III. Согласные в голосовом тренинге — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

III. Согласные в голосовом тренинге

2020-06-04 196
III. Согласные в голосовом тренинге 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Непрерывная линия звучания... создается в речи только в том случае, когда гласные и согласные сами по себе поют, как в вокальном искусстве. Если же одни звуки — гласные — тянутся, а следом идущие согласные только стучат, то от этого образуется прорыв, провал, пустота, и в результате получается не бесконечная линия, а звуковые обрывки, клочки, восклицания.

К.С. Станиславский

О роли сонорных согласных в работе над голосом известно: они усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Какова роль в тренировке голоса так называемых взрывных согласных? Взрывные согласные образуются при прорыве выдыхаемой  струей воздуха препятствий, затвора обеих губ (п – б), средней части языка, крепко прижатого к твердому нёбу (к – г), крепко прижатого кончика языка к альвеолам передних верхних зубов (т – д). К взрывным согласным можно отнести и согласные   ч  (образуется из согласных ть и шь при быстром, слитном их произнесении) и   ц   (образует при слитном произнесении согласных   т  и   с).

В основу тренировки этих согласных должен быть положен принцип органического их рождения. Коль скоро они «взрывные», пускай же «взрываются»!

Упражнение 33

«Отчитываю»

Ощутите «взрывную» природу согласных, произнося их беззвучно (без участия голоса):

п! пь! п! пь! т! ть! т! ть! к! кь! к! кь     и  т. д.

Уберите излишнее напряжение. Для этого оправдайте характер произнесения этих звуков желанием «отчитать товарища». Решите, за что его «отчитываете» или «стыдите» (мешает  работать, ленится и т. д.). Продолжайте «отчитывать», используя различные сочетания этих гласных:

- птку! птко! птка! пткэ! птки! пткы!

- кпту! кпто! кпта! кптэ! кпти! кпты!

- тпку! тпко! тпка! тпкэ! тпки! тпкы!

Отчитывайте беззвучно. Активно работают губы (п), коннчик языка (т), корень   языка (к). Главное, активно «подбрасывает» воздушную струю вверх — в резонаторы — диафрагма (сама она подбрасывается мышцами живота).

А теперь проверьте взрывную природу согласных в текстах.

Упражнение 34

«Взрываю»

Беззвучно (без голоса), четко артикулируя все слово, произносите только согласный    п   в чистоговорке:

П ришел П рокоп — ки п ел укро п.

Ушел П рокоп — ки п ел укро п.

Как при П рокопе ки п ел укро п,

Так и без П роко п а ки п ел укро п.

Согласный   р  не отрывайте от   п. Пускай он беззвучно вибрирует. Следите за четкостью произношения   п  в конце слова. Оправдайте утрированно четкое произнесение согласного   п. Например: хотите, чтобы товарищ только по губам понял все, о чем вы говорите, и мог бы сосчитать количество четко и активно произнесенных, хотя и без голоса, согласных   п.

Или возьмите на себя роль педагога и «учите» своего ученика, как следует активно произносить глухой согласный.

Или «пофорсите» перед товарищем, как вы отлично научились «взрывать» глухие согласные...

Так же беззвучно, оправдывая четкость артикуляции произносите текст с согласным   т:

На улице снег белее т,

Алее т и голубее т...

А снег все ле т и т, сверкае т,

А снег все ле т и т и т ае т.

(Н. Васильев)

Затем с согласным   к:

К у к уш к а к у к ует! К у к ует в лес к у:

К у- к у! К у- к у! К у- к у! К у- к у!

И, наконец, с согласным   ч  :

Ч ок- ч ок, каблу ч ок.

Ч уки- ч уки, ч уки- ч ок.

(Е.Благинина)

Ощутили активное движение диафрагмы при беззвучном произнесении взрывных согласных? Не было излишнего мышечного напряжения голосового аппарата? Разрывала препятствие (языка и нёба) воздушная струя? Значит, верно делали упражнение.

