ООО «Глория Трейд», Донецк, 2010 — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ООО «Глория Трейд», Донецк, 2010

2020-11-02 120
ООО «Глория Трейд», Донецк, 2010 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятка водителя

 

 

ООО «Глория Трейд», Донецк, 2010

Составитель – Гнатюк Николай Ростиславович

OCR – Ahez (Я на обложке в первом автомобиле:)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дорогами нашей страны в день и в ночи двигаются миллионы транспортных средств, которые перевозят пассажиров и грузы. С самого начала следует заметить, что понятие «транспортное средство» является очень широким. В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 г. № 1306 (далее — ПДД) дано такое определение: транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов. В других нормативных актах можем видеть определение этого понятия, которое отличаются от приведенного выше Развернуто понятие транспортное средство толкуется в ст. 21 Закона Украины «О транспорте», а именно в указанном нормативном акте сказано, что единую транспортную систему Украины представляют:

- транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);

- промышленный железнодорожный транспорт;

- ведомственный транспорт;

- трубопроводный транспорт;

- дороги сообщения общего пользования.

Закон Украины «Об автомобильном транспорте» применяет термин транспортное средство как сокращение от автомобильное транспортное средство. А действующий национальный терминологический стандарт (ДСТУ 2935-94 Безопасность дорожного движения. Сроки и определения) определяет понятие транспортного средства как устройства, которое приводится в движение двигателем, так и то устройство, которое приводится в движение силой мышц.

Поскольку транспортное средство есть лишь устройство, очевидно, что для того чтобы оно могло выполнять те или другие функции, им нужно управлять. Управляет транспортным средством водитель.

Согласно Правилам дорожного движения, водитель — лицо, которое управляет транспортным средством. Всадник, извозчик, погонщик животных, который ведет их за повод, приравнивается к водителю. Водителем есть также лицо, которое учит управлению, находясь непосредственно в транспортном средстве.

В книге, которую вы держите в руках, проведен анализ и освещены положения действующего законодательства Украины, касающихся регулирования отношений, которые складываются между водителями транспортных средств и работниками правоохранительных органов. Освещается система прав и обязанностей субъектов этих отношений. Учитывая вышеприведенный широкий перечень транспортных средств, автор делает уточнение, что в данной работе, в основном, освещаются вопросы, которые имеют отношение к транспорту автомобильному и его водителям.

Перед написанием данной книги автор имел возможность познакомиться с другими изданиями, посвященными обозначенной тематике, и пришел к заключению, что многие из них содержат лишний материал, который запутывает читателя и может создать у него ошибочные представления о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях работников милиции. Как правило, правоохранители в таких книгах изображаются юридически безграмотными, корыстными и наглыми, что. конечно, не в полной мере соответствует действительности. По мнению автора, нужно очень осторожно относиться ко всяким советчикам, которые дают рецепты на все случай, которые могут произойти при использовании транспортных средств. Ведь каждая ситуация на дороге индивидуальная и совет, который вычитал водитель в пособии на манер «300 советов водителю как «отмазаться» от инспектора ГАИ» может вместо пользы принести большие проблемы. Поэтому в данной работе вы не найдете подобных советов. Наша цель — в доступной форме довести до ведома большого водительского братства соответствующие положения нормативных актов, которыми оно (братство) сможет сознательно пользоваться. Наша позиция заключается в том, что водителям в первую очередь нужно понимать основные принципиальные правовые моменты, которые касаются организации дорожного движения, прав и обязанностей его участников. Владея таким инструментарием, человек всегда найдет правильный выход из любой сложной ситуации. Итак, в этой книге мы будем двигаться от общих принципиальных моментов к конкретным жизненным ситуациям, однако, рассмотрением последних не будем весьма перегружать внимание читателей.

 

 

НАЧИНАЕМ С ГЛАВНОГО

 

Основным нормативно-правовым актом нашего государства есть Конституция Украины, которая содержит принципы регулирования отношений во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере отношений людей с органами государственной власти и местного самоуправления, а также с должностными лицами. Принципиально важными для рассмотрения вопросов, которым посвящена эта книга, есть положения статьи 19 Конституции Украины, в которой сказано, что правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Дадим короткий комментарий части первой (первого абзаца) этой статьи в контексте тематики данной работы.

