VII. Интонирование знаков препинания — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

VII. Интонирование знаков препинания

2020-06-04 158
VII. Интонирование знаков препинания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                             У слова и у речи есть своя

                                                        природа, которая требует для

                                                             каждого знака препинания соот -

                                                             ветствующей интонации... в

                                                             этих интонациях есть какое-то

                                                             воздействие на слушающих, обя -

                                                             зывающее их к чему-то: вопроси

                                                             тельная фонетическая фигура –

                                                             к ответу, восклицательная — к

                                                             сочувствию и одобрению или к про

                                                             тесту, две точки — к вниматель -

                                                             ному восприятию дальнейшей речи

                                                             и т. д. Во всех этих интонациях –

                                                             большая, выразительность.

                                                                               К.. С. Станиславский

    Такие знаки препинания, как запятая, точка, вопроси тельный и восклицательный знаки, особенно развиваю модуляцию голоса, его способность «переливать» звук и одной тональности в другую.

    Работая над вопросительной интонацией, надо знать, что типичным признаком ее является своеобразная звуковая фигура, которую Станиславский образно называет кваканием. Оно совершается на самом верхнем голосовом подъеме «Иногда высокая нота этой вопросительной голосовой фигуры остается наверху, в воздухе, в других случаях после своего взлета чуть-чуть спускается.

    Высота и скорость голосового подъема при вопросительной интонации, острота или ширина фонетической фигур квакания создают разные степени и силу вопроса»[7].

    Вот несколько упражнений для выработки разных степ ней и силы вопроса.

Упражнение 82

«На лекции»

    Идет «лекция». У вас в руках стихи, написанные другом, который просил передать их понравившейся ему девушке. Пора передавать. Но надо проверить, не передумал друг? Спрашиваете его:

    — Угу? (С подтекстом «передавать?» — Слышится стремительная острая фонетическая фигура с обрывчатым кваканием.)

    — Угу,— отвечает друг. («Передавай». — Легкое поведение и понижение голоса.)

Вы удивлены небывалой решимостью друга. Переспрашиваете его:

    — Угу? («Точно решил?» — Фонетическая линия поднимается, изгиб стал шире, кончается закругленным кваканием.)

    — Угу! — утверждает друг. («Да, решил окончательно!» — Голос поднимается вверх и падает вниз еще увереннее.)

    Произносится «Угу» с закрытым ртом, поэтому хорошо слышны интонации вопроса и ответа, переспроса и утверж­дения.

Оправдайте диалог другими обстоятельствами.

Упражнение 83

«Добьюсь ответа»

    Возьмите такой текст:

П е р в ы й. Видели ли Лидию?

                       Полили ли лилию?

                       Полили ли лилию?

                       Полили иль нет?

Второй.       Видели ли Лидию?

                       Лидию мы видели.

                       Полили ли лилию?

                       Полили, мой свет!

    Ваши вопросы встречаются молчанием (оправдайте)... Поэтому настойчиво требуйте ответа.

    Желание во что бы то ни стало получить ответ рождает вопросы с нарастающей силой. С каждым вопросом все выше и выше поднимается голос, изменяется темп поднимающейся фонетической линии, характер ее также меняется: от быстрого и острого «загиба» до широкого, округлого «квакания». А в последнем вопросе после самой высокой ноты: «Поли­ли?» — звук идет вниз на словах «иль нет?».

    После такого настоятельного требования нельзя не отве­тить. Вам отвечают:

    Видели ли Лидию?      («Ты»то хочешь знать?»)

    Лидию мы видели!    («Успокойся».)

    Полили ли лилию?       («Это тебя особенно беспокоит?»)

    Полили, мой свет!     («Все, что надо, сделали, не волнуйся».)

    Переспрос и немедленный ответ — это тренирует модуляцию голоса, переход звука с высоких на низкие тона

    Задавая вопросы, не увеличивайте силу звука, чтобы яснее ощутить движение голоса вверх и вниз.

    Старайтесь «увидеть» вопросительные знаки и точно рисуйте их голосом.

    Проведите еще диалог, оправдывая такой текст:

 

    — Чей ты, чей, лесной ручей?

    — Ничей!

    — Но откуда ж ты, ручей?

    — Из ключей!

    — Ну, а чьи же те ключи?

    — Ничьи!

