Этапы работы над портретом в технике масляной живописи — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Этапы работы над портретом в технике масляной живописи

2020-06-02 1288
Этапы работы над портретом в технике масляной живописи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                         

Швецова Е.А.

группа 61ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: старший преподаватель Майоров Д.А.

 

Масляные краски требуют особой технологической последовательности при работе с ними, это отличает масло от всех других видов красок и усложняет возможность их использования. Уроки живописи в учебных заведениях разной направленности нередко начинают именно с изучения технологии масляной живописи. Чтобы нарисовать картину маслом, для начала, следует определиться с этапами её выполнения - именно тогда масляные краски проявятся во всей своей возможной полноте и результат занятия живописью будет ожидаемым и долговечным.

 Постараемся зафиксировать и выделить отдельные этапы работы при рисовании маслом и их характерные особенности, а также опишем, почему это так важно и чем чревато нарушение последовательной технологии живописи масляными красками.

1) Подготовительный рисунок.

Картина маслом начинается с первоначального рисунка на холсте, в котором намечаются основные формы предметов и объектов, соотносятся пропорции частей предметов друг с другом, прорисовываются главные персонажи и детали. Грамотный тщательный рисунок - основа картины, поэтому этапу отрисовки и компоновки уделяют особое внимание.

Профессиональные художники нередко рисуют основные части будущего изображения сразу на холсте маслом, то есть жидко разведённой краской нейтрального по оттенку, не слишком тёмного цвета. Это самый лучший способ создания подготовительного рисунка, так как, во-первых, цвет и тон рисунка уже соответствуют цвету и тону будущей картины, во-вторых, материал создания рисунка идентичен материалу написания самой картины (органичен, не создаёт “грязи” при смешивании), в-третьих, рисунок можно легко править и изменять в процессе создания живописного полотна. Но, такой способ создания первоначального рисунка требует твёрдой руки, острого глаза и уверенного владения изобразительной грамотой, поэтому применяется чаще всего в изображении пейзажей и натюрмортов, где точная деталь и соответствие пропорциям модели не так важно, как в портрете.

В идеале, создавать подготовительный рисунок под живопись углём на холсте: рисунок углём легко поправим, его можно ослаблять и усиливать по нажиму и темноте в зависимости от задачи, он легко закрепляется на поверхности холста жидко разведённой краской тонкой кистью или фиксируется лаком для волос (разумеется, после закрепления рисунок на холсте следует подсушить, а излишки угля смахнуть тряпкой во избежание попадания в замесы красок).

Хороший вариант создания рисунка на холсте - тушью пером или кистью. Конечно, рисунок получится слишком контрастный, но это легко исправить, если развести тушь водой в нужной пропорции (лёгкий серый оттенок опорных линий почти не будет заметен сквозь первый прозрачный слой краски). Тушь разводится только водой поэтому если вы любите лессировки и пишете маслом достаточно жидко и экспрессивно, рисунок не разотрётся, не потечёт, не деформируется. Рисовать на холсте простым карандашом не желательно. Частицы графита подмешиваются к первым красочным слоям, загрязняя их. Поэтому, если создавать рисунок под масло карандашом, то стоит выбрать твёрдый диапазон грифеля или закрепить рисунок лаком для волос после завершения и перед введением масляных красок на холст. Но лак тоже может смешаться с красками, особенно если активно втирать краску в основу, будьте внимательны и осторожны.

2) Лессировки прозрачными красками.

Живопись маслом начинают с лессировок. Это первые прозрачные слои красок, которые остаются в таком виде до конца работы - их хорошо видно в теневых частях предметов (собственные и падающие тени) на картинах классических художников.

Во-первых, лессировки экономят материал - дозировано отпускают краску на холст, особенно в те места, где не нужна чрезмерная фактура и детализированная прописка. Во-вторых, и в главных, лессировки создают ощущение глубины и объёма на предметах в сочетании с корпусной пропиской с белилами. Это обязательно стоит учитывать. Художники прошлого, руководствуясь правилом первых прозрачных лессировок, создавали невероятные по передачи реалистичности в живописи картины. К сожалению, современные художники, особенно художники самоучки или те, кто не получил полного качественного художественного образования, пренебрегают этим. Поэтому их картины заметно теряют позиции, как по технологии живописи (сохранность картин, их качество и т.д.), так и по визуальному восприятию зрителем.

