Vi. Развитие диапазона голоса — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Vi. Развитие диапазона голоса

2020-06-04 306
Vi. Развитие диапазона голоса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                             Широкая голосовая гамма

                                                             Если б только вы знали, докакой

                                                             степени она важна всценической

                                                             речи! Чем шире диапазон, тем

                                                             больше им можно выразить,

                                                                               К.. С.Станиславский.

    Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо сохранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, грудном, головном. Регистрэто часть звукоряда, ряд соседних звуков, объединенных прежде всего тембровым единством.

    Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса в любой тональности, доступной данному человеку), надо «сравнять» регистры, заставить их работать совокупно. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном— нижний.

    Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые помогают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каждый свое тональное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее, ясные, определенные точки, завершающие мысль.

    Только при этом условии речь становится понятной и воздействует на зрителя. Вот почему с первых же занятий над голосом надо развивать его диапазон. «Стон» в разных тональностях, повышение и понижение отдельных строчек стихотворения и всевозможных сочетаний гласных с сонорными согласными, с обязательным оправданием изменения тональности — все это способствует расширению диапазона голоса.

Упражнение 69

«Сплетник»

    Используйте междометия: «но, ну, ни».

    Товарищ хочет открыть ваш секрет другому.

    «Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого делать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре.

    Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа...

    «Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказываю прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бойтесь этого естественного повышения. Только сохраняйте свободу фонационных путей. Проверьте свободу звучания голоса в головном регистре.

    Товарищ послушался — остановился.

    «Ни-ни-ни-ни-ни1 — сказали вы ему (строгое предупреждение — «не делай таких вещей никогда»). Тональность понизилась. Голос звучит в грудном регистре.

    Интервалы повышения и понижения голоса увеличивайте постепенно. Не торопитесь!

    В этом упражнении хорошо ощущается сила давления на связки «воздушного столба». В первом случае умеренная, чуть усиливающаяся на последнем ударном слоге; во втором сила давления увеличивается, воздух выталкивается более быстрыми толчками; в третьем сила давления уменьшается, толчки замедляются.

Упражнение 70

«М а л я р»

    Вы веселый «маляр». Кисть руки — это «кисть» маляра. Надо «выкрасить карниз». Он (карниз) перед вами стоит вертикально, а не лежит горизонтально. Движение руки сопровождаете словами:

                                Краской крашу я карниз:

                                Вверх и вниз, и вверх, и вниз...

    Сначала маленькие мазки (надо приноровиться) только кистью руки. За «кистью» идут слова — такие же короткие («подлайте» их):

Движения становятся увереннее, шире (от локтя) слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе движением руки.
     
 

 

    Затем рука заработала от плеча! Широкий мазок вверх; и вниз. Гласная в слове еще шире, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже.

     
 

 

 

    В последний раз голос (вместе с рукой) идет наверх затем вниз «на дно», и вы говорите: «Вот и выкрашен карниз:

    Добивайтесь синхронности движения руки и речи. Темп амплитуда, свобода движения руки будет сказываться на характере речи. Легко поднимайте и опускайте звук! Никакого напряжения! Ощущайте предел своих возможностей высоких и низких тональностях. Не торопитесь расширять! диапазон! Все постепенно! От занятия к занятию! От упражнения к упражнению! Рече-двигательный рефлекс, словесный приказ своему голосу, «видение» высокого тона звучания помогают опосредованно воздействовать на голосовой аппарат и при развитии диапазона голоса. Никаких произвольных движений голосообразующего аппарата! Все автоматически делается и при модулировании голоса (переходы другую тональность) и при изменении силы звука. «Всякие произвольные движения мягкого нёба, гортани, глотка корня языка могут иметь лишь отрицательное значение»,-пишет К- Злобин.

Упражнение 71

«Поход»

                                По тропинке узкой горной

                                Вместе с песенкой задорной

                                Мы с тобой идем в поход,

                                За горой нас солнце ждет.

                                Наш подъем все выше, круче.

                                Вот шагаем мы по тучам.

                                За последним перевалом

                                Нам навстречу солнце встало.

    Чтобы не забыть об «опоре» при работе над диапазоном голоса, попробуйте, повышая каждую строку, говорить текст, подбрасывая слоги («подлаивая»).