    — Чья березка у ручья?

    — Ничья!

                                (О. Б е д а р е в)

 

    Подчеркнуты ударные слова, на которые падает вопрос. В ходе диалога растет удивление, растет и меняется характер изгиба вопросительной интонации. Звук повышается, переходя в головной регистр.

    Все, что говорилось о характере звучания вопросительных можно отнести и к звучанию восклицательных знаков

Упражнение 84

«Помирились»

                                «Ба! Кого я вижу здесь!

                                Здравствуй, друг!»

                                              «А совесть есть?

                                Не зайти, не написать?!

                                А? Молчишь?»

                                                   «А что сказать?»

                                «Чувствуешь свою вину?»

                                «Сознаю вполне!»

                                «Ну-ну!» «Дай же руку!

                                Ты и я —

                                Неразлучные друзья».

    Действуйте в диалоге: один укором, упреком, выговором, стыдит друга, чтобы неповадно было впредь подобным образом относиться к дружбе; другой добивается прощения, чтобы восстановить дружеские отношения.

    Чувствуете действенность и бесконечное интонационное многообразие звучания фраз? Меняйте обстоятельства! уточняйте «если бы»... Кто вы? Почему не давали знать себе? Где встретились? И т. д.

Упражнение 85

«3 е м л я»

    Как говорит Б. Шоу, интонации человека столь бесконечно разнообразны, неповторимы, богаты, тонки, что пись­менное искусство, несмотря на всю свою грамматическую эаработанность, не в состоянии передать их, что существует пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов оказать «нет», но только один способ это написать. Точно гак же существуют сотни способов интонационно выражать вопросительные знаки.

    Почувствуйте, услышьте многообразие звучания вопросительных знаков (с нарастанием энергии, с изменением характеров фонетических линий «квакания») при чтении такого, например, стихотворения А. Прокофьева:

                                          Возле речки в тумане

                                          Чуть звенят тополя..,

                                          Может, ими и манит

                                          Человека земля?

                                          Иль березкой кудрявой,

                                          Не скупой на слова?

                                          Или явором?

                                                             Явор

                                          Всем лесам голова!

                                          Иль плясуньей-калинкой,

                                          Что сережкой трясет?

                                          Или первой травинкой,

                                          Пробивающей лед?...

                                          Что ж, земля привлекает

                                          Или этим, иль тем?

                                          В суть вопроса вникая,

                                          Я так думаю —

                                                                      всем!

    Надо действительно увидеть и березку кудрявую и явор, услышать, как «чуть звенят тополя», как первая травинка пробивает лед, как плясунья-калинка «сережкой трясет». Если видите, значит, через интонацию передаете свое отношение к каждому конкретному объекту видения. А отношение окрашивает интонацию.

    Тоньше, точнее, ярче, многообразнее отношения — бо­гаче, конкретнее, правдивее, выразительнее, разнообразнее интонации. Каждый вопросительный знак звучит по-своему. С нарастанием удивления увеличивается и диапазон голоса, Причем при высшем удивлении вопросительную фигуру «квакания» можно повторять на каждом слове, что усилит Действенность фразы.

Такой прием Станиславский назвал «многоколенным ква­канием».

Упражнение 86

«Многоколенное квакание»

    «Бросайте» друг другу фразы, которые могли бы удивить! изумить, потрясти! Например:

    — Тебя исключили из института!

    — Меня? Исключили? Из института?

    Меня? (отличницу?) Исключили? (самую крайнюю мери применили?) Из института? (без которого я не могу жить?)

    Не правда ли, как естественно рождаются интонации вопроса на каждом слове? Почему?

    Ведь так трудно поверить в правду сказанных слов, так велико потрясение!

    А как сильно ваше изумление, когда услышали: «Первая премия — твоя». (На конкурсе чтецов, допустим.)

— Первая? Премия? Моя? — говорите вы, еще не веря до конца, что это не шутка.

    Натренированный голос выражает остроту и силу вопросов. Подбирайте тексты, которые могут быть использованы для тренировки интонационного звучания тире, многоточия, двоеточия, точки.

    Точка! Как редко услышишь теперь хорошее голосовое понижение в конце фразы! А выделение главного слова в предложении? Оно выделяется повышением голоса, усилением, паузами, растяжкой слова и реже всего характерным для русской речи понижением звука.

