В помощь педагогам и воспитателям. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

В помощь педагогам и воспитателям.

2020-11-03 97
В помощь педагогам и воспитателям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сама система обучения в первую очередь является психотравмирующей для гиперактивного ребенка. Поскольку интеллектуальные функции ребенка сохранны, дети способны успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия школьной среды возможностям ребенка. В настоящее время существуют противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учебного процесса.

Противоречия, способствующие дезадаптации состояний у гиперактивных школьников.

    1. Малая подвижность на уроке.

Сидеть за партой 6 уроков подряд по 40 минут – непосильная задача даже для здорового ребенка. Монотонность, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что уже через 15 – 20 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии сидеть за партой спокойно. Он начинает ходить по классу, ерзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, смеяться, петь – одним словом, заниматься «своими делами», не обращая внимания на замечания учителя. Таким образом, ребенок становится неудобным для педагога и детей.

Чрезмерная двигательная активность может сочетаться с деструктивным поведением.

    1. Ситуация взаимодействия учителя и ученика на уроке.

Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос учителя – ответ ученика. Поэтому «правильное отвечание» на вопрос учителя является важным компонентом успешного обучения. Но гиперактивный ребенок не может ждать разрешения учителя на ответ и кричит с места. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес к занятию пропадает.

    1. Недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала учителем.

Предъявление учебного материала – это педагогический монолог, направленный на аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка. Тогда как гиперактивным детям нужна еще и другая опора – визуальная или тактильная. Отсутствие таковой приводит к появлению тревожности, неуверенности в своих силах и делает гиперактивного ребенка неуспешным в глазах педагога и других детей.

    1. Отсутствие игрового пространства.

Игровое пространство позволяет гиперактивному ребенку отыграть агрессивность, демонстративность и отгороженность; скорректировать механизмы эмоционального реагирования, снимает статичное напряжение и способствует повышению работоспособности, а также улучшает отношения внутри класса.

Поскольку в школе пространство для игры не определено, то ребенок строит его там, где считает возможным, что не всегда является уместным. И в первую очередь, это касается гиперактивных детей.

    1. Система оценивания.

Ребенок особенно в начальной школе воспринимает оценку, как отношение к себе в целом, а не как оценку своей работы. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, появляется агрессия, снижается самооценка.

В связи с эмоциональной нестабильностью у гиперактивных детей (по сравнению со здоровыми сверстниками) быстрее наступает состояние утомления, когда дети становятся крайне возбудимыми, расторможенными, подвижными. В связи с неустойчивостью и быстрой истощаемостью внимания дети начинают допускать большое количество ошибок при ответах или выполнения письменных работ, и как следствие получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны педагога.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми.

1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка.

 

2. Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях затруднений.

3. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

 

4. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

 

5. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание должно быть постоянным, т. к. гиперактивные дети часто забывают его.

 

6. Оптимальное место ребенка в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя.

 

7. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока попросите ребенка вымыть доску, собрать тетради и т.п.

 

8. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих занятий, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена занятий с небольшим числом вопросов.

 

9. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

 

10. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

 

11. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

 

12. Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем.

13. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.

 

14. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе - воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

 


Родителям и не только…

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, даже при незначительном успехе. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

 

2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать Вашу поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

 

3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

 

4. Если что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему это делаете.

 

5. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, выгуливать собаку и т. п.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

 

6. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба, выполнение домашних заданий.

 

7. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаградить покупкой, сладостями, поездкой.)

 

8. Избегайте завышенных или наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

 

9. Определите четко рамки поведения, что можно и что нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстранили от требований, которые применяются к другим.

 

10. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания не должны быть приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности, в остальных не будьте столь придирчивы.

 

11. Вызывающее поведение Вашего ребенка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени, играйте, учите общаться, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

 

12. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, сон, все должно совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за соблюдение режима.

 

13. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев желательно подобрать неяркий, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в комнате ребенка спортивный уголок.


Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности ребенка в комплексной терапии с синдромом дефицита внимания (СДВГ).

1. Игнорировать вызывающие поступки ребенка и всячески поощрять даже малейшие случаи хорошего поведения ребенка, его учебные и творческие успехи.

2. Родителю и учителю избегать слов "нельзя" и "нет", так как ребе­нок часто не в силах "затормозиться".

3. Сажать такого ребенка в классе не на задних партах, а впереди, в центре, напротив доски.

4. Сидеть в классе такой ребенок должен один (лучше не за партой, а за столом). Вокруг него должно быть минимальное количество отвлекающих его внимание предметов.

4. Четкий распорядок, режим труда и отдыха.

5. Строго оберегать от утомления.

6. Одновременно давать только одно задание.