Лессировки выполняются ТОЛЬКО! лессировочными масляными красками. Также важно знать состав красок, чтобы понимать, подойдёт ли та или иная краска для живописи теней (например, краплак красный обладает свойством “подниматься” каждый последующий слой и вытеснять другие оттенки, поэтому для нижних слоёв и лессировок не подходит). Для этого существуют специальные таблицы смешения красок и описания их качеств. Художники учат их наизусть.

Просушка.

Первый слой масляной живописи тщательно просушивается. При должном исполнении лессировки просыхают в течение суток с момента завершения работы над первым этапом создания картины маслом. Просушка происходит естественным путём в хорошо проветриваемом, тёплом помещении без использования нагревательных приборов. Сушить картину у батареи или обогревателя не следует - это может привести к растрескиванию красочного слоя, пожуханиям или изменению цвета красок. Изменение температуры и влажности не желательны для картины маслом, тем более, для картины в процессе просыхания.

5) Подмалёвок.

Вторая прописка масляными красками называется подмалёвком. На этом этапе происходит закладка основных цветовых сочетаний и фактур (разница по матовости - глянцевости) изображённых в картине объектов и предметов. Многие современные художники объединяют стадии первых лессировок и подмалёвка в одну. Это технологическая ошибка, исправить которую практически невозможно - тени, даже пролессированные сверху по слою краски с белилами, уже не будут так убедительны, а объём и пространство в живописи останутся условными.

Подмалёвок подразумевает живопись полулессировочными и укрывистыми красками в сочетании с белилами в тех местах картины, где это необходимо (освещённые части предметов и некоторые полутени) - это особенно важно для так называемой тональной живописи (академической, классической), где точно переданные оттенки светлоты важнее разницы в цветовом тоне.

В стадии подмалёвка важно начать прописку и выявление цвето-тональных отношений в картине тонким слоем краски (белила и все кроющие пигменты жидко разводятся разбавителем или втираются в холст легко, без излишне-толстых наслоений краски).

Прописывать формы предметов и объектов тщательно пока не требуется - эта та стадия работы над картиной, где максимально точно закладываются все цвето-тональные отношения в картине с учётом освещения, глубины пространства и важности элементов картины (удалённость от главного второстепенного, выявление цвето-тональных акцентов и т.д.).

Прежде чем начинать прорисовывать детали и особенности формы, обязательно сравните между собой и с элементами натуры все цвета и оттенки картины - есть ли разница по цвету и тону между освещёнными и теневыми частями предметов, отличаются ли по цвету, светлоте и насыщенности предметы между собой, что главное в картине, по вашей задумке, и получилось ли это передать. Основная идея композиции и компоновки картины должна быть хорошо читаема уже сейчас.
На стадии подмалёвка не рекомендуется использовать мастихин для живописи и слишком фактурные кисти - отлично подойдёт мягкая щетина и упругие синтетические кисти средних размеров.

При выполнении подмалёвка не забывайте оставлять нетронутыми прозрачные тени и полутени предыдущего слоя, не перемазывайте их новым слоем краски - эта двойная работа только уничтожит характерное только для масляной живописи свечение теней изнутри.

Просушка.

Подмалёвок также высушивается до полного высыхания слоя краски - от 3 дней до 1 недели. Да, придётся подождать, чтобы снова взяться за работу над картиной. Чтобы не терять времени, профессиональные художники обычно рисуют 3 картины одновременно или более. Пока сохнет одна - пишем другую. Очень удобно и практично: можно рассчитать степень просыхания красок и скорость рисования картины увеличится, без технологических огрехов (за время отведённое для работы над одной картиной, можно успеть написать их 3). Если краски на холсте много и её слой слишком укрывистый, сушить придётся намного дольше (обратите внимание, слой краски должен высохнуть полностью, а не только его верхняя часть, в виде плотной корочки). Проверить степень просушки красочного слоя можно при помощи пробы пальцем - краска не только не должна мазать, но и не должна продавливаться под нажатием, иначе есть шанс повредить верхний просохший слой при дальнейшей работе. В живописи масляными красками это недопустимо технологически - разрыв верхней плёнки красочного слоя ведёт за собой выход на поверхность обеднённого (без масла и лака - они сформировали верхнюю плотную красочную корочку) красочного пигмента, а его использование ведёт к изменению цвета и фактуры в последующих слоях краски при высыхании. Если такое происходит, предшествующий повреждённый непросохший слой краски лучше полностью счистить мастихином и переписать заново.