    Еще в 1913 году С. Волконский в своей книге «Выразительное слово» указывал на «ошибочное представление об ударении как повышении голоса».

    Для верного интонирования точки используйте пословицы, в которых имеется противопоставление. Почему? В противопоставлении происходит естественная модуляций голоса — переход от высоких к низким тонам и наоборот

Упражнение 87

«Рисую мысль»

                                На языке мед, а на сердце лед.

                                Язык коснеет, а перо не робеет.

    Вот несколько таджикских пословиц в стихах.

                                Ценим тобою друг

                                Иль не ценим,

                                Ты понимаешь вдруг,

                                Расставшись с ним.

                                Лучше делать и молчать,

                                Чем не делать, но болтать.

                                Первый камень криво в землю врос —

                                Вся стена пошла наперекос...

    Добивайтесь точного рисунка мысли, яркого интонирования знаков препинания. Импровизируйте, оправдывайте рождение пословицы. Подумайте о том, к кому из товарищей может быть адресована та или иная пословица, по какому случаю и для чего. Неожиданность адреса, желание узнать, на что намекает пословица, вносят живость в работу, звучит неформальная, заученная фонетическая фигура, а рождается живая интонация: с видением, подтекстом, отношением...

    «Представьте себе, — пишет Станиславский, — тяже­лый камень, который стремительно летит в пропасть и там ударяется о самое ее дно.

    Так же стремительно летит вниз звук последнего перед точкой выделяемого слога и ударяется о самое дно голосо­вой гаммы говорящего. Это звуковое падение и удар характерны для точки. Чем больше голосовой диапазон, тем длин­нее линия движения вниз, тем стремительнее и сильнее удар, тем типичнее звуковая фигура точки и, наконец, тем законченнее, увереннее и определеннее звучит передаваемая мысль.

    Наоборот, чем короче голосовая гамма, чем слабее паде­ние, стремительность и удар, тем неопределеннее передача мысли».[8]

    Чтобы ощутить взлет и стремительное, сильное падение голоса, берите в работу тексты, в которых запятая стоит как бы на «переломе» мысли и требует особо отчетливого голосового загиба.

                                И песня,

                                          и стих —

                                                   это бомба и знамя,

                                и голос певца

                                                   подымает класс.

                                И тот,

                                          кто сегодня

                                                   поет не с нами,

                                тот

                                          против нас.

                                                             (В. Маяковский)

    Последняя перед точкой запятая (после слов «не с нами) обладает тем чудодейственным свойством, о котором Станиславский писал: «Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения незаконченной фразы».[9]

    После хорошего голосового загиба — повышения на запятой — не трудно осуществить завершающее мысль голосовое понижение на точке.

    Для воспитания голосовой подвижности (заодно тренируются гласные и согласные) полезным и удобным для работ материалом являются короткие басни. Их авторы: С. Смирнов, В. Смирнов, Л. Гаврилов, Ю. Благов, А. Малин В. Левицкий и другие. Вот несколько басен С. Смирнова

ОСА

                                                   Оса жужжала

                                                   Обнажала

Ж                                                    Жало,

                                                   А встретила

                                                   Шмеля

                                                   И хвост поджала.

ЮНЫЙ НИГИЛИСТ

                                          Глядит

                                          сквозь черные очки

Ч                                            На все хорошее:

                                                             «Апчхи!..»

                                          Вся жизнь ему наскучила.

                                          Не человек,

                                          А чучело!

СВИНЯЧЕСТВО

                                     Был Поросенком,

                                          Чтил

С                                       свое лишь «Я»,

                                          Из Поросенка

                                          выросла

                                          Свинья.

ХАНЖА

                                          Я «за»,

                                                   в глаза

                                                             сказал Ханжа.

                                          А за глаза

                                                   зарезал...

                                                             без ножа.

    В работе над такими короткими баснями удобно воспи­тывать многие навыки сценической речи: точное несение мысли, яркое тональное выражение знаков препинания, чистоту звучания гласных и согласных, логическую и худо­жественную перспективы, видение, отношение, зерно ха­рактера, общение, воздействие словом.

Упражнение 88

«К м а н о ч к у»

    После того как понята суть басни, разобрано логическое ее построение, скажите басню прозой: слитно, без пауз, как одно слово, с активным стремлением к главному удар­ному слову — тому «маночку», который волнует, о котором хочется скорее сообщить зрителю.

