Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-06-05 | 386 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УМК «Школа диалога» строится на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного, культурологического, метаметодического подходов, а также принципов: диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся, вариативности, доступности, преемственности, содержание которых раскрыто в Концепции образовательной системы «Школа диалога».
Для курса литературного чтения основным является эстетический принцип, который определяет подход к произведению, отбор содержания образования, включая круг чтения, выбор методов и приемов обучения. Изучаемое произведение рассматривается как эстетическая ценность и художественная целостность.
С истемно-деятельностный подход соответствует задаче формирования единой картины мира и предполагает установление содержательных и процессуальных связей на разных уровнях:
· на уровне анализа одного художественного произведения (каждый элемент рассматривается как часть художественного целого, акцентируется внимание на его функции);
· на уровне сопоставления нескольких литературных произведений по различным основаниям (тема, проблема, жанр, герой и т.д.);
· на уровне сопоставления произведений, принадлежащих разным национальным культурам;
· на уровне сопоставления произведений разных искусств, объединенных близостью темы, проблемы, идеи и т.д.;
· на уровне сопоставления художественного и научно-популярного текста;
· на уровне соотнесения изучаемого художественного произведения с культурно-историческим контекстом;
· на уровне выделения междисциплинарных понятий (художественный образ, форма и содержание, идея и т.д.) и формирования универсальных учебных действий;
|
· на уровне взаимосвязанного формирования читательских и литературно-творческих умений;
· на уровне взаимосвязи урочной и внеурочной образовательной деятельности.
Эти и другие многочисленные связи создают условия для эффективного литературного развития ребенка и становления его культурного поля.
Формирование целостной картины мира опирается также на метаметодический подход и реализуется в выделении близких для разных учебных предметов целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования) и в формировании междисциплинарных знаний и умений, универсальных учебных действий. Литература как учебный предмет наиболее тесно связана с предметами эстетического цикла, русским и иностранным языками. В содержании литературного образования наряду с предметными (читательскими и литературно-творческими) выделяются метапредметные (эстетические) умения, межпредпредметные знания, универсальные учебные действия.
Личностно ориентированный подход предполагает направленность обучения на формирование определенных качеств личности. Эти качества формируются, во-первых, за счет общения с художественной литературой, развивающего внимание к Другому (автору, герою, читателю). Во-вторых, за счет присвоения ребенком гуманистических ценностей, которые несет в себе искусство. В-третьих, за счет организации деятельности ребенка, требующей проявления активности, избирательности, ответственности, креативности, инициативности, мобильности, рефлексивности. В содержание обучения включены учебные ситуации, в которых востребован поступок, как элемент поведения ребенка, широко применяются метод проектов, внеурочная образовательная деятельность, тесно связанная с содержанием курса литературного чтения.
Принцип доступности определяет отборсодержания и методов обучения, необходимых для литературного развития ребенка в период от 7 до 11 лет. В младшем школьном возрасте происходит интеллектуализация восприятия – ребенок может сделать свое восприятие текста предметом осмысления, наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Интенсивно развиваются процессы децентрации и синтезирующего восприятия – появляется способность видеть несколько точек зрения на явление и соотносить их, устанавливать не только временные, но и причинно-следственные связи. Развивается внутренняя жизнь – жизнь переживаний, появляется возможность фиксировать эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций. Поэтому младший школьник не просто готов к аналитической читательской деятельности, он нуждается в ней для развития своих потенциальных способностей. Принцип доступности связан прежде всего с определением знаний, умений, видов деятельности, которыми должен овладеть младший школьник для полноценного общения с литературными произведениями и создания собственных высказываний.
|
Культурологический подход реализуется в рассмотрении литературного произведения как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам связей изучаемого произведения с культурно-историческим контекстом, с произведениями других национальных культур на эту же тему, с произведениями других искусств, близких по эмоциональному настрою, сюжету и т.д. Диалогу культур способствует широкое использование сопоставительного анализа различных культурных объектови явлений(произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм, обычаев разных народов и т.д.).
Диалог учителя и ученика, ученика и ученика реализуется на уровне методики обучения, предполагающей равноправность участников диалога как читателей, имеющих право на собственную трактовку произведения. Диалог предполагает стремление к взаимопониманию, порождению личностного смысла, а не получение учеником готового вывода, сделанного учителем. Работа по развитию литературного творчества школьника также строится на диалоге создателя текста, раскрывающего индивидуальный авторский замысел, с учителем и соучениками как читателями.
Принцип вариативности обучения относится как к учителю, так и к ученику.Учитель дозирует учебную работу в зависимости от уровня готовности класса, интересов и запросов учеников, выбирает, на каком из произведений, помещенных в учебной книге для чтения, остановиться подробнее, какие произведения оставить для самостоятельного чтения детей, какие из предложенных заданий использовать. Планирование, методические разработки носят рекомендательный характер.
|
Ученик имеет право выбора домашнего задания. Ученик сам решает, принимать или не принимать участие в работе над конкретным проектом, самостоятельно выбирает вид и объем заданий. Участие в проектной деятельности осуществляется исключительно на добровольной основе, отказ ребенка не влечет за собой никаких негативных последствий. Задача учителя – побуждать к чтению и культуросообразному поведению, а не принуждать. Решение этой задачи требует терпения и такта. Только пробудив интерес ребенка, создав положительную мотивацию, можно добиться успеха.
Принцип преемственности и перспективности выражается в едином подходе к формированию читателя и развитию литературного творчества школьников с первого по выпускной класс. Начальный этап литературного образования рассматривается как базовый в процессе литературного развития школьников, поскольку именно в этот период литература впервые становится предметом изучения, а литературное творчество детей включается в учебную деятельность, именно в этот период формируются обеспечивающие читательскую и литературно-творческую деятельность мотивы, установки, умения, и они должны отвечать природе искусства. Стержневые линии, определяющие суть единого подхода к литературному образованию школьников соотносятся с такими структурными элементами программ, как цель, принципы построения программы, установки, мотивы, виды читательской и литературно-творческой деятельности школьников, базовые читательские и литературно-творческие умения, методы изучения литературы. Конечно, каждый из названных элементов претерпевает определенные изменения на разных этапах образования, но эти изменения связаны с углублением и расширением его содержания, а не с кардинальным изменением его сути.
Ребенок приходит в школу, обладая определенным читательским кругозором, опытом общения с искусством. Учет уровня литературного развития каждого ученика и ориентация на зону ближайшего развития – необходимые условия соблюдения принципа преемственности и перспективности, поэтому УМК включает систему диагностических работ, позволяющих учителю отслеживать процесс литературного развития и формирования культурного поля ребенка и вовремя вносить коррективы в учебный процесс.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!