Глава 2. Методика организации и — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Глава 2. Методика организации и

2020-07-03 111
Глава 2. Методика организации и 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проведения массовых

Шоу-мероприятий.

 

 

Эта глава предназначена для чтения не на досуге. И не рассчитана на «широкий круг читателей». У этой работы очень конкретное предназначение – она должна помочь Вам, тем, кто по долгу службы или по личной инициативе будет работать в детских оздоровительных лагерях. Вам просто необходимо будет уметь готовить и проводить массовые мероприятия для детей.

Мы очень надеемся, что советы, которые Вы найдете здесь, будут полезны и интересны Вам в Вашем творчестве. С целью спровоцировать Вас на проявление своей фантазии, мы не приводим в этой главе ни одного готового сценария. И это, вероятно, кого-то разочарует… Но не всех! Ведь эта работа предназначена для людей, умеющих думать. Мы уверены, что Вы, читающий (или читающая) эти строки, – именно такой человек.

Если так, то эта глава – для ВАС!

Как организовать работу.

Организаторская работа имеет свою «дистанцию». Она может быть спринтерской, короткой, рассчитанной на решение небольших по объему и относительно простых задач. Она марафонская, когда ее выполнение растягивается на длительный срок, и сама она бывает сложной и по содержанию, и по условиям деятельности.

На дистанции между стартом и финишем расположены этапы. Их пять.

СТАРТ- получение задания.

1-й этап – определение цели и усвоение задач;

2-й этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители);

3-й этап – планирование работы и распределение обязанностей;

4-й этап – оперативное руководство (согласование, учет, контроль);

Й этап – анализ эффективности и подведение итогов работы.

ФИНИШ – отчет о выполнении задания.

На каждом из этих этапов организатором выполняются определенные действия. Если спортсмену – легкоатлету, преодолевающему этапы, приходится рассчитывать на свои силы, то организатору, который вывел свою команду на дистанцию, необходимо думать о возможностях всех ее членов, с тем чтобы не только привести их всех к финишу, но и при этом показать хороший результат.

Организатору важно знать не только, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе. Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных правил организаторской работы.

Правило № 1. Получив задание, разберитесь в нем.

Это значит, что необходимо:

Ø хорошо представить себе, что должно быть на финише, чего следует добиваться;

Ø усвоить содержание организаторской работы: из каких частей она состоит, является простой или сложной, требует ли её выполнение привлечения помощников;

Ø выделить главное, основное, увидеть вспомогательное;

Ø определить последовательные этапы выполнения задачи, выяснить основные условия: сроки, место, материальные средства, предполагаемый состав участников общей работы;

Ø уточнить свое место, положение, каков круг ваших обязанностей;

Ø «проговорить» задание еще раз, убедиться, что оно верно вами понято. Не считайте зазорным, получая задание, переспросить, если что-то оказалось непонятным.

Правило № 2. Учитывайте возможности членов коллектива.

Мысленно сопоставьте основные задачи с возможностями имеющихся в вашем распоряжении людей.

Правило № 3. Определите, что вам может понадобиться в работе.

Если работа требует материальных средств, то необходимо решить: какие инструменты, материалы, снаряжение Вам понадобятся, в каком количестве, где их можно достать, как получить и где хранить.

Правило № 4. Работа должна быть понятна каждому. Познакомьте всех членов группы с заданием: его целью, содержанием, условиями выполнения.

Правило № 5. Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

Правило № 6. Будьте внимательны при завершении работы. Требуется отчетность о выполнении задания от всех, кому давались поручения.

Правило № 7. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем, потому что анализ позволяет выявить все ошибки и дает возможность избежать их в будущем.

Это были общие правила любой организаторской работы, но, чтобы организовать массовое шоу-мероприятие, этого не достаточно.

С чего начать?

Есть много мнений по поводу того, с чего следует начать организацию любого мероприятия. Одни полагают, что первым делом надо написать сценарий. Другие считают, что сценарий это не начало, а середина работы, и раньше нужно определиться с формой и содержанием. Третьи утверждают, что, прежде всего, следует составить план и распределить обязанности. Четвертые заявляют, что точкой отсчета служит приказ о назначении ответственного за организацию. А пятые – сторонники коллективной работы – уверяют, что сначала надо собрать «инициативную группу» или «совет дела». Сколько организаторов – столько и мнений. И все они, увы, ошибочны. Потому что…

 

НАЧИНАТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ ЛЮБОГО ДЕЛА…

СЛЕДУЕТ С ФИНАЛА!

