Оздоровительные центры «Витас» и «Оптималист» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Оздоровительные центры «Витас» и «Оптималист»

2020-06-02 105
Оздоровительные центры «Витас» и «Оптималист» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В июне 1990 года мы совместно с О.В.Ишмаевым и Е.Ф.Ивановой, организовали в Абакане филиал Красноярской организации «Витас», занимавшейся антиалкогольным лечением по методу Довженко. Наш филиал уже в ноябре того же года стал самостоятельным оздоровительным центром. Основным направлением в своей деятельности мы выбрали оздоровительные курсы с использованием метода Шичко. Проводились и традиционные курсы по избавлению от алкогольной и табачной зависимости, а также антиалклгольное лечение методом коннекционного блокирования. Параллельно с этим лечением мы проводили просветительскую работу, как с пациентами, так и с их родственниками. Вели такую работу и с населением через СМИ и даже издавали свой информационный бюллетень «Здравствуйте люди!», редактором которого был Владимир Петрович Клевцов. Важным в деятельности «Витаса» была подготовка новых преподавателей-методистов по методу Шичко и расширение сферы деятельности организации. Таким образом мы сумели под крышей «Витаса» не только объединить известных специалистов, таких как В.Г.Жданов, Е.М. Малышев, Г.Н.Лепилина, Э.М.Кузнецов (все из Новосибирска), О.В.Ишмаев из Абакана, Г.В.Рейш из Красноярска, Н.А.Хисаева из Черногорска, но и подготовить полтора десятка новых преподавателей. Среди подготовленных в эти годы методистов не могу не назвать Виктора Федоровича Чекалдина, Сергея Николаевича Акимова, Сергея Васильевича Гесса, Сергея Андреевича Арефьева, Галину Александровну Савченко (все из Абакана), Елену Васильевну Иванову и Ирину Евгеньевну Бондаренко из Новокузнецка, Нину Михайловну Чудаеву и Елену Павловну Казакову из Красноярска, Владимира Алексеевича Коняева из Ангарска, Наталью Ивановну Филоненко из Назарово, Людмилу Петровну Фатюшину из Ужура, Любовь Серафимовну Тропину из Минусинска. Не называю здесь имен тех, кто сотрудничал с «Витасом» меньше года.

Значительный вклад в успешную деятельность «Витаса» внес врач-психотерапевт Игорь Валерьевич Малюткин, который своей методикой мягкого кодирования, основанной не на страхе, а на убеждении, не только расширил возможности организации, но и приносил ей признание в медицинских кругах. Врач-терапевт Лидия Михайловна Крушинова несколько лет развивала в «Витасе» оздоровительно-профилактическое направление с использованием препарата «Виватон». Все это позволило «Витасу» работать не только в Хакасии, но и в 30 городах Сибири от Братска до Омска. В лучшие годы (1992-94 гг.) вместе с консультантами в этих городах и минимальным штатом организаторов-управленцев в штаб-квартире в Абакане в «Витасе» работало более ста человек. Деятельность оздоровительного центра «Витас» никто не запрещал, никто его не притеснял. Его просто задушили в октябре 96-го экономически, зажав в тиски между двумя действующими законами.

Параллельно с «Витасом» в эти же годы действовал в Абакане и ТОО «Центр психологической помощи «Оптималист» со своим бессменным руководителем Е.Г.Батраковым. Он, подготовив несколько преподавателей: Александра Михайловича Смышляева, Льва Николаевича Нербышева, Владимира Николаевича Тутатчикова и других, сосредоточил свои усилия на работе в Хакасии. В 1994 году Евгений Георгиевич выступает инициатором разработки и принятия закона «О запрещении рекламы и пропаганды алкоголя и табака в Республике Хакасия», а в 1995 г. создает Республиканскую партию трезвости, регистрирует и издает печатный орган этой партии, газету «Соратник». В 1995 году члены партии трезвости, они же и члены СБНТ, принимают участие в моей избирательной кампании в депутаты Государственной Думы, а в 1996-м году в выборах Президента РФ, поддерживая кандидатуру Г.А.Зюганова.

