Часть 4. Распад «культурного ядра» как фактор распространения наркомании — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Часть 4. Распад «культурного ядра» как фактор распространения наркомании

2020-11-03 118
Часть 4. Распад «культурного ядра» как фактор распространения наркомании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вирус наркотической идеи

 

Если нет культуры мысли, то возникает колоссальный риск того, что заброшенный информационный вирус прорастет. Сознание современного человека постоянно атакуется вирусом наркоманической идеи.

«В молодежной среде, – как считает одна неравнодушная к проблеме женщина, – культивируется стиль», в который неотъемлемой частью входят наркотики. «На формирование такого стиля работают и музыка, и кино, и литература». Совокупным усилием создается образ «молодого героя, который круто и стильно ходит по лезвию бритвы». Этот герой тонок и раним, он не дорожит жизнью и ко всему готов, – «этакий современный самурай»[31].

 

Эта мысль в соединении с мыслью о «дремлющем эффекте» принимает угрожающий характер. Здесь актуальными видятся слова преподобного Максима Исповедника (7 век).

Он объяснял, что если уму человека присуще благочестивая настроенность, то и тело такого человека будет «чисто и безгрешно». Если же ум начинает вращаться в помышлениях греховных, а человек того не пресекает, то и тело впадает в грехи[32]. Ибо «за погрешительным употреблением мыслей следует злоупотребление вещей»[33]. И потому следует не злоупотреблять своими мыслями, чтобы после «не злоупотребить и вещами». Ибо, если человек не согрешит в своих мыслях, то никогда не согрешит и самим делом[34].

Подобные высказывания встречаются не только в творениях преподобного Максима. Так, например, преподобный Марк Подвижник (который «почил, надо полагать, в начале пятаго века») считал, что причиной всякого скорбного случая является мысль. «Слова и дела» ведь «не происходят прежде мысли». И потому именно мысль почиталась сим святым мужем причиной скорбных происшествий.

Сперва рождается, считал он, мысль. А уже потом рождаются слова и дела, из которых состоит общение между людьми[35]. В связи с таким подходом к жизни святой советует в грехе винить не тело, а мысль. «Ибо если бы не текла впереди мысль, не последовало бы за нею и тело»[36].

Изречения преподобных Максима Исповедника и Марка Подвижника предупреждают об опасности, которую таит в себе «дремлющий эффект». То, как данный феномен проявляет себя в реальной жизни, можно проиллюстрировать с помощью кинематографа.

В одном фильма о судьбе продюсера рассказывается о «раскрутке» молодого певца. Когда он впервые появился перед публикой, то публика встретила его без особенного восторга. Тогда продюсер сделал ставку на «дремлющий эффект». По городу были развешены плакаты с изображением симпатичного молодого человека. Вначале люди проходили мимо, потом стали присматриваться к изображению. А потом стало происходить и такое: молодая девушка в порыве чувств срывает плакат со стены и прижимает к себе, как некую драгоценность. Надо ли говорить, что певца при его публичном выходе встретили с восторгом.

 

А теперь поставьте на место этого плаката образ «молодого самурая», тонкого и ранимого, не дорожащего жизнью, курящего травку, выпивающего спиртное или втягивающего в себя какой-то порошок.

Для кругов, которые стоят за формированием этого образа, важно внедрить этот образ в умы подростков. Как только образ будет внедрен, начнется мыслительный процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями (о которых писали преподобные Максим Исповедник и Марк Подвижник). И, если подросток не пресечет мыслительный процесс в заданном направлении, образ «прокопает» себе лаз в реальную жизнь. Он выплеснется наружу в виде конкретных слов и поступков. А данном случае – связанных с наркотической тематикой. На этот счет актуальной видится мысль Сергея Селиванова, сотрудника Национального научного центра наркологии. Он пишет, что «наркозависимость, как и алкоголизм, начинается с первых положительных мыслей о дурмане и спиртном»[37].

