Направленность: туристско-краеведческая — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Направленность: туристско-краеведческая

2020-11-03 94
Направленность: туристско-краеведческая 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направленность: туристско-краеведческая

 Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 4 года

 


Составитель:

Головина Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДО «СЦТКСЭ»


                                               

 


                                          

г. Севастополь, 2020

Содержание

 

Раздел Страница
1. Комплекс основных характеристик программы  
1.1. Пояснительная записка 3
11.1. Нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы 3
1.1.2. Новизна и актуальность программы 3
1.1.3. Отличительные особенности программы 4
1.1.4. Адресат программы 5
1.1.5. Объем и сроки освоения программы, периодичность, продолжительность, форма обучения 5
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса 7
1.2. Цель и задачи программы 9
1.3. Планируемые результаты обучения 9
1.4. Учебный план программы 13
1.5. Содержание программы 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий  
2.1. Календарный учебный график 54
2.2. Условия реализации программы 54
2.2.1. Методическое обеспечение 54
2.2.2 Материально-техническое обеспечение 56
2.3. Формы аттестации и контроля 57
2.4. Воспитательная работа  
2.5. Список литературы  
3. Рабочая программа  
3.1. Пояснительная записка  
3.2. Календарно-тематическое планирование  
3.3. Лист корректировки рабочей программы  

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1 Нормативно-правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-проводники» разработана в соответствии с основными нормативными документами в области дополнительного образования Российской Федерации:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы-прводники» имеет туристско-краеведческую  направленность и нацелена на получение основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, оказания первой медицинской помощи, представления о работе гида-проводника

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации, удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии, обеспечении духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания учащихся.

 

Новизна и актуальность программы

Новизна

образовательной программы заключается в возможности, помимо общих туристско-краеведческих знаний и умений, получить представление и о современных новшествах в данной области: представление о GPS-навигации, использование тематических интернет-ресурсов, обучает детей использованию современных гаджетов для создания фото и видеоотчетов о походах. В программу включено обучение основам фото- и видеосъемки, тревел-журналистике, ведению блога

Актуальность программы.

В современном мире очень важным личностным ресурсом являются профессиональные навыки. Для подростков, увлекающихся пешеходным туризмом вполне естественно стремление сделать свое увлечение делом жизни. И сделать первые шаги на этом пути поможет программа «Юные туристы-проводники», являющаяся логическим продолжением программы «юные туристы краеведы»

Туризм — это активный способ познания родного края. Занятия в объединении «юные туристы-проводники» помогут учащимся расширить общий кругозор, дополнить и углубить знания по географии, биологии, экологии, истории, усовершенствовать  навыки ориентирования на местности, поведения в природных условиях, преодоления природных препятствий, помогут развить морально-волевые качества.

Большую роль изучение родного края имеет и для формирования экологического сознания учащихся, уважительного отношения к природе и культурно-историческим ценностям.

Кроме того программа дает детям возможность не только получить знания о родном крае, но и использовать их в практике проведения походов и экскурсий.

Программа носит профориентационный характер и дает возможность получить базовые знания о работе гида-проводника, инструктора по туризму, экскурсовода, попробовать себя в данной сфере деятельности.

Большое внимание уделяется практическим навыкам проведения походов, умению ориентироваться на местности, обращения с туристическим снаряжением, экологическому поведению в природе, навыкам выживания.

Занятии туризмом способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.  Помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).

 

Адресат программы

Возраст учащихся 12-17 лет. Набор в группу происходит по заявлению родителей. Наполняемость группы – не менее 15 человек

На обучение принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний к занятиям спортивным туризмом. Дополнительного отбора не производится.

Возможно зачисление учащихся из других объединений туристско-краеведческой направленности в группы 2 и последующих годов обучения после собеседования, сдачи нормативов по общей физической подготовке.

Цель и задачи программы

   Цель программы –сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития обучающихся через туристскую деятельность.

     А так же  развитие творческих способностей детей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры, а также организация их досуга. Профессиональная ориентация

     

Задачи:

Образовательные:

- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики пешеходного  туризма;

- получение профессиональных навыков гида-проводника.