 

Потери и приобретения

Удивительным образом отошел от трезвеннической деятельности, а в определенном смысле стал и врагом трезвости О.Е.Жуганов, избранный в 1996 году председателем Абаканского городского Совета. Его примеру последовал и В.В.Большаков, ставший депутатом городского совета. Никак не поддерживал трезвенников и трезвость Н.Г.Булакин, став в мэром г. Абакана, хотя еще год назад именно он руководил разработкой Закона «О запрещении рекламы и пропаганды алкоголя и табака в Республике Хакасия». Не проявил никакой активности в решении алкогольной проблемы и В.В.Ларченко, попав на работу в администрацию города. Таковы печальные итоги вхождения во власть трезвенников Абакана.

Большое значение в поддержке трезвеннического движения Хакасии имеют курсы В.Г.Жданова, который, начиная с 1994 года, регулярно один-два раза в год приезжает в Абакан. Кроме проведения курсов, Владимир Георгиевич зачастую выступает на телевидении, встречается с руководителями города и республики и, конечно же, с активистами трезвеннического движения. Благодаря такой деятельности Жданова в 1995 году к трезвенническому движению Хакасии подключается преподаватель курса «Основы безопасности жизнедеятельности» одного из профтехучилищ г. Абакана, Александр Алексеевич Бородин, сначала в роли ассистента на курсах Жданова, а затем занимает видное место в деятельности партии трезвости и СБНТ Республики Хакасия.

В 1999 году, не пройдя перерегистрацию, прекратила свое существование Республиканская партия трезвости, но почти одновременно нам удалось зарегистрировать Хакасскую региональную политическую общественную организацию «Союз борьбы за народную трезвость Республики Хакасия», ставшую впоследствии одним из учредителей Общероссийской политической организации СБНТ. Мы не можем похвастаться большими успехами в своей деятельности. Даже мое участие в 1997-98 годах в Межведомственной комиссии по социально обусловленным заболеваниям, созданной Правительством РХ, в том числе и по инициативе партии трезвости, не принесло желаемых результатов. Мне не удалось добиться создания «Антинаркотического центра», что я ставил своей основной задачей, участвуя в деятельности комиссии. Убедившись в бесперспективности этой комиссии, выступавшей, скорее всего как ширма в глазах общественного мнения, я вышел из ее состава в конце 98-го года. Но все же кое-какие возможности в просветительской деятельности, в ограничении незаконной рекламы алкоголя, табака, в разговоре с властями на официальном уровне, партия трезвости, а затем СБНТ РХ нам давали. В августе 2000-го года СБНТ РХ учреждает и проводит государственную регистрацию газеты «Соратник», тем самым расширяя возможности газеты Союза борьбы за народную трезвость.

После почти одновременного прекращения деятельности центра «Витас» и ТОО «Центр психологической помощи «Оптималист» в 1996 году в оздоровительной деятельности наших соратников не было организованности. Каждый, кто смог удержаться на плаву, работал самостоятельно, почти все, за исключением Е.Г.Батракова, Г.А.Савченко, Л.Н.Нербышева, выезжали на «заработки» за пределы Хакасии. Лишь в 1999-2000 году Е.Г.Батраков совместно с Александром Федоровичем Чекалдиным, Л.Н.Нербышевым, О.В. Ишмаевым предпринимают усилия для объединения соратников под крышей Центра психологической помощи «Оптималист». Это во многом удается и в центре кроме названных начинают работать Г.А.Савченко, Г.И.Кимаева, а также психологи из Абакана и Минусинска, в трезвенническом движении не участвующие. Идейным руководителем центра остается Е.Г.Батраков, а финансово-хозяйственное руководство переходит к А.Ф.Чекалдину.

Такова обзорная картина трезвеннического движения, просветительской и оздоровительной деятельности трезвенников Хакасии.

 

Тюменский съезд

Расскажу еще о нескольких общих мероприятиях, отражающих тенденции развития трезвеннического движения.

IX съезд СБНТ, состоявшийся в декабре 1996 года в Тюмени был одним из самых многочисленных и хорошо организованных. В его подготовке участвовал не только Тюменский клуб «Соратник», ставший к тому времени одним из сильнейших в стране, но и давние соратники, работающие в различных государственных структурах. Юрий Артемьевич Андреев, Александр Александрович Зверев, Лариса Владимировна Пашнина, Татьяна Владимировна Коба – руководители клуба сумели зажечь идеей съезда «Трезвое, здоровое будущее нашим детям и обществу» не только своих соратников, но и многих чиновников городской и областной администрации, горожан. Съезд проходил в одном из лучших залов города. Открытие съезда приветствовали не только представители власти, детские коллективы, но и впервые благословение епископа Тюменского и Тобольского передал съезду и участвовал в его работе священник Русской Православной Церкви отец Николай. Все это не могло не отразиться на работе съезда. На заседании координационного совета был намечен четкий план работы съезда. По установившейся уже традиции съезд открылся исполнением гимна Союза борьбы за народную трезвость, который, несмотря на свою самодеятельную природу, мелодией и словами соответствует духу нашего движения.

