Расхождение и обгон лодок водоизмещающими судами в Новоладожском Канале, вызывающих волну высотой более 20 см. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Расхождение и обгон лодок водоизмещающими судами в Новоладожском Канале, вызывающих волну высотой более 20 см.

2020-11-03 122
Расхождение и обгон лодок водоизмещающими судами в Новоладожском Канале, вызывающих волну высотой более 20 см. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если судно навстречу идет по осевой канала, принять вправо, и на время расхождения прийти в точку, равноудаленную от берега и судна; веслами табанить, уменьшая скорость до нуля и поднимая борт лодки, обращенный к волне. После прохождения кормы встречного судна загребной энергично поворачивает лодку в сторону осевой судоходного пути. Гребцы точно повторяют движения загребного.

Скорость уменьшается до нуля для того, чтобы за время расхождения лодка по инерции не приблизилась к берегу, мелководью, не побилась при этом. Если канал в месте расхождения узкий, берега подмыты и образована отмель, следует после прохождения кормы встречного судна отработать задний ход - идти кормой к осевой канала. Иначе, поскольку радиус разворота у лодки большой, лодка разворачивается кормой к берегу и может быть просто сломан руль, повреждена лодка.

При обгоне водоизмещающим судном принять вправо, идти параллельным курсом с безопасной скоростью равноудаленно от обгоняющего судна и берега. К моменту прохождения кормы обгоняющего судна и рулевой, и гребцы готовы к довороту в сторону осевой и четко исполняют этот маневр. Но лучше уменьшить скорость до минимальной, а то и вовсе остановиться. При расхождении с судном большого водоизмещения, не создающем большой волны, следует придерживаться правой стороны и хорошо упереться, чтобы время расхождения было минимальным. После расхождения принять к середине канала, т.к. эти суда гонят воду назад, уровень воды перед ними понижается, а за ним идет большая пологая волна и нежелательно при этом оказаться на мелководье. При обгоне этим судном нам следует сделать оборот и разойтись с ним встречно, ибо, если мы будем идти при его обгоне рядом, нас будет подтягивать к нему, что чревато неприятностями.

А был однажды такой печальный случай, рассказал Коршунов Юрий Михайлович. Одна из шестивесельных шлюпок эскадренного плавания ЛКИ в канале расходилась с прилично водоизмещающим судном и слишком приняла к берегу, к отмели. Уровень воды перед судном во время расхождения настолько понизился, что шлюпка встала на киль, затем легла на борт, обращенный к осевой канала. После прохождения судна большая пологая волна просто залила всю лодку с гребцами, снаряжением и продуктами. Всем стало очень грустно и противно после такой ситуации.

В случае, если капитан судна при расхождении (обгоне) снижает скорость движения до минимальной, что случается достаточно редко, на такое благородное движение капитанов отвечать приветствием:

- " Капитану встречного (обгоняемого) судна физкульт - СПАСИБО!

Перед разгрузкой, погрузкой лодки необходимо убедиться в отсутствии водоизмещающего судна на канале; иначе возможны неприятности: её или выбросит на берег или поколотит об камни. Держать её очень трудно. Разгрузку, погрузку, вынос лодки, её постановку на воду не растягивать во времени.

Лодку обязательно выносить на берег полностью, чтобы до нее не достала волна. Шестого августа 1997 года был такой случай напротив Павлово на пологом берегу в устье ручья: проходящий сверху вниз трехпалубный пассажирский теплоход создал сначала отлив, наполовину вытащенная разгруженная лодка оказалась на мели; подбежавший гребец хотел удержать лодку на приливной волне, но волна ударила сбоку и никаких сил не хватило удержать лодку. Хорошо, что лодка стояла на песчаной пологой отмели, ее отнесло, и она уткнулась выносами в песок. Утром пришлось вертлюги снимать, чистить.

При погрузке и разгрузке на Неве, Канале всегда д.б. снаряжены места гребцов, чтобы в случае появления водоизмещающего судна можно было отойти от берега.