В приведенной норме речь идет о том, что недопустимо принуждать человека совершать противоправные действия. Важно также понимать, что указанная норма запрещает также принуждать к совершению действий, которые не запрещены законодательством, если оно (законодательство) прямо не требует их совершения. Следует заметить, что под законодательством понимают не только законы, а и другие нормативно-правовые акты. Конституционный Суд Украины в своем решении от 09.07.1998 г. отмечает, что термин «законодательство» охватывает законы Украины, действующие международные договора Украины, согласие на обязательность выполнения которых дано Верховной Радой Украины, а также обязательны к выполнению постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в пределах их полномочий и согласно Конституции Украины и законов Украины.

Приведем два примера, которые иллюстрируют действие указанной конституционной нормы.

1. Никто не может принудить водителя двигаться на автомобиле, если он, например, имеет неисправности в рулевом управлении или в тормозной системе. Такое требование, от кого бы она не выходила, есть противоправным, поскольку управление водителями транспортными средствами с указанными неисправностями считается административным правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее КУоАП).

 

Номерные знаки

 

Как отмечалось выше, одним из оснований остановки транспортного средства является нарушение порядка использования номерных знаков. Напомним основные требования нормативных актов Украины, которые касаются вопроса использования номерных знаков транспортных средств.

Номерные знаки, установленные на транспортном средстве, должны отвечать требованиям государственных стандартов ДСТУ 3650:2004 (Дорожный транспорт. Знаки номерные транспортных средств. Общие технические условия) и ДСТУ 4278:2006 (Дорожный транспорт. Знаки номерные транспортных средств. Общие требования. Правила применения).

Следует также заметить, что на транспортных средствах можно устанавливать номерные знаки, изготовленные по индивидуальному заказу. Порядок заказа, изготовление, выдачи и учета таких знаков регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.07.2000 г. № 1081 «О внедрении номерных знаков транспортных средств, которые изготовляются по индивидуальным заказам их владельцев» и Приказом Министерства внутренних дел Украины от 30 ноября 2007 года № 466 «Об утверждении порядка заказа, выдачи и учета номерных знаков транспортных средств, которые изготовляются по индивидуальному заказу их владельцев».

Согласно этим нормативным актам номерной знак транспортного средства, которое изготовляется по индивидуальному заказу его владельца:

- действительный лишь на территории Украины. Для участия в международном движении используются номерные знаки, которые отвечают требованиям Конвенции о дорожном движении;

- должен отвечать требованиям государственных стандартов относительно определения габаритных размеров, шрифта букв и цифр;

- должен содержать от трех до восьми символов (от трех до восьми букв или от трех до семи букв и цифр) для автомобилей и от трех до шести символов (от двух до пяти букв и цифр) для мотоциклов;

- выдается лишь на одно транспортное средство;

- не может содержать полное или сокращенное наименования органа государственной власти, изображение Государственного Герба или Государственного Флага Украины, государственных символов других стран и международных организаций; надписи ненормативного происхождения, дискриминационной надписи за языковыми, национальными, религиозными, расовыми и другими признаками.

Комбинированное использование регистрационных номерных знаков транспортных средств и индивидуальных номерных знаков, закрепленных за этим транспортным средством, запрещается.

 

ВНЕШНИЙ ВИД РАБОТНИКА ГАИ

 

Часто водители задают вопрос относительно того, как должен выглядеть работник ГАИ во время несения службы. Вопрос важный. Ведь не единичны случаи, когда на дороге «промышляют» преступники, которые под видом правоохранителей останавливают автомобили, а потом совершают грабежи, разбои, убийства.

Выше упомянутая Инструкция для работников дорожно-патрульной службы устанавливает требования к их внешнему виду и экипировке.

Работники подразделений ДПС, которые заступают в наряд, должны иметь: опрятный внешний вид; исправное снаряжение; единую форменную одежду по сезону; светоотражающую экипировку; нагрудный знак; табельное огнестрельное оружие; жезл и другие специальные технические средства; список транспортных средств объявленных в розыск за последнее время, с указанием марки, государственного регистрационного номера, цвета, идентификационного номера кузова, шасси (рамы), особых примет; словесные портреты, фотографии (фотороботы) лиц, которые разыскиваются; карточку маршрута патрулирования, поста; сведение учета работы по надзору за дорожным движением; служебное и водительское удостоверение; бланки протоколов об административном правонарушении, временные разрешения на право управления транспортными средствами и другие необходимые процессуальные документы; авторучку, карандаш, линейку (рулетку), записную книжку, свисток, карманный фонарик; ПДД; выписку из Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая касается безопасности дорожного движения, служебную сумку или планшет.

