Ценностными ориентирами содержания данного курса — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Ценностными ориентирами содержания данного курса

2020-07-03 134
Ценностными ориентирами содержания данного курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка

«Занимательная грамматика»

 

Составитель:

Шеина Н.Н., учитель начальных классов,

I квалификационной категории

 

ГО Краснотурьинск

2014-2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

1

Пояснительная записка………………………………………

3

2

Календарно-тематическое планирование………………….

10

3

Методическая копилка (конспекты занятий)………………

20

 

Литература……………………………………………………

94

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 2, 3, 4-х классов.

Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения

В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил.

Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 

Цель: формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Принципы программы: Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой.

Общая характеристика учебного курса:

Курс «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению: научно – познавательное (проектная деятельность).

 

Содержание курса грамматики строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения грамматических понятий.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

 

Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского языка, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия способствуют развитию у детей орфографической зоркости, связной устной и письменной речи.

Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные на уроках знания на практике. Будут способствовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.

 

Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение различных упражнений;
  • оформление газет;
  • участие в олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы.

В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:

  • развивающего обучения
  • личностно ориентированного образования
  • моделирующего обучения
  • здоровьесберегающих
  • ИКТ

 

 

Содержание программы

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной

Результаты обучения

Методическая копилка

(конспекты занятий)

 

Занятие 1.

Итог занятия.

Вспомните, что такое грамматика? (Раздел языкознания).

Для чего нужно изучать грамматику? (Ее изучение поможет лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли).

  • Подведение итогов соревнований.
  • Рефлексия.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

 

Занятие 2.

Ход занятия.

Класс работает в 3 группах.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.

Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками». Наше занятие посвящено знанию русского языка.

Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком-

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык - язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

 

Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им.

 

Учитель раздает каждой группе карточку с высказываниями писателей о русском языке.

Чтение высказываний писателей об языке. (коричневые карточки)

Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн).

Русский язык – самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается ежеминутно. (Гоголь).

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (Паустовский).

Русский язык необыкновенно богат. (Белинский).

Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Тургенева и Чехова, это тот язык, на котором создана, а великая литература. (Гончар).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев).

- Почему Тургенев призывает беречь русский язык?

- А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки!

 

Скажите одним словом

Дети отвечают хором:

-храбрый человек-храбрец;

-мудрый человек-мудрец;

-веселый-весельчак;

-болтливый-болтун;

-ленивый-лентяй;

-богатый-богач;

-сильный-силач.

 

«Произнеси слово с верным ударением» (красные карточки).

Карточки получает каждая группа.

Звонит

Цемент

Начал

Налила

Столяр

Поняли

Побыла

Портфель

Красивее

Положил

Щавель

Брала

Баловаться

Приговор

Дала

 

Конкурс «Кто больше?» - подбор синонимов.

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный.

Подбор антонимов:

Молодой-старый;

Острый-тупой;

Полезный-вредный;

Жара-холод;

Добро-зло;

Свет-тьма;

Хвалить-ругать;

Опускать-поднимать;

Любить-ненавидеть.

 

Сосчитайте звуки и буквы (зеленые карточки).

Карточку получает каждая группа.

Юла-3б. 4зв.

Ёж-2б. 3зв.

Коньки-6б. 5зв.

Солнце-6б. 5зв.

Заяц-4б. 5зв.

 

«Слово рассыпалось» (голубые карточки).

ВОРД-ДВОР;

ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ;

БЛУК-КЛУБ;

ВАТРА-ТРАВА;

КУТА-УТКА.

 

Конкурс «Фразеологизмы».

Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно, как муха пролетит)

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)

Об удачливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)

О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)

О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)

О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)

Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать (как рыба в воде)

Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)

Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)

Очень быстро бежать (лететь стрелой)

Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)

Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.(сидеть, как на иголках)

Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)

Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)

 

«Конкурс живописцев»

Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.

Задание: назвать фразеологизм (рисунки на доске)

Воробью по колено.

Как две капли воды.

На краю земли.

Считать ворон.

Как снег на голову.

Как с гуся вода.

 

А теперь вы создайте новые рисунки. Капитаны команд подойдите, возьмите задание. Почитайте фразеологизм и сделайте к нему рисунок.

Попасть пальцем в небо.

Где раки зимуют.

От доски до доски.

Конкурс «Путаница»

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, замените его.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Крокодил (кот) в мешке.

Утиная (лебединая) песня.

Конское (ослиное) упрямство.

Подложить (свинью) барана.

Как с совы (с гуся) вода.

Тигриная (женская) доля.

Стреляный (воробей) петух.

Барсучья (медвежья) услуга

 

Пословица рассыпалась (фиолетовые карточки).