    Например:     ГлядитсквозьчерныеочкиНавсехорошееапчхи!     ВсяжизньемунаскучилаНечеловекаЧУЧЕЛО.

    Или: БылПоросенкомчтилсвоелишьяизПоросенкавырос-

    лаСВИНЬЯ.

    Или: ЯзаеглазасказалХанжаазаглазаЗАРЕЗАЛБЕЗ-

    НОЖА.

    Однако, передавая слитность мысли, не забывайте о тональном звучании знаков препинания с тем, чтобы мысль была предельно точно выражена.

    Построение строки «лесенкой» не случайно. Оно продик­товано смыслом, заложенным автором в слова басни. Таким образом, автор сам подсказывает паузы, чтобы эти слова лучше запечатлелись в сознании слушающего.

    После того как поняли, ощутили главное, манящее сло­во, можно вводить паузы, предложенные автором. Напри­мер:

                                          Над ним (пауза)

                                          одним (пауза)

                                                  все нимбы, нимбы, (пауза)

                                   Побольше (пауза)

                                   Терниев (пауза)

                                   Над ним бы!

    При внутреннем стремлении к главному слову «терниев», но при внешней сдержанности рассказа (с большими пау­зами, наполненными жизнью, подтекстом) активно дейст­вуют голосовой и речевой аппараты. Дыхание находится в рабочем состоянии до тех пор, пока не рассказана вся бас­ня, не проверено, «дошла» ли она до слушателя. Лишь убедившись в достижении цели, мышцы дыхательного аппарат расслабляются: ребра, диафрагма возвращаются в исходно положение.

    Зафиксируйте активную работу дыхания, а также голосовую подвижность, интонационное богатство, проделай упражнение на «тататирование». Что это такое?

    «Тататирование» — это прием работы, предложенным Станиславским с целью оживления интонации, расширений диапазона голоса и освобождения его от скованности! В этом приеме слова заменяются какими-нибудь произвольными слогами вроде «та-та-ти», как иногда мы в песне заменяем этими слогами забытые слова. Отсюда и прием называется «тататирование».

Упражнение 89

«Угадай!»

    Передайте смысл какой-либо знакомой басни одними слогами — «протататируйте». При этом «тататируйте» так, чтобы по интонациям голоса можно было узнать, какую басню вы рассказываете. Начинайте игру «угадайку»!

 

                                Та, та, —

                                                   тата!

                                тататата!

                                          Тататата

                                                   татат!...

                                                             татата!

 

    Узнали? Ну, конечно, это же «Ханжа»!

 

                       Я «за»,—

                                в глаза

                                          сказал Ханжа.

                       А за глаза

                                          зарезал...

                                                   без ножа.

 

    Слышите, как свободно звучит голос? Какие выразительные голосовые загибы на запятых, какие точные по мыслям и подтексту интонации! Все слова ушли в подтекст: их вы выражаете только через интонацию — голосовое звучания мысли.

    Свобода, гибкость звучания голоса, который точно выражает смысловое и эмоциональное содержание басни, — результат голосового тренинга и подлинного желания достижения цели (басня непременно должна быть узнана).

    Не узнали басню с первого раза? Повторите еще и еще.

    Не напрягаться! Все спокойно: руки, лицо, голова, брови. Работает только озвученное дыхание.

    Добейтесь этого, рассказав басню одними гласными звуками. Вспомните уже знакомую басню «Оса», например, действуйте таким образом: загадайте нам загадку — «какую басню я рассказываю?»

    аА уАа

    ааАа

    Аа

    аЕиа

    иЯ

    иОаАа

    (Выделены ударные слоги слов.)

    Почувствовали, как легко, свободно течет озвученная струя воздуха («строительный материал»), и вы, как скульптор, «лепите» выразительные интонации, то поднимая, то) пуская тон голоса, то убыстряя, то замедляя темп произнесения той или иной гласной? Какая «опора дыхания»! Оно дыхание) активно до конца басни, до «маночка», до главного выделяемого слова: «и хвост поджала!»

    «А лучшее в искусстве — перспектива», — говорит У. Шекспир в одном из своих сонетов. С первых же занятий приучайтесь чувствовать перспективу речи.