Владимир Георгиевич Жданов представил съезду развернутый доклад, содержащий как анализ ситуации, так и взгляд на дальнейшие пути развития движения. По моему мнению, это было одно из лучших выступлений В.Г.Жданова, которое задало тон продуктивной работе съезда. Выступления делегатов были лаконичными и деловыми. Ю.А.Андреев из Тюмени, Ф.М.Калинчук из Украины, Б.А.Ларионов из Беларусии, А.Н.Глущенко с Алтая, М.И.Саунин из Ульяновска, В.Н.Волков из Сарова и другие не столько похвалялись своими достижениями, сколько размышляли над стратегией и тактикой трезвеннического движения в современных условиях. А условия в стране были более чем катастрофическими. Народ, обманутый народ, только что избрал на второй срок президента-спаивателя. На фоне политического безволия и экономической разрухи продолжала нарастать алкоголизация населения. Уровень потребления алкоголя, не менее 80 процентов которого шло по подпольным каналам, достиг уже 20 – 25 литров абсолютного алкоголя на душу населения, в 3-4 раза превысив критическую черту, определенную ВОЗ. С 1992 года Россия стала вымирающей страной, когда количество смертей превысило рождаемость. И год от года этот разрыв увеличивался.

Все большую опасность для страны представляла наркотическая угроза. Международная наркомафия с успехом осваивала просторы бывшего СССР при преступном попустительстве властей и правоохранительных органов. Наркомания, искусственно подогреваемая СМИ, расползалась по стране, проникая во все слои общества. Не лучшая ситуация была в Беларуси и на Украине. В этой ситуации съезд принял программное решение, в котором кроме усиления борьбы политическими средствами одной из основных задач СБНТ ставилась работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Девятый съезд СБНТ был пока единственным, материалы которого были опубликованы в полном объеме, благодаря стараниям тюменских соратников. Этот съезд был одним из немногих, который освещался СМИ, хотя бы на региональном уровне.

Сразу после съезда мне довелось участвовать во встрече трезвенников, посвященной 10-й годовщине ленинградского «Оптималиста». Поздравить клуб и его основателя Ю.А.Соколова съехались соратники из многих уголков СНГ. Конечно, праздничная атмосфера юбилея разительно отличалась от деловой на тюменском съезде. И если бы не программное выступление Федора Григорьевича Углова, да еще нескольких соратников, в деловом плане эту встречу можно было бы считать бесполезной.

***

1997 год не был насыщен общероссийскими мероприятиями СБНТ. Даже съезд, намечавшийся на декабрь этого года в Новосибирске был перенесен на следующее лето. Как всегда прошел слет на Тургояке, состоялись и обычные региональные мероприятия: майские встречи в Минске, встречи Волго-Вятского содружества и другие. Существенными на этом фоне стали несколько новых мероприятий. В марте в Нижнем Новгороде состоялся 3-й Международный семинар по собриологии, валеологии, социальной педагогике и алкологии. Организовал этот семинар под эгидой Интернационального союза безнаркотического воспитаеия, других международных и российских организаций Александр Николаевич Маюров, как и первые два в 1996 году.

Целью этих семинаров было объединение интеллектуальных усилий не только различных трезвеннических организаций страны, но и привлечение научного потенциала всевозможных учреждений и институтов, так или иначе связанных с решением проблемы наркотизма. То есть, семинар был сориентирован на рассмотрение самых разных аспектов проблем, связанных с распространением в обществе как нелегальных, так и легальных (алкоголь, табак) наркотиков. Большое внимание в тематике семинаров уделялось вопросам антинаркотического, трезвеннического воспитания подрастающего поколения. Для большей эффективности этого направления семинара Александр Николаевич привлекал большую группу педагогов-воспитателей, которые, пройдя обучение на семинаре, должны были нести эти знания в школы, училища, ВУЗы. В подтверждение разнообразия тематики семинара приведу названия и авторов лишь нескольких докладов, прочитанных в рамках программы:

