Применение традиционных росписей в декоре предметов интерьера — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Применение традиционных росписей в декоре предметов интерьера

2020-06-02 336
Применение традиционных росписей в декоре предметов интерьера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соколик Я. А.

группа 71ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

Декор интерьера – это создание уюта и определенной атмосферы при помощи использования различных элементов украшения и предметов быта. С давних времен люди стремились украсить свои жилища и безупречно оформить их. В своих поисках они чаще всего использовали именно роспись.

Роспись – это искусство декорирования при помощи красок предметов и различных поверхностей. Она является одним из самых древних народных промыслов и на протяжении многих столетий являлась неотъемлемой частью жизни и быта человека, отражением самобытности культуры различных народов и, конечно, одним из главных способов декора.

Как правило, при помощи росписи декорировались различные предметы, выполненные из дерева или керамики. Это могла быть как массивная мебель вроде сундуков, лавок, шкафов, так и мелкая декоративная посуда: подносы, чашки, тарелки и др. На них появлялись красивые, притягивающие взгляд орнаментальные композиции и даже целые сюжеты.

Множество различных по своим внешним качествам видов росписи существует в русском народном творчестве. Из них самыми популярными являются: мезенская роспись, городецкая роспись, гжель, хохломская роспись, жостовская роспись.

Мезенская роспись берет свои истоки еще во время формирования первых славянских племен и является одним из самых древних видов декоративной росписи. Наибольшее распространение получила в XIX веке. Поскольку это изначально было промыслом народов севера, главной композиционной частью данной росписи стали лошади и олени. Рисунок или орнаментальная композиция наносились на поверхность декорируемого предмета и выполнялись в красных и черных цветах. Обычно данный вид росписи носил глубокий символический характер, а в каждую деталь вкладывался определенный смысл. К примеру, ели здесь означали мужскую силу, а красные кони – солнце. Чаще всего данным узором покрывались прялки, плетеные короба.

В настоящее же время мезенская роспись так же используется и активно применяется в качестве декоративного элемента и изображается на самых разных предметах. Сохраняя ее традиционный колорит, художники наносят ее на сувенирную продукцию, шкатулки, ложки, деревянные тарелки, подносы, различные емкости для хранения и многие другие предметы интерьера.

Городецкая роспись изначально применялась для отделки и декора прялок и различной домашней утвари. Данный вид росписи известен примерно с середины XIX века. Традиционные цвета городецкой росписи – это яркие оттенки красного, зеленого, желтого и других цветов. Изделия, украшенные ею, отличались особой яркостью. На них изображали коней с пышными гривами, целые сюжетные композиции, отражающие жизнь народа, а пышные букеты цветов и венки являлись обязательным элементом, который присутствовал на каждом предмете. Контрастными, сочными рисунками и орнаментами часто украшали шкатулки, ларцы, хлебницы, ставни на окнах домов, детские игрушки и крупную мебель: лавки, сундуки и т. д.

Городецкая роспись довольно популярна и сейчас. Ею по-прежнему декорируют различные предметы интерьера: игрушки, шкатулки, корзинки, подносы, шкафчики, ручки кресел и многое-многое другое.

Гжель известна с XIV века и является не только видом росписи, но и самым настоящим гончарным делом. Самый крупный и, пожалуй, известный народный художественный промысел. Колорит ее ограничивается белым, синим и его оттенками. Изначально рисунок наносится на изделие черным кобальтом, а свой привычный яркий синий оттенок получает уже после обжига в печи. Основным элементом гжельской росписи являются пышные цветы, морозные зимние пейзажи, сюжеты из былин и народных сказок, и изображения из повседневной жизни людей, будь то веселье на ярмарке или какие-либо животные. Декорировались данным видом росписи различные изделия из фарфора, будь то фигурки зверей, посуда, что использовалась быту или украшала жилое пространство: декоративные кувшины, квасники, декоративные блюда.

В наши дни гжель не теряет своей популярности. Люди так же используют ее в отделке различных предметов быта от шкатулок и ларцов до предметов посуды.

Хохломская роспись – один из старейших видов традиционной декоративной росписи известный с середины XVII века. Характерными цветами, используемыми в этом виде росписи, являются красный, черный и золотой. Традиционно орнамент или композиция строились из различных изображений ягод рябины, земляники, цветов, а так же зверей и птиц. Хохломской росписью украшалась деревянная посуда: блюда ковши, ложки, подносы, чаши и др. Их использовали в качестве элементов декора и просто в быту.

