Артикуляция свистящихся звуков в норме. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Артикуляция свистящихся звуков в норме.

2020-07-03 451
Артикуляция свистящихся звуков в норме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат

по дисциплине «Нарушение речи и их коррекция»

Тема «Артикуляция свистящихся звуков в норме, виды нарушенного произношения свистящих звуков и способы их постановки.»

 

 Выполнила: студентка 2 курса ОЗО

                                                   группа ЗСДДС-22-18

                                                                 № зачетной книжки 118141БЗ

Шишкова М.В.

 

Уфа 2020

Артикуляция свистящихся звуков в норме.

 Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Нормальная артикуляция звуков с, с", з, з". Губы растя­нуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опу­щен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохож­дение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подня­ты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мяг­кое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость.

 Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При про­изношении палатализованных с", з" передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка боль­ше приподнимается вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная за­навеска, голосовые складки при произношении звука ц нахо­дятся в таком же положении, как и при произношении зву­ка с.

В артикуляции звука ц выделяются два этапа. I этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью обра­зует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка - желобок.

Виды нарушенного произношения свистящих звуков.

В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у умственно отсталых детей:

Губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, произносится

звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором воз­никновения губно-зубного сигматизма является прогнатия.

Межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма пред­ располагают следующие факторы: передний открытый при­ кус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизарт­рии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден ды­шать ртом и др.

Призубныйсигматизм. При этом виде сигматизма кон­ чик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист.

Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вме­ сто свиста возникает шипение.

Боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и одно­ сторонний боковой сигматизм. При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов. Сбоку об­ разуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­ дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя­лость мышц правой или левой сторон языка.

Носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизмвызыва­ется неплотным смыканием мягкого нёба с задней стеной глотки, парезом мышц мягкого нёба и задней стенки глот­ки, расщелиной твердого и мягкого нёба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц - с, ц - т, с - т, с - ф, с - с", з - д, з - в, з - з", з-с.

Способы постановки.

По подражанию. Логопед четко, с напряжением произносит звук к и обращает внимание ребенка на ощущение толчка воздуха при произнесении на тыльной стороне руки и на артикуляцию звука.

С применением механической помощи и использованием сходного звука предлагается четко повторить слоги та-та-та, упирая кончик языка в нижние зубы. Логопед в момент произнесения нажимает слегка на кончик языка двумя пальцами, шпателем или плоским концом чайной ложки и постепенно передвигает язык в глубь рта. При этом последовательно получается звучание та-тя-кя-ка. Иногда эту последовательность удается получить на первом же занятии, а в некоторых случаях в течение 2—3 занятий. Так же можно поставить и звук г от д, х от с, получая последовательно да-дя-гя-га и са-ся-хя-ха. Но обычно удается поставить х по подражанию, а г легче поставить от звука к путем его озвончения.

В случаях замены к — х или обратно следует соответственно или усилить подъем языка через отодвигание его кончика с механической помощью или же снизить путем легкого нажима на место подъема. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука к ощущается толчок воздуха, а при произнесении звука х — длительная воздушная струя.

Все случаи каппацизма могут отражаться на письме. Поэтому обычно приходится не только ставить звуки, но и дифференцировать их от звуков, которыми они заменяются.

Случаи взаимной замены звуков к и х также требуют последующей дифференциации.

Сигматизмом называются дефекты произношения свистящих и шипящих звуков с, з, ц и ш, ж, ч, щ. Сигматизм — один из очень распространенных видов неправильного звукопроизношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма, так и парасигматизма. Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих достаточно сложно.

—согласный —согласный —согласный

—ротовой —ротовой —ротовой

—щелевой —щелевой —смычно-щелевой

с —переднеязычный з — переднеязычный ц —переднеязычный

—глухой —звонкий —глухой

—твердый —твердый —твердый

Все свистящие звуки — ротовые; переднеязычные с и з— щелевые — имеют твердую и мягкую пару, а ц смычно-щелевой мягкой пары не имеет; с и ц — глухие, а з — звонкий.