- «Основы искусства трезвеннического воспитания молодежи», профессора из Владимира Л.К.Фортовой;

- «МКН: Некоторые аспекты профилактической деятельности по сокращению незаконного оборота наркотиков», заместителя председателя Международного комитета по наркотикам Ю.А.Аршеневского;

- «Бессознательные механизмы психологической защиты и девиантного поведения», профессора из Нижнего Новгорода О.В.Троишна;

- «Проблемы потребления психоактивных веществ несовершеннолетними», представленный отделом специальных и реабилитационных учреждений Минобразования России;

- «Методологические основы собриологии», профессора и организатора семинара А.Н.Маюрова.

Примечательно, что не присутствовавший на семинаре академик Ф.Г. Углов представил на него два своих доклада: «Реабилитация алкоголя - не кощунство, а преступление» и «Принципы православия и духовное возрождение русского народа», которые также были опубликованы в материалах конференции.

Эти семинары, в отличие от многих трезвеннических мероприятий, проходили на более высоком научном и организационном уровне, с обязательным изданием тезисов докладов. Это позволило познакомиться с содержанием как прозвучавших, так и по каким-то причинам только заявленных докладов широкому кругу заинтересованных лиц, как в России, так и за ее пределами.

Вторым знаковым событием 97-го года явилась первая Минская конференция, посвященная отрезвлению общества. В организации ее, очевидно, участвовали многие белорусские соратники, общественные организации и государственные структуры, но на видимую роль организатора выдвинулся на этом этапе Владимир Александрович Сацевич из города Корбин. Значимость этой конференции определилась не только участием в ней Ф.Г.Углова, В.Г.Жданова и видных ученых Белоруссии, но и тем, что проходила она под патронажем администрации президента, хотя сам А.Г.Лукашенко участия в работе конференции не принимал.

Под занавес года в промерзшем Новосибирске прошли еще две региональные конференции «Политика отрезвлеия и возрождения России». Хотя большего отклика со стороны государственных структур эти конференции не получили, но брошюра с материалами конференций была разослана во многие организации и учреждения, став еще оной каплей, которая камень точит.

 

На политические рельсы

Десятый, юбилейный съезд СБНТ, несмотря на сопротивление многих соратников состоялся в июле 1998 года одновременно с традиционным слетом на Тургояке. Хотя первое заседание съезда проходило во дворце Культуры Автомобилестроителей города Миасса, «съезд в шортах», как метко окрестили его соратники, не имел, на мой взгляд, высокого политического звучания. Правда мы приняли ряд очень резких заявлений в адрес Президента и Правительства, направив их адресатам телеграммой. СМИ, как всегда, замолчали наши решения, и для широкого круга населения деятельность СБНТ все эти годы остается неизвестной. Съезд принял решение о регистрации СБНТ как общественно-политического движения и поручил мне, как только что избранному второму заместителю председателя СБНТ, возглавить эту работу

К ноябрю 98-го года был разработан проект Устава и другие необходимые учредительные документы для региональных политических общественных организаций Союза борьбы за народную трезвость. Документы были разосланы более чем в 40 регионов, но за первую половину 99-го года удалось зарегистрировать самостоятельные региональные организации лишь в пяти: Республике Хакасия, Краснодарском и Красноярском краях, Кировской и Пермской областях. Если в Хакасии регистрация прошла относительно легко благодаря личному участию в этом деле заместителя Минюста РХ Сергея Николаевича Манахова, с большим пониманием относившегося к трезвенникам, то в остальных регионах СБНТ была зарегистрирована только беспримерной настойчивостью Владимира Геннадьевича Варанкина (Краснодарская), Сергея Сергеевича Аникина (Красноярская), Петра Георгиевича Дубенецкого (Кировская), Игоря Витальевича Зорина (Пермская). В других же территориях настойчивости наших соратников не хватило, чтобы пробить железобетонное нежелание управлений и министерств юстиции регистрировать новую политическую организацию, идущую под флагом трезвости.

В августе 1998 года произошло еще два примечательных события в жизни трезвеннического движения.

На Байкале состоялся 1-й региональный слет трезвенников «Открытая трезвость», организованный по инициативе В.А. Коняева из г. Байкальска, Иркутской области. Владимиру Алексеевичу, как это принято у нас, пришлось свою инициативу вытаскивать на собственных плечах, являясь не только идейным вдохновителем, но и главным организатором как первого, так и всех последующих слетов.