- получение знаний о природе и истории родного края

- обучить навыкам здорового и безопасного образа жизни

Воспитательные:

- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье;

- воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе;

-воспитание таких морально-личностных качеств, как  ответственность, честность, упорство, способность принимать решения и брать на себя ответственность за их последствия, взаимовыручка

Развивающие:

- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности;

- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся;

- развитие интереса к изучаемым дисциплинам.

 

Планируемые результаты обучения

при завершении 1 года обучения обучающиеся должны:

- уметь пользовать картой и компасом;

- уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;

- уметь готовить пищу на костре;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь;

- преодолевать простые природные и искусственные препятствия;

- подбирать личное и групповое снаряжение для похода

- вести полевой дневник

- составлять маршрут туристского похода

- составлять экскрсионный текст

- искать информацию в литературных и интернет-ресурсах

- грамотно вести фото- и видеосъемку.

- монтировать видео ролики

- делать отчеты для сайта

- иметь опыт участия в походе III степени сложности.

Знать:

- условные топографические знаки;

- топонимы города Севастополя и Крыма

- правила техники безопасности горных походов

- 8 туристических узлов;

- основные сведения о географии и истороии Крыма и Севыастополя

- Основные виды растений Крыма.

-Основные минералы и горные породы Крыма

- основных животных и насекомых Крыма

- основы фото- и видеокомпозиции

 

при завершении 2 года обучения обучающиеся должны:

-уметь осуществлять исследовательскую деятельность;

-владеть техникой и тактикой пешеходного туризма, самостоятельно организовывать страховку;

-владеть навыками ориентирования на местности и участия в соревнованиях по спортивному ориентированию;

-умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;

-самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; преобразовывать, сохранять и передавать эту информацию;

-иметь достаточную для зачетного похода физическую и техническую подготовку.

-составить не мене 3 собственных маршрутов.

- уверенно отличать полезные, лекарственные и ядовитые растения Крыма

- знать этнокультурные особенности народов Крыма

- знать переводы основных крымских топонимов.

- находить картографическую информацию в интеренте

- уверенно пользоваться навигатором.

-Уметь выбрать место для бивака. Самостоятельно организовать работу по развертыванию и свертыванию лагеря.

-Владеть навыками разведения костра в любых условиях, приготовления пищи на костре или на газовой горелке

-Уметь читать карту, представлять рельеф, планировать маршрут движения.

-Владеть навыками ориентирования с помощью спортивной карты, определять путь движения с учетом основных форм и элементов рельефа.

-Владеть навыками работы с компасом: ориентирование карты, определение азимутов

 

при завершении 3 года обучения обучающиеся должны:

-владеть техникой и тактикой пешеходного туризма в сложных климато-географических условиях;

-владеть навыками ориентирования на местности, в т.ч. в сложных и экстремальных условиях;

-уметь выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

социокультурных компетенций:

- владеть навыками руководства деятельностью группы, приемами общения; умениями находить компромиссы;

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;

самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

-иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в походах и на соревнованиях.

--Уметь подготовить личное и групповое снаряжение к походу, обеспечить влагонепроницаемость рюкзака, палатки.

- Владеть навыками сушки и ремонта одежды и обуви в походе.

- Владеть навыками обращения со специальным снаряжением

-Владеть навыками разработки маршрута, заполнения маршрутной документации, составления сметы расходов.

-Владеть навыками приготовления пищи на костре, газовой горелке.

- Владеть навыками планирования маршрута, составления плана–графика похода.

-Владеть навыками движение по различному рельефу и преодолевать естественные препятствия.

-Уметь организовывать самостраховку и страховку членов группы;

- Уметь оформлять отчет о походе,. Владеть навыками подготовки экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов

- Владеть навыками участия в соревнованиях в качестве участника

-Уметь определять расстояния до недоступного предмета, ширину реки, оврага, высоту дерева

-Владеть навыками ориентирования в сложных условиях, в различных природных условиях.

-Владеть необходимыми навыками ориентирования для участия в соревнованиях.

-Владеть навыками действий при потере ориентировки.

-Уметь ориентироваться в сложных условиях, выполнять функции проводника (штурмана) в походе

-.Владеть навыками изучения района и составления маршрута похода по интересным местам своего края

--Быть способным выполнить принятые в школьной программе нормативы по физической подготовке

-Знать принципы применения растений в быту и медицине.