Тубы при произнесении всех свистящих находятся в положении оскала, зубы на расстоянии 1—1,5 мм, язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, и посередине ее образуется желобок, по которому и проходит узкая воздушная струя; боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних зубов) (пунктирная линия языка обозначает его положение при произнесении з; рис 2).

 

 

Рис. 2. Профиль артикуляции звуков с-з

 

При произнесении звука ц имеются два момента, быстро сменяющих друг друга: 1) кончиком язык упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов; 2) передняя часть спинки языка после взрыва (произнесения т) отходит, образуя узкий желобок посредине (произнесение с).

Таким образом, для произнесения свистящих звуков требуется очень сложное и тонкое движение языка, в котором участвуют кончик языка, боковые края, спинка языка и одновременные движения губ, челюстей и мягкого нёба, а при произнесении звука з присоединяется и смыкание голосовых связок; воздушная струя должна достигнуть передней части ротовой полости и выйти изо рта. Любое изменение в этом сложном комплексе движений изменяет звучание свистящих.

Все шипящие звуки—ротовые, переднеязычные; ш, ж, щ — щелевые; ж и ш — твердые, ч и щ — мягкие, ч — смычно-щелевой, звуки ш, ч и щ — глухие, а ж — звонкий.

—согласный —согласный —согласный

— ротовой —ротовой — ротовой

—щелевой —щелевой —смычно-щелевой

ш —переднеязычный ж —переднеязычный ч —переднеязычный

— глухой —звонкий —глухой

—твердый —твердый —мягкий

Губы при произнесении всех шипящих выдвинуты вперед рупором, зубы сближены на расстояние 1—1,5 мм, язык имеет форму ковша, г. е. боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует щель с нёбом сразу за альвеолами. Звуки ч и щ — сложные: ч—ть-шь; а щ в московском произношении звучит как двойное смягченное ш—шь-шь (У очень многих наблюдается нижнее произношение шипящих: кончик языка опущен вниз и несколько сдвинут назад, а спинка выгнута вверх. Звучание шипящих при этом несколько смягчается, но все же считается нормальным.).

При произнесении ч следуют два момента один за другим:

1) кончик языка смыкается с корнями верхних резцов; 2) после взрыва отходит к альвеолам и образует щель.

При произношении щ язык имеет ту же форму, что и при ш, но несколько более напряжен и образует щель у альвеол.

Таким образом, для произнесения шипящих звуков требуется сложное и тонкое движение языка (кончика, боковых краев и спинки) и одновременные движения губ, челюстей, мягкого нёба, а при произнесении звука ж — и голосовых связок; воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы не рассеяться в глубине рта, а выйти из ротового отверстия. Любое изменение в этом сложном комплексе изменяет звучание шипящих. Варианты сигматизма распадаются на две группы:

Чисто фонетические сигматизмы: межзубный боковой носовой губно-зубной

Парасигматизмы: призубный свистящий шипящий

Межзубный сигматизм (рис. 3). Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

 

Рис. 3. Межзубный сигматизм.

 

Боковой сигматизм. Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка.

Носовой сигматизм (рис. 4). Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки.

При губно-зубном сигматизме (рис. 5) свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или

 

Рис. 4. Носовой сигматизм. Рис. 5. Губно-зубной сигматизм.

 

иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабакавивутнедрувно).

Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует.

Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков ф и в (положение губ)

Призубныйсигматизм (рис. 6) имеет два варианта:

1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам.

2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками т ид (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивутнедрудно.

Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков.

Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.

— согласный — согласный

— ротовой — ротовой

— щелевой — смычный

с — переднеязычный m — переднеязычный

— глухой — глухой

— твердый — твердый

 

 

Рис. 6. Призубныйсигматизм.

 

Анализ с и т (также з и д) показывает, что разница между этими звуками заключается в способе образования, причем движения языка при свистящих (а тем более при шипящих) гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных т и д.