Мудрость народа отражается в пословицах. Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.

Труд человека кормит, а лень портит.

Жизнь дана на добрые дела.

Тяжело в учении, легко в бою.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

 

Занятие 3.

Ход занятия.

Сегодня мы с вами проведем игру «Звездный час» для того, чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил знания об одной незаменимой орфограмме. За правильный ответ каждый участник будет получать звезду. Тот, кто наберет наибольшее количество звезд, выйдет в финал, в IХ тур для выявления победителя.

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь?

 

Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.

- Что вы знаете о мягком знаке?

(Те дети, которые ответили на этот вопрос, получают первые звезды).

 

I тур – «Где мое место»

«Мягкий знак, важный знак,

Без него нельзя никак.

Он согласным верно служит

С ними он частенько дружит».

Мягкий знак – как показатель мягкости не пишется:

1 - Между двумя согласными.

2 - Между согласной и гласной.

(поднять карточку с правильным ответом)

 

II тур - «Ловушка»

Я скажу, дружок, на ушко:

Здесь поставлена «ловушка»,

Ты в нее не попадай,

А найди и разгадай».

- Укажи номер слова с ошибкой:

печька

ручка

декабрский

медведь

1 2 3 4

 

январьский

пальто

дочка

точька

5 6 7 8

IV тур – «Отгадай загадки»

- Покажите номер загадки, отгадка к которой пишется с мягким знаком.

1. Сколько нас веселья ждёт,

выйдем мы на них, где лёд!

Можно бегать и кружиться

и летать в прыжке, как птица!

Папа с мамой нам сказали-

завоюем мы медали,

чемпионские венки!

Дети, это же....(Коньки)

2. Ветер дует-дует -

Никак не сорвёт!

Солнышко пригреет -

Само спадёт. (Пальто)

 

3. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

4. Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть ветер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим - вот беда! -
Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.

(Сапоги, ботинки)

 

V тур - «Звуки – буквы»

- В каком слове звуков больше, чем букв?

- В каком слове букв больше, чем звуков?

- В каком слове букв столько же, сколько и звуков?

лебедь

соловей

январь

олень

1

2

3

4

Занятие 4.

Ход занятия

  1. Определение темы.

 

Разгадайте ребусы.

 

Чем похожи слова? (Во всех словах орфограмма – удвоенная согласная в корне слова).

Чем сегодня будем заниматься на занятии? (Понаблюдаем за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными и вспомним правило переноса этих слов).

  1. Повторение.

Разгадайте загадки, напишите отгадки, деля слова для переноса.

  1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас, это наш просторный… (класс)

  1. Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома.

Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна)

  1. Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … (хоккей)

  1. Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он, а называется … (перрон)

  1. Чтоб каждый телевизор работал без капризов,

На крыше непременно должна стоять … (антенна)

  1. Во мне два «к», не забывайте, таким как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный, иным же словом … (аккуратный)

  1. По долинам, по отрогам мчит широкая дорога,

И она, как знают все, называется … (шоссе)

  1. В магазин с сестрой ходили, все, что надо, там купили:

За батон, бутылку кваса заплатили деньги в … (кассу)

  1. Простудился я вчера, голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп)

  1. Вдоль дороги по бокам липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея)

  1. Плещет теплая вода в берегах из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)

  1. Белая кошка лезет в окошко. (рассвет)
  2. Движется большой вагон

На спине с усами.

А что это за вагон,

Догадайтесь сами. (троллейбус)

  1. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком … (аккордеон)

  1. Аппарат летательный – дом ее желательный.

Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса)

 

Расскажите правило переноса слов с удвоенным согласным. Сколько слов не разделили для переноса? (2 слова – класс, грипп).

Поясните свой ответ?

  1. Выполните фонетический разбор слова аллея.

Что можем сказать о произношении этих слов?

Какой напрашивается вывод? (Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго).

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание. Нарисовать ребус по теме «Удвоенная согласная в корне слова».

 

Занятие 5.

Ход занятия.

Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.

Сегодня, на уроке – викторине будут соревноваться девочки с мальчиками. Желаю вам, чтобы каждая группа смогла проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие, интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих побед. Отгадайте загадку и назовите тему занятия.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется строй... (алфавит)

Найдите в толковом словаре значение слов алфавит и буква. Кто быстрее справится с этим заданием: мальчики или девочки?

Расскажите, где могут пригодиться знания об алфавите? (По алфавиту располагаются слова в различных словарях, картотеках, списках. Знание алфавита имеет большое практическое значение, так как помогает быстро найти нужное слово).

