Создание художественного образа в живописном портрете — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Создание художественного образа в живописном портрете

2020-06-02 442
Создание художественного образа в живописном портрете 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тупикина М.И.

группа 81ПГОж-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: к.п.н., доцент Косенко Н. А.

 

Важными задачами в процессе изучения курса «Живопись» для студентов художественно-графического факультета является изучение портретного жанра. Знакомство с данным жанром включает в себя изучение методики и теории портретной живописи.

В процессе выполнения этюда с натуры, который является основным видом учебной работы по живописи, обучающийся получает комплекс профессиональных навыков. Здесь не только приобретаются основы живописной грамоты, но и развивается художественное видение, вкус, повышается общая профессиональная культура художника.

Путем постоянных упражнений в рисунке и живописи с натуры необходимо овладеть профессиональным мастерством. Это требует большой вдумчивой работы в последовательном выполнении ряда заданий.

На начальном этапе изучения живописи, студенты нередко сталкиваются с трудностями в процессе работы над живописным портретом, так как им приходится решать целый комплекс сложных задач. Практика показывает, что основная проблема заключается в передаче художественного образа в портрете. Для успешного освоения темы следует сконцентрировать свое внимание на первостепенных, главных задачах.

Основная сложность при выполнении живописного портрета заключается в том, что студенты уделяют внимание только технической стороне творческой работы в жанре портрета, стараясь точно передать портретное сходство, в связи с этим художественный образ в большинстве случаев теряется.

Живописный портрет должен выполняться методически верно с учетом всех законов и правил построения живописного произведения.

Работа над портретом, в первую очередь, начинается с выбора модели и создания окружения, которое будет подчеркивать характер портретируемого и создавать интересную и выразительную постановку. Успех работы будет во многом зависеть от выбора модели и удачной композиции.

Особую роль в композиции портрета играет окружение, так как оно в портрете помогает определить сюжет. Фон в портрете должен сочетаться с характером, действием и в свою очередь дополнять и раскрывать замысел изображения. Атрибуты окружения, костюм и аксессуары модели также помогают раскрыть творческий замысел изображения, подчеркнуть образ портретируемого.

Работая над композицией портрета, следует учесть его тип (погрудный, поясной, портрет в рост). Изображение поясного портрета и в рост дает возможность использовать дополнительные выразительные средства: жест, поза.и др. Таким образом, появляется дополнительная возможность разнообразить образную характеристику портретируемого.

Важным условием создания художественного образа в портретном жанре является передача основных портретных характеристик. К основным компонентам внешнего облика человека, которые в дальнейшем помогают создать в живописном портрете художественный образ, относятся:

-внешние характеристики конкретного человека, положение корпуса и рук;

-мимика, жесты, привычные позы и походка;

-внешние «атрибуты»: украшения, одежда, прическа.

Необходимым условием создания художественного образа в портрете, является передача портретного сходства, поскольку без учета индивидуальных особенностей модели не получится убедительного образа. Сходство достигается путем передачи уникальных характеристик натурщика, в выявлении неповторимых внешних качеств модели. Важно выделить главное и уникальное в типических чертах натурщика. Все это в дальнейшем поможет в создании характерного образа модели, достичь цели создания реалистического живописного портрета.

Поза, жесты изображаемого должны помогать раскрыть образ в живописном портрете. Беседуя с натурщиком, наблюдая за ним, следует подмечать, как человек ведет себя в ходе непринуждённого разговора, важно найти наиболее характерное в выражении лица, в жестах, позе. Не рекомендуется выбирать для модели неподвижную, искусственную позу, следует найти характерные особенности портретируемого в естественном состоянии. В изобразительном искусстве мы часто можем наблюдать, как художник творчески перерабатывает, интерпретирует сущность натуры, но при этом сохраняет характер и образ, присущий конкретному человеку.

В своём трактате о живописи Леонардо да Винчи призывает художников жестоко исправлять свои рисунки, согласую движения тела с душевными движениями персонажей, и с презрением пишет о рисовальщиках, которые занимаются простым копированием. В этом и есть вся суть изобразительного искусства, где познание и изображение духовной сути человека являются основополагающими и движущими силами настоящего творческого процесса.

Работа над художественным образом посредством живописи включает в себя все изобразительные компоненты: передачу цвета, тона, движения, формы, пространства.

Цвет в живописном портрете помогает художнику выразить эмоции и чувства, одновременно являясь важным изобразительным средством. В свою очередь он помогает раскрытию художественного образа портретируемого. Цвет в живописном портрете должен быть уравновешен, то есть между разными оттенками в колорите произведения должна прослеживаться определенная взаимосвязь. Работая над живописным портретом, автор должен быть знаком с основными законами цветовой гармонии, знать закономерности изменения цвета в зависимости от изменения пространства. Цвето - тоновые отношения в живописи играют огромную роль в восприятии натуры, так как они характеризуют форму, находящуюся в пространстве.

Создание цветовой гармонии объединяет все составляющие композиции в единый цветовой образ и служит основой для правдивой и выразительной характеристики портрета. В живописи цвет играет очень важную роль, являясь ключевым изобразительным средством. Возможности цвета, его экспрессия и способность вызывать различные эмоции и чувства, дают ему право стать основой для создания художественного образа.

В живописном произведении выбранные цвета создают необходимый колорит. Колорит – совокупность цветов, подчиненных основному закону композиции в искусстве - закону целостности. По мнению многих художников, он является важным средством отображения действительности. Колорит в живописном портрете включает в себя все законы гармоничных сочетаний цветов.

Колористическое видение непосредственно связано с восприятием художника. Художники-педагоги уделяют большое внимание развитию колористического видения. Выполнение набросков и этюдов с натуры развивают наблюдательность и восприятие цвета.

С помощью определенного колорита художник может добиваться создания нужной атмосферы и общего настроения (радости, грусти, задумчивого или веселого настроения). Цветовая гамма может подчеркивать и усиливать идейный замысел художника.

Художнику важно пользоваться различными художественными возможностями живописи. Следует выбрать определенную живописную технику и с ее помощью выделить главное - образные характеристики модели. Портретист должен быть незаурядной личностью, ему необходимо развивать образное мышление и наблюдательность. Художник должен видеть в окружающей действительность характерное и типичное.

Таким образом, в создании художественного образа в живописном портрете важную роль играет композиция, цветовое решение и передача портретных характеристик. Освоение различных методов живописного изображения в процессе работы над художественным образом в портрете, помогут начинающему художнику улучшить свои профессиональные навыки, развить художественный вкус, а также откроют широкие возможности в поиске своего личного творческого пути.

 

Список литературы

 

1. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография / Л. Г. Медведев. — СПБ.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. — С. 35.

2. Шаляпин, О. В. Педагогика портретного искусства: монография / О. В. Шаляпин. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. — 160 с.

3.Михайлов, А.А. Художественный образ как динамическаяцелостность / А.А. Михайлов. – М., 1976. – 134 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.