(центр голоса)       По-тро-пин-ке- уз-кой-гор-ной,

(выше)                     Вме-сте-спе-сен-кой-за-дор-ной

(выше)                     Мы-сто-бой-и-дем-впо-ход,

(выше)                     За-го-рой-нас-солн-це-ждет.

(выше)                     Наш-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че.

(выше)                     Вот-ша-га-ем-мы-по-ту-чам.

(выше)                     За-пос-лед-ним-пе-ре-ва-лом

(выше)                     Нам-нав-стре-чу-солн-це-вста-ло.

    Повышайте, кто как может: каждую строчку или группу слов. Главное — верьте, что можете легко «шагать голосом» прямо к солнцу! Веселее! Увереннее!

    Помогайте себе рукой: рука, ладонью вниз, находится на уровне груди (грудной резонатор) и отбивает слоги. С каждой строчкой рука делает небольшое движение вверх, ладонь как бы легла на следующую ступень. Движение руки небольшое, как и в голосе. Очень расчетливо надо подняться наверх, чтобы голоса хватило на все строки! Рука задерживает стремление звука к быстрому повышению и помогает рассчитать диапазон до конца стихотворения.

    Вначале все упражнения делайте так, чтобы помогать себе движением руки. Потом можно будет убрать руку.

    Рассчитайте свой диапазон. Интервалы — крохотные, едва уловимые человеческим слухом! Хватило голоса? Нет! Еще раз попробуйте. Еще больше сдерживайте голос в его стремлении вверх!

    Постепенность повышения, понижения голоса — важная краска в арсенале выразительных средств речи. Она говорит о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом, это достигается большим трудом. Поэтому максимум внимания на подобные упражнения.

Упражнение 72

«Этажи»

    Представьте, что «шагаете по этажам»:

                                и пятый этаж... и т. д.

                       и четвертый этаж,

              и третий этаж,

    и второй этаж,

и первый этаж,

    Вначале «этажи» невысокие. Голос повышается в маленьких интервалах. Помогайте рукой, контролируя постепенность повышения. А сейчас вдвоем «шагайте». Соревнуйтесь — кто поднимется выше. Только разумно действуйте. Уступайте, если не можете идти дальше.

Первый: И первый этаж.                   Второй: И второй этаж

Первый: И третий этаж.                     Второй: И четвертый этаж

Первый: И пятый этаж..                           Второй: И шестой этаж.,

И т. д. Кто сколько может «взять этажей»? Трудно идти выше, сдавайтесь!

    Звук направляйте не вперед, а вверх — в голову! Слова «кладутся» все выше и выше (это фиксирует движение руки). От грудного в средний, затем в головной регистр

    После того как выдержка и постепенность в повышении голоса стали доступны, можно упражняться в повышении понижении голоса большими интервалами.

«Чтоб увеличить интервал, смелее — вверх и вниз -в подвал», — приказывайте себе и действуйте.

                                                   и десятый этаж

                                и пятый этаж,     

    и первый этаж,                           и

                                                                      подвал («голословное дно»')

 

    Помогайте рукой. Смелее подъем — шире движение руки Трудно сразу опустить голос в «подвал»? Вновь помогите рукой. Опуская руку, расслабьте область глотки. Повышая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та» свобода, никаких излишних стараний. Голос поднимает «кладет» выше, «на следующий этаж» — «воздушный столб. Мысленно шагайте по этажам.

Упражнение 73

«С а м о л е т»

    А сейчас еще раз «полетим голосом» вверх: вместе с самолетом будем набирать высоту:

(центр)                     Белокрылый мощный «Ту»

                                Набирает высоту:

(выше)                     Он летит все выше, выше...

(выше)                     Превратились в точки крыши...

(еще выше)                       Вот уже он выше туч...

(еще)                        А теперь — меж облаками...

(еще)                   Вдруг ударил солнца луч!

                                Голубой простор над нами.

(еще и еще выше)             Выше, выше мчится «Ту»,

(выше)                     Покоряя высоту...

    Повышая каждую строчку и даже слова «выше», доходите до своего «потолка».

Упражнение 74

«Спор»

    Тренируйте постепенность не только повышения, но и понижения. Ощущайте свою как самую высокую рабочую ноту (потолок), так и самую низкую (дно). Работайте вдвоем.

Первый. Широк ли твой диапазон?

Второй. Широк ли? В две октавы он!

Первый. Мой шире!

Второй. Мой!

Первый. Мой шире!

Второй. Мой!