Второе событие – это первая многочисленная, более тридцати человек, поездка трезвенников из России, Украины, Беларуси на конгресс JGT в Швецию. Впервые состоялся контакт этой всемирной трезвеннической организации не только с представителями их действительного члена – МНАТ К.С. Красовским, В.М.Ловчевым, А.Н.Маюровым, но и с лидерами и членами более массовых трезвеннических движений наших стран, СБНТ и «Оптималист»: В.Г.Ждановым, Ю.А.Ливиным, Б.А.Ларионовым, Н.Т.Дегтяревым и другими. Несмотря на различие в подходах и даже в принципах трезвеннической работы (немало членов JGT, признавая табак наркотиком, сами не отказываются от курения), это общение принесло нашим соратникам немало интересных открытий. Особенно поразили и порадовали всех успехи государственной антиалкогольной и антинаркотической политики в Швеции и Норвегии, которые подвели эти страны не только к почти полному добровольному отказу шведов и норвежцев от алкоголя и табака, но и помогли достижению этими странами самых высоких экономических и социальных показателей в Европе.

Своим чередом в 98-м году прошли два международных семинара по собриологии: 5-й в Нижнем Новгороде и 6-й в Алуште. Состоялась и вторая Международная научно-практическая конференция в Минске, теперь под названием «Здоровый образ жизни и трезвость – стратегия будущего Республики Беларусь». И на этой конференции основными докладчиками были Ф.Г.Углов и В.Г.Жданов.

Не получив желаемого результата в регистрации самостоятельных региональных организаций, во второй половине 1999 года мы изменили тактику. Стали создавать региональные отделения Общероссийской политической организации СБНТ. Это удалось, и на объединенный съезд трезвеннических движений в октябре 99-го года в Санкт-Петербурге приехали делегаты от 46 региональных отделений. Это позволило нам не только провести XI съезд СБНТ, как неформальной международной организации стран СНГ, но и учредительный съезд Общероссийской политической организации СБНТ.

В дальнейшем оформлении необходимых документов и сдаче их на регистрацию в Минюст РФ кроме меня самое активное участие приняли москвичи Маргарита Владимировна Васильева, председатель Московского регионального отделения СБНТ, и Маргарита Анатольевна Зорько, избранная на съезде ответственным секретарем Общероссийской организации. Сдать документы им удалось 30 декабря за десять минут до окончания последнего рабочего дня 1999 года! Прошло еще несколько месяцев придирчивых проверок Минюста как сданных документов, так и отделений в регионах, и 5 июня 2000 года Минюст выдал свидетельство № 3904 о регистрации СБНТ как Общероссийской политической организации. Это была победа, налагающая на нас еще большую ответственность за судьбу страны.

 

Завершая столетие

Возвращаясь к 99-му году, вынужден констатировать, что ничего существенного в трезвенническом движении в этом году не произошло. Как и в предыдущие годы, прошло два международных семинара по собриологии. На 7-м в Нижнем Новгороде мне довелось побывать и, как мне показалось, уровень его против предыдущего не повысился, а даже снизился. Пожалуй, только доклад президента Международной Славянской академии (МСА) Б.И.Искакова «Алкогеноцид славянских народов» выделялся своей остротой и содержал много новых данных о социальных и демографических последствиях преступной политики алкогеноцида. Именно в этом исследовании Борис Иванович показал, что если в ближайшие годы принципиально не изменится государственная политика в отношении к здоровью и жизни людей, то уже к 2045 году, по образному выражению Искакова, «в России некому будет праздновать столетие победы над фашистской Германией». То есть, осуществятся самые зловещие планы мирового правительства по уничтожению населения еще недавно одной из самых могущественных и самой богатой природными ресурсами державы мира без применения «горячей войны». К сожалению, даже эти убийственные данные не выводят окончательно из благодушного безвольного состояния, не мобилизуют на неистовую борьбу за страну не только народные массы, но даже нас – трезвенников, разбирающихся в проблеме, занимающихся этой проблемой. Чем можно объяснить нашу безинициативность, беззубость в достижении поставленной цели? Борьбой за собственное выживание, за выживание своей семьи? Но ведь мы все на «Титанике» и спасать надо не себя, а корабль.

