Тема 3. Рационалистическая философия Нового времени — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема 3. Рационалистическая философия Нового времени

2020-05-10 149
Тема 3. Рационалистическая философия Нового времени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рене Декарт: дедуктивный метод, деизм, дуализм, механицизм, стоическая этика. Бенедикт Спиноза: пантеизм, монизм, интеллектуальный интуитивизм, моральный релятивизм, детерминизм. Готфрид Лейбниц: теодицея, монадология, предустановленная гармония, плюрализм, детерминизм.

 

Лекция

Рене Декарт

Действительно великим философом Нового времени был французский философ и математик Рене Декарт (1598-1650), основатель рационализма.

В теории познания он придерживался теории «врождённых идей» и дедуктивного метода познания; в математике видел образец рассуждений и рационалистического поиска знаний. В основе философского метода Декарта лежит его отказ принять авторитет предыдущих философов, и даже отказ от показаний своих собственных чувств (методологический скептицизм). Ложность чувственного познания Декарт демонстрировал на «восковом аргументе»: расплавленный кусок воска воспринимается нашими чувствами как совершенно другая вещь. Из этого Декарт делал вывод, что чувства могут вводить в заблуждение и что разум и дедукция – это единственный надёжный метод достижения знания, суть рационализма.

Философский дедуктивный метод Декарта характеризуется четырьмя простыми правилами:

§ в познании следует отталкиваться от ясных, очевидных для разума истин;

§ разделять каждую задачу на столько частей, сколько необходимо для её решения;

§ начинать с простейших вопросов и подниматься к более сложным;

§ достаточно часто и тщательно проверять, чтобы не допустить ошибок.

Этот метод он подробно описал в своём труде «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (1637) и дополнил в «Размышлениях о первой философии...» (1641).

Выявив один несомненный принцип, что мысль существует, Декарт затем утверждал, что, если кому-то было интересно, действительно ли он сам существует, то акт мышления, сам по себе доказывает, что мыслящий субъект действительно существует:

§ «я мыслю, следовательно, я существую».

Здесь стоит отметить, что «мышление» для Декарта – это не просто теоретическое мышление, но и все формы сознания, опыта, чувств и т. д. Сознание познающего субъекта, по Декарту, содержит два вида идей: пришедшие из чувств и врожденные идеи. Именно последние обладают полной достоверностью, несомненностью для разума. К ним он относит идею Бога, математические понятия и аксиомы, некоторые суждения (например, «из ничего ничего не происходит») и т.п.

В учении о бытии (метафизике) Декарт придерживался деизма [3], дуализма[4] и механицизма. Декарт признаёт существование Бога как совершенного и всемогущего творца мира. Вместе с тем, Бог в основу бытия мира, положил две субстанции[5] (дуализм), которые в своём существовании нуждаются только в обычном содействии Бога (деизм) без последующего вмешательства. Эти субстанции:

§ сознание («субстанция мыслящая», которая дана непосредственно, непротяжённа, неделима, не имеет частей и формы),

§ материя («субстанция протяжённая», дана через чувства и воображение, делима, имеет форму, обладает движением).

Механицизм

Бог сотворил мир из хаоса материальных частиц, наделив его законами механики, что привело к возникновению организованного и упорядоченного мира. Человек, будучи создан Богом, соединяет в себе две субстанции (тело и душу), поэтому может познать и Бога, и созданный им мир. Его механистические взгляды проявляются в объяснениях и физически сложных явлений. Животные, по мнению Декарта, являются сложными органическими машинами, все движения которых могут быть полностью объяснены механикой без какой-либо ссылки на работу ума. Декарт считал, что и человеческое тело работает как машина, что оно обладает материальными свойствами расширения и движения, следуя законам физики. Он утверждал, что части человеческой машины подобны часовым механизмам, и что машину можно понять, разбирая её части, изучая их, а затем складывая их вместе, чтобы увидеть более широкую картину (идея редукционизма). Но способность человека адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, и, в частности, способность творчески реагировать на использование языка, объясняет наличие нематериальной души (ума), которая связана с телом, но не следует законам физики.

Декарт, сделал существенный шаг вперед в науке XVII века, объяснив физический мир, законами математики и физики. Таким образом, мир был освобождён от привлечения Бога к объяснению изменений и движения. Декарт был первым, кто сформулировал проблему сознания в том виде, в котором она существует сегодня, и первым, кто чётко идентифицировал ум с сознанием и самосознанием, и отличил их от работы мозга, который был физическим вместилищем интеллекта (дуализм).

В этике Декарт предпочитал стоическую мораль. Он считал разумным придерживаться скромного, традиционного образа жизни, который обеспечивает безопасную и комфортную среду для серьёзного изучения наук и философии.

Бенедикт Спиноза

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – философ-рационалист.

В теории бытия Спиноза, как пантеист [6], прямо отрицает личность и сознание Бога, полагая, что Бог – это Вселенная, задуманные как вечное и необходимое единство:

§ Бог и мир (природа) едины.