    «Перспектива — это видимая сквозь что-то даль»,— чи­таем мы в толковом словаре; это «расчетливое гармоническое соотношение и распределение частей при охвате всего целого», — определяет перспективу Станиславский.

    «Нет игры, действия, движения, мысли, речи, слова, чувствования и проч. и проч. без соответствующей перспек­тивы... Произнесение фразы, слова, монолога (...) должно иметь перспективу и конечную цель (сверхзадачу). Без них нельзя сказать самого простого слова, вроде «да» или «нет».[10]

    Вот почему техника звучащей речи подчиняется перспек­тиве, диктуется ею. Чувство перспективы заставляет более верно работать голосовой и речевой аппараты; рефлектор­ным становится дыхание, точно и выразительно воспроиз­водится мысль, речь приобретает легкость, устремленность к главному в произведении.

    Работа над перспективой пронизывает все разделы голо­сового и речевого тренинга. В самом деле, разве нет перспек­тивы в том, чтобы «убить комара» или «накачать насосом шину»? Есть! А в «стоне»? А в упражнении «Хочу молока»Я Произнесли «Ах», а думаете и стремитесь к главному слову: «Молока».

    А «Колыбельная», когда вся линия гласных тянется к последнему звуку, — разве это не чувство перспективы?

    В упражнениях «Гудок» (с выделением слогов), «Бабуш­ки» (с главными словами: «не держатся на ногах»), «Радист» (с желанием во что бы то ни стало наладить связь), «Мяч» (с действием — схватить его) и многих других — везде тренируется перспектива мысли, действия, физического и словесного. Без чувства перспективы невозможно развивать и диапазон голоса: постепенность повышения голоса в упражнениях «Поход», «Этажи», «Спор», «Самолет», «Девятый вал», пользование модуляцией голоса в пословицах, баснях возможно развивать только при условии, если понимаешь значение перспективы.

    Велико значение перспективы и в работе над логиком речи.[11] Техника владения перспективой речи предполагает также умелое пользование темпо-ритмом речи

VIII. ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ

                                                             Наша беда в том, что у мно

                                                             гих актеров не выработаны очень

                                                             важные элементы речи: с одной сто

                                                             роны, ее плавность, медленная

                                                             звучная слияниость, а с другой стор

                                                             оны — быстрота, легкое, четкое

                                                             и чеканное произнесение слов.

                                                                          К. С. Станиславский

    Длительность звучания отдельных слогов, слов, интервалы и длительность пауз, быстрота речи в целом составляет ее темп. Темп тесно связан с нашими действиями.

    «Темп укорачивает или удлиняет действия, ускоряет или замедляет речь... Ускорил темп — отвел меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее», — подчеркивает Станиславский.

    Во время речи, в каком-то определенном счетном размере такта (такт — это мерило времени) мы произносим звуки, слова, фразы самой разнообразной продолжительности, с перерывами между ними. Это в свою очередь создает определенный ритм речи.

    Темпо-ритм речи, его диалектическое единство — сложное явление. Станиславский пишет: «Мы думаем, мечтаем, грустим про себя тоже в известном темпо-ритме, так как во все эти моменты проявляется наша жизнь. А там, где жизнь — там и действие, где действие — там и движение, а там, где движение— там и темп, а где темп — там и ритм».[12]

    Работа над темпо-ритмом речи — это творческий процесс, который нельзя оторвать от вопросов актерского мастерства, от работы над ролью или художественным литературным произведением. Но для того чтобы наш внешний аппарат воплощения (голос, речь, мимика, жест) мог ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, он должен быть хорошо натренированным. Надо работать над тем, чтобы речь стала ритмически организованной, размеренной, музыкальной. Это значит — выработать плавность, медленность, звучную слиянность речи, овладеть «крупным» словом и сценической скороговоркой.

    «Когда слово содержательно и внутренне насыщенно, но становится увесистым и произносится медленно, — пишет Станиславский. — Это происходит в тех случаях, когда актер начинает дорожить текстом, чтобы пропускать через него наибольшее количество внутренних ощущений, чувств, мыслей, зрительных видений, словом, весь созданный внутри подтекст.

