М. Булгаков, «Багровый остров» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

М. Булгаков, «Багровый остров»

2020-11-03 115
М. Булгаков, «Багровый остров» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работа сыщика никогда не ограничивается расследованием одного преступления. Одни дела тянутся из прошлого, другие добавляются каждый день, на третьи перекидывает начальство после того, как твои коллеги уже потерпели в расследовании неудачу, и на всё волей-неволей приходится находить время. Дело об убийстве Павла Виноградова, официально считавшееся делом о его исчезновении, и дело о пропавшей жене инженера Демьянова для самого Опалина стали тем, что он про себя называл занозами, – остерегаясь, впрочем, произносить это слово вслух.

Взять хотя бы дело Виноградова. Показания, которые несколько дней по поручению Ивана снимали Петрович, Казачинский и Завалинка, должны были внести ясность, но вместо этого только всё запутали.

Вахтер Благушин, с которым Опалин столкнулся в ночь с 16 на 17 октября, уверенно показал, что он не видел никакого трупа, что до появления пьяного гражданина в сопровождении гражданки, смахивающей на особу легкого поведения, не происходило ничего подозрительного и что последние служащие покинули театр около одиннадцати, а потом все было совершенно мирно и благополучно, но – опять-таки до появления пьяницы с девицей.

Более того, Благушин вспомнил, что Павел Виноградов, целый и невредимый, ушел из театра незадолго до окончания оперы, которая шла в тот вечер. Но, вообще говоря, служащим театра не возбраняется присутствовать на представлениях.

– Во что он был одет? – спросил Петрович у вахтера.

– А? – Благушин заморгал глазами и приставил руку к уху. Старик явно не очень хорошо слышал.

– Когда Павел Виноградов уходил из театра, во что он был одет? – громче повторил Петрович.

– Курточка на нем была такая, на меху, – подумав, ответил Благушин. – Шапочка. Да как обычно он был одет…

– И как он выглядел?

– Да обыкновенно, а что?

– Свертка с ним никакого не было?

– Почему сверток-то?

– Вы лучше отвечайте на вопросы, – посоветовал Петрович, насупившись. – Когда он уходил, был с ним сверток или нет?

– Да я не помню уже, – простодушно ответил вахтер. – Кажись, нет.

В свою очередь показания Бельгарда помогли прояснить, почему Виноградов задержался в театре.

– По-моему, он не смотрел представление, – сказал Людвиг Карлович. – Видите ли, мы с Палладием Андреевичем обсуждали постановку «Лебединого озера»… кое-какие моменты. В общем, когда я вышел от Касьянова, было уже довольно поздно, и Виноградов подошел ко мне в коридоре. Он сильно нервничал…

– Позвольте, позвольте, – пробурчал Казачинский, – но нашему коллеге вы не так давно говорили, что не обращаете внимания на артистов кордебалета и не можете ничего сказать о пропавшем.

– Вот именно, – кивнул старик. – Я все время путал этого молодого человека с его другом Тумановым. Я думал, что в тот вечер ко мне в коридоре подошел Туманов. Я только сегодня осознал свою ошибку, когда при мне кто-то назвал Туманова по имени. Несомненно, я говорил в тот вечер с Виноградовым.

– И о чем же вы с ним говорили?

– Он знал, что я имею на Алексея Валерьевича некоторое влияние. Если вы не в курсе, Алексей мой ученик. – Произнося эти слова, Бельгард не без гордости улыбнулся. – Виноградов хотел, так сказать, смягчить неприятное впечатление, которое он произвел на Алексея своими выходками. Он очень долго и путано говорил о том, что не имел в виду ничего плохого, что его просто задело, как Алексей обращался с Ириной…

– А как он с ней обращался, кстати? – невинно поинтересовался Казачинский.

Нет, ему не показалось – Бельгард и в самом деле смутился.

– Э-э… он выразился в том смысле, что у нее грация, как у беременной коровы. Ему, понимаете, свойственно преувеличивать… В тот день она была немножко тяжеловата и неповоротлива, только и всего, но он вышел из себя. Он всегда выходит из себя, если что-то идет не так…

– Ясно, – кивнул Казачинский. – И что же вы сказали Виноградову?

– Ну, я пытался его успокоить, и в то же время… В то же время мне не хотелось брать на себя, понимаете, какие-то обязательства. А он явно желал, чтобы я представил от его лица извинения Алексею, и не очень хотел идти извиняться сам. Ему почему-то казалось, что Алексей обязательно постарается выжить его из театра, а работой в театре Виноградов очень дорожил. Ну вот, мы поговорили, а потом он ушел.

Показания остальных свидетелей не смогли добавить к делу ничего существенного. Кто-то заметил Виноградова в то утро в буфете, кто-то видел его на классе, кто-то во время репетиции. Кроме того, из расспросов в пошивочном цехе и разговоров с костюмерами выяснилось, что костюм Виноградова, в котором он репетировал в «Лебедином озере», исчез.