Звучит парадоксально, не правда ли? И тем не менее это так. И об этом знают все опытные и талантливые организаторы.

Финал мероприятия –тот результат, который мы достигаем (например: башня из песка или плакат на тему …),то эмоциональное состояние, настроение, в котором пребывают участники после того, как все завершилось.

Далее формулируем цели и задачи намечаемого дела и продумываем средства реализации.

Работа творческой группы.

Мы все с Вами прекрасно знаем насколько заняты вожатые, как вечно не хватает ни на что времени. Нужно организовать время 30-ти озорных непосед, ходить на планерки, да еще и готовить массовый досуг для всего лагеря. А к чему мы все это рассказываем? Конечно, не к тому, чтобы запугать Вас, а к тому, чтобы подсказать, как правильно организовать время. Понятно, что если всем вожатским отрядом каждый раз организовывать мероприятие, то это просто не логично, поэтому речь пойдет о творческой группе по подготовке дела.

На наш взгляд, самое оптимальное число человек, входящих в Т.Г. (творческую группу), приблизительно 4-5. Почему такое число? Все очень просто. Если мы распределяем обязанности между собой, то их как раз столько. Но об этом говорить ещё пока рано.

Начать работу Т.Г. стоит с определения интегрирующей доминанты – основной темы, связывающей все, что происходит на сцене. Например, мы выбрали морскую тематику, то соответственно все конкурсы, игры должны быть связаны с этой темой (конкурс песен о море, морская регата…).

Как только тема выбрана, далее определяем форму или вид мероприятия.

Существуют различные виды. Условно их можно разделить следующим образом:

1. Межлагерная форма. Включает те же виды мероприятий, что и общелагерная форма. Используется, когда один лагерь «приходит в гости к другому». Но, к сожалению, сейчас эта форма мало используется, в связи с большой удаленностью одного лагеря от другого. Хотя, если их проведение все же возможно, то можно использовать следующие формы: спартакиада, соревнования по туризму, «Умники и умницы» и т. д.

2. Общелагерная форма.

По отношению подготовки и импровизации можно выделить:

Ø шоу, полностью подготовленные заранее и не предусматривающие импровизации.

Это различные тематические конкурсы (конкурс песни, танца, инсценированной песни и т.п.), концерты (концерты вожатых, концерт творчества детей и прочее), спектакли. При выборе такой формы мероприятия необходимо помнить, что зал – наш активный участник шоу, и его нужно постоянно активизировать, включать в действие на сцене, задействовать (например, в паузах мы играем с залом);

Ø шоу, сочетающие в себе как элементы, подготовленные заранее, так и элементы импровизации.

Это КВН, «Мисс лагеря», «Конкурс пар» и другие;

Ø шоу, не требующие подготовки участников и основанные исключительно на импровизации во время действия.

Это КАМ (конкурс актерского мастерства), «Любовь с первого взгляда», «Театральный коридор» и т.п.

Необходимо заметить, что любая импровизация будет хороша лишь тогда, когда она хорошо подготовлена. Соответственно, обратим внимание на то, что шоу требует и подготовки участников, и организаторов и ведущих.

3. Межотрядная форма.

Участвуют, как правило, два отряда. Это может быть конкурс, соревнование между отрядами, но лучше, если мы сделаем команды смешанными, например, при помощи жеребьевки. Тогда мы поможем ребятам расширить круг общения в лагере, установить контакт с другим отрядом, подружиться, несколько стеснительные дети смогут проявить себя в более доверительной обстановке.

Мы познакомились с формами мероприятий, и, конечно, выбрали тот вариант, который нам подходит.

Распределение обязанностей по блокам подготовки.

Мы все прекрасно знаем, что любая работа группы будет более эффективна, если есть старший, который берет ответственность за подготовку мероприятия на себя и будет её контролировать и помогать другим. Поэтому организатор фиксирует желающих на следующие блоки подготовки:

Ø ответственный за сценарий;

Ø ответственный за репетиции;

Ø ответственный за техническое обеспечение;

Ø ответственный за оформление;

Ø ответственный за музыкальное оформление.