На быстром течении, например у Отрадного, обратить внимание на стоячие волны, рябь (иногда перед ними заметно некоторое понижение уровня воды), возникающие после подводных препятствий. Эти препятствия обходить со стороны судоходного пути. Этот маневр делать плавно, заранее, иначе при резком повороте течение "оттаскивает" лодку на быстрину ещё метров на 15.

Техника гребли.

 

1. Движения гребца осуществляются при максимально возможных (свободных) амплитудах движения ног, корпуса, рук в темпе 18-20 гребков в минуту. При таком темпе еще хорошо осуществляется самоконтроль, лучше проходят восстановительные процессы, мышцы успевают расслабиться, отдохнуть. Надо сказать, что такой темп держать сложно, т.к. спортсмены привыкли «молотить» гораздо чаще.

2. Проводка осуществляется в четверть-треть силы, ибо после определенной скорости прирост последней будет происходить в кубической зависимости от приложенной силы (т.е. очень небольшой). Зачем тратиться на разрыв воды лопастями, на создание волн? Работа в четверть-треть силы также сложна, т.к. спортсмен психологически настроен на 6-7 минутную работу полной выкладки. Нам в данной ситуации нужна не скорость, а максимально пройденное расстояние с минимальными энергетическими затратами.

На практике несоблюдение требований п.п.1 и 2 в запланированном 4-х суточном переходе 20.06.96г. по маршруту Петербург-Новоладожский канал-Петербург привело к сокращению маршрута до 2-х суток, нам удалось пройти только до Петрокрепости. Двое гребцов, прекрасно подготовленных спортсменов, не сумели распределить свои силы во времени на первых 50-ти км против Невского течения (8,5 часов чистой гребли), уработались донельзя. Вывод: на загребе должен быть гребец, выдерживающий темп 18-20 гребков в минуту.

3. Тяга валька осуществляется только фалангами пальцев; в противном случае прихватывается кожа ладони со всеми вытекающими из этого последствиями. Фаланги пальцев от потертостей хорошо защищаются лентой лейкопластыря. Рекомендуется грести в х/б перчатках. После каждой смены рулевого обязательно посмотреть свои руки! Лучше заблаговременно предохранить их, нежели потом быть выключенными.

4.  При возможной разной длине проводки очень важен одновременный захват, иначе на загребного получается большая нагрузка.

5.  При длительной гребле надо внимательно следить за тем, чтобы спина работала естественно прямой. При захвате корпус наклоняется, но не сгибается. Иначе спина «отваливается» после 4-х часового хода, т.к. она испытывала постоянный излом. При прямой спине грудная клетка как бы приподнята, и тогда не будет никакого стеснения при работе сердца, печени, селезенки, легких и других жизненно важных органов.

Тактильные анализаторы (анализаторы давления) должны быть максимально задействованы, они самые быстродействующие по сравнению с вестибулярным аппаратом, зрением, слухом. Если гребец "зажат", скован, он не чувствует лодку, ее баланса, полощет веслами, прикладываемое усилие на вальках, подножке не контролируется, захват воды неодновременный с захватом загребного. Всеми перечисленными чувствами должна ощущаться (контролироваться) работа, эффективно направляемая в поддержание инерционного хода лодки.

6. Предлагается на уровне чувств освоить "технику" кенгуру (экономичного расходования энергии). Учёные-биологи установили, что при определенной, достаточно высокой скорости передвижения энергозатраты кенгуру снижаются потому, что мышцы ног работают по принципу сжатой пружины в момент соприкосновения с землей. В нашем случае это происходит следующим образом: при подьезде к задней точке, при прямых подготовленных руках, прямой наклоненной закрепленной спине и выходе на опору основания пальцев голеностопа (состояние как бы сжатой пружины) осуществляется захват воды лопастью весла. При этом начало проводки осуществляется массой собственных тел гребцов.

Желательно делать это синфазно и тогда «сжатая пружина» и вовремя повешанная на неё «масса гребцов» сделают легко и непринужденно свои километры.

