Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

2020-05-10 698
Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторское отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по «желтому билету», сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т. е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибли в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево — на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман «Преступление и наказание» — суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Отметим  удушающую тесноту помещения и укажем, что каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного гор воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

— Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

(Это сам Раскольников, замечательно хорош собою но опустился и обнеряшился это пьяные всякого рода промышленники и лохмотники Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.)

Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

— Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(Вот комната Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Комната Мармеладовых: Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» — так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики — типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, «прынцессы» увесели тельных заведений. Трактирная и уличная стихия — противоестественная, нечеловеческая — вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2)

2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

3. Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4)

4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5)

5. Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4)

6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

7. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу... Надорвалась!»). Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой пес чинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Петербург Достоевского — «город, в котором невозможно быть».

Пейзажи: ч. 1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч. 1, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 (комната — «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната — «сарай» Сони).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

— Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

— Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».)

3. Подумать над вопросами:

— Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

— Как вы объясните эти противоречия?

— Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

— Каковы мотивы преступления?

- Разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч. 1, гл. 6.

 «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных

Герой мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он ищет выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

1. Герой не принимает лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества.

2. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

3. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

— Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

(Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать пробу предприятию мысли о котором возникли месяца полтора назад.)

— Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

(Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».)

— В чем же сомневался герой?

(В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.)

Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе процентщице, в распивочной, после сна. («Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор... и нечем тут было смущаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»)

Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.

— Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

(В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой — холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.)

— Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

(Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!.. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!.. - сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.)

Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба — он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников — мыслитель, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» — жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

Первый день: ч. 1, гл. 1-2;

Второй день: ч. 1, гл. 3-5;

Третий день: ч. 1, гл. 6-7;

Четвертый день: ч. 2, гл. 1-2;

Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1;

Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4;

Десятый день: ч. 4, гл. 5-6;

Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6;

Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8;

Спустя полтора года — эпилог.

Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца — и Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером — о старухе-ростовшице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.

Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч. 3, гл. 5); эпизод из 2-ой встречи Раскольникова и Сонечки со слов: «Ты был голоден!.. — убивать, убивать-то право имеете?» (ч. 5, гл. 4).

 По-разному называя жанр романа, критики сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой — человек идеи.

«...идея — сила, формирующая человека, его характер… определяющая его поведение не М чем «психология» и чем «среда». «Высшими» людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. «Это — человек идеи, — говорил о них Достоевский. — Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу». Для такого человека «измениться в убеждениях значит… тотчас же измениться и во всей своей жизни».


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.