– Я не понял, – проворчал Антон, когда опера обсуждали новые подробности дела в кабинете Опалина, – почему мы расспрашивали вахтера о том, со свертком Виноградов покинул театр или нет?

Иван усмехнулся.

– А между тем все просто, – объявил он, откинувшись на спинку стула и сцепив пальцы на затылке. – Труп был в балетной одежде. Если Виноградов вышел в своей обычной одежде, откуда взялся балетный костюм?

– А он не мог надеть балетный наряд под одежду? – подал голос Антон.

– Зачем? – спросил Казачинский.

– Там этот, как его, колет из толстого материала, да еще с нашивками, – сказал Опалин. – И на ногах у Виноградова были балетные туфли, когда я его видел. – Он опустил руки на стол, и по выражению его лица опера видели, что он недоволен. – А еще вы заметили, что он после репетиции не заходил в буфет?

– Ах, черт! – вырвалось у Петровича. – Верно!

– Что-то я сомневаюсь, что он мог продержаться весь день на двух пирожных, эклере и кофе, которые съел в перерыве между классом и репетицией, – буркнул Иван, насупившись. – Он не возвращался домой и не заходил к Туманову, то есть возможности перекусить у него не было. Или же мы чего-то не знаем…

– Я кое-что видел в театре, когда искал одного из свидетелей, – внезапно сказал Антон. – Рассказать?

– Разумеется, – ответил Опалин.

– Я находился на четвертом этаже, а внизу на лестничной площадке стояли Вольский и Бельгард. Разговор шел совершенно обычный, ну, судя по интонации. Я особо не прислушивался, до меня доносились только отдельные слова, – пояснил Антон. – Они что-то обсуждали, шутили и даже смеялись. И тут я вижу, как Вольский ни с того ни с сего хватает старика за грудки и говорит: «А может, выкинуть вас сейчас в окно?» И лицо у него, знаете, стало такое… бешеное. Но тут он увидел, что я смотрю на них, разжал руки и отпустил старика.

– А Бельгард испугался? – спросил Опалин.

– Ну, испугался не испугался, но опешил точно. Я вот что думаю: может, Виноградов пошел к Вольскому извиняться, а тот вспылил, ну и… того? Удавил его? Честное слово, мне кажется, что он на такое способен.

Опалин задумался.

– Там была еще травма головы, – сказал он наконец. – Виноградова сначала ударили сзади, а потом задушили. Это преднамеренное убийство, а не убийство в состоянии аффекта.

– Уверен? – подал голос Петрович. – Ты труп видел какие-то секунды и рассматривал его ночью, при огне от спички. Кстати, ты знаешь, что наш балетный принц в прошлом уже стал причиной смерти человека?

– Он кого-то убил? – живо заинтересовался Опалин.

– Ну, убил не убил… как посмотреть. Влюбилась в него девушка из кордебалета, красавица, умница, думала, что у них все серьезно. А он попользовался ей и бросил. Ну, она и наложила на себя руки. Как по-твоему, это тянет на убийство или нет? С юридической точки зрения – нет, само собой. Ну а если подумать хорошенько?

– Это точно, что она покончила с собой? В смысле, никакие другие варианты не рассматривались?

– Я так понял, что нет, но можем поискать в архивах. Кто вел следствие, и вообще…

– Вот ты этим и займешься, – объявил Опалин. – Если возникнет хоть малейшее подозрение, что он ее убил, немедленно доложи мне. Кстати, что насчет его алиби? Где он был вечером шестнадцатого?

– Говорят, уехал домой вскоре после окончания репетиции.

– На чем уехал?

– На эмке. У него машина, – пояснил Петрович. [71]

– И? – безразлично уронил Опалин. – Куда он поехал-то? Что шофер говорит?

– Нет у него шофера. Он сам водит. Живет на Остоженке. Домработница его заявила, что он весь вечер провел дома. А сынишка дворника говорит, что он домой завернул на несколько минут, а потом опять уехал. Я, говорит, его машину завсегда узнаю. Он на дачу часто ездит.

– На дачу? В октябре?

– Угу. Да у него там не дача, а хоромы целые. Это мне уже дворник сказал.

– Где дача-то?

– Недалеко от станции Лобня. Полчаса от Москвы.

Три пары глаз уставились на Опалина, ожидая, что он скажет. Вольский с собственной машиной, на которой запросто мог вывезти труп, Вольский – единственный, кто имел серьезный конфликт с убитым, и вдобавок человек с явно нестабильной психикой, из просто неприятной личности вполне логично превращался в подозреваемого номер один. А раз так…

– Запросите местную милицию, не находили ли в окрестностях неопознанные трупы, подходящие под описание Виноградова, – сказал Опалин.

