Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-11-03 | 1215 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ
И ДВИЖЕНИЯ
С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
«ДЕТСТВО ПРЕСС»
О. С. Боромыкова
КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Комплекс упражнений
по совершенствованию речевых навыков
у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
«ДЕТСТВО-ПРЕСС»
Санкт-Петербург
1999
ББК 74.100 Б 82
Боромыкова О. С.
Б82 Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упраж-
нений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.— 64 с. ISBN 5-89814-021-2
Главный редактор С. Д. Ермолаев
Редактор Л. Ю. Киреева
Художник И. Ф. Дукк
Корректор Е. Юрьева
Верстка Д. А. Шпагин
Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 197348, Санкт-Петербург, а/я 45; (812) 541-15-29; 395-24-85
ЛР № 065631 от 19.01.98 г.
Сдано в набор 29.06.98. Подписано в печать 05.01.99.
Формат 60x90 /8. Гарнитура Школьная. Усл. печ. л. 8,0.
Тираж 10000 экз. Заказ № 3566.
Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда" 1Ф1119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
© О. С. Боромыкова, 1999
© «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,»•
ISBN 5-89814-021-2 оформление, 1999
ОТ АВТОРА
Уважаемые читатели, предлагаемое вам пособие — очень простое по Форме и содержанию, им могут пользоваться музыкальные руководители общеразвивающих и специализированных детских садов, а также логопеды, воспитатели и даже родители.
Материал, изложенный в пособии, тесно связан с деятельностью логопеда и является своеобразным дополнением к его работе по коррекции речи. Но он может использоваться и самостоятельно с применением довольно широкого спектра попевок, упражнений и игр с пением и движением. Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Обучение ребенка зависит от его общего развития. Дети-дошкольники от 3-х до 7 лет вполне справляются с тем материалом, который предлагает вам автор.
|
Из проработанных автором десяти лет в логопедическом детском саду семь использовался материал, о котором будет говориться ниже.
Все упражнения и попевки, вошедшие в настоящий сборник, были разработаны и апробированы автором в своем логопедическом детском саду и других учреждениях района. Результаты, полученные вследствие использования методических рекомендаций, достигаются высокие. Многолетний опыт показал, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки. Как же построить работу, чтобы справиться с этими трудностями?
Задача это сложная, но вполне выполнимая. Для этого прежде всего надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.
При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах — тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения. Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Задачу эту можно значительно облегчить, если проводить занятия в игровой форме. Поэтому в настоящем сборнике приведены не только маленькие-песенки на все виды звуков, но и упражнения, и игры, которые помогут дошкольникам овладеть чистой речью и простейшими движениями.
|
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
С ПЕНИЕМ
Предложенные упражнения позволяют тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет также и на качество исполнения — улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. А создание определенного образа, навеянного мелодией, развивает творческую фантазию ребенка, его слуховое внимание. Слушая музыку, ребенок учится различать ее динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.
Упражнение «Пильщики»
(на развитие боковых, мышц)
Логопедическая задача. Точное сочетание речи и движения, выработка темпа и ритма речи, закрепление гласных звуков в свободной речи.
Музыкальная задача. Выполнение движений в ритме музыки.
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и встала.
Начинай сначала.
Описание движений
И. П. (исходное положение) — Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад. 1 — 8 такты — Двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров. 9 — 10 такты — Опускают броском руки вниз. 11 — 12 такты — Меняются местами друг с другом на бегу.
Упражнение «Мышки»
(на развитие всех мышц туловища)
Логопедическая задача. Работа над группой свистящих звуков и их дифференцированием в свободной речи.
Музыкальная задача. Различать динамические оттенки в музыке и соответственно им выполнять движения.
Описание движений
Вышли мышки как-то раз Дети ходят врассыпную.
Посмотреть, который час. Смотрят из-под руки вправо-влево.
Раз, два, три, четыре Выполняют движения руками
Мышки дернули за гири. Вверх-вниз (дергают веревку).
Вдруг раздался страшный звон. Приседают и закрывают лицо руками.
|
Убежали мышки вон. Разбегаются на места.
По мере использования этого упражнения детям каждый раз поясняется, как ведут себя мышки: маленькие зверьки, очень осторожные, поэтому у них маленькие шажки, частые остановки — чтобы убедиться в своей безопасности. Мышки пошалили — дернули часы за гири, а когда раздался звон, испугались и убежали.