    И т. д. Спор начинайте спокойно, без раздражения. Каждый уверен в превосходстве своего голоса. Поэтому спорите, твердя слова монотонно, упрямо, без эмоций (на «стоне»). Второй ни в чем не уступает первому («Повышаешь голос, а я выше! Ты еще повысил. И я не уступлю!»).

                                          второй: «мой»

                                первый: «мой шире»

                       второй: «мой»

    первый: «мой шире»  

    Наконец, один из вас, почувствовал, что выше идти не может, в речевой — утвердительной интонации (переходит от «стона» на «лай») говорит:

Первый; Мой шире! Вот мой «потолок». (Головной регистр.) Второй: Пойдем-ка вниз с тобой, дружок. (Головной регистр.)

    Первый: Мой шире Второй: Мой

    Первый: Мой шире

    Второй: Мой...

    Тот, кто ощутил предел голоса в грудном регистре, говорит:

    Первый: Мой шире! Вот уже и «дно». (Грудной регистр.) Второй: И я закончу заодно. (Грудной регистр.)

    Не забывайте о сонорном согласном м в слове «мой». Помните о «стоне». Произносите слова «мой шире» как одно слово: слитно, немного напевно. Вы уверены, — поэтому интонация почти одна и та же: спокойная, монотонная. Только голос идет вверх по диапазону. В утвердительно-речевой интонации перед «потолком» и «дном» переходите на «собачий лай».

    Соревнуясь, уступайте друг другу: если видите, что товарищ не может идти выше, идите с ним вниз.

Упражнение 75

«Прыжок чемпиона»

    Вообразите, что смотрите киноленту, на которой зафиксирован прыжок в высоту известного чемпиона-прыгуна. Съемка замедленная, поэтому движения прыгуна плавны» Идите за его движением голосом. Приказывайте своему голосу «нарисовать линию прыжка», используя следующий текст:

                       Разбег... Прыжок... И вот лечу...

                       Голосовой «загиб» кручу...

                       Теперь мне надо опуститься,

                       Чтоб ставить точку научиться.

    Вот графическое изображение линии звучания:

                                          Голосовой «загиб» кручу...

                                И вот лечу...                Теперь мне надо

                       Прыжок...                                  опуститься,

                                                                               чтоб ставить

                       Разбег...                                               точку

                                                                                         научиться.

    На слове «загиб» — загните голос кверху. Затем спокойно опускайте его вниз и положите на «дно».

    Сопровождайте слова движением руки, рисующей прыжок. Рука свободная, движется плавно, мягко, как в состоянии невесомости. Так же свободно, легко поднимаясь и опускаясь, звучит голос. Мысленно проделывайте движения прыжка.

Упражнение 76

«Прыжок в воду»

    В воображении (мысленно) проделайте движения прыгуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их текстом:

                                взбегаю... (голосовое повышение)

    На вышку я легко

                                я взлетаю!., (еще повышение)

    Прыжок!.. Как птица!

              Вот оборот... и

                                вниз стрелой! (голос вниз)

    Скрываюсь быстро под водой, (голосовая точка)

    Голос так же легко «взбегает» вверх, «взлетает» еще выше и «бросается» вниз — прыжок в воду. Помогайте движением рук, тела. Старайтесь мысленно представлять высоту, которую надо взять голосом.

    На этот прием указывает Н. Жинкин, подчеркивая, Что наше представление о высоте звука превращается в Действующую высоту, которая регулируется автоматически Центральной нервной системой.

    Не нарушайте связи голоса с функцией центральной Нервной системы, ведь переход от одной тональности к другой соответствует возбудимости возвратного нерва.

    Берите высоту легко, без страха, без усилий, без мышечных напряжений.

                                                   Вот оборот!

                                взлетаю!..                          и

                       Как птица я...                     вниз

                       Прыжок!..                      стрелой!

              взбегаю...  

                       я легко                                Скрываюсь быстро

                       На вышку                          под водой

    Не забывайте «собачий лай». «Подлаивайте» каждое слово, когда идете на повышение и понижение. «Лай» сохранит опору звука, свободу фонационных путей, качество звучаний при переходах из регистра в регистр.

Упражнение 77

«Колокола»

    Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметный переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов.

    Для сглаживания переходов из регистра в регистр проделайте такое упражнение.

    В грудном регистре        работает в основном грудной резонатор

    Что за гром?      

    Бум! Бом!                       .

    Бум! Бом!

