Учебный материал: Басни И.А. Крылова «Волк и Журавль» , «Волк и Ягненок». — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Учебный материал: Басни И.А. Крылова «Волк и Журавль» , «Волк и Ягненок».

2020-06-04 324
Учебный материал: Басни И.А. Крылова «Волк и Журавль» , «Волк и Ягненок». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Подготовка к восприятию басен с одним и тем же персонажем.

Сначала  учащиеся отчитываются в качестве выполнения домашнего задания: по намеченным ранее частям перечитывают и анализируют самостоятельно прочитанную басню Крылова «Волк и Журавль» и оценивают ситуацию и героев. Одновременно ведется работа над языком произведения: объясняются выражения  ни охнуть ни вздохнуть, ноги протянуть, горю пособить; перечитываются строчки:

Журавль свой нос по шею

Засунул Волку в пасть и с трудностью большею

 Кость вытащил и стал за труд просить.

Эта строфа трудна тем, что второй стих (вторая строчка), с одной стороны, очень длинна,  поэтому в середине этого стиха перед союзом «и» надо сделать паузу; а с другой стороны, определение  большею, несмотря на ударение на 2 слоге, читается со звуком «Э», а не «о», что обозначено буквой «е». Если не соблюсти этого правила, нарушится мелодика стиха, согласно которой слова  по шею и  большею  должны рифмоваться.

Особое внимание обращается на образ Волка. Качества, присущие Волку как басенному персонажу, в котором сконцентрировано зло агрессивное, и Журавлю, для которого любое  служение - это только заработок; бескорыстная помощь ему просто неведома, он о ней, видимо, никогда не задумывался…записываются на доску в два столбика:

Волк                                                Журавль

жадный                                       корыстный, хотя и умелый

злобный   

грубый

неблагодарный

коварный                                       

Герои сопоставляются и делается вывод о том, что и в этой басне изображен мир недобрый. В таком мире не хочется жить, потому что в нем царят коварство и неблагодарность. Нормальные отношения, предполагающие  бескорыстие и  взаимопомощь, искажены и представлены как в кривом зеркале, поэтому даже добро (умение врачевать) утрачивает свою общезначимую ценность. Сами посудите: какой прок от умелого врача, если любую свою услугу он оценивает в деньгах, да к тому же еще и не гнушается просить у того, у кого просить по определению не следует, потому что просьба, обращенная к злу, кроме унижения  никогда никому и ничего не приносила… Не даром русский народ, оберегая своих потомков от любых контактов со злом, закрепил этот опыт в пословице: «Не трись возле сажи, сам замараешься».

Чтобы перейти к основной части урока. Учитель может попросить детей обратиться к содержанию (оглавлению) сборника, с которым они работают, и определить, насколько часто в баснях Крылова встречаются персонажи, безусловно принадлежащие к миру зла, такие как Лиса, Волк, потому что и Ворона и Журавль, будь они в мире добра, не стали бы проявлять столь отрицательных качеств, как это случилось в прочитанных нами баснях. Дети анализируют содержание сборника и делают вывод, что и Волк и Лиса в баснях -  персонажи нередкие.

- Но можно ли только по содержанию сборника решить, что во всех произведениях, где, например, есть Волк или Лиса, они проявляют себя воплощением зла, т.е. несут зло в себе и передают его окружающим?

-Вероятно, это сделать нельзя.

- А что нужно сделать?

-Надо прочитать басни.

- Давайте прочитаем с вами новую  басню, например, про Волка или про Лису и убедимся, всегда ли зло опасно для окружающих и как оно проявляет себя в разных ситуациях.

По выбору учителя или детей на уроке могут быть прочитаны еще две басни, например, про Волка: «Волк и Ягненок» и «Волк и Кот».

 

II. Основная часть урока.

Прежде чем начать чтение незнакомых басен, учитель вывешивает карточку с названием произведения, которое будет прочитано вслух, например,

Крылов.
Волк и Ягненок.

 

Чтобы предположение было обоснованным, дети могут сопоставить название басни с иллюстрациями, помещенными в данном сборнике, или  в книгах, принесенных для этой цели учителем. Коротко высказав предположения о возможном содержании и ходе событий в басне с таким заглавием, класс под руководством учителя осваивает текст басни методом пошагового чтения. При этом они выделяют и качества, которые проявляются персонажами, и свои чувства, вызванные поведением персонажей.

В этой басне  рекомендуется снова обратить особое внимание на грубость, злобность, жадность, высокомерие Волка как персонажа. А характеризуя Ягненка, надо помочь детям пережить чувство досады, обиды в связи с тем, что Ягненок, несмотря на то, что он неглупый, никак не хочет увидеть в Волке зло, перед которым не надо оправдываться.

