Народные промыслы Курского края — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Народные промыслы Курского края

2020-06-02 910
Народные промыслы Курского края 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шляпцева И.И.

группа 71ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

Сохранение и развитие народных художественных промыслов играет незаменимую роль в процессе формирования эстетической культуры будущего поколения. Знакомство обывателей с народным творчеством вызывает интерес к культуре, обогащение знаниями данной области, сохранению традиций народов России. Каждый народ имеет богатую историю и культуру, которая отражена в народном творчестве.

Актуальность исследования заключается в том, что народные промыслы Курского края не достаточны, изучены в искусствознании. Однако имеются отдельные статьи и упоминание исследователей по темам Кожлянской игрушки и Суджанских гончаров. Например, в статье автора Олина Л.В. «Образы и сюжеты Курской глиняной игрушки» глубоко раскрывается история и этапы создания Курской глиняной свистульки. В книге «Декоративное искусство и народные промыслы Курского края» Шабанов Н.К. объясняет как изготавливается Кожлянская игрушка, но не затрагивает тему ее зарождения и актуальности в наши дни. Так как подробной информации нет, а она необходима для проведения уроков изобразительного искусства, с элементами краеведения, то стоит подробно коснуться особенности и значимости Кожлянской свистульки и Суджанских изделий для народов Курского края. Материал пробуждает интерес общества и молодежи к искусству народного творчества Курского края. Приобщение к культурным ценностям формулирует духовные и нравственные ценности у детей.

Курский край не только не забыл промыслы своего народа, но и передал их будущему поколению. В основном население курской области занималось кустарной промышленность и это приносило большой доход области. Первое упоминание на Курской земле о Суджанских гончарах сложилось еще в 17 веке, а расцвет пришелся на 19 век. Все изделия делаются на гончарных кругах, затем обжигаются в горнах - так называются печи, где делается обжиг. Гончары разделяли обязанности: одни добывали глину, другие изготавливали изделия, третьи продавали их. Наиболее распространенными изделиями гончаров являлась посуда: миски, кружки, чашки и т.д. Суджанские гончары пользовались красной, белой, желтой, серой глиной для изготовления изделий. После обжига большинство изделий расписывалось геометрическим орнаментом или волнистыми линиями, также изображали растительность, животных, птиц и рыб. Для Курского края характерна роспись кудривина – завитая, напоминающая парчу. В настоящее время в Судже гончарное дело развивается и интересует многих мастеров за пределами Курского края.

Рис.1.Суджанские гончарные изделия.

Еще одна ценность Курского края – это кожлянские свистульки. Знаменитой глиняной игрушкой славится село Кожли, Льговского уезда. Игрушки лепят здесь с незапамятных времен. Пока мужчины занимались гончарным делом в межсезонье, женщины делали свистульки. Продавали вместе с посудой по всей области соловьиного края, добираясь на лошади. Там обменивали глиняную игрушку на куриное яйцо. Ее лепили с музыкальной частью, из-за чего она приобрела название свистулька. Два раза в год село Кожля оживало яркой шумной ярмаркой, где вместе с хозяйственными товарами были представлены в большом количестве свистульки. Кожлянская игрушка изготавливается из местной серой или голубой глины, которая при обжиге меняет свой цвет на белый. В росписи игрушки присутствуют такие основные цвета как желтый, красный, синий, зеленый. Расписывают в геометрическом орнаменте, где любимыми приемами являются сетки, решетки, пятна, полоски.

Рис.2 Свистулька-корова и свистулька-всадник.

1988.Государственный Русский музей.

Рис.3 Игрушка-свистулька. Государственный Русский музей.

Тематика игрушек передает деревенский быт, фольклорные сюжеты. Образы кожлянских игрушек правдоподобно передают сказочный мир тут и трехглавый конь, и фантастические животные. Игрушки изготавливаются без лишних налепов, передавая только главные детали: шляпки у барышень, свисток, черты лица, поэтому кожлянские свистульки выделяются от остальных игрушек. Глаза, нос и рот делают проколами. Иногда глаза выделяют кружком, придавая тем самым милый наивный вид. Обжигают традиционно, большими партиями, в выкопанной яме. Роспись, кожлянские мастера, наносят по старинке куриным пером, из-за чего получаются ровные линии. Для прочности краски и придания ей яркости, мастера добавляют в нее мед, сахар и молоко.