Автор этой работы хотел показать изображение и привести описания форменной одежды сотрудников ДПС ГАИ. Однако в доступных правовых базах отсутствуют такие сведения. Единственно, что можно сказать так это то, что Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.2001 г. № 1515 «О форменной одежде лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, военнослужащих специальных моторизованных военных частей милиции внутренних войск Министерства внутренних дел и лиц начальствующего состава налоговой милиции» утверждено такое описание и образцы форменной одежды и знаки различия сотрудников милиции.

А теперь что касается служебного удостоверения сотрудника ДПС ГАИ. Его описание и изображение также почему-то скрыты. Поэтому не понятно, каким образом водитель, которого остановил этот сотрудник, может убедиться хотя бы в том, что служебное удостоверение отвечает установленной законодательством форме, а, следовательно, что перед ним стоит работник милиции, а не злоумышленник. Считаю, что такой подход к «идентификации» работника милиции является не оправданным и может быть использован криминальными элементами, которые ведут преступный промысел на дорогах. Единственно, что удалось узнать из сети Интернет так это то, что существует Приказ Министерства внутренних дел Украины от 04.11.2003 г. № 1305, которым утверждена Инструкция о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений работникам органов внутренних дел Украины. Согласно этой информации служебное удостоверение работника милиции изготовляется из композитного полимера размером 86 х 54 мм (напоминает кредитную карточку). Лицевая сторона удостоверения состоит из двух полос: голубого (сверху) и желтого (снизу) цветов. На верхней голубой полосе изображен малый герб Украины желтого цвета и надпись «МВД Украины» или надпись с названием органа внутренних дел Украины в области (регионе). На нижней желтой полосе размещены надписи «милиция» (красного цвета) и «служебное удостоверение» (голубого цвета). Оборотная сторона удостоверения заполняется полиграфическим способом сменным текстом, который содержит данные о работнике милиции и его фотокарточку.

 

 

Удостоверение водителя

 

Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.05.1993 г. № 340 утверждено «Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами».

Согласно этому нормативно-правовому акту лица допускаются к управлению транспортными средствами при наличии у них национального удостоверения водителя соответствующей категории (далее — удостоверение водителя).

Транспортные средства, управления которыми разрешается при наличии удостоверения водителя, в зависимости от их типов и назначения делятся на категории:

А1 — мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства, которые имеют двигатель с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров или электродвигатель мощностью до 4 кВт;

А — мотоциклы и другие двухколесные транспортные средства, которые имеют двигатель с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и больше или электродвигатель мощностью 4 кВт и больше;

В1 — квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и другие трехколесные (четырехколесные) мототранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 400 килограммов;

В — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов (7700 фунтов), а количество сидячих мест, кроме сидения водителя, — восьми;

С1 — предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3500 до 7500 килограммов (от 7700 до 16500 фунтов);

С — предназначенные для перевозки грузов автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 7500 килограммов (16500 фунтов);

D1 — предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, не превышает 16;

D — предназначенные для перевозки пассажиров автобусы, в которых количество мест для сидения, кроме сидения водителя, больше 16;

ВЕ, С1Е, СЕ, D1Е, DЕ — составы транспортных средств с тягачом категории В, С1, С, D1 или D, которым водитель имеет право управлять, но который не принадлежит к указанным категориям составов транспортных средств;

Т — трамваи и троллейбусы.

 

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, которые достигли:

шестнадцатилетнего возраста — категории А1, А;

восемнадцатилетнего возраста — категории В1, В, С1, С;

девятнадцатилетнего возраста — категории ВЕ, С1Е, СЕ;

двадцатиоднолетнего возраста — категории D1, D, D1Е, DЕ, Т.

 

Удостоверение водителя на право управления транспортным средством одной из категорий выдается лицу, которое прошло медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения (МОЗ), а также подготовку или переподготовку согласно установленным планам и программам и сдало теоретические и практические экзамены в регистрационно-экзаменационном подразделении Госавтоинспекции.