Упражнение создает яркий образ и детям хочется завершить его игрой. Поэтому преподаватель может пойти им навстречу и провести игру Считалкой выбирается кот, который сладко спит в сторонке. Когда напуганные мышки убегают, услышав звон часов, он просыпается и ловит их.
Описание движений
Кот сибирский, Дети сжимают правую ладонь в кулак.
Кот-царапка Сжимают левую ладонь в кулак.
Учит деток танцевать, Сжимают и разжимают кулачки.
Ну-ка, детки, Правую ладонь поднимают вверх и
Сжимают в кулак.
По команде Сжимают левую ладонь в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять Сжимают и разжимают кулачки.
Грациозно, незаметно Поочередно гладят правой и левой
Надо лапки поднимать. Руками ушки: по 2 раза правой,
По 2 раза левой.
Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.
Левой, правой, Поочередные махи кистями рук.
Раз, два, три, четыре, пять. Хлопают в ладоши.
Упражнение «Моемся, чистим. зубы»
(на развитие мышц рук)
Логопедические задачи. 1. Работа над группой шипящих звуков ж-ш, з-с. 2. Соответствие движений и речи.
Музыкальные задачи. 1. Напевность речи при правильном дыхании. 2. Ритмичные хлопки под музыку. 3. Уметь различать смену темпа в музыке и соответственно этому выполнять движения.
Описание движений
Моем шею, моем уши, Дети ладонями трут шею и уши.
|
Вытираем их посуше. Имитируют растирание полотенцем.
Чистота всего дороже, Грозят пальчиком правым и левым.
Мы и зубы чистим тоже Имитируют движениями чистку
Зубов вправо и влево.
Порошком, порошком Пальцы складывают в щепоть и
Посыпают правой ручкой, левой ручкой.
Раз, два, три Три хлопка в ладоши.
Зубы щеткой чище три. Имитируют движениями чистку
Зубов в направлении сверху вниз.
Описание движений
Я бегу, бегу, бегу, Один ребенок выполняет легкий
Колокольчик я несу. Бег, неся колокольчик.
Колокольчик в руки дам Передает колокольчик тому ребенку,
И на место сяду сам. Около которого останавливается,
И садится на его место.
В результате предложенных упражнений у ребенка быстрее вырабатывается слуховое внимание, лучше укрепляется память. Музыка и речь, взаимно дополняя друг друга, создают яркий эмоциональный образ, который легко воспринимается и запоминается детьми.
Некоторые затруднения, связанные у детей с неумением сочетать свои движения с ритмом музыкального произведения, могут быть устранены благодаря многократному показу и объяснениям. Но есть более легкий путь — это введение рифмованного текста, который отражает содержание движений. Так, пропевая текст, дети гораздо легче усваивают упражнение и хорошо запоминают его.
Описание движений
Рано солнышко встает, Дети плавно поднимают руки через
Стороны вверх и соединяют их у себя
Над головой.
Распускается цветок. Плавно опускают руки через стороны вниз.
Светит солнце с высоты, (Повторяются те же движения)
Распускаются цветы.
В этом упражнении особое внимание надо обратить на мягкость и красоту движений рук. Они должны быть чуть округлыми; кисти свободны, пальчики соединены вместе без напряжения. Руки следует поднимать медленно вверх и обязательно при этом поднять голову и посмотреть на руки. Опуская руки вниз, дети должны их слегка согнуть в локтях, кисти мягко и изящно опускаются последними. Голова опускается вниз.
|
Упражнение «Наклоны»
(на развитие мышц спины и живота)
Логоледические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, л, в свободной речи. 2. Выполнение движений точно по тексту.
Музыкальные задачи. Уметь определять начало и конец фразы и распределять движения на всю музыкальную фразу.
Описание движений
Наклониться – пол достать, Медленно наклониться, коснуться
Кончиками пальцев пола.
Выпрямляемся опять. Выпрямиться, отведя плечи назад,
Руки вниз и так до конца.
Наклонитесь снова вниз,
Это не каприз
Ты тихонько наклонись
И легонько распрямись.
Ну, еще раз пол достань
И спокойно встань.
При выполнении этого упражнения дети часто допускают следующую ошибку: они быстро наклоняются и резко выпрямляются. Однако надо добиться, чтобы движения были плавными, неторопливыми. Текст очень хорошо помогает исправить эту ошибку. Неторопливое пропевание слов дает возможность выполнить спокойно, плавно и наклон, и подъем.
Преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы при подъеме дети в конце фразы хорошенько выпрямляли спину, плечи отводили назад. Только после этого можно снова наклоняться вниз и при этом обязательно пытаться дотронуться кончиками пальцев до пола.
Упражнение «Часы»
(на развитие боковых мышц туловища)
Логопедическая задача. Закрепление звуков с, ч, р, ш в свободной речи. Музыкальная задача. Выполнять движения соответственно спокойному, четкому характеру музыки.
Тик-так, тик-так,
Часы стучат
И нам с тобой
о многом говорят:
Что день пришел
И спать пора, '
Устала наша детвора.
Все спят, а часы
Всю ночь стучат
И наш покой они хранят.
Заводят стрелки хоровод,
Тик-так, тик-так, и ночь пройдет.
Описание движений
В исходном положении дети стоят свободно, опустив руки вдоль туловища. Затем, пропевая текст, одновременно делают поочередно наклоны вправо-влево. На слова «заводят стрелки хоровод» — скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой — вверх и опускают вниз, разведя в стороны. Заканчивают боковыми наклонами.
Упражнение «Сигнальщики»
(на маховые движения рук и пружинность ног)
Логопедическая задача. Четкое произношение и закрепление в свободной речи звуков с, з, р.
Музыкальные задачи. 1. Уметь определять характер музыки, (веселый, задорный). 2. Различать две части произведения (f и р) и соответственно им выполнять движения: р — качание рук вперед-назад, f — поочередное резкое выпрямление правой и левой рук в сторону на уровне плеча*.
Перед началом упражнения детям необходимо объяснить, что они уже стоят на палубе корабля. Поэтому ноги нужно слегка расставить — чтобы удержаться на палубе. В руках у детей разноцветные флажки. Они — сигнальщики, которые своими движениями передают другим кораблям сведения об изменении курса.
Движения должны быть очень точными, чтобы корабли не сбились с пути.
Описание движений.
И.П. ноги слегка расставлены. Руки отведены назад.
Мы стоим как на земле, На слово «стоим» руки броском
Ну а плывем на корабле выносятся вперед, отводятся назад.
И сигналим каждый раз, И так до конца четверостишия. Затем
Когда дан такой приказ. Обе руки убираются за спину.
Направо – поворот, Правая рука отводится в правую
Сторону на уровне плеча, голова тоже
Поворачивается вправо. На слово
«поворот», рука убирается за спину.
Налево – поворот, То же самое выполняется левой
Рукой. Голова поворачивается влево.
А ну-ка, не зевай, На первое слово рука отводится
Вправо, на второе слово – убирается
За спину.
Сигналы подавай! Те же движения выполняются левой рукой.
Танец «Семейный вальс»
Логопедические задачи. 1. Закрепление звуков с, з, р, ч в свободной речи. 2. Четкое соответствие речи и движений.
Музыкальные задачи. 1. Уметь определять музыку по характеру звучания.
2. Различать две части в мелодии (f, р) и менять соответственно им движения
Описание движений
Назад повернуться Каждый из партнеров поворачивается
Назад так, чтобы увидеть лицо сзади
Стоящего, улыбнуться ему и сделать
4 хлопка в ладоши.
И к паре своей, Повернуться обратно к своему партнеру,
Улыбнуться и сделать 4 хлопка.
И всем улыбнуться, Снова повернуться назад, к своей паре
Чтоб быть веселей.
Качаем, качаем Каждая пара соединяет обе руки,-
Руками быстрей, ноги слегка расставлены – и выполняют
4 качания, начиная движения сначала
В круг, из круга и т.д.
За юбочки взялись, Девочки обеими руками берутся за
Юбочки и
Беги поскорей. По часовой стрелке перебегают вперед
К следующей паре. Мальчики
Остаются стоять на месте.
Затем движения повторяются сначала и заканчиваются тогда, когда девочки возвращаются к своему партнеру, обежав круг. Если детей много, то танец можно закончить гораздо раньше.
Танец получает яркую эмоциональную окраску, оттого что все улыбаются друг другу. Девочки стараются выполнять свои движения изящно и грациозно.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
При работе с детьми на музыкальных занятиях по этому разделу также можно и нужно использовать различные тексты: прозу и стихи. Словесный материал помогает объяснить ребенку содержание исполняемого произведения. Причем стихотворный текст, если он полностью отражает содержание, гораздо лучше воспринимается детьми, чем проза. А если стихи пропеваются вместе с музыкой, то получается песня, которая прекрасно запоминается детьми. Они сначала внимательно слушают преподавателя, затем начинают подпевать. Если образы, запечатленные в стихах, яркие и выразительные, близкие и понятные детям, то им хочется выразить свои эмоции в действиях. Наступает момент инсценирования данного, музыкального произведения.