7. При длительной экономичной гребле проводка должна быть очень прочувствованной. Все 4 этапа проводки так и тянутся и переливаются друг в друга. Сначала четко производится захват без промаха в воде (Т0-Т1). Затем производится ускорение подвеской массы гребцов, как бы компенсирующее падение скорости во время предыдущего проката (Т1-Т2). После прикладываемое усилие (Т2-Т3) лишь поддерживает достигнутую скорость. И, наконец, выход весла осуществляется без какого-либо прихвата воды лопастью (Т3-Т4), без разворота лопасти в воде.

8. Все гребцы, рулевой очень внимательно следят за самочувствием друг друга. В длительном переходе при щадящем силовом режиме гребли никто, разумеется, не «филонит». И если вдруг товарищ начинает грести не в ритме, заметно сокращает проводку, побледнел, покраснел или ещё что,- немедленно должно поступить от любого члена экипажа предложение об остановке на необходимое время. Здоровье, прежде всего.

9. В длительном эскадренном плавании распределение гребцов по номерам проводится, разумеется, с учетом желания каждого члена экипажа, никто не работает сильнее загребного, а загребной должен чувствовать экипаж и осуществлять проводку в его силу. И тогда наступит самый цимус настоящей слаженности движений, когда загребной вообще не чувствует работы экипажа, а только ощущает приличный ход лодки, зависящий как бы только от усилий его одного. Нет гонки на время и расстояние! Просто у нас есть определенные возможности на данный момент времени, выше которых не прыгнешь.

Несколько лет решается задача прохождения Невы восьмеркой. При наличии скатанного экипажа все дело заключалось бы только в решимости людей. Намного сложней, когда на это дело идут охотники, бойцы, но с разной степенью технической подготовки. Мне кажется, что при темпе 18-20 гребков в минуту и при усилиях 1/4 -1/3 от максимальных усилий, это возможно провернуть, но гребцы на тренировках и в походе должны уметь:

 

Не мешать экипажу:

- завершать проводку вместе,

         - осуществлять концовку проводки и захват точно с загребным,

- осуществлять проводку с минимальным усилием, лишь бы не табанить,

-  лопасть весла из воды выходит вертикально и только затем разворачивается,

- не касаться лопастями воды при подъезде.

- не делать резких подъездов, резких поворотов весла, резких наклонов корпуса, хлёстких выбросов кистей рук перед захватом,

- выбирать такую величину подъезда, при которой наиболее удобно попадать в ритм движения загребного.

Когда это делается? Если устал, чувствуешь, что-то не получается, просто произошел сбой, да и настроиться надо после пересадки с борта на борт (гребцы должны уметь производить проводку с любого борта). Не суетись - мы не на гонке.

 

Помогать загребному:

- производить захват четко по загребному и без промаха в воде,

- осуществлять проводку с усилием, позволяющим равномерно работать до следующего отдыха.

 

Брать на себя ведение лодки:

Это самое сложное и нервное занятие. Восьмерка – лодка скоростная и отсутствие опыта часто приводит к тому, что с возрастанием скорости лодки обычно увеличивается темп гребли, время проводки уменьшается, гребцы не успевают расслабиться во время подготовки, при скованной гребле появляется боязнь опоздать с захватом и обычно в этой ситуации возникает опережение захвата загребного, срывается (подсекается) опора загребного.

Главная задача загребного – не выходить выше того темпа, при котором происходит срыв гребли, чувствовать возможности экипажа, держать приемлемый для экипажа темп и ритм движений, и при этом не обижаться на экипаж, который и хочет как бы лучше все сделать, да не может. "Начнем сначала…"

Загребной – первая, ведущая скрипка нашего душевного настроя, его весло: - камертон экипажа. Неплохо бы иметь на весь экипаж хотя бы троих гребцов, способных брать на себя ведение лодки.