Документом, который удостоверяет прохождение подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, является свидетельство.

Если лицо по каким-либо причинам не сдало экзамены в регистрационно-экзаменационном подразделении Госавтоинспекции, выданное свидетельство об окончании заведения по подготовке водителей транспортных средств считается действительным на протяжении 10 лет со дня окончания учебного заведения.

Экзамены, необходимые для получения удостоверения водителя, сдают в местных регистрационно-экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции только те лица, местожительство которых зарегистрировано на территории соответствующей административно-территориальной единицы. Решение о допуске к сдаче экзаменов лиц, местожительство которых зарегистрировано на территории других административно-территориальных единиц или в другом государстве, могут принимать руководители управлений (отделов) Госавтоинспекции главных управлений, управлений МВД в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе.

Лицам, которые сдали теоретические и практические экзамены, регистрационно-экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции выдаются удостоверения водителя на право управления транспортными средствами соответствующей категории.

Ученикам, которые закончили обучение в техникуме (училище), колледже, профессиональном учебно-воспитательном заведении или общеобразовательной школе третьей степени, а также призывникам, которые привлекаются Министерством обороны для обучения управлению транспортными средствами, но не достигли установленного возраста, с которого предоставляется право на управление соответствующими транспортными средствами, выдается свидетельство установленного образца.

Удостоверение водителя выдается после сдачи лицом теоретического и практического экзаменов в регистрационно-экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции.

К сдаче указанных экзаменов допускаются лица, которые достигли установленного возраста.

Удостоверение водителя выдается лично под расписку после предъявления паспорта или другого документа, который его заменяет.

В случае потери удостоверения водителя выдается новое с отметкой «Дубликат». На период оформления дубликата удостоверения водителя выдается временный талон на право управления транспортным средством соответствующей категории на два месяца после сдачи гражданином теоретического и практического экзамена. В случае необходимости (посылка запроса и получение на него ответов, выяснение отдельных обстоятельств, которые связаны с потерей удостоверения и т. п.) срок действия талона может быть продлен на один месяц.

Выдача дубликата удостоверения водителя вместо утраченного в связи с кражей, стихийным бедствием, пожаром, наводнением и т. п., если это подтверждено соответствующими документами, проводится без сдачи экзаменов.

Обмен временного талона на право управления транспортным средством на удостоверение водителя проводится лишь после проверки лица на наличие содеянных им административных правонарушений. В случае если провести такую проверку в регистрационно-экзаменационном подразделении Госавтоинспекции невозможно, обмен талона осуществляется после представления справки о нелишении лица права на управление транспортным средством, выданной подразделением Госавтоинспекции по месту жительства. Если лицо без уважительных причин не осуществило обмен временного талона на протяжении трех месяцев после окончания срока, на который он был выдан, дубликат удостоверения водителя выдается после сдачи таким лицом теоретического и практического экзаменов. Лицам, которые потеряли временный талон на право управления транспортным средством, выданный на период оформления дубликата удостоверения водителя, новый талон выдается на общих основаниях.

 

Путевой лист

 

В данное время действие Инструкции «О порядке изготовления, хранение, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы», утвержденная приказом Министерства статистики Украины, Министерства транспорта Украины от 07 августа 1996г. № 228/253 остановлена. Таким образом, применение первичной транспортной документации строгой отчетности, в том числе путевых листов грузового автомобиля по ф. 2-ТН, не является обязательной.

Однако при перевозке грузов водитель обязан по требованию работников милиции предъявить товарно-транспортную накладную на груз, который перевозится, путевой лист грузового автомобиля. При этом будет правомерным применение товарно-транспортной накладной, путевого листа грузового автомобиля на бланках не строгой отчетности.

Поскольку путевые листы грузового автомобиля как бланки строгой отчетности не применяются, а также не применяется и нумерация путевых листов изготовленная типографским образом, то достаточно применять бланк типичной формы № 2- ТН, утвержденный приказом Минтранса, Минстата Украины от 29.12.1995 г. № 488/346, изготовленный самостоятельно или типографским образом.

 

Документы на груз

 

Постановлением Кабинета Министров Украины от 25 февраля 2009 г. № 207 утвержден перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении.

