Основные правила тренинговой работы. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные правила тренинговой работы.

2020-07-03 100
Основные правила тренинговой работы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Никто не сумел пока создать алгоритм воспитания души, наверное, потому, что у каждой души он свой. Психология способна лишь изучать общие закономерности, механизмы и проявления психики. Но там, где наука психология соприкасается с живой конкретной детской душой, она превращается в искусство. Гениальный композитор, использовавший в сотворении гениального произведения всего семь нот и общие законы гармонии в музыке, никогда не сможет рассказать своим ученикам алгоритм написания талантливого произведения. Повторив то же самое, они в лучшем случае получат копию этого же произведения, но никак не оригинал.

Так же и в работе психолога, ведущего группу, он должен владеть множеством методов, приемов и уметь их комбинировать в зависимости он обстоятельств. В этой главе мы предлагаем вам подбор игр и упражнений, которые помогут вам в воспитании личности лидера.

Однако набор упражнений – это еще не все составляющие занятия. Тренинговые группы вырабатывают свои нормы и правила работы, причем в каждой конкретной группе они могут модифицироваться. Эти правила необходимы для эффективного развития группы. Назовем те, которые характерны для большинства групп:

Здесь и теперь.

Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в будущее и прошлое.

Искренность и открытость.

Это правило способствует получению и представлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику, и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

Принцип Я.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя.

Активность.

Психологический тренинг относиться к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может проработать проблему все внутри себя, и это будет активная внутренняя позиция.

Конфиденциальность.

Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Разумеется, психологические знания и конкретные приемы, игры могут быть использованы в повседневной жизни, в школе, при общении с друзьями, родителями, учителями.

Диагностика лидера в группе.

Развитие лидерских качеств.

 

На начальном этапе работы с группой очень важно провести диагностику, выявить лидеров, которые потом помогут вам сделать взаимодействие с группой более эффективным.

Существует множество форм работы, целью которых является выявление лидера. Например, виды разбивок:

Ø Разбивка «к лидеру».

Если вы хотите разбить группу на две части, то вызываются два добровольца (возможно, тот, кто вызвался и является лидером), которые будут являться капитанами команд. Затем члены группы подходят к тому капитану, в чьей команде они хотели бы оказаться. Здесь нужно быть очень внимательным и осторожным в выборе капитанов, чтобы не получилось так, что к одному капитану присоединилось три человека, а ко второму двенадцать. Можно сразу оговорить, что в каждой команде должно быть по семь человек.

Ø Разбивка «от лидера».

Так же, как и в предыдущем варианте, вызывается два капитана. Затем капитаны, по очереди, сами выбирают себе заместителей, потом помощников, и так далее всю команду.

 

Поезд».

Помещение, где проводится упражнение должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники разбиваются на тройки, становятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. У нас получилось несколько паровозиков. Последний – паровоз, двое других – вагончики. Глаза открыты только у последнего участника. Он «едет» и управляет движением паровоза, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствия. Делает он это, поворачивая за талию среднего участника, Влево – поезд поворачивает налево, вправо – направо. Участник, стоящий по середине, не проявляя своей инициативы, только передает «паровозу» указания последнего. А первый следит за руководством среднего и следует по указанному маршруту.

Дайте возможность каждому участнику побывать во всех трех позициях.

Анализ:

Ø Как Вы себя чувствовали в каждой из позиций?

Ø В какой позиции Вы чувствовали себя лучше?

 

Необитаемый остров».

При правильном настрое эта игра может продолжаться достаточно долго. С ее помощью вы можете:

Ø диагностировать взаимоотношения, симпатии, антипатии, выявить лидеров, их стратегию поведения;

Ø проявить личностные качества игроков, обычно скрытые в повседневных контактах;

Ø наглядно показать, как строятся отношения в человеческом обществе.

