Методические особенности рисования натюрморта в процессе обучения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методические особенности рисования натюрморта в процессе обучения

2020-06-02 306
Методические особенности рисования натюрморта в процессе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пантюхина Е.А.

                          группа 81ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,

Россия, Орел

Руководитель: доцент Коханик С.С.

 

Изобразительное искусство - это искусство, которое создает на плоскости или плоскости в пространстве наглядное и осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чувственные образы, отражающие действительность. Роль натюрморта в обучении определяется его наглядностью и доступностью.

Натюрморт в переводе с французского – «мертвая при­рода». Возник натюрморт, в связи с развитием реализма в жи­вописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII в. как само­стоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сло­жились в Голландии, Франции, Испании, России. Традиции русской школы натюрморта развиваются в советском ис­кусстве.

Голландские мастера выработали строгие схемы и компо­зиционные приемы, определили правила выбора предметов и палитры красок. Они видели в вещах «тихую жизнь» и назвали натюрморт «стиллевен». Натюрморт выполняет различные функции. Например, декоративный натюрморт, запечатлевая красочность, изяще­ство и пышность природных форм, показывая богатство и роскошь плодов земли и вод, украшает интерьер; символиче­ский натюрморт, изображая свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы, напоминает о быстротечности чело­веческой жизни.

К натюрмортному жанру обращаются многие художники. Они прославляют в натюрмортах красоту мира вещей и природы, окружающих нас, рассказывают о сегодняшнем дне, о нашем образе жизни, выражают мысли и чувства человека строителя коммуни­стического общества.

Натюрморт в качестве учебного задания для рисовальщика крайне необходим. Он дает возможность изучить основные поло­жения реалистического рисунка, способствует развитию творче­ских способностей каждого обучающегося.

Рисунок натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов; и дело здесь по только в количестве предметов, но и в том сочетании учебных за­дач, которые решать уже приходится по-разному. При изображе­нии натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе осо­бого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; дру­гие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, до­статочно выразить характер формы.

Рисуя натюрморт из различных предметов, обучающийся глубоко усваивает принципы линейно-конструктивного построения фор­мы, широко знакомится с теорией перспективы, получает возможность творчески использовать полученные знания и умения. И, кроме того, в рисунке натюрморта художник должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность— гипс, бархат, шелк, стекло, металл и т.д.), а это требует известного мастерства, дальнейшего развития технических навыков.

Предмет композиции тесно связан с преподаванием рисунка и живописи. Работа с натуры направлена на освоение основ профессионального мастерства. В процессе исполнения длительных постановок, этюдов, композиционных эскизов, предваряющих дли­тельные задания, обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как «формат»,«точка зрения», «колорит», «тон», изучают правила изображения на плоскости.

Курс композиции натюрморта является начальным этапом формирования композиционных знаний и навыков. В образной структуре натюрморта мы можем выделить такие составные, как тема, сюжет, композиция, а также свойственные всем жанрам станкового искусства закономерности и правила композиции: ритм, композиционный центр, колорит и т. д. Изучив эти правила и закономерности, на примере натюрморта, обучающиеся получают необходимую теоретическую основу для изучения особенностей композиции в других жанрах искусства.Отличительная черта творческого натюрморта — полная подчи­ненность всех элементов композиции выражению темы.

В учебном натюрморте подбор предметов, их пластическая связь обусловлены учебными целями. Однако и здесь смысловая(сюжетная) связь не должна нарушаться. Эмоционально смысловое звучание произведения усиливается, если предметы, его составляющие, имеют функциональную связь между собой. В разработке сюжетно-пластических связей существует ряд приемов и способов, которые помогают создать цельную и вырази­тельную композицию.

Мы уже отметили один из важнейших моментов создания выразительной композиции — тщательный отбор предметов по смысловому признаку. К этому следует добавить еще один важный элемент композиции — колорит. Все они вместе взятые и составля­ют арсенал художественных средств, позволяющих художнику выражать свои замыслы. Часть из них решается уже на стадии создания натурной постановки, другие — в процессе работы над эскизом или оригиналом. Прежде чем перейти к рассмотрению методов работы над созданием натурной постановки и эс­киза, кратко остановимся на характеристике некоторых наиболее существенных элементов композиции натюрморта.

Устанавливая смысловые и пластические связи в композиции натюрморта, прежде всего, необходимо выделять в ней наиболее важную в тематическом отношении часть и стремиться подчинить ей второстепенные детали. Такая часть явится композиционным центром, который возьмет на себя основную смысловую нагрузку. В хорошо организованном изображении должны быть соблюдены нормы соответствия всех элементов композиции закону цельности, подчинения второстепенного главному. Чаще всего тематический центр бывает сдвинут с центральной оси или же далеко отнесен в сторону

Сдвиги композиционного центра могут происходить как в пределах фронтальной плоскости картины, так и в третьем измерении — вглубь. Классическая схема композиции отводит центральной части место на втором плане. Современная живопись внесла определенные поправки в эту схему и более свободно обращается с элементами композиции.