 

Вопросы для разминки:

  1. Сколько букв в алфавите между А и Я?
  2. Каких букв больше, гласных или согласных?
  3. Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме?
  4. Какие буквы обозначают только мягкие или только твердые звуки?
  5. Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?
  6. Какие буквы никогда не бывают в начале слова?
  7. Чего в русском языке больше, звуков или букв?
  8. Расскажите алфавит наизусть. (Дети по цепочке рассказывают алфавит. Если кто-то допустил ошибку, обращаются к памятке «Алфавит»).

 

АЛФАВИТ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и

краткое

К Л М Н О П Р С Т У Ф Х

ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха

Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

цэ чэ ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

знак знак

 

 

Вопросы викторины:

  1. Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и начнем викторину.

- Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем.

Задание:

Мера площади (ар);

Попугай (ара);

Птица (аист);

Артист (актер);

Запах (аромат);

Южный фрукт (абрикос);

Вид спорта (атлетика);

Наука о сельском хозяйстве (агрономия);

Раздел математики (арифметика).

Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями.

 

  1. Поставь карточку на свое место. Девочки должны расставить по алфавиту карточки (подготовленные заранее) с именами мальчиков, а мальчики – с именами девочек.

 

  1. Кто быстрее? Запишите слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите:
    1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1. (алфавит, букварь, грамота)

 

  1. «Расколдуйте» слова, расставив буквы в алфавитном порядке:

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА (лопух, мосты, глушь, бинты)

 

  1. Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский.

Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы.

(Образование – самое великое благо для человека).

  1. Если знаете алфавит, угадаете слово.

1-я буква в слове – 14-я буква в алфавите (м)

2-я буква – 16-я в алфавите (о)

3-я буква – после буквы к (л)

4-я буква – перед буквой п (о)

5-я буква – между буквами г и е (д)

6-я буква – 10-я с конца (ц)

7-я буква - между буквами ъ и ь (ы)

Какое слово получилось? Покажите свои листочки.

Подведение итогов, награждение команд медалями в виде «Мудрой совы».

 

Занятие 6.

Тема: Волшебник “Ударение”.

Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение, различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём.

 

Ход занятия.

- Прочитайте. На двери замка нет замка.

Сравните значение выделенных слов. На какой слог падает ударение в каждом из этих слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.

  1. Беседа об ударении.

Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто-то не исказит слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму.

Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей:

1. Оно свободное, не прикрепляется к какому-либо определенному слогу в слове (как в некоторых других языках мира).

2. Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы.

3. Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других русских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке.

В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги безударные. При перестановке ударения может измениться значение слова.

  1. Игра «Школа». На данную тему ученики записывают сначала слова с ударением на первом слоге, затем на втором слоге, потом на третьем. Игра на время: кто больше записал слов и не ошибся в ударении, тот победил.
  1. Поставь ударение. Ученики, пользуясь орфоэпическим словарем, на выданных со словами листочках ставят ударение. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее, не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.

алфавит

каталог

паралич

арест

квартал

партер

баловать

коклюш

петля

ворона

комбайнер

процент

диалог

красивее

распоясался

договор

кухонный

ремень

заржаветь

намерение

столяр

звонит

начать

танцовщица

звонят

нефтепровод

украинский

искра

озлобленный

щавель

 

  1. Поставьте знак ударения в выделенных словах.
  1. Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили.
  2. Я мою руки. Мою руку взял доктор.
  3. Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм.
  4. Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка.

 

  1. Разгадайте шарады.

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(И́рис — ири́с)

Я – сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани.

(А́тлас — атла́с)

 

Мы — для пильщиков подставка,

Мы — для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударение.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

(Ко́злы — козлы́)

  1. Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно.

ма́газин

мага́зин

магази́н

 

у́лица

ули́ца

улица́

стри́жонок

стрижо́нок

стрижоно́к

библиоте́ка

библио́тека

зво́нит

звони́т

шо́фер

шофё́р

 

  1. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.

 

  1. В каком слове третий слог ударный?

Крокодил, столовая, добыча, диспансер.

 

  1. Прочитайте двустишья. Объясните, почему не рифмуются строки.

Рожь мы пишем с мягким знаком,

С этим я давно знаком.

 

Уродились густые хлеба,

Будет много душистого хлеба.

 

  1. Поставьте ударение на разные слоги в данных словах. Изменится ли их значение при переносе ударения?

пора

избегать

пахнуть

угольный

трусить

вычитать

 

  1. Как изменится смысл предложения, если в начале поставить слово У?

Берега заросли.

 

Итог.

- Как определить в слове ударный слог?

- Сколько ударных слогов в слове?

- Что происходит, если в слове изменить ударение?

 

Занятие 7.

Ход занятия.

Чтение стихотворения С. Ефремова «Звук».