A) Для водителя юридического лица или физического лица предпринимателя, который осуществляет грузовые перевозки на договорных условиях необходимы такие документы:

- фотокопия лицензии, заверенная автомобильным перевозчиком, или лицензионная карточка;

- товарно-транспортная накладная;

- удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и талон, который прилагается к удостоверению;

- регистрационный документ на транспортное средство или другой заверенный в установленном порядке документ, который подтверждает право управления, пользование или распоряжение транспортным средством;

- талон о прохождении государственного технического осмотра;

- полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

 

Для водителя юридического лица необходимым является также путевой лист с отметками о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства.

 

Б) Для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, который осуществляет грузовые перевозки для собственных нужд:

- накладная или другой документ, который подтверждает право собственности на груз;

- удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и талон, который прилагается к удостоверению;

- регистрационный документ на транспортное средство или другой заверенный в установленном порядке документ, который подтверждает право управления, пользования или распоряжения транспортным средством;

- талон о прохождении государственного технического осмотра;

- полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

 

Для водителя юридического лица необходимым является также путевой лист с отметками о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства.

 

B). Кроме документов, указанных в пунктах А) и Б), являются необходимыми в случае перевозки грузов с превышением габаритных или весовых ограничений — разрешение на движение автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами, выданное Госавтоинспекцией.

 

Перевозка грузов также регламентируется приказом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года № 363 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине».

 

Схема маршрута

 

Схема маршрута — это картографическое изображение маршрута движения транспортного средства. Она используется на маршрутных транспортных средствах. Вопросы, связанные с необходимостью наличия схемы маршрута содержатся в постановлении Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 г. № 176 «Об утверждении Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта».

 

Статья 132-1 КУоАП. Нарушение правил дорожной перевозки опасных грузов и правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами

 

Нарушение правил дорожной перевозки опасных грузов, правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами или железнодорожными переездами — влечет за собой наложение штрафа на водителей от тридцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц, ответственных за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств, уполномоченных по вопросам безопасности перевозки опасных грузов, граждан — субъектов хозяйственной деятельности — от сорока до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

 

Страховой полис

 

Страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средства введены в нашей стране Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Это страхование направлено на обеспечение возмещения вреда, причиненному жизни, здоровью и имуществу пострадавших при эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины.

Распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 17.12.2004 г. № 3103 утвержден образец типичного полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств и образец типового полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на условиях совместного страхования.

 

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ДПС ГАИ

 

Ранее мы уже отмечали, что на ГАИ, как на подразделение милиции, распространяется действие Закона Украины «О милиции», а, ведь инспектор ДПС ГАИ имеет право, как и любой другой милиционер требовать от граждан и должностных лиц, которые нарушают общественный порядок, прекращение правонарушений и действий, которые препятствуют осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, которые допустили малозначащие административные нарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять меры принуждения, предусмотренные Законом Украины «О милиции». К ним относятся, применение мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия.

Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использовании, если позволяют обстоятельства. Без предупреждения все названные средства и меры могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни и здоровью граждан или работников милиции.

Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лиц преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими группового нападения, которое угрожает жизни и здоровью людей, работников милиции, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления.

В случае невозможности избежать применения силы она не должна превышать меры, необходимые для выполнения возложенных на милицию обязанностей и должна сводиться к минимуму нанесения вреда здоровью правонарушителей и других граждан. При нанесение вреда милиция обеспечивает в кратчайший срок необходимую помощь пострадавшим.

Превышение полномочий по применению силы, в том числе специальных средств и оружия, влечет за собой ответственность, установленную законом.

Работники милиции, в том числе сотрудники ГАИ, имеют право применять наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также использовать служебных собак в таких случаях:

1) для защиты граждан и самозащиты от нападения и других действий, которые создают угрозу их жизни или здоровью;

2) для прекращения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

3) для отражения нападения на здание, помещение, сооружения и транспортные средства, независимо от их принадлежности, или их освобождения в случае захвата;

4) для задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, которые совершили правонарушение, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица оказывают сопротивление работникам милиции или если есть основания считать, что они могут совершить побег или нанести вред окружающим или себе;

5) для прекращения массового захвата земли и других действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также действий, которые парализуют работу транспорта, жизнедеятельности населенных пунктов, посягают на общественный покой, жизнь и здоровье людей;

6) для пресечения сопротивления работнику милиции и другим лицам, которые выполняют служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбы с преступностью;

7) для освобождения заложников.