– Вольский мог отвезти труп куда угодно, – напомнил Петрович.

– Да, но прежде всего стоит проверить окрестности Лобни. И…

«Спички, – думал он. – Почему спички, зачем спички?» И тут он вспомнил Вольского с его летящим шагом, с его порывистостью. С его бешеными выходками, которые ему сходили с рук, потому что ему все прощали – за талант, или, как сказал старый Яков Матвеевич, за гений.

Мог ли он не забыть подобрать спички? Там, в темном проезде? И что-то говорило Опалину – нет, не мог. Тот, кто подобрал спички, должен был иметь совершенно иной склад ума. Методичный. Трезвый. Не забывающий ни одной детали…

– И девушку погубил, – зачем-то встрял Казачинский. – А девушка, судя по словам тех, кто ее знал, чистый клад была. Не, я все понимаю: не был бы он в Большом театре важной фигурой, мы бы его приперли к стенке в два счета…

Клад.

Что там рассказывал отец Виноградова? Рыли метро, нашли клад…

– Ах ты!.. – вырвалось у Опалина. И, не сдержавшись, он выругался.

– Что с тобой? – с удивлением спросил Петрович. Он знал, что Иван прибегал к ругательствам редко – и то только тогда, когда не мог сдержаться.

– Да инженер этот, Демьянов, – возбужденно заговорил Опалин. – Который убил свою жену. Вы еще никак концов не могли найти, за что… – Он хлопнул ладонью по столу. – Личных конфликтов не было, третьи лица не замешаны, не застрахована, не выигрывала по займу… Ну конечно же! Клад! Ему квартиру дали, в старом доме, он упоминал, что они хотели сделать ремонт… А потом жена исчезла! Но до того, как исчезнуть, стала вдруг ходить в дорогие магазины и присматривать себе шубу… Клад они нашли! Вот в чем дело! Вот за что он ее убил…

Опалин вскочил с места. Глаза его горели, он весь преобразился. Антон смотрел на него разинув рот.

– Наконец-то я прищучу этого гаденыша и узнаю, куда он дел труп… – объявил Опалин. – Вы не понимаете, он на меня смотрел так, как будто уже надо мной победу одержал, ясно? И поэтому я сразу понял, что он виновен…

– Ну… может быть, и клад… – пробормотал Петрович. Он уже не знал, чему верить. – А с театром-то мы что будем делать?

– Я же сказал. Материалы мне найди по той балерине, которая с собой покончила. Труп искать надо… на даче Вольского побывать… Ладно. Для начала разберемся с инженером!

 

Пока Опалин на Петровке обсуждал с операми план дальнейших действий, секретарша директора Дарского отчаянно пыталась не пустить в кабинет начальника пышнотелую гражданку, которая жила в Щепкинском проезде и являлась законной супругой композитора Чирикова. Но секретарша с позором проиграла битву – посетительница просто оттеснила ее мощной тушей и прорвалась в кабинет.

– Вынужден вас огорчить, Антонина Федоровна, но я уже ухожу, – сказал директор сухо. Он не любил ни композитора, ни его энергичную напористую жену, которая вопреки всем объективным свидетельствам утверждала, что ее муж – выдающийся талант, которого враги не подпускают к корыту… пардон, к созданию передовой советской музыки.

– Мое дело много времени не займет, – объявила Чирикова, вскинув голову. – У вас в плане на следующий год стоит балет из жизни колхозников. Я хочу, чтобы вы поручили Василию Аркадьевичу написать к нему музыку.

– Вы считаете? – с непередаваемой интонацией промолвил Дарский, потирая мясистую мочку уха. – А что насчет либретто?

– Думаю, лучше всего будет, если либретто напишу я.

– Вы думаете? – все с той же интонацией спросил директор и в высшей степени загадочно улыбнулся. – Голубушка, вы ведь никогда не сочиняли либретто и понятия не имеете, что это такое.

– Полно вам, Генрих Яковлевич, – усмехнулась гостья. – Как будто вы не знаете, что в балете либретто – чистая условность. Я уж не говорю о том, что с точки зрения здравого смысла большинство либретто и вовсе полная чепуха…

– Что ж, возможно, какое-нибудь «Лебединое озеро» и в самом деле чепуха, – уже не скрывая иронии, проговорил Дарский, – но, простите, либретто из жизни колхозников чепухой быть не может. Вообще сочинение такого либретто – в современном балете задача первоочередной важности. – Судя по оборотам последней фразы, он процитировал собственное интервью какой-нибудь официальной газете вроде «Правды». – Я понимаю ваше желание нам помочь, но дело в том, что наши штатные либреттисты…

– Вы мне отказываете? – спросила гостья, воинственно выпятив все свои три подбородка.