Беззвучное произнесение взрывных согласных как бы подготавливает верное звучание гласных, так как обеспечивается координация мышц речевого и дыхательного аппаратов. Ведь эти согласные «падают резко, ударяя точно молотом о наковальню. При этом они выталкивают стоящие за ними на очереди звуки*».

* Станиславский К.С. Сочинения. Т.3.- С.73.

Проверьте это. Сочетания, которые произносили беззвучно, скажите теперь с  участием голоса. Например:

— пу! по! па! пэ! пи! пы!

— ту! то! та! тэ! ти! ты!

— ку! ко! ка! кэ! ки! кы!

Переходите затем к произнесению звонких согласных   б,  д,   г, сохраняя природу «взрыва». Ведь звуки  б, д, г  рождаются из   п, т, к.  Поэтому при смыкании губ дайте звучность глухим согласным и получите звонкие.

— бу! бо! ба! бэ! би! бы!

— ду! до! да! дэ! ди! ды!

— гу! го! га! гэ! ги! гы!

Затем произносите с голосом не только звонкие, но глухие согласные:

— п`у-ббу! п`о-ббо! п`а-бба! п`э-ббэ! п`и-бби! п`ы-ббы!

— б`у-ппу! б`о-ппо! б`а-ппа! б`э-ппэ! б`и-ппи! б`ы-ппы!

И так же с согласными   д – т,   г – к.

Отчитывайте, останавливайте, подшучивайте, поддразнивайте, кокетничайте... Только не делайте упражнения формально, мертво, без «душевного участия», как говорит Станиславский.

— бдгу! бдго! бдга! бдгэ! бдги! бдгы!

— дбгу! дбго! дбга! дбгэ! дбги! дбгы!

— гбду! гбдо! гбда! гбдэ! гбди! гбды!

Еще сочетания:

— птттку! птттко! птттка! пттткэ! птттки! пттткы!

— тпппку! тпппко! тпппка! тпппкэ! тпппки! тпппкы!

Следите за тем, чтобы между согласными не просочились гласные. Гласная только одна — в конце ряда. К ней-то и стремитесь по согласным, отдавая ей накопившуюся на согласных энергию.

Продолжайте «отчитывать», используя различные сочетания взрывных согласных с согласными   ч,  ц:

— пчу! пчо! пча! пче! пчи!        

—чпу! чпо! чпа! чпэ! чпи! чпы!    

— тчу! тчо! тча! тче! тчи!

— кчу! кчо! кча! кче! кчи!

— чку! чко! чка! чкэ! чки! чкы!

— цчу! цчо! цча! цче! цчи!

— чцу! чцо! чца! чцэ! чцы!

— пцу! пцо! пца! пцэ! пцы!  

— тцу! тцо! тца! тцэ! тцы!

— цту! цто! цта! цтэ! цти! цты!

— цку! цко! цка! цкэ! цки! цкы!

А как произнести следующие сочетания?

— пчку! пчко! пчка! пчкэ! пчки! пчкы!

— кцку! кцко! кцка! кцкэ! кцки! кцкы!

— кчку! кчко! кчка! кчкэ! кчки! кчкы!

Испытываете затруднение? Начали «спотыкаться»? Не слышен согласный   к, стоящий перед гласной? Пропал первый   к? В чем причина? В дыхании. Оно не подчиняется вам, не успевает «взорвать» три стоящие подряд согласные (к ч к), не хватает энергии на последний звук (к). Надо добиться цели! Сделайте еще и еще раз упражнение и проследите за мышечной свободой речевого аппарата, свободой движения диафрагмы, активной работой языка, создающего препятствия для воздушной струи. Язык в этом упражнении очень активен и быстр, работают все его мышцы: на   к  прижался своей средней частью к твердому нёбу, на   ч  крепко ударился кончиком в альвеолы передних верхних зубов и опять быстро прижался средней частью к твердому нёбу  на   к. Видите, как ловок должен быть язык в этом упражнении? Поэтому-то и тренируйте язык в таких сложных сочетаниях, чтобы он мог мгновенно перестраиваться для произнесения следующего звука.