    Пустое слово сыплется, как горох из решета, — насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью».[13]

Упражнение 90

«Словарь»

    Решили прочитать товарищам строфы из стихотворения С. Маршака «Словарь» с тем, чтобы они задумались над глубиной мыслей и чувств, картин и действий, заложенных в словах, чтобы они полюбили слово, понимали его силу, бережно и любовно относились к нему.

                       На всех словах —события печать.

                       Они дались недаром человеку.

                       Читаю: — Век. От века. Вековать.

                       Век доживать. Бог сыну не дал веку.

                       Век заедать, век заживать чужой...—

                       В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

                       Нет, не словарь лежит передо мной,

                       А древняя рассыпанная повесть.

    Как медленно поворачиваются слова, какие они увесистые, крупные, наполненные вашими ощущениями, чувствами, видениями, мыслями, подтекстом! Если верно действуете (сами видите за каждым словом конкретное событие, картину жизни, понимаете, о чем говорите, знаете, для чего и кому предназначены ваши слова, ярко передаете свои видения и подтекст), тогда именно так: «весомо и зримо» звучит каждое слово.

Упражнение 91

«В разведку»

    В разведку, в глубокий тыл врага предложено идти добровольцам: задание слишком опасное, с большим риском для жизни. Окончательный ответ надо дать через два часа. Идите, думайте, решайте! Вышли на улицу, идете полем к реке.

                                          Какая ширь, краса... и

                                          все родное! И эта даль, и голубая

                                                                      высь,

                                    И весел всплеск над

                                                             тихою рекою,

                                          И девушка, с мечтою

                                                                               молодою

                                          Уверенно вступающая в жизнь.

(В. X о м е н к о)

    С каким подтекстом вы говорите эти слова? Какое действие совершаете? Ведь надо утвердиться в правильности своего решения. Во имя чего рискуете жизнью? Оценивайте! «Какая ширь, краса...и все родное!» (за это можно отдать жизнь, если придется). «И девушка, с мечтою молодою» (надо бороться за ее счастье, за ее мечту!). «Уверенно вступающая | | в жизнь» (она уверена, что я ее защищу).

    Попробуйте теперь сказать эти же строки в других обстоятельствах. Например, чудом остались жить, вернулись домой, выполнив задание разведки. Идете опять к тому же месту, где прощались с родиной. Перед вами та же картина.

                                          Какая ширь, краса... и

                                                             все родное!

    Как, какой подтекст на этот раз родит те же самые слова? Действуйте. С чувством правды и веры! Услышали разницу звучания слов в первом и во втором случае?

    Почувствовали значение слов? Были они вам дороги? Наполнили их своими чувствами и мыслями? Значит, они (слова) не сыпались, «как горох из решета», а «поворачивались» медленно.

    Работайте над воспитанием «увесистого», крупного, насыщенного слова, оправдывая такое звучание различными обстоятельствами. Это необходимо.

    Вместе с тем для точной, яркой передачи темпо-ритма внутреннего подтекста и внешнего текста, передачи темпо-ритма действия и чувства так же важно выработать у себя скороговорку, «выдержанную в темпе, четкую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли».[14] Вырабатывается скороговорка через медленную, преувеличенно четкую речь.

Упражнение 92

«Вдолбить»

    Вы «учите» своего друга верно произнести скороговорку; «Погода размокропогодилась». Надо, чтобы друг понял смысл сложного для произнесения слова, а значит, «увидел», как сыро и серо за окном. Не торопясь, точно по звукам, по ударности в слове повторите дважды текст скороговорки: «Погода размокропогодилась, размокропогодилась погода».

    Если у друга не получается, не переставайте «вдалбливать» текст, пока не добьетесь результата. Желание «вдолбить» вызовет естественно медленное и четкое произнесение; фразы. Друг подыграет вам «тупость», чтобы дать возможность действовать глаголом, «вдолбить». Только не пускать в ход руки, голову, брови, лоб. Действует лишь речевой аппарат.

Упражнение 93

«Я педагог - речевик»

    Вы педагог, диктуете текст трудной скороговорки. «Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыкол-паковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать».

    Диктуете, четко артикулируя слова, подчеркивая ясность окончания слов, ярко тонируя знаки препинания. Особенно точно указываете на ударения в трудных словах: не по-колоколдвски, переколпаковать, перевыколоколовать и т. д. Старайтесь почувствовать перспективу во всем: в слове, фразе, мысли, помня и понимая, что существует свой темп произнесения каждого звука, слога, слова во фразе...