7. Задания давать дробные, четко структурированные на этапы, с обязательным контролем исполнения после каждого этапа зада­ния. Принцип: шаг за шагом.

8. Все устные инструкции дублировать в письменном виде (зритель­ный анализатор), подкреплять кодированием тактильно-кинесте­тическими стимулами.

10. Для активизации внимания использовать легкие прикосновения

к руке, плечу. Ребенка чаше обнимать, брать за руку, поглаживать по голове.

12. Обращаться к ребенку спокойно, мягко, добиваться душевного контакта,

13. Не привлекать внимание к эмоционально значимой ситуации.

14. Тщательно оберегать от утомления,

15. Избегать скопления людей.

16. Если учитель запланировал игровую форму урока, для ребенка с гиперактивностью (ГДС) нужно изначально предусмотреть роль наблюдателя, судьи, подсчитывающего очки. Нежелательно участие такого ребенка в играх и соревнованиях и на уроках физкультуры.

17. Физическая нагрузка должна быть слабой и средней интенсивно­сти, но длительная по времени (бег трусцой на длинные дистан­ции, плавание, работа на велотренажерах).

18. Всячески поощрять творческую активность ребенка, глубоко изу­чив его индивидуальные предпочтения (цветовой, формообразу­ющей, звуковой среды, фольклора, творческих и бытовых заня­тий, литературы, области физической культуры, продуктов пита­ния, характера любимых ландшафтов, климата).

19.Использовать специально разработанные для детей с СДВ твор­ческие задания на уроках ИЗО и труда. Рекомендуем работу со штриховкой, моделирование в бумаге с использованием мелких полосок бумаги. Выбор цвета при рисовании ограничиваем. Из
палитры исключаются оранжевые, фиолетовые, черные цвета, при графических работах используется коричневый цвет. Во всех заданиях вместо контраста (цветового, по форме, размеру и т.д.) рекомендуются нюансные отношения, графика имеет неагрес­сивный характер.

20.Развитие мелкой моторики и дифференциации тактильных ощу­щений.

21.В ближайшем окружении ребенка активно использовать голубой цвет и все оттенки зеленого.

22. Активно используется спокойная, релаксационная музыка (ин­дивидуальный плейер).

23. В 1-м классе рабочую плоскость тетради ограничивать с по­мощью накладной рамки зеленого цвета, которая приклеивалась к обложке.

24. Домашнюю работу выполнять все время в одном месте, где со­здан соответствующий интерьер.

25. При выполнении домашних заданий тщательно готовить усло­вия: убирать все отвлекающие предметы, изолировать от посто­ронних звуков, категорически исключается одновременный про­смотр телепередач.

26. На период реабилитации исключить компьютерные игры.

27. Снизить потребление сахара.

28. Снизить потребление продуктов с салицилатами (пищевые кра­сители, ароматизаторы в жевательных резинках, газированной воде), кофеином.

29. Массаж, водные процедуры (любые и много).

30. Работа с лупой, мелкими деталями, их описание, исследователь­ская, натуралистическая работа.

31.При затруднениях в решении задач рекомендуется работать по
следующему алгоритму:

—прочитать весь текст задачи;

—разделить текст на смысловые части;

—каждую часть записать на отдельном маленьком листочке бу­маги цветным фломастером (каждую смысловую часть — сво­им цветом);

— при решении задачи ребенок манипулирует листочками во внешнем, развернутом, плане, без необходимости удерживать всю эту информацию в памяти, т.е. умственное действие выносится наружу, что заметно облегчает решение задачи.

32.При выраженности пространственных нарушений в дошкольном возрасте рекомендуются следующие упражнения:

—Лист бумаги разлиновать на 9 прямоугольников, из цветной бумаги вырезать квадрат, треугольник, круг, работать по ин­струкции: "положи квадрат слева от треугольника" или "раз­мести круг справа сверху от квадрата" и т.д.

—Копировать фигуры с образца.

—Распознавать перечеркнутые рисунки, недорисованные изоб­ражения.

—Различать геометрические фигуры по форме, величине, сличать их, делать выбор,

—Рисовать фигуры по памяти.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте:

—Конструировать фигуры из СПИЧЕК, с помощью нити,
шнурка» цепочки,

—Ощупывать объемные буквы с закрытыми глазами, узнавать их.

—Писать буквы по воздуху с закрытыми глазами.

—Ощупывать выложенные из спичек, шнурка и т.д. буквы, уз­навать их с закрытыми глазами.

Хороший эффект дают игры:

—"Достраиваем букву" из исходного элемента путем добавле­ния к ней других элементов (с вырезанными из картона час­тями букв).