Кроме того, что эти сочетания согласных тренируют язык, дыхание, их согласованное действие, они способствуют верному произношению согласных    ч, ц.

Ведь это один из наиболее распространенных недостатков речи, когда вместо ясного, четкого ч слышится звук щ (щ еловек, ка щ ество), вместо ц звучит с (по с елуй, с веток). Отчего это происходит? Попробуйте слегка протянуть   ч, как он сразу же превратится в   щ, протяните   ц  — и вы услышите   с. Почему? Вы нарушаете природу их образования. Растягивая — убираете взрывной согласный т, который входит в состав этих согласных, о чем говорилось выше. Сочетания, в которых согласные   ч   и   ц   стоят рядом или между другими взрывными согласными, помогают тренировать верное их произношение — короткое, активное. Согласные п, т, к передают согласным ч, ц  свой характер взрыва, удерживают от возможности хоть сколько-нибудь протянуть их.

Для тренировки взрывных согласных, проделайте еще ряд упражнений-этюдов.

Упражнение 35

«Стрелок»

«Стреляйте» из ружья: пиф-паф! пиф-паф! пиф-паф!

Чтобы добиться резкого взрыва звука   п, выбрасывающего гласную (пуля вылетает из ствола), нажимайте пальцем на курок воображаемого ружья. Легкое напряжение в пальце передается на губы (они сжаты) и служит сигналом для толчка воздушной струи, с силой разрывающей губы.

 

Упражнение 36

 «П о е з д»

Передайте стук колес поезда в разном темпе.

Поезд отходит:

— Тук-т`ук-тук-тук-тук-т`ук- тук-тук-тук-т`ук-тук-тук-тук.

Прибавляет ход:

— Тукт`уктуктуктукт`уктуктуктукт`уктуктуктукт`уктуктуктук...

 

Быстрее! Быстрее! Быстрее!.. И вот:

 

Вагоны вперед покатили, как мячики:

Так-чики,

так-чики,

так-чики,

так-чики!

                                                                                                                (Ю. Т у в и м)

 

Упражнение 37

«Ножницы»

Резкими, короткими движениями пальцев руки (в руке ножницы) разрезайте воображаемую бумагу. Сопровождайте движение пальцев (ножниц) звуками  «чик».

Чикайте:

— Чик! чик! чик! чик! — медленно (приноравливаетесь).

— Чик-чик-чик-чик-чик-чик-чик! — быстрее (приноровились).

— Чик! — чикнули в последний раз.

Оправдайте движение (обрезаете края фотографической карточки или подрезаете челку и т. д.). Увидели себя в зеркале, оценили: «Челка! Чудно!» Или: «Челка! Чепуха!» и т.д.

Упражнение 38

«Цокот копыт»

Прислушайтесь. Слышите?

— Цок-цок-цок-цок! — цокают копыта.

Передайте услышанный цокот копыт. Легче! Изящнее! Короче — звук!

Цок — цок!

Цок—цок

Цок — копытце!

Под копытцем

                       пыль клубится!

Упражнение 39

«Бадминтон»

Встаньте друг против друга. Ощутили вес «ракетки», которая находится в правой руке? (Вообразите, что она действительно есть.) «Волан» — в левой. «Пристройтесь» к партнеру. Начинайте игру:

— Ббу! — И «волан» летит к товарищу.

— Ббо! — И товарищ посылает его обратно к вам.

— Бба! — Удар рукой вперед и вверх.

— Ббэ! — Этим же отвечает товарищ.

— Бби! — Вы отбиваете волан ракеткой.

— Ббы! — Он делает то же самое.

Включайте другие согласные: чту! что! чта! чтэ! чти! чты!

Движение руки, отбивающей «волан», легкое, свободное. «Волан» летит вверх и вперед, - так же летит и звук (в головной резонатор и в «зрительный зал»).

Добивайтесь правды в исполнении упражнения. Следите друг за другом, за направлением полета «волана» и т.д.