Композиционный центр может занимать различное положение в пространстве. От этого зависит линейная и цветовая схема произве­дения. Поставленный в центре группы, он заставит решать постановку по принципу геометрического равновесия, симметрии.

Существует несколько способов выделения композиционного центра. Он может быть выделен размерами, интересной с точки зрения изображения формой, цветом, тоном или представлять группу предметов, ярко выражающих тему натюрморта. Другим часто применяемым приемом в творческой работе является использование тоновых и цветовых контрастов. Ярким примером служит «Натюрморт с белым лебедем» Ф. Снейдерса, где всю центральную часть полотна занимает красивое белое пятно лебедя с раскрытыми крыльями. Однако, рассматривая различ­ные - способы и приемы выделения композиционного центра, мы лишь условно выделяем их в самостоятельные группы, поскольку на практике они используются в совокупности. Говоря о значении композиционного центра и его месте в изображении, надо иметь в виду, что хотя он и является важным, но все же не универсальным элементом композиции.

Специальные упражнения на развитие зрительной памяти, работа по представлению, целевые краткосроч­ные этюды, связанные с развитием творческих способностей, содействуют формированию композиционных навыков. Создание художественного произведения требует развития образных пред­ставлений, умения цельно видеть и передавать в изображении обобщенный на основе выделения главного образ. Развитие образного мышления в учебном процессе занимает столь же важное значение, как и обучение методам изображения реалистической формы. Это сложная и ответственная часть программы обучения искусству.

Образное видение всегда отличало хорошего художника от ремесленника. Критерием этого отличия является способность выделять из большого многообразия форм и явлений наиболее яркие.

Поскольку почти все окружающие нас предметы быта в схеме весьма близки, то стоит задача с определенной точки зрения как бы вычленить такую часть замкнутого пространства (картины), которое включало бы в себя не только все предметы, входящие в натурную постановку, но и определенную часть окружающей их среды. Таким образом, практической работе должна предшествовать мыслительная дея­тельность, связанная с выбором формата, когда обучающийся мысленно вписывает натюрморт в раму с соответствующими размерами сторон.

В процессе этой работы рисовальщику необходимо уяснить, что формат является неотъемлемой частью композиционного решения рисунка натюрморта, и каждая натурная постановка требует своего определенного формата. В одном случае это должен быть прямоу­гольник, в другом — квадрат, в третьем — формат, приближающий­ся к квадрату. Все зависит от того, как сгруппированы предметы натурной постановки, какую часть пространства занимает на­тюрморт в окружающей среде. Классическим примером выбора формата в его связи с предметным содержанием являются натюрморты французского художника Ж.-Б. Шардена.

Важное место в композиционном решении рисунка натюрморта занимает величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. При решении этой весьма важной задачи со стороны ученика должно быть активное отношение не только к изображаемым предметам, но и к среде, которая окружает их (фон, предметная плоскость). Изображаемые объекты должны скомпонованы в плоскость формата так, чтобы им не было «тесно», своими крайними точками они не должны очень близко подступать к границам формата. Слишком крупное изображение создает впечатление разрушения плоскости листа, предметы как бы «вываливаются» из картинной плоскости. Слишком мелкое изображение натюрморта, теряясь в плоскости листа, становится как бы второстепенным и тем самым не отвечает основной учебной задаче.

Итак, формат и величину изображения следует рассматривать как единое целое композиционного решения рисунка натюрморта, что, собственно говоря, и является первоначальной основой организации плоскости формата. Последующий этап организации плоскости формата связан с размещением предметов, входящих в натюрморт, относительно зрительного и геометрического центра. Предметы надо группировать таким образом, чтобы рисунок был уравновешен как по массам, так и тональным пятнам. Поиск формата и организация плоскости должны решаться через эскизы композиционного характера.

Часто можно наблюдать, когда этот вид работы обучающийся начинает не с определения границ формата, а с контурного изображения предметов и только потом приступает к решению формата, очерчивая набросок натюрморта рамкой того или иного размера. Такой путь кадрирования говорит о пассивном отношении к среде, окружающей предметы.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. Рисование педагога одновременно с его обстоятельствами объяснениями, с одной стороны детальнее раскрывает и конкретизирует слово педагога, с другой – показывает приемы построения изображения, что так важно для обучающегося. Поэтому обучение педагогическому рисунку, будет ли оно проходить на занятиях академического рисунка или на специальных занятиях по методике преподавания, должно обязательно сопровождаться словом рисующего.

Соблюдая принцип наглядности, педагог должен вести обучение так, чтобы оно было ясным, понятным и убедительным. Обучающимся необходимо разъяснить и показать на примере, где это только возможно, как применять те или иные законы и правила рисования.

