Письмо непроходимых колючих зарослей — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Письмо непроходимых колючих зарослей

2020-06-04 145
Письмо непроходимых колючих зарослей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Из Куддуса Мухаммади)

 

Мы, заросли колючие,

Дремучие,

Трескучие,

К вам, люди, обращаемся

Вот по какому случаю.

 

Мы всей своею чащей

Сгораем от стыда,

Что жизни настоящей

Не знали никогда.

 

К нам птице не летится

И даже комару.

На ветки к нам садится

Одна лишь пыль в жару.

 

У жизни на задворках

Мы чахнем день за днем.

Ни сладких и ни горьких

Плодов мы не даем.

 

У каждого растенья

Обязанность своя.

Завидуем сирени,

Что прячет соловья.

 

А яблони? А вишни?

А розы, как заря?

И даже никудышный

Камыш растет не зря.

 

Пускаясь на уловки,

Сосед наш продувной

Умеет быть циновкой,

И крышей, и стеной.

 

Прославленному хлопку

Повсюду благодать.

А нас и на растопку

Никто не хочет брать.

 

Мы жаждем жить иначе.

Привейте к нам сирень

Иль ветки карагача,

Чтоб мы давали тень.

 

Мы жаждем быть пшеницей,

А нет – так ячменем.

Пуды зерна сторицей

Мы осенью вернем.

 

И если жизнь подарят

Нам люди в добрый час,

Пусть жарят нас и варят

И масло жмут из нас!

 

А вдруг в котле из плова

Заставят нас кипеть?

Ну что же, мы готовы,

Согласны потерпеть.

 

Согласны быть листвою,

Что гложет шелкопряд,

Согласны быть травою,

Пусть овцы нас едят!

 

Быть бревнами согласны

(Пили, строгай, скобли!),

Лишь только б не напрасно

На свете мы росли!

 

 

Р. Рождественский

Монолог царя зверей

 

В катакомбах музея

       пылятся пастушья свирель,

бивень мамонта,

зуб кашалота

и прочие цацки…

Человек!

Ты послушай Царя

        терпеливых зверей.

И прости, что слова мои

будут звучать

не по-царски.

Я –

         последний из львов.

Но пускай за меня говорят –

лань

          в объятьях капкана,

ползучего смога

громадность.

И дельфинья семья,

         за которой

          неделю подряд

с вертолета охотился ты,

чтоб развеяться малость.

Пусть тебе повстречается голубь,

           хлебнувший отрав,

муравейник сожженный,

разрытые норы барсучьи,

оглушенная семга,

дрожащий от страха

               жираф,

и подстреленный лебедь,

и чайки – по горло в мазуте.

Пусть они голосят,

вопрошая карающий век.

Пусть они стороною обходят

                 любую машину…

Ты –

Бесспорно – вершина природы,

                мой брат, человек.

Только где и когда ты встречал

                 без подножья вершину?

Ты командуешь миром.

Пророчишь.

Стоишь у руля.

Ты – хозяин.

                  Мы спорить с тобой

                   не хотим и не можем.

Но без нас –

ты представь! –

разве будет землею

             земля?

Но без нас –

ты пойми!-

разве море 

                 останется морем?

Будут жить на бетонном безмолвье

                  одни слезняки.

Океан разольется

огромной протухшею лужей!

Я тебя не пугаю.

Но очень уж сети крепки.

И растет скорострельность

                  твоих замечательных

                   ружей.

Все твое на планете!

А нашего –

                      нет ничего.

Так устроена жизнь.

Мы уже  лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны.

Да жаль одного:

мы в твоих зоопарках

давно на себя

непохожи…

Так устроена жизнь.

Мы поладить с тобой

                  не смогли.

Нашу поступь неслышную

тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю

                       этой печальной земли.

Человечьи детеныши

вспомнят о нас.

И заплачут…

Мы –

        пушистые глыбы тепла.

Мы -     

         живое зверье.

Может, правда, что день ото дня

            мир

             становится злее?..

Вот глядит на тебя

поредевшее царство мое.

Не мигая глядит.

                 И почти ни о чем не жалея.

И совсем ничего не прося.

Ни за что не коря.