После просушки поверхность полотна тщательно осматривается на предмет выявления пожухлостей и других дефектов. По мере надобности можно применить ретушный лак, льняное масло и другие подручные средства.

7) Основная прописка форм и объёмов.

По просохшему слою краски, который задал основные отношения в холсте, начинаем рисовать маслом поэтапно каждый из элементов картины. На этой стадии тщательно прорисовываем объём предметов в свету и полутенях. Чем светлее предметы, тем более укрывисто кладём краску с белилами.

На стадии прописки можно рисовать мастихином, это придаст фактурности, экспрессивности и плотности, основным частям картины. Но мастихин следует использовать аккуратно, не повсеместно, прорабатывая им только отдельные части картины. Хорошо выглядят изображения, где первый план решён фактурно, средний - традиционно, а дальний - мягко, гладко.

Именно на этой стадии лучше класть мазки краски по форме, вне зависимости от того, какие кисти вы используете. Можно прописывать предметы и объекты плоской квадратной щетинной кистью, тогда мазки будут ложиться на холст в виде цветных пастозных квадратиков, или накладывать мазки круглой кистью в виде полумесяцев на нужные участки.

Здесь можно и нужно использовать полулессировочные и укрывистые краски, активно применять белила (но сохраняя уже решённые на первых этапах прозрачные тени и некоторые полутени). Смысл послойного рисования маслом именно в том, чтобы, во-первых, тщательно соблюсти технологию масляной живописи (что сказывается на качестве живописи и её долговечности). А во-вторых, послойная живопись маслом позволяет одновременно сохранять уже созданные участки картины и уточнять и дорабатывать те, что пока не прорисованы в полной мере.

Ни в коем случае не следует переписывать заново одни и те же места только для того, чтобы правильно построить ход работы над картиной. Если времени на занятия живописью не много, а опыт, темперамент художника и задачи в живописи позволяют, можно писать маслом а-ля Прима, то есть сразу, за один сеанс, не учитывая классическую последовательность. Но такой этюдный характер живописи больше подходит для пленэра и сохранность таких работ маслом в неизменном, первоначальном виде никто не сможет гарантировать, а все изменения, происходящие с картиной во времени будут, к сожалению, необратимы.

8) Длительная просушка.

Разумеется, плотный, укрывистый слой краски нужно просушить перед тем, как продолжать работу над картиной. Просушка основного слоя занимает около месяца (наберитесь терпения!). Этот слой должен высохнуть, если не полностью, то до середины красочной поверхности (масло сохнет сверху вниз, внутрь - от верхней фактурной корочки по мере приближения к поверхности холста), то есть после просушки он не будет проминаться, разрываться, царапаться.

Ещё раз повторюсь, что сушить картину маслом следует в хорошо проветриваемом помещении естественным образом, без использования нагревательных приборов.

9) Прописка деталей.

Детализовать изображение и его части художник старается аккуратно, легко и смело. При этом, соблюдая баланс между излишней детализацией и слишком общим, состоянием работы. Одной двух выразительных деталей вполне достаточно. Излишняя детализация не является показателем мастерства художника (как думают многие зрители), она сбивает зрителя с толку, отвлекает от главного, перегружает картину излишней информацией и мешает тем самым её адекватному восприятию.

Детали прописываются тонкими кистями краской средней консистенции.
Самые важные детали в картине располагают в основной зоне (композиционный центр) ближе к переднему плану (первый и второй планы). Они подчёркивают объёмность основных частей, плановость, создают ощущение реальности, ясности. Кроме того, при помощи детали художник нередко раскрывает суть всего произведения зрителю. В классической картине деталь - это ключ к пониманию произведения. Такой знаковой деталью являются и пятки блудного сына в полотне Рембрандта, и красный платок человека, машущего кораблю, в “Плоте “Медузы”” Жерико.

Обычно ключевая деталь - самый сильный контраст во всей картине, ей уделяется особое внимание. Причём, деталью может служить не только складка или веточка яблока - деталь, это и поворот головы, и жест (вспомните “Боярыню Морозову” Сурикова), и выразительный силуэт и яркое пятно. Но об этом поговорим подробнее в статье о композиции.
Основная деталь прописывается тщательно, подробно, точно, остальные (по мере удаления от главного элемента или персонажа картины, менее качественно.