При распашной гребле особо обратить внимание на хват валька внутренней рукой. По сравнению с внешней рукой пальцы внутренней руки более плотно охватывают толстую часть валька, прихватывается при этом часть ладони и водяная мозоль на ладони будет уже через 20км. Поэтому надо строго следить за тем, чтобы припроводке хват валька внутренней рукой осуществлялся только пальцами.

Очень неприятно, когда распашная лодка после проводки ложится на борт, нет элементарного баланса. Основной причиной является разворот лопасти весла в конце проводки, т.к. гребцу при этом приходится преодолевать силу "прилипания" большой смачивающейся поверхности лопасти, и он, естественно, кладет свой борт. Этот дефект свойственен многим гребцам даже высокого класса парной гребли, где он не очень заметен, поскольку "симметричен", а парная гребля темповая, силовая, да и гребцы ловко "сливают воду" с лопасти в конце проводки. А при низком темпе и меньшем усилии в проводке этот дефект в распашной гребле может сделать проводку просто мучением.

Техника, тактика здесь расписаны так подробно не только для улучшения действий гребца, но и в создании гармонично-слаженного движения гребцов и лодки. Только тогда отступает усталость, только тогда можно раствориться во времени, пространстве и движении. Опять же практика 1996 года показала, что при отсутствии внимания к технике и тактике гребли нет у гребцов душевного спокойствия и умиротворения, не говоря уж о мышечной радости. Гармония движения не придет без работы ума во веки веков!

 

«Во время охоты ловкость и целесообразность наших действий и является, в сущности, той дичью, за которой мы охотимся: если мы ведем охоту плохо, неумело – для нас нет извинения. А уж поймаем ли мы дичь или нет – дело совсем другое. Ибо мы рождены для поисков истины. ………. Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Самое важное не взять приз, а проявить больше всего искусства в состязании».

Мишель Монтень (1533 – 92).

 

10. Руководитель перехода за 1-2 недели до начала эскадренного плавания обязан провести собеседование с капитанами, заранее ознакомившимися с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР, с текстом "Эскадренные плавания академических лодок" и поставивших свой автограф в записи об ответственности. Капитаны проводят эту работу в своем экипаже.

11. При движении судов необходимо соблюдать определенный порядок, основное положение которого заключается в том, что:

-каждое судно, должно находиться в постоянной зрительной и голосовой связи с судами, идущими впереди и сзади,

-как правило, на переднем судне находится руководитель группы, на последнем - один из самых опытных и квалифицированных участников.

-на сложных участках пути, например, 4-х км участок от начала Ивановских порогов до Островков или пересечении Невы под Орешком при входе в Новоладожский канал, руководитель (капитан) должен сам управлять лодкой, находясь на руле.

12. Обязательным для гребцов является знание основ гидрологии и лоции.

13. Возле дома Зинаиды Яковлевны, перед железнодорожным мостом, под высоковольтной линией в Кузьминке, отличный родниковый колодец!

 В Леднево напротив «перелаза» наверху есть колодец с чистейшей водой.

14.  Входить в город рано утром, остановившись в устье Черной Речки на правом берегу сразу за Отрадным, возле памятника «Безымянная высота». Начать спускаться в город в 04.00.

 

Метеорологические наблюдения за атмосферным давлением и ветром западных направлений летом 1997 года показали, что при атмосферном давлении 760мм рт.ст. и выше скорость ветра уменьшается к вечеру до допустимых значений. При 752-755мм рт.ст. она м.б. больше 10м/сек и уменьшается после 23.00, причем вероятность ослабления скорости ветра возрастает с увеличением атмосферного давления, а понижение атмосферного давления является причиной долго не утихающего ветра.

Печальный опыт возвращения учебной четверки 27.08.98г. показал, что наличие сведений о предстоящей погоде обязательно: необходимы или барометр, или радиоприемник с настройкой на 375 метров (801Кгц), периодически дающий сведения о предстоящем состоянии погоды в Городе.