Упражнение 40

«Ж о н г л е р»

Жонглируйте мячиками:

— Д`у-тту! Д`o-тто! Д`а-тта! Д`э-ттэ! Д`и-тти! Д`ы-тты!

На ударный первый слог (ду, до, да, дэ, ди, ды) правая рука бросает «мяч» вверх, левая в это время передает «мяч» за «мячом» в правую для подбрасывания. Вспомните, а если не знаете, то полюбопытствуйте, как это делают жонглеры. Непременно добейтесь координации движения рук и звука. Рука вверх — и звук на ударном слоге вверх!

 А теперь бросайте друг другу (товарищ — тоже жонглер) «тарелки». Одна за другой летят «тарелки» к товарищу:

— Зду! Здо! Зда! Здэ! Зди! Зды!

Он посылает их вам обратно, сопровождая полет «тарелок» другими сочетаниями звуков, в произнесении которых необходимо тренироваться.

Меняйте темп движения — отсюда и темп речи.

Рука свободная. Только кисть руки делает резкий рывок, пуская в полет «тарелки». Движение небольшое. Приноровитесь!

Если движение кисти руки напряженное — «тарелка» не полетит. Сн`имите напряжение с руки — снимется напряжение и с фонационных путей. Звуки полетят с «тарелками».

Такой способ тренировки согласных звуков дает нужные результаты. А именно: обеспечивает координированную работу мышц глотки и диафрагмы, естественно  тренирует верное произношение согласных, то есть убирает «пестроту» их звучания.

Станиславский пишет: «Подобно тому, как нехороша пестрота голоса на гласных, которые рождаются в разных местах голосового аппарата, так же нехорошо и подкатывание согласных из разных центров звукового аппарата

Напрашивается сравнение с пишущей машинкой. Там тоже все буквы алфавита выскакивают и ударяются в одно и то же место, где они и отпечатываются на бумаге*.

* Станиславский К.С. Сочинения. Т.3.- С.76.

 

Упражнение 41

«С в и н к и»

Поиграйте в такую игру: вы — веселые, шаловливые «свинки» — принялись печатать на машинке и приговаривает  в такт ударов:

Как    на   п`ишущей`    маш`инке

Дв`е    хор`ошенькие   св`инки:

Т`уки-т`уки-т`уки-т`ук!

Т`уки-т`уки-т`уки-т`ук!

И пост`ук-ива`ют

И похр`ю-кива`ют:

Хр`юки-хр`юки-хр`юки-хр`юк!

Хр`юки-хр`юки-хр`юки-хр`юк!

(К. Чуковский).

Однако вы только «свинки» и способны печатать лишь одним пальцем. Печатайте. Движение кисти руки легкое. Кисть быстро отскакивает от воображаемой машинки вместе со звуком на ударных гласных. Скандируйте стихи (говорите их по слогам — в ритме стиха, — как дети). Каждый ударный слог (помечен черточкой) легко выскакивает и ударяется как бы в одно и то же место, где все они резонируют (гласные и согласные). Явно видно движете диафрагмы, при каждом «бросании» ударного слога. Значит, свободно и верно работает голосовой аппарат.

Сначала темп речи не быстрый, а затем все шаловливее, все быстрее «печатайте» и говорите. Старайтесь договаривать слова: ту к, хрю к, постукиваю т, похрюкиваю т.

Дыхание подвижное — движение диафрагмы идет в ритме ударных слогов (каждый слог она «держит», «подбрасывает», взрывает глухие согласные в конце слов - к, т).

Когда делать вдох? Вдох — энергичный, быстрый — производится рефлекторно в моменты активного окончания стихотворной фразы. Сделайте еще раз упражнение  и проследите за дыханием.

 

Упражнение 42

«Трубочист»

       Вы моете трубочиста. Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!                         

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

                               (К. Ч у к о в с к и й)

Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко «вылетают», «выскакивают». Четко заканчивайте слова с глухой согласной на конце: чис т, буде т, трубочис т.  

Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее донести смысл, «дорисовать картину», передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова (ис т, буде т, трубочис т), невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый «добор» воздуха. Воспитывается нижнебрюшное фонационное дыхание.