Видно, в хоботы, ласты и когти

судьба не дается…

Я

с седеющей гривы

                 срываю

                  корону Царя!

И реву от бессилья…

А что мне еще остается?

Уроки 15-24.

Учебный материал: сборник «Сказанное слово забудется, написанное – запомнится» - В. Ян. – Никита и Микитка.

 

Поскольку исторический рассказ В. Яна «Никита и Микитка» с филолого-методической точки зрения во многом аналогичен повести А.Гайдара «На графских развалинах», здесь мы предлагаем учителю серию уроков, которые, пользуясь нашими отдельными комментариями, он выстроит сам, учитывая уровень подготовки третьеклассников, которых он учит, к восприятию читаемого произведения а также свои собственные возможности для восполнения учащимся замеченных им пробелов в знаниях и представлениях детей.

 

Методический комментарий

I. Подготовка к чтению исторического рассказа В. Яна «Никита и Микитка».

1. Исторический рассказ о весьма далеком для третьеклассников прошлом – жизнь и быт на Руси 16 века – требует от учителя умения предусмотреть формы и приемы восполнения для учащихся минимума недостающих им знаний и представлений по крайней мере о трех крупных объектах: 1) о том, как в это время выглядела типичная средняя боярская усадьба (дом боярина, двор, защита боярской усадьбы от внешнего мира, крестьянские избы, бани и др. – по тексту); 2) дом знатного боярина, приближенного царя Ивана Васильевича Грозного в г. Москве; 3) Москва 16 века и ее средства защиты от внешнего мира (см. по тексту).

Все знания и представления о названных объектах могут создаваться у учащихся постепенно – во внеурочной работе (например, на  экскурсии в боярские усадьбы этого времени, которые в Москве есть и функционируют в качестве музеев), а также на уроках эстетического цикла и трудового обучения, где по заданным учащимся отрывкам текста из произведения В. Яна «Никита и Микитка»  дети под руководством учителя рисовали бы, изготавливали из бумаги и подсобных материалов детали этих объектов, рассматривали специально подобранные ими из книг иллюстрации того времени, о котором они потом будут читать, знакомились бы на уроках пения с элементами  игрищ скоморохов на городских площадях  и др.

Если такая подготовительная работа будет проведена своевременно, третьеклассники, воссоздавая с помощью собранного иллюстративного и демонстрационного материала нужные им представления, будут, как говорится, взахлеб читать данный исторический рассказ и непременно получат очень многое и для общего, и для литературного развития, и для развития познавательных интересов вообще.

Скажем прямо, даже один такой цикл работы над литературным произведением дает третьеклассникам во всех отношениях – и как читателям, и как гражданам своего Отечества – значительно больше, чем год чтения обычной хрестоматии. Это подтверждает опыт.

2. Подготовительная работа на первом уроке, как всегда, предполагает внимательное изучение детьми новой книги методом чтения-рассматривания: переплета, где есть и рисунки и надписи (их обязательно надо сопоставить и что-то предположить); форзацев: на первом уроке это можно сделать бегло, а детальное рассматривание форзацев, в частности, русскую азбуку и др. приурочить к главе «Школьный «козел» (по счету это глава 13). Далее рассматриваются титульный лист и оглавление; книга перелистывается и делается вывод о том, что же в этой книге представлено. Обращается внимание на то, что исторические рассказы в стихах дети уже читали (это баллады!). Исторический рассказ в прозе тоже потребует от них внимания к каждой детали того времени и тех мест, о которых пойдет речь. Работа предстоит трудная, но интересная, т.к. надо будет многое обдумать и сделать самостоятельные выводы. Ну, например, исторический рассказ В. Яна называется «Никита и Микитка». Раз есть союз «и», значит, речь идет, безусловно, о двух  существах - в данном случае о двух мальчиках. А как их «по-взрослому» зовут? У них одно имя или имена у них разные? И почему? В чем разница?

Перед началом чтения – это вопрос риторический. В редком классе дети в состоянии на него ответить вразумительно. Но это и не нужно. Достаточно озадачить  их вопросом в начале чтения и попросить отыскать при чтении  рассказа полный и обоснованный ответ.

Кроме того, к первому уроку мы рекомендовали бы на плакате или на доске  воссоздать оглавление исторического рассказа В. Яна «Никита и Микитка»:

В боярской усадьбе.