– Простите, Антонина Федоровна, но вы никогда не писали на колхозную тему. Как и ваш многоуважаемый муж.

– Можно подумать, Митя Шостакович много писал на колхозную тему! – злобно выпалила гостья. – Однако ж это не помешало заказать ему балет. И то, что либретто было полной халтурой, никого не остановило.

– Антонина Федоровна…

– Да, да, халтурой! – возвысила голос Чирикова. – И музыка оказалась ему под стать… А потом вы все ходили и разводили руками: ах, за что вас в «Правде» так жестоко обругали! И поделом обругали! Прав был автор статьи, «Светлый ручей» – жуткая дрянь…

– Даже если так, – Дарский начал злиться, – это вовсе не значит, что ваш многоуважаемый муж, который за последние двадцать лет ровным счетом ничего не написал, может придумать что-то лучше…

– Он не написал, потому что его задвигают, – горячо заговорила гостья, – всякие карьеристы и халтурщики, которых вы у себя пригрели! Но если вы закажете ему балет…

– Я думаю, продолжать этот разговор не имеет смысла. – Генрих Яковлевич выразительно посмотрел на позолоченные ампирные часы и встал.

– Еще как имеет! – возразила Чирикова. – И если вы здесь же и сейчас не пообещаете, что закажете моему мужу балет, я пойду в наркомвнудел. [72] Я ни перед чем не остановлюсь!

Следует отдать Генриху Яковлевичу должное: он почти не переменился в лице, заслышав эту угрозу.

– Вынужден вас разочаровать, – усмехнулся директор, – но наркомвнудел балетами не занимается.

– А я вовсе не о балете буду говорить, – вкрадчиво зашептала гостья. – Представьте себе, несколько дней назад у меня кончилось снотворное, которое помогало мне спать всю ночь и не слышать, как внизу грузчики с матюгами таскают декорации. И я не смогла заснуть. В конце концов я перебралась в кресло у окна и сидела там, не зажигая лампу. Что толку идти в постель, думала я, все равно грузчики появятся ночью, будут шуметь, и, пока они не уедут, сна мне не видать. И вот смотрю я в окно и вижу, как в темном переулке внезапно открывается дверь, за которой горит свет. А потом я увидела, как некий человек выволок за ноги бездыханное тело. Сказать вам, что это был за человек?

– К чему вы ведете?

Генрих Яковлевич пытался держать удар, но голос подвел его, прозвучав слишком тонко. Директор не сводил с гостьи мученических глаз, и все морщины на его лице словно сделались глубже.

– Это только присказка, самое интересное впереди! – победно объявила Чирикова. – По Петровке ехала машина, светя фарами, а по тротуару шла парочка. Человек, который вышел из театра, заметался, юркнул обратно в дверь, запер ее изнутри и потушил свет. Теперь я не видела тело, которое осталось лежать у стены. Парочка свернула в переулок, стала там целоваться, потом девушка, кажется, споткнулась о тело, а ее спутник стал зажигать спички, чтобы понять, в чем дело. Мне было любопытно, чем все кончится, – добавила гостья, – поэтому я просто сидела и ждала. У девушки началась истерика, и мужчина увел ее с собой, но через несколько минут они вернулись с милиционером, который стоит на площади возле метро. Однако тела они не нашли, потому что в их отсутствие кое-кто вышел из театра и затащил труп обратно. А вы, Генрих Яковлевич, стояли за дверью и отдавали тащившему указания. И я прекрасно вас узнала, товарищ Дарский. Вы еще указали на догоревшие спички, которые остались на земле, и сказали, что их надо убрать.

Директор тяжело опустился в кресло.

– Это еще не все, – добила его гостья. – Вашему сообщнику удалось отделаться от свидетелей, потом в час с чем-то приехали грузчики и стали носить декорации, в три они уехали, а потом ваша машина подъехала к служебному входу, и, что самое интересное, за рулем сидели вы, а не ваш шофер! Был уже четвертый час утра, все спали, но я не спала и видела, как два человека вынесли труп из театра и затолкали в багажник, а вы стояли на стреме и озирались, как преступник. Должна признаться, у вас был в это мгновение чрезвычайно комический вид.

– Чего вы хотите? – хрипло спросил Дарский.

– Я уже сказала вам, чего я хочу. Чтобы Василий Аркадьевич писал балет, а я ему помогала. И вот еще что, – добавила Чирикова. – Все, что я видела, я записала и отправила на хранение надежным людям. Понятия не имею, за что вы убили несчастного мальчишку, но учтите: со мной этот номер у вас не пройдет. Вам ясно?

– Куда уж яснее, – пробормотал директор, утирая пот. Антонина Федоровна внимательно поглядела на него и приосанилась.

– Так я могу сказать мужу, что вы собираетесь заказать ему балет?