Педагогический рисунок помогает не только восприятию и пониманию отдельных фактов, но и осознанию тех мыслительных и графических процессов, без которых не возможна работа рисовальщика. Высоко оценивая педагогический рисунок, широко применяя его, надо в то же время помнить, что педагогический рисунок является не самоцелью, а только вспомогательным средством для достижения основной цели – твердого усвоения теоретических и практических навыков обучающимися.В основном педагогический рисунок применяется для раскрытия закономерностей строения формы и сложных основ правильного, реалистического построения изображения. Поэтому все задания по педагогическому рисованию, предусмотренные программой, должны сопровождаться словесными пояснениями обучающихся, независимо от того, будут ли они работать дома самостоятельно или в присутствии педагога.

В ходе работы над рисунком натюрморта педагогу приходится решать целый комплекс задач — от размещения предметов на плоскости до выявления их характеристики тоном с учетом освещения и среды. Чтобы успешно подойти к конечному результату (к завершенности рисунка), необходимо выбрать правильный путь, то есть определить такую последовательность ведения рисунка, которая способствовала бы продвижению в работе.

«Порядок» в рисовании натюрморта заключается в соблюдении последовательности процесса работы от начальной стадии рисунка до его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает воспитаннику возможность сознательно строить рисунок на каждой его стадии.

При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать:

предварительный анализ постановки;

1) композиционное размеще­ние изображения всей группы и отдельных предметов на плоско­сти листа;

2) конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;

3) светотеневое решение большой формы и установле­ние основных тональных отно­шений;

4) детальная проработка формы тоном;

5) обобщающий этап работы над завершением рисунка.

Остановимся на каждом из перечисленных этапов подроб­нее.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зре­ния и выбрать наиболее интересную. Обратить внимание на эф­фекты освещения — с какой точки зрения более интересно выгля­дят формы предметов. Обычно формы предметов выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться про­тив света не рекомендуется. Следует продумать, как лучше скомпоновать натюрморт на ли­сте бумаги — вертикально или горизонтально.

В основу первого этапа должен быть положен наи­более удачный предварительно выполненный эскиз. Руководст­вуясь эскизом, сначала находится общий абрис всей группы натур­ной постановки. Определив об­щее местоположение будущего изображения на листе, переходят к поиску места для каждого предмета и установлению основных про­порциональных величин между ними. Первый этап рекомендуется вести легкими линиями, без лишней загрузки бумаги.

Второй этап работы начинается с конструктивного построения отдельных предметов, с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Особое внимание должно быть уделено положению каждого предмета в пространстве с учетом перспектив­ного сокращения поверхностей, образующих объем. С этой целью следует выполнить «сквозную» прорисовку оснований предметов, что позволит правильно определить положение на горизонтальной плоскости одного предмета относительно другого и тем самым распределить их по планам в глубину. После построения больших форм переходят к работе над более мелкими деталями с учетом их взаимосвязи с основной формой.

Третий этап работы над рисунком связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установлением основных тональных отношений, как между предметами, так и фоном. Оп­ределив на рисунке границы светотеневых градаций, вначале следует легким тоном проложить собственные тени на всех предметах. Причем прокладку тени надо начинать с самого темного объекта, что дает возможность правильно определить силу тона собственных теней на других предметах. Чтобы придать устойчивость предметам на плоскости и обозначить саму плоскость, вслед за прокладкой собственных теней надо проло­жить падающие тени.

Прокладка собственных те­ней дает возможность вести сравнение больших объемов ри­сунка с натурой и тем самым по­зволяет уточнить пропорции. Основные светотене­вые прокладки необходимо ре­шать не к белой бумаге, а к фону, поэтому работа над фо­ном должна идти одновременно с выявлением объема.

Четвертый этап связан с тщательной проработ­кой формы каждого предмета, с выявлением светотеневых оттен­ков, материальных качеств всех элементов натюрморта. Однако, прорабатывая от­дельные предметы или детали, не следует доводить их до пол­ной завершенности сразу, надо все время вести сравнение их как между собой, так и с натурой, следя за тональными отношениями.

Рисующий не должен забывать о рисовании от целого к частям, и от части к целому. В ходе детальной проработки рисунка натюрморта может оказаться, что отдельные части будут переделаны, благодаря чему рисунок воспринимается дробно. Пестрота в рисунке может быть и за счет нарушения тональных отношений между предметами, первого и последующих планов.

Поэтому пятый этап работы над рисунком натюрморта должен быть направлен на установление целостности изображения, что достигается, с одной стороны, обобщением, как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой — конкретизацией предметов первого плана.

 

Список литературы

1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» М.: Просвещение, 1981.-239 с.

2. Костерин Н.П. «Учебное рисование.- М.: Просвещение» М 1984.- 240 с.

3. Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе» М.: Просвещение, 1977. - 242 с.,

4. Пучков А.С. «Методика работы над натюрмортом» – М.: Просвещение, 1982. - 138

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.