Хохлома все еще активно применяется в декоре различных предметов интерьера. Современные художники не ограничиваются только деревянной посудой и выбирают для росписи и другие предметы. Теперь это различного рода шкатулки, крупная мебель, такая как стулья дверцы шкафчиков, лавки, декоративные разделочные доски, блюда.

История жостовской росписи уходит в XIX век. Тогда появились первые подносы, которые были украшены потрясающей декоративной росписью, основой которой являлся пышный цветочный букет, к которому могли добавляться мелкие изображения гроздей ягод и различных плодов. Яркие цветы изображались на черном фоне, в центре подноса изображали самые крупные растения, а мелкие располагали ближе к краям рисунка. Данный прием добавляет изображению особый объем, и оно будто выходит из глубины подноса. Подносы, украшенные жостовской росписью, применялись не только в качестве декоративного предмета, но и во время русских чаепитий.

В настоящее время жостовская роспись применяется для декорирования не только привычных подносов, но и самоваров, а также многие предметы, такие как шкатулки, ларцы, столешницы декорируются в стилистике, близкой к жостовской росписи.

Самобытность народной росписи актуальна во все времена. Декорирование предметов интерьера с помощью традиционных видов росписи является популярным и сегодня видом деятельности. Даже не смотря на широкий ассортимент мебели в магазинах, люди по-прежнему ищут уникальности, а украшенные подобным образом столы или даже шкафы поражают своей красотой, а шкатулки радуют глаз.

Традиционные росписи появляются порой на самых неожиданных предметах интерьера, совершенно не ограничиваясь теми вещами, для росписи которых их изначально применяли. Национальный колорит, узнаваемый стиль и уникальная атмосфера, которую несут эти вещи, находит свое отражение в виде расписных комодов, книжных полок, сундуков, кресел, стульев, столешниц, туалетных столиков, и многих других предметов мебели. Но все же, более всего традиционные росписи популярны в декорировании и оформлении кухонной утвари и мебели. Рисунки наносятся на фасады мебели и покрывают ее орнаментом. Красота и уникальность расписанной мебели поражает, не удивительно, что применение росписей в декоре предметов интерьера спустя время не теряет своей актуальности.

 

Список литературы

1. Емельянова Т. И. Золотая хохлома. М: «Интербук-бизнес»., 2001.

2. Попова О. С. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. М: Знание, 1984.

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8C

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0

 

ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТА

Соколова Д.Э.

группа 81ПГОж-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: к.п.н., доцент Косенко Н.А.

 

  Преподавая живопись в ВУЗе, необходимо учитывать такие факты, как особенность специальности и заострять внимание на методах обучения, которые разработала наша живописная школа и попыталась приблизить их к формированию умений и профессиональных навыков у студентов. Уроки живописи развивают у учеников виденье и понимание гармонии колористических отношений, умение передавать с помощью цветов форму, объем, материальность предмета. Параллельно с этим образуется чувство стиля, композиции, и те навыки,которые нужны для создания работы в декоративном стиле. Приобретенные знания в области академической живописи, различные изобразительные техники, даст возможность смело,решить художественную задачу. Именно поэтому студентам дается возможность после основного базового курса академического рисунка с натуры, проявить себя и попробовать приемы декоративного решения. Это не совсем обычные задания которые в свою очередь развивают художественное декоративное мышление. На таких занятиях студенты должны изобразить предметы более обобщенными, условными, не объемными. Все должно принимать условное значение, что является отличительной чертой декоративности. Это не легкий процесс, который невозможен без изучения предметов с натуры, потому что будет невозможно передать такт и изящество всех элементов, которые будут присутствовать в декоративном решении работы.

   Обучая декоративной живописи, важен момент переработки данной картинки с натуры из реалистического, в декоративный. Чтобы легче это давалось, необходимо попробовать стилизовать элементарные вещи. Сделать изображение максимально простым, но при этом суметь передать все его качества. Суметь передать форму с помощью декоративного языка, передать форму и цвет, вот какой должна стоять задача. Учебные натюрморты в институте обычно ставят такую задачу как, выбрать ракурс, создать гармонирующую композицию, прийти к обобщенности решения натюрморта, как органичного между собой единого целого.