У Дарского уже не оставалось сил, чтобы говорить. Он чувствовал, что попал в капкан, из которого ему не выбраться, и потому только вяло кивнул.

– Вы можете на меня положиться, Генрих Яковлевич, – серьезно проговорила Чирикова. – Я никому ничего не скажу – если только вы меня не заставите. Вы поняли меня?

Он снова кивнул, чувствуя только одно желание: чтобы она немедленно убралась отсюда, чтобы поскорее закончились эти самые мучительные минуты в его жизни. Но Антонина Федоровна вовсе не собиралась уходить. Взгромоздив свои обширные телеса на один из стульев с бархатной обивкой, она со знанием дела принялась обсуждать денежные условия создания будущего балета.

 

 

Глава 16

ПРИЗРАКИ НОЧИ

 

Расценка мест на вечерние спектакли Большого театра. Партер 1–5-й ряд 25 руб., 6–10-й ряд 23 руб., 11–15-й ряд 20 руб., 16–19-й ряд 18 руб. Амфитеатр 18 руб.

«Вся Москва», 1936 г.

 

Под ногами шуршит опавшая листва, с черных ветвей деревьев сыплется какая-то дрянь, то и дело где-то в лесу тревожно перекликаются птицы. Антон насупился и подтянул повыше воротник своего пальто, перешитого из шинели.

– Ну, Никита Александрович, посмотрите хорошенько, – с безграничным терпением обращается Опалин к Демьянову. – Где вы закопали ногу?

– Я не помню, – бормочет инженер. – Не помню… Можно я присяду? Я больше не могу… ноги не держат…

Он валится на пень. Вот уже несколько дней они кружат, как заколдованные, по этому подмосковному лесу, хмурому и неприветливому. Лесу, в котором Демьянов закопал части расчлененного тела своей жены.

– Я устал, – беспомощно говорит инженер.

Они все устали, но Опалин не станет говорить этого убийце. Здесь их опербригада в полном составе, проводники с собаками из служебного питомника, подмосковные милиционеры…

Частью с помощью самого убийцы, частью с помощью служебных собак они уже отыскали руки, голову, фрагмент туловища и одно бедро. Но этого мало. Надо найти все, все обрубки до единого, – и только тогда дело можно будет считать закрытым.

– Я ведь совсем не злой человек, – вздыхает инженер, который убил супругу, разрубил ее тело на восемнадцать кусков и использовал свои знания в области химии, чтобы полностью уничтожить в квартире следы преступления. – Но Катерина… Она никогда меня не понимала…

Не отвечая, Опалин делает несколько шагов по шуршащим листьям. Вид у него сосредоточенный, между ломаных бровей пролегли две глубокие морщинки, руки засунуты глубоко в карманы. В эти мгновения он почти не думает о Катерине, превратившейся в головоломку из 18 фрагментов, которые будет сшивать прозектор. Ему не дает покоя мысль, что где-то, может быть в таком же лесу, закопан труп Павлика Виноградова. А между тем время идет, ползет, летит, мчится. Любому сыщику прекрасно известно: чем больше времени проходит между преступлением и обнаружением тела, тем труднее расследовать дело и тем выше вероятность того, что убийство останется нераскрытым…

Иногда – впрочем, не очень часто – Опалину приходилось размышлять над тем, почему он работает в угрозыске, занимается тяжелой, грязной работой вместо того, чтобы найти себе какое-то другое применение. И тогда он думал о жертвах, об убитых, о тех, кто уже не мог за себя заступиться, кто не мог указать на преступника и покарать его, и ему чудилось, что погибшие избрали его, чтобы он был их защитником и восстановил справедливость.

Потому что если нет справедливости, то и все остальное становится никуда не годным.

Он услышал, что инженер обращается к нему, и машинально повернул голову в его сторону.

– Вы, наверное, думаете, что я убил ее из-за шубы. Когда мы нашли клад под полом… все эти золотые монеты… мы чуть с ума не сошли от радости. Все мечты вдруг стали возможны… Катерина хотела шубу и бриллианты, а я – дачу и лодку. Я всегда любил ловить рыбу. Сидишь себе на берегу, никого не трогаешь… – Демьянов испустил конфузливый смешок. – Но она сказала: вызовем маму, она будет с нами жить. Катерина прекрасно знала, что я думаю о теще… Ей, говорит, тоже надо будет шубу купить, а без лодки мы обойдемся… И тут я сломался.

– Идемте, Никита Александрович, – негромко говорит Опалин. – Надо найти остальные куски…

И они двинулись дальше. До позднего вечера они прочесывали лес и в итоге нашли все недостающие части тела.