Шипящий сигматизм. Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Свистящий сигматизм. Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими (Собака и коска зивутнедрузно).

Произношение свистящих и шипящих звуков имеет много общего, и поэтому большинство вариантов сигматизма охватывает одновременно обе группы звуков. Все же нарушения произношения шипящих звуков наблюдаются чаще, чем свистящих, что соответствует и более позднему формированию шипящих в речи ребенка.

Оба указанных факта говорят о большей сложности произношения шипящих.

Отражения неправильного звукопроизношения в письме возможны при парасигматизмах и в тех случаях, когда свистящие и шипящие звуки произносятся одинаково дефектно, например, при призубномсигматизме.

Способы постановки. Основным приемом постановки правильного звучания является межзубное произношение с, а затем и з, что дает возможность зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челюстей (линия желобка языка и средняя линия между верхними и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным (Межзубное произношение в этих случаях легко снимается).В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно выработать. Подготовительные артикуляционные упражнения следующие: распластывание языка, свертывание его трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей спички при высунутом языке, сдувание с кончика языка кусочка ваты узкой бумажной полоски и т. п.).

4. Артикуляционная гимнастика (статические упражнения) для постановки свистящих звуков.

1. «Улыбочка»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

   2.«Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка

   3.«Сердитая кошечка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10

   4.«Желобок»

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек

   5.«Заборчик»

Зубы плотно сжать, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 сек.

 


 

Список литературы:

1.К.А.Волкова,В.Д.Казанская, О.А.Денисова Методика обучения глухих детей произношению.-М. «Владос»,2019.

2. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2018.
3. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М.: Педагогика,2017.

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Нарушение речи и их коррекция»

Тема «Артикуляция шипящихся звуков в норме, виды нарушенного произношения шипящих звуков и способы их постановки.»

 

Выполнила: студентка 2 курса ОЗО

                                                   группа ЗСДДС-22-18

                                                                 № зачетной книжки 118141БЗ

Шишкова М.В.

 

Уфа 2020

Способы постановки.

Постановка звука Ш

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ш.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ш; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ш различными способами.

1. По подражанию:- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (ветер шумит, змея шипит, воздух выходит из лопнувшего шарика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада

3. - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

4. От опорного звука:- ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, в медленном темпе 4- 6 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки (альвиолы) за верхними зубами; постепенно учим ребенка плавно удлинять выдыхаемую струю и не ударять кончиком языка в бугорки, а только поднимать к ним широкий кончик языка.

5. От опорного звука с механической помощью:
- ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) шпателем аккуратно поднимают широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваются этого умения у логопата уже без механической помощи;

Постановка звука Ж

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ж.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ж; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ж различными способами.

1. По подражанию:- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (жужжание жука, пчелы, шмеля, вращение юлы и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:- основной способ: ребенку предлагается произнести звук ш и, добавив голос, получить звук ж;- ребенку предлагается открыть рот, в медленном темпе 4-6 раз произносить с придыханием звук д, ударяя кончиком языка в бугорки (альвеолы) за верхними зубами; постепенно учим удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только постепенно поднимать к ним кончик языка.

4. От опорного звука с механической помощью:- ребенку предлагается длительно произносить звук з (передние зубы все время видны) логопед пателем поднимает широкий язык за верхние зубы и слегка отодвигают его назад – к альвеолам (края шпателя при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов); затем добиваемся такого умения уже без использования механической помощи;

5. - ребенку предлагается при открытом рте, длительно произносить звук р и кончиком шпателя, поднесенного к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка – будет слышно жужжание; после неоднократных повторений можно вызвать жужжание, едва поднеся шпатель к подъязычной уздечке; затем убрать его и, сближая зубы, добиться правильного звучания ж.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. Поподражанию: - ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:- ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т', щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:- ребенку предлагается произнести слогать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:- ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык; - ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Постановка звука Щ

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук щ.

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука щ; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука щ различными способами.