Тургояк-99 мало чем отличался от прошлых. Сотни палаток среди сосен на берегу живописного озера. Две, две с половиной тысячи трезвенников из России, Украины, Беларуси, Казахстана, для которых поездка на Тургояк стала уже неотъемлемой частью их образа жизни. В последние годы много молодежи, детей, зачастую предоставленных самим себе и, к сожалению, не всегда разделяющих убеждения родителей. Днем занятия на курсах, семинарах. Вечерами общение у костров, песни, танцы. Все это настраивает на лирический лад, дает душевное отдохновение. Но в последние годы у части «старых» соратников стало появляться чувство неудовлетворенности из-за однообразия мероприятий. Нужна новая струя, новые идеи. Тем же летом новым было только более организованное проведение семинара по собриологии, который уже несколько лет проводил на Тургояке ученый-этнограф из Красноярска Виктор Павлович Кривоногов, да участие в работе слета православного священника-трезвенника из Санкт-Петербурга о. Александра Захарова.

Уже упоминавшийся объединенный съезд трезвеннических движений был приурочен и посвящен 95-й годовщине Федора Григорьевича Углова. Безусловно, нужны и такие мероприятия, особенно в отношении столь неординарной личности как всеми нами любимый и уважаемый человек – академик Углов. Но уж, коль мы это мероприятие назвали съездом, нужна и его деловая часть. Но, к сожалению, в Санкт-Петербурге эта часть была плохо организована, хотя Валентина Павловна Соловьева практически в одиночку тянувшая этот воз, работала на износ. Не удалась в полной мере декада трезвости, в которой приняли участие В.Г.Жданов, Н.В.Январский, Е.М.Малышев, Г.В.Лепилина и другие соратники – слишком малы были аудитории слушателей. И на самом съезде деловая часть была слишком ущербной. Сказалась и слабая организация и внутренние противоречия в самом движении, о чем чуть ниже. Так что, если бы не рабочее заседание координационного совета и не учредительный съезд Общероссийской политической организации СБНТ, практическая польза от этого мероприятия была бы близка к нулю.

К моменту выборов в Государственную Думу в декабре 1999 г. и к выборам Президента РФ в марте 2000 г. СБНТ еще не был зарегистрирован как общественно-политическое движение и не мог в полной мере участвовать в этих кампаниях. Однако, как и в прежние годы, СБНТ официально поддерживал патриотический блок «За Родину» и его кандидатов. Однако, как и за кого голосовать каждый из соратников, естественно, решал сам.

В конце 99-го, начале 2000-го года мне довелось руководить еще одной работой – разработкой нового проекта Федерального Закона «О социальных основах государственной антиалкогольной политики». В его разработке участвовали многие соратники: А.А.Зверев из Тюмени, В.В.Куркин из Петропавловска-Камчатского, Г.С.Купавцев из Новокузнецка, Л.Н. Желнина из Тобольска, В.Н.Волков из Сарова и другие. Но основной груз черновой работы по компоновке и техническому оформлению проекта пришлось выполнять А.А.Бородину из Абакана. Принял участие в окончательной шлифовке текста проекта и В.Г.Жданов. В январе-феврале 2000 г. этот проект был передан обоим реальным претендентам на должность Президента Российской Федерации Г.А.Зюганову и В.В.Путину, в Правительство РФ и через соратников – нескольким депутатам Госдумы. Ответ был получен только из администрации избранного Президента, что проект передан на рассмотрение специалистам министерств. Остальные молчат. Понятно, что продвинуть этот проект к рассмотрению в Госдуме могут только убежденные в необходимости принятия такого закона депутаты, готовые воевать за него. Таковых пока не находится. Прежде чем рассказать о завершающем это повествование двухтысячном годе, немного о наших внутренних проблемах, которые помогут понять происходящие в последнее время события в трезвенническом движении.

 

О внутренних противоречиях

Начиная с 1990 года в деятельности СБНТ и «Оптималиста», кроме освоенных к тому времени курсов избавления от алкогольной и табачной зависимости, появляются и курсы по избавлению от лишнего веса с использованием метода Г.А.Шичко. Мне трудно сказать, кто был автором этой идеи, но в распространении курсов по избавлению от лишнего веса (иначе, курсов по питанию) огромную роль сыграл Анатолий Алексеевич Байкалов из Иркутска. Он, подобно В.Г.Жданову, объездил много городов, обучая соратников своей методике. Дважды он проводил свои курсы и в Абакане, положив начало оздоровительной деятельности центра «Витас», который с 1990 по 1996 год работал в тридцати городах Сибири.

