термин «гармония» пока не вводится, а дети отмечают наличие или отсутствие в произведении «музыкальных колючек» (диссонансов). Это понятие тоже требует проработки. Любопытный результат дает игра «найди ошибку» -исполнение знакомой пьесы с абсолютно другой гармонией.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.