—"Буквенная мозаика": на 4—5 карточках пишутся сходные (внешне) буквы. Карточки разрезаются на 4 части, последние перемешиваются. Требуется составить буквы из элементов,

—Переделывание букв путем добавления или убавления элементов.

—Находить "спрятавшиеся" буквы.

—Копировать позы рук, которые принимает учитель (воспита­тель, родитель). Позы;

а) приложить пальцы правой руки к подбородку тыльной стороной ладони к себе;

б) правую руку держать горизонтально, левую подвести к ней вертикально;

в) поза наоборот (зеркально);

г) соединить четвертый палец каждой руки с большим паль­цем своей руки; и др.

—Диктант из букв, близких по зрительному образу, с обязательным предварительным прописыванием по воздуху или объяс­нением, из каких элементов состоит буква.

—Диктант из слов с буквами, близкими по написанию, с обязательным вычленением таких букв (предупредительный диктант).

—Желательно чтение "цветных слов", В таких словах буквы написаны разным цветом, что облегчает их дифференциацию.

33. При затруднениях в понимании логико-грамматических конст­рукций текста анализируются реальные предметы, их взаимоот­ношения в пространстве, затем с опорой на картинки. При рабо­те с текстом ребенок карандашом отмечает места, трудные для понимания.

—Полезно по ходу чтения (прослушивания) текста делать зари­совки.

—Желательно, чтобы учитель разрешал ребенку по ходу объяснения нового материала делать письменные схемы, рисунки.

—Чтение с рамкой (для торможения угадывающего чтения и сосредоточения внимания на отдельных буквах, входящих в со­став слова).

—Для "схватывания" смысла всего текста — составить его план (рисунок, схему), пересказать по плану (рисунку, схеме).

34.При решении задачи — подчеркнуть в первом предложении, что
говорится о главном. Нарисовать главное схематически. Пере­сказать смысл первого предложения "своими словами". Найти, что говорится о главном во втором предложении. Зарисовать это схематически. Пересказать "своими словами". Пересказать текст задачи короткими простыми предложениями. Следует подчерк­нуть обязательность составления к задаче СХЕМЫ; РИСУНКА.
При усвоении устного счета через десяток должна быть опора также на рисунок, схему (лестница чисел, лучше цветная). Очень по­лезно использовать СЧЕТЫ.

35. Объем ежедневных занятий не должен быть велик: школа — плюс то время, когда ребенок выполняет домашние задания по рекомендуемым методикам (20 мин).

 

Единство и координация усилий специалистов Центра, педагогов и родителей по реабилитации ребенка с дефицитом внимания и гиперактивностью дает значительно лучший эф­фект: проявления симптомов почти полностью исчезают уже к предподростковому возрасту. Прогноз дальнейшей социализации и обучения ребенка будет, безусловно, положительным.  

(Научный консультант ЦЕНТРА, доктор медицинских наук, профессор                                       ШИЛОВ С.Н.).

 

 


Примеры совместных игр с гиперактивными детьми.

 

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребенок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или к новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Необходимо помнить, что такой малыш чувствует себя менее защищенным, чем обычный, и нуждается в специальном игровом пространстве.

Оно должно быть:

1. максимально безопасным (исключить острые углы, неустойчивые предметы, закрыть электрические розетки и т. д.),

2. вызывать ощущение комфорта,

3. иметь специальный "уголок уединения".

Гиперактивный ребенок, хотя и производит впечатление вечного двигателя, на самом деле очень устает. И излишнее эмоциональное напряжение у него может вызвать еще больший всплеск перевозбуждения. Поэтому когда становится понятно, что ребенок устал, обязательно - в "уголок уединения". Где можно посидеть с ним вдвоем, погладить его, поговорить негромко.

 

Часто гиперактивный ребенок выбирает шумные игры. Это естественно, ведь ему трудно сдерживать себя и трудно оставаться на одном месте. Поэтому вполне логично подбирать для него подвижные игры.

 

В подвижных играх ребенок с СДВГ также развивается эмоционально. Он учится контролировать свое поведение, учится терпеть и ждать, откладывать желаемое на потом. Все эти качества потом пригодятся ему в общении со сверстниками и взрослыми.

 

В подвижных играх также развивается мышление ребенка. Ведь он все время должен удерживать в голове несколько компонентов ситуации и оперировать ими мысленно. Ребенок учится также подмечать детали. Если он чего-то не учтет или забудет, он может проиграть.

 

Подвижные игры развивают ребенка физически, тренируют его ловкость, гибкость, учат избегать травматических ситуаций. Наконец, если у ребенка начинает получаться играть вместе с другими детьми, это повышает его самооценку и авторитет в глазах других детей.

Примеры игр для детей с СДВГ:

1. Передай мяч (автор Н.Л. Кряжева)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.