Анализируя текст басни, надо своевременно методом непосредственного комментирования  пояснять детям значения слов, которые им могут быть непонятны, например, светлейший, в запрошлом лете, кум, сват, разведаюсь и др. Хорошо было бы проследить, а для этого перечитать, изобразить, как говорят друг другу Волк и Ягненок, как с развитием действия меняются их мимика и жесты. Для этого следует организовать многократное перечитывание диалогов -  сначала хором, а потом индивидуально.

В заключение может быть поставлен вопрос, хотят ли дети походить на персонажей, изображенных в басне. И почему хотят или не хотят?

Руководствуясь такой схемой построения занятия, мы рекомендуем прочитать и вторую басню – «Волк и Кот».

Примерный ход работы.

I. Предопределение содержания басни по известным приметам: записи

Крылов.
Волк и Кот.

 

и рисункам-иллюстрациям к басне.

-Что может произойти с Волком и Котом?

-Как они могут себя проявить, исходя из надписей, иллюстраций и знания того, что это басня?

II. Пошаговое чтение текста басни, наблюдения за поведением и переживаниями Волка в зависимости от ситуаций. Комментирование непонятных слов и выражений по ходу чтения, например, ты всем в деревне насолил, ободрал барана, защиту здесь сулил  и под.

III. Свободные высказывания учащихся о том, насколько были точны их предположения о содержании басни, и словесное рисование: где происходили события, как выглядит персонаж, как меняется его поза, интонации и т.п.

Заканчивается работа вопросом:

- А вы хотели бы так поступать, как Волк в баснях? Или дружить с человеком, который так поступает?

Реплики детей, их рассуждения – это основной показатель эффективности обучения детей чтению басен.

Домашнее задание: готовиться к конкурсу на лучшее исполнение басен Крылова, для этого:

1) разбиться на группы и приготовить выразительное чтение по ролям одной из прочитанных или новой басни И. А. Крылова, в которой действует Волк;

2) разбиться на группы и приготовить выразительное чтение по ролям новых басен И.А. Крылова, в которых действует не Волк, а какой-то новый персонаж – Лисица, Обезьяна, Медведь и т.д.

Рассмотреть форзацы сборника, с которым ведется работа,  и постараться ответить на все заданные там вопросы.

Методический комментарий:

 

1. Как видите, предложенный на втором уроке учебный материал – это цикл басен. В качестве его стержня выбрана не тема, а ведущий образ, т.е. персонаж, действующий во всех баснях этого цикла. Мы считали важным объединить басни именно таким способом в связи с тем, что здесь Крылову удалось преодолеть условность изображения персонажей, сделать их живыми, наделить плотью и кровью. А это очень важно, т.к. «во всяком художественном произведении, а следовательно, и в басне, сила не в нравоучении или нравственной сентенции, а именно в художественных образах и в том впечатлении, которое производится ими на душу юного читателя [8]. Такое планирование материала дает возможность детям под руководством учителя проследить черты и качества персонажа, проявляемые не только в рамках одного события или эпизода, а в целой серии разных событий, что позволяет детям лучше понять и запомнить выделенный образ. Ведь именно образы, воспринятые детьми из басен Крылова, как отмечает В.П. Острогорский, «впоследствии помогут им различать людей в литературе и в жизни».

Решая вопрос о том, какой басенный персонаж для этого лучше выбрать, мы остановились на образе Волка, потому что этот персонаж является одним из самых ярких персонажей басен И.А. Крылова и встречается во многих произведениях. К тому же он знаком учащимся по сказкам, а как басенный персонаж может стать привлекательным с точки зрения его силы. А сила очень часто – особенно сейчас - оказывается недоброй: дети должны это осознать и делать все, чтобы не объединяться с этой силой, а противостоять ей.

2.Почему первой лучше читать басню «Волк и Журавль»?

Драматизм ситуации в этой басне двоякий: явный, видимый, внешний – «Волк костью чуть не подавился… пришло хоть ноги протянуть» - и другой – внутренний – контакт, казалось бы, положительного героя – Журавля с миром зла, который и приводит к тому, что явно выраженный благородный поступок становится для этого героя поводом для уподобления тому, с кем он контактирует: «И стал за труд просить».

Два внешне полярных персонажа: жадный, злобный, коварный, неблагодарный зверь – Волк и умелый лекарь – Журавль.

То, что Волк проявляет в данной ситуации свои крайне отрицательные качества, читателя поразить не может, если он уже встречался с Волком как басенным персонажем: других качеств читатель от Волка и не ждет. Дополнением в данном случае к этому образу являются такие характеристики Волка, как способность его манить к себе того, кто может оказать помощь, и просить о помощи («просит горю пособить»). Однако и эти качества оборачиваются для спасителя грубостью и угрозой («… убирайся», «вперед ты мне не попадайся!»).