    В самом деле, как различны по длительности звучания гласный е и ударный а в слове переколпаковать!

    Помогите себе выработать это внутреннее стремление к ударному слогу в слове приемом «дирижирования».

Упражнение 94

«Лепка слова»

    «Дирижируйте» таким образом: вспомните, как ввинчивается электрическая лампочка в патрон. Оборот кисти руки слева направо. Еще и еще раз. Лампочка ввинчена.

    А теперь «ввинчивайте» слова с одного оборота кисти. Легкое, быстрое движение руки слева направо — и «ввинчено» слово колпак. Кончается движение на ударном а, безударное же о звучит, как короткое а, на нем вы не задерживаетесь. «Ввинтите» слова не по-колпаковски. Ясно звучит ударный о, все остальные безударные гласные редуцируются и произносятся без излишней на них задержки.

    Слышите, как все слоги «бегут» под ударный? Где бы ни стоял ударный слог: в начале, в середине или в конце слова, он звучит шире, весомее, слышнее всех остальных слогов. Перевыколпаковать, — как только «ввинтили» слово (остановилось движение руки после ударного гласного ы), так ни один слог после него не «выскочил», не растянулся, не отстал.

    Возьмите слова, в которых много безударных гласных о, а, я, е и поработайте над их редуцированием подобным приемом (профессор Сладкопевцев его называл «лепкой слова». — 3. С.).

Упражнение 95

«Лепка фразы»

    Подобно тому как ощущалось движение к ударному слогу в слове, нужно почувствовать движение к выделяемому слову во фразе, а также различную длительность звучания слов.

    «Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала». Скажите эту скороговорку, желая донести до нас мысль о том, что ничего не получилось у Маланьи. Слышите: слово выболтала звучит шире остальных слов? Оно — ударное. Оно — центр мысли. Все слова «бегут», стремятся к нему.

    Сделайте упражнение таким образом: сопровождайте произнесение слов движением кисти руки («лепите» слова), а ударное слово — движением руки от локтя. Шире движение — шире звучит слово. Движение руки — круг по солнцу (снизу — вверх, направо — вниз).

    Назовите условно движение кисти руки — «лепка слова», от локтя — «рубка слова», от плеча — «ковка слова».

    «Лепите» маленькие, собранные, четкие слова, «срубите» слово средней величины, «выковывайте» большие, широкие, насыщенные глубоким содержанием слова.

    Разные длительности слогов в слове, слов во фразе, фраз в куске, в мысли и создают бесконечное многообразие ритмов речи.

Упражнение 96

«Дирижер»

    Возьмите какой-нибудь хорошо знакомый всем текст стихотворения, например «Парус» М. Лермонтова. «Продирижируйте» его. Заставьте слушателей произносить слова так, как этого хочется вам. Меняйте характер произнесения слов. Смелее! Не только по фразам, но и в самой фразе. Следите за тем, чтобы никто не отставал в произнесении короткого слова (оно звучит в соответствии с движением вашей кисти руки), не торопитесь произносить слово, когда движение широкое — от плеча.

    Смелые переходы (даже в середине фразы) от крупного (ударного) к короткому слову и наоборот будут развивать у вас и ваших слушателей быструю реакцию, переключение темпа, подчинение речевого аппарата воле.

После такого чисто технического приема (темпо-ритм не рожден, не подсказан видением, чувством) попробуйте продирижировать стихотворение, слушая свою природу, то есть исходя теперь из смысла стихотворения, из видений, из поставленной перед собой цели...

    Заметили, что дирижируете своему чувству? Так и должно быть. «Вы прислушивались к своему внутреннему переживанию и внешне выявляли его темпо-ритм с помощью, дирижирования».[15]

    «Дирижирование» дает свободу для проявления чувства в голосовом звучании, в подвижности интонаций. Поэтому-широко пользуйтесь этим приемом в работе над словом.! Дирижирование тренирует как «крупное» слово, так и четкую чеканную скороговорку.

Упражнение 97

«Растеряха»

    Оправдайте медленное, а затем быстрое произнесение скороговорки. Каким образом? Например: вы «ворона»»! летите и «каркаете», пугая птиц.

                                В огор-роде

                                Огор-рошены —

                                Р-растер-рял

                                Гор-рох

                               


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.