 

Во имя же чего подростку отклонить от себя предложение употребить наркотики? Тем более, если это предложение красиво сконструировано и аппетитно подано?

 

Часть 4. Распад «культурного ядра» как фактор распространения наркомании

 

«Открытая личность» и утрата ориентиров

 

В каком случае ребенок может защититься от указанных выше давлений? Только в том случае, если он руководствуется в своей жизни верными ориентирами. А также, если он живет согласно мировоззрению, сформированному с помощью этих ориентиров. Если мировоззрения, сформированного на основании верных ориентиров, у него нет, то он беззащитен.

Дети, не научившиеся согласовывать свое мышление с верными ориентирами, становятся открытыми для внушения извне. В этом смысле словосочетание «отрытая личность» становится синонимом словосочетания «беззащитная личность».

 

Чтобы это понять, представьте «открытый» кардиостимулятор. Если кардиостимулятор «открыт», то любой электромагнитный импульс (пульт от телевизора, звонок на сотовый телефон) может его выключить. То есть сидит папа и смотрит телевизор вместе с ребенком. Ребенок щелкает пультом и ищет, что посмотреть. Папа придвигается к телевизору поближе и оказывается между телевизором и источником сигнала – пультом. Сигнал выключает кардиостимулятор и папа умирает.

Или представьте «открытый» компьютер. Всякий пользователь «Интернета» может в этом компьютере хозяйничать, как ему вздумается.

Испытывает ли проблемы владелец такого компьютера? И хорошо ли живется человеку, работа сердца которого обеспечивается «открытым» кардиостимулятором? В положении этих двух людей находится и личность, обладающая «открытым» сознанием. Она обнажена от духовности, ей нечем защититься.

 

Как понимать выражение «личность обнажена от духовности»? Это выражение относится к той личности, в сознании которой нет оси восприятия. Эта личность лишена ориентиров, благодаря которым оно могла бы совершить осмысленный выбор. Она не наработала внутренний информационный контекст, в рамках которого она могла бы рассматривать интересующие ее явления.

О том, какие проблемы возникают при утрате оси восприятия, было отчасти сказано в главе «Лишаясь "главного" в системе мироощущения, человек становится абсолютно-внушаем» (часть 1). Если человек лишен оси восприятия, того самого «главного», то он не может четко определить свое отношение к идеям, поступающим в его сознание. А раз так, то он будет воспринимать их как равные по своему значению. Не имея возможности четко определить свое отношение к ним, человек «открытого сознания» становится неспособным совершить осмысленный выбор. Он не может провести четкую грань между теми вещами, которые имеют к нему отношение, и теми вещами, которые к нему отношения не имеют. Иными словами, он находится в опасности выбрать не то, что для него важно, а то, что «звучит громче»[1].

Свое внимание такой человек отдает тем идеям, которые воздействуют на сознание более интенсивно. Чем ярче представлена информация, чем громче она звучит, тем больше шансов, что «открытая личность» ее усвоит (см. объяснение слов Чарльза Буковски «Я люблю людей отчаянных, с перебитыми челюстями, раздолбанной башкой и сломанной жизнью»).

Информация такой личностью усваивается без «критического осмысления». И то, что «громче звучит», принимается как «абсолютная ценность». На деле такое положение дел означает рабскую зависимость «от случайно (или не случайно) попадающих в поле восприятия предметов или чужих идей»[2]. Такова жестокая правда, стоящая за разрекламированными словами «открытое сознание» и «полная свобода восприятия».

Есть такой пример на эту тему. 16-летний подросток читает в «Интернете», что люди, совершив некое экзотическое преступление, получают невообразимые, фантастические ощущения. И в сознании подростка загорается желание испытать те самые ощущения. И в скором времени он совершает то самое преступление и попадает под суд. С ужасом он узнает, что в местах лишения свободы таких, как он, не чествуют. Более того, жизнь в тюрьме со статьей, как у него, становится страшнейшей пыткой. Раньше он с пафосом говорил о своем поступке. Но после того, как повидавшие «зону» люди описали ему его перспективы, он в корне изменил свое поведение. Он стал прилагать усилие к тому, чтобы о его статье никто не знал.