Упражнение 43

«Барабанщик»

С той же целью (чтобы согласные «отпечатывались в одном месте», свободно и активно работала диафрагма, была подвижной, держала звук) используйте такой текст:

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

                                                                                    (И. Сельвинский)

На этом тексте тренируйте не только губы — четкость артикуляции взрывных согласных    п – б. Этого мало. Надо тренировать связь губ с дыханием, чтобы губы взрывала воздушная струя (воздушный столб).

Поэтому представьте, что «играете на барабане». Ваши палочки (руки со

свободными кистями) легко отскакивают каждой ударной гласной в слове. Не бейте грубо по барабану. Едва хотите коснуться «барабана», кисть руки отбрасывается со звуком вверх!

- Пара барабанов, | | пара барабанов, | | пара барабанов | | била | | бурю...

Легко отскакивает рука? Кисть руки свободная? Ощущаете небольшие движения в области диафрагмы? Слышите свободу полета ударных гласных? Значит, достигли нужного результата в упражнении.

Вырабатывайте в упражнениях так называемый речеручной рефлекс. Это хороший помощник в нахождении естественного звучания. Потом уберете руку. «Речеручной», речедвигательный рефлексы устанавливают связь между речью и движением. Движения должны быть ритмичны и совпадать с ритмом речи. Тогда в коре больших полушарий  как бы создается контрольный пункт, регулирующий речевую функцию.

 

Упражнение 44

«Разговор лягушек»

На зеленой опушке повстречались две лягушки. Между ними произошел следующий разговор:

Первая.        Кума,

              Ты к нам?

Вторая.        К вам, к вам!

 К вам, к вам!

                К воде скачу,

                Ловить хочу!

Первая.      А кого, кого, кума?

Вторая.          Рака, карпа и сома.

Первая.          Как поймаешь, дашь ли нам?

Вторая.          Как не дать? Конечно, дам.

                                                (С. Маршак)

Следите за свободой тела. При каждом ударном слоге — легкое движение тела и рук (подпрыгиваете, как лягушка). Работайте своим голосом. Звук естествен, не искажен. Схвачен только характер лягушачьих прыжков. Квакайте «человечьим» голосом, тогда хорошо звучит гласная   а.

Заметили, как много, «а» в этом стихотворении? Воспользуйтесь этим, чтобы отрабатывать и свободу челюсти, и «близкое» звучание гласной   а, и опору ударного слога в слове.

 

Упражнение 45

«Воробьи»

Представьте, что вы «воробьи». Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и «чирикаете».

Первый. Чик-чирик, чей червячок?

Второй.  Чей червяк?

                          Чирик, молчок!

На крючочке червячок.

Попадешься на крючок.

Первый. На крючок? Чего? Чего?

Не боюсь я ничего!

Червячка с крючка схвачу!

Чик-чирик! И — проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы «воробьи», невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы «шустрого воробья» и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и — отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласной   ч, легкое движение диафрагмы*.

* Отличным материалом для подобного рода тренировки согласного Ч является книжка С. Маршака и Д. Хармса «Веселые чижи» (М.: Малыш, 1965).

 

Упражнение 46

«Частушки»

А сейчас под частушки «попляшем». Разумеется, это пока в воображении. Вы сидите, говорите, а не слова частушки:

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота!

За Кота Котовича —

 За Петра Петровича!

Он усат, полосат,

Ну не Кот, а просто клад!

Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки, руки, плечи — все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута — встанете и действительно пойдете в пляс!

Ударный гласный свободно подбрасывается вверх вместе с легким движением плеч, туловища, рук. Гласные а, ы, о  без всякого напряжения вылетают вслед за согласными. Чётко звучит глухой согласный т в конце слова.

Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, — «гармонь». Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете мехи своей «гармони». Движения свободные, не напрягайтесь! Как видите, при ударном слоге ребра расходятся, а диафрагма легко подбрасывает звук. Закрепите это ощущение в ряде частушек.

