Проблемы формирования системы качества управления на предприятии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Проблемы формирования системы качества управления на предприятии

2020-06-02 184
Проблемы формирования системы качества управления на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рассмотрим основные положения, которыми следует руководствоваться при формировании нормативной структуры показателей.

  1. Структура должна включать следующие группы объемных показателей: целевой функции, результатов использования потенциала компании и затрат. При этом необходимо все разноразмерные показатели преобразовать, т.е. привести к одной размерности или выразить в безразмерных единицах.

Формирование структуры показателей будет определяться в основном характером стратегий компании и квалификацией их разработчиков. Универсальных структур показателей не бывает, как не бывает универсальных, абстрактных управленческих решений. Поскольку управление всегда конкретно, т.е. исходит из особенностей состояния управляемого объекта, структура показателей должна отражать условия, в которых существует и действует изучаемый объект.

Нормативный ряд показателей должен начинаться с целевой функции, отражающей значимость предприятия в бизнес-системе, его успехи на рынке. По отношению к остальным показателям она должна иметь приоритетные темпы роста. Целевая функция предприятия устанавливается исходя из этапа его жизненного цикла (ЖЦ). Понятие ЖЦ, применимое к любой социально-экономической системе, означает признание закономерности эволюции, т.е. изменчивости системы во времени, а также целей ее функционирования. Поэтому целевой функцией может быть не только прибыль [9], но и объем продаж, сокращение сроков вывода продукта на рынок и др.

По каждому из этапов ЖЦ предприятия (на графиках эти этапы обычно имеют S-образный вид) можно построить свои нормативные структуры показателей, которые будут последовательно сменять друг друга в точках достижения экстремума (первая производная функция эффективности обращается в нуль, а вторая производная отлична от нуля) и точках перегиба S-образной кривой (вторая производная функция эффективности обращается в нуль, первая - меняет знак «+» на «-», или наоборот). Замена нормативных рядов показателей объясняется тем, что на различных этапах меняются характер и приоритеты деятельности и используются различные ресурсы потенциала (по составу, объему, качеству, структуре).

Из сказанного выше следует, что нормативная структура - это специализированная структура показателей, которая должна формироваться исходя из стратегий поведения компании в условиях рынка, т.е. конкретных условий производственной, сбытовой и иной деятельности компании.

2. Следующее условие упорядочения показателей по их важности состоит в том, что вслед за показателем целевой функции должны располагаться показатели, отражающие результативность использования потенциала компании, а затем - показатели трудовых, материальных и иных затрат. Тем самым в нормативной структуре закрепляется тре-количественные показатели, взятые по отдельности и характеризующие какую-либо одну сторону деятельности предприятия, неэффективны при оценке качества управления. Необходима совокупность измерителей этого экономического явления.

Наибольшую сложность на этом этапе представляет внутригрупповое ранжирование показателей. Здесь из-за многообразия ситуаций и используемых на практике конкретных стратегий мы имеем дело с множеством комбинаций в расстановке приоритетов показателей. Поэтому логика ранжирования должна исходить из предпочтений для изучаемых ситуаций.

Руководствуясь положениями системы управленческого учета «Директ-костинг» и факторного анализа эффективности, позволяющими выявлять и анализировать взаимосвязи категорий «затраты - выручка – прибыль», а также принимая во внимание природу экономических показателей и их взаимосвязь, можно представить расширенный ряд показателей, используя в качестве основы указанное выше первое неравенство:

Tn>Tврп>Tv>Tпp>TMичпп'

где Тп - темп роста балансовой прибыли;

Тврп - темп роста выручки за реализованную продукцию;

Тv - темп роста объема производства продукции;

Тпр - темп роста постоянных расходов;

Ти - темп роста общих издержек;

Тчпп - темп роста среднесписочной численности промышленно-производственного персонала.

Таким образом, получаем нормативный состав и приоритетность показателей, которые отражают условия и средства эффективного достижения поставленной цели для конкретных ситуации и этапа развития компании. В рамках установленной нормативной структуры индивидуальные значения показателей могут варьироваться в определенных границах, при этом, поскольку показатели имеют различную размерность, для их сопоставимости следует представить темпы их роста за определенный период. Для рыночного роста (воспроизводственного типа хозяйствования) нормативный ряд показателей должен быть неубывающим, превышающим 100%.

Как следует из представленного нормативного ряда показателей, самый высокий темп роста должна иметь прибыль, самый низкий - численность промышленно-производственного персонала. В этом заложен глубокий экономический смысл: преимущественный рост общественной значимости предприятия, достигаемый на основе научного, технического, организационного прогресса, создает лучшие возможности для развития. Задавая приоритетные темпы роста рыночной цели, направляя усилия на повышение технического уровня и снижение удельных расходов на производство продукта, увеличивая операционный леверидж, можно спроектировать модель успешной экономической деятельности, которая основана на интенсификации использования потенциала, увеличении результативности реакций менеджмента. В упрощенном виде эту тенденцию отражает английское выражение: profitable revenue growth, которое можно перевести как рост оборота, который сопровождается опережающим ростом прибыли.

