Хадис 38. Сколько воды достаточно для совершения омовения? — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Хадис 38. Сколько воды достаточно для совершения омовения?

2020-11-02 124
Хадис 38. Сколько воды достаточно для совершения омовения? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Зейда, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли две трети мудда [воды], и он принялся тщательно растирать предплечья. Этот хадис передал Ахмад, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.

КОММЕНТАРИЙ

В похожем хадисе, переданном Абу Давудом со слов Умм ‘Аммары, говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение из сосуда, который вмещал две трети мудда воды. Иснад этого хадиса хороший. Один мудд составляет чуть больше шестисот миллилитров. Из достоверных хадисов известно, что две трети мудда – это минимальное количество воды, которым совершал омовение Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Что же касается сообщений о том, что он совершал омовение одной третью мудда, то они совершенно безосновательны.

В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса ибн Малика, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при омовении расходовал один мудд воды, а при купании – от одного са‘ до пяти муддов. Один са‘ равен четырем муддам, что составляет около двух с половиной литров. В другом хадисе, переданном Абу Давудом со слов Анаса ибн Малика, сообщается, что он совершил омовение из сосуда, который вмещал два ратла воды. Похожий хадис также передал ат-Тирмизи. Один ратл составляет чуть меньше поллитра.

Из этих хадисов следует, что при омовении нежелательно расходовать много воды. В одном из хадисов сообщается, что ‘Убейдуллах ибн Абу Йазид рассказывал, что один человек спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса: «Сколько воды хватит мне для омовения?» Он ответил: «Один мудд». Мужчина спросил: «А сколько воды хватит мне для купания?» Он ответил: «Один са‘». Мужчина сказал: «Но этого мне не хватает». Тогда он сказал: «Горе тебе! Этого хватало тому, кто был лучше тебя – Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар и ат-Табарани в сборнике “аль-Кабир”, причем рассказчики хадиса заслуживают доверия. В обсуждаемом нами хадисе также содержится предписание тереть надлежащие части тела во время омовения, однако не все богословы считают это предписание обязательным. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 69.

 

Хадис 39. Мнения относительно обтирания ушей при омовении и смачивании пальцев перед этим

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Зейда, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, брал воду для обтирания ушей, помимо той, что осталась после обтирания головы. Этот хадис передал аль-Бейхаки, назвав цепочку рассказчиков достоверной. С этим согласился и ат-Тирмизи. В версии Муслима, переданной через ту же цепочку, говорится: «Он прополоскал рот, а затем прополоскал нос и высморкался. Затем он трижды умыл лицо, затем трижды помыл правую руку и трижды помыл левую руку. Затем он взял воду для обтирания головы, помимо той, что оставалась у него на руках. Затем он дочиста помыл ноги». Это сообщение распространено.

КОММЕНТАРИЙ

Богословы по-разному относились к обтиранию ушей. Некоторые считали, что передняя поверхность ушей является частью лица, а задняя – частью головы. Однако большинство считало, что уши являются частью головы. Этого мнения придерживались Суфйан, Ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавейх и многие другие. При этом они опирались на хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Уши являются частью головы». Этот достоверный хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слов Абу Умамы; Ибн Маджа – со слов Абу Хурейры и ‘Абдуллаха ибн Абу Йазида; а также ад-Даракутни – со слов Анаса ибн Малика, Абу Мусы аль-Аш‘ари, ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдуллаха ибн ‘Умара и ‘Аиши.

Поэтому Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавейх и богословы касимитского толка считали, что обтирать уши обязательно. Есть сообщение, что имам Ахмад считал, что если человек преднамеренно или случайно не обтер уши, то его омовение считается действительным. Эти богословы обосновывали свою точку зрения тем, что всевышний Аллах повелел обтирать голову, частью которой являются уши. Однако в достоверных хадисах сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обтирал уши, но не приказывал поступать таким образом. Поэтому большинство богословов справедливо считало это предписание желательным, но не обязательным.

Из обсуждаемого нами хадиса также следует, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не обтирал голову водой, которая оставалась на его руках после мытья рук. Напротив, перед обтиранием головы он смачивал руки водой.

Что же касается смачивания рук перед обтиранием ушей, то мусульманские богословы высказывали по этому поводу различные мнения. Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад, Абу Саур и другие богословы считали, что смачивать пальцы перед обтиранием ушей желательно. Это мнение подкрепляется хадисом Нафи‘а, который рассказывал, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар при совершении омовения смачивал пальцы для обтирания ушей. Этот хадис передал Малик. В то же время ас-Саури, Абу Ханифа и многие другие богословы считали, что смачивать руки перед обтиранием головы и ушей следует всего один раз.

В хадисе, рассказанном со слов ар-Рубейи‘ бинт Му‘аввиз, говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение и обтер переднюю и заднюю части головы, виски и уши один раз. Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал хадис хорошим и достоверным. Из всего сказанного следует, что если после обтирания головы пальцы остались мокрыми, то их не следует смачивать еще раз. Если же на пальцах не осталось воды, то перед обтиранием ушей их следует смочить. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 70.

Ибн аль-Кайим сказал: «Достоверных сообщений о том, что он смачивал руки перед обтиранием ушей, не существует. Однако достоверно известно, что Ибн ‘Умар поступал таким образом». См. “Зад аль-Ма‘ад”, т. 1, стр. 187. ‘Абд ар-Рахман аль-Мубаракфури сказал: «Я не встречал достоверного хадиса о необходимости смачивания рук перед обтиранием ушей. Известно, что таким образом поступал Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом. Имам Малик в сборнике “аль-Муватта” передал слова Нафи‘ о том, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар смачивал пальцы перед обтиранием ушей. А лучше всего об этом известно Аллаху». См. “Тухфат аль-Ахвази”, т. 1, стр. 49.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.