Но вот Журавль как персонаж басни думающего читателя непременно поражает: ведь Журавль, откликаясь на просьбу о помощи, оказывая эту помощь и благополучно извлекая из волчьей глотки кость, как мы видим, делает это совсем небескорыстно: он просит отблагодарить его за труд, причем просит у того, с кем вообще-то дела лучше не иметь совсем. Таким образом, проявляя корыстолюбие, Журавль сам становится персонажем мира зла. И читатель не сочувствует ему, когда Волк его поносит, а, пожалуй, даже в какой-то мере соглашается с тем, что голова у Журавля «глупая».

Вывод, на который откликается ребячье сердце, таков: если видишь беду, оказать помощь в ее ликвидации ты обязан, если ты, конечно, человек. Но, оказав помощь и изжив беду, посмотри, кому ты помог, и, если помог кому-то недоброму, прекращай с ним всякие отношения, иначе уподобишься ему сам, поскольку для злодея привычна и приемлема мораль, отраженная русской народной пословицей: «Злой человек у кого милости просит, того и поносит». А доброе дело – это всегда дело бескорыстное.

Дальнейшее раскрытие образ Волка получает в басне «Волк и Ягненок».

В этой басне трагичная развязка предрешена, но не только потому, что у «сильного всегда бессильный виноват», а главным образом потому, что в мире зла сильный убежден в своей полной безнаказанности. Бессильному же не на кого уповать (в мире зла помощи ждать неоткуда). Тем более обидно, что бессильный начинает оправдываться перед злом, которое представлено здесь в образе сильного (Волка).

Но, как это ни обидно, другого ждать и не приходится: Ягненок потому и бессильный, что он не обучен противостоять Злу: наше нежелание и неумение сопротивляться дает возможность Злу торжествовать  - и в данном случае, и вообще всегда – и физически и морально.

Эта басня, если она прочитана правильно и воспринята полноценно, непременно вызывает у читателя литературные и жизненные ассоциации, показывающие, как, казалось бы, в безвыходном положении объективно более слабая сторона способна покарать зло и выйти из схватки победителем. Но для этого она должна быть готова к схватке морально. И такая моральная готовность – залог победы Добра над Злом.

Отличие басни «Волк и Кот» от рассмотренных произведений заключается в том, что здесь Волк попадает в ситуацию, позволяющую учащимся по-иному посмотреть на данный образ. Сила персонажа, вседозволенность, жестокость, т.е. качества, которые часто в современной жизни кажутся привлекательными для учащихся, обнаруживают свою несостоятельность в конкретных жизненных обстоятельствах.

В басне ярко выражена драматическая ситуация: за Волком гоняться «охотники и гончих стая», т.е. речь идет о жизни и смерти Волка в ситуации, когда его противник сильнее, чем он.

Два героя внешне полярны: один – равнодушный наблюдатель и резонер (кот Васька), другой (Волк) – такой, каким и должен быть, т.е. персонаж, воплощающий в себе злобную силу, которая в данном случае столкнулась со значительно большей силой. Отсюда неожиданное для Волка, но не для читателя, переживание: «за шкуру он свою дрожал». А читатель знает, что обе силы злые, беспощадные, т.к. в мире зла сила очень важна, но не несет в себе добра, а является фактором бескомпромиссным и беспощадным. У нормального человека эта ситуация может и должна вызывать лишь одну реакцию: никогда не попадать в тот мир, где царит жестокость, да к тому же ставшая обыденностью и потому привычная для тех, кто ее наблюдает. А уж если попал в такой мир, настраивайся на борьбу с ним и борись, но не смиряйся. Иначе ты – тоже недобрый персонаж и потому не достоин ни сострадания, ни участия, ни похвалы.

3.В процессе чтения последней басни «Волк и Кот» дети под руководством учителя заканчивают работу над словарем качеств, характерных для Волка. В этой характеристике появляются такие качества как испуганный, боится тех, кто сильнее его, льстивый, неискренний. Эти последние качества окончательно отвращают детей от желания подражать Волку как носителю грубой и всепобеждающей силы.

Волк как персонаж терпит в глазах детей окончательное моральное поражение. Когда учащиеся видят, что зло неминуемо будет наказано, у них не возникает желания быть похожими на него и подражать ему. А соотнесение героя с собой способствует обостренному вглядыванию учащихся в персонаж: дети более остро ощущают и воспринимают явления, которые опираются на их личный эмоциональный опыт. Кроме того, в результате такой работы, когда учащиеся с разных сторон рассматривают образ Волка, выделяют качества его характера и то, как они проявляются в разных ситуациях, они уже в состоянии, не нарушая специфики жанра, предположить, как может действовать этот персонаж в другой басне. Словом, дети начинают воспринимать и впитывать в себя ту «устойчивую символику» басенных образов, которой пользуется баснописец, потому что «басня, чтобы не останавливаться долго на характеристике лиц, берет такие лица, которые одним своим названием достаточно определяются для слушателя, служат готовым понятием»[9]

Урок 13.

Баллады и песни.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.