Другим оздоровительным курсом, взятым на вооружение трезвенническим движением, стал курс восстановления зрения, который, используя методику американского офтальмолога У.Бейтса, соединив ее с методом Г.А.Шичко, разработал Игорь Николаевич Афонин из г. Череповца. Этот промышленный город на Вологодчине и раньше был одним из трезвеннических центров, а с 1994 года становится ведущим в распространении уникальной методики Шичко-Бейтса по восстановлению зрения. Игорь Николаевич со своими соратниками Тамарой Николаевной Кульковой и Сергеем Анатольевичем Егоровым организовали в Череповце семинар, на котором за три года обучили своей методике сотни руководителей курсов. Большую роль в распространении этой методики сыграла и Светлана Ивановна Троицкая из Санкт-Петербурга, которая по приглашению соратников проводила курсы восстановления зрения во многих городах. Дважды была она и у нас в Абакане.

Включение в деятельность трезвеннических организаций курсов по питанию и зрению было продиктовано двумя причинами – необходимостью выживания во все ухудшающихся экономических условиях и потребностью расширения аудитории, получающей правдивую информацию по алкогольно-табачной проблеме. Оздоровительные курсы позволили привлечь к этому большое количество так называемых «культурнопитейщиков», которые еще не имеют серьезных проблем с алкоголем, но которые, с одной стороны, являются главными распространителями пьянства в обществе, а с другой, именно они решают очень многие вопросы в жизни этого общества.

Освоение этих направлений имело и свою отрицательную сторону. Многие, увлекаясь курсами по питанию и зрению, обеспечивающими им финансовое благополучие, забывали о своей главной задаче – нести людям правду об алкоголе. Это противоречие несколько лет оставалось в трезвенническом движении предметом споров и дискуссий. Как сочетать оздоровительные курсы с трезвеннической работой? Как найти золотую середину? Эти вопросы для некоторых стали неразрешимыми. Кто-то полностью ушел в коммерческую деятельность, забыв о курсах и начав распространять различные, модные в то время порошки и пищевые добавки для похудания или «очки с дырочками» для исправления зрения. Кто-то, напротив, вопреки всем финансовым трудностям, продолжал вести только алкогольно-табачные курсы. Кто-то научился сочетать трезвенническую работу с курсами по питанию и зрению.

Кроме этого материального противоречия, было в трезвенническом движении и противоречие духовного плана. Естественно, что после семидесятилетнего периода атеистического воспитания, почти все мы вошли в движение, не имея духовных ориентиров. Хотя, как оказалось, большинство людей нашего поколения на удивление оказалось крещенными, и считавшими себя православными, но понятия о Православной Вере практически никто не имел. Те же нравственные идеалы, на которых нас воспитывали при Советской власти, в одночасье были разрушены. И вот в этой ситуации, в самом начале деятельности СБНТ и «Оптималиста» в движение пришли последователи оздоровительной системы П.К.Иванова. Ее почти безоговорочно приняли на вооружение чуть ли не все клубы, очень многие руководители курсов. Эту систему, как панацею от всех болезней рекомендовали слушателям курсов как алкогольно-табачных, так и курсов по питанию и зрению. Но при всех положительных оздоровительных эффектах, система содержала и ряд мистических процедур, которые уводили особо увлекающихся в дебри псевдорелигиозных заблуждений. Кроме того, некоторые, чисто физического плана рекомендации так называемой «Детки» П.К.Иванова, противоречили канонам Православной Веры (в частности, голодание по субботам). Против распространения системы П.К.Иванова выступила Православная Церковь. Это не осталось не замеченным частью руководителей курсов и активистов движения, тех, кто раньше и ближе оказался к Церкви. Это, прежде всего, Владимир Алексеевич Михайлов, который увел за собой второе крыло клуба «Оптималист». Уже в 1992 году в Санкт-Петербурге этот клуб был преобразован в православный клуб «Бодрствование». С 1993 года эта часть питерских трезвенников работает по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (после его кончины по благословению митрополита Владимира) и под непосредственным духовным окормлением сначала о. Александра Захарова, а ныне о. Иоанна Миронова. Ушла в Могочинский монастырь одна из первых руководительниц курсов Вера Гришутина из Мысков, Кемеровской области. Ушла не одна, а вместе со своими родителями, тоже видными деятелями трезвеннического движения. Там же подвизается монах Амвросий – Владислав Гайдаенко, молодой, подававший большие надежды руководитель курсов из Новосибирска. Уже несколько лет, как ушел под стены Могочинского монастыря, а ныне служит диаконом Анатолий Николаевич Меняйло, один из самых талантливейших руководителей курсов, которого по сей день с тоской вспоминают на всех встречах трезвенников. С 1994 года практически отошел от деятельности в СБНТ Игорь Владимирович Бачинин из Екатеринбурга, несколько лет работавший в миссионерском отделе Екатеринбургской епархии, а сейчас являющийся председателем приходского Совета в одной из церквей Екатеринбурга. Несколько человек из трезвеннического движения стали священниками как Православной, так и старообрядческой церкви. Все это не прошло бесследно для движения. Несколько лет сохранялось противостояние трезвенников, склоняющихся к православию, воцерковляющихся людей и ярых последователей П.К.Иванова. Когда в 1996 году Ф.Г.Углов и В.Г.Жданов, лидеры СБНТ, стали на различных встречах говорить, что исконная наша Вера – Православие и что надо к ней самим идти и людей призывать, в движении наметился тихий раскол.