Этими упражнениями убирается пестрота звучания гласных и согласных (все звуки направляются в одно место), хорошо тренируется диафрагма, вырабатывается ее подвижность, а значит, и «опора звука». Осуществляется координированная работа дыхательных мышц и мышц головного и речевого аппаратов.

Работая над взрывными согласными, которые помогают верному звукотечению, соединяйте их с гласным   у, продолжая тем самым тренировать собранность звука, низкое положение гортани при фонации.

Упражнение 47

«Дудочка»

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Я иду, иду, иду,

И дую в дудочку — дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Следите за собранностью губ «в рупор», за легким «вращением губ из положения их при произнесении гласных   а,  и,  я  — в положении на гласном   у.

Ударный слог «бросайте» дыханием вверх — «в голову», говорите как бы дыханием, а губы почти все время в положении   у.

Упражнение 48

«В лесу»

Вы вдвоем в весеннем лесу. Присматриваетесь к окружающей природе, вдыхаете запахи весны...

                                          Глаза разбежалась,

                                          И сердце ликует.

                                          Кукушка

                                                    кукует.

                                                             Кукует?

                                                             Кукует![1]

                                          Кукует кукушка

                                          В лесу на суку:

                                          Ку-ку! Ку-ку!

                                          Ку-ку! Ку-ку!

                                          А сколько кукушка

                                          Мне лет прокукует?

                                          Ку-ку! Ку-ку!

                                          Ку-ку!

                                                 Все кукует!

                                          Кукует, кукует

                                          Кукушка-кукунья...

                                          Сто лет накукует

                                          Лесная вещунья.

Выполняя упражнение, именно прислушивайтесь, не просто слушайте. Пристальное, предельно сосредоточенное внимание заставит верно работать, «действовать вместе с вами» дыхание. «Опора дыхания» обеспечит верное звучание. «Взрывайте» согласный к, передавая характер кукования кукушки. Ведите диалог, органично слушая, точно отвечая на вопросы и не забывая при этом:

    а) о необходимости заканчивать четко слова ликует, кукует, прокукует, куковать;

    б) собирать губы «в рупор» на гласном у;

    в) «взрывать» согласный к, добиваясь тем самым координированной работы мышц глотки и диафрагмы;

    г)  следить за свободой тела, за естественностью движений.

Работайте над чистотой произношения всех согласных звуков. Ведь непрерывная линия звучания, музыкальность речи не могут быть достигнуты, если вы не поймете, что «не только звучащие, но и другие — шумовые, шипящие, свистящие, зыкающие, цыкающие, хакающие, рыкающие—согласные должны также участвовать своим гудением, так и шумами в создании непрерывной линии (звучания. —З.С.)»*.

* К.С. Станиславский. Сочинения. Т. 3. стр. 79.

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова овладевайте «звукописью».

Упражнение 49

«Прислушайтесь к звукам»

              Шипящий звук «ш а»

                                         зашуршал, за ш ептал,

              А «ж э» — словно ж ук, закру ж ась

                                                                      за ж у жж ал.

              За в еяли в етры в есенние в «в э».

              За ф ыркал вдруг «э ф», рас ф у ф ырился: «Ф э!»

              С ви с тящий с огла с ный звук «э с»—

                                                                      за с ви с тел,

              З а ним з вонко, з вонко з вук «з э» —

                                                                         з а з венел.

              Р аскатистый «э р» — не нап р асно «соно р ный»:

              Р ычит и р окочет в р аботе упо р ной!..

              Б ьет б урю и б ой в б ара б ан б равый «б э».

              П ришел п о п росить быть п отише звук «п э»...

 

Прислушайтесь к звучанию согласных, например, в таком тексте:

              Г р ом г р емит на всю ок р угу.

              Г р ому р ады — р овно д р угу.

              С т р еском, с г р охотом г р емит.

              Так, что все вок р уг д р ожит...

              Ну и т р еск! Вот это г р ом!

              Ох, г р оза! Пожа р к р угом:

              Так све р кнет вок р уг вд р уг я р ко.