К изготовлению каждой игрушки мастер подходит индивидуально, вкладывая свой характер. Если присмотреться, то можно заметить, что среди них нет одинаковых. Кожлянская игрушка, по-своему хороша ее нельзя спутать ни с какой другой игрушкой. Пережив подъем и спад за время своего существования, искусство кожлянской игрушки продолжило свое развитие благодаря заинтересованности и усилиям мастеров. В итоге сохранение традиций народного творчества – это сбережение души народа. В Курской области это понимают. В данной публикации были (конкретизированы) описаны этапы и техника изготовления как Кожлянской свистульки, так и Суджанских гончарных изделий. Более подробно была дана характеристика кожлянской игрушки в народном творчестве, ее особенность и значимость для Курского края.

Данная статья может использоваться в работе учителя на уроке, чтобы познакомить учащихся с историей возникновения таких промыслов Курского края, как Кожлянская глиняная игрушка и Суджанские гончарные изделия. 

 

Список литературы

1. Олина Л.В. Образы и сюжеты Курской глиняной игрушки./Л.В. Олина//Сохранение народной культуры Курского края как важнейшее средство воспитания детей - К: ОКУ. 2019-с.120-123.

2. Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006 — с. 22-23.

Электронные ресурсы

 3.Колокольчики в традициях кожлянской глиняной игрушки// Колокольная галерея. [2005 – 2020]

URL:https://www.showbell.ru/promysly/?st=kozhlyanskaya

4.Кожлянская игрушка//Ремесленничество в России. [2003-2020]

URL:http://www.remeslennik.ru/Docum/DocumShow_DocumID_80.html

 5. Кожлянская игрушка//Музей филимоновской игрушки. [2009 -2020]

URL:http:// www.filimonovo-museum.ru/toy/436/442.html

 

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД КРАТКОСРОЧНЫМ ЭТЮДОМ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яшкин Р.В.

группа 81ПГОж-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: к.п.н., доцент Косенко Н.А.

 

Специфика процесса обучения бакалавров художественно-педагогического направления заключается в практической направленности. В программе обучения большое внимание уделяется развитию художественно-творческих способностей. Одним из средств формирования специальных знаний, умений и навыков, относящихся к профессиональному художественному мастерству и необходимых в педагогической деятельности, является этюд. Работа над краткосрочными этюдами развивает такие качества как наблюдательность, зрительная память, координация руки и глаза, способность чутко воспринимать цветовые отношения в натуре, не предусматривая при этом больших временных затрат. Таким образом, краткосрочный этюд является эффективным средством формирования изобразительного мастерства студентов.

Работа над краткосрочным этюдом может осуществляться как во время аудиторных занятий под руководством преподавателя, так и во время самостоятельных занятий. Так, выдающийся художник-педагог Г.В. Беда рекомендует каждую новую тему начинать с краткосрочного этюда [2]. Такой подход позволяет передать первое, наиболее живое впечатление, что является одной из первостепенных задач в творчестве художника. Важно развить непосредственность восприятия – «это умение написать предмет не заранее известным цветом, а таким, каким он видится в данный момент во взаимосвязи с данными условиями окружения и освещения; это открытие новых, неожиданных качеств натуры, точек зрения, живописно-пластических, композиционных решений; это восхищение красотой, поэтического отношения к окружающему миру». Чередование длительных заданий с краткосрочными этюдами способствует глубокому восприятию натуры, развивает творческие способности студентов.

Особое место работа над краткосрочным этюдом занимает в пленэрной практике. В отличие от живописи в помещении, живопись на пленэре в большей мере помогает развить восприятие пространства. При таких условиях сразу видна многоплановость, масштабность изображения. Прослеживается свето-воздушная перспектива, изменение цветового оттенка в зависимости от времени года и суток. Создание этюдов в условиях пленэра было неотъемлемой частью практики многих живописцев. Основоположниками такого подхода можно считать художников Барбизонской школы живописи, которые стремились реалистично передать изображения французских пейзажей. Такие произведения как «Березы. Солнечный день» Е.И. Репина, «Холмы» Н.К. Рериха подтверждают значимую роль краткосрочных этюдов в творческом процессе. 

Развитие искусства привело к тому, что в современном мире этюд художника нередко рассматривается как самостоятельное произведение. Однако чаще он играет вспомогательную роль. С французского «etude» означает «исследование», «изучение». Многие художники рассматривают его как упражнение, позволяющее усовершенствовать свои профессиональные навыки и овладеть глубоким и правдивым изображением натуры. Этюды разнообразны по своему содержанию, характеру и времени исполнения. Например, цель этюда при подготовке к длительной работе - это, в первую очередь, сбор материала. Художнику важно запомнить, зафиксировать интересные впечатления от натуры. Выполнение краткосрочных этюдов в таком случае носит скорее вспомогательный характер и незаменимо при композиционном поиске. Этюды могут выполнятся по памяти, могут служить формой практического закрепления полученного на занятии материала.