«Старинная французская песенка» (из «Детского альбома» П. И. Чайковского)
Дети дошкольного возраста бывают очень наблюдательны и остроумны. Слушая данное музыкальное произведение, они могут задать вопрос: «Если это песенка, то где же слова?» В ответ можно предложить следующие слова.
Принцесса у окна
Весь день сидит одна,
Качает головой
И смотрит вдаль с тоской.
Пред ней синеет лес,
А в нем полно чудес,
И злая фея в нем живет,
Принцессу стережет.
«Где же ты, рыцарь
На белом коне,
Когда же ты сможешь
Приехать ко мне?
Ты вызволишь меня,
Посадишь на коня
И увезешь с собой
отсюда Навсегда.»
Слушая это произведение неоднократно и зная текст наизусть, дети начинают выбирать героев: принцессу, фею, рыцаря и даже коня. Так детская фантазия под влиянием музыки создает яркую, эмоциональную сценку, которая разыгрывается детьми много раз.
Подобное дополнение музыки стихотворными текстами можно предложить и к другим произведениям «Детского альбома».
Примеры стихов
• г
Неаполитанская песенка
(сл. Боромыковой О. С, муз. Чайковского П. И.)
- ' На заре, лишь солнце встало,
Эта песня прозвучала.
Кто-то спел ее тихонько,
Радость людям подарив. v
Эта песенка простая, Но веселая такая, Сразу я ее запела, Мне понравился мотив..
Эту песню мы споем Сейчас все вместе, Пусть летит она по свету, Дарит радость и тепло.
Эту песню запевайте С нами вместе, И от песенки веселой Будет очень хорошо.
.Припев: Ля-ля-ля-ля
Итальянская песенка
(сл. Боромыковой О. С., муз. Чайковского П. И.)
Ночь неслышно на землю легла,, Из-за туч тихо вышла луна. Свод небесный так ясен и чист, Песня просится ввысь.
Играй гитара звеня, Лети же, песня моя. Я под окном любимой Долго-долго здесь стою, Эту песню пою.
Играй, гитара, звеня, Лети же, песня моя. Проснись, любимая, Открой свое окно, В эту ночь спать грешно.
Нянина сказка
(ел. Боромыковой О. С., муз. Чайковского П. И.)
Ночь пришла, ночь пришла, Закрывай скорее глазки, На бочок повернись, Расскажу тебе я сказку. Ночь пришла, ночь пришла, Затихает всё вокруг, Засыпай и ты, мой друг!
Серый волк, словно конь, По тропинке летит, А на спине у него, Иван-царевич сидит.
Крепко держит в руках Птицу-жар, что поймал, На беду верный конь По пути захромал.
Ночь пришла, ночь пришла, Затихает всё вокруг, Засыпай и ты, мой друг
ПЕНИЕ
При проведении занятий с детьми по пению нужно обязательно согласовать работу музыкального руководителя и логопеда.
Работа музыкального руководителя с детьми в разделе «Пение» делится на несколько этапов. Первый этап — пропевание гласных. На занятиях следует обращать особое внимание на правильное дыхание во время пения, постановку голоса, темп и ритм речи. После этого можно отрабатывать выразительность исполнения. Основная задача этого этапа — развитие мышц речевого аппарата, правильное пропевание гласных и выделение их на слух.
II этап — чистоговорки с пением на постановку шипящих и свистящих, аффрикатов. III этап — чистоговорки с пением на постановку сонорных звуков. IV этап — закрепление всех звуков в свободной речи.
Для того чтобы дети лучше усваивали материал, надо заинтересовать их, увлечь. Поэтому в каждой предлагаемой песенке-попевке — короткий текст, создающий яркий образ. Этот образ, как правило, близок и знаком детям, и поэтому вызывает различные эмоции.
Работа по пению не ограничивается одной узкой задачей — правильной постановкой звуков. Она должна отличаться одним важным аспектом — развитием эмоциональной сферы ребенка, затрагивая его чувства, которые он мог бы проявить в мимике лица и жестах. Для достижения положительного эффекта рекомендуется на одном занятии давать песенки разного характера, чтобы дети могли почувствовать разницу в настроении и выразить его своим поведением.
ПРОПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ
Начинается на «А»
(на звук а)
Логопедические задачи. 1. Отработка мягкой атаки голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук. 2. Четкое произношение звука а.
Музыкальные задачи. 1. Начинать пение мягко, правильно взяв дыхание, и распределять его на всю фразу. 2. Выделять паузу (фермато).
Астра, азбука, айва
Начинаются на «а»,
И кончаются на «а»
Астра, азбука, айва.
АНТОШКА
(на звук А)
Логопедические задачи. 1. Выделять звук а. 2. Развивать фонематический слух (чередование звуков ж — ш). 3. Закрепление звуков в речи.
Музыкальные задачи. 1. Уметь определять веселый шуточный характер песни и соответственно ему исполнять произведение. 2. Уметь правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать ударение на сильную долю такта. 3. Различать динамические оттенки и постараться эмоционально выражать их в пении (f — уверенность, mf — пренебрежение, р — удивление или обида).
Антошка – картошка Антошка – картошка,
Соломенная ножка, Он взял большую ложку,
Сам – с ноготок, За стол со всеми сел
Голова – с локоток. И наш обед весь съел.
ОКУНЬ
(на звук О)
Логопедические задачи. 1. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук о. 2. Выделение звука о в речи. 3. Закрепление звуков с, ч, ж б свободной речи.
Музыкальные задачи. 1. Петь мягко, весело, согласно характеру музыки. 2. Усиливать звучание в конце песни.
Окунь жил под старой кручей, Петь уверенно, с хитринкой во взгляде
Полосатый и колючий.
Был он очень осторожен, Маленькая остановка, чуть затихнуть
Но его поймал я все же. Петь с улыбкой, громко и весело.
В баньке с чистенькой водицей В о втором куплете то же.
Окунь весело резвится,
Он забыл про осторожность,
Дома делать это можно.
ИШАК
(на звук И)
Логопедические задачи. 1. Выделение звука и и закрепление его в свободной речи. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук и.
Музыкальные задачи. 1. Исполнять песню неторопливо, спокойно, согласно грустному характеру музыки. 2. Второй куплет петь весело и закончить громко и торжественно (на f)
идет ишак и что ни шаг Я лучше в горы убегу
Кричит ишак: Иа, иа, И там в луга пастись пойду.
Хозяин ездит на такси, А он мешки пусть носит сам,
А я ему мешки носи, Поймет, как трудно ишакам.
Иа, иа, иа.
БУКВА «Ы»
(на звук Ы)
Логопедические задачи. 1. Дифференциация звука ы. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на гласный звук ы.
Музыкальная задача. 1. Петь мягко, напевно, передавая спокойный, ласковый характер мелодии. 2. Слышать изменение ритмического рисунка музыки и стараться удерживать голос на высоком позиционном звучании.
Буква «Ы» на вид сурова, Мы ее не замечаем,
Но характером скромна. «Ы» действительно скромна.
Никогда в начале слова Без нее порой скучаем,
Н е становится она. Ведь без «ы» мы – никуда.
ЭХО
(на звук Э)
Логопедические задачи. 1. Мягкая атака голоса и правильная постановка ударения на первый звук э. 2. Закрепление всех звуков в свободной речи.
Музыкальные задачи. 1. Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук. 2. Работа над чистотой интонирования. 3. Петь соответственно динамическим оттенкам мелодии.
Эхо бродит по лесам, Где ты, эхо, отвечай!
Крику вторит эхо. Слышим только: «Ай, ай,.»
Засмеемся – эхо нам Эхо, эхо, отзовись,
Отвечает смехом. Ты нам, эхо, покажись!
УДОД
(на звук У)
Логопедическая задача. Дифференциация звука у.
Музыкальные задачи. 1. Различать легкий, вальсовый характер музыки. 2. Петь песню на высоком позиционном звучании, выделяя звук у.
Удод улетел, от испуга дрожа,
Но тут же забыл наш удод про ужа.
А уж все смеялся, шурша по песку. Трусливый удод мне развеял тоску.
ЮЛЬКА
(на звук Ю)
Логопедическая задача. Дифференциация звука ю.
Музыкальные задачи. 1. Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. 2. Уметь выделять сильную долю такта. 3. Выделять звук ю в пении.
Юлька, Юленька-юла, Юлька, Юленька-юла,
Юлька юркою была. Юлька славною была.