Встречный усиливающийся ветер, остановивший нас перед Литейным мостом, вероятно, был вызван понижением атмосферного давления. В дальнейшем, последнюю остановку перед входом в город надо делать не в Павлово, а за Отрадным возле Черной речки по правобережью. Это самое близкое и удобное к городу место стоянки. Спускаться в Город с рассветом, на утреннем обычном затишье. При возвращении было бы неплохо перед Городом весь груз переложить на машину, подошедшую в определенное место и час. Опасные места можно проходить неполным составом экипажа. Четверка учебная с двумя гребцами при наличии отбойников сидит достаточно высоко и складывается такое впечатление, что она держится на гребнях волн. Гребцы могут спокойно выходить на спусках набережных, т.к. обычно при сильном западном ветре поднимается и уровень воды в Неве.

 

 

V. Меры безопасности.

 

Важнейшая задача во время перехода - обеспечение безопасности. За безопасность отвечает руководитель, и поэтому его слова принимаются со вниманием, обязательно, точно и незамедлительно отрабатываются.

Значительная часть аварийных ситуаций возникает из-за недостаточной дисциплины в группе (экипаже), невыполнения указаний руководителя группы (капитана).

Дисциплина - строгое и точное соблюдение порядка и правил проведения похода. Дисциплина обязывает:

Þ добросовестно изучить все руководящие документы, относящиеся к организации и проведению похода;

Þ беречь лодку и снаряжение;

Þ оказывать уважение выбранному руководителю;

Þ поддерживать в походе установленный порядок.

При проведении походов были три случая нарушения дисциплины, чуть не приведших к столкновению с бакеном при движении вниз в районе Отрадного. 22.06.97 и 27.08.98 руководитель просил рулевого при отсутствии судов держаться середины фарватера. Рулевые почему-то упорно устраивали какой-то слалом возле бакенов. В первом случае еле выскочили из-под бакена, во - втором случае пришлось табанить и дать задний ход. Но в этом есть и вина самого руководителя: садись сам за руль на опасном участке.

Перед походом выбранный капитан проводит семинар - собеседование с участниками похода по вопросам безопасности. Особо обратить внимание на дисциплину и её соблюдение. Соблюдение дисциплины - не прихоть капитана, - это необходимое условие безопасности, за которую он отвечает. Капитан подал команду - выполняй её немедленно.

Все расписываются на листке ответственности (см. Приложение №2).

А был такой случай.

В Подпорожье перед плотиной подходим к рыбакам, которые стоят у плавающего заграждения, спрашиваем, как подойти к шлюзу. Узнав направление, я подаю команду ”назад” с целью сначала отойти от заграждения и только затем делать разворот в сторону шлюза, чтобы во время разворота нас бортом течение не прижало к заграждению. После этого загребной начинает разворот, ему моя команда показалась никчёмной. Хорошо, что течение было слабым и мы сумели выгрести во время долгого разворота парной учебной четверки. Гребцы должны проникнуться такой системой управления, как единоначалие. Выбрали капитана - какая может быть буза, отсебятина?! До этого можно поговорить, после. А если капитан сказал слово - исполни немедленно и точно. Капитан отвечает за безопасность экипажа!

Организация безопасности начинается с подготовки экипажа, лодки и снаряжения в подготовительный период.

Подготовка экипажа - прохождение диспансеризации и положительное заключение к занятию академической греблей, 2-3-х разовые тренировки в неделю, контрольные броски на 30 - 40км по выходным, аттестация гребца, прививки против энцефалита.

Подготовка лодки и снаряжения.

На основании практики походов по Неве и Каналу выявлено, что учебная двойка парная длиной 8,7м обладает следующими положительными качествами:

1.  Наиболее маневренная и безопасная лодка в Канале.

2.  Режим 1 час гребли и 0,5 часа на руле самый оптимальный.

3.  Возможность согласованной гребли - наибольшая.

4. Достаточно грузоподьёмна.