Главная задача ответственного состоит в том, чтобы объяснить другим как легче справиться с заданием, ответить на вопросы, рассказать все относительно сроков и порядка информации о ходе дела.

 

1. Разработка сценария.

Эффективный вариант, когда разработка осуществляется путем использования техники «мозгового штурма».

Инструкция к проведению «мозгового штурма»: все участники Т.Г. собираются вместе и накидывают идеи,которые обсуждаются,перерабатываются,дополняются и дорабатываются.

 Все зависит от вашего желания и возможностей. Но, при написании сценария необходимо учитывать возрастные, физические и психические особенности детей, исходя из которых, время, в течение которого можно удерживать внимание детской аудитории, составляет 1 час – 1 час 20 минут.

Этап написания сценария один из самых сложных этапов подготовки мероприятия. Но любое задание выполнимо, если точно знать, что за чем надо подготовить.

Для этого мы будем использовать сценарный план мероприятия:

1. Форма мероприятия.

2. Название.

3. Время проведения.                        Место проведения.

4. Цель и задачи.

5. Ответственные.

- за сценарий;

- за репетиции;

- за техническое обеспечение;

- за оформление;

- за музыку.

6. Инструментарий.

7 Обязанности и роли.

8. Декорации.

9. Содержание.

- заводка зала

- текст (и ведущих, и действующих лиц)

-текст вызова отрядов (если предполагается).

10. Финал и последействие.

 

Главная задача ответственного за сценарий – это систематизация данных, полученных от других (данные об оформлении, техническом обеспечении и т.д.) и, конечно, написание текстов для ведущих, для актеров, для заводки зала, для вызова отрядов и т.д.

Также необходимо продумать отбор участников. Существует несколько способов.

1. Участников выбирают в отрядах. Например, победитель отрядного конкурса станет участником общелагерного конкурса. Но возможен и более простой способ. Отрядам сообщается, сколько человек и какого пола от них требуется для шоу. Желательно определить качества, ожидаемые от участников (например: артистичность или умение ставить палатку.)

2. Участники выбираются непосредственно из зала в процессе шоу.

Способы:

Ø приглашаются на сцену желающие (вариант сопряжен с опасностью пассивности со стороны зрителей:либо никто не выйдет, либо выйдет слишком много народу.);

Ø под сиденье в зале прикрепляются определенные знаки, о которых до вашего объявления никто не должен знать. В определенный момент ведущий сообщает, что под некоторыми стульями есть «счастливые билетики» и их обладатели приглашаются на сцену.

Ø Можно придумать еще массу способов. Например: выбирать лучших в отрядах или при входе в зал все тянут билетики по которым и определяются участники.

Исходя из формы шоу, заданий, возможно появление необходимости отсева участников в процессе конкурса. Необходимо четко продумать структуру отсева – после какого задания, сколько человек выбывает из игры и сколько остается и как проводить уходящих.

Если шоу требует выбора лучших, то, конечно, не обойтись без жюри. Кто может быть членом жюри? Вы, может быть удивитесь, но жюри может стать весь зрительный зал. Формы выражения оценки: аплодисменты; голосование с помощью поднятия цветных карточек, заранее розданных зрителям; тайное голосование (зрителям раздадут бюллетени). Последняя форма больше всего подходит для определения обладателя приза зрительских симпатий.

При зрительской оценке возможна необъективность, поэтому применять ее лучше в ограниченном количестве.

Основную оценивающую функцию следует возложить на жюри в классическом понимании. Членами жюри могут быть кто угодно, главное, чтобы участники уважали их мнение.

Итак, мы чуть не забыли продумать самое приятное – награждение. Мы должны сделать так, чтобы ни один участник шоу не остался незамеченным, не ушел с ощущением неоцененности и не признанности.

Лучший вариант – когда каждый участник будет награжден в своей номинации. Их можно придумать очень много: в конкурсе «Мистер лагерь», «Мистер артистичность», «Мистер юмор», «Мистер мужественность» и т.п.