Подросток увлекся идеей, которая была для него, мягко говоря, не полезной. Он клюнул на яркость подачи материала, на обещание фантастических ощущений. Во время знакомства с материалом его личность была открытой, и он не сумел отклонить от себя призыв к преступлению. В ореоле яркой вспышки идеи поблекли мысли о страданиях жертвы и соображения о собственной безопасности.

 

На момент увлечения ложной идеей в сознании подростка отсутствовала ось восприятия. Для человека, выросшего в православной традиции, характер оси восприятия описывается словами «я – христианин».

Если ему рассказать о фантастических ощущениях, якобы возникающих в результате преступления, то он сходу отвергает такое сообщение. Реакцию такого человека можно описать словами, которые, по мнению святителя Василия Кинешемского, должна была бы сказать Ева в ответ на предложение змея.

Искушая Еву в райском саду, змей (дьявол) призывал женщину нарушить заповедь Божию и вкусить запретный плод. Подталкивая ее к преступлению, змей говорил ей о получении некоего знания: «В день, в который вы вкусите их [запретные плоды], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Ева вкусила, но как показали последствия, ничего хорошего из ее поступка не вышло. Потеря рая, жизнь полная тягот и страдания, – в круговорот такого рода события ввергла себя Ева своим неосторожным шагом. А вместе с ней, вверг себя в этот круговорот и Адам, опрометчиво поддавшийся на уговоры супруги нарушить заповедь Божию.

«Если бы Евой руководила только вера, преданность и любовь к Богу, – пишет святитель Василий, – то она сказала бы змею: "Хорошо... Пусть ты прав. Пусть мы получим знание! Но какой ценой?! Нарушить заповедь Божию, пойти наперекор Божией воле, изменить Богу, оттолкнуть Его своим непослушанием! Нет, Господь для нас всего дороже... Дороже твоего знания и за такую цену – за цену разрыва с Богом – нам не надо знания... Знание нам Бога не заменит!"»[3]

 

Подобным образом отвечает человек, имеющий ось восприятия «Я – христианин». Он говорит: за цену разрыва с Богом, мне не нужны никакие ощущения.

Такой механизм отсева информации представляет собой один из уровней защиты личности от порабощения ложным идеям. Второй уровень защиты заключается в умении соотнести идею с верными ориентирами. Здесь отсеиваются сообщения, в которых ложь более тонко замаскирована.

Нередко возникают ситуации, попав в которые, трудно сходу понять, как поступить. Предлагают, например, человеку взяться за дело. С предложением, в целом, человек согласен. Но некоторые детали этого проекта вызывают сомнение. И принять такое предложение нельзя, потому что некоторые пункты его сомнительны. И отвергнуть тоже как-то рука не поднимается, ведь предложение-то, в целом, устраивает. Здесь «перетягивание каната» происходит внутри сознания человека. Он взвешивает все «за» и «против». И вариантов решения подобных ситуаций имеется масса. От полного отказа, до обсуждения с заинтересованными лицами вызвавших сомнение деталей. «Я готов согласиться на Ваше предложение, – говорит человек. Но вот такие-то и такие-то пункты принять не могу. Если Вы согласитесь пересмотреть эти позиции, – я на Вашей стороне. Не согласитесь, – буду искать себе другую работу».

В каких-то случаях ради сохранения мира можно в чем-то и уступить. Но опять же, надо рассмотреть, не разрушает ли эта уступка основания личности. Допустима ли уступка, и если да, то при каких конкретно условиях? Здесь, конечно, речь идет не о предательском компромиссе. Речь идет о ситуации вроде той, о которой вопрошал некогда своего наставника преподобный авва Дорофей. Имея начальственную должность при монастырской больнице, преподобный авва интересовался, как ему должно исправлять ближних. В ответе, полученном от наставника, обращают на себя внимание следующие слова. Если погрешность брата невелика, «покажи вид, что ты не понял её; если же велика, то не должно представляться непонимающим»[4].