В избе у Микитки.

Поездка в Москву.

Вот и Москва!

Микитка затерялся.

В боярском доме.

Где же Микитка?

Под водяным колесом.

Прошка Сполох, медвежатник.

Никита приступает к трудному делу.

Поездка за «потешками».

Торг на льду.

Школьный «козел».

Микитку посылают к книгопечатнику.

Государев Печатный двор.

Скорое делание книжное.

Письмо из столицы домой.

Это оглавление окажется несколько короче, чем в повести Гайдара «На графских развалинах». И составить его легче, т.к. каждая главка автором названа. Но неудобство в том, что в содержании на странице  143 нет перечня необходимых детям для постепенного полноценного восприятия произведения названий глав достаточно длинного произведения.  А вы, вероятно, уже убедились в том, насколько важно, читая крупнообъемное произведение, постоянно обращаться к его оглавлению - и при прогнозировании того, что предстоит читать, чтобы представить его в целом, и при восприятии каждой последующей главы с опорой на все уже узнанное.

Ведь без выделенного вами и представленного классу полного оглавления исторического рассказа, который дети будут читать, они не смогут сразу понять, что, несмотря на свою историческую достоверность, это произведение приключенческое (оказывается, приключения случались с ребятами и в 16 веке!..).

3. Не забудьте, что при чтении каждой отдельной главы, предвосхищение содержания ее обязательно. А источником для предвосхищения будет сопоставление названия главы с иллюстрацией, если она есть, сносками и названиями всех глав, уже прочитанных.

Например, вы предлагаете детям  подготовиться к чтению 2 главы. Глава называется «В избе у Микитки». К ней на странице 8 дана иллюстрация, которая, конечно же, внимательно рассматривается. Называются все изображенные там живые и неживые объекты и чувства, которые они вызывают у читателя: грустная усталая женщина в лаптях прядет кудель; дети увидят и грубую лавку и украшенную прялку с куделью, и веретено, и лучину… Если к тому же они уже рассмотрели прежде, или вы покажете им сейчас внутреннее убранство боярского дома и крестьянской избы, они без затруднения включат рассматриваемую картинку в нужный интерьер. И уже начнут догадываться, что Никиты в избе быть не может; там живет Микитка. Живет он  с кем-то, кто прядет кудель при лучине:  именно там и  место для ярыжки (не Микитки ли?..). А не он ли, Микитка, разговаривает с кем-то в избе на домотканом коврике, хотя этот «кто-то» вряд ли стремянный?.. (все выделенные слова даны в сносках). Напоминайте детям постоянно о том, что если они не будут  не настраиваться   таким образом на восприятие любой  главы, чтение не будет интересным и полезным.

II. Основная часть урока.

Эта часть на каждом уроке предполагает пошаговое комментированное чтение с остановками на относительно завершенных эмоционально-содержательных отрывках с их кратким объяснением, но не везде, а только там, где это нужно и мотивировано с филолого-методической точки зрения. Например, если брать эту же, вторую главу, чтение начинается так. Читается первый абзац – описание боярской усадьбы.

-Как вы представляете себе все это? – спрашивает учитель.-  Кто может (или кто поможет мне) восстановить  нарисованную писателем словами картину?

И дети под руководством учителя воссоздают на доске с помощью элементарных рисунков и аппликаций из материалов, заготовленных заранее, усадьбу «Веселые пеньки» на холме среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Рис. При этом дети непременно называютзабор, отгораживающий усадьбу от внешнего мира, тыном. Показывают бревна-стояки, дубовые ворота с затейливой крышей и другие детали, описываемой картины.

Затем так же отрабатываются  представления об усадьбе, заданные во 2, 3 и последующих абзацах текста.

На первых уроках такого рода работа, активизирующая воображение учащихся, будет занимать достаточно много времени. Но этого не следует бояться, т.к. чем дальше будут  углубляться учащиеся в содержание исторического рассказа В. Яна «Никита и Микитка», тем меньше будет требоваться для них работы с дополнительным дидактическим материалом. Зато, каким подкреплением для воображения учащихся окажутся освоенные ими картины боярской усадьбы для восприятия Москвы белокаменной 16 века, когда они дойдут до главы «Вот и Москва!»(см. 4-5 абзацы, стр. 19).

