Этапы проектирования культурно-досуговых программ — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Этапы проектирования культурно-досуговых программ

2020-06-05 501
Этапы проектирования культурно-досуговых программ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кураторский час

 

Кураторский час –форма организации культурного досуга молодежи,проводимая под руководством куратора, как правило, имеют тематическую направленность. Основной целью является организация досуга студентов академической группы; формирование у студентов социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений; приобщение студентов к общественной жизни вуза; сплочение академической группы. Содержание кураторского часа определяется его темой. В свою очередь, содержательные формы кураторских часов могут быть различны: беседа, диспут, лекция-беседа, игра, встреча и т.п. Виды деятельности определяются темой, содержанием и формой кураторского часа и могут сочетать: познавательную, художественно-творческую, информационно-поисковую и др. Для проведения кураторского часа необходимо помещение – классная комната, зал и т.п., оформленный в соответствии с его тематикой и содержанием.

 

Круглый стол - форма организации культурно-досуговой программы,предусматривающая обсуждение актуальных вопросов с целью обобщить существующие идеи и мнения. Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Организационные особенности круглых столов: · относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. Можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей;·камерность

 

158


мероприятия. Круглый стол проводится в рамках более крупного мероприятия (симпозиума, конференции) или как самостоятельное мероприятие. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую он играет скорее информационно-пропагандистскую роль,

 

а не служит инструментом выработки конкретных решений. Помещение – конференц-зал. Атрибуты: стол (желательно овальный или круглый), за которым собираются участники.

 

Патриотическая акция - форма организации досуга в рамках поисково-исследовательской или туристско-краеведческой, экскурсионной деятельности для формирования активной социально-нравственной и гражданской позиции молодежи. Цель акции - формирование социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны, укрепление, в процессе подготовки и проведения акции, солидарности и преемственности между поколениями. Место проведения: площади вуза, города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр.

 

Флешмоб (флеш-моб,флэш-моб) (от англ. flash mob; flash–вспышка;миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберов) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как будто ничего не было. Основные принципы флешмоба: спонтаность; отсутствие централизованного руководства; отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей, деперсонификация; участники флешмоба во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает; отказ от освещения флешмоба в СМИ. Цель: привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; развитие креативного мышления, способностей нестандартно мыслить; создание условий для самореализации. Флешмоб вызывает неоднозначные чувства и эмоции: от полного непонимания до интереса и пр. Место проведения: площади города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр.

 

Театрализованное шествие массовое торжественное прохождениелюдей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, которое совершается по разработанному сценарию и предусматривает наличие костюмированного действия, исторических персонажей, различных атрибутов и пр. Цель: привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; формирование и укрепление единого (корпоративного) духа.

 

159


Подготовительный этап

 

определение темы, постановка целей, уточнение аудитории;

 

определение места, времени, даты проведения;

 

составление плана;

 

определение хода и содержания мероприятия;

 

анализ и подбор литературы;

 

 

определение методов и приѐмов;

 

разработка сценария;

 

подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов,

 

реквизита;

 

изготовление наглядного материала, плакатов и т. д.;

 

определение участников (актѐров, ведущих, судей и т. д.);

 

подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или

 

распределение ролей;

 

 

поиск спонсоров и партнѐров мероприятия.

 

Коррекционный этап

 

подготовка оформления;

 

подготовка и проверка оборудования и технических средств;

 

репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция;

 

объявление;

 

приглашение зрителей, гостей.

 

Основной этап

 

оформление аудитории;

 

установка оборудования, технических средств;

 

проведение мероприятия;

 

подведение (оглашение) итога;

 

анализ проведенного мероприятия (самоанализ);

 

возможное обсуждение с коллегами, гостями;

 

описание опыта или разработка методических рекомендаций*;

 

распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара)*;

 

обобщение опыта работы в СМИ*.

 

_______

 

* – для крупных интересных мероприятий.

 

НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ

Рекомендации по написанию и оформлению сценария мероприятия

Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, линейки, любого дела.

Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания:

- художественное оформление;

- звуковая (световая) партитура;

- движение участников праздника на сцене и т. д.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия, например:

- церемониал – торжественная церемония, яркий праздник (открытие, закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников, как элемент стиля, интонация, речь, темп).

- театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие сюжетного хода, игровых ролей;

Успешный сценарий удовлетворяет двум важнейшим требованиям:

Он должен соответствовать основной цели программы: развлекать, информировать, заинтриговывать, убеждать, и так далее.

Он должен быть практичным. Сценарий должен быть работающим двигателем для производственной команды.

Оформление текста работы

- Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – одинарный; Цвет шрифта – черный, выравнивание по ширине, красная строка 1,25.

Требования к оформлению

Титульный лист отражает:

· полное название учреждения;

· название программы;

· форма программы (игровая, театральное представление и т.д.);

· адресность (для…);

· фамилия, имя, отчество автора, должность (полностью);

· город, год создания.

Пояснительная записка:

· Актуальность выбранной темы (кратко);

· Идея (основная мысль автора);

· Цели и задачи.

Особенности реализации программы (место проведения, временные рамки, количество участников); подготовительные мероприятия (задания для участников программы); необходимое оборудование; особенности художественного, музыкального оформления (реквизит, костюмы и т.д.).

Сценарий включает:

· Название программы;

· Действующие лица;

· Полный текст ведущих, описание игр, конкурсов, песен и т.д. (вопросы и ответы викторин могут быть внесены в приложение);

· Ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера.

Приложение:

· Дидактические материалы;

· Вопросы и ответы;

· Схемы, таблицы и т.д.;

· Список используемой литературы;

· Все страницы, кроме титульного листа должны быть пронумерованы;

· Каждая структурная часть начинается с новой страницы.


 

Этапы проектирования культурно-досуговых программ

 

При организации досуга необходимо предусмотреть планово-проектную деятельность. Под проектированием (от лат. «projectus» – брошенный вперед) мы будем понимать упорядоченную во времени и пространстве последовательность действий и процессов, конечным результатом которых является выбор обоснованного варианта будущего культурно-досугового мероприятия, что позволит обеспечить управляемость и регулируемость данного процесса.

 

При проектировании культурно-досуговых программ для детей, подростков и молодежи рекомендуется соблюдать следующие этапы [31, 40]:

 

1. аналитический,

2. прогностический,

3. нормативно-регулятивный,

4. концептуально- содержательный,

5. организационно-деятельностный,

6.  контрольно-оценочный.

 

Первый этап проектирования культурно-досуговой программы– аналитический. Его содержание заключается в анализе и определениинаиболее актуальных проблем, на решение которых будет направлена проектируемая программа. На данном этапе определяются особенности и потенциал среды; изучаются возрастные, социально-демографические характеристики ее субъектов; анализируется содержание и способы деятельности субъектов изучаемой среды; обозначаются наиболее типичные проблемы (социально-культурные, личностные проблемы).

 

Информация, полученная на этом этапе распределяется по следующим разделам:

 

a) описание социальных и культурных особенностей анализируемого объекта (ответ на вопросы «какие?»,«почему?»)

 

b) характеристика материально-технической базы анализируемого объекта (по итогам инвентаризации фонда помещений, залов, учреждений культуры) (ответ на вопрос «чем располагаем?»);

c) анализ квалификационно-творческого потенциала его субъектов, состава специалистов- организаторов проекта программы (ответ на вопросы «кто?», «как?»);

d) оценка особенностей потенциальной аудитории проектируемой программы (отвечает на вопрос «для кого?»).

 

Таким образом, мы определяем приоритетные сферы социально-культурного проектирования и характер программ.

 

Второй этаппрогностический –подразумевает предвидениеперспектив реализации разрабатываемого проекта культурно-досуговой программы.

Третий этап – нормативно-регулятивный- заключается в определениинормативно -правовой базы, документов, локальных актов, программа воспитания и социализции личности, которые будут определять основу культурно-досуговой программы

 

Четвертый этапконцептуально-содержательный,когда разрабатывается концепция, замысел проекта, намечаются цели и задачи культурно-досуговой программы, определяется план мероприятий, сроки их реализации, назначаются ответственные и исполнители.

 


Пятый        этапорганизационно-деятельностный     предполагает

 

организацию необходимых условий, обеспечивающих реализацию проекта

 

(материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), разработку регулирующих документов (положения, сценарий и т.п.).