То есть наставник определил, в каких случаях промолчать при виде погрешности ближнего, а в каких случаях молчать не следует. Подобным образом человек стремится определить свое отношения к сотням ситуаций, в которые он входит. Как соблюсти разумную меру в общении? Как вести себя с подчиненными? Как вести себя, если они отказываются что-то выполнять? Как вразумить их и при этом не разгневаться самому? Таких вопросов при нашей непростой жизни рождается очень и очень много.

 

На помощь человеку здесь приходит напоминание о заповедях Божиих, изложенных в Евангелии. Человек выстраивает заповеди Божии в своем сознании. И потом «прогоняет» какую-либо идею сквозь их строй. Приобретая с годами навык к такому деланию, он получает способность определить, соответствует ли идея учению Евангелия в целом или нет.

 

Чтобы эта мысль была понятной можно привести такую аналогию. Человеку нужно купить диктофон. Спрос рождает предложение, и ему поступает предложение купить такую-то модель диктофона такой-то фирмы. Дальше начинается отсев информации. «Я хочу использовать диктофон, – размышляет человек, – как флеш-накопитель, а этот диктофон использовать, как флеш-накопитель не получится. Следовательно, эта модель мне не подходит».

Как выбрать в условиях мегаполиса нужный диктофон из огромного числа моделей? Информация о продукции различных производителей, поступивших в сотни магазинов, представлена на интернет-ресурсах. С помощью этих ресурсов покупатель прогоняет всю сумму предложений сквозь «строй ориентиров». Он выставляет флажки по множеству позиций: цвет корпуса, поддерживаемые форматы записи / воспроизведения, наличие выдвижного USB-разъема и т.д.. В результате отсева огромное количество информации о различных моделях отсекается. Система поиска показывает человеку лишь несколько моделей, удовлетворяющих критериям отбора.

 

Подобным образом человек совершает свой выбор и в мире идей. Вот у него возник вопрос: согласиться ему или не согласиться с концепцией, о которой он прочитал в газете? Мысль нова и никогда ранее он не слышал о ней. Начинается отсев. Противоречит ли эта концепции заповеди о любви к ближнему? Не вступает ли эта концепция в конфликт с другими заповедями? Не нарушается ли в результате следования концепции чистота совести?

Еще более сложные ситуации решаются с помощью выстраивания информационного контекста. Отталкиваясь в своей деятельности от оси восприятия «Я – христианин», человек выстраивает свой круг деятельности. Не запутаться в конкретных ситуациях ему помогают ориентиры, указанные в Евангелии. Учась прилагать эти ориентиры к реальной жизни, человек со временем начинает интуитивно понимать, в каком русле должен идти его жизненный поток. Он начинает видеть тот контекст, в который ему следует «вписывать» отдельные элементы жизни. Чувство контекста нарабатывается вдумчивым чтением духовной литературы с частным вопрошанием самого себя: осуществимо ли прочитанное в моей жизни и если да, то как именно.

Людей, вступающих в духовную жизнь, отец Серафим (Роуз) призывал вдумчиво читать святоотеческие творения. В своем обращении к современным христианам, он пишет о задаче духовного чтения. Он формулирует ее так: в конце концов прийти к ясному пониманию, «в какой форме законы духовной жизни применимы к вам»[5].

Читая, советуясь с опытными в духовной жизни людьми, вживаясь в религиозную традицию, человек проводит в толщу повседневной жизни принципы Евангелия. Он изучает жизненный путь людей, которые выстраивали свою линию поведения в соответствии с христианскими принципами. И, читая их воспоминания и поучения, изучая литературу, написанную о них, он пытается понять логику их мысли.

Постепенно он спаивает свои мысли, чувства и решения с единым центром своей личности – с Богом. В результате такой спайки душа человека приобретает «громадную духовную силу», так как становится цельной, монолитной[6].