2. Продумываем реквизит.

Ответственный за этот блок должен предусмотреть все, что может понадобиться во время шоу – костюмы, декорации, освещение и т.д. Чтобы не получилось так,что во время дела чего-то не хватает и все может пойти под откос из-за нехватки например маркеров или каких-то костюмов.

 

3. Подбираем музыку для мероприятия.

Музыкальное сопровождение должно быть согласовано с действиями на сцене, нелепо включать веселую музыку, когда главный герой плачет.

Даже если в лагере есть ди-джей, все равно один из членов Т.Г. должен взять на себя ответственность за взаимодействие с ним. В обязанности ответственного за этот блок входит информирование ди-джея о необходимой музыке, месте и времени репетиций и самого шоу, контроль за работой ди-джея во время шоу и помощь ему.

 

4. Репетиции.

Любое мероприятия нуждается в репетиции. Как говорят, хороший экспромт тот, который хорошо отрепетирован. Поэтому человек, который ответственен за этот блок подготовки, должен построить график репетиций, заранее раздать текст участникам и информировать их о месте и времени репетиций, продумать мизансцену (т.е. нахождение участников на сцене) и прочее.

Важно не забыть:

-сценарий должен быть на руках у каждого

-репетируем сначала отдельные сцены,а затем соединяем все в одну картинку

-музыкальное сопровождение репетируем вместе с действием на сцене

- неопходимо,чтобы участники на сцене не перекрывали друг друга, были хорошо освещены, говорили громко и глядя в зал,а не друг на друга.

 

5. Реклама.

Да-да, наше шоу, как и всякое другое настоящее шоу, требует рекламы. Для нее мы можем использовать все возможности лагеря: объявления по лагерному радио, анонс на общелагерном собрании (например, дискотеке и т.д.), объявления в отрядах, вывешивание рекламных плакатов и т.п. Главное -заинтриговать.

 

Подведем итоги этого раздела.

Теперь, когда каждый из Т.Г. знает, за что он отвечает, подготовка пойдет полным ходом. Мы выяснили, что в нашем замечательном деле важную роль играет четкая организация и продуманная структура мероприятия и мы определили последовательность наших действий при подготовке шоу.

В заключение.

А теперь, чтобы наш звездный час не превратился в пять минут позора, давайте вспомним все от начала до конца. А для этого у нас есть своеобразные план и методическая разработка любого мероприятия. Что такое методическая разработка?

Методическая разработка – одно из средств обеспечения педагогической деятельности вожатого, которая включает в себя рекомендации по организации и проведению мероприятий, методические советы, пояснительные и аналитические записки.

Методическая разработка должна включать в себя:

1. Объяснительную записку, в которой указаны цели, задачи проводимого дела, целесообразность выбранной формы и применяемых методов, возрастной и количественный состав детей, на которых рассчитано дело, условия его проведения.

2. Перечень необходимого реквизита (декоративное, аудио, видео оформление, элементы костюмов и т.п.).

3. План работы с творческой группой или детским активом лагеря по подготовке дела (если предполагается актив).

4. Распределение поручений и заданий среди организаторов дела.

5. Сценарный план (поэтапное описание проведения дела).

6. Сценарий дела, где описаны все композиционные элементы дела: задачи, основная часть, концертная часть: конкурсы, игры с залом, моменты подведения итогов, финал (жирная эмоциональная точка).

 

Глава 4. ЛИДЕРЫ В ГРУППЕ

– КТО ОНИ?

 

 

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и не сформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкуренции – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в это период – подрастающему поколению.

Для того, чтобы подросток был успешным и чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом совершенно новых для него качеств личности: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать то, что чувствует и т.д.

Одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой. Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т.е. проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других – значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает.

Лидерами не рождаются, ими становятся. Конечно, все мы знаем, что личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Ребенок находиться на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно.

Задача вожатого (педагога, психолога) как раз и заключается в том, чтобы создать такие психолого-педагогические условия, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации. Именно организованный целенаправленный процесс даст возможность воспитать лидера. Именно поэтому вожатому (педагогу, психологу) очень важно уметь выявить лидера в группе.