- отличать опасные грибы

- уметь организовывать тематические походы и походы-квесты.

- знать историю родного края

- знать правила поведения при ухудшении погодных условий

 

при завершении 4 года обучения обучающиеся должны:

- Владеть навыками разработки маршрутов для проведения учебных походов в качестве стажеров-руководителей групп, маршрута летнего зачетного похода

- Уметь организовать работу по оформлению отчета о походе, ремонту снаряжение, подготовки экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов

-Уметь усовершенствовать и изготавливать самодельное снаряжение

- Иметь навыки строительства временных укрытий: тентов навесов, шалашей, -

-  Уметь приготовить пищу в экстремальных ситуациях.

- Уметь организовывать переправы через реки

- Владеть навыками участия в походе другого вида туризма (по выбору)

- Уметь проводить маршрутную глазомерную съемку,

-Владеть навыками ориентирования в сложных условиях, выполнять обязанности проводника (штурмана) группы в сложном походе

-Иметь навыки спортивного ориентирования для участия в соревнованиях

-Уметь организовать краеведческие исследования

- Иметь навыки по организации изучения материалов и подготовки докладов по району предстоящего путешествия

- Владеть навыками выполнения краеведческих заданий на маршруте, изучения краеведческих объектов, проведения природоохранных мероприятий

- уметь создавать и проводить авторские экскурсии и ПВД, тематические экскурсии

- знать особенности и туристическую привлекательность всех районов Крыма

- уметь охарактеризовать любой регион Крыма

- знать историю и географию полуострова в рамках достаточных для профессионального гида- проводника

- Уметь предвидеть и устранять причины возникновения конфликтов в группе

- Обладать навыками организации страховки и самостраховки при организации переправ и движении по снежникам.

- Уметь вязать узлы.

- Владеть навыками оказания первой помощи пострадавшему

- Быть способным выполнить принятые в школьной программе нормативы по физической подготовке с превышением их на 10-15%

-уметь пользоваться фотаппаратом и видеокамерой.

-обрабатывать фотоснимки, монтровать видоеролики

- владеть навыком написания тревел-текстов, путевых заметок и путеводителей.

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первого года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

всего теория практика
1 Вступительная часть 4 4 - опрос
2 Основы туристской подготовки 86 16 70 Наблюдение, контрольные нормативы, мониторинг
3 Краеведение и экскурсоведение 60 40 20 Тестирование, Самостоятельная работа
4 Общая и специальная физическая подготовка 18 2 16 контрольные нормативы
5 Топография и ориентирование 24 4 20 контрольно-практические задания
6 Основы доврачебной помощи 10 6 4 контрольно-практические задания
7 Фото- и видео-съемка в походе. Ведение блога 12 6 6 Творческая работа
8 Итоговое занятие 2 2 - зачет
9 Летняя практика 36 - 36  
  Итого 252 80 172  

Второго года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

всего теория практика
1 Вступительная часть 4 4 - опрос
2 Основы туристской подготовки 86 16 70 Наблюдение, контрольные нормативы, мониторинг
3 Краеведение и экскурсоведение 60 40 20 Тестирование, Самостоятельная работа
4 Общая и специальная физическая подготовка 18 2 16 контрольные нормативы
5 Топография и ориентирование 24 4 20 контрольно-практические задания
6 Основы доврачебной помощи 10 6 4 контрольно-практические задания
7 Фото- и видео-съемка в походе. Ведение блога 12 6 6 Творческая работа
8 Итоговое занятие 2 2 - зачет
9 Летняя практика 36 - 36  
  Итого 252 80 172  

Третьего года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

всего теория практика
1 Вступительная часть 4 4 - опрос
2 Основы туристской подготовки 86 16 70 Наблюдение, контрольные нормативы, мониторинг
3 Краеведение и экскурсоведение 60 40 20 Тестирование, Самостоятельная работа
4 Общая и специальная физическая подготовка 18 2 16 контрольные нормативы
5 Топография и ориентирование 24 4 20 контрольно-практические задания
6 Основы доврачебной помощи 10 6 4 контрольно-практические задания
7 Фото- и видео-съемка в походе. Ведение блога 12 6 6 Творческая работа
8 Итоговое занятие 2 2 - зачет
9 Летняя практика 36 - 36  
  Итого 252 80 172  