Инструкция: Волей судьбы Вы оказались на берегу необитаемого острова. На острове нет цивилизации. Но здесь богатый животный и растительный мир. Больше Вам об этом острове ничего не известно ни о его размерах, ни о происхождении, ни об опасностях. Как далеко остров находиться от цивилизации, и есть ли возможность Вас спасти, Вы не знаете. Навигационных предметов, которые помогли бы Вам себя обнаружить, у Вас нет. Ваша задача – создать условия, в которых Вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, так как люди в таких условиях часто дичают, за раздражительностью вспыхивает ярость и драки насмерть. Вы должны освоить остров, нарисовать карту, наладить социальную жизнь, создать законы и т.д.

После окончания игры следует проанализировать, что каждый участник чувствовал в своей роли, он выбрал ее сам или его назначили, как был организован процесс обсуждения, кем, насколько эффективно взаимодействовала группа и т.д.

Ведущий не вмешивается в обсуждение, не управляет группой, не дает больше информации, чем есть в инструкции.

 

Кулачок».

Участники разбиваются на пары. Один из них сжимает кулак. Задача второго за 1 минуту сделать так, чтобы первый разжал кулак. Нельзя применять физическую силу. Затем участники меняются местами.

Анализ:

Ø Какими средствами вы пользовались, чтобы добиться своей цели? Давление, мольбы, угрозы и т.д.

Ø Что вас заставило разжать кулак, или он так и остался сжатым?

 

 

КТО Я?

Кто я?

Участники группы за 15 минут самостоятельно отвечают на один вопрос «Кто я?», используя для этого 20 слов или предложений. Не нужно искать верных ответов, а писать первое, что приходит в голову.

 

Автобиография.

Каждый из участников в течение 5 минут составляет свою краткую автобиографию, выделив, на его взгляд, самое важное: где учиться, живет, какой он человек и т.д. Затем группа собирается в большой круг, и они по очереди выступают. Задача четко ясно рассказать о себе.

 

Я лидер?

Умение анализировать свои действия должно быть присуще лидеру. Каждый участник берет чистый лист бумаги и индивидуально дает не менее 5 ответов на каждый из вопросов:

Ø Какие качества и умения лидера я знаю в себе?

Ø Какие привычки и качества мешают мне быть лидером?

На втором этапе участники объединяются в группы по 5-6 человек и обсуждают свои ответы. При необходимости, они могут их комментировать.

 

Обмен визитками.

Каждый участник оформляет свою визитку. Можно нарисовать и написать все, что угодно, кроме своего имени. Время на выполнения задания – 5 минут. Затем ведущий собирает все визитки, представляет их группе, а группа должна отгадать, чья это визитка.

Анализ:

Ø Что помогло отгадать авторов?

Ø Какие моменты вы отражали в своей визитке?

 

5. Я – подарок для человечества!

Верить в свою исключительность необходимо любому из нас, а тем более лидеру. На первом этапе у участников есть 1 минута для того, чтобы продумать тезисы выступления, где каждый обоснует, почему он является подарком для человечества. На втором этапе они объединяются в группы по 3-4 человека. Каждый член микрогруппы зачитывает свои тезисы, комментирует их и отвечает на вопросы участников. На это отводиться 5-6 минут. После выступления всех участников, микрогруппа распределяет места в соответствии с глубиной и серьезностью анализа своих особенностей.

 

 

КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ ДРУГИЕ?

Лидер – это независимый человек, но он не может игнорировать мнение окружающих о себе.

 

Голосуйте за меня.

Каждый участник должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос: «Ты проголосуешь за меня?». Тот к кому обратились, может и не отвечать, ведь ему тоже нужно собрать как можно больше подписей. Но если он решается ответить на этот вопрос «да» или «нет», то принимает решение в соответствии со своими представлениями об этом человеке. Вместе с ответом необходимо поставить подпись в бланке.

 

Имя опрашиваемого. Результат голосования. Подпись опрашиваемого члена группы.
     

 

На опрос дается 5 минут. Затем подводятся итоги.

Анализ:

Ø Что мешало или помогало вам подойти к членам группы за ответами?

Ø Почему вы голосовали именно так, а не иначе?

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.