Тема 1. Характерные черты философии Нового времени и эпохи Просвещения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1. Характерные черты философии Нового времени и эпохи Просвещения

2020-05-10 187
Тема 1. Характерные черты философии Нового времени и эпохи Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новое время. Просвещение. Ранняя современность. Становление капиталистических отношений. Научный скептицизм. Отход от теологии. Опора на разум. Проблема метода научного познания. Просвещение общества на основе знаний. Реформирование общества на основе знаний.

 

Лекция

В хронологическом порядке Новое время западной философии обычно отождествляется с периодом XVII в. – начало XVIII в., а XVIII век часто упоминается как Просвещение. Это время считается ранней современностью.

Новое время наступает в период становления капиталистических отношений, когда меняется отношение людей к науке и целям познания. Новое время поощряло науку, научный скептицизм и интеллектуальную деятельность и выступало против суеверий, нетерпимости и злоупотреблений со стороны церкви и государства. Эпоха Нового времени продолжила (следом за эпохой Возрождения) отход от теологии и аргументов, основанных на вере. Она была более независимой от традиционных авторитетов, таких как церковные писания, аристотелизм и академические средневековые учения. Новоевропейские философы ещё не представляли картины мира без Бога, но они отдалились от средневековых подходов к философии, в частности от схоластики, в пользу более унифицированных философских систем, таких как рационализм и британский эмпиризм. Прогресс в науке и рост религиозной терпимости также привели к возрождению политической философии. Иногда говорят, что девизом эпохи является высказывание Ф. Бэкона: «Знание – сила»[1].

Новоевропейская философия и философия Просвещения отстраняются от решения религиозных проблем и сосредотачиваются, в первую очередь, на:

ü проблеме метода научного познания;

ü просвещении общества на основе знания;

ü реформировании общества на основе знаний.

Первые тенденции Нового времени отчётливо проявились в эмпирической философии Фрэнсиса Бэкона и вскоре нашли массовое проявление, в частности, в рационалистической метафизике Рене Декарта. Томас Гоббс первым применил новую методологию к политической теории, став создателем современной политической философии, в том числе современной теории «социального договора». Учебный канон изучения ранней современной философии обычно включает также Спинозу, Лейбница, Локка, Беркли, Юма, хотя вклад в философию Нового времени и Просвещения сделали многие мыслители, – сюда относятся Галилео Галилей, Пьер Гассенди, Блез Паскаль, Николас Мальбранш, Исаак Ньютон, Христиан Вольф, Монтескье, Жан д'Аламбер, Адам Смит и т.д. Оригинальной фигурой Просвещения был Жан-Жак Руссо. Задача поиска правильного научного метода познания обусловила появление двух основных гносеологических направлений, – эмпиризма и рационализма, которые стали основными философскими движениями периода Нового времени и частично периода Просвещения.

ü Эмпиризм (от греч. «опыт») – направление в гносеологии Нового времени, согласно которому источником истинных знаний о мире и критерием их истинности является опыт, опирающийся на наблюдение и эксперимент.

Основатель эмпиризма – Френсис Бэкон; представители: Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли; Дэвид Юм. Джон Локк является создателем более узкого направления эмпиризма – сенсуализма (от лат. «чувство, ощущение»).

ü Рационализм (от лат. «разум») – направление в гносеологии Нового времени, согласно которому источником истинных знаний о мире и критерием их истинности является разум.

Родоначальник рационализма – Рене Декарт; представители: Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Открытие Ньютоном законов механики повлияло и на философию этого периода. Мыслители видели проявление механического движения в устройстве Вселенной, живого мира и общества.

Уделялось внимание и политической философии.

 

Тема 2. Эмпирическая философия Нового времени

Фрэнсис Бэкон: индуктивный метод, технократическая утопия. Томас Гоббс: механистический материализм, теория общественного договора, естественное состояние. Джон Локк: эмпиризм и сенсуализм, философия образования, разделение властей, естественные права.

 

Лекция

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ, учёный и государственный деятель. Его основной вклад в философию – применение индуктивных рассуждений (обобщений, основанных на конкретных фактах), подход, используемый современной наукой, а не априорный метод средневекового схоластики и аристотелизма. Он считается основателем эмпиризма и занимался созданием научного метода.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.