Он бывает тихим, громким, а ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить, а захочет - будет жить.

Рот ему, как дом родной, из него летит волной.

Любит с эхом подразниться, в барабане схорониться.

Если где услышим стук, значит, к нам добрался… звук.

 

О чём сегодня будем говорить? Я вам предлагаю поиграть и выполнить задания со звуками русского языка. А как называется наука, которая изучает звуки? (Фонетика)

Фонетическая викторина.

1). В слове «кот» 3 буквы и в слове «мяу» 3 буквы. А одинаковое ли количество звуков?

2) В словах «клён» и «клоун» по 3 согласных буквы. А сколько звуков?

3) В словах Коля и колья 2 гласных буквы. А сколько звуков?

4) В словах «ель» и «ели» букв одинаково. А звуков?

Фонетическая разминка.

Собрать скороговорки и произнести их 3 раза всей командой.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Купили Валере и Вареньке варежки и валенки.

Игра «Всегда вместе».

Игра «Один звук, марш».

Из каждого слова уберите 1 звук, чтобы получилось новое слово.

Краска, склон, полк, беда, тепло.

А теперь наоборот замените один согласный звук.

Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, тоска, полено.

5.Конкурс капитанов. Поставить правильно ударение в словах.

Магазин баловать

Шофёр искра

Портфель алфавит

Ворота

Подведение итогов.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/02/24/vneklassnoe-zanyatie-po-russkomu-yazyku-tsaritsa-fonetika

Занятие 8.

Ход занятия.

- 1. Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес – из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”.

- Отгадайте загадки о частях слова.

Я - общая часть родственных слов.

Во мне заключается смысл.

Я - самая главная часть,

Без меня все слова - бессмыслица. (Корень)

 

Я приставлена к слову,

Без него не могу, как без мамы.

И если меня ты отделишь, дружок,

То сразу предлогом я стану. (Приставка)

 

За Корнем Я

Обогрел местечко.

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес - в лесника,

А печь - всего лишь в печку. (Суффикс)

 

В конце слова стоит,
Слова согласует и примирит.
Самая изменяемая,
Называется. (Окончание)

 

2. - Сегодня на занятии мы обобщим знания по теме «Окончание слова».

3. Сценка:

Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.

Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.

Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.

Корень: Выходит и вам трудно живется.

Окончания: Еще как трудно.

 

- Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.

 

4. Запишите предложение, изменив окончание.

Закружилась листва золотая

В розоватой вода на пруд. (С.Есенин)

 

5. - Распределите слова вода, водичка, у воды, водный, под водой на 2 группы.

Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные.

Выпишите вторую группу слов.

- Что изменяется в словах? Выделите окончание.

- Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова)

- Как найти в слове окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова).

- А можем мы сказать, для чего нужны окончания?

 

6. Работа в парах.

- У вас на партах задание на карточках. К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое, подберите слово из правого столбика, обозначающее часть целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.

лицо ручка

дверь плавник

зима волна

рыба глаз

море день

- Как соединили?

- Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями.

- Встаньте те, кто не допустил ошибок.

 

7. Эстафета.

- А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных.

По рядам друг за другом выходим и выделяем в словах окончания. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

русалка

старуха

девица

на ветвях

у моря

окно

дуб

рыбка

для батюшки

сказка

старик

стороны

в темнице

с тиной

остров

следы

в землянке

под елью

 

8. составьте словосочетания, используя данные окончания. Какие словосочетания имеют прямое значение? Какие употреблены в переносном значении?

 

 

-ие

 

 

Деньги

 

Тарелка

Душа

-ая

Мелк-

-ий

Почерк

Буква

 

Река

Озеро

 

-ое

 

Поступок

 

Итог.

- Расскажите, что вы знаете об окончании по плану:

1) Что такое окончание?

2) Для чего служит окончание?

3) Что нужно сделать, чтобы выделить окончание?

 

Занятия 9-10.

Каток Сад Детский мир

Лё…кий Доро…ка Игру…ки

Мя…кий Тро…ка Лоша…ки

Гла…кий Бере…ки Крова…ка

Сколь…кий Ду…ки Ры…ка

Ре…кий Рома…ки Мы…ка

2 вариант

Школа Море Столовая

Тетра…ка Пло…цы Сли…ки

Кни…ка Гре…цы Голу…цы

Обло…ка Фла…ки Хле…цы

Промока…ка Остро…ки Пиро…ки

 

Дети пишут слова яркими фломастерами, желающие рисуют. Входит Бабушка-Загадушка.

- Дорогие ребятки, отгадайте загадки.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

(Колос, голос)

 

С глухим согласным — я число,

Со звонким — вид железа.

(Шесть, жесть.)

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.59 с.