Хадис 35. После пробуждения от сна следует трижды помыть руки, не опуская руки в сосуд — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Хадис 35. После пробуждения от сна следует трижды помыть руки, не опуская руки в сосуд

2020-11-02 248
Хадис 35. После пробуждения от сна следует трижды помыть руки, не опуская руки в сосуд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Передают со слов Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо ему не ведомо, где ночевала его рука». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

КОММЕНТАРИЙ

Из этого хадиса следует, что мусульманин, проснувшись, должен трижды вымыть кисти рук, прежде чем окунуть их в сосуд с водой. Ахмад ибн Ханбаль считал, что это предписание касается только ночного сна, о чем свидетельствует текст хадиса. Однако повеление мыть руки после сна связано с конкретной причиной – после сна руки могут оказаться нечистыми. Эта причина не исчезает в дневное время, а это значит, что само предписание также распространяется на дневной сон. Богословы маликитского и шафиитского толка считали, что мыть руки сразу после сна желательно, а опускать руки в сосуд сразу после сна нежелательно. Этого же мнения придерживался имам ас-Сан‘ани. Свою точку зрения они обосновывали тем, что предписание мыть руки трижды носит исключительно обрядовый характер, поскольку для удаления нечистот достаточно помыть руки всего один раз. Кроме того, причина этого предписания строится на предоложении, а подобные предписания не могут быть обязательными.

Несмотря на эти вразумительные доводы большинство богословов справедливо считало, что если человек уверен в том, что во сне он не прикасался к нечистым местам, то ему разрешается не мыть руки перед тем, как окунуть их в сосуд с водой. При этом он не совершает нежелательного действия, хотя лучше было бы помыть руки. Если же он опасается того, что на его присутствуют следы нечистот, то он обязан помыть руки. Все сказанное выше относится к омовению, которое совершается сразу после сна. Если же мусульманин совершает омовение вообще, то желательно, чтобы он сначала один, два или три раза вымыл кисти обеих рук. Однако он не совершит нежелательного действия, если не станет делать этого, поскольку в священных текстах не запрещается поступать так. См. “Нейл аль-Аутар”, т. 1, стр. 131-133.

 

Хадис 36. Во время омовения следует тщательно мыть между пальцами и полоскать нос

Передают со слов Лакита ибн Сабиры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершай омовение надлежащим образом, мой места между пальцами и тщательно полощи нос, если только ты не постишься». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. В одной из версий Абу Давуда говорится: «Совершая омовение, полощи рот».

КОММЕНТАРИЙ

Этот хадис свидетельствует о необходимости совершать омовение надлежащим образом и тщательно мыть каждый участок тела, который надлежит мыть во время омовения. Это не означает, что каждый омываемый участок тела следует мыть по три раза, потому что иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мыл их по одному разу, иногда – по два раза, а иногда – по три раза.

В достоверном хадисе сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение и помыл надлежащие части тела по одному разу». Этот хадис передали аль-Бухари, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

В другом хадисе говорится, что ‘Абдуллах ибн Зейд видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение и помыл надлежащие части тела по два раза. Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад.

А в другом хадисе говорится, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца, что его дед рассказывал, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел бедуин и спросил его о том, как совершать омовение. Тогда он совершил омовение и помыл надлежащие части тела по три раза, после чего сказал: «Это и есть омовение. А всякий, кто прибавит к нему что-нибудь, совершит злодеяние, грех и беззаконие». Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и Ибн Маджа.

Из всего сказанного следует, что мыть одну часть тела более трех раз нежелательно. Аль-Джувейни сказал, что если во время омовения человек забыл, два или три раза он помыл руку, то он не должен мыть ее в очередной раз, дабы не ослушаться Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

В обсуждаемом нами хадисе также говорится о необходимости мыть промежутки между пальцами. Одни богословы считали, что делать это обязательно только в том случае, если вода не попала в эти места. Другие считали, что делать это обязательно всегда, потому что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, приказал мыть промежутки между пальцами и сам поступал таким образом.

В хадисе, рассказанном со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «При совершении омовения мой места между пальцами на руках и ногах». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

А в хадисе, рассказанном со слов аль-Муставрида ибн Шаддада, говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время омовения помыл промежутки между пальцами на ноге мизинцем. Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.

В обсуждаемом нами хадисе также содержится повеление полоскать рот и нос (см. комментарий к хадису 34). При полоскании носа следует набирать в него побольше воды, однако для постящихся делается исключение, потому что существует опасность того, что вода через нос попадет в желудок. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 67-68.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.