1. По подражанию:- ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:- ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:- ребенку предлагается длительно произносить звукч – чщщщ…

4. От опорного звука с механической помощью:- ребенку предлагается произнести слоги си/ась, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук щ.

 

4. Артикуляционная гимнастика (статические упражнения) для постановки свистящих звуков.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ДЛЯ ЧЕГО?

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут овладеть правильным произношением гораздо быстрее и эффективнее: дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, ведь их мышцы будут уже подготовлены к воспроизведению звуков.

КАК?

Занимаемся с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Реферат

по дисциплине «Нарушение речи и их коррекция»

Тема «Артикуляция сонорных звуков в норме, виды нарушенного произношения сонорных звуков и способы их постановки.»

 

Выполнила: студентка 2 курса ОЗО

                                                   группа ЗСДДС-22-18

                                                                 № зачетной книжки 118141БЗ

Шишкова М.В.

 

Уфа 2020

 

Среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков группы свистящих С, З, Ц и сонорных Р, Л (Р’, Л’) встречаются довольно часто, а для групп с диагнозом ОНР или дизартрия у большинства детей. Чтобы уметь устранять их, воспитателю необходимо знать не только правильную, но и возможны варианты неправильной артикуляции.

Артикуляция звуков С, З, Ц:

Губы при звуке С (перед А, Э (Е), Ы, И) слегка раскрыты, напряжены и растянуты в улыбку, зубы сближены, иногда почти сомкнуты; несколько обнажены; перед О, У губы несколько округлены и выпячены вперёд. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к нёбу к альвеолам (бугоркам), образуя с ним узку. Щель через которую проходит воздушная струя. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, отчасти и к твёрдому нёбу, так что в передней части языка образуется продольный желобок. Воздух, в момент выдоха проходит по желобку языка и дальше между зубами. Если к той же артикуляции присоединяется голос (дрожит голос, связки) получается звук З. Если передняя часть спинки приподнимается, то получаются мягкие варианты этих звуков. При этом кончик языка немного оттягивается назад и ротовая щель несколько расширяется.

Артикуляция звука Ц:

Губы и зубы расположены также как при С. Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения прижата к твёрдому нёбу, как при Т, а кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка без заметного взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при С. Мягкое нёбо приподнято. Условно Ц можно рассматривать как сочетание звуков Т и С, произносимых как один звук. Ц всегда произносится твёрдо.

Недостатки произношения этих звуков:

1. Кончик языка просовывается между зубами – в большинстве случаев получается призвук Ш (пришепётывание).

2. Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов, преграждая свободный выход воздуха в межзубную щель; слышится притупленный звук, сходный с Т и Д, с присвистом (котса, кодза).

3. При нормальном положении передней части спинки языка её средняя часть недостаточно опущена. Получаются смягчённые СЬ и ЗЬ.

4. Спинка языка на незначительном участке выгорблена и образует широкую длинную щель, кончик языка несколько оттянут от зубов назад – С и З произносятся почти как мягкие Ш и Ж (шяпки, жямок).

5. Кончик языка упирается в верхние зубы или в десну, боковые края его не прижимаются к боковым зубам и воздух проходит не по желобку языка, а между боковыми краями и щеками. Слышится хлопающий звук.

6. Опущенное нёбо смыкается с выгорбленной спинкой языка, воздух проходит через нос, образуются гнусавые неясные звуки.

7. С и З часто заменяются звуками Ш и Ж, реже Ф

8. Ц заменяется на С, Т, Ч.

Для устранения недостатков звука С воспитатель объясняет, что надо сделать язык лопаткой, горкой, желобком, на улыбке подуть в бутылочку или пузырёк. В случае пришепётывания дети пробуют произносить этот звук перед зеркалом со сближенными зубами, а затем прямые слоги СА, СО, СУ, СЫ. Затем произносятся слова с начальным С, затем обратные слоги и слова с конечным С. Если вместо С получается хлюпание, то ребёнок высовывает широко распластанный язык лопаткой между зубами и в этом положении произносит С и З в слогах и словах. После этого кончик языка постепенно оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется. Иногда нажимается на спинку языка шпателем. Когда при межзубном положении языка не удаётся устранить боковые щели или гнусавость, начинают исправление звука с задуванием на язык высунутый лопаткой между губами (и над бутылочкой). После чего переходят к произнесению межзубного С, заменяемого потом нормальным С.