Спиноза является монистом [7]: Бог – это единая абсолютная субстанция (тогда как Декарт – дуалист (ум и тело)). В своём пантеизме Спиноза близок своим предшественникам эпохи Возрождения (Бруно и Кузанскому). Проблема объяснения мира рассматривается им как проблема геометрии. Конкретные вещи порождаются единственной субстанцией, становясь её модусами (состояниями субстанции). Модусы обладают двумя атрибутами (качествами) – протяженностью и мышлением.

Каждая вещь – это одновременно и модус атрибута протяжения (материальная вещь) и модус атрибута мышления (идея, соответствующая вещи). Человек – это самый сложный модус субстанции, которому соответствует идея, мыслящая своё тело и саму себя (душа).

В теории познания Спиноза, как рационалист, сторонник интеллектуальной интуиции [8], следует за дедуктивным методом Декарта. Для Спинозы цель философии – это полное знание вещей, которое может быть достигнуто ясным мышлением. Спиноза выделяет три уровня познания:

(1) чувства и воображение (смутные идеи, неадекватное знание),

(2) рациональное познание (ясные идеи, адекватное знание),

(3) интуитивное знание – «внутренний свет» (адекватное постижение целостной сущности вещи).

Философия политики

Спиноза – сторонник теории общественного договора (отказа человека от своих естественных природных прав в пользу сохранения безопасности и мира).

Этика Спинозы имеет много общего со стоицизмом, так как его философия нацелена на интеллектуальное достижение счастья (эвдемонизм). Он утверждал, что «высшим благом» является знание о Боге, которое способствует освобождению от страхов и страстей и, в конечном счёте, приводит к истинному блаженству. Однако взгляды Спинозы резко отличаются от стоиков: он считает, что разум не может преодолеть эмоции, – эмоция может быть преодолена только более сильной эмоцией.

Спиноза принял позицию морального релятивиста, полагая, что никто не является, по сути, ни хорошим, ни плохим. Все оценки индивидуальны в полностью упорядоченном мире, где царит «необходимость» (детерминизм [9]). Понятия добра и зла не абсолютны, т.к. всё исходит из сущностной природы предметов или Бога-природы. Согласно Спинозе, реальность – это совершенство, и всё, что делают люди и животные, превосходно и божественно. Зло – это следствие нашей неадекватной концепции реальности, недостаточности знаний для обнаружения всеобщей истины.

Готфрид Лейбниц

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – представитель немецкого рационализма, великий учёный, математик и физик, внёс вклад также во многие другие науки. Прославился созданием дифференциального и интегрального исчисления (которое независимо разработал в Англии Исаак Ньютон), комбинаторики, теории определителей. Вклад Лейбница в логику был, пожалуй, самым важным после Аристотеля и перед открытиями в современной формальной логике в середине XIX века.

Философия и теология

Лейбниц оставался набожным христианином на протяжении всей своей жизни и создал влиятельную трактовку проблемы зла в мире, созданном всеблагим и всемогущим Богом. В философско-теологическом труде «Теодицея»[10] (1710) он оправдывает бытие Бога и наличие в мире зла: наш мир является оптимальным среди всех возможных миров потому, что он был создан совершенным Богом.

Теория бытия

Возможно, самый известный вклад Лейбница, – вклад в метафизику («Монадология», 1714). Его теория монад, – это форма плюралистического [11] идеализма, иногда называемого панпсихизмом или параллелизмом. Монады – это духовные элементы бытия: вечные, неразложимые, уникальные, подчинённые их собственным законам, и каждая из монад отражает всю вселенную в заранее установленной гармонии (заранее заложенной Богом – «центральной монадой»). В отличие от атомов, монады нематериальны и не имеют размера. Не существует истинных причинно-следственных связей между монадами, но все они полностью синхронизированы Богом в «предустановленной гармонии». Поэтому для Лейбница все вещи в материальном мире – это только явления, которые на самом деле являются побочным продуктом бесконечного множества этих нематериальных монад. В некотором роде это похоже на современную идею о том, что Вселенная состоит из энергии.

Согласно теории Лейбница, люди и даже сам Бог – это монада монад, а существование Бога может быть выведено из гармонии, преобладающей среди всех других монад (потому что именно Бог желает предустановленной гармонии). Таким образом, внешний мир является идеальным и феноменальным, и его движение является результатом динамической силы (предустановленной гармонии) этих простых духовных монад. Хотя Лейбниц утверждал, что верит в существование свободной воли, его философия, по сути, является детерминизмом.

Лейбниц также использовал монадологию в попытке преодолеть проблематичное взаимодействие между разумом и материей, возникающее в системе Декарта. В концепции Лейбница о вещах, действительно, нет необходимости в представлении причинности вообще, поскольку всё заранее организовано и предопределено всемогущим Богом. Однако теория Лейбница считалась несколько произвольной и эксцентричной даже в свое время.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.