Тема: Из чего же, из чего же состоят слова? — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема: Из чего же, из чего же состоят слова?

2020-07-03 138
Тема: Из чего же, из чего же состоят слова? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: развивать фонетический слух, познавательные способности детей, интерес к русскому языку, воспитывать умения работать к команде.

 

На доске написано: «Гласные - это река. А согласные - её берега» (К. С. Станиславский), «Звук – одежда слова» (М. Горький)

Класс делится на 4 команды. Даётся название каждой команде: «Буквы» «Звуки», «Гласные», «Согласные».

За верно выполненное задание- 1 балл.

 

Ход занятия.

Чтение стихотворения С. Ефремова «Звук».

Он бывает тихим, громким, а ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить, а захочет - будет жить.

Рот ему, как дом родной, из него летит волной.

Любит с эхом подразниться, в барабане схорониться.

Если где услышим стук, значит, к нам добрался… звук.

 

О чём сегодня будем говорить? Я вам предлагаю поиграть и выполнить задания со звуками русского языка. А как называется наука, которая изучает звуки? (Фонетика)

Фонетическая викторина.

1). В слове «кот» 3 буквы и в слове «мяу» 3 буквы. А одинаковое ли количество звуков?

2) В словах «клён» и «клоун» по 3 согласных буквы. А сколько звуков?

3) В словах Коля и колья 2 гласных буквы. А сколько звуков?

4) В словах «ель» и «ели» букв одинаково. А звуков?

Фонетическая разминка.

Собрать скороговорки и произнести их 3 раза всей командой.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Купили Валере и Вареньке варежки и валенки.

Игра «Всегда вместе».

Игра «Один звук, марш».

Из каждого слова уберите 1 звук, чтобы получилось новое слово.

Краска, склон, полк, беда, тепло.

А теперь наоборот замените один согласный звук.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, тоска, полено.

5.Конкурс капитанов. Поставить правильно ударение в словах.

Магазин баловать

Шофёр искра

Портфель алфавит

Ворота

Фонетические головоломки. Отгадать шарады.

1) Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца –

Во мне увидишь что угодно. (нос – сон)

2) Пойди – ка в сад и погляди:

Я там цвету, благоухая.

Но Г приставишь впереди –

И в небе я загромыхаю. (роза – гроза)

3). Мне не пройти в ветвистый лес – мои рога в ветвях застряли.

Но обменяй мне Л на С –

И листья леса все завянут. (олень – осень)

4) Со звуком С я не вкусна, но в пище каждому нужна.

С М берегись меня, а то

Я съем и платье, и пальто. (соль – моль)

7. Фонетические прятки. Составь из букв слова «ФОНЕТИКА» как можно больше слов.

Подведение итогов.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/24/vneklassnoe-zanyatie-po-russkomu-yazyku-tsaritsa-fonetika

Занятие 8.

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

Как корень слова учил окончания уму – разуму.

Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.

 

Ход занятия.

- 1. Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

- Отгадайте загадки о частях слова.

Я - общая часть родственных слов.

Во мне заключается смысл.

Я - самая главная часть,

Без меня все слова - бессмыслица. (Корень)

 

Я приставлена к слову,

Без него не могу, как без мамы.

И если меня ты отделишь, дружок,

То сразу предлогом я стану. (Приставка)

 

За Корнем Я

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку. (Суффикс)

 

В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется. (Окончание)

 

2. - Сегодня на занятии мы обобщим знания по теме «Окончание слова».

3. Сценка:

Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.

Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень: Выходит и вам трудно живется.

Окончания: Еще как трудно.

 

- Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.

 

4. Запишите предложение, изменив окончание.

Закружилась листва золотая

В розоватой вода на пруд. (С.Есенин)

 

5. - Распределите слова вода, водичка, у воды, водный, под водой на 2 группы.

Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.

Выпишите вторую группу слов.

- Что изменяется в словах? Выделите окончание.

- Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова)

- Как найти в слове окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова).

- А можем мы сказать, для чего нужны окончания?

 

6. Работа в парах.

- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

лицо ручка

дверь плавник

зима волна

рыба глаз

море день

- Как соединили?

- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.

- Встаньте те, кто не допустил ошибок.

 

7. Эстафета.

- А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.

По рядам друг за другом выходим и выделяем в словах окончания. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

русалка

старуха

девица

на ветвях

у моря

окно

дуб

рыбка

для батюшки

сказка

старик

стороны

в темнице

с тиной

остров

следы

в землянке

под елью

 

8. составьте словосочетания, используя данные окончания. Какие словосочетания имеют прямое значение? Какие употреблены в переносном значении?

 

 

-ие

 

 

Деньги

 

Тарелка

Душа

-ая

Мелк-

-ий

Почерк

Буква

 

Река

Озеро

 

-ое

 

Поступок

 

Итог.

- Расскажите, что вы знаете об окончании по плану:

1) Что такое окончание?

2) Для чего служит окончание?

3) Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?

 

Занятия 9-10.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.