Декоративный натюрморт с самого момента формирования как жанра, с первых шагов своего функционирования способствовал обогащению представления людей об окружающей действительности, воплощению их творческого опыта освоения и художественного осмысления, а также отстаиванию передовых художественных взглядов и идеалов, что подтверждают исследования И.С. Болотиной, И.Е. Даниловой, Ю.П. Желтоухова, А.С. Пучкова, И.М. Раджабова, В.А. Садкова, А.В. Триселева, Т. Я. Шпикаловой и др.

    Декоративный натюрморт как условия развития художественно-творческих способностей студента, представляющий собой декоративное преображение любой натуры, выявление нарядности, красочности, узорчатости с соблюдением определенной меры условности в изображении; педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей студента, включающие диагностический подход к определению творческих способностей студента; реализацию индивидуальных склонностей и интересов в конкретных видах художественно-творческой деятельности; формирование опыта художественно-творческой деятельности через воплощение умений в произведениях художественного творчества; содержание развития художественно-творческих способностей студента, включающее реалистическое, декоративное и абстрактное изображение натюрморта; технология развития художественно-творческих способностей студента, включающая систему занятий по декоративному натюрморту, способствующая формированию творческой активности, самостоятельности, образного мышления личности и т.д

    Работу над натюрмортом К.С.Петров - Водкин определил как одну «из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживает определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем».

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
   Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов: сюжетно-тематический, учебный, учебно-творческий, творческий.

Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный), по цвету (сближенные, контрастные), по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света), по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже), по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки), по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.)

    Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника. В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника».

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта: плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы, локальное решение цвета, обобщение цвета и тона, конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование, орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево, образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ.

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

В ходе выполнения заданий, у студентов вырабатываются навыки,каким должно быть решение декоративного натюрморта. Они получают базовые знания о законах и приемах декоративного решения. В процессе выполнения тематических натюрмортов, которые представлены в виде учебной постановки, у студента закрепляются навыки и умения при построении композиции, а так же при выборе цветового решения. Приобретаются навыки стилизации и обобщения форм, фактур. Такой тематический натюрморт,как например «Чаепитие», который можно достаточно часто встретить в ВУЗе, атрибуты его составляющего создают вместе органичную композицию, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие навыка по выполнению заданий на тему декоративного натюрморта.

  Занимаясь введением различных новых заданий в учебный процесс, необходимо стремиться к развитию творческой деятельности у студентов при помощи декоративных композиций. Это однозначно эффективно повлияет на уровень подготовки и будет развивать способности к созданию художественных декоративных образов. Выполняя учебные задания у студентов будет происходить процесс приобретения индивидуальных черт, что тоже приветствуется в работе.

 

Список литературы

1. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.

2. Виппер Б. Р. Проблема развития натюрморта, Спб, 2005

3. Шарапов И. А. Работа с плоскостным изображением: натюрморт: методические рекомендации по выполнению задания «Плоскостной характер изображения» дисциплина «Живопись», Архитектон • 2017 год

4. Некрасова М.А. Проблемы и надежды народного искусства // Художник 1976 №4. С.28.

5. Алпатов М. Искуство / М. Алпатов - М.: Просвещение, 2016 – 112 с.

6. Бесчастнов, Н.П. Живопись: учебное пособие/ Н.П. Бесчастнов. – М.: Изд-во Владос, 2014. – 256 с.

7. Бесчастнов Н.П. Изображение растительный мотивов: учебное пособие / Н.П. Бесчастнов – М.: Изд – во Владос, 2015. – 208 с.

8. 4.Борисова Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова Е.А. Стернин Г.Ю. - М.: Советский художник, 2014.

9. Валлантен А. Пабло Пикассо / А. Валлантен, пер. Е.С. Гордиенко.- М.: Изд-во Феникс, 1988. – 448 с. 6. Виппер Б.Р. Проблема развития натюрморта / Б. Р. Виппе. – М.: Спб, 2015

10.  Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1984, 320с., ил.

11. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М.: Искусство, 1986, 158с., ил

12. Левин С. Ваш ребенок рисует – М.: Советский художник, 1979, 270с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.