Социально-политическая философия: теория общественного договора — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социально-политическая философия: теория общественного договора

2020-05-10 117
Социально-политическая философия: теория общественного договора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В «Левиафане» («Материя, форма и сила содружества, духовного и гражданского») (1651) Гоббс изложил свою доктрину о создании государств и законных правительств на основе теории «общественного договора». Большая часть книги занята демонстрацией необходимости сильной центральной власти и недопущения зла раздора и гражданской войны. Он утверждал, что человеческое тело подобно машине, и что политическая организация («содружество») подобна искусственному человеку. Исходя из этого механистического понимания людей и общества, Гоббс создаёт свою политическую теорию.

Гоббс описывает естественное «природное состояние» людей: это свободная от власти жизнь, но она неизбежно приводит к конфликтам, т.е. «война всех против всех». Люди по своей природе являются «одинокими, бедными, отвратительными и грубыми», «человек человеку – волк».

В целях самосохранения люди создают «общественный договор» и появляется гражданское общество. То есть люди уступают свои естественные права ради защиты, поэтому любые злоупотребления властью должны приниматься как цена мира (хотя в серьёзных случаях злоупотреблений следует ожидать бунта). В частности, он отверг доктрину Джона Локка о разделении властей, утверждая, что суверен должен контролировать гражданские, военные, судебные и церковные полномочия. Иногда его позицию считают оправданием авторитаризма и даже тоталитаризма.

Этические взгляды Гоббса (как и у Бэкона) были далеки от универсальной этики. Гоббс тоже считал, что люди в значительной степени поступают, исходя из ситуации, в которой они находятся и инстинктов. В этике действует наше фундаментальное право самосохранения любой ценой. Однако там, где существует политическая власть, наш долг состоит лишь в том, чтобы повиноваться тем, кто находится у власти.

Джон Локк

Джон Локк (1632-1704) – английский эмпирик. Его идеи оказали огромное влияние на развитие теории познания и политической философии, и он считается одним из самых влиятельных мыслителей своей эпохи.

Основополагающие принципы теории познания Локка представлены в его монументальном «Эссе о человеческом понимании» (1690). В нём он утверждал эмпирический подход: сознание познающего субъекта – это «чистая доска» (отсутствуют «врождённые идеи»); а все наши идеи, будь то простые или сложные, в конечном итоге вытекают из чувственного опыта. Его высказывание стало девизом эмпиризма (и сенсуализма):

§  «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувственный опыт».

Это приводит его к созданию учения о первичных и вторичных качествах, соответствующие двум видам опыта:

§ внешний опыт даёт знание некоторых первичных качеств, которые являются свойствами самого предмета (протяжённость (величина), форма, число, движение и т.д.);

§ внутренний опыт (или рефлексия – наблюдение ума над своей внутренней деятельностью) даёт знание вторичных качеств, качеств, возникающих в результате нашего взаимодействия с объектом (цвет, вкус, запах и пр.).

Таким образом, чувства снабжают ум простыми идеями, из которых ум активно строит другие – сложные идеи. Хотя Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощённого характера, а имел рационалистический уклон. Он выделяет три рода познания: чувственное, демонстративное и интуитивное.

Философия образования

Согласно Локку, образование должно иметь трехсторонний подход: развитие здорового тела, формирование добродетельного характера и выбор соответствующей учебной программы. Он считал, что человек – в значительной степени продукт образования. Локк сторонник развития индивидуальности в ребёнке, поэтому он сторонник частного обучения. Социальное образование не должно быть упущено: дети должны быть обучены, чтобы затем стать полезными обществу. Философию образования Локк изложил в работе «Некоторые мысли о воспитании» (1693).

Политическая философия

В работе «Два трактата о правлении» (анонимно опубликованным в 1690 г.) Локк зарекомендовал себя как политический теоретик. Во «Втором трактате» он излагает теорию политических прав и свобод. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трёх неотчуждаемых естественных прав: на жизнь, свободу и собственность. Имущественная собственность индивида есть продукт его труда. Догосударственное общество Локк считал обществом свободы и равенства. Государство как социальная структура (или «содружество») создаётся с согласия людей («общественный договор»). Политический порядок определяются через правление большинства, хотя недовольные граждане сохраняют за собой законное право на революцию. Он выступал против авторитаризма, и особенно тоталитаризма (который оправдывается Гоббсом). В варианте Локка теория общественного договора являлась правовым обоснованием конституционно-монархического правления. В целях недопущения абсолютизма он ввёл идею разделения властей, согласно которой Церковь и судебная система действуют независимо от правящего класса. Государство должно законно защищать наши естественные права на жизнь, свободу и собственность, исключая религиозные проблемы, которые, по его мнению, выходят за рамки законных интересов гражданского правительства. Многое из этого кажется знакомым по нашей Конституции РФ 1993 года.

В гармонии с его философским эмпиризмом Локк предлагает эмпирическую теорию этики. Люди достигают знания нравственных норм и убеждены в своём долге подчиняться этическим нормам (деонтология). Этого понимания люди достигают через опыт: удовольствие от поощрения и боль от порицания. Отсутствие внутреннего осознания этического долга, а только обучение ему через наказание и поощрение, приводит его этическую теорию к эгоистическому гедонизму. Локк полагает, что существуют три вида закона: божественный закон, гражданский закон и закон мнения (личное порицание, которым подавляющее большинство людей руководствуются в своём поведении).


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.