Когда душа становится цельной, ложной идее тяжело пробраться в душу. Так семечку тяжело пустить корни в отвесную гладкую скалу. Цельным человеком тяжело манипулировать, манипуляторам тяжело навязать ему ложное представление о мире.

Такого человека тяжело запутать. Он находит ориентацию несмотря на круговерть пестрых идей и различных обстоятельств. Идеи и обстоятельства, комбинируясь друг с другом, слагаются в новые причудливые рисунки. Провести сквозь лабиринты обстоятельств шаблонное мышление может так и не помочь.

Подробности о многих сторонах жизни напрямую в Евангелии не прописаны. Но возникшее чувство контекста дает представление о том, какими именно путями следует идти. Когда стоишь перед картиной, написанной в зеленоватых тонах, не приходит в голову положить на нее мазок сиреневой краски.

Если посмотреть на какое-либо предложение, не беря в расчет картину своей жизни, то оно может показаться заманчивым. Но, если соотнести его с общей архитектурой полотна, то сразу будет виден диссонанс. Человек, примерно представляющий границы своего жизненного потока, начинает понимать, на какие предложения откликаться, а на какие – нет.

 

То есть человек приблизительно видит ту идеальную модель, с которой должен соотнести каждое мгновение своей жизни. Она стоит у него перед глазами во время обеда со своей семьей, во время рабочего процесса, отдыха или написания диссертации. Такого рода в и дение позволяет ему сохранять основу своей личности, позволяет ему быть самим собой.

Если он, например, увидит где-то красочную гримасу, или театрально разыгранный скандал, он не решится повторить такое в собственной семье. В уме он наложит образ гримасы на в и дение семейных отношений, сформировавшееся у него в результате жизни по Евангелию. И тут же он заметит, что образ никак не «вписывается» в контекст.

 

Такого умения, к сожалению, не было выработано у одного юноши. Наблюдая за своим другом, он удивлялся, как ловко тому удается насмешничать над свой девушкой. Девушка, услышав юмористически оформленные угрозы в свой адрес, осталась довольна. Находясь под впечатлением от увиденного, юноша решил скопировать удачный, как ему тогда показалось, подход к женскому полу.

Придя в гости к своей невесте, он повторил слова своего друга, пытаясь выдержать его интонацию. Невеста и не подумала засмеяться. Натянутость в отношениях, которую стремился ослабить юноша, не ушла. Своим поступком он лишь ее усилил.

Надо сказать, что этот юноша существовал на самом деле. В своей жизни он совершал немало ошибок, характерных для личности «открытого сознания». Отсутствие оси восприятия и верных ориентиров отрицательно сказалось на его личности. Он разлагался на глазах. Причем, разлагал он себя сам, добровольно.

Гоняясь за идеями, обещающими фантастические ощущения, он сам себя загнал в тупик. Он не мог отбросить от себя уничтожающие его идеи, так как не имел критериев их оценки. Если нет критериев оценки, в соответствии с которыми можно рассмотреть поступающую информацию, то человек становится манипулируемым. Человек становится беззащитным против манипуляции, уязвимым. Он рискует подчиниться разрушительной идее, если она будет ярко и красочно представлена.

 

Примером яркой и красочной подачи такого рода материала является роман Жана Жане «Дневник вора». Жизнь на дне описывается им с чувством ностальгии. Читатель, не имеющий твердых ориентиров, легко может поддаться обаянию этой ностальгии. Легко он может распахнуть навстречу ей свое сознание, приняв ее за тоску по истине.

Жан Жане оглушает читателя образами порока. И оглушенный читатель, принимает свою контузию за вспышку вдохновения. Жизнь по схеме «Дневника вора», однако, довольно покажет, что за стилистикой и красками прячется прозаическая грязь. Собственноручно изломанная жизнь – вот с чем столкнется доверчивый читатель. Но крах и катастрофа будут после.

А пока слом жизнеустройства не наступил, читатель восхищается. Восторг здесь может быть умерен либо с помощью обращения к жизненному опыту. Либо с помощью обращения к верным ориентирам.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.