Мы надеемся, что использование игр, упражнений, методических рекомендаций, предложенных в этой главе, и ваша педагогическая проницательность помогут вам определить лидеров в группе, эффективно взаимодействовать с ними, и с их помощью с группой.

 

Руководитель и лидер.

Для того, чтобы успешно взаимодействовать с подростками, необходимо знать, какие тенденции превалируют и характеризуют состояние их сознания, потребностей, интересов, на какие ценности они ориентируются, в какие группы объединяются, почему их привлекают те или иные организации.

Существует множество направлений самодеятельного движения и одно из них – стихийные группы и объединения. Сами по себе факты формирования групп подростков и юношей – процесс закономерный. Действительно, известно, что для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками.

Потребность в общении со сверстниками возникает очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, по сути, является коллективно групповым.

ØОбщение со сверстниками очень важный специфический канал информации, по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

ØЭто специфический вид межличностных отношений. Групповая игра, или другие виды совместной деятельности, вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и, в то же время, отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах, и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.

ØЭто специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он завоевать любовь и признание равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Одни и те же члены группы в различных, характерных для нее, системах отношений обычно занимают неодинаковые положения. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений исследователи пользуются понятиями “позиция”, “статус”, внутренняя установка и “роль”.

Позиция - это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы, от позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы.

В отличие от позиции, статус индивида в группе - это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренние установки человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться.

Положение индивида в группе характеризует, главным образом, роль которую он занимает в ней.

Роль определяется, как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию. Роль может определяться как официальной должностью, так и избираться самим членом группы (например, роль шута или лидера). Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы, начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной или избранной роли.

Детский коллектив – явление двойственное. С одной стороны – это функция педагогических усилий взрослых, так как зачастую проектируется взрослыми и развивается под их прямым или косвенным, непосредственным или опосредованным влиянием. С другой стороны, он – спонтанно развивающееся явление. Эта двойственность находит свое выражение в структуре коллектива: формальной, определяемой через заданную организационную структуру, систему делового общения, набор видов деятельности; и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию поведения отдельных членов группы, обычно осуществляется и через официально назначенных лиц - руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус, т.е. лидерами. Авторитет лидера в группе обычно не менее силен, чем авторитет руководителя. Лидер в состоянии поднять, увлечь членов группы на любое дело.

В школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Часто его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые. Успешность его деятельности, в таком случае, зависит от того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимают официальных постов, но пользуются реальным влиянием. В стихийных группах, каким бы острым ни было внутреннее соперничество, лидером может быть только тот, кто обладает реальным авторитетом.

Лидерами в стихийных группах чаще становятся подростки и юноши, не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе. В ходе проведенных исследований, выяснилось, что у младших подростков не наблюдается резких расхождений между позицией в школе и на улице. Но к 8 классу возникает, а в 9-10 классах ощутимо просматривается, тенденция расхождения статусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе.

Нужно различать лидера, избранного официальным путем, и лидера неформальной группы. Примером первого типа в классе является староста, в практике нашей школы некоторые ученики становятся членами официального актива класса по настоянию учителя, поэтому такие активисты нередко больше ориентировались на мнение педагога, чем своих товарищей. Это часто приводит к падению их авторитета в классе и усилению влияния неформальных лидеров. Отношения у педагогов к таким лидерам должно быть разным, в зависимости от направленности деятельности первых. Ели это лидеры товарищеской или дружеской группы, не вносящей деструктивный характер в основной ход работы группы, то надо добиваться, чтобы они не противопоставляли свою микрогруппу всей группе. Но нередко бывает, что неформальный лидер утверждает свой авторитет проказами и грубыми нарушениями дисциплины. В таком случае, наиболее приемлемым будет путь привлечения такого лидера к организации добрых дел. Вовлекать его надо постепенно, давая со временем все более ответственные поручения, обучая методам их выполнения, формируя навыки правильного взаимодействия с формальным лидером.

Какова же истинная роль лидера в группе? Права, данные руководителю группы не всегда достаточны для того, что бы в любой момент деятельности побудить членов группы на совершение “нужных” поступков. В жизни любой группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, просить, а не распоряжаться, и именно здесь лидер незаменим.