III. Домашнее задание.

1. При чтении исторических рассказов в зависимости от готовности класса к восприятию предложенного материала, в качестве домашнего задания может служить и дочитывание главы, восприятие которой началось в классе, но с пожеланием, чтобы учащиеся постарались, проявив самостоятельность, подобрать какой-то новый и недостающий им иллюстративный материал, например, в изданных ранее книгах В. Яна «Никита и Микитка»:  такие книги-произведения издавались неоднократно в разных сериях, например, в серии «Маленькая историческая библиотека», где иллюстрации даны черно-белые, но весьма исторически достоверные.

Тех учащихся, которые умеют рисовать, надо побуждать к тому, чтобы они проявили художественные способности, пробуя иллюстрировать читаемый текст в дополнение к тому, что уже сделали художники-профессионалы. Тех детей, кто умеет и любит шить, можно попросить с помощью родителей изготовить детали одежды и быта  крестьян и бояр 16 века: платки, кокошник, половички и др. И т.д. и т.п. Все это пригодится затем для выставки «Как жили, одевались и обувались наши пра-  пра-  пра- прабабушки и пра- пра- пра- прадедушки».

Принимая изделия, изготовленные учащимися, учитель может руководствоваться, например, книгой С. Романовского «Родина», где есть раздел «», и, разумеется, консультациями специалистов из прекрасного московского музея «».

2. Практика показывает, что небольшие по объему главки, особенно те, где сюжет динамичен, дети могут самостоятельно прочитать дома. Однако на следующем уроке качество домашнего чтения непременно глубоко и серьезно проверяется учителем.

Например, дети самостоятельно прочитали дома главу «Где же Микитка?».

Начиная урок, учитель  обязан узнать от них следующее:

-Какие картины вечерней и ночной Москвы вам запомнились? Похожи ли они на то, что вы видите вечером и ночью в Москве сейчас? А чем непохожи?

-Где удалось Микитке укрыться от стужи и метели? Долго ли он искал хоть какое-то укрытие? Как нашел?

-Каких людей видел и встречал на своем пути Микитка в то время? Кого из них и как вы себе представляете? Нравятся ли они вам?

-Почему Микитка даже не попробовал попроситься ночевать на мельницу или в какую-нибудь избу? Почему не вернулся к себе в деревню?

-От кого запиралась вечером и на ночь Москва 16 века? Как вы думаете, какой мир диктует такие права и обычаи?

Последний вопрос позволит и учителю и детям, читая следующую главу, - «Под водяным колесом» - сначала всем сердцем восстать против мира зла, а затем порадоваться, что, несмотря на всю свою, казалось бы, огромность и единообразие, этот мир бессилен даже перед единичным ростком добра. И именно добро всесильно. Оно хранит жизнь, а зло приходяще. Оно никогда не правило и никогда не будет править миром, потому что зло – гибель мира, а мир не хочет и не должен погибнуть.

 

Уроки 25-26.

Учебный материал: сборник «И не видал, и не слыхал, и об эту пору на свете не бывал». – В. Губарев. - Преданье старины глубокой.

 

Если исторический рассказ В. Яна прочитан классом осмысленно и с интересом, то в предстоящие каникулы дети с не меньшим интересом самостоятельно прочитают произведение Виталия Губарева «Преданье старины глубокой». Это преданье по времени отличается от того, что внутренним взором увидели, а душой и сознанием восприняли третьеклассники, вчитываясь в исторический рассказ В. Яна. Но то, что описывает Губарев, - фактически «родная предыстория» 16 века: это начало русского государства, его зарождение в период правления Ольги и Игоря.

Повесть Губарева читается детьми с интересом, т.к. она остросюжетная и в полном смысле слова приключенческая. Но у нее есть специфика: для третьеклассников крайне трудна и излишне дидактично-сентиментальна глава первая -  «Фея мечты». Именно поэтому учитель должен помочь детям войти в сюжет нового для них произведения и одновременно продемонстрировать приемы преодоления трудностей восприятия экспозиции.

На такого рода работу уйдет более двух уроков.