Четвертого года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

всего теория практика
1 Вступительная часть 4 4 - опрос
2 Основы туристской подготовки 86 16 70 Наблюдение, контрольные нормативы, мониторинг
3 Краеведение и экскурсоведение 60 40 20 Тестирование, Самостоятельная работа
4 Общая и специальная физическая подготовка 18 2 16 контрольные нормативы
5 Топография и ориентирование 24 4 20 контрольно-практические задания
6 Основы доврачебной помощи 10 6 4 контрольно-практические задания
7 Фото- и видео-съемка в походе. Ведение блога 12 6 6 Творческая работа
8 Итоговое занятие 2 2 - зачет
9 Летняя практика 36 - 36  
  Итого 252 80 172  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вступительное занятие (2ч)

Цели и задачи объединения. Содержание работы объединения. Организация и режим занятий.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТУРИСТОСКОЙ ПОДГОТОВКИ (86ч)

         Туристские путешествия, история развития туризма

    Туризм - средство познания своего края. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

    Туристские нормативы и значки «Юный турист России», «Турист России». Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборью.

Краеведение, туристско-краеведческое движение учащихся «Отечество», основные направления движения.

    Воспитательная роль туризма

    Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания.

    Законы, правила, нормы и традиции туризма, традиции своего коллектива.

    Личное и групповое туристское снаряжение

    Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов. Как готовить личное снаряжение к походу.

    Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.

    Практические занятия

    Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

Изучение района путешествия

    Сбор краеведческого материала о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п. Подготовка докладов о районе похода: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д.

    Практические занятия

Подготовка и заслушивание докладов по району предстоящего похода.

Историческое краеведение

Памятники истории и культуры.

Севастополь: значение, месторасположение, районирование. Центральные улицы и площади города.

История освоения Крыма человеком. Древняя история. Греческая колонизация Причерноморья. Основание Херсонеса. Боги Херсонеса. Искусство и быт горожан.

Средневековый Крым. «Пещерные города» Крыма. Княжество Феодоро. Завоевание Крыма турками.

Основание Севастополя. Вклад А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, М.П. Лазарева в основание и развитие Севастополя.

Крымская война. Победы Черноморского флота. Подвиг брига «Меркурий». Крымская война. Начало обороны Севастополя, затопление кораблей. Оборонительные сооружения русских войск. Бастионы. IV бастион и подземно-минная война. Основные сражения. Герои Крымской войны (Нахимов П.С., Корнилов В.А., Тотлебен Э.И., Толстой Л.Н., Даша Севастопольская, П. Кошка, Коля Пищенко). Памятники Севастополя, связанные с основанием города.

Севастополь сегодня: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, культура и наука.

Топонимика Крыма. Основные топонимы и их перевод. Почему есть непереводимые топонимы. Карта Белянского.

Этнография. «Что изучает этнография?»

Народы, проживающие в Крыму.

Древние и современные народы Крыма.

Русские. Исторические данные о первых поселениях на территории Крыма. Символы России. Народные праздники, искусство, одежда. Традиции. Обычаи. Русский фольклор

Крымские татары. Культура крымско-татарского народа в Крыму. Обычаи и традиции. Выдающиеся личности.

Караимы. Украинцы. Греки

Практические занятия.

Разучивание песен, загадок, скороговорок, детских игр.

Участие в конкурсах, викторинах, экскурсиях.

        Охрана природы

Основные направления природоохранной работы. Закон России «Об охране природы». Заповедники и заказники родного края. Садово-парковое искусство. Охрана природы – долг и конституционная обязанность граждан России. Обязанности школьников по охране природы. Пропаганда охраны природы.

Экология и охрана природы Севастопольского региона. Экологические проблемы Крыма, Севастополя. Природоохранная работа. Заповедные места Крыма, Севастополя. Редкие растения и животные.

Экологические беседы: «Мы – друзья природы», «О культуре поведения в природе», «Птицы – наши друзья».

Практические занятия.