 

В Москве Твердовский посмотрел на уставшее лицо Опалина, на круги у него под глазами, крякнул и сказал:

– Вот что, Ваня… Насчет Демьянова ты, конечно, молодец… Но все же отдохни-ка день, а лучше два. В кино там сходи… в театр…

И Опалин не стал спорить – хоть и не любил разлучаться с работой даже ради отдыха. Когда он оставался без дела, его начинало мучить ощущение неполноты собственной жизни. Он понимал, что это неправильно, но ничего не мог с собой поделать.

Октябрь подошел к концу. Уже впереди маячили ноябрьские праздники с их многолюдными демонстрациями; уже рабочие украшали здания в центре – и в том числе Большой театр – красными флагами и вешали портреты вождей. Но Опалин был поглощен тем, что происходило в его личной жизни, и вся суета, связанная с очередной годовщиной революции, проходила мимо него.

Маша ставила его в тупик. Он был влюблен в нее и чувствовал, что она к нему неравнодушна, но порой она вела себя так колюче, что он попросту терялся. У нее словно имелось два лица, и если первая Маша была милая, смешливая, славная девушка, то вторая в совершенстве владела искусством ранить, и если смеялась, то непременно с издевкой. В первый раз оказавшись у него дома, она, например, саркастически заметила: «Не слишком-то далеко ты ушел от лестницы, под которой родился», хотя сама вместе с теткой жила в куда более скромной комнате, да и родился Иван в деревне, а не в каморке швейцара, которым позже работал его отец.

Если Опалин не вспылил и не взорвался – а человек он был горячий, хоть и привык сдерживать себя и не обнаруживать эту свою сторону, – то только потому, что чувствовал в словах Маши затаенную горечь. Что-то подспудно мучило ее – и находило выход в нападках на окружающих, которые он бы не спустил другому, но ей скрепя сердце прощал.

«Что же с ней произошло? – тревожился он. – Что сделало ее такой?»

После того как она упомянула о своем женихе, Опалин позаботился навести о нем справки. Сергей Мерцалов, брат профессора Мерцалова, вроде бы не был замешан ни в чем предосудительном, но, по словам Петровича, сверх меры увлекался скупкой и перепродажей старинных вещей. Не ограничившись этими сведениями, Опалин решил посмотреть, каков из себя его соперник, и отправился к дому Мерцалова. Жених Маши оказался улыбчивым лысоватым гражданином лет тридцати пяти, который выглядел как человек, у которого в жизни все схвачено. У него были прекрасные густые брови и выразительные темные глаза, но ими вся его привлекательность и ограничилась. Опалин спросил себя, могла ли такая девушка, как Маша, всерьез увлечься этим низкорослым субъектом с намечающимся брюшком, и вынужден был ответить отрицательно. Сергей Мерцалов мог представлять интерес только из-за денег и из-за своего родства со знаменитым братом, и Опалин вернулся к себе опечаленный. Он бы предпочел, чтобы Маша любила кого-нибудь другого, но – искренне. В соперничестве с другим человеком есть хоть какой-то смысл; в состязании с мешком денег смысла нет никакого – хотя бы потому, что деньги всегда одержат верх.

«Может быть, я к ней несправедлив, – подумал он, устыдившись своих мыслей. – Может быть, тетка пилит ее и гонит замуж…» Серафима Петровна, с которой он успел познакомиться, не слишком походила на человека, который станет пилить кого бы то ни было, но это его не остановило.

Благодаря словоохотливости Серафимы Петровны он как-то вечером узнал, что у Маши в прошлом был роман с Алексеем Вольским. Не сказать, чтобы Опалину это пришлось по душе, но, по крайней мере, это выглядело более логичным, чем любовь к барышнику Мерцалову.

– Значит, вы расстались? – спросил он, обращаясь к Маше, и тотчас же рассердился на себя за то, что вот так, по-мещански, лезет в ее личную жизнь. По правде говоря, он боялся, что она разозлится и повернется к нему своей темной стороной; но Маша, к его удивлению (и облегчению), только усмехнулась.

– Я его бросила, – ответила она. И видя, что от нее ждут объяснения, ершисто прибавила: – В жизни есть занятия поинтересней, чем быть тряпкой для вытирания ног.

Опалин нахмурился. В его представлении Вольский был как раз тем человеком, который вполне мог – выражаясь языком старых романов – разбить сердце, а по-простому – испортить жизнь женщине, особенно если она молода и влюблена. Неудивительно, подумал Иван, что после сказочного принца ей захотелось стабильности и простоты, и она выбрала Сергея Мерцалова.

– Машенька преувеличивает, – поспешно вмешалась тетка, посылая девушке умоляющий взгляд. – Алексей Валерьевич – замечательный человек…

– Такой замечательный, что довел до самоубийства Елену Каринскую? – не удержался Опалин.