Использование разнообразных материалов для краткосрочного этюда помогает ознакомиться с различными техниками живописи: акварели, акрила, гуаши, темперы, масла. Знакомство с новым материалом помогает творческому самоопределению, выработке индивидуального стиля. В зависимости от выбранного материала, меняется техника и последовательность ведения работы. 

Приступая к выполнению краткосрочного этюда, необходимо найти общие цветовые, тоновые отношения больших масс, основных объектов. Перед художником не ставится задача передать индивидуальный образ или раскрыть внутреннее состояние человека через мимику, черты лица, одежду, интерьер и др. Следует сосредоточится на ярком и лаконичном изображении выбранного автором мгновения [4]. Для такого рода заданий целесообразно выбирать небольшой формат. Такое решение позволяет за короткий срок произвести большое количество композиционных поисков.

Выполнение краткосрочных этюдов может служить средством сбора материала для дальнейшей работы над композицией. При этом небольшой формат позволяет за короткий срок выполнить больше композиционных поисков. Для лучшего понимания натуры, проработки характерных деталей важную роль играет изображение выбранного объекта с разных ракурсов.

В работе над краткосрочным этюдом, в отличие от длительного этюда, художнику предоставляется большая свобода в исполнении. Существует несколько основных этапов выполнения этюда, каждый из которых отвечает за определенные цели.

Чтобы этюд получился цельным и выразительным, художнику необходимо внимательно изучить постановку. Важным пунктом является выбор композиции. Продумав мотив, тему и сюжет, художнику необходимо выделить главное в постановке. Удачное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. Следует научиться отбрасывать все ненужное и оставлять только те элементы постановки, которые облегчат выражение главной идеи, подчеркнут силуэт, пропорции.

Следующий этап работы над краткосрочным этюдом - определение общей цветовой гаммы. Для преодоления константного восприятия цвета целесообразно выполнить краткосрочные этюды при разном освещении: при холодном дневном свете и при теплом электрическом [3]. При работе в условиях пленэра полезным упражнением является написание одного и того же мотива в разное время суток. Весь колорит работы меняется в зависимости от характера освещения, так, например, солнечным утром преобладают золотисто-розовые оттенки, в пасмурный день - серебристые. В зависимости от времени года меняется характер общего состояния освещенности в природе.

После подготовительных этапов можно перейти от общего цветового соотношения к проработке деталей. Прописку формы следует вести равномерно по всей плоскости этюда.

Метод постоянного сравнения поможет сделать итоговую работу максимально гармоничной и цельной. Для передачи световоздушной перспективы в этюде цвета на дальнем плане смягчаются и обобщаются, на переднем плане, наоборот, используются более резкие, контрастные цвета. При выполнении краткосрочного этюда фигуры человека начинающие художники часто почти не используют этот прием передачи воздушной перспективы. На всех этапах ведения работы предметы дальнего и переднего планов нужно постоянно сравнивать между собой по цвету, по тону. Для передачи дальности планов, а также для акцентирования внимания зрителя границы предметов натурных постановок прописываются не везде и не одинаково четко.

Несмотря на то, что краткосрочный этюд предполагает значительное ограничение по времени, в конце важно привести работу к живописному единству, отказаться от лишних деталей, если они имеются. Подчинение композиционному центру всех деталей работы помогает зрителю легче воспринимать изображение. Этому способствует свойство человеческого зрения. Все элементы натурной постановки воспринимаются по-разному, наиболее отчетливо человек видит то, на что смотрит в конкретный момент, все остальные элементы вокруг вокруг воспринимаются менее четко. Для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на композиционном и смысловом центре живописного произведения, все второстепенные элементы постановки обобщаются при завершении работы.

При работе над краткосрочным этюдом некоторые этапы ведения работы могут опущены. Например, в этюдах, главная цель которых - передача колористического образа, проработка деталей не так важна в условиях значительного ограничения во времени.

В заключение следует указать, что практика выполнения краткосрочных этюдов помогает сформировать ряд профессиональных компетенций, необходимых будущим специалистам в их деятельности [1]. Использование этого вида учебной работы помогает за короткий срок развить, в зависимости от поставленных задач, такие качества, как: убедительная передача цветовых и тоновых отношений, целостное восприятие натуры, наблюдательность, образное мышление.

Список литературы

1. Бедина А.Ф. Краткосрочные этюды как фактор развития компетентности учащихся // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I Междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2010.

2. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: Учебное пособие для вузов / Г. В. Беда. - М.: Просвещение, 1977. - 186 с.

3. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1999. -536с.

4. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 232 с.

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.