Изучение зимующих водоплавающих птиц в севастопольских бухтах. Знакомство с видовым разнообразием. Определение птиц по описанию, фотографиям, учёт и подкормка водоплавающих птиц.

Участие в экологических акциях.

Экологическая экспертиза мест массового отдыха: Участие в общегородских экологических субботниках в программах: «День защиты Чёрного моря», «День охраны окружающей среды»: в городской операции «Зимний учёт водоплавающих птиц в бухтах Севастополя».

Изготовление экологических плакатов, рисунков, листовок.

Экскурсоведение

Кто такой экскурсовод. Кто такой гид-проводник. Что он должен знать и уметь. Выбор своей ниши. Соответствие ниши с психотипом. Определение своего психотипа. Навыки, которые вам понадобятся. Почему надо знать историю, географию, родной язык, иностранные языки. Необходимость общей и специальной физической подготовки, навыков выживания

Что такое экскурсионный текст, его содержание. Универсальные тексты. Какие тексты должны у вас быть. Как дорабатывать готовый текст при изменении маршрута.

Методы проведения экскурсий. Метод показа и рассказа, панорамного обзора, цитирования, сравнительного анализа, объяснения и локализации событий. Выбор места для осмотра объекта. Использование «портфеля экскурсовода».

Техника проведения экскурсии. Яркость и образность речи Требования к речи экскурсовода, внешнему виду. Построение экскурсии. Вступление, кульминация, заключение. Ответы на вопросы. Путевая информация.

Расстановка группы, передвижение экскурсантов. Соблюдение времени. Осуществление руководства группой. Моральные качества экскурсовода. Эстетические требования к экскурсоводу.

Выбор темы, подбор материала для будущей экскурсии. Накопление знаний по выбранной теме. Определение цели экскурсии. Составление экскурсионного маршрута. Изучение источников для накопления материала: литературных, архивных, статистических. Особенности описания и правила составления карточек экскурсионных объектов.

Предварительная работа, выбор темы, подбор материала для будущей экскурсии. Накопление знаний по выбранной теме. Определение цели экскурсии. Составление экскурсионного маршрута. Время проведения экскурсии. Изучение источников для накопления материала: литературных, архивных, статистических. Особенности описания и правила составления карточек экскурсионных объектов.

Методика составления индивидуальной экскурсии. Изучение источников для накопления материала: литературных, архивных, статистических. Особенности описания и правила составления карточек экскурсионных объектов. «Портфель экскурсовода».

Тематические экскурсии: ботанические, геологические и т.д.

Традиционные экскурсии для Севастополя

Практические занятия.

 Составление видеопрезентаций для виртуальных экскурсий.Пробные виртуальные экскурсии (у памятников).Проведение виртуальных экскурсий перед сверстниками.

Составление экскурсии «Севастополь-город двух веков» - экскурсия по историческому центру города

    Исследовательская работа в путешествии,

    Краеведческая работа - один из видов общественно полезной деятельности. Работа в музеях, архивах, библиотеках

Практические занятия

              Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира. Геологический поиск.

.Сбор материалов для школьного музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.

РАЗДЕЛ 4. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗПОДГОТОВКА (18ч)

 

       Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

    Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

              Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

    Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

    самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

    Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.

    Общая физическая подготовка

              Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения безаварийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

    Требования к физической подготовке, Ежедневные, индивидуальные занятия

    Практические занятия

    Упражнения на все группы мышц. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скалкой, гантелями.

Упражнения на гибкость

   Элементы акробатики.

    Подвижные игры и эстафеты.

    Специальная физическая подготовка

    Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

    Практические занятия

    Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

Компас. Работа с компасом

Компас. Типы компасов. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.

    Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе.. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути).

    Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.

 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки

Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировок, Поиск отличительных ориентиров.

Практические занятия

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.

  GPS -навигация

Понятие о GPS-навигации. Определение координат с помощью GPS-Test. Популярные навигационные программы. Программа meps me. Программа Ozi Explorer. Ориентирование по навигатору. Точки, треки. Запись трека. Загрузка трека. Информационные ресурсы

Практическое задание

Движение по имеющемуся треку. Нахождение объектов по навигатору. Использование Интернета для предпоходной под


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.