В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, но на практике это случается крайне редко, т.к. качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны. В заботах руководителя, на первом месте, обычно находиться дело, а в хлопотах лидера - человек со всеми его эмоциями. Далеко не все руководители, успешно справляющиеся с официальными управленческими функциями, столь же комфортно чувствуют себя, когда в группе возникают трудности и проблемы межличностных отношений. Таким образом,

часто хороший руководитель является посредственным лидером, а истинный лидер группы не всегда в состоянии профессионально руководить коллективом

 

Существует группа, как же она организуется, кто берет на себя функции для ее организации? Здесь важно развести понятия лидер и руководитель.

 

Лидер Руководитель
Осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе. Осуществляет регуляцию официальных отношений группы, как некоторой социальной организации.
Лидерство возникает стихийно. Руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Это - целенаправленный, контролируемый процесс.
Явление лидерства менее стабильно. Руководство – стабильное явление.
Лидер не обладает системой санкций. Руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций.
Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности. Принятие решения руководителем опосредованно множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе.

 

Кто может стать и становиться реально лидером в группе? Как, и при каких условиях, это происходит? На два этих вопроса в науке имеются разные ответы.

Одни ученые считают, что настоящим лидером в группе, способным повести за собой остальных ее членов, становиться человек, который обладает особым набором лидерских личностных черт. Эти черты, полагают сторонники данной точки зрения, даны человеку от природы. Соответственно, тот, кто лишен этих специфических личностных черт и способностью, никогда не станет хорошим признанным лидером, имеющим высокий статус в группе.

Альтернативная точка зрения, отрицающая наличие у лидера специфических черт: выход человека в лидеры - результат взаимодействия между ним и группой, если индивидуальные особенности этого человека, проявленные им в совместной деятельности и общении с остальными членами группы, соответствует требованиям сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становиться лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации, лидером может стать кто-то другой. В принципе для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно обладать какими-то идеальными “лидерскими чертами”. На наш взгляд, истина, скорее всего, находится между этим двумя позициями и предполагает их интеграцию:

чаще всего лидером становиться тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и одновременно тот, кто располагает личностными чертами, нужными группе именно в данный момент времени!

Выяснить действительные возможности лидера, – значит, выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. Иногда понятие «лидер» отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-либо задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не должен брать на себя решение задачи.

Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы, для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Организаторские способности – это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого-нибудь дела.

 

Компетентность Знание того дела, которое требуется организовать
Активность Умение действовать энергично, напористо при решении практических задач
Инициативность Особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений
Общительность Открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми
Сообразительность Способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное
Настойчивость Проявление силы воли, упорство, умение доводить дело до конца
Самообладание Способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях
Работоспособность Выносливость, способность вынести напряженную работу, длительное время не уставать
Наблюдательность Умение увидеть, мимоходом отметить примечательное, сохранять в памяти детали
Самостоятельность Независимость в решениях, умения самому находить пути выполнения задач, брать на себя ответственность
Организованность Способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность
Умение подчиняться Требуя подчинения от других, организатору необходимо уметь подчиняться своим руководителям
Объективная оценка Умение отметить недостатки тех людей, которым вы симпатизируете, и достоинства тех, к кому относитесь с предубеждением
Самокритика Способность оценить объективно свою работу
Авторитет Уважительное отношение к лидеру большинства группы

 

В зависимости от специфических личностных черт, присущих лидеру, сиюминутная или перманентная ситуации в группе можно выделить различные стили лидерства.

Под стилем лидерства мы будем понимать совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы, среди которых он имеет высокий статус.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действия, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиям ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, подвергать сомнению, оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои права и обязанности ведомых, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный – дисциплинированный исполнитель.

Авторитарный стиль.

 

Формальная сторона Содержательная сторона
Деловые краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов – не система. Позиция лидера – вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальнейшие – не известны. Голос руководителя – решающий.

Демократический стиль лидерства отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, привлекая их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и правами группы; они, в свою очередь, так же добровольно принимают на себя часть его обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократический лидер особенно ценит таких подчиненных, которые самостоятельны и инициативны, творчески подходят к работе. Большое внимание он уделяет не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

 

Демократический стиль.

Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание – с советами. Распоряжения и

Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.