    А в среднем гул 

    На целый дом:                                                  средний

    Бим-бом! Бим-бом

    Вот в головном

    Чистейший звон:

    Динь-дон! Динь-дон!                                         головной.

    И все звенит,

    Гудит им в тон:

    В два раза быстрее:

    Динь-дон!!         быстрое переключение с грудного — в                                                головной

    Бум-бом

    Динь-дон!                         со среднего в головной.

    Бум-бом!                           

    Все — шутливо, весело. Послушайте себя, что в вашем «доме» (в резонаторах) делается. Действительно, во всех регистрах голос звучит легко, собранно, звучно! Все три резонатора работают совокупно.    

Еще одно упражнение на сравнивание регистров.

Упражнение 78

«Регистры»

    Идите голосом за текстом, помогая звучанию рукой.

              Головной регистр (голос звучит высоко).

              И средний регистр (голос звучит на «центре»).

              И грудной регистр я стремлюсь развить (зву­

                                                             чит ниже «центра»),

    (грудной регистр) Чтоб здесь говорить (показываете рукой на диа­                                                                                               фрагму),

    (средний)            И тут говорить (показываете на грудь),

    (верхний)            И там говорить (рука выше головы),

    (грудной)            И здесь говорить! (на диафрагме).

    Забавно? Наивно? Хорошо. Верьте в результат таких упражнений. Они придают свободу, непринужденность, а это одно из главных условий верного звучания. В этом уп­ражнении идет сглаживание регистров, совместная работа резонаторов на всем диапазоне. Не пугайтесь верхнего ре­гистра — слова «там». Легко «бросайте» его вверх, помня о «лае», о том, что не сжимать, а, наоборот, раздвигать нужно в стороны «мехи» (ребра). Если «зажались», помогай­те руками. При слове «там» пусть руки отойдут в стороны.

Упражнение 79

«Аквалангист»

Центр голоса         Чтоб овладеть грудным регистром,

                                Я становлюсь «аквалангистом».

Постепенное,          Все

расчетливое                    ниже опускаюсь!

понижение го-                                              Ниже!..

лоса                      А дно морское

                                                   ближе!.-

                                                             ближе!..

грудной                       И вот уж в царстве я подводном!

регистр                        Хоть «погрузился» глубоко,

                                Но голосом грудным, свободным

                                Распоряжаюсь я легко.

    Экономно пользуйтесь диапазоном. «Погружайтесь» по небольшим интервалам. Понижение контролируйте рукой На низких тонах — не снимайте голос с «опоры». Сохранят те высокую позицию звука, не «сажайте» его на горло. Опять на помощь — рука! Свободная, она медленно, легко (под водой) плавает, не задевая за «дно». Так же звучит голос, не задевая за связки, не застревая в напряженных мышцах глотки.

    Речь не должна топтаться на месте. Она движется, развивается, стремится к главному. Однако следует пользоваться с расчетом диапазоном голоса. Как нельзя сразу отдавать «всего, что есть внутри», так точно нельзя с рай взбираться на самые высокие тона голоса. Поэтому Я постепенность, скупость, расчет! На примере монолога Яго К- С. Станиславский показывает, как экономно пол» зеваться голосом, паузами, темпо-ритмом речи, силой голоса. Делится приемом голосовой «оттяжки». Суть приема состоит в следующем. Нужно добиться того, чтобы каждый последующий такт был сильнее предыдущего.

    «Однако, если каждый такт, — говорит Станиславский, поднимать на терцию, то для сорока слов фразы потребуется диапазон в три октавы! Его нет!» Чтобы достигнут! той же цели при обычном диапазоне голоса, Станиславский рекомендует делать голосовую «оттяжку» вниз.

    «Пять нот — вверх, две — оттяжка!

    Итого: только терция!

    А впечатление, как от квинты!

    Потом опять четыре ноты вверх и две — оттяжка вниз

    Итого: только две ноты повышения. А впечатление четырех!

    И так все время.

    При такой экономии диапазона хватит на все сорок слов!»[5].

Упражнение 80

«Девятый вал»

    Вообразите волнующееся море. Рисуйте яркую картину несущихся на берег волн... И думайте о расчетливом использовании диапазона, о голосовых «оттяжках». Возможно это?

    Да... одной половиной своей души артист весь уходи в сверхзадачу, в сквозное действие, в подтекст, в видении в линии элементов самочувствия, а другой — артист живет психотехникой.[6]

    Раздваивание не мешает, а помогает творчеству. Работайте!