 

На духовную основу

После нескольких лет исканий, духовной основой в деятельности СБНТ официально стало Православие. Учитывая многонациональность и многоконфессиональность нашей страны, в Решении IX съезда СБНТ (декабрь 1996 года) записано: «…главным в своей деятельности считать работу по духовному отрезвлению народа, опирающуюся на духовные ценности Православия и других традиционных конфессий в нашей стране». Однако, решения съезда, других руководящих органов в СБНТ носят рекомендательный характер и направленность в деятельности местных организаций, клубов зависит в конечном итоге от духовно-нравственных ориентиров руководителей этих коллективов. А среди них, кроме православных и мусульман, есть и маловерующие, убежденные и неосознанные оккультисты, воинствующие атеисты, и последователи П.К.Иванова. В последние два года к этому добавилось и увлечение части трезвенников неким псевдопатриотическим «народным» движением «К Богодержавию», по определению церкви являющегося воинствующей антиправославной сектой. Все эти обстоятельства и послужили побудительным мотивом к созданию православной трезвеннической организации.

Другой немаловажной причиной создания такой организации является потребность объединения усилий православных трезвенников мирян и священнослужителей Русской Православной Церкви в преодолении таких распространенных пороков как пьянство и наркомания. Положительный опыт такого объединения имеется в Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Иркутской и других епархиях. Такой опыт есть и в служении Русской Православной Церкви в конце XIX, начале XX века.

Учитывая все это, группа православных трезвенников из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минусинска, встретившихся на Конгрессе Православной прессы в марте 2000 года в Москве, выступила с инициативой создания организации «Православное братство трезвения». Инициативная группа поручила мне возглавить оргкомитет и подготовить необходимые учредительные документы.

В оргкомитет братства вошли:

- иерей Александр Захаров, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная», Санкт-Петербургская епархия;

- диакон Анатолий Меняйло, клирик храма Могочинского женского монастыря, Томская епархия;

- В.А.Михайлов, председатель православного клуба трезвости во имя св. мч. Вонифатия, г. С-Петербург;

- В.А.Цыганков, заместитель Президента Фонда «Санкт-Петербургское православное общество трезвения», г. С-Петербург;

- Г.А.Плешкова, председатель Совета региональной организации «Трезвость», г. Москва;

- М.И.Саунин, г. Киев (временно проживает в Москве), православный трезвенник;

- И.В.Бачинин, председатель приходского совета храма Успения Пресвятой Богородицы, Екатеринбургская епархия;

- З.А.Павина, ответственный секретарь газеты «Православный Благовестник», Абаканской и Кызылской епархии.

В июле 2000 г. православные трезвенники провели свое первое организационное собрание в селе Меркушино, Верхотурского района, Свердловской области. На собрании обсудили проект Устава, вопросы сотрудничества и обмена информацией. Приняли решение об издании газеты «Трезвение», подготовили и направили прошение Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II на благословление создания «Православного братства трезвения». Идея создания братства уже поддержана несколькими архиереями Русской Православной Церкви.

Думаю, что создание «Православного братства трезвения» не будет означать раскол трезвеннического движения, а напротив, расширение его возможностей. Духовная и молитвенная поддержка Православной Це


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.