В дальнем плавании от Онеги до Города в 1998 году отлично показала себя парная учебная пластмассовая четверка. У нас сначала были сомнения насчет ее грузоподъемности. Посчитали вес всего снаряжения, оказалось 135кг. Для проверки загрузили ее "блинами" до 165кг, прошли с этим весом по Крестовке, осадка при этом увеличилась на 2,5-3,0см, но мы не меняли высоту гребли. При этом определили, что все тяжелые вещи лучше расположить на носу лодки. Все сыпучие продукты мы держали в двухлитровых пластмассовых бутылках, консервы упаковали для удобства "колбасками"; бутылки и консервы поместили под сидениями, а все вещи были упакованы в узкие 1м длины герметические полиэтиленовые мешки, которые устанавливались в носовом отсеке.

В последующем походе надо сделать тент на них, а то выглядели мы со стороны какими-то "мешочниками". В походе определили, что менять рулевого в четверке лучше через 20 минут. К счастью, в том походе мы не встречались в Канале с судами, создающими опасную волну, так что насчет безопасности четверки, ее практического маневрирования в этом случае пока сказать нечего. Четверка намного быстроходнее двойки. До Невского лесопарка двойка идет 5 часов, четверка преодолевает это расстояние за 4 часа.

В лодке укрепить набор с учётом нашего практического опыта, проолифить, покрыть лаком, заполировать. На корме должна быть надпись "Санкт-Петербург", высота букв 7см, в носовой части борта – название лодки, высота букв 10см.

Носовой брештук укрепить и сделать на нем заводное кольцо для вынужденной буксировки в случае затопления лодки.

Сделать защиту руля от тросов, сетей и различных подводных препятствий. Для этого руль устанавливается так, что его нижняя кромка находится на одном уровне с килем, а снизу на корме крепится металлическая планка, перекрывающая зазор между кормой и рулем.

Каблуки весел укрепляются бандажами, иначе могут треснуть; оси дужек вертлюгов надежно расклепать, а то "фирменные" оси имеют способность выпадать.

Сделать отбойники - это полоски фанеры шириной 15-20см, укрепленные над выносами, которые предотвращают попадание воды в лодку при высокой волне. Щель между фанерой и привальным брусом заклеить широкой лентой скотча.

Подготовить швартовое приспособление для прохождения шлюза – это 4-х метровый хлыст (удилище, трубка и т.п.) с фиксированной петлей на конце. Опробовано в 1999 году на Волховском шлюзе.

Сделать полиэтиленовые фартуки над подножками, чтобы закрыть ступни ног во время дождя. Просто неприятно, когда ступни ног мокрые и холодные.

«100%» безопасного выхода за черту города обеспечит катер сопровождения до Новосаратовки (там кончаются каменные стены набережных).

Если всю дистанцию сопровождающий скифовую лодку катер не может идти вместе с лодками (перегревается двигатель, неэкономный расход топлива и др.), необходимо, чтобы водитель катера отпускал эскадру лодок вперед, а потом догонял. В этом случае при любом происшествии гребцы получат помощь быстрее, чем от ушедшего вперед катера. При прохождении сложных участков все суда должны быть вместе.

04.07.98 г. Прохождение скифовой четверки протоки в Отрадном не было подстраховано присутствием катера, как это предусмотрено Руководством. В этом вина руководителя, не предупредившего водителя катера о месте сбора.

Раньше по Новоладожскому каналу ходило пассажирское судно "Заря" с водометным двигателем, создающее метровой высоты волну. Сейчас из-за нерентабельности пассажирское движение по каналу отсутствует. Но все-таки перед походом надо связаться с речным вокзалом пассажирского порта СПб СЗП, пр-т Обуховской обороны 195, т.262-02-39 и узнать, есть ли пассажирское движение по Новоладожскому каналу, какое судно используется, его расписание.

Опыт 1994, 1997 годов показал:

Þ  рискованно выходить неполным экипажем в одной двойке, даже соответствующего требованиям по физической подготовке раздела II. В случае заболевания одного из гребцов второму проблематично оказать доврачебную медицинскую помощь.

Þ в эскадренных плаваниях пользоваться только лодками с рулевым.

Þ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.