Как это сделать, мы подскажем в следующем ниже методическом комментарии.

Методический комментарий

 

Первый урок является фактически контрольной работой, т.е. позволяет учителю сравнить, насколько быстро и точно дети ориентируются в новой незнакомой книге. С этой целью, получив названный выше сборник, учащиеся совершенно самостоятельно изучают его методом чтения-рассматривания и кратко индивидуально отвечают на вопросы учителя, записанные на доске, выполняют задания:

1. Как называется книга?  Дайте точный ответ.

2. Рассмотрите книгу, коротко объясните, о чем книга, что и как она вам расскажет?

3. Чем похожи  помещенные в книге произведения?

4. Какое из них и почему вам хотелось бы прочитать?

5. Назовите, какие прежде прочитанные произведения вспомнились вам,  когда вы отвечали на этот вопрос.

Предложенный опрос может проводиться – по желанию учителя – как устно, так и письменно. Вопросы можно раздать учащимся на отдельных листочках. При этом каждый ребенок будет работать в своем темпе и в меру понимания им вопроса. Но мы бы рекомендовали, поскольку такая работа проводится впервые, организовать ее как действо коллективное. В этом случае учитель постепенно записывает на доске и  прочитывает с классом каждый отдельный вопрос, кратко разъясняет детям то, что им  представляется недостаточно понятным, а затем дает совершенно определенное время на подготовку ответа на поставленный вопрос  и его формулирование (устное  или письменное).

Следующий вопрос задается и разъясняется классу тогда, когда  время на предыдущий ответ истекло. При этом  все дети прекращают работу над предыдущим вопросом и выполняют очередное задание.

Если опрос проводился устно, то оценивается и основной ответ, данный кем-то из детей по вызову учителя, и дополнение к этому ответу, если отвечающий о чем-то забыл или чего-то не предусмотрел.

Не забудьте, что в случае, когда дети рассматривают и оценивают книгу целиком, они обязательно должны учесть в своих ответах и материалы с форзацев – переднего и заднего. Если учитель не уверен в том, что дети это сделают, он может предусмотреть специальные вопросы по каждому форзацу отдельно, чтобы дети определили, какое задание представлено на форзаце, когда оно может быть выполнено, чем и в чем оно поможет читателю, а также интересно ли оно и чем каждому конкретному ребенку.

Если на этом уроке останется время, можно приступить к прогнозированию содержания произведения Губарева «Преданье старины глубокой» по привычному и принятому в классе плану:

1. Работа с заглавием (а может и названием, если дети читали или знают произведение Губарева «Королевство кривых зеркал»). При этом надо обратить внимание детей на сопоставимость слова преданье с уже известными им терминами исторический рассказ, баллада, сказание, что уточнит прогнозирование.

2. Сопоставление заглавия с иллюстрациями и с оглавлением к этому произведению, поскольку в данной книге оно есть на странице 174-175.

3. Общий вывод о том, что и как рассказывает Губарев в этом преданье.

В оставшееся время можно начать читать с детьми главу первую -  «Фея мечта».

Неудачное, с нашей точки зрения, вступление к преданию (первые четыре абзаца главы первой) читает учитель, а дети включаются в чтение с зачина, т.е. со слов «В самом центре города…».

Как и всегда, чтение проводится пошагово с минимальным необходимым комментированием.

В качестве домашнего задания после первого урока по данному произведению мы бы рекомендовали учащимся собрать необходимый иллюстративно-описательный материал, связанный с представлениями о городе Нижнем Новгороде и его историей. Учитель может взять необходимый материал из книги «Города России» (М,: 2006г, с. 250-259) или из других  подобного рода книг.

 

 


[1] О том, кем стал беспризорник Сенька, см. в кн.: Н. Кальма. В июльский день. М., «Советская Россия», 1963

[2] Материал подготовлен канд. пед. наук, доц. Вачковой С.Н.

[3] См. Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс, 1996

[4] Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – С. 121

[5] Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова.- С. 145

[6] Там же.- С. 514

[7] Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Педагогика, 1989.- 224с.

[8] Попруженко М. Басни Крылова как педагогический материал.- М.: 1894.-с.6

[9] Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка.- Харьков, 1894.-170с.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.