Шестой этапконтрольно-оценочный,на котором оцениваютсяпредварительные результаты реализации программы в целом и отдельных пунктов (мероприятий), анализируется их социальная эффективность и вносятся необходимые коррективы.

 

Результаты работы по каждому из этапов находят отражение в разработанном проекте, программе, сценарии.

 

Виды культурно-досуговых программ определяются направлениямивоспитательной работы и включают:

 

- культурно-досуговые программы социально-гражданственной направленности:

• кураторский час;

 

• круглый стол;

 

• патриотическая акция;

 

• флешмоб;

 

• театрализованное шествие;

 

- культурно-досуговые программы познавательно-развивающей направленности:

• дебатный турнир;

• конференция;

• интеллектуальная игра;

• интеллектуальные конкурсы и олимпиады;

- культурно-досуговые программы творческо-развлекательной направленности:


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

концерт;

 

тематический вечер;

 

театрализованное представление;

 

фольклорный праздник;

 

шоу-программа;

 

творческие конкурсы и фестивали;

 

КВН;

 

конкурс красоты;

 

презентация;

 


 

 


-культурно-досуговые программы физкультурно-оздоровительной направленности:

 

• спартакиада;

 

• фестиваль здоровья;

 

-культурно-досуговые программы волонтерской направленности:

 

• экологическая акция;

 

• слёт волонтерских отрядов.

 

- культурно-досуговые программы на основе добровольной деятельности

 

• клуб по интересам.

 

Культурно-досуговые программы социально-гражданственной направленности

 

Кураторский час

 

Кураторский час –форма организации культурного досуга молодежи,проводимая под руководством куратора, как правило, имеют тематическую направленность. Основной целью является организация досуга студентов академической группы; формирование у студентов социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений; приобщение студентов к общественной жизни вуза; сплочение академической группы. Содержание кураторского часа определяется его темой. В свою очередь, содержательные формы кураторских часов могут быть различны: беседа, диспут, лекция-беседа, игра, встреча и т.п. Виды деятельности определяются темой, содержанием и формой кураторского часа и могут сочетать: познавательную, художественно-творческую, информационно-поисковую и др. Для проведения кураторского часа необходимо помещение – классная комната, зал и т.п., оформленный в соответствии с его тематикой и содержанием.

 

Круглый стол - форма организации культурно-досуговой программы,предусматривающая обсуждение актуальных вопросов с целью обобщить существующие идеи и мнения. Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Организационные особенности круглых столов: · относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. Можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего круглого стола; существенные ограничения в плане количества посетителей;·камерность

 

158


мероприятия. Круглый стол проводится в рамках более крупного мероприятия (симпозиума, конференции) или как самостоятельное мероприятие. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую он играет скорее информационно-пропагандистскую роль,

 

а не служит инструментом выработки конкретных решений. Помещение – конференц-зал. Атрибуты: стол (желательно овальный или круглый), за которым собираются участники.

 

Патриотическая акция - форма организации досуга в рамках поисково-исследовательской или туристско-краеведческой, экскурсионной деятельности для формирования активной социально-нравственной и гражданской позиции молодежи. Цель акции - формирование социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны, укрепление, в процессе подготовки и проведения акции, солидарности и преемственности между поколениями. Место проведения: площади вуза, города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр.

 

Флешмоб (флеш-моб,флэш-моб) (от англ. flash mob; flash–вспышка;миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберов) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее оговорённые действия (по подготовленному сценарию) и затем одновременно быстро расходится в разные стороны, как будто ничего не было. Основные принципы флешмоба: спонтаность; отсутствие централизованного руководства; отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей, деперсонификация; участники флешмоба во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает; отказ от освещения флешмоба в СМИ. Цель: привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; развитие креативного мышления, способностей нестандартно мыслить; создание условий для самореализации. Флешмоб вызывает неоднозначные чувства и эмоции: от полного непонимания до интереса и пр. Место проведения: площади города; стадионы; концертные и сценические площадки и пр.

 

Театрализованное шествие массовое торжественное прохождениелюдей в связи с каким-либо знаменательным событием или согласно обычаю, обряду, которое совершается по разработанному сценарию и предусматривает наличие костюмированного действия, исторических персонажей, различных атрибутов и пр. Цель: привлечение внимания к какой-либо общественно значимой проблеме; формирование и укрепление единого (корпоративного) духа.

 

159



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.