Усидеть на месте Юлька Убирать сегодня Юлька
Ни минуты не могла. Своей маме помогла.
ЗАЯЦ БЕЛЫЙ
(на звук Л)
Логопедическая задача. Закрепление звука л в свободной речи. Музыкальная задача. Петь легко и весело, выделяя сильную долю такта.
Заяц белый, заяц белый, Заяц белый, заяц белый,
Ты куда за лыком бегал? Ну а где же ты обедал?
Заяц белый отвечал: Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, я скакал». «Я сегодня голодал».
ДИНЬ-ДОН
(на звуки И, О)
Логопедические задачи. 1. Закрепление звука д в сочетании с гласными и и о. 2. Четкое произношение этих звуков.
Музыкальная задача. Различение динамических оттенков в музыке и пение соответственно этим различиям: спеть громко (f) и тихо (р), как эхо.
Динь – дон, динь – дон,
В переулке ходит слон 2 раза (1 –f, 2 – p)
Старый, серый, сонный слон,
Он слонихе шлет поклон.
РЕЗИНОВАЯ ЗИНА
(на звук 3)
Логопедическая задача. Дифференциация звука з.
Музыкальная задача. Петь легко, выделяя звук з.
Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она была разиней, резиновая Зина,
Упала из корзины, измазалась в грязи.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЗАЙКИ
(на звуки а, 3)
Логопедические задачи. 1. Закрепление звонких согласных б и з в сочетании с гласными звуками в словах. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый согласный звук.
Музыкальные задачи. 1. Начинать петь мягко, не форсируя звук. 2. Петь тихо, спокойно, согласно характеру мелодии.
Баю-баю, баиньки, Баю-баю, баиньки,
Прискакали заиньки. Ускакали заиньки.
Уходите, заиньки, Ты же глазки закрывай
Не мешайте баиньки. И скорее засыпай.
И АФФРИКАТОВ
Есть маленькие песенки, тексты которых вызывает у детей непреодолимое желание выразить его в движении. И они делают это самостоятельно, даже если педагог не ставит перед ними такую задачу. Таким • образом, яркий образ, воспринятый ребенком, закрепляется не только в памяти, но и в мышечном ощущении.
МИШУТКА
(на звук Ш)
Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Четкие движения соответственно тексту (речь с движением).
Музыкальные задачи. 1. Петь спокойно, ласково. 2. Различать динамические оттенки и изменения темпа во второй части музыки.
Описание движений
Шапка, да шубка, Показать руками, как надевается
Шапка. Провести обеими руками
Сверху вниз от лица до коленей –
Показать шубку.
Вот и весь мишутка. Обе руки вытянуть вперед, ладони
Повернуть вверх и раскрыть.
Лапами машет, Поочередные махи кистями рук.
Весело пляшет. Потопать ногами.
МЕДВЕЖОНОК ПЛЮШЕВЫЙ
(на чередование звуков Ж-Ш)
Логопедические задачи. 1. Закрепление звука ш в свободной речи. 2. Различение звуков ж и ш.
Музыкальная задача. Петь песню тихо, выразительно, согласно спокой
ному, грустному характеру музыки.
Медвежонок плюшевый
Ничего не кушает:
Ни конфет, ни шоколада —
Ничего ему не надо!
Целый день в углу сидит,
У него живот болит.
Для того чтобы исполнить песню выразительно, ее нужно обыграть. Выбираются два ребенка, один из которых изображает медвежонка. Он сидит
на стуле грустный и безучастный, держится за живот. Второй ребенок подходит, поет, сочувствует ему, ласково гладит. Вариант: к Мишутке могут подойти все дети и тоже спеть, выразив свое сожаление и сочувствие.
КАПРИЗНЫЕ ЛЯГУШКИ
(на звук а и чередование звуков С —Ш)
Логопедические задачи. 1. Закрепление заднеязычного звука тс. 2. Автоматизация звука а. 3. Развитие фонематического слуха (чередование с и ш). –
Музыкальные задачи. 1. Определить веселый, шуточный характер мелодии и соответственно ему исполнять песню. 2. Петь чисто, на высоком позиционном звучании.
Что за крики у пруда:
«Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши, Надоела нам вода».
ЧАЙНИК
(на звук Ч)
Логопедическая задача. Дифференциация звука ч, четкое его произношение. Музыкальная задача. Петь легко, весело и выразительно, четко выделяя фразы и звук ч.
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, хлопочу и крич
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!