Для каждого звука существует свой комплекс упражнений. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Для каждого звука существует свой комплекс упражнений.

2020-07-03 145
Для каждого звука существует свой комплекс упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГРУППА ЗВУКОВ НАЗВАНИЕ ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ

"Лопаточка" Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
"Чашечка" Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
«Маляр»   Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).
"Лошадка" Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.
"Грибок" Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть
«Пароход» Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.
«Барабанщик» Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.
«Имитация стрельбы» Длительное произношение сочетания звуков ТР (при длительном произношении слышится звук Р)
«Балалайка» Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести указательный палец правой руки под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком (получается звук близкий по звучанию к Р)
«Качели» Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей.

 


 

Список литературы:

1.К.А.Волкова,В.Д.Казанская, О.А.Денисова Методика обучения глухих детей произношению.-М. «Владос»,2019.

2. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2018.
3. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М.: Педагогика,2017.


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ

 

Кафедра специальной педагогики и психологии

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Нарушение речи и их коррекция»

Тема «Артикуляция сонорных звуков в норме, виды нарушенного произношения сонорных звуков и способы их постановки.»

 

Выполнила: студентка 2 курса ОЗО

                                                   группа ЗСДДС-22-18

                                                                 № зачетной книжки 118141БЗ

Шишкова М.В.

 

Уфа 2020

 

Среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков группы свистящих С, З, Ц и сонорных Р, Л (Р’, Л’) встречаются довольно часто, а для групп с диагнозом ОНР или дизартрия у большинства детей. Чтобы уметь устранять их, воспитателю необходимо знать не только правильную, но и возможны варианты неправильной артикуляции.

Артикуляция звуков С, З, Ц:

Губы при звуке С (перед А, Э (Е), Ы, И) слегка раскрыты, напряжены и растянуты в улыбку, зубы сближены, иногда почти сомкнуты; несколько обнажены; перед О, У губы несколько округлены и выпячены вперёд. Широкий кончик языка касается нижних зубов, а передняя часть спинки языка приподнимается к нёбу к альвеолам (бугоркам), образуя с ним узку. Щель через которую проходит воздушная струя. Боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, отчасти и к твёрдому нёбу, так что в передней части языка образуется продольный желобок. Воздух, в момент выдоха проходит по желобку языка и дальше между зубами. Если к той же артикуляции присоединяется голос (дрожит голос, связки) получается звук З. Если передняя часть спинки приподнимается, то получаются мягкие варианты этих звуков. При этом кончик языка немного оттягивается назад и ротовая щель несколько расширяется.

Артикуляция звука Ц:

Губы и зубы расположены также как при С. Передняя часть спинки языка в первый момент произнесения прижата к твёрдому нёбу, как при Т, а кончик языка упирается в нижние зубы. Затем спинка языка без заметного взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при С. Мягкое нёбо приподнято. Условно Ц можно рассматривать как сочетание звуков Т и С, произносимых как один звук. Ц всегда произносится твёрдо.

Недостатки произношения этих звуков:

1. Кончик языка просовывается между зубами – в большинстве случаев получается призвук Ш (пришепётывание).

2. Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов, преграждая свободный выход воздуха в межзубную щель; слышится притупленный звук, сходный с Т и Д, с присвистом (котса, кодза).

3. При нормальном положении передней части спинки языка её средняя часть недостаточно опущена. Получаются смягчённые СЬ и ЗЬ.

4. Спинка языка на незначительном участке выгорблена и образует широкую длинную щель, кончик языка несколько оттянут от зубов назад – С и З произносятся почти как мягкие Ш и Ж (шяпки, жямок).

5. Кончик языка упирается в верхние зубы или в десну, боковые края его не прижимаются к боковым зубам и воздух проходит не по желобку языка, а между боковыми краями и щеками. Слышится хлопающий звук.

6. Опущенное нёбо смыкается с выгорбленной спинкой языка, воздух проходит через нос, образуются гнусавые неясные звуки.

7. С и З часто заменяются звуками Ш и Ж, реже Ф

8. Ц заменяется на С, Т, Ч.

Для устранения недостатков звука С воспитатель объясняет, что надо сделать язык лопаткой, горкой, желобком, на улыбке подуть в бутылочку или пузырёк. В случае пришепётывания дети пробуют произносить этот звук перед зеркалом со сближенными зубами, а затем прямые слоги СА, СО, СУ, СЫ. Затем произносятся слова с начальным С, затем обратные слоги и слова с конечным С. Если вместо С получается хлюпание, то ребёнок высовывает широко распластанный язык лопаткой между зубами и в этом положении произносит С и З в слогах и словах. После этого кончик языка постепенно оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется. Иногда нажимается на спинку языка шпателем. Когда при межзубном положении языка не удаётся устранить боковые щели или гнусавость, начинают исправление звука с задуванием на язык высунутый лопаткой между губами (и над бутылочкой). После чего переходят к произнесению межзубного С, заменяемого потом нормальным С.

Артикуляция Р:

Этот звук появляется в норме к 4,5 – 5 годам.

1. Губы и зубы принимают положение последующего гласного.

2. Широкий напряжённый язык плотно прижимается боковыми краями к боковым зубам, а кончик языка касается альвеол.

3. Мягкое нёбо приподнято.

4. Воздушная струя давит на кончик языка. Он отскакивает от альвеол, начинает вибрировать. При РЬ средняя часть спинки языка слегка приподнимается, а кончик языка касается верхних дёсен и зубов. Излишняя раскатистость портит звук. Одноударный Р требует автоматизации.

Недостатки произношения Р (ротацизм):

1. Отсутствие звука.

2. Картавость. Получается в следствии дрожания или мягкого нёба с маленьким язычком или одного маленького язычка. Иногда он образуется сближением задней спинки языка с нёбом – образуется щелевой звук (Г украин). При дрожании одного маленького язычка картавый звук почти не отличается от нормального (глассирующий).

3. Р произносится губами (вама) иногда даже с дрожанием губ (кучерское).

4. Р заменяется звуками В, У, Ы, Й, Л, ЛЬ, РЬ.

Для исправления недостатков произношения применяются следующие упражнения: лопатка, слизывание мёда с губ сверху-вниз и снизу-вверх, «почистить» верхние и нижние зубы кончиком языка, индюк – язык лопаткой высовывается изо рта и попеременно ударяется о верхние и нижние губы, затем о зубы (болтушка), лошадка (фыркание губами с высунутым между зубами языком), кучер (тоже с выдвинутым между губами языком).

Артикуляция Л:

1. Губы и зубы раскрыты.

2. Немного суженный кончик языка прижимается к верхним зубам или дёснам. Середина языка ложкообразной формы. Боковые края несколько отстают от зубов и дёсен, образуя щель через которую проходит воздух (звук Л боковой).

3. Мягкое нёбо приподнято, связки вибрируют.

Недостатки произношения Л (ламбдацизм):

1. Отсутствие звука.

2. Подобие У или В (вапа). Губное.

3. Смягчённое ЛЬ. Задняя часть языка несколько ниже нормы, а средняя выше.

4. Произношение при высунутом между зубами кончике языка.

5. Заменяется другими звуками ЛЬ, Р, В, Н, Ы, Й, Д.

6. Гнусавое Л, вроде сочетания НГ.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.