Артикуляция Р:

Этот звук появляется в норме к 4,5 – 5 годам.

1. Губы и зубы принимают положение последующего гласного.

2. Широкий напряжённый язык плотно прижимается боковыми краями к боковым зубам, а кончик языка касается альвеол.

3. Мягкое нёбо приподнято.

4. Воздушная струя давит на кончик языка. Он отскакивает от альвеол, начинает вибрировать. При РЬ средняя часть спинки языка слегка приподнимается, а кончик языка касается верхних дёсен и зубов. Излишняя раскатистость портит звук. Одноударный Р требует автоматизации.

Недостатки произношения Р (ротацизм):

1. Отсутствие звука.

2. Картавость. Получается в следствии дрожания или мягкого нёба с маленьким язычком или одного маленького язычка. Иногда он образуется сближением задней спинки языка с нёбом – образуется щелевой звук (Г украин). При дрожании одного маленького язычка картавый звук почти не отличается от нормального (глассирующий).

3. Р произносится губами (вама) иногда даже с дрожанием губ (кучерское).

4. Р заменяется звуками В, У, Ы, Й, Л, ЛЬ, РЬ.

Для исправления недостатков произношения применяются следующие упражнения: лопатка, слизывание мёда с губ сверху-вниз и снизу-вверх, «почистить» верхние и нижние зубы кончиком языка, индюк – язык лопаткой высовывается изо рта и попеременно ударяется о верхние и нижние губы, затем о зубы (болтушка), лошадка (фыркание губами с высунутым между зубами языком), кучер (тоже с выдвинутым между губами языком).

Артикуляция Л:

1. Губы и зубы раскрыты.

2. Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или дёснам. Середина языка ложкообразной формы. Боковые края несколько отстают от зубов и дёсен, образуя щель через которую проходит воздух (звук Л боковой).

3. Мягкое нёбо приподнято, связки вибрируют.

Недостатки произношения Л (ламбдацизм):

1. Отсутствие звука.

2. Подобие У или В (вапа). Губное.

3. Смягчённое ЛЬ. Задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя выше.

4. Произношение при высунутом между зубами кончике языка.

5. Заменяется другими звуками ЛЬ, Р, В, Н, Ы, Й, Д.

6. Гнусавое Л, вроде сочетания НГ.

Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Нарушение речи и их коррекция»

Тема «Артикуляция свистящихся звуков в норме, виды нарушенного произношения свистящих звуков и способы их постановки.»

 

 Выполнила: студентка 2 курса ОЗО

                                                   группа ЗСДДС-22-18

                                                                 № зачетной книжки 118141БЗ

Шишкова М.В.

 

Уфа 2020

Артикуляция свистящихся звуков в норме.

 Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связкам, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Нормальная артикуляция звуков с, с", з, з". Губы растя­нуты как бы в улыбке, в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опу­щен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посредине ее образуется желобок. Прохож­дение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подня­ты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мяг­кое нёбо приподнято и закрывает проход в носовую полость.

 Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При про­изношении палатализованных с", з" передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желобка разрушается, средняя часть спинки языка боль­ше приподнимается вверх, чем при произношении сиз.

Нормальная артикуляция звука ц. Губы, зубы, нёбная за­навеска, голосовые складки при произношении звука ц нахо­дятся в таком же положении, как и при произношении зву­ка с.

В артикуляции звука ц выделяются два этапа. I этап: кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы, спинка языка круто выгнута и своей передней частью обра­зует смычку у шеек верхних резцов. II этап: передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка - желобок.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.