Петрович, которому он поручил разузнать все об этой девушке, добросовестно справился с заданием. Впрочем, надежды Опалина на то, что неуравновешенный премьер мог убить свою любовницу, не оправдались – это было чистое самоубийство.

Он увидел, как глаза Маши зажглись колдовским огнем, и мысленно приготовился к худшему.

– Бедная Леночка, в театре ее так жалели – само собой, когда стало известно, что она умерла, – объявила Маша, усмехаясь. – А ведь ее все знали и понимали, что это ее любимый прием.

– Что еще за прием? – неосторожно спросил Иван.

– Самоубийство. Родители были против того, чтобы она танцевала. Ну вот, приходит ее мать с работы, а дочь в комнате уже петлю повесила и на табуретку стала. Мать в ужасе, дочь в слезы, кричит, что без балета ей жить не хочется. Результат – конечно, родители перестали возражать. В училище один из педагогов делал Каринской замечания и выделял другую девочку. Ну так что же? Леночка сделала попытку выброситься в окно, да так удачно, что ее остановили и успели стащить с подоконника. Когда ее начали расспрашивать о причинах, она объявила, что ей стыдно, потому что педагог к ней пристает, а с ее соперницей у него роман. В конце концов и педагог, и соперница были вынуждены с позором уйти из училища, а Каринская осталась. Когда она попала в театр, то решила, что непременно заполучит Алексея, – не потому, что она его любила, а потому, что раз он лучше всех, значит, ей нужен. Она хотела, чтобы он на ней женился, но он наотрез отказался, а когда она начала настаивать, дал ей понять, что бросит ее. И тогда она решила добить его попыткой самоубийства – пусть видит, как сильно она его любит, тогда он точно сдастся.

– Фи, Машенька, какие ты слова употребляешь ужасные, – пробормотала Серафима Петровна, ежась.

– Это было очень примитивное, но очень изворотливое и невероятно хитрое существо, – холодно продолжала Маша. – В тот раз она решила изобразить отравление опийной настойкой к тому моменту, когда Алексей должен был вернуться домой. Пузырек с ней нетрудно достать – настойка же продается как лекарство. Но Елена не рассчитала дозу, а Алексею пришлось задержаться в театре из-за Кнерцера, у которого никак не выходил его номер. Когда он пришел домой, она была уже в агонии, и врачи не смогли ей помочь. Потом его многие винили, особенно те, кто в глаза Каринскую не видел и не знал ее, но все было именно так, как я говорю. Она стала жертвой собственной хитрости, вот и все. И лично мне ни капли ее не жаль.

– Может быть, вы хотите еще пирога? – поспешно вмешалась Серафима Петровна, чтобы сменить тему.

Опалин не знал, верить Маше или нет. С одной стороны, ее версия выглядела вполне логичной; с другой – речь все-таки шла о ее сопернице, а от женщины трудно ждать объективности там, где задето личное. Как сыщика его настораживало, что вокруг Вольского творилось слишком много странностей. Покончившая с собой любовница, убитый юноша из кордебалета, который ссорился с Алексеем… Да и поведение последнего тоже вызывало много вопросов.

Не утерпев, Иван поделился своими сомнениями с Петровичем, который внимательно их выслушал.

– Я согласен, молодчик выглядит подозрительно, но нам нечего ему предъявить, – проворчал Логинов, насупившись. – В первом случае выходит, что глупая девочка заигралась, утверждая свою власть, и погибла. Во втором – все упирается в отсутствие тела. Вот если бы мы нашли Виноградова, а в гримерке этого плясуна – то, чем удавили беднягу, тогда вопросов бы не возникало.

– Это моя ошибка, – мрачно сказал Опалин. – Не надо было отходить от тела.

Петрович внимательно посмотрел на него:

– Ваня, запасись терпением. Ты же знаешь, как это бывает. Или труп в итоге находят, или…

– Или преступник совершает еще одно убийство, потому что первое сошло ему с рук, – докончил Опалин. – Только я не могу сказать это матери Виноградова… И сестре, а они звонят каждый день.

Словом, на работе все складывалось не так хорошо, как он хотел бы, а в личной жизни все безнадежно запуталось. Он все больше и больше привязывался к Маше, он уже не мыслил себя без нее, но интуиция его не дремала, и иногда ему казалось, что, может быть, ему было бы легче с какой-нибудь девушкой попроще. Например, с рыжей кассиршей Люсей, у которой не было таких перепадов настроения, и он всегда представлял себе, чего от нее можно ждать.

– Лерман совсем сошла с ума, – сказала Маша, когда они шли после демонстрации по запруженным праздничной толпой улицам. – Уверяет, что скоро вернут елки. Ты что-нибудь слышал об этом?

– Нет, – признался Опалин.