Для разработки нормативных структур показателей можно применять процедуры экспертного опроса. Точность оценок во многом зависит от экспертов, в качестве которых выступают руководители высшего и среднего ранга.

Сформированная нормативная структура показателей - это модель обоснованности и результативности использования ресурсов предприятия, которая исходит из определенного состава и структуры факторов (переменных), задействованных в управлении предприятием.

Качество управления оценивается количественной характеристикой степени сходства нормативной и фактической структур показателей. Для порядковых структур количественной характеристикой степени сходства служит теснота ранговой корреляции. В математической статистике она определяется коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Заметим, что частые изменения значений коэффициентов корреляции с положительных на отрицательные, и наоборот, причем с большой амплитудой, можно интерпретировать как неупорядоченное, несогласованное управление.

Если фактический ряд показателей соответствует или приближается к нормативному, степень организованности потенциала, эффективность реакций системы управления будут соответствовать выбранной рыночной цели. В противном случае, т.е. когда эти две структуры расходятся, мы получаем сигнал о неправильно выбранных способах достижения цели и, следовательно, о снижении качества управления. Наихудшее состояние наступает, если фактическая структура показателей обратна нормативной.

Поскольку оценка качества управления является обобщенной и призванной выявлять и отражать тенденции ее изменения во времени, она подводит общий итог усилиям работников многих служб, служит базой для проведения детализованной оценки, осуществляемой с помощью факторного, системного, морфологического, функционально-стоимостного и других известных методов анализа, результаты которых используются для выработки конкретных технических, организационных и иных решений.

2.Оценка качества управления на примере ВФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Характеристика предприятия

«Владивостокский молочный комбинат» Филиал Открытого акционерного общества «Вимм-Билль-Данн» создан решением Совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн», протокол № 23-.я от 23 января 2007 г. и является территориально обособленным структурным подразделением Компании, расположенным вне места ее нахождения.

Место нахождения Филиала: г.Владивосток, ул.Стрелочная, 19.

Целями деятельности Филиала являются расширение рынка сбыта товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

 

Согласно Положения о Филиале, основными видами деятельности Общества являются: производство и реализация молочных и кисломолочных продуктов; производство и реализация соков и минеральной воды; производство и реализация продуктов детского питания; производство и реализация диетических продуктов и кондитерских изделий; производство и реализация полуфабрикатов и продуктов, полностью готовых к употреблению; транспортно-экспедиторское обслуживание; торговая, торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля); экспорт и импорт продукции и пр.

Основные показатели деятельности ВФ ОАО «Вимм-Билль-Данн», полученные на основании финансовой отчетности, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели ВФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»

Показатели Год 1 Год 2 Темп роста, %
Выручка от продаж, т. руб. 605161 775110 128,1
Себестоимость, т.руб. 477833 621598 130,1
Коммерческие расходы, т.руб. 43647 39724 91,0
Управленческие расходы, т.руб. 44218 44985 101,7
Прибыль (убыток) от продаж, т. руб. 39958 68803 172,2
Чистая прибыль, т.руб. 18424 37525 203,7
Среднесписочная численность, чел. 530 405 86,4
Производительность труда, т.руб. 1141,8 1913,9 167,6
ФОТ, т.руб. 72568 56661 78,1
Средняя з/плата, т.руб. 136,9 139,9 102,2
Рентабельность продаж, % 6,6 8,9 134,8
Основные фонды, т.руб. 143980 148707 103,3
Фондоотдача, т.руб. 4,20 5,21 124,0

 

Представленные данные свидетельствуют об эффективной работе предприятия: прибыль от продаж имеет положительную тенденцию роста, что является результатом снижения коммерческих расходов на 9,0%. Производительность труда повысилась по сравнению с предыдущим годом на 67,6% в результате роста объема продаж на 28,1%, а также сокращения численности на 125 чел. в результате проведения работ по автоматизации производственных процессов, о чем свидетельствует повышение фондоотдачи на 24,0%, т.е. эффективность использования оборудования значительно улучшилась вследствие превышения темпов роста объема продаж над темпом прироста основных фондов.

 

В Приморском крае ведется серьезная конкурентная борьба по завоеванию места на рынке традиционной молочной продукции в городах Приморья.

 

Все конкуренты являются региональными производителями и имеют серьезную поддержку местной администрации, что позволяет ему удерживать монопольное положение на рынке своих городов. ВМК активно контролирует изменение отпускных цен конкурентов и незамедлительно реагирует на любое изменение в предложении изменением своих отпускных цен.

 

Для удержания лидирующего положения на рынке, где постоянно усиливается конкуренция с приходом новых производителей, ОАО «Владивостокский молочный комбинат» ведёт постоянную работу по усовершенствованию производственных процессов и отработке технологий, а также вводит новые виды продукции.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.