                       Идет волна,

                                          еще волна...

                       Вот третья

                                          им во след спешит.

                       За нею, силою полна,

                       Волна четвертая бежит.

                       Вот пятая

                       о скалы бьет

                       И отступает далеко...

                       Стремителен шестой

                                                   полет:

                       Она, взмывая высоко,

                       Разбилась в брызги

                                                   и опять

                       Пошла на берег наступать!

                       Волка седьмая!

                       Вслед — восьмая!

                       И я слегка звук

                       опускаю,

                       Волною новою пленен,

                       Мне грозный рокот моря слышен.

                       Мой голос крепнет!

                       Силы полн,

                       Звучит он выше,

                       выше,

                       выше:

                       Встает огромною волной Девятый вал

                       передо мной!!!

    Начинайте говорить в грудном регистре. Только очень не занижайте звук, чтобы легко было подниматься вверх.

Идет волна, еще волна...                                                  (очень легкое повышение на

                                                                                                  слове «.еще»)

Вот третья им во след спешит.                                    (снова небольшое голосовое повы-

                                                                                                            шение)

За нею, силою полна,                                        (голос немного вниз, чтобы                                                            «поднять» слова следующей строки)

Волна четвертая бежит.

Вот пятая о скалы бьет                                                                            (голос выше)

отступает далеко...                                                       (голосовая оттяжка и опять—                                                                                  вверх к «шестой волне-)

стремителен шестой полет:

Она, взмывая высоко,                                      (держитесь той же тональности

разбилась в брызги                                                                    (звук слегка понизился, чтобы

и опять                                                                                          взять разгон вверх, на каж

Пошла на берег наступать                                                      дом слове к «седьмой» волне)

Волна седьмая!                                                                               (Еще выше)

              Вслед – восьмая

И я слегка звук опускаю                                             (голосовая оттяжка, надо подобраться к Волною новою пленен.                                    самой высокой самой сильной ноте звучания) Мне грозный рокот моря слы-

                          шен.

Мой голос крепнет! Силы полн,

Звучит он выше,                                                                           (началось повышение)

                       выше,

                                выше...   

Встает огромною волной                                           (легкое понижение перед броском вверх)

Девятый вал...                                                                                 (самая высокая тональность)

передо мной!                                                                    (голос понизился, заканчивая

                                                                                                                                              мысль)

    На протяжении всего стихотворения сохраняйте единую линию звучания. Подобно тому, как на море движение воли непрерывно, так и в речи — непрерывная выразительная линия звучания. Восклицательные знаки, точки, паузы — ничто не останавливает действия. Дыхание берется естественно, легко, незаметно, не обрывая звучания (значит, «до бор» частый).

Упражнение 81

«Утро»

    Почувствуйте необходимость владения диапазоном голоса при передаче своеобразной картины наступающего утра в стихотворении А. Прокофьева.

Грудной регистр                               ..А ночь тянулась тусклая.

                                                   И, стряхивая злость,

                                                   Вода на море хрустнула,

Начинайте                                         И тотчас началось:

постепенное                               Сердитою, оскаленной,

повышение                                Сильней других одна,

голоса                                             Страх наводя окалиной,

                                                   Приподнялась волна;

                                                   Надвинулась, нахлынула,

                                                   Уже белым-бела,

Головной регистр                            Под небо шапку кинула

И новую взяла!

Самый высокий                                 И снова в небо прянула,

тон                                             Где, вскинув алый флаг,

                                                   Всходило солнце рдяное.

Средний регистр                              День начинался так...

    Оправдывайте видениями необходимость повышения и понижения голоса. Не делайте это формально.

    Предложенные упражнения помогут:

    а)расширить диапазон голоса;

    б)овладеть постепенностью повышения и понижения

звука;

    в)пользоваться различными интервалами в изменении

тона голоса;

    г)добиться сглаживания регистров, совокупности работы

резонаторов на всем диапазоне;

    д)сохранить качество звучания голоса в любом из регистров;

    е)познать, ощутить предел своего диапазона: «дно» и

потолок» голоса;

    ж)овладеть перспективой распределения высоты голоса.

    Развивая диапазон, проверяйте его значение в донесении мысли сложного предложения, целых фраз, периодов, то есть тренируйте подвижность, гибкость голоса работой ид интонированием знаков препинания.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.