 

Полный перечень специальных средств, а также правила их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины на основании заключения Министерства здравоохранения Украины и Генеральной прокуратуры Украины и публикуются в средствах массовой информации. На сегодняшний день действует перечень специальных средств, утвержденный постановлением Совета Министров УССР от 27 февраля 1991 г. № 49 «Об утверждении Правил применения специальных средств при охране общественного порядка».

Специальными средствами, которые применяются при охране общественного порядка, являются:

а) средства индивидуальной защиты:

- шлемы (стальные армейские, «Сфера», каска защитная пластмассовая);

- бронежилеты;

- противоударные и броневые щиты;

б) средства активной обороны:

- резиновые дубинки;

- дубинки пластиковые типа «тонфа»;

- наручники;

- электрошоковые устройства;

- патроны и устройства для них отечественного производства, снаряженные резиновыми или аналогичными за своими свойствами метательными снарядами несмертельного действия;

- ручные газовые гранаты, а также патроны с газовыми гранатами («Черемуха-1», «Черемуха-4», «Черемуха-5», «Черемуха-6», «Черемуха-7», «Черемуха-10», «Черемуха-12», «Сирень-1», «Сирень-2», «Сирень-3»);

- баллончики, патроны, гранаты и другие спецсредства с препаратами слезоточивого и раздражающего действия на основе природных капсаициноидов, морфолидов пералгоновой кислоты (МПКМПК), ортохлорбензаль-малонодинтрил (СS) и вещества АЛГОГЕН;

в) средства обеспечения специальных операций:

- ранцевые аппараты «Облако»;

- светошумовая граната «Заря» и светошумовое устройство «Пламя», патроны с резиновым шаром «Волна-р», водометы, бронемашины и другие транспортные средства, устройство для принудительной остановки автотранспорта «Еж-М»; (запрещается применять устройство типа «Еж-М» для принудительной остановки автотранспорта, в том числе грузовых автомобилей, которые осуществляют перевозку людей; автотранспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и другим представительствам иностранных государств; мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.)

г) устройства для открытия помещений, захваченных правонарушителями: малогабаритные подрывные устройства «Ключ», «Импульс».

 

Работники милиции как крайнюю меру имеют право применять огнестрельное оружие в таких случаях:

1) для защиты граждан от нападения, которое угрожает их жизни и здоровью, а также освобождение заложников;

2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;

3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещение государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;

4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и которое старается убежать;

5) для задержания лица, которое оказывает вооруженное сопротивление, старается убежать из-под стражи, а также вооруженного лица, которое угрожает применением оружия и других предметов, которые угрожают жизни и здоровью работника милиции;

6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.

 

Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате этого могут пострадать посторонние лица.

Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для обезвреживания животного, которое угрожает жизни и здоровью граждан или работника милиции.

Работник милиции имеет право оголить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в обстановке, которая сложилась, могут возникнуть основания для его применения. При задержании преступников или правонарушителей или лиц, которых работник милиции заподозрил в совершении преступлений или правонарушений, а также при проверке документов у подозрительных лиц, работник милиции может привести в готовность огнестрельное оружие, что является предупреждением о возможности его применения.

Попытка лица, которого задерживает работник милиции с огнестрельным оружием в руках, приблизиться к нему, сократив при этом определенную им дистанцию, притронутся к оружию, дают работнику милиции право применить огнестрельное оружие.

Довольно детально определены права сотрудников ДПС ГАИ в Постановлении Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. № 341 «О Положении про Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел». В частности, работники Госавтоинспекции при исполнении служебных обязанностей имеют право:

- проверять выполнение собственниками (владельцами) транспортных средств требований законодательства, в том числе правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, а также требовать и получать от них бесплатно необходимые сведения и документацию; осуществлять контроль транспортных средств Минобороны, Госкомграницы, СБУ, внутренних войск МВД, других образований согласно законов военных формирований только в части соблюдения водителями Правил дорожного движения;

- выдавать должностным и служебным лицам и гражданам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства, в том числе правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения таких предписаний — привлекать виновных лиц к предусмотренной законодательством ответственности;

- принимать согласно законодательству необхо<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.