              От г р озы на небе жа р ко!

              Г р ом на р од благода р ил:

              Г р ом — п р охладу пода р ил.

 

Не правда ли, какая «рокочущая» речь? А как много «цыкающих» согласных в этом тексте:

              Мне по серд ц у метели ц а.

              Завьюжи тс я колючая.

              То кружи тс я, то стеле тс я,

              То вье тс я белой тучею...

              Стало все бе л ым, бе л о,

              Бе л ым снегом заме л о.

Послушайте еще раз, и почувствуйте этот переход к величественному покою в природе — к звучанию согласного л.

Не произносите текст формально. Непременно старайтесь видеть то, о чем говорите. Проникайте в «душу» каждого звука. «Если человек не чувствует души буквы, он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли»*.

* К.С. Станиславский. Сочинения. Т. 3. С. 71.

Наполните содержанием звуки, из которых складываются слова, ощутите свою душу, свою природу, свое содержание в каждом звуке.

    — «Гром гремит», «вихрь пронесся»,

    — «Завьюжится метелица», «то стелется, то вьете;

    — «Белым, бело», «белым снегом замело».

    Какая огромная разница в звуках, составляющих такие слова, как «гром» и «метелица»!

    Прислушайтесь к шипению вод Иртыша:

                                          Ах, Иртыш, наш Иртыш

                                          Ты шумишь, ты бурлишь...

                                          Ты куда же спешишь, наш Иртыш?

                                          Оросишь, освежишь, землю ты оживишь.

 

                                          В «Реку жизни» спешишь

                                                             наш Иртыш:

                                          В канал «Иртыш — Караганда»

                                          Спешит иртышская вода[2]

    Читайте побольше произведений поэзии и старайтесь услышать, уловить в них тонкий, искусный прием «копией». В настоящей поэзии он так четко не выступает как в наших специально подобранных или сочинен текстах. Его надо расслышать. Например:

                       Волна, волна,— все буквы влажны,

                       Да и слились в один размах.

                       Я произнес сейчас их дважды

                       И ощутил их на губах!

                       Я произнес их снова.

                                                   Вскоре

                       Ко мне пришло издалека

                       Волненье рек, дыханье моря

                       И колокольчик ручейка.

                       Повсюду волны, волны, волны,

                       Великой влаги вечный путь!

                       Такой язык!

                                          И трепет полный

                       Мою охватывает грудь!

                                                   (А. Прокофьев)

    Прислушайтесь к четырем строчкам из «Сказки о царе салтане»:

                       А сама-то величава,

                       Выступает, будто пава;

                       А как речь-то говорит,

                       Словно реченька журчит.

    Не правда ли, повторенная четырежды ударная гласная, а в первых двух строчках рисует образ царевны? Как же мягко, благородно, плавно, красиво, напевно должна звучать эта гласная. Не создашь образ, не «нарисуешь картину», если, а резкое, «крякающее» звучит далеко в лотке, вырывается с напряжением.

    Если вместо легкого, острого, изящного ч слышится вялое, ленивое щ (реденька), вряд ли мы поверим, что речь царевны четкая, слитная, ласкающая ухо, звучит, как музыка.

    Или отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

                                Грозой несется, колет, рубит,

                                В ревущий рог, летая, трубит...

                                то был Руслан. Как божий гром,

                                Наш витязь пал на басурмана;

                                Он рыщет с карлой под седлом

                                Среди испуганного стана.

    Действительно, «как божий гром» рыщет Руслан. Ярко не только видишь, но и слышишь картину боя! А резкий переход от раскатистого р к глухому согласному с сразу же рисует «испуганный стан» врагов.

    Таких примеров можно привести бесконечное множество Займитесь этим сами. Выписывайте отдельные строки, четверостишия, фразы из поэтических произведений. Это воспитывает острый слух, чутье, любовное обращение со словом, со звуками, составляющими это слово.

    Чтобы голос мог повиноваться, звучно и сильно передавать чувства, займитесь такими голосовыми упражнениями, которых используются междометия.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.276 с.