10) Обобщение.

Этот этап, обязательный как для учебной, так и для творческой картины, помогает подчеркнуть важное и отвлечь зрителя от случайного и ненужного. Именно списывание дальнего плана, смахивание излишних деталей, обобщение второстепенных форм, упрощение объёмов предметов и объектов, не являющихся основными помогает сохранить цельность, глубину планов, ясность мысли художника в картине.

Приёмами, обобщающими части картины, могут служить лессировки (жидкая прозрачная краска красиво затекает в бороздки, оставленные кистью и создаёт дополнительные фактуры и эффекты одновременно углубляя визуально пространство в картине), которые наносятся строго по хорошо просохшему слою краски. Можно использовать для этой цели технику затирки или “сухую кисть”. Иногда художники просто смахивают только что написанное изображение тряпкой в нужных местах - например, так поступал Серов, когда считал, что подробно написанные руки отвлекают от лица портретируемого.

Особое внимание при обобщении следует уделить краям картины (2-3 сантиметра от края при небольшом - до А2 - размере холста - “слепая зона”, куда внимание зрителя ни в коем случае не должно распространяться, если, разумеется, у художника не было соответствующей задумки). Также лишние детали и фактуры стоит сместить в сторону от геометрического центра картины (пересечение вертикальной и горизонтальной серединных осей) и ярко выраженных диагоналей (это правило не действует для симметричных и декоративных композиций!).

11) Просушка до полного высыхания.

Когда все части картины гармоничны в соответствии друг другу, удовлетворяют художника и соответствуют основной тематической, композиционной, стилистической и т.д. идее, картина отправляется на полную просушку. Обычно это занимает от 1 недели до 1 месяца. На этом этапе ставится авторская подпись художника на лицевой стороне и на обороте холста.

После просушки поверхность картины стоит внимательно рассмотреть и проверить на наличие технологических дефектов живописи - замутнение красок, потемнение, пожухлости и т.д. Если краски картины потеряли блеск и яркость, а слой краски стал тусклым и сухим, матовым, прожухлые участки можно протереть тряпочкой, смоченной льняным маслом. Если потребуется, эту процедуру можно повторить 2-3 раза с перерывами в неделю.

Просохшую картину тоже стоит протереть маслом для живописи, а потом убрать излишки масла сухой чистой хлопчато-бумажной тряпкой. Это освежит краски и поможет сохранить картину в неизменном виде до первого покрытия лаком. Будьте осторожны, лишнее масло при высыхании кристаллизуется на поверхности картины и создаст грязноватый липкий слой, который трудно очистить. Также к толстому слою масла может прилипать пыль и частицы бытового мусора, что вредит сохранности картины.

12) Покрытие лаком.

Покрывать картину лаком можно только после полной просушки, то есть, в соответствии с технологическими особенностями масляной живописи, - через год, не раньше. Лак в живописи выполняет не только эстетическую функцию (характерный блеск, случается, что художники покрывают лаком не всю картину полностью, а только части изображения - это придаёт живописному полотну особый фактурный эффект, комбинируя глянцевые и матовые поверхности). Также лак защищает красочный слой от механических деформаций, пыли и мелкого сора, делает поверхность картины более гладкой и ровной, что важно при очистке поверхности во время уборки. Лак консервирует краски под тонким прозрачным слоем, поэтому если краски не просохли полностью, а химические реакции смесей красок не самые технологически верные, под лаком начинаются необратимые изменения, потемнение, изменение цвета, растрескивание и т.д.). Исправить всё это уже невозможно - лак счищается только в ходе реставрационных работ специальным составом очень аккуратно - это целая профессия, требующая знаний и умений в области реставрации.

Для покрытия картин используется специальный покрывной лак (не для живописи, не ретушный). Он наносится на поверхность картины мягкой синтетической кистью тонким слоем. Излишки лака могут привести к растрескиванию картины и особой хрупкости полотна (обилие лака не позволяет холсту “дышать”, то есть усиливать и ослаблять натяжение волокон при изменении температуры и влажности в помещении, а это разрушает красочный слой. Именно поэтому картины в музеях экспонируют при особом температурном режиме и периодически осматривают и реставрируют. 1-2 тонких слоёв лака вполне достаточно для картины на протяжении всего её существования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.