– Сегодня елки, а завтра что? Восстановят обычную неделю? Может, и храм Христа Спасителя заново отстроят? Впрочем, о чем это я – ведь все же знают, что там будет Дворец Советов, и даже станция метро поблизости будет так называться… А ты знаешь, что птицы, которые привыкли сидеть на куполах храма, несколько лет прилетали на то место, где он стоял? Уже после того, как его взорвали?

Опалин остановился.

– Маша… Выходи за меня замуж.

Она так растерялась, что не придумала ничего лучшего, чем брякнуть:

– Зачем?

– Ну как зачем? Будем жить вместе, детей растить. А?

Она глядела на него недоверчиво, словно услышала что-то очень странное, и Опалин окончательно утвердился в своей догадке: ей никто раньше не делал предложения, и Сергей, которого она называла своим женихом, вовсе им не был.

– Мы, значит, уже до детей дошли… – начала Маша, но Опалин уже заметил, что она улыбается.

Приободрившись, он принялся развивать свое предложение. У него отдельная комната, и получает он неплохо. Распишутся, станут жить вместе, она может работать в канцелярии, как прежде, или уйти оттуда, если ей не нравится.

– Нет, я не могу так сразу взять и решиться, – заартачилась Маша. – Это же… это же всю жизнь свою переделать. И потом, у тебя же работа… такая, ну… А если с тобой что-нибудь случится?

– Если меня убьют? – Опалин, как всегда, пошел напролом, со всего маху ставя точки над «i».

– Мне надо подумать. – Она вздохнула и поправила прядь, которая выбивалась из прически. – Пойдем лучше в кино.

Они сходили в кино, а потом он проводил ее до дома, а тетки там не оказалось, и как-то само собой получилось, что они стали близки. Он целовал ее так, как не целовал никогда прежде, и думал, что совершенно счастлив.

Но эта победа дорого ему обошлась, потому что, когда он в следующий раз увидел Машу, она была явно не в духе и повернулась к нему стороной, которую он не любил. Едва он напомнил о том, что они могли бы сходить в загс расписаться, его собеседница вспылила:

– Ты думал, раз я сняла перед тобой трусы, ты что-то для меня значишь? Да ты… да ты…

Но Опалин был далеко не глуп – и хотя форма, в которую она облекла свои мысли, оказалась для него глубоко оскорбительной, он уловил, что Маше плохо и что она несчастна.

– Кто тебя обидел-то так? – вырвалось у него.

Маша посмотрела на него и зарыдала.

– Оставь меня, уйди… – выговорила она сквозь слезы. – Нет! Не уходи, – вскинулась она, как только он сделал движение прочь.

 

…Вечером, сидя в желтом круге света, который отбрасывала лампа, Серафима Петровна чинила чей-то жилет, который в балете называется дивным словом бомбетка, и укоризненно говорила племяннице, которая расчесывала свои длинные волосы:

– Он же хороший человек. Зачем ты ему голову морочишь?

– Он меня замуж звал, – сказала Маша скорбным тоном, как будто речь шла о чем-то неприличном.

– Ну и вышла бы. Что тебе в нем не нравится? Сергей твой вон уже и звонить перестал. Про Алексея Валерьевича и говорить нечего… А этот надежный. Держись его…

– Ах, да что вас слушать! – отмахнулась Маша. – Вы и про Алексея, и про Сергея точно так же говорили. И что со мной будет? Ну, выйду замуж, стану такой же клушей, как все…

– Посмотри на меня, – неожиданно требовательным тоном проговорила Серафима Петровна, опуская шитье на колени. – Я не была замужем. И что? Легче мне стало? Не глупи, Маша. Я же вижу, что он тебе нравится, а уж он с тебя глаз не сводит…

– Не понимаете вы меня, – вздохнула девушка. – Не в нем дело, а в том, что я не нахожу для себя места в этой жизни… Все, что она мне может предложить, – готовку на примусе, конуру в коммуналке, вместо радости – редкие иллюзии… хорошие фильмы, прекрасные балеты… И одни приспособленцы кругом, а те, кто не приспособленцы, те еще хуже! – добавила она с ожесточением.

– Фантазерка, – пробормотала себе под нос Серафима Петровна, откладывая бомбетку и берясь за светлый балетный плащ. – Надо, знаешь ли, ближе… как это говорится… держаться реальности, да… А ты все грезишь о какой-то другой жизни, где тебе было бы лучше… Очнись, Маша! У тебя ничего не будет, кроме того, что есть… И людей надо ценить… хороших людей…

В дверь постучали, и через секунду в комнату просунулась физиономия болтливой шестнадцатилетней соседки, которая часами могла трещать по телефону.

– Машка, там из театра звонили… Требуют, чтоб ты срочно приехала, бумагу для дирекции напечатать надо, это очень важно… Меня с Витькой разъединили, представляешь, чтобы тебе сообщение передать! Ну вот…


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.